Скрип при повороте руля — это проблема, с которой сталкивается каждый водитель. Кто-то замечает посторонние звуки сразу, другие понимают это через несколько лет непрерывной эксплуатации авто. Именно скрипы часто являются распространенными причинами поломки либо неправильной работы какого-то механизма. Проблемы показывают себя при определенных обстоятельствах. В нашем случае это возникает при повороте руля. Рассмотрим, какие существуют причины, а также методики устранения неприятного скрипа.
Скрип при повороте в движении и на месте
В процессе езды рано или поздно водитель слышит различные звуки, доносящиеся с разных сторон машины. Скрип руля раздражает сильнее всего, при этом звук может проявить себя совершенно внезапно и также быстро исчезнуть. Защитить себя от разных шумов в салоне можно, установив шумоизоляцию. Однако это не отменяет того, что ликвидировать скрип рано или поздно придется.
Рулевая рейка скрипит обычно при поворотах. Шумы возникают как на скорости, так и «на месте». Эксперты утверждают, что колесо руля обязано поворачиваться бесшумно. И если водитель услышал скрипы, то нужно сразу выяснить их источник происхождения. Все, что допустимо в данной ситуации — небольшое шипение, а иные звуки совершенно неприемлемы.
Наконечники рулевой тяги
Деформация или разрыв пыльников могут вызывать скрип рулевой тяги. Песок, попадая на механизм, забивает щели, смазка перестает работать, и возникает скрип. Для выяснения причины необходимо отсоединить рычаги рулевой тяги и внимательно рассмотреть наконечник. В случае попадания инородных предметов необходимо произвести замену сразу обоих наконечников со всеми комплектующими. Парная замена производится с целью увеличения срока службы. После замены наконечников необходимо обратиться в автосервис для выполнения компьютерной диагностики с последующим регулированием колес (развал-схождение).
Самые распространенные причины скрипа руля
Многие автовладельцы задаются вопросом: почему при повороте руля слышен скрип, причины этого явления им неясны. Во-первых, нужно понимать, что машина, которая эксплуатируется более 10-15 лет, в любом случае будет издавать скрипы. Это естественное явление и удивляться этому не стоит. Характерные звуки появляются резко, они говорят о поломке или неисправности. Необходимо как можно скорее ликвидировать поломку, иначе отказ управления на скорости или плохая работа руля негативно скажется на езде. Рассмотрим наиболее распространенные причины скрипов.
Неправильный «сход-развал»
Неприятный скрежет могут издавать сами колеса. Не нужно отметать эту версию. Если водитель определил, что источником звука являются шины, значит, неисправность скрывается не в руле, а в неправильном сход-развале. Это говорит о том, что износ протектора проходит неравномерно, что не очень хорошо для покрышек в целом. По данному «симптому» мастер способен определить необходимость выставления углов.
Причина скрипа в данной ситуации очень проста — неправильно выставленное колесо задевает локер или иную кузовную часть. Если игнорировать проблему, то резина износится быстрее, что выведет ее из строя. Сход-развал рекомендуется выставлять и проверять на специальном оборудовании. Если владелец авто заметил у себя данный «симптом», то ему нужно посетить шиномонтаж. Электронное оборудование поможет выставить положение колес правильно, и скрежет перестанет беспокоить водителя.
Проблемы с рулевой колонкой или рейкой
Проблема, касающаяся рулевой колонки или рейки, может стать причиной появления скрежета при повороте руля. При этом скрип возникает одновременно с колебаниями на колесо руля. Чтобы лучше разобраться в проблеме, необходимо понять, как устроена колонка. Она представляет собой кожух, который закрывает вал. Ее основное предназначение — закрепить внутренние элементы и передавать крутящий момент на механизм. Из-за кожуха происходит смягчение ударов и колебаний, которые не были погашены подвеской.
Если скрип при повороте руля слабый, то эксплуатировать машину можно. Но со временем элементы изнашиваются, скрип усиливается, а значит, механизм требует замены. Что касается рулевой рейки, то она представляет собой сложную систему, особенно на машинах, выпущенных давно. Владелец авто может выявить состояние пыльников, но провести глубокую диагностику не выйдет. За этим нужно обратиться к мастерам.
Сайлентблоки
Сайлентблоки — это элементы, которые способны спровоцировать скрип руля. Данная проблема появляется во время жаркой погоды и сейчас мы объясним почему. Если температура воздуха на улице довольно высокая и вдруг внезапно руль начал скрипеть, то первым делом нужно проверить сайлентблоки. Данный симптом говорит об их изношенности. Детали изготовлены из резины. Во время жары резина высыхает, тем самым уменьшается, особенно если она уже старая. Именно это и заставляет слышать водителю скрип. К счастью, современные сайлентблоки но автомобилях изготовлены из полиуретана. В жару он не засыхает, а значит, скрипов не издает.
Подшипники
Как только подшипники «выходят из строя», они начинают издавать странные звуки. Водитель слышит треск, а также скрип, когда вращает баранку. Звуки возникают в момент, когда внутри заканчивается смазочное вещество, либо попадает грязь. Это соответственно снижает ресурс элемента. Если говорить точнее, то звуки издает ступичный подшипник. Он служит около 50-150 тысяч километров. Конкретная цифра зависит от марки автомобиля, но передние элементы подвергаются износу быстрее.
Скрип пластика
Любая бюджетная машина, к сожалению, по умолчанию издает скрипы. Это нормальное явление для авто эконом-сегмента. Избежать этого не получится, поскольку качество пластика и креплений низкое. Через 2 года после покупки новой машины водитель уже замечает скрежет, а при регулярной эксплуатации данный звук проявляет себя еще раньше. Ликвидировать скрипы можно с помощью средства «Маделин». Провести процедуру можно самостоятельно, но это займет много времени. Лучше всего сначала зафиксировать разболтанные элементы и только потом проводить обработку.
ШРУС и опоры шаровые
Шаровая опора порождает собой скрипы, если изнашивается. Кроме этого, водитель может слышать стуки в любом положении руля. Эксперты советуют сразу же заменить опору, так как она способна отказать в самый неподходящий момент. Если владелец будет эксплуатировать авто правильно и не практиковать экстремальную езду, то шаровые опоры будут служить ему долго. Вместе с этим нужно присматривать за состоянием пыльников. Если следить за этими двумя узлами, то скрипов в ближайшее время слышно не будет.
Что касается ШРУСа, то он, конечно же, принимает участие в передаче крутящего момента от КП на колеса. Возникновение хруста и скрип при повороте руля на месте дают понять, что ШРУС постепенно выходит из строя. Странный звук издает игольчатый подшипник.
Многих водителей интересует, какой именно ШРУС издает хруст. На самом деле, ШРУСы бывают внутренними и наружными. Второй вариант хрустит чаще. Если автолюбитель понял, что проблема именно в нем, то волноваться не нужно. Заменить его можно, проездив еще 5-10 тысяч километров. Во время диагностики возможно и такое, что менять деталь не придется — решением проблемы может быть простая замена пыльника или обновление смазочного вещества.
Скрип резины
Резиновые скрипы — не настолько популярная проблема, но имеет место быть. Неполадки кроются в конструкции машины. Чтобы выяснить, откуда исходит звук, авто устанавливают на эстакаду, а затем ищут саму неисправность. Чаще всего источниками скрежетов становятся сайлентблоки, колеса или уплотнители.
Неисправность гидроусилителя руля
Система рулевого управления с гидроусилителем состоит из рулевого механизма, насоса, гидравлических магистралей и бачка. Неисправность может коснуться любого из вышеперечисленных элементов, а неправильная работа даже одного из них негативно сказывается на работе остальных. Владелец транспортного средства не всегда может точно определить, что вышло из строя.
Первый компонент, который часто выходит из строя — это рулевой механизм. К характерным симптомам его повреждения относятся:
• Утечки.
• Стук при езде по неровным поверхностям.
• Неравномерная опора (разная сила опоры при повороте руля влево и вправо).
• Полное отсутствие опоры при повороте руля в одну или обе стороны.
• Появление опоры с задержкой, только через некоторое время после включения авто, на горячем масле.
• Не возвращается руль после поворота колес.
Гидравлический усилитель — это то, что есть сегодня на каждом современном авто. Если владелец слышит скрип при повороте руля в движении, то дело, возможно, в этом гидроусилителе. Он превращает руль в колесо, которое вращается мягко и плавно. Но когда гидроусилитель неисправный, то руль издает странные звуки и скрип. С одной стороны неполадка может оказаться несерьезной. Например, когда ремень ослаб и потерял свою эластичность. Но с другой стороны, шум способен спровоцироваться из-за малого количества жидкости в ГУР. Тогда звуки слышны «на месте», а не во время езды.
И самая серьезная неполадка — неисправность насоса или иных деталей усилителя. Именно эта проблема требует немедленного вмешательства профессионалов.
В этой ситуации симптомы могут включать следующее:
• появление пены в бустере;
• поток жидкости ГУР из бачка;
• заклинивание руля;
• громкая работа помпы при прямом движении;
• гудение или стук при повороте;
• меньшее сопротивление рулевому управлению при увеличении оборотов;
• нет помощи при повороте руля в обоих направлениях.
Следует помнить, что симптомы неисправности не всегда являются однозначными сигналами. Бывает, что они будут практически незаметны, а система гидроусилителя руля в одночасье начнет отказываться подчиняться. Независимо от причины, водителю ни при каких обстоятельствах не следует ремонтировать автомобиль самостоятельно, если нет соответствующих знаний и опыта в этой области. Воспользовавшись услугами специализированной мастерской, водитель может быть уверен, что не только неисправность будет должным образом диагностирована, но и при необходимости отремонтирована на месте с гарантией.
Шумы из ГУР
Не смотря на то, что электрические усилители руля, сегодня внедряются очень часто, основным помощником водителя при рулении на большинстве легковых автомобилей, остается гидроусилитель руля. Шуметь этот агрегат может по причине недостатка рабочей жидкости. В этом случае, нужно ее долить в специально предназначенный для этого бачок. Только доливайте ту же жидкость, которую использовал производитель, сам усилитель настроен именно на рабочие параметры конкретного продукта, и применение другой жидкости может быть очень негативно воспринято усилителем. Помимо недостатка рабочей жидкости причиной шума в гидроусилителе может стать его насос, в том случае, если он собрался помирать, так же нужно поверить состояние ремня гидроусилителя, ибо с ним тоже могут возникать определенные сложности. И если состояние ремня ГУР вызывает у вас подозрение, ремень лучше заменить.
Другие причины
Когда водитель понимает, что у него скрипит руль при вращении, он начинает искать причину. Однако неисправность может заключаться в разных элементах системы авто. Для конкретных марок автомобилей есть свои специфические причины, которые не рассматриваются в данной статье. Разнообразие систем рулевого управления настолько велико, что и причин неисправности много.
В любом случае, какой бы ни была причина неполадок, устранить ее необходимо в кратчайшие сроки. И будет хорошо, если это сделает профессионал своего дела. Лучше всего обратиться к механику, как только заметите какие-либо тревожные симптомы, которые могут указывать на неисправность в усилителе рулевого управления или в других важных узлах. Недооценка мелких проблем может привести к их обострению и полному разрушению системы, что связано с дорогостоящим ремонтом.
Скрипит пластиковый кожух
Каждый водитель знает, что при активной эксплуатации автомобиля не самой лучшей сборки, со временем появятся «сверчки». Они представляют собой скрипы передней панели, в том числе и рулевого кожуха, выполненного из пластика. Решается данная проблема различными способами, в зависимости от модели автомобиля.
Если были осмотрены все детали, описанные выше, и выяснить причину скрипа не удалось, также рекомендуется проверить ремень привода гидроусилителя и тормозные элементы, особенно колодки и диски.
Как определить причину?
К сожалению, далеко не каждый водитель может с легкостью определить причину появления скрипа. Это почти невозможно сделать без тщательной диагностики. Звуки появляются при неправильной работе одного или нескольких элементов системы авто. Понять, какая именно деталь «капризничает» довольно сложно.
Прежде чем ехать в мастерскую, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
1. Какой тип звука слышится.
2. Обстоятельства, при которых возникает звучание.
3. Регулярно ли слышен скрип или он появляется в определенные моменты.
4. Есть ли вместе со звуком еще какие-либо проблемы.
Все эти симптомы нужно рассказать мастеру, чтобы ему было легче разобраться в работе машины. Чем проще определить проблему, тем быстрее ее удастся ликвидировать.