28 сентября в России отмечается день машиностроителя. Самые близкие и понятные для нас машиностроители работают на «АвтоВАЗе». По случаю праздника «Другой город» расскажет об их самых смелых фантазиях.
Текст: Андрей Кочетков
За почти полвека своего существования на «АвтоВАЗе» было разработано немало прототипов, концепт-каров и просто не дошедших до серийного производства автомобилей. Некоторые из них сейчас можно увидеть в Техническом музее «АвтоВАЗа» в Тольятти. Часть же теперь существует только на фотографиях. Когда любуешься некоторыми из них, становится жалко, что они не пошли в серию. И их не удастся поподробнее рассмотреть где-нибудь в пробке на Московском шоссе. Некоторые модели вызывают умиление. После созерцания части из них хочется забыться в чаде кутежа на Дне. Некоторые идеи были довольно прямолинейно были позаимствованы у зарубежных коллег. Некоторые же были плодами собственной тольяттинской фантазии.Одним словом, эта не самая известная часть разработок «АвтоВАЗа» смотрится столь же противоречиво и неоднозначно, как и модельный ряд, ушедший в серию.
Представителей которого можно встретить на дорогах почти всей планеты. В честь Дня машиностроителя мы отобрали 10 самых любопытных разработок «АвтоВАЗа», которые случайно никогда не попадутся вам на глаза.
ВАЗ-Э1101
Этот милый карлик, Тирион Ланнистер из «Игры престолов» от автопрома появился на свет в конце 1972 года. В эпоху когда «тройка» была последней инновационной разработкой «ВАЗа», пущенной в серию. А производство советской тетралогии мультфильмов про Чебурашку ещё не перевалило за экватор.
Собственно, именем нового на тот момент мультгероя и прозвали альтернативную экспериментальную версию «копейки» на заводе. Компактную переднеприводную машину начали придумывать ещё в 1968 году. Как собственную разработку, являющуюся альтернативой близнецам «Fiat», серийное производство которых длилось на «ВАЗе» ещё четыре десятилетия. «Другая копейка», изготовленная с нуля полукустарными методами, так навсегда и осталась прототипом. Она не смогла конкурировать с фиатовскими разработками и не ушла на конвейер. Например, милый карлик пускал газы в салон.
Тем не менее, именно с «Чебурашки» начался долгий тернистый путь «АвтоВАЗа» по разработке собственных моделей машин, не заимствованных из-за бугра.
ВАЗ-1151 Гном
Экспериментальный ВАЗ-1151 Гном был показан в рамках Московского автосалона в 1991 году. Малолитражный городской хэтчбек имел упрощенную конструкцию и четыре пассажирских места с учетом того, что два передние – взрослые, а два сзади – два усеченные детские. Общая масса ВАЗ-1151 Гном составляла всего 490 килограммов. Автомобиль был спроектирован на базе узлов и комплектующих частей «Оки». У нее был позаимствован двухцилиндровый карбюраторный силовой агрегат, развивающий 30 лошадиных сил.
Предполагалось, что ВАЗ-1151 Гном будет запущен в массовый выпуск, однако проект так и не был реализован из-за дефицита средств. У автозавода банально закончились инвестиции. В итоге, ВАЗ-1151 Гном так и остался концепт-каром. На сегодняшний день его можно увидеть в музее АвтоВАЗа в Тольятти. Впоследствии на базе ВАЗ-1151 Гном был спроектирован экспериментальный электромобиль ВАЗ-1152 «Эльф».
ВАЗ-2122 «Река»
Самый известный советский джип «Нива» на данный момент считается в мире чуть ли не главным достижением отечественного автопрома. Недаром вот уже почти три десятилетия он производится и продаётся уже пора считать синонимом «стабильности». И, похоже, отечественный джип ещё спляшет джигу на наших могилах.
Не удивительно, что существует несколько вариаций на тему советского внедорожника. Некоторые из них достаточно экзотические. ВАЗ-2122, получивший прозвище «Река», первая и последняя на данный момент амфибия, созданная в Тольятти. Автомобиль, передвигающийся за счёт вращения собственных колёс как по суше, так и по воде, серийно никогда не производился.
А жаль… Косяки «Рек», бороздящих волжские дали с фоном из Жигулёвских гор, будоражат воображение.
ВАЗ-1801 «Пони»
Как и многие советские технические разработки, ВАЗ-1801 — фантазия на тему продукции капиталистического мира. В 1969 году на «ВАЗ» попал британский Mini Moke, на котором по территории завода с ветерком гонял главный конструктор.
Спустя примерно 10 лет на заводе было разработана собственное подобие британца. Это был электромобиль с двумя аккумуляторами, заряда которых хватало на 110-120 километров. Дизайном внешнего вида модели, получившей кодовое название «Пони», занимался создатель экстерьера «Оки».
Советский электромобиль должен был быть запущен к московской Олимпиаде. Но довести его до ума к сроку не успели. А потом он был забыт, предварительно засветившись на нескольких автомобильных выставках. Что немудрено… Зачем в СССР был нужен гольф-кар? Стране в тот момент больше желала автомобилей, на которых удобно было возить тыкву с дачи.
ВАЗ-21073
Одна из модификаций «семёрки», созданная в год 400-летия Куйбышева. Безумная фантазия на тему дизайна «Volvo». На самом же деле это попытка скрестить «семёрку» и детали грядущей «восьмёрки». Это сейчас слова «семёрка» и «восьмёрка» больше ассоциируются с калифорнийскими Windows и iOS. А тогда это было больше про наше, волжское…
ВАЗ-21073, по большому счёту, был конструкторским баловством. Потому как лучшие силы завода в тот момент уже были брошены на серийный запуск Лады «Спутник».
LADA RAPAN
Это чудо пришло на землю будто бы из сна перебравшего Люка Бессона. Автомобиль назван в честь хищного моллюска, привезённого с Дальнего Востока в Чёрное море и сожравшего там на данный момент практически всю мелкую фауну. «Rapan» — электрокар, показанный в 1998 году после долгих 12 лет разработок. Автомобиль, приборы управления которого спрятаны в руль, был встречен с большим любопытством на автосалоне в Париже. Но это был как раз случай «про увидеть Париж и умереть».
«АвтоВАЗ» хотел привлечь РАО «ЕЭС России» для того, чтобы холдинг оснастил существующие обычные заправки устройствами для подзарядки «Рапанов». Но в епархии Анатолии Чубайса идея восторга не вызвала. И единственный в мире «Rapan» теперь стоит в холле управления «АвтоВАЗа», а по дорогам мира ездят электромобили «Tesla» из Силиконовой Долины.
Разработки советских инженеров, которые так и не вышли в серийное производство
В Советском союзе, как и в других странах, производящих автомобили, наряду с серийным производством, создавалось великое множество концептуальных моделей авто. Какие-то изготавливались для конкурсов, другие создавались в попытке внедрить в автопром новые технологии.
В разные годы на автомобильных заводах СССР разрабатывались весьма перспективные модели. Сегодня речь пойдёт о неизвестных советских автомобилях, которые так и не дошли до автомобилистов.
НАМИ Луаз «Proto». В 1989 г. этот автомобиль позиционировался, как 4-местный внедорожник. Он состоял из стального каркаса, который закрывался съемными панелями. Кресла раскладывались так, что получалась большая кровать, которая занимала почти весь салон.
НАМИ 0288 «Компакт». Этот автомобиль был собран в 1988 г. в единственном экземпляре и предполагался, как первый советский мини. Максимально возможная скорость его составляла 150 км/ч при расходе бензина 6 л/100 км. За работу подвески отвечал бортовой компьютер. На автосалоне в Токио в 1989 году Компакт занял 5-е место среди 30 представленных концепт-каров. Однако распад Советского Союза так и не позволил выйти автомобилю в серийное производство.
ЗИС 112. Легендарный Бьюик Х90На вдохновил конструктора на создание этого автомобиля. Но ЗИС 112 имел свой особенный стиль. Его длина была почти 6м при весе почти 3т, поэтому он не подходил для участия в кольцевых гонках и был отправлен на доработку.
«Охта». Предполагалось, что этот автомобиль станет вместительным и комфортабельным, с возможностью удобного передвижения 7 человек. Салон имел возможность трансформации, при которой передние кресла разворачивались на 180 градусов, а средний ряд превращался в столик. Фары были встроены в передний бампер, из-под которого на высоких скоростях выдвигался спойлер.
ЗИЛ-4102. Заводом ЗИЛ был приобретен Роллс Ройс Силвер Спирит для изучения и возможности впоследствии сконструировать автомобиль представительского класса. Так был выпущен ЗИЛ-4102. Всего 2 экземпляра авто было выпущено. В каждый был установлен V-образный 8-цилиндровый двигатель и современная акустическая система с 10 динамиками, и возможностью воспроизводить не только радио, но и CD. Но автомобиль не пришелся понраву М.С.Горбачеву и разработку закрыли.
ВАЗ-2702 «Пони». Этот автомобиль создавался как электрогрузомобиль. Он являлся собранием инженерных решений — от обогревателя на этиловом спирте до алюминиевого каркаса из труб. Но первые испытания выявили множество проблем — сильный запах спирта в салоне авто, самопроизвольное открывание форточек в ходе движения, низкая прочность рамы и ненадежность тормозов. Машину отправили на доработку, но последующие испытания она также не прошла.
ЗИЛ-118 «Юность». Автомобиль имел качественную отделку салона, и достаточно плавно передвигался. В 1967г. на выставке автобусов в Ницце он получил 17 наград. Но в массовое производство направлен не был, так как серийный выпуск предполагал слишком большие затраты. Несколько раз после автомобиль выпускали по спецзаказам КГБ, телевидения и для работы службы «Скорой помощи».
ГАЗ-24-95 «Волга» Опытный. Всего 5 штук полноприводных автомобилей было спущено с конвейера в 1974 году. Важным отличием их было отсутствие рамы. Один из пяти экземпляров обслуживал Л. И. Брежнева в его охотничьем поместье Завидово, остальные же были отданы на тестирование военным и милиции. В серийное производство автомобиль так и не выпустили, из-за дороговизны проекта и неуверенности в высоком спросе на эту модель.
В заключении хочется сказать, что все, что мы знаем о советском автопроме -это то, что многие автомобили были заимствованы у иностранных компаний, но, тем не менее в Советском Союзе было достаточно своих грамотных конструкторов и много своих интересных разработок. К сожалению, многим так и не суждено было выйти в серийное производство, но они стали частью истории нашего автопрома.
LADA ОКА-2
Маленькая машина нового поколения отечественного производства, которой так не хватает на наших перегруженных дорогах, даже производилась на «АвтоВАЗе». Но сделали «Оку-2″ в середине нулевых всего в количестве 10 штук. И что-то пошло не так…
Новой «Окой» интересовались «КамАЗ» и «СеАЗ». Юрий Лужков хотел запустить её производство на простаивающих мощностях «ЗИЛа». Но все эти планы превратились в тлен. И сейчас «Ока-2″ подобно «Ё-мобилю» стала красивой, но печальной страницей истории нашей автомобильной промышленности.
ВАЗ-2120 «Надежда»
Первый минивэн отечественного производства делали на экспериментальном производстве «Автоваза» с 1998 по 2006 годы. «Надежд» успели сделать целых 8 000. Но особых веры и любви к ним отечественные потребители не испытывали. Их называли морально устаревшими и неоправданно дорогими.
Цитата «производит впечатление автомобиля, собранного из запчастей от разных моделей» говорит о «Надежде» практически всё.
Впрочем, у «двадцаток» имеются и свои фанаты. Как и у всего, что сделано на базе «Нивы».
ВАЗ-2120 Утилитер
Оригинальный фургон, выпуск которого был запланирован на 2000 год. Инженеры укомплектовали ВАЗ-2120 Утилитер высокой крышей и глухими боковинами кузова. Кабина отделяется от грузового отсека защитной перегородкой. Грузоподъемность фургона – 530 килограммов груза.
А что вы думаете об этих экспериментальных моделях, не вышедших в серийное производство? Пишите комментарии, и следите за нашими новостями.
ЛАДА-2151
Концепт, также показанный в Москве на автосалоне в 2002 году. Такие машины по задумкам их создателей должны были придти на смену вазовской «классики».
Сначала машину планировать назвать «Стрежень». Но это имя было зарублено из-за неудобной для продвижения на мировом рынке русской буквы «Ж». В итоге 51-ю «Ладу» назвали «Неоклассика». Но «экологическую нишу» «Неоклассики» в модельной линейке . А 51-я так и осталась просто довольно удачной фантазией заводских дизайнеров и конструкторов.
Проекты АвтоВАЗа, которые так и не вошли в серийное производство
Если бы АвтоВАЗ не был советским заводом, то многие эти модели смогли бы ездить по улицам российских городов. Но часто желание конструкторов сделать что-то новенькое не учитывалось, ведь сначала нужно было выполнять планы производства. Посмотрите на эти удачные проекты, которые так и не были реализованы.
Хоть это и невероятно, но советские инженеры предпринимали попытки модернизировать популярную «копейку». Возможные изменения были предложены сотрудниками компании Fiat.
С учётом всех рекомендаций и появился ВАЗ-2101–80. Его выпуск планировался в 1980 году, но вместо этого в стране прошла Олимпиада.
Разработка переднеприводного автомобиля началась сразу после выхода в производство «копейки». При создании проекта было учтено всё: силовой агрегат (в данном случае актуальным оказалось поперечное его положение), салон и подкапотное пространство, интерьер и внешний вид. Было дано и название автомобилю — «Чебурашка».
Проект в 1977 году был отдан ЗАЗ (был переименован в «Ладогу»), а почти через 10 лет трансформировался в «Таврию».
После выхода «Нивы» завод получил заказ на разработку подобного, но армейского внедорожника-амфибию. В итоге был создан ВАЗ-2122.
Затем этот проект претерпел ещё несколько изменений, но на серийное производство у Минобороны не оказалось денег.
На грани распада СССР был создан проект «автомобиля нулевых».
По размерам он был близок к ВАЗ-2108, хотя внешне казался намного крупнее.
Были и весьма необычные проекты, например, «Гном» и «Эльф». В 1988 году сначала была создана серия эскизов, а затем и макет транспорта для городских дорог. Но опытные экземпляры были созданы аж в 1992–1993 годах.
«Гном» полностью был создан по современным концепциям сити-кара. Его длина была всего 2,5 м, а масса всего 500 кг.
Разрабатывалась и экологичная модификация, электромобиль. Но никто не понял, зачем такие машины нужны.
Специалисты решили развивать идею «Оки» в качестве сити-кара.
Но и тут ничего не получилось, хотя в 2009 году вышла «Калина», которая считается эхом «Оки».
Дизайнеры ВАЗ разрабатывали и спортивные автомобили. Николай Нужный разработал проект Лада Родстер.
Внешне автомобиль напоминал Audi TT. Необычным было наличие складной крыши. Но дальше выставок дело не пошло.
В 2002 году была представлена заднеприводная модель «Новая классика».
В модели были обыграны ВАЗ-2102 и -2104, использована имеющаяся платформа, но с некоторыми изменениями, например, реечным рулевым управлением.
Также была попытка создать автомобиль более высокого класса. Так появился проект «2116». Планировалось создание новой платформы.
Уже были сконструированы двигатели объёмом 1,8 л с разной мощностью, новая КП и другие инновации для ВАЗ. Но партнёр Renault-Nissan оказался против подобных проектов.
Ничего плохого в том, что эти модели так и не вышли, нет. Эти небольшие неудачи дали возможность разработать другие автомобили, которые всё же прошли тернистый путь от задумки к серийному производству.
- Автор: Анастасия
- Распечатать
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(27 голосов, среднее: 4.3 из 5)
Поделитесь с друзьями!