Не работает генератор на Ваз 2112
При работающем двигателе электрооборудование легкового автомобиля ВАЗ-2112 получает питание от штатно устанавливаемых на автоВАЗе генераторов правого вращения тип которых 94.3701 (13,2-14.7В, 80А). Генератор постоянно находится под контролем лампы заряда аккумуляторной батареи (АКБ), которая расположена на щитке приборов. При включённом зажигании, эта лампа должна загореться и погаснуть, сразу после запуска двигателя, что будет свидетельствовать, о том, что генератор исправен. Когда эта лампа, при работающем двигателе, продолжает гореть, то это сигнал водителю о появлении какой-то неисправности генератора, а питание потребителей электрической энергией в данный момент идёт от АКБ.
Для того чтобы убедиться, что генератор неисправен, нужно завести двигатель и нажав на педаль газа поднять обороты коленчатого вала чуть более 3000 об/мин. Затем, включить дальний свет и все остальные потребители электрической энергии, а при помощи тестера замерить напряжение на клеммах АКБ. Если оно окажется ниже 13 вольт, значит, Ваше предположение о неисправности генератора верно.
Поиск неисправности начинают с проверки состояния реле регулятора напряжения и графитовых щёток, которые находятся в корпусе щёткодержателя. Для этого потребуется снять пластиковую крышку с задней стороны генератора и открутив пару саморезов, снять щеткодержатель. Щётки проверяем визуально, а регулятор напряжения, при помощи контрольной лампы мощностью от 1 до 5 ватт, которую подсоединяют к щёткам. Напряжение в +12 вольт с АКБ подают на контакты реле регулятора «масса» и «D+». Если лампа гореть не будет, значит, в этой электрической цепи есть обрыв, а так как реле регулятор не пригоден к ремонту, его придётся заменить.
А вот если контрольная лампа будет гореть, тогда в эту цепь придётся добавить пару 2 вольтовых батареек соединённых последовательно с АКБ, чтобы поднять напряжение в цепи до 16 вольт. Если, при этой проверке, контрольная лампа погаснет, значит, реле регулятор напряжения исправен. А если лампа будет по-прежнему гореть, то это будет означать пробой регулятора напряжения, который придётся заменять.
Если реле регулятор напряжения исправен, то придётся проверять вентили диодного моста, а также обмотки ротора и статора. Но это лучше поручить автоэлектрику, так как генератор всё равно придётся снимать с двигателя автомобиля.
Источник
Принцип работы
Ротор, главная задача которого – создавать магнитное поле, представляет собой вал, на котором находится обмотка возбуждения. Каждая ее половина размешена в специальных полюсных частях. Контактные кольца питают током обмотку. Ротор вращается за счет ременной передачи от привода. Статор представляет собой сердечник и обмотку. Здесь вырабатывается переменный ток, который через кольца отправляется далее по электрической сети. Однако, вначале он должен быть снят с рамки. Для того чтобы подать ток на кольца, используют щеточный узел. Затем идет выпрямительный блок, который преобразует переменное синусоидальное напряжение, выработанное генератором. В различных случаях используют разные схемы подключения обмоток возбуждения. Например, применяется еще одна отдельная пара. Ток просто не сможет потечь через аккумулятор в том случае, если двигатель не заведен. При подключении обмотки по схеме «звезда», можно увеличить мощность генератора на 15%. Поддержанием напряжения устройства в заданных по характеристикам пределах занимается реле генератора. Оно изменяет частоту и продолжительность импульсов электрического тока. Реле представляет собой набор нескольких датчиков и исполнительные элементы. Их задача – определить, как долго обмотка возбуждения должна находится в сети. Если реле неисправно, тогда на аккумулятор будет подано не стабилизированное напряжение.
Возможные неисправности, и их диагностика
Генераторное оборудование в процессе эксплуатации подвергается разнообразным неблагоприятным воздействиям.
Основные отрицательные факторы, вызывающие выход из строя генератора:
- агрессивные жидкости, грязь, конденсат;
- температурные перепады, перегрев,
- механический износ;
- переходные процессы в бортовых проводах, способствующие электрическому пробою;
- безобразная, непродуманная эксплуатация.
Некоторые неисправности может устранить только профессиональный автоэлектрик. Большинство поломом самостоятельно обнаруживает, ликвидирует обычный владелец авто с правильной анатомией рук.
Внешние признаки, обращающие внимание автомобилиста на нестабильную работу генератора.
- После запуска двигателя слышатся неприятные шумы разнообразной природы в моторном отсеке, чувствуется запах подгоревшей резины.
- На панели приборов видно, что аккумуляторная батарея разряжена, плохо заряжается.
- Возникают трудности запуска двигателя, аккумулятор проверен, заряжен.
- Лампочки горят вполнакала, мерцают, изменяют яркость свечения в зависимости от оборотов коленчатого вала. Подсветка панели, салона тусклая.
- При внешнем осмотре обнаруживаются механические повреждения корпуса, элементов генератора.
Вероятные поломки
- разрушение изоляции, короткое замыкание, обрыв проводов обмоток;
- перегрев, разрыв ремня;
- вытекание смазки, стук, разрушение, заклинивание шарикоподшипников;
- нарушение функционирования электронных деталей схемы выпрямителя, регулятора.
Методы выявления неисправностей
Обычно применяют два способа диагностики:
- Визуальный контроль.
- Метрологическое тестирование.
Первый вариант позволяет выявить загрязнение, следы механического, химического воздействия. Превышение температурного режима определяется путём физического контакта. После выключения зажигания необходимо поднять капот, медленно поднести руку к генератору. Завышенная температура почувствуется на минимальном расстоянии, до прикосновения.
Для реализации второго мероприятия необходимо вооружиться измерительным прибором, приобрести элементарные навыки измерения сопротивления, напряжения, силы тока.
Проверка генератора ваз 2112 мультиметром
В качестве испытательного прибора подойдет классический стрелочный тестер, современный электронный мультиметр с жидкокристаллическим экраном. Установить переключатель в положение «измерение постоянного напряжения» предел 0-30В.
- Первый шаг. Зажигание выключено. Измерение напряжения батареи. Норма 12.5-12.7В.
- Второй шаг. Двигатель работает на холостых оборотах. Потребители отключены. Замер показывает 13.8-14.5В.
- Третий шаг. Включить освещение, музыку. Нормальный диапазон 13.7-14В. Нажимание на педаль газа не поднимает напряжение на 0.5В. Значение, превышающее 15В, указывает на поломку регулятора. Неисправный генератор не выдаст более 13В.
Проверка диодного моста
Тестер в положение «измерение сопротивления». Выпрямитель состоит из двух частей. Одна обойма содержит три диода с анодными контактами на корпусе. Другая – с катодными. Целый вентиль в прямом направлении покажет 0Ом. Обратное сопротивление составляет 600кОм. Бесконечное значение – обрыв, нулевое – диод пробит.
Измерение обмоток
Для проверки обмоток возбуждения необходимо щупами прибора прикоснуться к токосъёмным кольцам. Рабочее значение составляет от 1.8Ом до 5Ом. Показания за пределами указанных чисел свидетельствуют о неисправности.
Обмотки статора проверяются в двух режимах — между собой, на массу. В первом случае правильным принято значение в несколько Ом. Во втором варианте удовлетворяет бесконечно большое показание.
Выявляем причину
Для того чтобы провести проверку, нужно завести мотор и прогрев его, довести обороты коленвала примерно до 3000 в минуту. Теперь включите все осветительные приборы (фары переведите на дальний свет) а также отопитель, стеклоочиститель, «аварийку», обогрев стекла.
Если замер напряжения АКБ будет ниже 13 В, можно с высокой вероятностью предположить, что есть обрывы или замыкания в обмотках генератора. Другой причиной может быть неисправность регулятора напряжения или же попросту окислились контактные кольца обмотки возбуждения.
Различные обрывы в составляющих генератора можно проверить, если только снять его. Кое-чему может помочь ремонт своими руками, однако, если проблема серьезна, а у вас недостаточно мастерства или водительско-слесарного опыта, то лучший выход – замена вышедшего из строя агрегата в сборе.
Снятие, установка генератора ваз 2112
Процесс извлечения агрегата потребует минимальный список инструментов:
- стандартный набор рожковых ключей, головок, вороток;
- отвертки с плоским, крестообразным наконечником:
- плоскогубцы;
- ветошь.
В труднодоступных местах удобнее работать ключом с трещоткой. Крепёжные детали машин с различной комплектацией, годом выпуска отличаются. Следует использовать наиболее подходящий инвентарь.
Пошаговая инструкция по замене генератора на ваз 2112
- Установить автомобиль над смотровой ямой.
- Поднять капот.
- Ослабить болт крепления, отключить минусовую клемму аккумуляторной батареи.
- Находясь под автомашиной, снять защитный лист, обеспечить доступ снизу.
- Отсоединить провода. Если порвался защитный, резиновый чехол — предусмотреть подмену.
- Открутить регулировочный болт натяжения ремня генератора на кронштейне.
- Вывернуть верхний болт крепления. Нижний крепёж отпускается из смотровой ямы.
- Придвинуть генератор к блоку цилиндров, уменьшить натяжение, сныть ремень.
- Полностью демонтировать болты, втулки, гайки, извлечь изделие на верстак.
- После выполнения ремонтных, профилактических работ, в обратной последовательности вставить закрепить, отрегулировать натяжение ремня.
Замена ремня генератора
Резиновое кольцо, применяемое на ваз 2112, выпускается двух модификаций. Модель авто, укомплектованная кондиционером, предусматривает ремень большего диаметра, ложится на три шкива.
Мотивация установки нового ремня:
- заканчивается гарантийный срок службы, ориентировочно 40 – 50 тысяч километров пробега;
- в процессе очередного обслуживания обнаружены критические приметы разрушения изделия (потёртость, разрывы, сильное растяжение, расслоение).
Процедура осуществляется по описанной выше методике, за исключением:
- отсутствует необходимость полного удаления болтов, достаточно предоставить возможность свободного наклона генераторного блока;
- не нужно отключать провода.
Выполнить натяжку ремня регулировочным болтом. Нормальной величиной считается прогиб 1 — 1.5см при нажатии на ленту посередине между шкивами коленчатого вала, генератора.
Замена диодного моста, реле – регулятора, щёток
Внешние признаки дефекта диодного моста – быстрый разряд аккумулятора, сильный разогрев корпуса генератора.
Симптомы выхода из строя регулятора напряжения описывались выше. На генераторе ваз 2112 конструктивно совмещён регулятор и щёточный узел.
Устранить поломку не составит труда. Произвести снятие устройства на верстак. Электроника спрятана под пластмассовую крышку. Аккуратно отвёрткой, гаечными ключами разбирается задняя часть. Заменяются дефектные элементы. Основное требование – предельная внимательность.
Проверка обмоток
Сначала нужно визуально осмотреть обмотки. Если видимых дефектов нет, следует использовать мультиметр. Предварительно нужно выполнить такие действия:
- Демонтировать держатель щёток.
- Отсоединить регулятор напряжения.
- Прочисть контактные кольца.
- Диагностировать обмотку на предмет дефектов.
На мультиметре следует активировать функцию замера сопротивления. Измерение проводится между контактными кольцами и статором. В нормальном режиме значение будет от 5 до 10 Ом.
Выбор нового генератора
При всей схожести выпускаемых генераторов различных производителей необходимо учитывать ряд важных факторов. Главные аргументы – количество потребителей, поколение, комплектация автомобиля. Следует обращать внимание на торговый артикул, номинальную мощность, оригинальность изделия. Логичнее предусмотреть запас по мощности. Любое устройство, работающее не на предельных нагрузках, дольше проживёт. Не следует забывать о сечении проводов, ёмкости батареи. Увеличение мощности влечёт за собой рост токовых нагрузок, перегрев проводки. При выборе нового генератора предстоит поиск золотой середины. Если энергопотребление не выросло, дополнительные потребители не подключались, правильнее искать аналог заводского генератора по артикулу.
Источник