Автомобили марки Ока оснащены предохранителями цилиндрического типа. Общее количество модулей: 10 штук, реле – коммутаторов 5 штук.
Ввиду неэффективности конструкции, устарелости технологии предохранители часто выходят из строя, перегорают плавильные элементы. Процесс замены новыми вовсе не сложный, но не всегда это рационально. Многие автолюбители практикуют монтаж модулей ножевого типа. Это современная конструкция с плавильным элементом по центру.
Монтаж блоков не сложнее цилиндрических, с задачей справится каждый автолюбитель.
Схема установки предохранителей
Маркировка | Схема |
Fuse (1) / 15 | Печной отопитель |
Fuse (2) / 10 | Датчик активации вентилятора |
Fuse (3) / 5 | Стеклоочистители |
Fuse (4) / 5 | Электромагнитный клапан карбюратора |
Fuse (5) / 15 | Поворотники. Аварийная сигнализация |
Fuse (6) / 20 | Задние фонари, давление масла, АКБ |
Fuse (7) / 20 | Дальний, ближний свет, габариты |
Fuse (8) / 15 | Подсветка номерного знака |
Fuse (9) / 5 | Штепсельная розетка, освещение салона |
Fuse (10) / 5 | Прикуриватель |
Стоимость оригинального блока предохранителей в сборе (далее — БП) от 1200 рублей. качественные аналоги от 800 рублей.
Блок реле
С левой стороны под панелью приборов установлен блок из пяти одинаковых реле (90.3747-10 / 113.3747-10 / 2105-3747210-20)
Схема
Обозначение
1 | Реле электро вентилятора радиатора двигателя |
2 | Реле ближнего света фар |
3 | Реле дальнего света фар |
4 | Реле стартера |
5 | Реле обогрева заднего стекла |
Замена предохранителей на Ока
Процесс установки БП достаточно прост и интуитивно понятен. На этапе подготовки проверяем наличие:
- Воротка;
- Головки на «10»;
- Нового БП старого образца (цилиндрического типа) или ножевого типа, если владелец решился на апгрейд;
- Дополнительное освещение по мере необходимости, если работы проводите в условии ограниченной видимости.
Этапы замены:
- Помещаем машину на ровную поверхность, широко открываем водительскую дверь;
- Клиним задний ряд колес противооткатными башмаками, выжимаем рычаг стояночного тормоза. Это необходимо в целях личной безопасности при проведении работ;
- Открываем капот, отвинчиваем силовые клеммы с аккумуляторной батареи, чтобы не допустить короткое замыкание в бортовой цепи;
- Отщелкиваем крышку с БП, по бокам сжимаем пластиковые фиксаторы;
- Головкой на «10» выкручиваем крепежные болты по бокам. Снимаем БП с посадочного места.
Далее вставляем БП с предохранителями ножевого типа, если проводим модернизацию оборудования или же идентифицируем неисправный модуль, заменяем его новым.
- Привинчиваем болты, надеваем защитную крышку.
Проверка и замена реле ВАЗ «ОКА» 1111 1988-2008
- Руководства по ремонту
- ВАЗ «ОКА» 1111 1988-2008
- Проверка и замена реле
Вам потребуются: ключ «на 8», отвертка.
1. Для замены реле включения стартера, ближнего и дальнего света фар, обогрева стекла задней двери, электродвигателя вентилятора системы охлаждения, зажигания отверните гайки крепления блока предохранителей и отведите его в сторону, не отсоединяя от него наконечники проводов (см. «Снятие и установка блока предохранителей»). |
2. Выверните винт крепления и снимите реле с кронштейна кузова (все перечисленные реле снимают одинаково). | 3. Выньте реле из соединительной колодки. |
4. Для проверки реле подключите его согласно схеме к внешнему источнику питания напряжением 12 в (например, к аккумуляторной батарее). При исправном реле лампа должна загореться. Если лампа не загорается, замените реле. |
ПРИМЕЧАНИЕ Реле включения стартера, ближнего и дальнего света фар, обогрева стекла задней двери, электродвигателя вентилятора системы охлаждения, зажигания одного типа 90.3747–10. Маркировка реле (тип, товарный знак завода-изготовителя и схема расположения контактов) нанесена на крышке корпуса. |
5. Установите новое реле на соединительную колодку и закрепите его на кронштейне винтом. | Реле включения зажигания |
(типа 90.3747–10) расположено под панелью приборов справа от рулевой колонки. Для его замены выполните операции 3 и 4.
Реле контрольной лампы стояночного тормоза типа РС492 расположено под панелью приборов слева от рулевой колонки.
Маркировка реле (его тип и товарный знак завода-изготовителя) нанесена на крышке корпуса.
6. Нанесите маркировку на провода и крышку корпуса реле. |
7. Отсоедините наконечники проводов от реле и снимите его. |
8. Устанавливайте реле в последовательности, обратной снятию. |
Реле очистителя ветрового стекла типа РС514 установлено под обивкой левой боковины кузова.
Маркировка реле (его тип, товарный знак заводаизготовителя) нанесена на крышке корпуса.
9. Подденьте отверткой два пистона крепления обивки (показан один) и… | 10. …снимите обивку боковины кузова. |
11. Отогните коврик пола в сторону и… | 12. …выверните два винта крепления реле к боковине кузова, снимите реле с боковины кузова. |
13. Разъедините соединительную колодку проводов, идущих к реле (под панелью приборов), и снимите реле с автомобиля. |
14. Устанавливайте реле в порядке, обратном снятию. |
Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации типа 494.3747 расположено за комбинацией приборов и прикреплено гайкой к шпильке щита передка кузова.
Маркировка реле нанесена на крышке его корпуса.
15. Отожмите с внутренней стороны панели приборов две пружинные защелки, расположенные по бокам комбинации приборов, и… | 16. …выньте комбинацию из панели приборов. |
17. Отверните гайку крепления троса спидометра и отсоедините трос спидометра от комбинации приборов. | 18. Промаркируйте колодки и разъемы проводов, отсоедините колодки от комбинации приборов и снимите комбинацию. |
19. Отверните гайку крепления реле и снимите реле со шпильки передка кузова. | 20. Отсоедините реле от колодки проводов (показана стрелкой). |
21. Устанавливайте реле в порядке, обратном снятию. |
↓ Комментарии ↓
ВАЗ-1111-11113 ОКА
Раздел 1.УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ
Общие сведения об автомобилях Паспортные данные автомобиля
Раздел 2.ДВИГАТЕЛЬ
Возможные неисправности двигателя, их причины и способы устранения Полезные советы Замена охлаждающей жидкости Замена масла в двигателе и масляного фильтра Очистка системы вентиляции картера Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия Регулировка натяжения ремня привода распределительного вала Замена натяжного ролика Замена ремня привода распределительного вала Снятие, установка и дефектовка маховика Замена деталей уплотнения двигателя Головка блока цилиндров Регулировка зазоров в приводе клапанов Снятие и установка двигателя Ремонт двигателя Система смазки Система охлаждения Система выпуска отработавших газов Система питания
Раздел 3.ТРАНСМИССИЯ
Сцепление Коробка передач Приводы передних колес
Раздел 4.ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Передняя подвеска Задняя подвеска
Раздел 5.РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Осмотр и проверка рулевого управления на автомобиле Рулевая колонка Рулевой механизм Рулевая трапеция
Раздел 6.ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Проверка и регулировка тормозной системы Замена тормозной жидкости Прокачка гидропривода тормозной системы Главный тормозной цилиндр Вакуумный усилитель тормозов Регулятор давления Замена шлангов и трубопроводов гидропривода тормозов Тормозные механизмы передних колес Тормозные механизмы задних колес Стояночный тормоз
Раздел 7.ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Предохранители и реле Генератор Стартер Система зажигания Освещение,световая и звуковая сигнализация Стеклоочистители и омыватели Вентилятор системы охлаждения двигателя Комбинация приборов Выключатели и переключатели
Раздел 8.КУЗОВ
Возможные неисправности кузова, их причины и способы устранения Замена буферов Капот Боковая дверь Задняя дверь Зеркала заднего вида Сиденья Отопитель Уход за кузовом
Приложения
Приложение 1. Моменты затяжки резьбовых соединений Приложение 2. Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости Приложение 3. Основные данные для регулировок и контроля Приложение 4. Заправочные объемы, л Приложение 5. Сальники Приложение 6. Схема расположения подшипников качения Приложение 7. Схема электрооборудования автомобиля: 1 — боковой повторитель указателя поворота; 2 — передний указатель поворота; 3 — фара; 4 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения; 5 — звуковой сигнал; 6 — датчик включения электродвигателя ве
Как идентифицировать перегоревший предохранитель
Оценить состояние модулей цилиндрического типа, равно как и ножевого тип достаточно просто. В обеих случаях по центру предохранителя проложен плавильный элемент.
Как только сила тока превышает допустимую, пластина моментально плавится, размыкая контакты. Образуется небольшое черное пятно, что и является свидетельством того, что деталь неисправная.
Модуль извлекается с посадочного места специальным пластиковым пинцетом. В жизни, аксессуар часто теряется, поэтому практикуют пальцами. После замены надеваем силовые клеммы на аккумуляторную батарею, заводит двигатель, тестируем систему.
Деление по функциям
По функциям все электрооборудование разделено на системы, выполняющие определенные задачи:
- Участвовать в эксплуатации двигателя;
- Обеспечить безопасность движения;
- Создать комфортные условия;
Также существуют системы, предназначенные для поддержания исправности самой электрической цепи.
Системы, отвечающие за работу мотора
Система зажигания участвует в работе двигателя и ее задача — генерировать искру в цилиндрах двигателя для воспламенения топливовоздушной смеси. Компонентами этой системы являются выключатель, датчик момента искры, катушка и свечи зажигания. Система активируется выключателем зажигания. Все эти компоненты соединены цепью, схема которой представлена ниже:
Вторая система, относящаяся к электрооборудованию и работающая с двигателем, — это система запуска. Для запуска двигателя используется силовой электродвигатель — стартер, управляемый самим замком зажигания. Схема его следующая:
По отношению к двигателю есть еще и вентилятор охлаждения.
Системы, отвечающие за безопасность и комфорт
К электрооборудованию, обеспечивающему безопасность движения, относятся:
- Световая и звуковая сигнализация (указатели поворота, стоп-сигналы, фонари заднего хода, звуковой сигнал);
- Основной свет (фары, ПТФ);
- Обогреватели, очистители и омыватели окон;
Эти устройства объединены в несколько систем. Ниже представлена схема питания только одного из них — поворотников:
Поскольку «Ока» — автомобиль бюджетный, то электроприборов, создающих комфортные условия для водителя, не так уж и много. К ним относятся печка (в которую входит электродвигатель вентилятора), внутренняя крышка и прикуриватель.
Учтите, что печка помимо создания удобства влияет и на безопасность движения: зимой отапливает окна.
Поскольку устройства, отвечающие за безопасность и комфорт движения, требуются не всегда, по умолчанию они отключены и активируются переключателями и переключателями.
Кроме того, бортовая сеть включает систему подзарядки аккумуляторных батарей, которая представляет собой компонент, задачей которого является поддержание работы электрооборудования. Схема его подключения следующая:
Частые причины неисправности предохранителей
- Систематические (периодические) скачки напряжения в сети;
- Окисление контактов на клеммах, концевиках;
- Повреждение изоляционного слоя проводки, что приводит к «закорачиванию» на массу, кузов автомобиля;
- Повреждение корпуса, удар, столкновение со встречным транспортом;
- Попадание воды внутрь корпуса, образование конденсата;
- Установка модуля в низким диапазоном силы тока;
- Непрофессиональный монтаж со стороны владельца технического средства.
Обслуживание, ремонт
Из всей бытовой техники в автомобиле только блоки питания нуждаются в помощи:
- Аккумулятор (периодическая подзарядка через зарядное устройство, контроль уровня и плотности электролита);
- Генератор (периодическая проверка передаваемого напряжения, замена изношенных графитовых щеток).
также важно следить за состоянием изоляции проводов и не допускать ее повреждения во избежание короткого замыкания. Часто в соединениях проводки происходит окисление контактов, что может привести к выходу из строя электроприборов.
Большинство компонентов электрической сети не требуют обслуживания и должны быть заменены в случае выхода из строя. К таким элементам относятся лампочки, малые электродвигатели, переключатели, реле, предохранители, датчики.
И в стартере, и в генераторе, и в моторах печки, и в вентиляторе системы охлаждения возможны механические поломки — износ подшипников, втулок, щеток. Все эти приводы подлежат ремонту, и их производительность часто можно восстановить путем разборки, устранения неполадок и установки новых деталей для замены изношенных.
Рекомендации по уходу за БП
- Строго соблюдать временные интервалы проведения технического осмотра, даже тогда, когда срок заводской гарантии истек;
- Покупать преимущественно оригинальные детали;
- Тщательно сверять номера каталожных артикулов с данными, указанными в руководстве по эксплуатации автомобилем;
- При отсутствии опыта проводить ремонты в сертифицированных мастерских, где предоставляют гарантию качества;
- В меньшей степени пользоваться услугами непроверенных мастеров, поставщиков деталей, комплектующих.
Реле поворота: основа световой сигнализации автомобиля
Все транспортные средства должны оборудоваться световыми указателями поворота, работающими в прерывистом режиме. Правильную работу указателей поворота обеспечивают специальные реле-прерыватели — все об этих приборах, их типах, конструкции и работе, а также о выборе и замене читайте в данной статье.
Что такое реле поворота?
Реле поворота (реле-прерыватель указателей поворота, прерыватель тока) — электрический либо электронный прибор, предназначенный для замыкания и размыкания цепи световых указателей поворота транспортного средства с целью формирования прерывистого сигнала для предупреждения о выполнении транспортным средством тех или иных маневров.
На данное устройство возлагается четыре основных функции:
- Формирование прерывистого сигнала световых указателей поворота на одной стороне автомобиля (на правой или левой) при выполнении соответствующих маневров;
- Формирование прерывистого сигнала всех световых указателей поворота при включении аварийной сигнализации;
- Формирование прерывистого сигнала соответствующей контрольной лампы на приборной панели;
- Формирование прерывистого звукового сигнала, информирующего водителя о включенных указателях поворота.
Реле-прерыватель входит в состав трех электрических цепей: двух цепей световых указателей поворота на правой и левой стороне ТС, и одной цепи аварийной сигнализации (в которую входят указатели поворота на обеих сторонах автомобиля). Для включения световой сигнализации реле подключается к соответствующей цепи с помощью подрулевого переключателя. Поэтому обычно на транспортных средствах устанавливается только одно реле поворотов.
Действующие правила дорожного движения и стандарты устанавливают, что все механические транспортные средства, эксплуатируемые на территории РФ, должны оснащаться указателями поворотов, а использование этой сигнализации обязательно при выполнении любых маневров. При неработающей световой сигнализации необходимо принять меры для устранения неисправностей, наиболее часто ремонт сводится к простой замене реле-прерывателя указателей поворота. Но прежде, чем покупать и менять реле, необходимо разобраться в существующих сегодня типах этих приборах, их устройстве и характеристиках.
Классификация, устройство и принцип работы реле поворота
На автомобилях, тракторах и иной технике находят применение два основных вида реле:
- Электромагнитотепловые;
- Электронные.
Конструкция электромагнитотеплового реле
Приборы этих типов отличаются заложенными в них физическими принципами работы и, соответственно, конструкцией.
Электромагнитотепловые прерыватели тока. Это реле поворотов старой конструкции, которые используются на автомобилях несколько десятилетий, но благодаря простому устройству и надежности все еще не потеряли своей актуальности.
Основу данного прибора составляет электромагнитный сердечник с катушкой и два стальных якорька с контактными группами. Один якорек оттянут от своего контакта тонкой струной из нихрома (металла с большим удельным сопротивлением и высоким коэффициентом теплового расширения), второй якорек удерживается на некотором расстоянии от своего контакта пружинящей бронзовой пластинкой. Функционирует реле этого типа довольно просто.
При включении указателей поворота ток проходит по обмотке сердечника, нихромовой струне и резистору, сопротивление этой цепи высокое, поэтому лампы светятся вполнакала. В течение короткого времени струна нагревается и за счет теплового расширения удлиняется — якорек притягивается к своему контакту и замыкает цепь — в этом случае ток течет в обход струны и резистора, лампы указателей поворота светятся полным накалом.
Обесточенная струна быстро охлаждается, укорачивается и оттягивает якорек от контакта — цепь разрывается, ток вновь течет по струне и процесс повторяется.
В момент замыкания контактов по электромагнитному сердечнику протекает большой ток, вокруг него формируется магнитное поле, которое притягивает второй якорек — замыкается вторая группа контактов, которая включает лампу на приборной панели. Благодаря этому работа указателей поворота дублируется прерывистой работой лампы на приборной панели. Описанные процессы могут происходить с частотой 60-120 раз в одну минуту (то есть, каждый цикл нагрева и остывания струны занимает от 0,5 до 1 секунды).
Реле электромагнитотеплового типа обычно помещаются в цилиндрический металлический корпус с винтовыми или ножевыми контактами, они могут монтироваться в подкапотном пространстве или под приборной панелью.
Электронные прерыватели поворотов. Это современные устройства, которые используются на всех новых автомобилях. Сегодня существует два типа электронных реле:
• С электромагнитным реле для подключения нагрузки (ламп указателей поворота); • С электронным ключом для подключения нагрузки.
В первом случае реле поворотов состоит из двух функциональных блоков — простого электромагнитного реле и электронного ключа на полупроводниковом приборе (на транзисторе или микросхеме). Электронный ключ выступает в роли тактового генератора, который с установленной заранее частотой подает ток на обмотку электромагнитного реле, а контакты реле, замыкаясь и размыкаясь, обеспечивают включение и отключение указателей поворота.
Во втором случае вместо электромагнитного реле используется электронный ключ на мощном транзисторе, который обеспечивает подключение и отключение указателей поворота с необходимой частотой.
Различия между БП старого и нового образца
- По функциональности особых отличий нет. Оба блока работают одинаково эффективно. Другое дело, что модификация предохранителей цилиндрического типа устарела и отыскать комплектующие все сложнее с каждым днем.
- Некоторые автомобилисты – креативщики практикуют установку БП на Ока от Лада 10 — 15 моделей. Теоретически такая модернизация возможна, вот только потребуется немало знаний и опыта в сборке электрических схем.
- Перепаять нужно весь БП, пять реле – коммутаторов. Закольцевать детали на одной плате, зафиксировать ее на каркасе под торпедой. Для безопасности проведения работ воспользуйтесь услугами сертифицированных мастерских, автоэлектриков.
- Помните, что непрофессиональное вмешательство скорее навредит, нежели повысит эффективность работы того или иного агрегата.
- Средний срок эксплуатации БП старого образца 60 – 65 тыс. км. длительность ресурса предохранителей ножевого типа 80 – 90 тыс. км. В зависимости от условий эксплуатации, качества и профессиональности сборки интервал может быть увеличен до 5 – 10 тыс. км.
- При покупке деталей тщательно сверяйте каталожные артикулы с данными в инструкции по эксплуатации техническим средством.
Разделение по назначению
По своему назначению оборудование делится на:
- Запасы энергии;
- Защитное снаряжение;
- Элементы управления;
- Контрольно-измерительные приборы;
- Исполнительные механизмы;
Некоторые компоненты схемы служат двойному назначению. К ним относятся реле, которые одновременно являются элементами управления и защитными устройствами.
Источники питания
Источники питания включают аккумулятор и генератор. Аккумулятор питает устройство и обеспечивает его работу при выключенном блоке питания. После запуска двигателя бортовая сеть питается от генератора, который также восстанавливает аккумулятор.
Защитные компоненты
Защитные устройства предотвращают выгорание электроприборов и электрических цепей в случае коротких замыканий. Основными элементами защиты являются предохранители. Для удобства все защитные элементы собраны в одном месте — блок предохранителей, который в «Оке» расположен под передней панелью со стороны водителя.
Элементы управления
К элементам управления относятся все компоненты, отвечающие за включение, включение и выключение электроприборов. В эту категорию входят выключатель зажигания, всевозможные переключатели и переключатели. Большинство этих элементов расположены в непосредственной доступности для водителя: на передней панели, на рулевой колонке. Но есть переключатели, на которые водитель действует через определенные узлы: выключатели стоп-сигналов, датчик включения воздушной сигнальной лампы и так далее
Контрольно-измерительные приборы предоставляют водителю информацию о работе тех или иных узлов и механизмов, показатели производительности: уровень топлива, температуру охлаждающей жидкости, давление масла и т.д. Некоторые типы этих устройств отображают точную информацию, а другие представлены в виде сигнальных ламп, которые активируются только при возникновении неисправности.
Измерительные приборы объединяют датчики, установленные на требуемых узлах и механизмах, и сигнальные элементы, расположенные на приборной панели.
Исполнительные приборы
Приводы — компоненты, которые выполняют определенную функцию — загораются, управляют узлами и т.д. К ним относятся электродвигатели, осветительные лампы, зуммер, прикуриватель и т.д.
Распространенные неисправности электрооборудования
Распространенные проблемы с электрооборудованием на ВАЗ-1111 и 1113:
- Выход из строя приборов внешнего освещения. Распространенной причиной поломки является перегорание нити лампы, узел необходимо заменить. Если лампочка цела, то возможен дефект в электропроводке, из-за которого возникает короткое замыкание и выходит из строя предохранитель. Плавкая вставка меняется на идентичную по номиналу, использовать детали, рассчитанные на больший ток запрещено. Также недопустимо устанавливать самодельные перемычки («жучки»), поскольку это может стать причиной пожара. Если происходит повторное перегорание, то требуется провести проверку цепи и устранить неисправность проводки.
- Обрыв провода встречается в точках, где изоляция подвержена изгибам или трению о движущиеся поверхности. Примером такой точки является стык двери и кузова. Поврежденные участки требуется заменить на изделия из аналогичного материала с идентичным сечением.
- Окисление контактных поверхностей из-за попадания влаги или агрессивных жидкостей (например, электролита из батареи). Требуется очистить поверхности до металла, восстановив передачу электрического тока.
- Поломка реле, связанная с подгоранием контактов или обрывом катушки. Узел не подлежит ремонту, меняется на новый. При быстром повторном выходе из строя требуется проверка электрики машины в автосервисе.
- Внезапный разряд батареи связан с внутренним замыканием или утечкой тока. В зимнее время частично заряженная батарея может потерять емкость из-за низкой температуры воздуха. Требуется зарядить аккумулятор и проверить состояние проводки. В случае необходимости источник тока необходимо заменить.
- Пульсирующая работа ламп внешнего освещения с непривычно ярким свечением указывает на поломку реле-регулятора на генераторе. Для ремонта требуется снять узел и заменить вышедшие из строя компоненты.
- Недостаточная зарядка батареи (при работающем двигателе не гаснет контрольная лампа). Причиной может быть износ щеток или коллектора, недостаточное натяжение приводного ремня. Требуется отремонтировать генератор, поскольку заряда батареи хватит на 150-200 км пути в дневное время суток.
- Плохой контакт между концами цилиндрических предохранителей и подпружиненных элементов в монтажном блоке. Возникает в силу конструктивных особенностей узла. Многие владельцы, устав бороться с дефектом, устанавливают самодельные блоки для ножевых вставок. Обычно используется коротка секция от ГАЗ-3110, рассчитанная на 13 посадочных мест. Встречаются собранные своими руками узлы, рассчитанные на предохранители и реле.
Фотогалерея
Процесс установки нового монтажного блока с ножевыми элементами.
Обгоревший контакт штатного узла
Хорошо видны разрушения от локального нагрева
Перемычки на новом блоке, необходимые для уменьшения числа мест для вставок
Установленный на проводку блок