На территории РФ уже более 8 лет действуют поправки в правила дорожного движения (ПДД), в соответствии с которыми движущееся транспортное средство в светлое время суток должно быть обозначено фарами ближнего света, противотуманными фарами (ПТФ) или дневными ходовыми огнями (ДХО). Использование для этих целей головных и противотуманных фар имеет ряд недостатков. Поэтому водители предпочитают покупать готовые модули ходовых огней и самостоятельно их устанавливать в своё авто. Как правильно подключить дневные ходовые огни, чтобы их эксплуатация была безопасной и не противоречила действующим законам?
Требования ГОСТ по установке ДХО
Согласно ГОСТ Р 41.48-2004 установка и подключение ходовых огней своими руками должны производиться строго по следующим требованиям:
- От края кузова машины до ДХО должно быть выдержано расстояние в 600 мм. Допускается уменьшение этого показателя до 400 мм, но только в случае если габаритная ширина машины составляет менее 1,3 м (пункт 6.19.4.1).
- Расстояние от уровня грунта до световых элементов должно быть в диапазоне от 250 мм до 1500 мм (пункт 6.19.4.2).
- ДХО должны быть направлены вперед и установлены на передней части автотранспортного средства (пункт 6.19.4.3).
- Выдерживается определенная геометрическая видимость. Согласно пункту 6.19.5 горизонтальный угол бета должен составить 20 градусов внутрь и наружу, а альфа – 10 градусов вниз от горизонтали и вверх.
При этом определенная схема подключения ходовых огней никак не отражена в ГОСТ, соответственно тут вы вольны принимать решение самостоятельно. Однако есть маленький нюанс. Установка ходовых огней по ГОСТу подразумевает также автоматическое включение ДХО вместе с двигателем машины и выключение при работающих головных фарах. Исключением является только включение дальнего головного света на несколько секунд, для сигнализации другим водителям.
Исходя из этих требований, к выбору ходовых огней необходимо подойти внимательно.
Главные выводы
В штатном выполнении кар Лада Гранта оснащается маломощными лампочками накала в системе ходовых огней, не отличающимися неплохой яркостью и долговечностью. Подмена их вероятна на последующие другие источники света:
1-ые относятся к группы завышенного зрительного удобства, владеют неплохой яркостью и быстротой установки. Но при монтаже их можно просто попортить, поставив на поверхность пробирки жировой отпечаток, не считая того, чем они сильнее, тем меньше служат. Светодиоды лишены таковых минусов, потребляют меньше энергии, сберегают ресурсы аккума и весьма долговечны. Их основной недочет – образование голубых бликов и неординарность цоколя, что усложняет функцию подмены. Кроме этого, лэд-лампочки могут вызвать сработку датчиков на приборной панели.
Источник: svetilnik.info
Как выбирать ходовые огни
В магазинах представлен широкий выбор ДХО от самых разных производителей, различных конфигураций и цветов. Однако далеко не каждые лампы подойдут для использования в качестве ходовых огней. Например, галогенки и ксенон не выдержат постоянной работы, будут «есть» много энергии и разряжать АКБ. Лампы накаливания тоже не самый лучший выбор, а вот светодиоды считаются лучшими при установке ДХО.
Диодных ходовых огней также существует множество. Самыми лучшими считаются изделия в корпусах из стекла и линзованные светодиодные ДХО для противотуманок. Остальные (на резиновых лентах, «орлиные» и «драконьи» глаза, в виде платин СОВ) не отвечают заявленным ГОСТ требованиям.
Прежде чем произвести подключение дневных ходовых огней своими руками, убедитесь что:
- ДХО соответствуют форме, типу и конструкции бампера вашего автомобиля.
- Размер блока ДХО, который выбирается исходя из того, куда ходовые огни будут установлены (в воздухосборнике или на бампере), позволяет монтировать их в ваш автомобиль.
- Количество светодиодов в блоке не превышает 5 штук для каждого. Если свет будет слишком ярким, дневные огни будут светить как «габаритки», что недопустимо.
- Показатель силы света ДХО должен быть не меньше 400 кд и не более 800 кд, а температурный диапазон ламп составлять от 4 300 до 7 000 К.
- Ходовые огни излучают чистый белый свет (желтые и синие изделия использовать запрещено).
Виды и предпосылки поломки
Эти приспособления имеют несколько типов:
- фары близкого света. Включены во время работы кара. В Рф разрешается применять их в качестве источника света для езды деньком;
- фары далекого света. Работают на пониженном напряжении. Это содействует понижению интенсивности света, что в неких вариантах не содействует повышению заметности пешеходов и велосипедистов на дороге;
- противотуманные фары. Их внедрение в Рф разрешено (пункт 19.4 ПДД);
- фронтальные поворотники;
- отдельные источники света впереди кара с определенными схемами световой интенсивности.
Фара Лада Гранта со светодиодными лампами
Главными производителями высококачественных ДХО являются такие марки, как:
Эти и остальные модели источников света могут различаться формой (прямоугольной, круглой, овальной), количеством находящихся снутри диодных лампочек, мощностью, также яркостью.
Сейчас производители начали выпускать даже силиконовые диодные лампочки, пригодные для «Лады Гранты». Они могут размещаться как на одной, так и на нескольких лентах.
Посреди главных обстоятельств того, почему ДХО не пылают, выделяют:
- отсутствие проверки полярности перед монтажом источников света;
- не пылает канал поворотника;
- перегорел предохранитель;
- отсутствие прогревания либо перегорание нити накаливания.
Чтоб усовершенствовать дневные ходовые источники света и создать их максимально полезными и элегантными для автолюбителя, необходимо очень отменно созодать все этапы работ. Заместо обычных ламп, которые не очень ярко пылают, можно установить светодиодное освещение без цокольной сборки. Приобрести эти составляющие можно фактически в любом магазине, где есть запчасти для каров. При всем этом, совершая выбор, необходимо ориентироваться на модели с большей яркостью освещения.
Работа светодиодных ламп
Что потребуется для самостоятельной установки ДХО
Для работы потребуются следующие материалы и инструменты:
- Любое обжимное устройство, например, пассатижи.
- Кусачки.
- Паяльная лампа и зажигалка. Последняя потребуется для того чтобы стягивать термоусадочные трубки.
- 3-4 метра изолированного двужильного провода, например, ПВС 2х1.5 или 2х0.75 (потребуется при параллельном соединении двух блоков ДХО между собой).
- Любой герметичный контакт (геркон).
- Одножильный провод диаметром порядка 1.5-2.5 мм и длиной около 3 метров.
- Пластиковые хомуты.
- Обычное четырехконтактное реле на 12 В.
- Светодиодные ДХО.
Также следует позаботиться о чистом сухом месте, где вы будете работать. После этого можно начать устанавливать дополнительные световые элементы.
В первую очередь определитесь, куда именно будут монтированы дневные ходовые огни. На некоторых машинах уже есть готовые отверстия для дополнительных модулей противотуманок, в других автомобилях для ДХО используют решетку радиатора. Последний вариант является самым лучшим, так как в этом случае вы сможете выдержать все необходимые расстояния и границы.
Просто снимите решетку радиатора и самостоятельно вырежьте отверстия для будущих огней. При этом важно помнить, что свет должен подаваться под определенным углом наклона. Возможно, для этого понадобится проделать дополнительное отверстие.
Распиновка ЭБУ Гранта
В автомобиле Лада Гранта применяется два типа электронных блоков управления двигателем. Принципиально системы незначительно отличаются, что исключает возможность их взаимозаменяемости.
Контакт | 11183-1411020-51/52 | 11186-1411020-21/22 |
А1 | ДПКВ | |
А2 | Не задействован | |
А3 | Ввод первого датчика детонации | |
А4 | Не используется | |
В1 | ДПКВ | |
В2 | Не задействован | |
В3 | Ввод второго датчика детонации | |
В4 | Выход главного реле | Не используется |
С1 | Пустой | |
С2 | ДТВ | |
С3 | ДМРВ | |
С4 | УДК | |
D1 | Масса ДДК | |
D2 | Пустой | |
D3 | ДТОЖ | |
D4 | Не применяется | |
Е1 | Зануление ДПДЗ | |
Е2 | Пустой | CAN L |
E3 | Пустой | CAN H |
Е4 | Выход клапана продувки адсорбера | |
F1 | Кузов от ДТВ | |
F2 | Вход спидометра | |
F3 | Не применяется | DFM |
F4/G4/Н4/J4 | Вывод от форсунки №1/2/3/4 | |
G1 | Земля сенсора температуры антифриза | |
G2/G3 | Не используется | |
Н1 | Заземление бортовой электроники | |
Н2 | УДК | |
Н3 | Не задействован | Выход индикатора степени заряда аккумулятора |
J1 | Клемма №15 от замка зажигания | пустой |
J2 | Вход №2 ДПДЗ | |
J3 | ДДК | |
К1 | Подача напряжения на ДПДЗ | |
К2 | Вход №1 ДПДЗ | |
К3 | УДК | |
К4 | Силовой разъем нагревателя ДДК | |
L1/М1 | Выводы на катушку зажигания ¼ и 2/3 цилиндров соответственно | |
L2/М2; L3/М3 | Не задействованы | |
L4/М4 | 5/6 контакт привода дросселя |
Схемы подключения ДХО
Так как DRL можно монтировать по своему усмотрению, существует множество схем подключения, которые позволяют настроить оптику самым удобным для водителя образом. Рассмотрим самые популярные из них.
Вариант 1 (к датчикам скорости)
Данное подключение ходовых огней через реле, схема которого показана ниже, считается одним из самых простых. В этом случае ДХО будут включаться в зависимости от работы датчика скорости. Для того чтобы реализовать эту схему необходимо подключить контакты К1.1 участку цепи (в разрыв проводки) от кнопки переключения ближнего света к контакту 85. Использовать при этом можно любое реле с размыкающей парой, однако специалисты рекомендуют использовать изделие с кодом ТС.
Если вы хотите, чтобы во время стоянки при включенном двигателе работали ближние, а не габаритные огни, то контакты необходимо «запараллелить».
Вариант 2 (к датчику масла)
Еще одна схема подключения дневных ходовых огней через реле задействует датчик масла. Сразу стоит проверить, чтобы он был исправен, так как если регулятор выдает неправильную информацию о давлении жидкости, то и работа всей системы нарушится.
При таком монтаже ДХО, огни будут включаться при запуске двигателя, отключаться от габаритов. В качестве оптики, можно использовать также и ближний свет или противотуманки.
Вариант 3
Чуть сложнее будет подключить ДХО таким образом, чтобы они включались при заведении двигателя и отключались при его остановке. При этом ходовые огни будут включаться вместе с фарами ближнего света. Для этого потребуются два маломощных диода (например, 1А+КД10), которые необходимо соединить последовательно. После этого к лампочкам припаиваются провода длиной порядка 400 мм и производится их подключение. При этом не забудьте, что они полярные.
На следующем этапе:
- Демонтируйте и разберите приборную панель машины и подключить «заготовку» к Х1 (чаще всего провод желтый).
- Демонтируйте кнопку, через которую будет включаться оптика.
- Вмонтируйте другой конец провода в разъем.
- Установите кнопку обратно и проверьте ее работоспособность.
Вариант 4 (подключение ходовых огней от генератора)
Для реализации подобного проекта можно воспользоваться одной из трех схем.
Первая подойдет если задействоваться будет только ручник и мотор.
Вторая схема подключения ходовых огней от генератора потребует использования дополнительного резистора, отвечающего за отключение дневного света в момент активации габаритов или головных фар.
Третья схема позволит деактивировать ходовые огни:
- При поднятии ручника, во время запуска ДВС или во время автоматического запуска мотора вместе с сигнализацией.
- При включении габаритов (в этом случае необходимо чтобы фары или противотуманки работали в штатном режиме).
Грубо говоря, такой тип подключения «аннулирует» автоматический запуск ДХО одновременно с зажиганием генератора.
Полезно! Именно такая схема является «рабочей» при прохождении ГТО.
Перед тем как подключить ходовые огни от генератора, видео, приведенное в конце статьи, рекомендуется посмотреть. Дело в том, что существует не один и не два способа активации ДХО. Однако подключение будет намного проще, если вы приобрели готовый комплект ходовых огней.
Вариант 5 (подключение готового комплекта)
Чтобы не ломать голову над тем, как установить ходовые огни на автомобиль самостоятельно, проще всего купить готовый блоки управления, для автоматического отключения и включения ДХО. Для установки этого модуля необходимо:
- Подсоединить черный провод на минус аккумулятора, а красный – на плюс.
- Оранжевый провод (если он идет в комплекте) необходимо подключить к «габариткам» или ближнему свету. Если провод не подключен, то огни не будут деактивироваться при включении ближнего света или габаритных огней.
Описание доски приборов Гранты
Вся информация от датчиков выводится на панель приборов Лада Гранта максимально удобно и практично для быстрого ознакомления водителя, чтобы не отвлекать его от дорожной обстановки. Расположение показателей продумано до мелочей, все необходимые и важные показания спокойно можно рассмотреть, опустив взгляд ниже верхней кромки руля. Второстепенные данные размещаются немного дальше. Подсветка панели не отвлекает водителя ночью, все показатели четко видны в любое время суток. В состав панели входят:
- тахометр;
- показатель проверки управления двигателем;
- индикатор левого и правого указателей поворотов;
- сигнализатор низкого уровня масла;
- сигнализатор ABS;
- сигнализатор иммобилайзера;
- сигнализатор перегрева;
- показатель тормозной системы;
- индикатор батареи;
- спидометр;
- показатель работы ESC;
- индикатор воздушной подушки;
- индикатор ремня;
- датчик низкого уровня топлива;
- индикатор спущенных колес;
- сигнализатор электрического усилителя;
- дисплей компьютера Лады;
- датчик открытой двери;
- сигнализатор дальнего или ближнего режима света фар;
- индикатор передних и задних противотуманных ламп;
- кнопка обнуления суточного счетчика.
Нюансы включения ходовых огней
Основные предписания, касающиеся установки, технических параметров и подключения ходовых огней, перечислены в пункте 6.19 ГОСТ Р 41.48-2004. В частности, электрическая функциональная схема ДХО должна быть собрана таким образом, чтобы ходовые огни автоматически включались при повороте ключа зажигания (запуске двигателя). При этом они должны автоматически отключаться, если произведено включение фар головного света.
Пункт 5.12 указанного стандарта гласит о том, что фары головного света (ФГС) должны включаться только после включения габаритов, за исключением подачи кратковременных предупредительных сигналов. При самостоятельном подключении ДХО эту особенность обязательно нужно учитывать.
Правильное подключение ДХО не ограничивается грамотно продуманной функциональной схемой. Самое время вспомнить о блоке стабилизации для светодиодов. В самих ходовых огнях роль ограничителя тока выполняют резисторы, однако, из-за перепадов напряжения, резисторы не могут ограничить ток на одном уровне. Именно поэтому стабилизатор по напряжению в схеме подключения ходовых огней крайне необходим. Иначе срок эксплуатации светодиодных модулей ДХО значительно сокращается ввиду постоянных перепадов бортового напряжения. Некоторые автолюбители заявляют, что подключить ходовые огни можно и без стабилизатора.
Подключение и установка LED-драйвера – это лишняя трата времени, ведь ДХО на светодиодах месяцами исправно светят без какой-либо стабилизации…
Однако данное утверждение легко оспорить. Дело в том, что при каждом скачке напряжения на светодиодном модуле появляется более 12 В, прямой ток через светодиоды превышает номинальное значение, что ведёт к перегреву излучающего кристалла. Яркость светодиодов снижается, такие ДХО уже не смогут выполнять свою непосредственную задачу – издалека предупреждать водителей встречного транспорта, а со временем и вовсе начнут мерцать и выйдут из строя.
Использовать светодиодные ДХО без стабилизатора напряжения – значит выбрасывать каждый год, как минимум, несколько сотен рублей на новые модули и тратить время на их замену.
Для простоты понимания, нижеприведенные схемы показаны без использования стабилизатора.
Лампы завышенного зрительного удобства
Хотя штатные лампы с желтым мерклым цветом в системе ходовых огней могут оставаться еще полностью исправными, почти все обладатели Лады Гранта стремятся сходу выполнить их подмену на галогенные с броским белоснежным светом. Причина этого – увеличение зрительного удобства. Также отмечается, что это способно выделить экстерьер профиля авто.
Большенный популярностью посреди автолюбителей пользуются галогенные лампочки последующих производителей:
- Philips.
- Маяк.
- OSRAM.
- IPF.
- General Electric и неких остальных.
Как и остальные модификации галогеновые лампы для ДХО имеют все этот же соответствующий ряд недочетов. Это до этого всего завышенный нагрев и снижающийся с увеличением мощности из-за этого срок годности. По данной для нас причине при выбирании схожих источников для Лада Лимонка следует учитывать, что они могут выпускаться в 2-ух версиях:
1-ый вариант отвечает всем требованиям законодательства, но при всем этом имеет среднюю долговечность. 2-ой – наиболее экономичен и, хотя светит не так ярко, зато служит подольше.
Направьте внимание! Значительно понизить срок службы галогеновой лампы может оставленный при ее подмене на поверхности пробирки жировой отпечаток. Потому при переустановке необходимо непременно надевать хлопчатобумажные перчатки, а поверхность ее стекла опосля монтажа протирать незапятнанными спиртовыми салфетками (если было нанесено загрязнение).
Включение через габариты или ближний свет
Второй вариант схемы подключения ДХО предполагает задействовать цепь питания габаритной лампочки. Для этого плюсовой провод от ходовых огней напрямую соединяют с «+» от аккумулятора. В свою очередь, минусовой провод соединяют с «+» габаритного огня, который в данный момент электрически нейтрален. В результате образуется следующий путь протекания тока: от «+» аккумулятора через светодиоды к габариту, а затем через лампочку на корпус, который служит минусом всей цепи. Из-за малого потребления тока (десятки мА) светодиоды начинают светиться, а спираль лампы остаётся погашенной. Если водитель включит габаритные огни, то на плюсе габарита появляется +12 В, потенциалы на проводах ДХО выравниваются и светодиоды гаснут. Схема переходит в штатный режим, то есть ток течёт через лампочки габаритных огней.
В данном схемотехническом решении имеется несколько недостатков:
- ходовые огни остаются в работе при выключенном двигателе, что противоречит действующим правилам;
- схема не будет работать, если в габаритах тоже установлены светодиоды;
- схема не будет корректно работать, если в ДХО размещены мощные SMD светодиоды, номинальный ток которых соизмерим с током лампочки;
- с целью безопасности необходимо дополнительно устанавливать предохранитель.
Схема ВАЗ-2190 Лада Гранта
Полный сборник схем электрооборудования и проводки автомобиля Лада Гранта (ВАЗ-2190). В том числе блоки реле и предохранителей, а также мануалы по ремонту и обслуживанию, которые можно скачать бесплатно и без регистрации по ссылкам в конце материала. Информация будет полезна как профессиональным автоэлектрикам, так и любителям с некоторыми познаниями электротехники, что позволит проводить простые ремонты своими руками. На 2022 год имеются 6 моделей Лада Гранта:
- Granta седан
- Granta лифтбек
- Granta хэтчбек
- Granta универсал
- Granta Cross с кузовом универсал
- Granta Drive Active спортивная комплектация с кузовом седан
Электросхемы практически одинаковы, за некоторыми незначительными отличиями, то есть предлагаемые здесь схемы подходят к любым модификациям Гранты.
Подключение через 4 контактное реле от генератора или датчика масла
Два следующих способа имеют общую основу и подразумевают работу дневных ходовых огней только после запуска двигателя. Схема включения ДХО от генератора базируется на переключении четырёх контактного реле и геркона.
Контакты реле ДХО подключают так:
- 30 – на плюсовые выводы светодиодных модулей;
- 85 – на плюсовой провод к габаритам;
- 86 – на любой вывод геркона;
- 87 и второй вывод геркона – на «+» аккумулятора.
Проверив надёжность всех контактов, переходят к настройке. Для этого заводят двигатель и, перемещая геркон вблизи генератора, добиваются его срабатывания и стабильного свечения ДХО. Затем геркон прячут в термотрубку и с помощью нейлоновых стяжек фиксируют в найденном месте.
В момент пуска двигателя, а затем и генератора замыкаются контакты геркона и реле, подавая напряжение питания на светодиоды ходовых огней. При этом лампы габаритов остаются отключенными, так как ток через катушку реле мал, чтобы их зажечь.
В отсутствие геркона можно запитать ДХО от датчика давления масла. В этом случае 86-й контакт соединяют с лампой давления масла. В остальном схемотехника дублируется.
Обе схемы имеют общий недостаток. Их нельзя применять, если в габаритах установлены светодиоды.
Дополнительные показатели на панели
ЖК-дисплей на панели выводит информацию с бортового компьютера. Показатель открытых дверей светится красным светом, если не закрыли одну из дверей. Сигнализатор низкого запаса топлива говорит о необходимости дозаправиться (игнорирование данного сигнала может привести к выходу из строя топливного насоса).
Индикатор слабых колес светится при низком давлении в шинах. Если водитель не пристегнут, горит датчик ремня. Индикатор состояния воздушной подушки безопасности горит в случаях неисправность системы, необходимо обратиться в сервисную станцию, поскольку подушка может произвольно раскрыться. При отказе любого индикатора можно прозвонить систему и найти причину, в этом поможет распиновка щитка приборов.
Подключение через 5 контактное реле
Теперь пришло время узнать о том, как подсоединить ходовые огни через реле с пятью контактами. Схема является наиболее универсальной, и собрана с целью исключить недостатки предыдущих вариантов.
Сначала о подключении реле для ДХО:
- 30 – на плюсовые выводы светодиодных модулей;
- 85 – на плюсовой провод габаритной лампы;
- 86 – на корпус авто;
- 87а – на «+» с замка зажигания;
- 87 – не подключать (заизолировать).
Работает схема с пяти контактным реле следующим образом. При повороте ключа на ДХО поступает напряжение +12 В, тем самым включая их. Если включить габаритные огни или фары головного света, то реле разомкнёт контакт 87а и замкнёт неактивный контакт 87. В результате ДХО погаснут, а габариты включатся. Схема полностью соответствует требованиям ГОСТа и ПДД и может работать с габаритными огнями даже на основе светодиодов.
Однако схема все же имеет один отрицательный момент – ДХО будут включаться сразу же после поворота замка зажигания. То есть если повернуть ключ в замке зажигания, но не заводить автомобиль, ДХО будут гореть.
Несмотря на все же имеющийся недостаток схема довольно удачна, но чтобы правильно подключить ДХО через пяти контактное реле понадобится обязательно дополнить схему стабилизатором напряжения.
Данный вариант включения интересен тем, что путь протекания тока через ходовые огни является независимым. Это позволяет устанавливать в фары габаритов и ДХО источники света любого типа и мощности.
Показания бортового компьютера
Жидкокристаллический дисплей — это прибор электронного типа, на который выводится информация о поездке, она формируется и анализируется компьютером. Исходя из комплектации машины на Лада Гранта панель приборов устанавливают с электронными «мозгами» 3 типов, различающимися объемом отражаемых данных.
На дисплей отображается информация:
- первая линия — подсказка переключения передач (показания автоматической коробки);
- 2 позиция показывает весь или дневной пробег;
- 3 линия отображает температуру окружающей среды или функции компьютера;
- 4 позиция указывает на уровень топлива.
На Лада Гранта довольно удачный щиток приборов, данные щитка приборов разборчивы и понятны, быстро находятся и читаются в процессе движения.Комбинация приборов Лада Гранта не перенасыщена информацией, имеет приятный фон, у нее понятная распиновка (если понадобится наладка или ремонт) и хороший обзор через руль.
В данной статье приведена принципиальная электрическая схема подключения панели приборов Лада Гранта. На схеме приведено подключение монтажного блока (назначение предохранителей и реле), комбинации приборов, подключение органов упраления светотехникой, электроусилителем руля, отопителем салона и т.д.
Рис. 1 Схема панели приборов ВАЗ -2190 (Для просмотра в полном размере нажмите на картинку)
На каждом проводе произведена маркировка, она указывает к какому элементу он протянут, и через дробь к какому контакту данного элемента. Ниже приведено описание элементов, согласно приведенной схеме:
1,2 — колодка жгута проводов панели к переднему жгута проводов; 3,4 — колодка жгута проводов панели к заднему жгуту проводов; 5 — модуль управления светотехникой автомобиля (габариты, ближний свет, аварийная сигнализация); 6 — замок зажигания (механический); 7 — переключатель режимов бортового компьютера (расположен на подрулевых переключателях); 8 — переключатель стеклоочистителей; 9 — комбинация приборов; 10 — переключатель световой сигнализации; 11 — выключатель привода замка багажника; 12 — колодка диагностики (для подключения диагностического оборудования, снятия кода ошибок); 13 — колодка жгута проводов панели приборов к колодке жгута проводов коробки воздухопритока; 14 — выключатель обогрева заднего стекла; 15 — выключатель аварийной сигнализации; 16 — выключатель сигнала торможения (выключатель стоп сигнала); 17 — колодка жгута проводов панели приборов к магнитоле (акустические провода до места установки динамиков); 18 — колодка жгута проводов панели приборов к магнитоле (питание магнитолы); 19 — устройство вращающееся на руле; 20 — модуль надувной подушки безопасности водителя; 22 — монтажный блок; 23 — электроусилитель рулевого управления; 24 — прикуриватель; 25 — лампа подсветки табло управления отопителем; 26 — лампа освещения; 27 — колодка жгута проводов панели приборов к колодке жгута проводов системы зажигания; 28 — контроллер Лада гранта применен от Лады Калина (модель 11186-1411020-22); 29 — выключатель сигнала положения педали сцепления (без выжатого сцепления автомобиль не заведется); 30 — педаль газа электронная; 31 — резистор добавочный (для выбора скорости вентилятора отопителя — печки); 32 — электродвигатель печки; 33 — переключатель электродвигателя отопителя; 34 — блок управления системой блокировки дверей.
Блок управления ДХО
Самым надёжным и наиболее простым является вариант подключения ДХО без реле, но с использованием специального блока управления ходовыми огнями. Он обеспечивает включение ДХО после запуска двигателя, гарантирует безопасную работу, защищает от перегрузок и может быть установлен на авто с любым типом ламп, включая светодиодные.
К сожалению, среди всего разнообразия промышленно изготавливаемых блоков ДХО подавляющая часть не соответствует ГОСТу и имеет посредственное качество сборки.
Касается это, в первую очередь, продукции с AliExpress, которая не соответствует требованиям практически по всем моментам.
Среди всего многообразия можно отметить всего 2 варианта: российский блок управления ДХО DayLight+ и немецкую продукцию от Philips и Osram. Блок управления DayLight+ разработан русским радиоинженером Исаченковым Фёдором с учетом всех особенностей бортовой сети автомобиля и обладает рядом положительных моментов:
- имеется встроенная стабилизация напряжения;
- полное соответствие ГОСТу;
- максимальная долговременная мощность нагрузки составляет 36 Ватт (для ДХО требуется значительно меньше);
- простейшая схема подключения.
Помимо вышеописанных моментов блок DayLight+ является универсальным и подходит на все автомобили с бортовой сетью 12 вольт, а также обладает хорошим качеством сборки и высокой степенью защиты от влаги и пыли.
Немецкая продукция от Philips и Osram также обладает всеми вышеописанными преимуществами блока DayLight+, однако поставляются немецкие блоки управления только совместно с фарами дневных ходовых огней и обладают более высокой стоимостью.