Признаки износа или неисправности шаровой опоры передней подвески автомобиля

Элементы подвески, как и другие детали авто, имеют свойство изнашиваться. Обычно это сопровождается стуком в передней части машины. Новички совершенно не могут «с ходу» определить, какая деталь подводит систему. Но каждый водитель сможет провести диагностику своими силами, если будет знать все признаки износа шаровой опоры. Если поломка связана с ней, то это нередко приводит к разному роду проблем. Что касается износа других деталей (подшипников, уплотнителей), то он не так опасен, как износ или поломка шаровой.

В чем заключается роль опоры?

Шаровая опора представлена в виде шарнира. В его основании присутствует шар во вкладыше, схожий с человеческим суставом. Он имеет способность двигаться в разных направлениях. Конструкция опоры включает в себя не только шар с вкладышем, но и пыльник, палец и корпус. Пыльник служит защитой механизма от различного рода загрязнений. Стержень из металла называется пальцем, который к шарниру фиксирует ступицу.

Шаровая требует за собой тщательного «ухода». Критический износ опоры провоцирует серьезные проблемы для авто и ее владельца. Если во время движения деталь выйдет из строя, то произойдет обрыв опоры и разворот колеса наружу. В лучшем случае водителя ждет завал транспортного средства на крыло. В худшем — серьезное ДТП.

После отрыва шаровой ступица продолжает держаться. Но в любом случае, колесо становится неуправляемым. Все последующие события во многом зависят от того, с какой скоростью движется авто. Водитель должен быть всегда начеку, чтобы среагировать на внезапную поломку и избежать ДТП.

Устройство и назначение

Конструктивно это изделие выполнено в виде шарнирного соединения. Его основа – шар из износостойкого материала. Вместе со специальными вкладышами он помещается в металлическую оболочку. Природный аналог конструкции – суставы верхних, нижних конечностей человека, животных.

Шаровые опоры служат в автомобиле в качестве соединения рычагов подвески со ступицами управляемых колес. Они обеспечивают постоянное соотношение горизонтального положения осей с вертикальной плоскостью вращения колес при любых углах поворота, неровностях дорожного покрытия. На машинах отечественного производства используются по два устройства на каждое колесо (верхнее, нижнее), на иномарках – по одному. В некоторых моделях их может быть больше, в зависимости от конструкции передней подвески.

Видеоролик наглядно демонстрирует устройство механизма, процесс работы в разных условиях:

Симптомы неисправности и их описание

Если водитель совершенно не знает, как определить неисправность шаровой опоры, ему нужно лучше изучить симптомы, указывающие на поломку.

Перечислим основные из них:

Во время движения возникает стук. Лязг появляется на любой скорости, может носить единичный характер или периодически повторяться. Также он возникает, если машина перегружена.

Скрип, доносящийся от передних колес во время поворота. Звуки появляются от рейки или гидравлического усилителя.

Если опора повреждена, рулевое колесо находится под углом (по отношению к дороге). В результате этого по внутреннему краю изнашивается протектор. Неравномерный износ покрышек сразу можно увидеть при его визуальном осмотре.

При торможении траектория движения изменяется. Обычно это проявляется в виде небольшого сворачивания в бок. Это связано с наклоном колеса.

Во время движения происходит «виляние» автомобиля. Чаще всего это появляется из-за люфта в шаровой. Чем выше скорость движения, тем сильнее «виляние». Многие водители не замечают данный симптом, поскольку ездят по плохим дорогам.

Характеристики развала-схождения стали другими. Больше всего от этого пострадает колесо, со стороны которого произошел износ опоры. Определить изменения на глаз сложно, поэтому следует обращаться в СТО за помощью.

Если водитель чувствует проявление хотя бы одного из перечисленных симптомов, ему следует провести диагностику всей системы. Если из строя выходит шаровая, значит, и другие детали системы «под угрозой». Их следует проверять комплексно.

Пошаговый процесс замены

  1. Ослабьте колесные болты, поддомкратьте и снимите колесо.
  2. Нанесите проникающую смазку на нижнюю гайку крепежа пальца шаровой, а также на два болта крепежа опоры к поворотному кулаку.

Открутите гайку крепления пальца шаровой опоры с помощью ключа на девятнадцать.

Установите съемник и выдавите шаровой палец из кулака. Для снятия пальца без съемника ударьте молотком в проушину, куда он вставлен. После двух-трех ударов палец выскочит.

Ключом на семнадцать открутите два болта крепления опоры к кулаку.

Отведите поворотный кулак в сторону и демонтируйте опору.

Очистите место посадки и установите новую опору.

Наживите и закрутите болты крепежа опоры к кулаку. Резьбы болтов нужно предварительно почистить и нанести медную смазку.

Нанесите медную смазку на резьбу пальца шаровой и закрутите крепящую гайку.

  1. Гайка пальца шаровой опоры – 70 Нм.
  2. Болты крепежа опоры к кулаку – 55 Нм.

Наглядно процедура замены шаровой опоры ВАЗ 2110, 2111, 2112 в этом видео:

Причины поломки

Опоры во время эксплуатации испытывают высокие нагрузки. Они выдерживают постоянные удары при езде по неровностям. Существует несколько основных причин, почему эти детали выходят из строя.

Естественный износ. Один шарнир выдерживает езду на расстоянии 20-150 тыс. км пробега, но качественная деталь начинает изнашиваться примерно к 100 тыс. км пробега. На износ, помимо качества, влияет присутствие смазки, уход за деталью и другие факторы.

Порванный пыльник. Этот элемент считается неким «расходным материалом». По этой причине нужно постоянно следить за его состоянием. Если вдруг пыльник порвется, то внутрь опоры попадут частицы грязи и пыли. Они образуют между собой абразив, который будет «изнашивать» внутренности.

Высокие нагрузки. Когда водитель передвигается по неровным дорогам на высокой скорости, его подвеска сильно страдает от ударов. Это приводит к изнашиванию шаровой. Тоже самое происходит, когда транспортное средство сильно перегружают лишним грузом.

Смазка. Смазочное вещество со временем высыхает или испаряется. Если произошло повреждение пыльника, то смазка исчезнет еще быстрее, тем самым спровоцирует усиленный износ шаровой. Чтобы избежать этого, необходимо периодически вливать смазочное вещество в шаровую.

Все перечисленные причины не появляются за один день. Такое возможно лишь в случае, когда деталь уже была с браком. Избежать этого можно, если при покупке приобрести более качественный товар, а не дешевый.

Проверка пыльника шарового шарнира

В процессе проверки состояния шаровой опоры обязательно нужно обратить внимание на ее пыльник. Он выполнен из резины и его задача состоит в том, чтобы не допустить попадания внутрь шарнира влаги, пыли и различного мусора с дороги в процессе эксплуатации машины. Пыльник, по большому счету, является расходным материалом и подлежит периодической замене. В результате перепада температур (в том числе зимой), механических воздействий, повреждений и просто в процессе старения на его резиновом корпусе могут появиться сначала мелкие, а потом все более укрупняющиеся трещины, через которые пыль, песок и прочий мелкий мусор будет попадать внутрь шаровой опоры. Эта смесь будет работать в качестве абразива, постепенно разрушая металлические поверхности и вымывая смазку.

Поэтому при выполнении ревизии всегда нужно обращать внимание на состояние пыльника, наличие в нем мусора и смазки. Если он поврежден — его нужно обязательно заменить на новый, поскольку использование порванного пыльника ведет к резкому снижению общего ресурса шаровой. А при замене пыльника на новый нужно не забыть набить его смазкой («Литолом», ШРБ-4 или их аналогами).

Существует еще один нестандартный метод проверки шаровой, в частности, из-за повреждения пыльника. В частности, метод подойдет для проверки на машинах, у которых шаровая стоит вертикально пальцем вверх, то есть, вода если попадает внутрь, то остается внутри как в сосуде, а попадает она сверху через уплотнение сальника. Так, на машинах, где сложно демонтировать и вообще добраться до опоры, можно взять обычный медицинский шприц с иголкой и налить в него немного жидкого масла (2…3 кубика). Далее нужно в верхней части иголкой шприца проткнуть пыльник и залить внутрь имеющееся масло. После этого сравнить характер старого стука и стука после заливки масла. Если появилась разница — значит, шаровая вышла из строя и ее желательно заменить. Что касается дырки от иглы, то через нее вода не попадет внутрь, поэтому автовладелец может быть спокоен на счет этого.

Самостоятельная диагностика

Водитель может провести самостоятельную диагностику опор при подозрении на их неисправность. Сделать это можно несколькими способами. Они зависят от конструкции подвески. Сегодня подвеска подразделяется на однорычажную и многорычажную. Иномарки, как правило, оснащены многорычажным типом как спереди, так и сзади авто.

Проще всего определить неполадки у верхней шаровой опоры в многорычажной подвеске. Для этого нужно загнать автомобиль в гараж, пригласив за руль другого человека. Владелец авто должен начать раскачку верхней части колеса и одновременно давать сигналы человеку за рулем, чтобы тот жал на тормоз. Эта методика помогает определить наличие люфта ступичного подшипника.

Если присутствуют неисправности верхнего шарнира, то люфт будет ощущаться сильно. Выявить люфт нижней опоры можно тем же способом. Но водители стараются раскачивать колесо не просто руками, а предварительно подняв его домкратом. Данный метод работает только в отношении многорычажной подвески. Однако существует инструкция, позволяющая определить люфт на любой подвеске.

Автовладельцу не потребуется другой человек. Для диагностики нужна смотровая яма и монтировка. Поставив авто над ямой, водитель должен поднять одну сторону домкратом и установить монтировку между рычагом и поворотным кулаком. Если люфт во втулке есть, то при раскачивании монтировки он будет заметен сразу.

Как определить неисправность шаровой

Считается, что оптимальным методом проверки шаровой опоры будет посещение автосервиса, где есть подъемник и соответствующий стенд. Там специалисты смогут выявить неисправность не только шаровой опоры, но и других элементов подвески машины.

Однако если задача стоит только проверка шаровой, то сделать это можно в гаражных условия при помощи одной только монтажки. Ну разве что желательно чтобы машина стояла на яме или эстакаде. Определить неисправную шаровую опору можно будет по главному симптому — стуку и свободному ходу шарового пальца при создании на него усилия монтировки.

Быстрая проверка

В первую очередь необходимо «прослушать» шаровую опору. Однако для этого лучше взять себе помощника, причем желательно знающего, какой звук издает поломанная опора и вообще мало-мальски разбирающийся в элементах подвески автомобиля. Алгоритм проверки прост — один человек раскачивает машину из стороны в сторону (в направлении, перпендикулярном движению), а второй — прислушивается к звукам, исходящим из элементов подвески, в частности, из шаровой опоры.

Если такое раскачивание не дало результатов, стоит поддомкратить машину с той стороны, где вы хотите проверить опору. Потом, зажав педаль тормоза (это делается для исключения возможного люфта подшипника), пытаться раскачивать колесо в направлении, перпендикулярном движению (то есть, от себя и на себя). Если имеют место люфт и/или «нездоровые» лязгающие звуки — значит, имеют место проблемы с шаровой.

Люфт разбитой шаровой проверят с помощью монтировки. Так, машину нужно поднять на домкрате, а плоский конец монтировки поместить между рычагом и поворотной цапфой. Затем пока один человек медленно вращает рулем, второй давит на монтировку. Если люфт имеется, то он будет хорошо ощущаться, и даже виден на глаз. Подобную процедуру можно также выполнять и без вращения рулем, особенно, если шаровую уже значительно изношена.

Ремонт

Выделяют несколько способов ремонта шаровой, но чаще всего ее просто меняют на новую. Что касается иномарок, то замена опоры и рычага — дорогостоящая процедура. Именно поэтому услуги по ремонту (реставрации) стали наиболее востребованы.

Реставрация обойдется водителю дешевле, чем полная замена детали. Чтобы восстановить опоры, используются различные технологии. Самой простой из них является переделка в разборную. Здесь производят смену пластиковых вкладышей и полирование пальца.

Более сложная технология подразумевает собой заполнение корпуса жидким полимером. Вещество застывает, после чего опоры извлекают и производят замену неоригинальными элементами.

Подобная экономия рано или поздно создаст аварийную ситуацию на дороге. Чтобы избежать этого, советуем заменить шаровые опоры на новые при выходе их из строя. Реставрация допускается лишь в случае, когда у водителя нет возможности ежесекундно поменять элементы.

Что нужно для замены

Для ремонта вам потребуется наличие инструмента и запасных частей. Стоит отметить, что некоторые производители продают неукомплектованные шаровые опоры. Замена (ВАЗ-2110 нуждается в ней не очень часто) сопровождается тем, что приходится докупать дополнительные элементы – пыльник, гайку, болты крепления к ступице. В большинстве случаев гайка и болты не заменяются. Установка новых потребуется лишь в том случае, если на старых нарушилась резьба. И обязательно вам нужно иметь съемник. Без него вы просто не сможете снять старую шаровую опору. Этот съемник намного упрощает всю работу. В редких случаях получается выбить палец из ступицы молотком. Да и стоит ли делать так? Можно без труда повредить подвеску.

Правила выбора

Выбрать шаровые самостоятельно не так просто, особенно, когда на рынке товаров присутствует большое разнообразие деталей. Самые высокие качественные характеристики имеют изделия следующих производителей:

Sidem — европейский производитель, выпускающий высококачественные товары. Изделия обладают прочным пыльником без стопорного кольца. Подобная конструкция не дает влаге и пыли попасть внутрь. Кроме того, смазка на основе полимочевины отлично отталкивает воду.

TRW — американская компания, реализующая свои товары на международном рынке. Со временем концерн выкупила немецкая фирма. Новое руководство ужесточило контроль качества за изделиями. В результате этого шаровые опоры стали охватывать более 90% автомобильных моделей, в т.ч. для ВАЗ.

Delphi — американская фирма, выпускающая качественные шаровые для авто среднего класса. Изготовитель взял на себя гарантийные обязательства в течение первого года эксплуатации. Но, несмотря на это, водители отзываются о безаварийных пробегах.

Lemforder — немецкая компания, которая поставляет продукцию для большинства автомобильных марок. В каталоге огромный ассортимент шаровых опор, которые считаются лучшими для ремонта ходовой.

Шаровые опоры также изготавливаются отечественными производителями. К ним относят компании БЗАК, Белмаг, Трек и Кедр.

Способы крепления

Устанавливают новую шаровую опору, продевая ее палец в отверстие поворотного кулака, сверху устанавливают шайбу, накручивают гайку с прорезями, затягивают, фиксируют шплинтом. Сборку крепят к рычагу тремя болтами. Благодаря такой конструкции колесо занимает фиксированное положение относительно кузова транспортного средства, одновременно поворачивается в нужную сторону, беспрепятственно преодолевая небольшие препятствия, неровности твердого покрытия.

В зависимости от устройства подвески и марки автомобиля, шаровая может крепиться другим способом. Существуют варианты монтажа в рычаг при помощи пресса и фиксации стопорным кольцом. На Ниве шарниры перевернуты вверх ногами и прикручиваются к рычагу не с внутренней стороны, а с наружной.

Рекомендации по продлению срока службы опор

Признаки неисправности шаровых опор включают в себя различные «симптомы». Основная причина их появления — естественный износ. Срок службы детали варьируется от 15 тыс. км до 120 тыс. км, но эксперты утверждают, что его можно продлить.

Избежать поломки можно, если следовать простым правилам:

Не допускать высокой скорости при езде по неровностям.

Регулярно проверять целостность пыльника.

Периодически проводить диагностику механизма, особенно при долгой эксплуатации.

Не допускать испарения смазочного вещества в шарнире.

Скорость износа также зависит от того, как сильно водитель нагружает автомобиль и по каким дорогам передвигается. Важную роль играет высота профиля резины. Например, у ТС с низким профилем срок работы шаровой вдвое короче, чем у авто со средним и высоким профилем.

Какой ресурс у шаровой опоры

Служебный срок в основном зависит от нескольких факторов, он может колебаться от 15 до 120 тысяч километров.

Резко сокращает «жизнь» даже небольшая трещинка в пыльнике. Она может привести к проникновению воды, грязи и песка в шарнир. Для предотвращения поломки, необходимо наблюдать состояние защитного резинового чехла. Лучше всего это делать на эстакаде.

Чтобы она прослужила дольше, следует аккуратнее ездить по разбитым дорогам, а также своевременно заменять поврежденные пыльники.

Можно ли ездить со сломанной шаровой?

Узнав, какие шаровые опоры лучше и их причины неисправности, водитель невольно задается вопросом, можно ли теперь ездить на авто. Все это во многом зависит от изношенности и повреждения узла. Передвигаться разрешается при «ранних» признаках. К ним относят редкий стук, отсутствие «виляния» на дороге и т.д.

Если водитель все-таки решит ездить со сломанной шаровой, ему нужно избегать высоких скоростей и неровностей на дороге. Но лучше всего задуматься о ремонте и замене деталей. Игнорирование проблемы приведет к серьезной аварии.

Конструктивные особенности

Если разобрать старую, изношенную шаровую опору, то можно увидеть несколько элементов:

  • торчащий из корпуса стержень с резьбой и поперечным отверстием на конце – палец. Он изготовлен из высокопрочной стали, шаг резьбы очень мелкий;
  • на палец одета защита из резины – пыльник, имеющая в нижней части металлическое кольцо для плотного прилегания к основанию. Она защищает шарнир от попадания сторонних предметов, воды, грязи, дорожной пыли;
  • палец соединен с шаром, это одна неразъемная запчасть;
  • вокруг шара расположены пластиковые вкладыши. Они фиксируют его положение, устраняют зазоры, обеспечивают необходимое перемещение, повороты;
  • шар, вставлен в корпус шаровой опоры. Для крепления к рычагу имеется три отверстия. Если модель обслуживаемая, то в нее снизу вкручивают масленку для добавления смазочного материала.

Прйс-лист на основные работ по ремонту подвески ВАЗ

Уточняйте по телефону у наших менеджеров. Они с удовольствием ответят на все ваши вопросы.

Причиной обращения в сервисный центр могут служить:

  • посторонние звуки при движении автомобиля, такие как стук или скрежет;
  • вибрация автомобиля;
  • большой крен кузова автомобиля на поворотах;
  • неравномерное стирание колесных покрышек.

Диагностика вашего автомобиля на предмет исправности подвески будет включать в себя проверку амортиза

торов, пружин и стоек, шаровых опор, ШРУСов, степень износа тормозных колодок.

Диагностика и ремонт передней подвески ВАЗ, так же как и ремонт задней подвески ВАЗ выполняется на нашем автосервисе при помощи специального оборудования. Автомобиль находится на специальном стенде, который обеспечивает беспрепятственный доступ ко все частям автомобиля. Если во время диагностики были обнаружены неисправности в работе амортизаторов, то будет произведена их замена, с последующей балансировкой колес.

Источники

  • https://mylada.net/remont/zamena-sharovyx-opor-na-kaline.html
  • https://www.zr.ru/content/articles/118912-kalina_neladnaja_lada/
  • https://remontvaz.spb.ru/remont-podveski/

Классическая конструкция шаровых

Стандартное устройство шаровой опоры предполагает наличие основных составных частей:

  • металлический корпус;
  • палец с шаровой головкой;
  • поджимная пружина;
  • гофрированный прорезиненный пыльник.

Внутрь на заводе-изготовителе набивали достаточное количество смазочного материала. Качественной смазки хватало на длительный пробег. При каждом ТО механики должны проверять сохранность пыльника и качество/объем смазочного материала, а по необходимости с помощью масленки нужное количество допрессовывается. В поздних моделях часть металлических изделий заменена была на пластиковые аналоги. Также внутри теперь не находятся пружины (от них избавились за ненадобностью). Сферическая головка пальца теперь обкатывается в полусфере из вкладышей. В современных моделях последние изготавливают уже не из пластика, а более выносливого и прочного нейлона. Производители стали выпускать два типа шаровых, поэтому опоры бывают обслуживаемые и необслуживаемые. На большинстве новых машин находится второй тип узла. В нем отсутствует возможность разборки и встроена масленка для добавки смазки. Иногда встречаются промежуточные типы, относящиеся к неразборным вариантам конструкции, но обладающие масленкой.

Поменять шаровые на калине своими руками

Лада Приора Седан Снежка Бортжурнал Замена опорного подшипника

Здравствуйте. Сегодня поговорим о том, как заменить шаровые и наконечники рулевых тяг на Лада Калина своими руками. Почему шаровые и наконечники рулевых тяг выходят из строя и как диагностировать их неисправность написано здесь

Перед началом работы вам необходимо подготовить: набор ключей, универсальный съемник, домкрат, жидкость WD-40, а также новые запчасти.

Как заменить шаровые опоры Лада Калина — пошаговая инструкция

1. Перед началом работ наносим несколько капель WD-40 на резьбовые соединения, с которыми на ваш взгляд могут возникнуть проблемы. У каждого они будут разные, все зависит от состояния машины, дорог по которым она ездит, и отношения хозяина к этой машине…

2. Открутите крепления шаровых. Там два болта под TORX, которые крепятся к ступице, для этого берем головку E12.

3. После, приступаем к стойке-стабилизатора, ее необходимо открутить.

4. Отогните вниз рычаг с шаровой опорой.

5. Используя универсальный съемник, выпрессовываем шаровую опору из рычага. Если у вас не оказалось съемника, можно воспользоваться ломом, однако в таком случае существует большая вероятность повреждения пыльник ШРУСа, в случае соскакивания лома.

6. Когда старая шаровая извлечена, берем новую шаровую и крепим ее к ступице и рычагу.

7. Поддомкрачиваем рычаг, при помощи домкрата установив его под шаровую. Это позволит сжать пружину амортизаторной стойки и прикрутить стойку-стабилизатора.

Пошаговая инструкция — как заменить наконечники рулевых тяг Лада Калина

  1. Выкручиваем руль в противоположную замене рулевого наконечника сторону.
  2. Извлекаем стопорную шпильку и выкручиваем гайку крепления наконечника к стойке.
  3. Теперь необходимо «отпустить» болт крепления наконечника.
  4. Используя съемник, выпрессовываем наконечник из стойки. Некоторые пользуются молотком и просто выбивают наконечник.
  5. Дальше отворачиваем наконечник, делается это по часовой стрелке. В случае если начнет крутиться регулировочная втулка, зафиксируйте ее, используя ключ.

6

Обращаю ваше внимание на кол-во витков, его обязательно необходимо посчитать, это избавит вас от необходимости ехать на СТО и делать развал-схождение

7. Сборка выполняется в обратной последовательности. Если машину уводит в сторону и «фокус» с подсчетом витков не прошел, не поленитесь и сделайте развал-схождение.

Результатом проделанной работы должно стать исчезновение люфта и стуков, которые являются неотъемлемой частью неисправностей ходовой части

На этом у меня все, всем спасибо за внимание, надеюсь, у вас все получилось!? До новых встреч, берегите себя и свою машину!. Текст принадлежит: ВАЗ Ремонт своими руками. Текст принадлежит: ВАЗ Ремонт своими руками

Текст принадлежит: ВАЗ Ремонт своими руками

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]