Начинающие автовладельцы отечественного автопрома, познавая азы владения автомобилем часто задают разнообразные вопросы по обслуживаю и ремонту ВАЗов. Один из самых частых вопросов, касающихся системы охлаждения: что лучше – Тосол или антифриз для ВАЗ?
Вопрос достаточно интересный и звучит он часто, особенно от владельцев, которые приобрели авто, а добиться четкого ответа от бывшего хозяина, что же залито в систему охлаждения так и не смогли.
А перед зимним периодом, когда требуется подготовка авто, этот вопрос всплывает и заставляет задуматься. Попробуем же разобраться в нем.
Как узнать, какая охлаждающая жидкость была залита на заводе?
В подавляющем большинстве случаев узнать марку заливаемого изначально антифриза очень просто — достаточно осмотреть наклейку, размещенную на бачке. На этой наклейке всегда крупными буквами обозначается жидкость, которой была заполнена система (и которую рекомендуется подливать по мере надобности).
В подавляющем большинстве автомашин ваз 2114 заливаемая на заводе жидкость — это либо Felix TC-40, выпускаемый в Дзержинске либо CoolStream Standart 40, производимый в Климовске. Различить их можно также и по цвету.
Первая — ярко зеленая, вторая — или зелено-желтая или слабо зеленая, в обоих случаях присутствует легкая флюоресценция. Обе эти жидкости являются тосолом (относящимся к классу G11), и смешивать их можно только с другими жидкостями из этого класса.
Антифриз FELIX
Многие считают, что Тосол — намного хуже антифриза по качеству, поэтому смешивать их нельзя. Это неверно — причина кроется не в качестве или кислотности среды, а в очень разной плотности этих двух жидкостей.
Если не предполагается замены охлаждающей жидкости на жидкость другой категории (например, тосол на антифриз), то можно добавлять ее, не сливая всю систему охлаждения. В противном случае данная операция будет строго необходимой.
Бортовой журнал ВАЗ 21074 (2006 г.)
Решил заменить антифриз, доставшийся с машиной еще от прошлого владельца, не меняли его лет так 5, если не больше, несколько раз доливал других марок из-за протечек, так что там уже была сборная солянка. Сама жидкость давно уже помутнела, изменила цвет с синего на сине-зеленый, на дне бачка образовался налет.
Прежним хозяином был залит хороший антифриз, толи Мотюль, толи Тотал. Решил поменять на более бюджетный, но повыше классом c G11 на G12. В итоге выбрал Феликс красный, так как отзывов о нем было больше, да и доступней, заказывал по интернету, чтобы сэкономить.
На канистре написано, что срок службы до 5 лет. Проверим)
Так же, «по блату» досталась промывка Филин, пара пузырьков.
Для начала сливаем старую жидкость с радиатора и блока двигателя.
Вышло около 8 литров антифриза (емкость системы охлаждения 8,6 литра).
Остатки промываем водой шлангом под напором, пока из блока не начнет выходить прозрачная жидкость.
Теперь закрываем сливные отверстия и заливаем промывку. На вид желтоватая жидкость почти без запаха.
Заводим двигатель и согласно инструкции даем поработать 10-15 минут пока не включится вентилятор охлаждения. Даем остынуть немного и сливаем.
Вышла желтовато-зеленоватая полупрозрачная жидкость, каких-либо хлопьев или крупных включений не обнаружено. Возникли сомнения в том, что она там хоть что-то смогла отмыть, хотя, заливал двойную дозу, но возможно просто все это растворилось или грязи было не так уж и много. Пробовал промыть бачок концентратом, тоже ничего не отмылось, так и оставил.
Еще раз промываем двигатель проточной водой, и даем стечь.
Пока стекает, поменял пару патрубков идущих на термостат.
На одном образовалась трещинка, а другой покапывал на генератор (что, возможно, и стало причиной выхода из строя старого) — резина задубела и подтяжка не помогала.
Заливаем новый антифриз.
По цвету: ярко алая жидкость с флуоресцирующим эффектом, надо бы посмотреть ночью, светится ли).
Заводим двигатель, включаем печку, и даем поработать пока не выгонит весь воздух и не включится вентилятор, закрываем крышку радиатора, доливаем в бачок по метке.
С учетом расширительного бачка ушло 9 л, один литр остался на доливку в багажнике. Печка почти сразу же начала жарить, так что эффект был заметен. Начало немного покапывать с новых патрубков, но после подтяжки перестало. Заодно поменял патрубок подогрева дросселя — тоже задубел и при прокачке воздуха треснул и начал пропускать антифриз.
Антифриз 10л — 1050р
Патрубки, хомуты — 150р
Подписывайтесь! Удачи на дорогах!
Антифриз или тосол — что выбрать
Прежде чем выяснить — какой антифриз залить в ваз 2114, следует разобраться — а чем, собственно, тосол отличается от антифриза? И почему нельзя заливать их одновременно в одну систему?
Если говорить совсем просто, то разделять охлаждающие жидкости на тосол и антифриз — не совсем верно. Ведь тосол тоже является одной из разновидностей последнего. Дело здесь в том, что классический тосол разрабатывался специально для автомашин ВАЗ и, несмотря на очень близкий к современным антифризам состав, имеет другую плотность.
Наличие в системе охлаждения двух растворов с разным удельным весом ()антифриз и тосол) может привести к вспениванию и нарушению циркуляции ОЖ.
Тосол для ваз 2114
Стоит также отметить, что классический тосол (его категория маркируется символами Tl), имеет несколько более агрессивную химическую среду, что иногда может привести даже к повреждениям радиатора (само собой, при очень длительной эксплуатации автомашины). Кроме этого, важное отличие его от антифриза и в том, что продаваемая в канистрах жидкость — это полуфабрикат.
Для того, чтобы залить его в охлаждающую систему автомобиля, следует разбавить его дистиллированной водой в определенной пропорции (исходя из предполагаемой отрицательной температуры окружающего воздуха).
В настоящее время наиболее распространены следующие категории ОЖ:
- Tl — классический тосол, как правило имеет синий цвет;
- G11 — зеленый антифриз (очень часто также относится к типу «тосол»);
- G12 — красный антифриз (цвет может разниться от желтоватого до фиолетового);
- G13 — желтый антифриз.
Типы ОЖ для ваз 2114
Говоря о том, какой тосол лучше для ваз 2114, можно с уверенностью сказать — категории G11. Он имеет более инертный с химической точки зрения состав и более безопасен для радиатора и системы охлаждения. Кроме этого, он является значительно более распространенным в настоящее время, чем тосол классического состава, поэтому проблем с его покупкой не будет.
Как залить
Вам понадобится весь предыдущий список инструментов, с которым вы можете смело приступать ко второй части.
- Закрутите болт.
- Теперь в радиатор заливайте жижу до верхней отметки.
- Снимите шланг расширительного бачка и также залейте в него жижу. Приподнимите его вверх и начинайте заливать дальше, таким образом, чтобы она выходила через другой конец шланга. Одеваем обратно шланг на радиатор. Доливаем ещё.
Приподнимаем вверх бачок и доливаем жидкость
Готово, замена тосола в ВАЗ 2107 успешно выполнена.
Какие категории охлаждающей жидкости допускается смешивать
Безусловно, самым лучшим вариантом будет заливать в систему только жидкости из одной категории, но если по каким-либо причинам это невозможно, то следует воспользоваться следующей таблицей совместимости:
- Тосол Tl — только с тосолом Tl.
- G11 допускается смешивать с G13, G12+ и G12++.
- G11 запрещается добавлять в G12.
- G12 можно смешивать G12+, G++, G13.
- G13 нельзя смешивать с G12, с другими типами — можно.
Руководствоваться исключительно цветом охлаждающей жидкости при ее покупке/доливке/замене — в корне не верно. Некоторые производители окрашивают тосол и антифриз в цвета, отличные от общепринятых. На химический состав и плотность жидкости расцветка не имеет никакого влияния.
Как слить
Вам понадобятся следующие инструменты:
- Ключ на 13 или головка;
Необходимые инструменты
- накидной ключик на 12;
- отвёртка;
- емкость для слива;
- тосол или антифриз.
Выключите двигатель и дайте ему остыть, теперь можно приступать к работе.
- Установите машину на плоскую поверхность.
- Откройте капот и открутите крышку радиатора.
- Открутите пробку с расширительного бачка.
- Подставьте ёмкость для слива (объём не меньше 5л).
- Откручиваем болт и пробку радиатора. И теперь нужно всё слить.
Как слить охлаждающую жидкость
Замена жидкости
Если предполагается перевести автомашину с тосола на антифриз по каким-либо причинам, то старую охлаждающую жидкость следует слить, выкрутив при этом пробки в блоке и в радиаторе. Стоит помнить, что это не поможет удалить весь объем ОЖ (а он стабильно равен 7,8 литра).
Для того, чтобы полностью очистить всю систему, следует залить ее обычной водой и проехать на автомашине около 30 километров, после чего заново все слить и уже залить антифриз. Само собой разумеется, что проводить эту процедуру можно только в теплое время года, но никак не на морозе.
Заливка антифриза
Сразу следует сказать, что некоторые автомобилисты выполняют сами и советуют другим дополнительные процедуры по очистке системы от старой ОЖ — добавлять в дистиллированную воду уксус, ацетон и другие добавки. Проводить подобные операции категорически не рекомендуется. В лучшем случае — от них не будет никакой пользы, в худшем — они могут вызвать повреждение системы охлаждения.
Как поменять ОЖ
Прежде чем заменить охлаждающую жижу в ВАЗ 2107, необходимо найти расширительный бачок, определиться с количеством заливаемых литров и выбором марки.
Расширительный бачок находится в моторном отсеке, располагается слева на брызговике, там, где кронштейн. Закреплён он резиновым хомутом.
Заливать вам нужно будет 10 литров тосола или антифриза. Что лучше, определяйтесь по своему желанию. К примеру, антифриз уже можно купить готовым, ну или приобрести концентрат и развести его 50 на 50 с дистиллированной водой. Тосол немного уступает по своей функциональности. Можете попробовать воспользоваться маркой Drossel , которая преимущественно отличается качеством и надёжностью.
Прежде чем начнется замена, необходимо проверить уровень и измеряющий датчик. Если указатель на датчике изначально показывает высокую температуру, то это основной признак срочной замены. Итак, приступим к проверке уровня.
- На корпусе вы увидите о, так вот уровень должен быть на 3-4 мм выше.
- Отстегните резиновый ремень.
- Помните, что откручивать пробку бачка нужно только с холодным и не работающим двигателем. Открываем эту пробку и смотрим на отметку.
Какую охлаждающую жидкость выбрать
Каждый автомобилист, который захотел заменить всю ОЖ в системе автомобиля, интересуется — какой антифриз заливать в ваз 2114? И какой лучше не покупать? Первым делом стоит сказать, что сейчас на рынке очень большое число подделок охлаждающих жидкостей, распознать которые легко по некачественной упаковке и этикетке. Кроме этого, всегда внимательно следует читать название, в котором должна быть указана категория жидкости.
Популярные производители антифриза
Что же касается марок и производителей, то предпочтение следует отдать следующим:
- CoolStream Standart – G11, зеленого цвета;
- CoolStream Premium – G12, оранжевый;
- Лада Концентрат – категория G11, выпускается или ОйлЦентр (Тольятти) или Булгар Лада Плюс (Казань);
- Лада А-40 – аналогичен Лада Концентрат, но поставляется в готовом к использованию виде;
- ОЖ-65 ТОСОЛ-ТС – классический тосол, выпускается в городе Дзержинск;
- ОЖ-65 ТОСОЛ-ТОРСА – G11, сине-зеленого цвета;
- «Антифриз G-48» – слабо зеленый, G11. Ранее производился в Перми, сейчас встречается редко.
Антифриз для ВАЗ 2107
В этой таблице вы можете увидеть вид и цвет антифриза для заливки ВАЗ 2107 выпуска с 1982 по 2013 год.
Год | Двигатель | Тип | Цвет | Продолжительность жизни | Рекомендуемые производители |
1982 г. | для всех | TL | синий | 2 года | Промпек, Спидол Супер Антифриз, Тосол-40 |
1983 г. | для всех | TL | синий | 2 года | Феликс, Промпек, Спидол Супер Антифриз, Тосол-40 |
1984 | для всех | TL | синий | 2 года | Лукойл Супер А-40, Тосол-40 |
1985 г. | для всех | TL | синий | 2 года. | Аляска А-40М, Sapfire, Anticongelante Gonher HD, Тосол-40 |
1986 г. | для всех | TL | синий | 2 года | Сапфайр, Тосол-40, Аляска А-40М, АГА-Л40 |
1987 г. | для всех | TL | синий | 2 года | Феликс, Промпек, Спидол Супер Антифриз, Сапфайр, Тосол-40. |
1988 г. | для всех | TL | синий | 2 года | Лукойл Супер А-40, АГА-Л40, Сапфайр, Тосол-40 |
1989 г. | для всех | TL | синий | 2 года | Аляска А-40М, AGA-L40, Sapfire |
1990 г. | для всех | TL | синий | 2 года | Феликс, AGA-L40, Speedol Super Antifriz, Sapfire |
1991 г. | для всех | TL | синий | 2 года | Лукойл Супер А-40, Тосол-40, Спидол Супер Антифриз, Сапфайр |
1992 г. | для всех | TL | синий | 2 года | Тосол-40, AGA-L40, Speedol Super Antifriz, Anticongelante Gonher HD |
1993 г. | для всех | G11 | зеленый | 3 года | Glysantin G 48, Lukoil Extra, Aral Extra, Mobil Extra, Zerex G, EVOX Extra, Генантин Супер |
1994 г. | для всех | G11 | зеленый | 3 года | Лукойл Экстра, Zerex G, Castrol NF, AWM, GlycoShell, Genantin Super |
1995 г. | для всех | G11 | зеленый | 3 года | Glysantin G 48, Havoline AFC, Nalcool NF 48, Zerex G |
1996 г. | для всех | G11 | зеленый | 3 года | Mobil Extra, Aral Extra, Nalcool NF 48, Лукойл Extra, Castrol NF, GlycoShell |
1997 г. | для всех | G11 | зеленый | 3 года | AWM, EVOX Extra, GlycoShell, Mobil Extra |
1998 г. | для всех | G11 | зеленый | 3 года | Havoline AFC, Aral Extra, Mobil Extra, Castrol NF, AWM. |
1999 г. | для всех | G11 | зеленый | 3 года | Арал Экстра, Генантин Супер, G-Energy NF |
2000 г. | для всех | G12 | красный | 5 лет | GlasElf, AWM, MOTUL Ultra, G-Energy, Freecor |
2001 г. | для всех | G12 | красный | 5 лет | Castrol SF, G-Energy, Freecor, Лукойл Ультра, GlasElf. |
2002 г. | для всех | G12 | красный | 5 лет | Freecor, AWM, MOTUL Ultra, Лукойл Ультра |
2003 г. | для всех | G12 | красный | 5 лет | Лукойл Ультра, Моторкрафт, Шеврон, AWM |
2004 г. | для всех | G12 | красный | 5 лет | MOTUL Ultra, MOTUL Ultra, G-Energy |
2005 г. | для всех | G12 + | красный | 5 лет | Chevron, AWM, G-Energy, Лукойл Ультра, GlasElf |
2006 г. | для всех | G12 + | красный | 5 лет | Chevron, G-Energy, Freecor |
2007 г. | для всех | G12 + | красный | 5 лет | Havoline, MOTUL Ultra, Лукойл Ультра, GlasElf |
2008 г. | для всех | G12 + | красный | 5 лет | Havoline, AWM, G-Energy |
2009 г. | для всех | G12 + | красный | 5 лет | Havoline, MOTUL Ultra, Freecor, AWM |
2010 г. | для всех | G12 + | красный | 5 лет | Havoline, AWM, G-Energy, Freecor |
2011 г. | для всех | G12 + | красный | 5 лет | Frostschutzmittel A, VAG, FEBI, Zerex G |
2012 г. | для всех | G12 ++ | красный | от 5 до 7 лет | Freecor QR, Freecor DSC, Glysantin G 40, FEBI |
2013 | для всех | G12 ++ | красный | 5-7 лет | FEBI, VAG, Castrol Radicool Si OAT |
Данные в таблице аналогичны рекомендованным в ВАЗе.
Состав тосола
Это вещество было разработано в СССР. Для ваз, москвич и прочих отечественных машин. Химический состав и технология производства с годами не изменились. Состав следующий:
- Этиленгликоль;
- Дистилат;
- Присадки.
Секретом является состав присадок, которые должны защитить систему от коррозии и патрубки от разрушения.
Существует два вида: синий (голубой) и красный. Голубой можно использовать при морозах до 40 градусов, красный – до 65 градусов. В теплом климате допускается разведение водой до 50/50, получается ОЖ для – 20 градусов и – 32 градуса соответственно.
Важно: Этиленгликоль – яд. Ни в коем случае не рекомендуется пробовать его на вкус или вдыхать пары. Лучше работать в перчатках, при попадании на кожу смывать водой с мылом.
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ВАЗ 2114
Когда-то, еще в советское время, в радиатор автомобиля заливали воду в качестве ОЖ. Но было очень неудобно – в морозы ее приходилось регулярно сливать, чтобы не разморозить систему, а утром перед поездкой нужно было бегать с ведрами горячей воды. К тому же от коррозии страдала рубашка охлаждения в блоке цилиндров и в головке блока. В наше время водой уже практически не пользуются, заливают в систему охлаждения (СО) тосол или антифриз.
Объем охлаждающей жидкости ВАЗ 2114 в СО составляет около 8 литров (7,8 л по заводским условиям). В автомобиле, который сошел с конвейера, может быть залита любая ОЖ, завод-изготовитель не придерживается каких-то определенных правил в этом вопросе.
Но если жидкость уходит или пришел срок ее замены, то тогда необходима доливка или замена. А здесь необходимо знать, что залито в систему, и можно ли смешивать антифриз с тосолом.
АНТИФРИЗ
Название «антифриз» содержит в себе греческий и английский корни. Греческое «анти» означает «против», английское «фриз» переводится как «замерзать». Поэтому ОЖ, находящаяся в охлаждающей системе, должна не только предотвращать перегрев ДВС, но и не замерзать в морозную погоду. Основой антифриза является этиленгликоль, и от того, сколько в химический состав добавляется воды, зависит температура замерзания ОЖ. Компоненты жидкости не приводят к появлению коррозии деталей двигателя.
По цвету состав может быть практически любого цвета, сам этиленгликоль бесцветный. Окрашивают состав для того, чтобы видеть его в случае подтекания, и чтобы по ошибке не выпили, сам антифриз ядовит. К тому же, старая ОЖ меняет цвет, а это означает, что пора делать ее замену.
ТОСОЛ
Тосол является разновидностью антифриза, только в свое время специально разрабатывался для автомобилей ВАЗ. Он имеет голубой цвет, и может быть концентрированным, разбавленным на 60% водой (марки А-40М), разбавленным на 35% (А-65М). В чистом виде концентрат не применяется, его разбавляют на свое усмотрение в зависимости от температуры замерзания, на которую ориентируются в регионе нахождения автомобиля. Тосол имеет более агрессивную среду, но это вовсе не означает, что он низкого качества.
МИФЫ О ТОСОЛЕ И АНТИФРИЗЕ
- Тосол хуже антифриза. Это неверно. Обе охлаждающие жидкости сделаны на одной и той же основе (на этиленгликоле). А вот плотность у них разная, и для измерения этого параметра используются разные приборы (ареометры).
- Цвет жидкости является показателем качества, и состав ее зависит от цвета. На самом деле, состав в основном у всех ОЖ похож, и от цвета никак не зависит. Антифриз в основном подкрашивают зеленым и красным цветом.