Print this article Font size 16
Не секрет, что автовладелец должен внимательнейшим образом следить за состоянием своего транспортного средства. Это касается и шаровых опор. Если не уследить за их выходом из строя, продолжать передвигаться на автомобиле с дефектными элементами, это может грозить серьезными последствиями. Неисправная шаровая опора приводит к тому, что колесо просто отлетает, автомобиль становится неуправляемым. Вряд ли стоит описывать дальше, что может произойти.
Мы вас не хотим пугать, а просто стимулируем следить за опорами на своей машине. Процедура замены шаровой опоры на ВАЗ 2114 достаточно простая, особых навыков иметь не нужно. Конечно, опыт в ремонте машин вам пойдет только на пользу, поскольку позволит выполнить работу быстрее и даже качественнее некоторых автомастерских.
Шаровая опора на ВАЗ 2114: оригиналы, аналоги, артикулы, цены
Артикул | Цена (руб.) | Арт. | Стоимость |
Оригинал | |||
2114-2904192 | от 350 | 2114-2904185 | —/— |
21114-2904192-00 | —/— | 21114-2904192-00 | —/— |
21114-2904185-01 | —/— | 21114-2904192 | —/— |
Аналоги | |||
AYWIPARTS AW1320063LR | от 350 — 450 | AS METAL 10LD1500 (ВАЗ 2114) | —/— |
FORMPART 1604002 | —/— | LYNXauto C1031LR | —/— |
LEMFÖRDER 15456 02 | —/— | PATRON PS3101 | —/— |
BIRTH CX0738 | —/— | FENOX BJ10110E7 | —/— |
BIRTH CX0099 (ВАЗ 2114) | —/— | DENCKERMANN D110112 | —/— |
TRW JBJ156 | —/— | SIDEM 19989 | —/— |
MOOG LABJ0063 | —/— | BIRTH CX0997 | —/— |
Особенности конструкции шаровой опоры ВАЗ 2114
В отличие от ряда зарубежных марок, шаровая опора на ВАЗ 2114 крепится автономно, без запрессовывания в рычаг подвески. Процесс замены опоры сокращается, так как нет необходимости дополнительно демонтировать рычаг с сайлентблоками.
Учитывая способ фиксации шаровой опоры, будьте предельно аккуратными при преодолении дорожных препятствий, ухабов, чтобы не повредить фаску металлического пальца. В противном случае задействуйте шлифмашину для удаления поврежденной резьбы.
Проверка состояния
Прежде чем менять шаровую опору, убедитесь, что этот элемент действительно вышел из строя и он является причиной неадекватного поведения автомобиля.
Для проверки есть два способа — простой и более сложный.
Первый способ
Для проверки вам потребуется сделать следующее:
Процедура проверки
Второй способ
Второй метод проверки более точный, но потребует наличие ямы и дополнительного оборудования.
Наиболее распространенные причины выхода из строя элементов подвески ВАЗ 2114
- несоблюдение собственником машины сроков проведения технического осмотра;
- последствия экономии на качественных, оригинальных запчастях, вследствие чего детали не выхаживают должного ресурса;
- агрессивный стиль вождения ВАЗ 2114. В первую очередь это автомобиль легкового класса, а не гоночный болид с соответствующими характеристиками;
- стороннее механическое повреждение поворотного кулака, суппорта, ступицы, опорного подшипника, повлекшее деформацию шаровой опоры;
- нарушение технологии установки.
Перед началом ремонтных работ мастера СТО рекомендуют проводить комплексную диагностику автомобиля с целью изучения общего состояния, идентификации поломок, корректного расчета количества запчастей, расходных материалов. Предварительный осмотр поможет точно выявить место поломки, обнаружить неисправную деталь.
Процесс самостоятельной диагностики вовсе не сложный, наличие спецоборудования, инструмента вовсе не нужно. Достаточно стандартного набора автомобильных ключей, крабовидный съемник. Выпрессовать металлический наконечник без съемника крайне сложно.
Пошаговый процесс диагностики:
- в помощь берем напарника, он будет нажимать руками на крыло, имитируя попадание машины в ухаб. Владелец из-под днища на слух определяет источник;
- если первый способ не принес желаемого результата, воспользуемся старым, проверенным дедовским методом: монтировкой проверяем состояние креплений элементов подвески, ступицы, поворотного кулака.
В исправном состоянии не должно быть сторонних звуков, скрипов, скрежета. В противном случае узлы подлежат замене новыми.
Производитель в инструкции по эксплуатации указывает на максимальный свободный ход пальца шаровой опоры в 0.8 мм. Без наличия специального оборудования проверить допустимый зазор невозможно.
Параллельно с диагностикой и заменой элементов подвески, осматриваем поворотный кулак, ступицу, опорный подшипник, тормозной суппорт. Оцениваем общее состояние, принимаем решение о целесообразности замены изношенных деталей.
Так как работы проводятся вблизи амортизатора, пружины, проверяем на наличие маслянистых потеков, разгерметизацию цилиндра амортизатора. В завершение диагностируем опорный подшипник, расположенный в моторном отсеке.
Советы бывалых автомобилистов
Каждый автовладелец становится грамотнее, больше разбирается в собственном и других автомобилях, может выполнить ремонт своими руками по мере накопления опыта.
Некоторые ремонтные работы предполагают разборку определенных узлов. И шаровая опора исключением не является. Опытные автомобилисты дают на этот счет несколько дельных советов, с помощью которых можно одновременно убить двух, а то и больше зайцев.
- Проинспектируйте состояние всего днища, раз вы забрались под автомобиль.
- Проверьте качество натяжения троса от ручного тормоза, а также убедитесь в целостности самого тросика.
- Проверьте автомобиль на предмет наличия подтеков масла, смазок, охлаждающей жидкости.
- Убедитесь в целостности поддона, защиты картера двигателя.
- Каждый агрегат проверьте на наличие механических повреждений, трещин, сколов.
- Проинспектируйте гайку-натяжитель от рулевой колонки. Ее периодически приходится подтягивать. Раз вы оказались под машиной, это удобный момент выполнить такую работу.
- Загляните в конструкцию трансмиссии, убедитесь, что трансмиссионное масло находится на нужном уровне.
Конечно же, никто вас не заставляет выполнять все эти сопутствующие проверки и профилактические работы. Но вы подумайте, кому это нужно в первую очередь? Разумеется вам. Это ваш автомобиль, целостность, исправность и эффективность которого — ваш личный интерес.
Плюс ко всему, любой самостоятельный ремонт, каждая небольшая инспекция — это монетка в вашу собственную копилку личного опыта. С ним вы сможете выполнять куда более сложные процедуры, нежели замена шаровой опоры.
Не стоит забывать еще один важный момент. Самостоятельный ремонт множества узлов — это сохранность семейного бюджета. На сэкономленные деньги вы сможете куда-то отвезти свою семью, купить что-то полезное для дома. Или приобрести комплект новых качественных шин, дисков, сделать работу по тюнингу. Ведь в техническом плане, благодаря вашим стараниям, машина находится в прекрасном состоянии.
Замена шаровой опоры на ВАЗ 2114
После завершения комплексной диагностики, приступаем к замене шаровой опоры:
- для удобства используем смотровую яму или подъемник. Платформу, дорожную эстакаду не рассматриваем ввиду непрактичности;
- выполняем основные меры безопасности: устанавливаем противооткатные башмаки, выжимаем рычаг стояночного тормоза, включаем первую скорость для придания устойчивости;
- отвинчиваем крепежные болты, снимаем колесо;
- выкручиваем два болта на «14», фиксирующих верхнюю часть шаровой опоры к поворотному кулаку;
- по аналогии выкручиваем нижнюю гайку, фиксирующую палец;
- далее с помощью крабовидного съемника выпрессовываем палец с основы. Делаем это крайне аккуратно, чтобы не повредить шаг резьбы. Подкладываем деревянную проставку для безопасности;
- опускаем край балки вниз, извлекаем шаровую опору с посадочного места.
Проводим профилактику, дефектовку, очищаем поверхность от остатков смазки, металлической стружки, наслоений коррозии. В проушину наносим тонкий слой графитной смазки.
Если замечаний по работе и состоянию других деталей нет, приступаем к сборке конструкции вновь. По аналогии завершаем замену на противоположной стороне. Последующая профилактика через 15000 км, замена не ранее чем через 35 – 40 тыс. км. Замена шаровой опоры своими руками окончена. О том, сколько стоит услуга в СТО, уточняйте непосредственно у мастеров.
Какой производитель шаровых опор лучше. Принципиальных отличий нет, главное, чтобы полностью совпадали каталожные артикулы с данными руководства по эксплуатации.
Процесс замены
Когда требуется съёмник
В процессе эксплуатации авто части опоры подвергаются воздействию коррозии, трения и высоких температур. В результате составные части намертво «приклеиваются» одна к другой. Особенно часто это происходит с конусом и гнездом.
Раньше проблема решалась просто — кувалдой и газовой горелкой. Применять такой метод не рекомендуется, ведь можно легко повредить рулевые тяги. Избежать проблем поможет съёмник шаровых опор. Рекомендуется иметь его в хозяйстве — этим вы сильно упростите задачу.
Съемник шаровой опоры в рабочем состоянии
- ключ на 17;
- ключ на 19;
- съёмник;
- молоток;
- проникающая смазка;
- домкрат.
Этот болт надо открутить в первую очередь
Приступаем к работе
- Поднимаем домкратом переднюю часть машины.
- Снимаем колесо, за которым находится нужная шаровая опора.
- Наносим на болты и гайки крепления проникающую смазку.
- Откручиваем нижнюю гайку крепления пальца ключом на 19.
- Устанавливаем съёмник и с его помощью выдавливаем шаровой палец.
- Выкручиваем два болта, на которых зафиксирована шаровая опора. Один из них находится спереди, другой — с противоположной стороны.
- Отжимаем рычаг и вынимаем опору.
- Смазываем шаровой палец и надеваем пыльник, если планируется установить эту же опору, или ставим новое изделие.
- Совмещаем отверстие в опоре с резьбой, вкручиваем болты. Повторяем действия, выполненные при демонтаже, в обратном порядке. Работа завершена.
Рекомендации по обслуживанию подвески, увеличению сроков эксплуатации механизмов
- приобретайте запчасти, комплектующие исключительно в сертифицированных точках продажи, дилеров, официальных представительствах;
- не покупайте детали, когда их стоимость нехарактерно низка, что указывает на подделку, не оригинальность;
- возьмите за правило умеренный стиль вождения машины;
- эксплуатируйте преимущественно на средних скоростных режимах в диапазоне 80 – 95 км / час. Что позволит увеличить общий ресурс узлов на 15 – 20%;
- при отсутствии личного опыта в обслуживании, пользуйтесь услугами проверенных СТО, автомастерских, где предоставляют гарантию качества на выполненные работы.
К диагностике и устранению поломки подходите комплексно, заменяйте все изношенные элементы, комплектующие. В меньшей степени пользуйтесь услугами кустарных сервисов. С целью предотвращения внезапных поломок, ежедневно проводите беглый осмотр ВАЗ 2114, проверяйте уровни масла, антифриза, жидкости в бачке омывателя.
Самостоятельная замена нижних шаровых опор (для новичков)
Внимание, перед установкой шаровых, смажьте их шрусом или смазкой под резинкой, которая в комплекте идет при покупке пары шаровых, иначе могут вскоре заскрипеть!
Меняли их примерно пару лет назад. Тогда замену производил с братом. Помню намучились с ним жуть. В этот раз все делал сам. Решил подробно расписать как что делать. Нам понадобится: -вороток -труба -головки на 19, 17, 13 -монтажка (лом) -домкрат -болонник После того как подняли машину, подставили под колеса что-нибудь, чтобы не каталась, открутили колесо и подложили под машину можно приниматься за сами шаровые. Сначала открутили гайку на 19.
Если есть съемник, то полностью, если нет его, то на половину.
Если нет съемника, то ломик вставляем между нижним рычагом и шаровой, давим вниз и молотком обстукиваем в месте рычага, куда вставляется палец шаровой.
После того, как смогли сорвать опору, то откручивайте болты на 17 (2шт).
Затем тянем рычаг вниз и вынимаем шаровую. Если вы не слишком сильны, то тогда лучше всего будет открутить стабилизатор от кузова. Но есть вероятность сорвать шпильки после того, как начнете затягивать стаб. Зато с открученным стабилизатором легче оттянуть рычаг вниз и вытащить шаровую.
Но, по ходу работы, я нашел еще один выход из данного положения! Мы просто берем и подставляем под тормозной диск что-нибудь твердое (брусья, кирпичи, блоки и т.д.). Я использовал доски, которые закрывают яму в гараже. Затем опускаем машину. В итоге ступица поднимается и нижний рычаг сам отойдет от нее, а вы сможете легко достать шаровую.
Так же диск можно поднять вторым домкратом, но это опасно, может соскочить домкрат. Будьте аккуратней, не торопитесь! Я себе так пыльник новый на шаровой порвал.
Но ставить шаровую данным способом тяжело! Легче все-таки через откручивание стабилизатора от кузова. И легче и времени сэкономите много (если шпильки стаба не сорвете). Собираете все в обратном порядке.
Теперь пару слов о том, как парился со стабом.
Открутить то его открутил, а вот обратно поставить силушки не хватает. На излом идет! Тогда берем то, что можно подложить под тормозной диск. Опять же использовал доски. Выстраиваем под машиной продольно (как двигатель стоит) и ломиком подтягиваем крепление стаба вверх и пытаемся попасть в шпильки.
Лучше начинать с той шпильки, которая ближе к задней части авто. Закручиваем гайку, а другое крепление подтянется под свое место.
Разворачиваем ломик и подтягиваем крепление с другой стороны и опять же прикручиваем другую гайку стабилизатора.
Так же хочу добавить еще 1 способ, который является самым простым. Чтобы легче всего было поставить стаб обратно, вы просто опускаете машину с домкрата с прикрученными колесами. Он сам встанет на место и вы спокойно сможете его прикрутить без дополнительного инструмента.
Вроде все. Если кому что не понятно спрашивайте.
Признаки неисправности шаровой опоры
- Возникновение стука от колес при движении авто (в особенности касается локаций с ямами и неровностями).
- Может возникать при любых скоростных режимах. Как правило, наблюдается при переходах по канавам, резких поворотах и торможениях. Иногда носит единовременный, а иногда постоянный характер.
- Появление изменений в системе развала и схождения. Чаще всего не видно человеческому взгляду и выявляется лишь при уменьшении объемов резины по краю колес. По этой причине часто требует обращения в автосервисы для проведения диагностических работ.
- Присутствие неконтролируемого “виляния” при движении. При возникновении люфта внутри шаровой опоры можно зарегистрировать шатание колеса во время езды. По этой причине машина не способна держать ровный ход, несмотря на любой вид поверхности дороги. Увеличение скорости сопутствует росту эффекта, но заметить его получается далеко не всегда.
- Появление скрипучего звука при поворотах у колес спереди.
- Неравномерность износа у передних покрышек. Повреждение конструктивного элемента в виде шаровой опоры вызывает отсутствие строго вертикального положения у рулевого колеса. Из-за появившегося угла наклона происходит изнашивание протектора неравномерно, что поддается обычной визуальной проверке.
- При торможении идет изменение траектории. Иногда практически при окончании движения автомобиля ВАЗ 2114 наряду с торможением производится легкий незапланированный поворот. Наряду с этим обычно наблюдаются щелчки, которые с течением времени начинают усиливаться.
Правила выбора
Выбрать шаровые самостоятельно не так просто, особенно, когда на рынке товаров присутствует большое разнообразие деталей. Самые высокие качественные характеристики имеют изделия следующих производителей:
Sidem — европейский производитель, выпускающий высококачественные товары. Изделия обладают прочным пыльником без стопорного кольца. Подобная конструкция не дает влаге и пыли попасть внутрь. Кроме того, смазка на основе полимочевины отлично отталкивает воду.
TRW — американская компания, реализующая свои товары на международном рынке. Со временем концерн выкупила немецкая фирма. Новое руководство ужесточило контроль качества за изделиями. В результате этого шаровые опоры стали охватывать более 90% автомобильных моделей, в т.ч. для ВАЗ.
Delphi — американская фирма, выпускающая качественные шаровые для авто среднего класса. Изготовитель взял на себя гарантийные обязательства в течение первого года эксплуатации. Но, несмотря на это, водители отзываются о безаварийных пробегах.
Lemforder — немецкая компания, которая поставляет продукцию для большинства автомобильных марок. В каталоге огромный ассортимент шаровых опор, которые считаются лучшими для ремонта ходовой.
Шаровые опоры также изготавливаются отечественными производителями. К ним относят компании БЗАК, Белмаг, Трек и Кедр.
Необходимый инструмент
- Домкрат (гидравлический или пневматический на выбор) предназначен для приподнимания машины на нужный уровень для упрощения процесса проверки и дальнейшей замены шаровой опоры ВАЗ 2114 при необходимости.
- Набор ключей позволяет ослабить затяжку на нужной детали и открутить болты и гайки.
- Съемник шаровых опор понадобится для их демонтажа.
- Противооткатные упоры используются для размещения под задней частью авто. Иногда здесь применяют кирпичную основу для упрощения задачи.
- Опоры под автомобиль для улучшения взаимодействия с домкратом, для обеспечения безопасности во время проведения операции. В дополнение иногда еще используют брусок из дерева.
Требуемые инструменты и материалы для замены
Для самостоятельной замены шаровой опоры на автомобиле Лада Гранта необходимы инструменты из перечня ниже.
Таблица — Инструменты и материалы необходимые для замены шаровой опоры.
Название | Примечание |
Торцевая головка | Torx E12 |
Вороток | Под торцевую насадку |
Съемник шаровых шарниров | Упрощает демонтаж шаровой опоры с ее посадочного места |
Баллонный ключ | Для демонтажа и установки колес |
Гаечный рожковый ключ | “на 17”, “на 19” |
Молоток | Требуется при отсутствии съемника шаровой опоры |
Домкрат | Для поднятия авто |
Противооткатный башмак | Для фиксации задней оси |
Проникающая смазка | Для облегчения откручивания прикипевших резьбовых соединений |
Консистентная смазка | Для заполнения пыльников случае, если производитель положил слишком мало смазки |
Ветошь и металлическая щетка | Для зачистки креплений и рабочих поверхностей |
Съемник для шаровых опор
Способы самостоятельной проверки шаровых опор
Как проверить шаровую опору на ВАЗ 2114, описано дальше. Понятное дело, что большинство автовладельцев задумывается о посещении сервисов. Но выполнить полноценную проверку данного конструктивного элемента можно самостоятельным образом без лишних поездок и финансовых затрат.
Без снятия колеса
Чтобы быстро проверить шаровые на ВАЗ 2114, не обязательно снимать колесо, насчет которого возникли сомнения и вопросы по потенциальной неисправности. Но стоит запастись небольшим количеством времени и желательно пригласить еще одного человека, так как вдвоем выполнить диагностику можно с большей степенью точности.
Быстрая проверка сводится к прослушиванию шаровой опоры ВАЗ 2114. Для этого необходимо раскачать авто в направлениях, перпендикулярных основному для машины. Параллельно следует внимательно прислушаться к возникающим звукам, которые идут от шаровой опоры и подвески.
Со снятым колесом на домкрате
Для более точной и детальной проверки шаровых опор ВАЗ 2114 нужно будет снять одно из колес при помощи гидравлического или пневматического домкрата. Но как уже было указано выше, в целях повышения безопасности (особенно в случаях с последующим монтажом) необходимо подумать о более прочных и стабильных опорах.
Таким образом, при возникновении неопределенности при выполнении быстрой проверки из предыдущего пункта стоит воспользоваться домкратом. Для этого нужно поднять ВАЗ 2114 с той стороны, где требуется проверить состояние шаровой опоры. Колесо раскачивают так же: по перпендикулярным движению направлениям. С помощью такого подхода можно подтвердить или исключить люфт подшипниковой системы.
По этому же принципу после проверки шаровой опоры ВАЗ 2114 можно выполнить демонтаж и установку новой детали. Но в таком случае необходимо первоначально ее подобрать и приобрести.
В чем заключается роль опоры?
Шаровая опора представлена в виде шарнира. В его основании присутствует шар во вкладыше, схожий с человеческим суставом. Он имеет способность двигаться в разных направлениях. Конструкция опоры включает в себя не только шар с вкладышем, но и пыльник, палец и корпус. Пыльник служит защитой механизма от различного рода загрязнений. Стержень из металла называется пальцем, который к шарниру фиксирует ступицу.
Шаровая требует за собой тщательного «ухода». Критический износ опоры провоцирует серьезные проблемы для авто и ее владельца. Если во время движения деталь выйдет из строя, то произойдет обрыв опоры и разворот колеса наружу. В лучшем случае водителя ждет завал транспортного средства на крыло. В худшем — серьезное ДТП.
После отрыва шаровой ступица продолжает держаться. Но в любом случае, колесо становится неуправляемым. Все последующие события во многом зависят от того, с какой скоростью движется авто. Водитель должен быть всегда начеку, чтобы среагировать на внезапную поломку и избежать ДТП.
Признаки неисправной шаровой опоры ВАЗ 2114
Если, проезжая по кочкам или мелким неровностям, Вы слышите стук в передней подвеске ВАЗ 2109, 2114, то это повод начать искать неисправность! Есть два способа проверки шаровой опоры ваз 2109 — 2114 на неисправность.
Для первого способа не требуется смотровая яма, но нужен домкрат. Вывешиваем переднее колесо на домкрате и резко дёргаем его на себя и от себя. Если шаровая опора неисправна, то она будет издавать звук и колесо будет иметь люфт.
Если у Вас есть гараж со смотровой ямой или эстокада, то осмотрите пыльники шаровых опор на наличие повреждений. Если пыльник порван — это признак износа шаровой опоры ваз 2114 и такую шаровую лучше заменить даже если она пока не стучит. Засуньте между шаровой и рычагом лом или монтировку. Обоприте один конец о рычаг, а другой об болт или корпус шаровой и попробуйте раздвинуть их. Для удобства, можно повернуть руль в сторону проверяемого колеса. Если есть люфт, то шаровая подлежит замене.
Многие задаются вопросом: может ли вылететь шаровая на ваз 2109? Ответ: Да! Может! Поэтому при признаках неисправности этой детали не затягивайте с ремонтом. Тем более это не сложно. Далее я расскажу как заменить шаровую ВАЗ 2109 — 2114 своими руками.
Требования к новой шаровой
Удостоверьтесь в том, что новый пыльник шаровой опоры находится в нормальном состоянии – на нем не должно быть трещин и повреждений. Новая шаровая должна иметь сероватый окрас пальца. Никаких дефектов на обойме не должно быть. Не допускается, чтобы палец шаровой вращался свободно – это говорит о том, что элемент некачественный.
У хороших элементов он либо вообще не вращается в обойме, либо делает это очень туго. Старайтесь приобретать изделия отечественных , «Трек», «Триал», «Кедр», «Надежда», «БЗАК». Не стоит доверяться производителям из Китая или Турции – практика показывает, что такие элементы очень ненадежные и у них маленький ресурс.
Как заменить шаровую опору на ВАЗ 2114
Для замены шаровой опоры ВАЗ 2109, 2114 поставьте машину на домкрат и снимите колесо. Теперь открутите одну гайку, крепящую шаровую к рычагу, и два болта крепления шаровой опоры к ступице.
Если у Вас есть съёмник шаровых опор
Если у Вас есть съёмник, то поставьте его как показано на фото и снимите шаровую.
Можно ли ездить с разбитой шаровой
Многих автолюбителей, впервые столкнувшихся с подобной проблемой, интересует вопрос о том, если стучит шаровая, можно ли ездить с такой поломкой? Ответ на него зависит от степени изношенности и поврежденности указанного узла. Если стук при шаровой опоры на ходу только появился и при этом машину еще не «водит» по дороге, она не стучит при поворотах, то есть, имеются лишь ранние признаки, то на такой машине передвигаться еще можно. Однако, следите затем, чтобы скорость движения была не большая, а также старайтесь избегать ям и неровностей. Ну и, конечно же, все равно нужно задуматься о предстоящем ремонте. Ведь чем раньше его сделать — тем, во-первых, он дешевле обойдется, а, во-вторых, машину можно будет эксплуатировать безопасно!
Если же поломка шаровой дошла уже до такой степени, что машина «ерзает» на дороге и стук шаровой опоры на ходу отчетливо прослушивается, то от эксплуатации такого автомобиля лучше отказаться до выполнения ремонта. В крайнем случае можно на небольшой скорости и соблюдая правила безопасной езды доехать на ней до автосервиса или гаража, где предстоит выполнить ее замену (обычно шаровая опора ремонту не подлежит и ее только меняют на новую).
Источник