Признаки неисправностей в системе ГУР
Существует несколько признаков завоздушивания системы ГУР, при котором необходимо провести его прокачку. Среди них:
- появление сильного шума в районе установки ГУР или его насоса;
- увеличение давления на рулевом колесе, затруднения при его повороте;
- подтекание рабочей жидкости из системы гидроусилителя.
Кроме этого, существуют еще несколько признаков, свидетельствующих о завоздушивании системы — возникновение пены на поверхности рабочей жидкости в расширительном бачке, самопроизвольные повороты рулевого колеса в одну из сторон. Если вы столкнулись хотя бы с одним из описанных признаков — значит, вам необходимо прокачать гидроусилитель руля.
Подготовительный этап
При возникновении следующих признаков во время работы гидроусилителя руля на ЗИЛ приступить к процессу прокачки:
- Рулевой колесный механизм испытывает усиление давления, туго поворачивается. Делать поворотные перемещения становится затруднительно.
- Образование нестандартных шумовых помех. Насосный механизм запускается с грохотом или такие признаки появляются у ГУП.
- Еще пригодная жидкость вытекает из гидравлики.
- Неконтролируемые перемещения рулевого механизма. Неисправность золотникового механизма за счет засоренности действующих каналов или ошибки при сборке.
- Образование пенного состава внутри расширительной емкости (поверх состава). В таком случае возможно, что произошло смешивание средств или нарушена работа насосного механизма.
С появлением какого-то из перечисленных признаков следует приступить к процедуре прокачки гидроусилителя руля на ЗИЛ-130. Именно из возникновение и приводит к логичному вопросу, как прокачать ГУР на ЗИЛ-130.
Стоит ли эту работу делать своими силами? Это зависит от желания, навыков конкретного владельца транспортного средства, а также необходимости экономии. На стоимость жидкости влияют параметры. Для прокачки понадобится 1-3 литра.
Как прокачать ГУР
Как залить масло и прокачать ГУР
Процедура замены жидкости и прокачки ГУР выполняется в строгом соответствии с существующим алгоритмом. Некоторые автопроизводители могут вносить в него свои особенности. Если у вас есть мануал к вашему автомобилю, рекомендуем ознакомиться с соответствующим разделом. В общих же чертах шаги необходимо выполнять в такой последовательности:
- Полностью поднимите автомобиль на подъемнике или вывесите его передние колеса.
- При необходимости выполните слив старой жидкости из расширительного бака. Для этого следует снять возвратный шланг (идущий в систему ГУРа) с расширительного бачка и поставить на него заглушку, чтобы жидкость из шланга не выливалась. К освобожденному кранику на бачке присоединяют шланг, идущий к пустой бутылке, куда предполагается сливать старую гидравлическую жидкость.
- Основной объем жидкости удобнее всего откачивать шприцом и сливать в отдельную бутылку. Когда жидкости останется совсем мало переходим к следующему пункту.
- Провести заливку рабочей жидкости в расширительный бак до верха.
- Далее следует покрутить рулевым колесом из стороны в сторону (от упора до упора) несколько раз с тем, чтобы через шланг вытекла оставшаяся в системе старая жидкость. Поскольку новая жидкость вытесняет старую, не забываем следить за уровнем масла в бачке, чтобы в шланг не попал воздух.
- При падении уровня жидкости вновь доливаем ее.
- Запустите двигатель на 2-3 секунды и заглушите. Это делается для того, чтобы жидкость начала распространяться по системе.
- Далее следует долить рабочую жидкость в бачок до уровня отметки MAX и повторить процедуру с запуском двигателя. Этот цикл повторить 3-5 раз.
- Сигналом к прекращению прокачки является тот факт, что в сливную бутылку перестает попадать воздух из возвратного шланга. Это означает, что в гидравлической системе воздуха больше не осталось, а бачок попадает свежая чистая жидкость.
- После этого нужно установить на место возвратный шланг (подсоединить к расширительному бачку, где он был изначально установлен).
- Вновь наполнить бачок до уровня MAX, после чего запустить двигатель.
- Для прокачивания гидроусилителя необходимо 4-5 раз медленно покрутить рулем от левого до правого упора. В местах упоров делать паузы на 2-3 секунды. Если воздух остался, он должен выйти в расширительный бак. В процессе проверки следим за тем, чтобы насос не издавал посторонних шумов.
- Сигнализатором того, что прокачка закончилась, будет отсутствие на поверхности жидкости в бачке воздушных пузырьков.
- После этого плотно закройте расширительный бак.
Основная информация о гидроусилителе
Гидроусилитель руля или, как его сокращенно называют ГУР, является гидравлической системой автомобиля, частью механизма руля, которая предназначается для облегчения руководства направлением передвижения транспортным средством при сохранении нужной обратной связи, а также обеспечении стабильности функционирования и однозначности задаваемой траектории. К тому же, рулевой гидроусилитель так устроен, что в случае его отказа руководство рулем будет функционировать, но руль в таком случае будет крутиться немного тяжелее. Усилитель руля является одним из самых важных элементов руководства любым транспортным средством. Основное предназначение усилителя руля заключается в создании побочных усилий в момент поворота руля за счет наличия электропривода. Практически все современные транспортные средства оснащаются гидроусилителями руля.
Автомобилисты с опытом выделяют несколько основных преимуществ гидроусилителя руля на авто марки Газель, таких как:
- Высокий уровень надежности;
- Высокая информативность;
- Небольшие затраты топлива;
- Удобство регулировки технических характеристик руководства.
К основным недостаткам гидроусилителя для автомобилей марки Газель относятся:
- Большая стоимость;
- Сложность установления;
- Существенные перемены рулевой системы транспортного средства;
- Нуждается в регулярном обслуживании.
Как устроен гидроусилитель руля для автомобилей марки Газель?
- Насос. Благодаря этому устройству обеспечивается циркуляция рабочей жидкости и давления.
- Рулевой редуктор с распределителем. С его помощью обеспечивается поток воздуха, который направляет масло в необходимую полость цилиндра или же обратно в бачок.
- Цилиндр. При помощи цилиндра происходит преобразование давления жидкости в передвижение поршня и штока.
- Масло, которое передает усилие от насоса к цилиндру, а также смазывает все пары трения.
Как проводится замена жидкости гидроусилителя?
Масло гидроусилителя руля нуждается в периодической замене, а частота замены зависит от состояния руководства рулевым колесом, характеристик жидкости, а также марки руля. То есть когда руль трудно крутится или же слышен шум при поворотах, то нужно немного долить или полностью заменить жидкость гидроусилителя руля. Заменять жидкость в гидроусилителе необходимо почти каждые шестидесятые тысячи километров, это так сказать частичный ремонт гидроусилителя. Итак, как заменить жидкость в рулевом гидроусилителе на авто марки Газель?
- Поставьте авто на домкрат или смотровую яму;
- Вывесьте передние автомобильные колеса;
- Отсоедините возвратный шланг;
- Слейте из бака гидроусилителя руля жидкость;
- Снимите и промойте бак, в котором находится рабочая жидкость;
- Установите бак, но не прикрепляйте возвратный шланг;
- Запустите двигатель и выкрутите руль до упора на холостом ходу;
- Полностью слейте жидкость из системы;
- Заглушите двигатель;
- Залейте в бак подходящую жидкость;
- Запустите двигатель и поднимите частоту вращения до тысячи оборотов в минуту;
- После того, как начнет течь жидкость из возвратного шланга заглушите двигатель автомобиля;
- Повторите пару раз предыдущие пункты до тех пор, пока весь воздух не будет удален из системы усилителя;
- Подсоедините возвратный шланг к баку;
- Долейте жидкость до необходимого уровня;
- Запустите автомобильный двигатель и при частоте приблизительно в тысячу оборотов в минуту несколько раз выкрутите руль до упора;
- Проверьте вспенивается жидкость на вспенивание. Если жидкость вспенивается, то продолжайте прокачку.
- Заглушите двигатель и проверьте уровень жидкости по отношению к функционирующему усилителю;
- Установите подходящий уровень жидкости в усилителе;
- По истечении некоторого времени проверьте усилитель завоздушивания, а также уровень жидкости;
- Замена жидкости завершена, осталось только собрать все в обратном порядке.
Проведение ремонта насоса
Из-за активного использования и больших нагрузок часто приходится проводить ремонт насоса ГУР. Сложность проведения ремонта заключается только в том, что насос гидроусилителя руля для автомобиля марки Газель не разбирается, а значит, в нем нет никаких крышек или стопорящих колец, но ремонт насоса все же реален. Для начала нужно снять и разобрать насос гидроусилителя по инструкции, которая прилагается к комплекту. После этого нужно тщательно почистить его от грязи и пыли, а также осмотреть для обнаружения причины поломки. Причиной поломки может стать износ сальника, в таком случае его нужно заменить. При установлении сальника может нужно будет доработать валик.
Закрепить новый подшипник в конструкции насоса можно несколькими методами. Можно сделать выточку с внешней стороны подшипника, просверлите отверстия с резьбой в стенке насоса, установите новый подшипник и закрепите его при помощи заточенных болтиков. Или же можно закрепить подшипник в середине насоса гидроусилителя руля при помощи загнутых краев корпуса. После того как ремонт завершён нужно собрать насоса гидроусилителя насоса в обратном порядке. Обратите внимание на то, что после проведения ремонта новые детали могут создавать некий шум, но это всего притирка новых деталей. После проведения ремонта обязательно замените жидкость рулевого гидроусилителя.
Характерные неисправности гидроусилителя руля
Неисправности в работе гидроусилителя легко опознать по характерным признакам. Среди них:
- Туго поворачивается рулевое колесо. Вероятные причины — выход из строя насоса ГУР, использование неподходящей рабочей жидкости, залипание каналов золотникового механизма.
- При вывернутом до упора рулевом колесе (в любую сторону) в процессе езды слышен звук высокой частоты (похожий на свист). Вероятная причина — прослаблен приводной ремень.
- Рулевое колесо поворачивается рывками. Вероятные причины неисправности — несоответствие рабочей жидкости спецификации, заявленной производителем, неисправность распределяющего жидкость механизма, неисправность насоса.
- Наличие интенсивного пенообразования в расширительном бачке. Вероятные причины — смешивание жидкостей разных типов, неисправность насоса ГУР.
- При работающем двигателе происходит самопроизвольный поворот рулевого колеса в любую сторону. Вероятная причина — неисправная работа золотникового механизма, чаще всего, засорение его рабочих каналов, неверная сборка (например, после установки ремкомплекта).
Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию ГУР
Для того чтобы гидроусилитель руля и его система работали в штатном режиме, а также для продления срока их эксплуатации необходимо придерживаться нескольких несложных правил:
- использовать рабочие жидкости, рекомендованные автопроизводителем, а также проводить их своевременную замену (большинство автопроизводителей рекомендуют производить замену жидкости ГУР через каждые 60. 120 тысяч километра пробега, или один раз в 2 года, это зависит от стиля вождения и интенсивности эксплуатации автомобиля);
- выполнять прокачку системы ГУР в строгом соответствии с описанным выше алгоритмом (или соблюдая отдельные требования, если таковые предъявляет производитель автомобиля);
- следить за состоянием пыльника рулевой рейки, поскольку если он будет порван, то пыль и грязь попадут в систему, что приводит к выходу из насоса ГУР. Признаком уже случившийся проблемы является гул гидроусилителя, который не устраняется даже заменой жидкости.
Стоимость замены жидкости и прокачки ГУРа
Если вы планируете проводить работы по замене жидкости и прокачке ГУРа самостоятельно, то вам необходимо будет купить лишь масло в объеме от 1 до 3 литров (с учетом промывки, при этом объем системы ГУРа легкового автомобиля составляет до 1 литра). Цена жидкости зависит от марки и магазина. Она находится в пределах 4. 15$ за один литр. Если же вы не хотите или не можете самостоятельно выполнять подобные работы — обратитесь за помощью на СТО. Приблизительные цены на январь 2022 года составляют:
- работа по замене жидкости — 1200 рублей;
- прокачка ГУРа — 600 рублей.
Какие типы жидкостей ГУР бывают
Исходя из вышесказанного можно понять, что все элементы системы лишь обеспечивают давление жидкости, дают нужное направление деталям и переводят давление в усилие. Основным же рабочим элементом в системе ГУР выступает жидкость.
Жидкость для гидроусилителя руля, кем бы она ни была произведена, в своей основе имеет нефтяные составляющие. По сути это то же масло, только с определенными свойствами.
Если у моторных масел основная задача – смазывание трущихся деталей, то у масла для ГУР – передача усилия.
А поскольку оно должно быстро передаваться по каналам, жидкость для гидроусилителя руля должна быть не очень вязкой, но при этом данное масло должно еще и смазывать элементы системы, но в несколько меньшей степени, чем моторное масло.
Жидкости для ГУР выпускаются двух типов:
- Минеральные;
- Синтетические.
Минеральное используется в большинстве ГУР, синтетическое встречаются реже.
Особенностью данных жидкостей не является взаимозаменяемость, как это бывает с моторными маслами. При этом переход с минеральной жидкости на синтетическую приведет к поломке ГУР.
А все потому, что в составе синтетических жидкостей имеются присадки, которые негативно сказываются на ресурсе резинотехнических элементов на основе каучука, а в ГУР таких элементов — достаточно.
Жидкость для гидроусилителя руля Ford синтетическая «DP-PS», 1л.
Обычно в тех. документации на авто указывается, что применяется синтетическая жидкость для гидроусилителя руля, и использовать нужно только ее.
Если информации по жидкости в документации нет, то в авто по умолчанию используется минеральная.
Требования к маслу для гидроусилителя руля
- Термостойкость.
Так как масло предназначено не только для смазывания механизмов, оно выполняет функцию теплоотвода от нагреваемых деталей и частей гидроусилителя. Жидкость должна быть устойчивой к высоким температурам до 110⁰С, а также не терять свои свойства при низком давлении и при температуре до минус 35⁰С.
- Стабильная вязкость.
Масло для ГУР содержит присадки, которые контролируют уровень вязкости жидкости в условиях изменения температур окружающей среды. Благодаря этому, при низких температурах масло сохраняет свои свойства и не густеет, что позволяет вращать руль без лишних усилий.
- Прозрачность и гомогенность.
Отличительное свойство хорошего и качественного масла, это его прозрачный вид и однородная консистенция. Даже после длительного простоя машины, присадки не должны выпадать в осадок и засорять масло.
- Износостойкость.
Масло все же оказывает агрессивное влияние на резиновые детали и механизмы машины. Выбирать стоит такой тип жидкости, который имеет специальные добавки с функцией защитной пленки, благодаря чему сокращается срок износа резиновых деталей.
- Незначительное пенообразование.
Нежелательным явлением в баке масла для ГУР является пенообразование. Появление пузырей может плохо сказаться на поворотном механизме руля, а именно будет затрудняться процесс передачи усилия от руля к поворотному механизму. Так что стоит обратить внимание на этот немаловажный критерий при выборе масла.
Цветовые особенности жидкостей
Также жидкости для ГУР подразделяются между собой по цвету. Интересно, что изначально все они были красного цвета –Dexron.
По своему классу жидкости для гидроусилителя руля относятся к маслам для автоматических коробок передач (ASF), но у жидкостей для ГУР другое обозначение PSF
.
При этом PSF – это та же ASF, но только присадки у последней несколько иные, и рассчитаны на работу с фрикционами коробки, которых у ГУР нет.
Но эти присадки никоим образом на работу ГУР не влияют, поэтому часто японские авто с завода идут с залитой ASF в бачок ГУР.
Прокачка системы гидроусилителя рулевого управления
Прокачиваем систему гидроусилителя рулевого управления при попадании воздуха в систему, при проведении ремонтных работ, связанных с разгерметизацией системы.
При наличии воздуха в системе появляется подклинивание рулевого управления, при попытке резкого поворота.
Так же насос гидроусилителя издает повышенный шум в момент поворота рулевого колеса, а жидкость в бачке вспенивается.
Заливаем рабочую жидкость в систему гидроусилителя
Затормозите ручником, установите упоры под задние колеса автомобиля.
Поднимаем переднюю часть автомобиля.
Устанавливаем рулевое колесо в положение по прямой и запускаем двигатель.
Поворачиваем рулевое колесо в правую сторону до упора. В бачке должны появиться пузырьки воздуха.
Поворачиваем рулевое колесо в левую сторону до упора. Если в гидросистеме остался воздух, в бачке должны появиться пузырьки воздуха.
Проверяем и при необходимости доливаем жидкость до отметки максимум.
Так и прокачиваем до тех пор, пока рабочая жидкость не будет поступать в бачок без пузырьков воздуха.
Устанавливаем автомобиль на колеса и проверяем работу системы.
Источник статьи: https://avtomechanic.ru/gazel/tekhobsluzhivanie-gazeli/proverka-i-prokachka-sistemy-gidrousilitelya-rulya-avtomobilya-gazel
Куча деталей
Гидроусилитель руля это целый комплекс отдельных агрегатов и элементов таких как:
- Насос гидроусилителя
- Рулевая рейка, совмещенная с гидроцилиндром (существуют модели реек с выносным гидроцилиндром)
- Устройство управления рабочей жидкостью (золотниковый механизм)
- Соединительные шланги высокого и низкого давления
- Расширительный бочок
- Рабочая жидкость
Насос представляет собой металлический корпус, внутри которого вращается барабан с лопастями. При вращении лопасти захватывают рабочую жидкость и подают ее под давлением в рулевую рейку. Приводиться в действие насос двигателем, посредством ременной передачи. В электроусилителях насос вращается при помощи электрического двигателя.
Рулевая рейка выполнена в форме цилиндра, внутри которого расположены зубчатая рейка, которая является и штоком гидроцилиндра, поршень гидроцилиндра и механизм управления. В торцы зубчатой рейки вворачиваются рулевые тяги, которые соединены с поворотной ступицей. Рулевая штанга через карданные соединения соединена подвижно с зубчатой рейкой. Золотниковый механизм представляет собой распределитель давления рабочей жидкости в полости цилиндра, зависимости от поворота рулевого колеса. Она перенаправляется по каналам к поршню гидроусилителя, или в положении «прямо», просто циркулирует по кольцу, не выполняя работы.
Расширительный бачок находится выше уровня насоса в подкапотном пространстве. Изготавливается обычно из прочной пластмассы. Внутри имеет фильтрующий элемент и рассекатель напора жидкости.
В качестве рабочей жидкости гидроусилителя руля применяются специальные масла, определенной вязкости и температурного режима работы. Обычно производитель указывает спецификацию масла для гидроусилителя, но для обывателя еще указывает ее цвет, который совпадает с цветом пробки расширительного бачка. Например, концерн Volkswagen применяет зеленый цвет.Заливать жидкости разных спецификаций недопустимо, к чему это приведет, поговорим ниже.
прокачка ГУР (можно в FAQ
В процессе эксплуатации для удаления воздуха из гидросистемы после устранения неисправностей, приведших к нарушению герметичности, и после замены бачка или масла производится прокачка гидросистемы.
Наличие воздуха в гидросистеме характеризуется эффектом «подклинивания» рулевого колеса при резком изменении направления его вращения, скачкообразным изменением усилия на рулевом колесе при повороте направо, помутневшим маслом и наличием масла в бачке, а также повышенной шумностью работы гидросистемы.
Прокачку гидросистемы рекомендуется проводить при вывешенных передних колесах.
Перед прокачкой необходимо:
— очистить от грязи, и пыли клапан прокачки, расположенный на верхней крышке рулевого механизма, и снять резиновый колпачок;
— надеть на клапан прокачки прозрачную пластмассовую трубку с внутренним диаметром 6,5 мм и погрузить свободный конец трубки в масляный бачок до его касания фильтрующего элемента.
Порядок прокачки (проводится при неработающем двигателе):
— повернуть рулевое колесо в крайнее левое положение до упора;
— отвернуть клапан прокачки на 1/3 — 1 /2 оборота;
— повернуть рулевое колесо в крайнее правое положение до упора и, удерживая его в этом положении, завернуть клапан прокачки;
— продолжать выполнение этих четырех операций в приведенной последовательности, пока по трубке не будет перетекать масло без пузырьков воздуха;
— по окончании прокачки завернуть клапан, снять трубку;
Как проверить, залить и прокачать систему гидроусилителя руля Газель
Проверка уровня и доливка жидкости в бачок гидроусилителя руля
Бачок находится с левой стороны моторного отсека, рядом с бачком омывателя
Проверяем уровень рабочей жидкости в бачке насоса усилителя рулевого управления.
Он должен быть между рисками «MAX» и «MIN», нанесенными на корпус бачка.
Если уровень значительно ниже, долейте жидкость.
2. Для этого отворачиваем пробку бачка.
3. Доливаем рабочую жидкость до требуемого уровня
Достоинства и недостатки системы
Как правило, сложное оборудование имеет как плюсы, так и минусы. Не стал исключением гидроусилитель руля ЗИЛ-130. Преимущества:
- смягченные толчки, удары от колес;
- уменьшение числа рулевых витков, необходимых при выполнении поворота;
- облегченный поворот руля.
Недостатки:
- Большой расход топлива. Каждый дополнительный элемент, запускающийся от двигателя, будет расходовать дополнительное топливо.
- Уменьшение мощности устройства за счет наличия работающего насосного механизма.
- ГУР невозможно регулировать электронным блоком (эконом варианты).
Замена жидкости гидроусилителя руля
В системе гидроусилителя жидкость нужно заменять при загрязнении ее, и после 6 лет эксплуатации автомобиля.
1. Удерживаем гайку от проворачивания, и отворачиваем нагнетательный шланг, идущий к механизму рулевого управления.
2. Сливаем жидкость из системы гидроусилителя. Не пуская двигатель, проворачиваем рулевое колесо в обе стороны от упора до упора до момента прекращения вытекания жидкости из шланга.
Снова подсоединяем шланг к насосу и затягиваем штуцер моментом 44 – 62 Нм (4,4 – 6,2 кгсм).
3. Заполняем систему, свежей рабочей жидкостью.
4. Запускаем двигатель. При этом жидкость будет уходить в систему.
Доливаем жидкость при работающем двигателе до тех пор, пока ее уровень не станет постоянным.
5. Прокачайте систему гидроусилителя.
Необходимость замены масла
Во время эксплуатации гидроусилителя жидкость уменьшается. Поэтому не обеспечивается необходимое давление, затрудняется управление автомобилем. Кроме этого, у жидкости может:
- измениться физический показатель при повышенных температурах;
- происходить загрязнение.
Поэтому рекомендуемая замена производится каждые 10-20 тысяч км пробега или через 2-3 года.
Полная замена потребует 2-3 литра масла, которое при нагревании расширяется, поэтому нужно оставить часть пространства свободным. Для этого проводятся 2 замера: горячий, холодный.