Каждый владелец автомобиля знает, что работу систем контролируют специальные датчики. Они расположены в разных местах механизмов. Если подобные элементы выходят из строя, повышается вероятность появления сбоев в работе элементов системы. В этом случае ремонт будет дорогостоящим. Чтобы исключить вероятность возникновения такой неприятности, проводят периодическую проверку датчиков системы.
Контрольные устройства отвечают за работу многих узлов и механизмов. Их нужно уметь правильно контролировать. Как проверить датчик температуры, давления, воздуха и прочие разновидности, будет подробно рассмотрено в статье.
Работа датчиков
Прежде чем ознакомиться с технологией того, как проверить датчик холостого хода, давления масла, температуры и прочие разновидности контрольных устройств, нужно рассмотреть особенности их работы.
Основные приборы представленного типа мониторят функционирование мотора и сопутствующих систем. Именно двигатель нуждается в точном контроле работы его элементов и систем. Его поломка влечет за собой необходимость проведения капитального ремонта. Чтобы избежать больших финансовых затрат, рекомендуется проверять работоспособность датчиков.
Контрольные устройства отвечают за тестирование уровня нагрева системы, охлаждающей жидкости. Они обеспечивают замер состояния различных узлов в процессе холостого хода, в обычном режиме и т. д. Как проверить датчик температуры, воздуха, давления масла и прочих подобных устройств, следует знать каждому владельцу авто.
Некорректная работа ДТОЖ. Ориентиры для водителя.
Простота устройства прибора, гарантирует его долгий эксплуатационный срок. Но иногда он дает сбои. Если датчик поломался, его надо менять. Это расходная деталь, ремонту не подлежит. Однако подавляющее большинство случаев неисправности связано с целостностью электрической цепи. Обрывы, отходы контактов, ржавчина и загрязнения – вот основные провокаторы размыкания цепи. Как раз эти неполадки каждый автолюбитель способен сам определить и устранить.
Устройство не ломается одномоментно, незадолго до «гибели» он подает сигналы бедствия, которые водитель должен уметь распознавать. Среди них:
- Не включается вентилятор. Это, конечно не основной симптом, однако, самый первый тревожный звоночек;
- Возросший расход бензина;
- Слишком высокие обороты в холостом режиме;
- Характерные звуки детонации двигателя;
- Затрудненный запуск;
- Повышенный нагрев мотора, вплоть до абсолютного перегрева;
- Сообщение бортового компьютера об ошибке.
Среди множества причин поломки прибора, выделим самые важные:
- Плохое качество охлаждающей жидкости. Приводит к покрытию поверхности чувствительного элемента кристаллическим осадком, а также, разрушает поверхность датчика;
- Утечка и снижение уровня антифриза. Причиной становится изношенная прокладка. Разгерметизация корпуса;
- Некачественный, контрафактный, прибор;
- Нарушение целостности электроцепи. Это целый комплекс причин – коррозия, неровная подача тока (скачки напряжения), обрывы, плохая пайка пинов, неправильное подсоединение контактов, короткие замыкания, потеря напряжения, накопившийся нагар на проводах;
- Загрязнение.
Датчик температуры
Существует ряд рекомендаций, как проверить датчики на ВАЗе, «Шевроле», «Мерседесе» и прочих марках автомобилей. Одним из самых главных сигнализаторов является прибор, который производит замер нагревания охлаждающей жидкости. Собранные данные о состоянии антифриза этот прибор передает в блок управления мотора. Он, в свою очередь, на основе полученных данных производит регулировку своей работы. В этом случае производится настройка правильного уровня подачи топлива и угла зажигания.
На многих автомобилях (в том числе ВАЗ, «Калина», «Приора», «Гранда» и т. д.) датчик регулировки температуры переключает систему на электровентиляционный тип охлаждения. Его показания часто выводятся на приборную панель. Это позволяет водителю контролировать состояние двигателя и его антифриза. В современных моделях транспортных средств устанавливают датчики контроля температуры, которые имеют отрицательный коэффициент нагрева. Это означает, что при повышении нагрева уменьшается сопротивление данного элемента.
Как подключать компоненты. Подробные рекомендации
Прокладка проводков должна производиться на наибольшем расстоянии от объектов, из которых исходят электрические помехи, то есть это могут быть высоковольтные провода, катушки и т.д. Провода не должны соприкасаться с движимыми частями автомобильной конструкции. Такими частями являются педали, рулевые тяги и тому подобные объекты.
- Процесс подключения приёмопередатчика
Подключение модуля приёмопередатчика, на котором присутствует антенна, производится при помощи кабеля в разъём с пятью контактами. Сам кабель является комплектующим к автосигнализации.
Светодиодная вилка должна быть вставлена в разъём с двумя контактами.
- Как активировать сервисную кнопку
Вилка должна быть подключена к разъёму с двумя контактами.
Два типа датчиков должны интегрироваться в центральный блок при помощи кабелей с четырьмя проводами, которые находятся в комплекте датчика либо автомобильной сигнализации. На вспомогательный датчик “корпус” (потенциал) производится синхронная подача вместе с возникновением сигнала на проводе чёрно-белого цвета, являющимся частью сигнализации. После того, как вы подключите дополнительный датчик, понадобится произвести программирование функции четыре, таблицы, по правильному алгоритму.
Принцип работы датчика температуры
Рассматривая то, как проверить датчики работы двигателя, нужно изучить основной принцип их функционирования. Одним из самых главных в системе является прибор контроля температуры антифриза. Блок управления посылает на этот датчик электрический сигнал. Он имеет напряжение 9 В. Когда это происходит, считывающее устройство берет замер показателей сопротивления на контактах датчика. Эти данные система отправляет обратно в блок управления. При этом она сможет вычислить по заданному логарифму, как должен в таких обстоятельствах работать двигатель.
Если температура повысилась, сопротивление должно уменьшиться. В этом случае система при помощи своих специальных механизмов и электронных приборов проводит регулировку уровня топлива, затрачиваемого при работе мотора. Это позволяет в нужный момент снизить температуру нагрева. Антифриз в этом случае сможет правильно охладить систему. При сильном понижении температуры представленный механизм поможет отрегулировать работу двигателя в противоположном направлении.
Без специального режима
Существует ли возможность измерить температуру мультиметром, не имеющим для этого специального режима? Оказывается, это действительно можно сделать, но потребуется немного модернизировать прибор.
Нужно приобрести микросхему ЛМ-35, с ее помощью показатели температуры будут превращены в напряжение, и прибор сможет распознать данные, но укажет их в Вольтах. Например, 0,30 Вольт нужно будет понимать как 30 градусов Цельсия.
Использование микросхемы не требует сложного вмешательства в конструкцию прибора и позволяет использовать любой мультиметр для измерения температуры.
Для того чтобы микросхема работала, вам потребуется:
- три провода, которые можно будет подключить к 10-омному выходу прибора;
- отдельный источник питания не менее 4 Вольт, то есть 2 плоских батарейки.
Если надо измерить не только положительную, но и отрицательную температуру, потребуется также подключение источника опорного напряжения.
Сама микросхема подключается просто. Она имеет три разъема для проводов плюсового, минусового значения и выходной датчик. Такой подход позволит преобразовать любой мультиметр, сделав его более функциональным, при этом конструкция обойдется недорого.
Как демонтировать датчик?
Рассматривая то, как проверить датчик охлаждающей жидкости, нужно узнать, как правильно демонтировать этот элемент системы. Водители часто путают этот элемент с прибором, контролирующим включение вентилятора. Его не нужно искать на обратной стороне вентилятора. Датчик температуры практически всегда устанавливается на одном из двух возможных участков. В первом случае прибор контроля нагрева антифриза может быть установлен возле термостата. Причем он может находиться непосредственно в его корпусе. Во втором случае датчик устанавливается в головке цилиндрового блока. Он должен находиться в непосредственной близости от одного из патрубков охладительной системы.
Чтобы произвести демонтаж, потребуется слить антифриз из радиатора. Далее снимают воздушный фильтр, если автомобиль относится к инжекторному типу. Выкрутить датчик можно при помощи гаечного ключа. В иномарках демонтаж может проходить сложнее. Нередко датчик находится в задней части головки блока цилиндров. В этом случае при демонтаже придется отсоединить несколько шлангов.
Где находится
Для проверки ДТОЖ необходимо знать место его расположения. Отметим, что место установки датчика может отличаться в зависимости от марки / модели машины.
Чаще всего термистор монтируется между головкой блока цилиндров и термостатом или на патрубке выпуска ОЖ.
Но на некоторых автомобилях он установлен на патрубке радиатора.
Внешне устройство имеет вид небольшого элемента с резьбой, с помощью которой ДТОЖ вкручивается в специальное отверстие. При этом сам регулирующий элемент находится в антифризе и контролирует его температуру.
В определенных машинах, к примеру, на БМВ е39 может стоять два ДТОЖ. Один контролирует нагрев тосола и устанавливается на выходе из мотора, а второй стоит уже за радиатором. Для снятия потребуется ключ на 22.
Такой тип установки позволяет контролировать температурный режим на разных участках и тем самым быстрей принимать меры.
Отметим, что два датчика ставятся на мощные / дорогостоящие авто, где температурный параметр имеет ключевое значение.
При этом в блоке управления должны быть предусмотрены соответствующие программы. Дополнительные сведения можно найти в инструкции к автомобилю.
Функционально датчик очень надежен и ломается в редких случаях. Чаще всего он показывает неправдивую информацию. Иногда возможны и другие повреждения, к примеру, перетирание проводов или нарушение качества контакта.
Что касается особенностей расположения ДТОЖ на разных моделях, на этом вопросе остановимся ниже.
Проверка работы датчика
Методика того, как проверить датчик температуры, подробно описывается производителем транспортного средства. Для проведения такой работы потребуются инструменты, тестер, емкость с водой, печка, термометр с делениями до 120 ºС, а также тазик для антифриза. Сначала нужно отключить радиатор, слить из него антифриз. После этого датчик демонтируется. Емкость с водой нужно поставить на газовую или электрическую плиту. В жидкость нужно опустить датчик. Его латунная часть должна полностью погрузиться в воду. Пластик при этом должен быть сверху.
Газель (двигатели ЗМЗ 406, 405, 409)
Место установки — на силовом агрегате в районе термостата или на корпусе последнего.
Для его снятия необходимо частично слить ОЖ с двигателя, отключить пружинный фиксатор колодки жгута и отбросить колодку от датчика.
Далее с помощью ключа на «19» требуется ослабить протяжку и выкрутить устройство.
При выборе устройства необходимо ориентироваться на двигатель и ЭБУ.
406 двигатель и ЭБУ Микас 7.1, 5.4, СОАТЭ, VS5.6
В таких случаях применяется ДТОЖ, работающий на напряжении от 5 до 12 Вольт через сопротивление 9,1 кОм.
Для замены подходит несколько видов устройств: Калуга 19.3828, Лузар LS 0306, Рикор 40.5226 или Автотрейд 42.3828.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Двигатель MPI — модификации, плюсы и минусы
При проверке также потребуется вода с кипятильником и изменяемой температурой, а также мультиметр.
Для работы необходимо собрать схему и подать в нее от 1 до 1,5 мА. При этом измерять необходимо не сопротивление, а напряжение.
При проверке должны быть следующие параметры:
- -60 С — 2,13 В;
- -40 С — 2,33 В;
- -20 С — 2,53 В;
- 0 С — 2,73 В;
- +40 С — 3,13 В;
- +80 С — 3,53 В;
- 105 С — 3,83 В;
- 125 С — 3,98 В.
На заведенном моторе напряжение будет равно 5 В.
Двигатель 405, 409, УМЗ 4216Е3, 4213 блок управления Микас 11 / 10.3, VS8, СОАТЭ
Здесь используются ДТОЖ с каталожными номерами 234.3828, 40.5215 или 421.3828.
В отличие от рассмотренного выше метода, здесь необходимо измерять сопротивление.
При этом зависимость должна быть следующей:
- 128 С — 80,8 Ом;
- 100 С — 177 Ом;
- 80 С — 332 Ом;
- 60 С — 667 Ом;
- 40 С — 1459 Ом;
- 20 С — 3520 Ом;
- 0 С — 9420 Ом;
- -20 С — 28680 Ом;
- -40 С — 100707 Ом.
В случае значительных отклонений от этих параметров необходима замена устройства.
Датчик холостого хода
Водителей может интересовать, как проверить датчик холостого хода автомобиля. Этот прибор также отвечает за обеспечение стабильной работы двигателя. Только контролирует он этот процесс на холостом ходу. Данный датчик контролирует количество воздуха, который подается в мотор в этом режиме работы.
В этом случае производится замер уже не жидкости антифриза. Система подачи воздуха на холостом ходу имеет определенные составные элементы. Она имеет заслонку в виде конусной иглы. Этот элемент предотвращает поступление внутрь системы воздуха. Приводится в движение игла посредством небольшого двигателя, который работает от электричества. Заслонка приводится в движение при включении мотора. Игла может открывать или закрывать зазор, через который воздух поступает в двигатель. Причем диаметр этого отверстия также регулируется за счет особой конфигурации заслонки.
Обзор производителей
Изготовлением теплых полов занимается много компаний. Наиболее популярными являются бренды Devi, AEG, Thermo Industri AB. У датчиков каждого производителя есть свои особенности.
Устройства Devi
Регуляторы температуры этого бренда работают с любыми типами нагревательных элементов. Они разделяются на механические и электронные, с обыкновенным либо сенсорным управлением. Кроме этого в линейке регуляторов Devi имеются модели, управляемые дистанционно через смартфоны.
Достоинства устройств этого бренда:
- наличие моделей для установки на улице;
- экономия на работе приборов отопления до 30 процентов;
- доступность управления через Интернет.
Преимуществом является и разнообразие вариантов для решения любых задач.
Регуляторы AEG
Термодатчики германского бренда относятся к премиум-классу. Отличное качество гарантирует долговечность и бесперебойную работу. Но и стоят такие устройства немало.
Ассортиментная линейка широка: от простых базовых устройств до «интеллектуальных» термодатчиков, которые полностью контролируют работу теплого пола и микроклимат в помещении.
Но даже базовые модели обладают многими достоинствами:
- поддерживают температурные показатели на необходимом уровне;
- управляются очень просто – ручным включением и выключением клавиши;
- благодаря удобному управлению подойдут для пожилых людей, не знакомых с программированием.
К устройству может быть подключен внешний таймер для контролирования режима понижения температуры.
Приборы Thermo Industry AB
Подобные терморегуляторы устанавливаются исключительно в помещениях. Способны управлять элементами подогревающего кабеля либо термомата. Разработаны модели, идеально подходящие под паркет или ламинат. Большинство приборов оборудовано интеллектуальными измерителями температуры воздуха.
Электронные устройства способны настраивать нагрев с точностью до 1°С.
Применяются для систем антиобледенения, если есть возможность совместить их с терморегулятором в доме. Встроенные датчики интеллектуального подогрева дают возможность снизить потребление электричества, а шведское качество гарантирует долгие годы эксплуатации.
Признаки неисправности
Прежде чем узнать, как проверить датчик воздуха, следует рассмотреть, в каких обстоятельствах нужно заподозрить неисправность именно этого элемента системы. Если контрольное устройство вышло из строя, автомобиль будет глохнуть при остановках на светофоре. В этом случае водителю придется придерживать во время ожидания зеленого света педаль газа.
На неисправность датчика холостого хода указывают также нестабильные обороты мотора. Это слышно даже без применения специальной техники. Также мотор приходится долго прогревать. Даже в теплую погоду старт автомобиля становится проблематичным. Даже после прогрева длительное время приходится ехать на «подсосе». Также водитель может заметить, что при переведении рычага трансмиссии на нейтральное положение мотор начинает работать нестабильно. При этом он может даже заглохнуть. В этом случае потребуется проверить именно датчик холостого хода.
Неисправности ДТОЖ и пошаговое устранение
ДТОЖ имеет простую конструкцию, поэтому из строя он выходит достаточно редко. Поломки чаще всего возникают в случае превышения срока годности, а также в случае ДТП, когда прибор повреждается из-за механического удара. Основными неисправностями ДТОЖ является повреждение корпуса, выход из строя фишки, окисление контактов и некоторые другие.
Установить неисправность ДТОЖ можно по симптомам, которые можно разделить на две группы. В первую категорию входят типовые симптомы, которые сходны для всех вариантов поломки (например, они могут появиться как при поломке корпуса, так и при окислении контактов). Во вторую группу входят специальные симптомы, которые характерны только для одного типа неисправности (например, прыгающая стрелка при нарушении изоляции).
Типовые симптомы:
- Активация лампы Check Engine на контрольной панели. Лампу активирует электронный блок управления автомобилем в том случае, если обнаруживает какую-либо поломку в машине. К сожалению, большинство современных ЭБУ не конкретизирует, где и из-за чего возникла поломка, а ошибка Check Engine может возникнуть и по многих другим причинам – от троения двигателя до повреждения трансмиссии. Чтобы разобраться в конкретной причине поломки, необходимо купить OBD2-адаптер и подключить его к контрольной панели. После этого по беспроводному каналу нужно зайти на прибор и посмотреть конкретный код ошибки.
- Увеличение расхода топлива машины. Из-за нарушения работы датчика на электронный блок управления будет подаваться некорректная информация о настройке шагов регулятора подачи топлива. Обычно это приводит к повышению впрыска бензина/дизеля в камеру внутреннего сгорания, что будет приводить к повышенным потерям по топливу во время движения.
- Хаотичная работа охлаждающего вентилятора. Электронный блок запускает вращение лопастей вентилятора в том случае, если температура антифриза повышается выше определенных пределов (обычно 95-100 градусов) и есть риск его испарения. В зависимости от конкретной причины нарушения работы ДТОЖ возможно множество сценариев – полное отключение вентилятора, скачкообразное включение/выключение, постоянная работа вентилятора при любом уровне нагрузки, вращение лопастей только при активации аварийного режима.
- Нестабильная работа двигателя при езде на небольших нагрузках. Из-за нарушения охлаждения и подачи охладителя мотор начинает работать нестабильно, а сильнее всего он глохнет в жаркое время года.
- Может наблюдаться сильная вибрация при езде, появление легких толчков, самопроизвольная остановка при низких оборотах.
- Внезапная остановка двигателя при езде “на горячую”. Этот симптом возникает в том случае, если антифриз нагрелся выше критической отметки и начал испарятся, а датчик не запустил охлаждающий вентилятор. Вследствие этого мотор начинает нагреваться выше определенного предела, а многие ЭБУ принудительно останавливают двигатель в случае избыточного нагрева, чтобы избежать его растрескивания и взрыва. Остановка мотора возникает в двух случаях – при длительной езде либо в случае высокой скорости, а также при комбинации обоих факторов.
Повреждение корпуса
Корпус ДТОЖ выполнен из крепкого металла. Однако при механических ударах или под действием химически активных веществ он может окисляться и растрескиваться, что может привести к поломке прибора.
Характерный симптом: резкое колебание температурного датчика на панели управления при езде на большой скорости. Также обнаружить поломку можно при внешнем осмотре. иВосстановить поврежденный корпус проблематично, нужно менять запчасть.
- Удалить из система охладитель. Для этого поставьте машину на платформу, дождитесь полного охлаждения авто, поставьте под сливное отверстие емкость.
- Открутите крышку расширительного бака и радиатора, откройте заслонку печи, открутите запирающий болт отверстия в двигателе. Дождитесь, пока из системы уйдет весь охладитель.
- Открыть капот, снять минусовую клемму аккумулятора, чтобы обесточить авто.
- Найдите измеритель охлаждающей жидкости на автомобиле, вытащите внешний контакт (фишку), аккуратно выкрутите устройство из отверстия.
- Установите новый измеритель, а потом проведите все действия в обратном порядке.
Работы проводите в перчатках. На конце старого устройства могут быть остатки старого охладителя.
Окисление термоконтакта
Термоконтакт может окисляться при контакте с жидкостями или просто от старости, а также в случае использования некачественных охладителей (они содержат много свободных ионов, которые будут оседать на термисторе). Проблема чаще возникает у старых автомобилей. Специфических симптомов у нарушения нет.
Чтобы продиагностировать, внешне осмотрите контакты. Если проблема в окислении, термистор должен покрыться черными пятнами. Исправить проблему вручную невозможно. Нужна установка нового измерителя.
Инструкцию по его замене можно посмотреть в видео:
Нарушение работы электроконтактов
Запчасть может перестать работать из-за повреждения или окисления электроконтактов, а чаще всего подобная поломка возникает у старых автомобилей. У этой неисправности есть характерный симптом – при повреждении электроконтактов устройство не всегда выходит из строя. Поэтому периодически измеритель может передавать корректные данные о нагреве охладителя для мотора.
Для диагностики рекомендуется использовать омметр или мультиметр. Если прибор дает нулевые показатели по напряжению/сопротивлению либо показатели часто меняются, то с большой вероятностью дело в нарушении электроконтакта. Обнаружить поломку можно и при внешнем осмотре (будут видны следы коррозии или оплавления). Решение проблемы только одно – полная замена датчика согласно инструкции выше.
Повреждение фишки
Фишкой называют систему контактов, которые подводятся от электронного управляющего блока машины к ДТОЖ. Фишка может выйти из строя при повреждении контактирующей головки. К сожалению, у повреждения фишки нет характерных симптомов, поэтому установить поломку можно только в том случае, если вы исключили другие варианты поломки (корпус, изоляция, контакты ДТОЖ).
Установить поломку можно с помощью мультиметра, которым нужно “прощупать” головку фишки. Восстановление нужно делать так:
- Обесточьте аккумулятор, вытащив минусовую клемму. Найдите фишку в автомобиле и аккуратно вытащите ее из температурного датчика и ЭБУ транспортого средства.
- Проведите осмотр прибора – если повреждение головки действительно имеет место, то нужно купить новую фишку и установить ее на автомобиль.
Нарушение изоляции проводов
Еще одной причиной выхода из строя ДТОЖ является повреждение провода, ведущего от фишки к электронному блоку. У поломки есть характерный симптом – она обычно дает о себе знать при движении на больших скоростях, когда усиливается уровень вибрации авто. Для диагностики рекомендуется использовать мультиметр, которым нужно “ощупать” провод. Существует три способа восстановления работоспобности авто:
- С помощью мультиметра вы можете найти конкретный участок, где произошло повреждение провода. Восстановить изоляцию можно с помощью изоленты.
- Если конкретный участок найти не удается найти либо провод сильно поврежден, то рекомендуется срезать старый провод и припаять новый.
- Большинство автомобилистов не ищут конкретный участок, где нарушилась изоляция – вместо этого они покупают новую фишку с целым проводом и подключают его к системе.
Проверка датчика холостого хода
Если появляются перечисленные сбои, нужно рассмотреть, как проверить датчик холостого хода. Он находится на дроссельной заслонке. Рядом с ним крепится ее тросик. Над датчиком холостого хода находится устройство контроля положения дроссельной заслонки. Нужно выключить зажигание и демонтировать представленное устройство. Датчик может крепиться при помощи клеевого состава или болтов. В первом случае потребуется демонтировать весь дроссельный узел. Болтовое соединение позволит отсоединить только датчик.
Далее к датчику нужно подключить провода бортовой сети. На конусную иглу нужно положить палец. Далее включается зажигание. Если после этого ощущаются небольшие толчки иглы, значит, датчик исправен. В противном случае этот элемент конструкции будет неподвижен. Датчик потребуется заменить.
Непосредственно установка
Как было отмечено выше, датчик температуры окружающей среды ВАЗ установить несложно. Особенно если все разъёмы предусмотрены заводом-изготовителем. Следующий этап — покупка датчика. Сложного ничего нет, идем в автомагазин и приобретем нужную нам вещь. Наиболее оптимальное место расположения датчика — вблизи радиатора. Массу можно накинуть на приваренную шпильку. Провода протянуть нужно в салон. Как это будет делаться, зависит только от вас. Самый удобный и короткий путь — через заглушку сцепления.Конечно без разборки панели приборов не обойтись. Демонтируем её и ищем 25-й контакт. Он как раз и предназначен для контроллера температуры окружающей среды. Показания на бортовом компьютере обычно появляются автоматически. Если же этого не случилось, сбрасываем клемму АКБ на 10-15 минут. После этого все должно заработать. Датчик температуры окружающей среды ВАЗ стоит копейки. Его установка не занимает много времени.
Проверка датчика давления масла
Неисправность датчика давления масла может привести к нарушению работы мотора. Поэтому его нужно периодически проверять на работоспособность. Как проверить датчик давления масла? Для этого существует определенная технология. Она предполагает проведение демонтажа контрольного прибора. Далее нужно подключить контакты мультиметра к датчику. Он показывает нулевое сопротивление. Дальше при помощи насоса нужно качнуть масло. Цепочка должна разорваться. Прибор же в этом случае показывает бесконечность. Это говорит о полной исправности датчика. Зная, как проверить датчики, можно обеспечить нормальную работу мотора и всех систем в течение длительного времени.
Электронные приборы для измерения температуры антифриза, циркулирующего по водяной рубашке двигателя, применяются на автомобилях еще со времен СССР. Поломка этого элемента всегда считалась серьезной проблемой, поскольку без контроля температуры в системе охлаждения можно легко перегреть мотор и вывести из строя поршневую группу. Поэтому начинающему автомобилисту важно знать, как вовремя выявить симптомы неисправности температурного датчика, а поменять его не составит большого труда.
Принцип действия и функции прибора
Конструкция и принцип работы измерителя температуры мало изменились с момента его первого применения на авто. За счет современных материалов, используемых при изготовлении датчика, он уменьшился в размерах, а точность показаний выросла. Прибор представляет собой термический переменный резистор, заключенный внутрь металлического корпуса с резьбовым наконечником. При нагреве термоэлемент снижает сопротивление электрической цепи, что позволяет электронному блоку управления (иначе – контроллеру, ЭБУ) определять температуру охлаждающей жидкости.
От работы температурного датчика зависят следующие функции:
- Традиционно от сигналов измерителя функционирует указатель температуры охлаждающей жидкости.
- Своевременное включение вентиляторов принудительного охлаждения двигателя при достижении антифризом установленного порога температуры (около 100 °С).
- Обогащение топливовоздушной смеси и повышение оборотов холостого хода на непрогретом моторе.
- Во время езды контроллер собирает показания всех датчиков и на этой основе формирует соотношение топлива и воздуха в смеси. Измеритель температуры также участвует в этом процессе.
Конструкцией современного авто может предусматриваться установка нескольких измерителей нагрева, отвечающих за определенные функции. Их расположение бывает разным:
- на верхнем патрубке, ведущем от блока цилиндров к радиатору;
- в корпусе термостата;
- в головке цилиндров;
- непосредственно в радиаторе.
Проверка снятого ДТОЖ
Для более точной проверки рекомендуется демонтировать устройство с автомобиля. Для этого необходимо дать остыть мотору, а после слить охлаждающую жидкость из системы.
Для снятия потребуется только ключ на «19» (20, 21, 22), с помощью которого можно выкрутить датчик и снять его вместе с кольцом.
На этом же этапе стоит оценить состояние самого устройства, его резьбы, провести чистку и смазать ее.
Эти же операции можно сделать и по отношению к самому датчику. После завершения демонтажа можно переходить непосредственно к работе.
Проверка с термометром
После демонтажа можно сделать проверку с помощью термометра. Такой вариант дает наиболее точные сведения, поэтому рекомендуется для большинства случаев.
Алгоритм действий такой:
- Подготовьте сосуд и налейте в него воду.
- Используйте кипятильник для нагрева воды.
- Подготовьте мультиметр для измерений.
- Опустите чувствительный элемент датчика в жидкость.
- Обеспечьте возможность подключения мультиметра к контактам.
- Установите в воду термометр для контроля температуры. Лучше использовать электронный вариант, обеспечивающий более максимальную точность.
- Подогревайте воду и делайте измерения для разных температур, к примеру, от +5 градусов Цельсия и выше с шагом в «5».
- Заполните таблицу, в которой будут параметры сопротивления по отношению к устанавливаемой температуре.
- Сверьте со сведениями, которые приводятся в мануале к автомобилю.
Конечно, в процессе измерения могут иметь место неточности. Погрешность зависит от нескольких факторов: условий работы и особенностей определенного ДТОЖ. В частности, даже в устройствах одной модели параметр сопротивления может отличаться.
Без термометра
При желании можно сделать проверки без применения измерителя температуры воды.
В данном способе можно действовать по рассмотренному выше принципу, но с небольшими ограничениями.
Общий алгоритм такой:
- Закипятите воду.
- Установите в нее чувствительный элемент ДТОЖ.
- Замерьте сопротивление на выводах.
При температуре около 100 градусов Цельсия сопротивление должно быть около 177 Ом. Но здесь нужно учитывать возможные погрешности.
В частности, на момент проведения измерений температура может измениться в меньшую сторону.
Минус метода в том, что проверка выполняется только при одной температурной точке.
Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?
В процессе длительной эксплуатации автомобиля могут наблюдаться явные и косвенные признаки, свидетельствующие о проблемах с температурным датчиком либо его электрической цепью. Первые прямо указывают на необходимость проверки работоспособности прибора:
- перестал работать указатель нагрева мотора на приборной панели;
- охлаждающий вентилятор перестал включаться, хотя водяная рубашка двигателя уже прогрелась до 100 °С;
- протечка антифриза из-под корпуса детали;
- вентилятор запускается невпопад, в том числе и при холодном моторе.
Если на вашем авто проявились перечисленные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то смело приступайте к его диагностике и устранению проблемы, о чем будет сказано далее. Косвенные симптомы могут указывать как на поломку измерителя, так и других элементов системы охлаждения либо силового агрегата. Вот самые распространенные из них:
- Затруднен холодный пуск мотора. Машина заводится, но сразу глохнет, нужно делать несколько повторных попыток. Причиной может служить термоэлемент, датчик положения дроссельной заслонки, недостаточная компрессия или проблемы с зажиганием.
- Нестабильная работа на холостом ходу. Помимо температурного измерителя на нее влияет исправность свечей зажигания, ДМРВ, форсунок и много других факторов.
- Температурный режим находится в пределах нормы, но охлаждающая жидкость начинает кипеть. Если вышел из строя термостат либо снизился уровень антифриза в рубашке, то показания прибора могут отличаться от реального положения дел.
Исправность электронного измерителя температуры можно проверить в домашних условиях. Если наблюдаются косвенные симптомы неисправности, то испытание поможет их выявить или исключить из ряда деталей, находящихся «под подозрением». При успешной проверке неполадки придется искать в другом месте или обращаться в ближайшую автомастерскую.
Предназначение устройства
ДТОЖ нельзя путать с контроллером уровня антифриза. Если первый предназначен для выявления температуры силового агрегата, то второй применяется для контроля объема расходного материала — хладагента. По показаниям ДТОЖ блок управления выявляет температурные изменения и передает данные на бортовой компьютер о том, в каком состоянии работает мотор. С помощью контроллера определяется прогрев двигателя, его перегрев, а также оптимальная температура функционирующего ДВС. Импульсы, передающиеся на управляющий модуль, определяют функциональность управляющей системы ДВС в целом.
Рекомендуем: Какая лучше зависимая и независимая подвеска, в чем отличия
Температура двигателя определяет такие нюансы:
- расход горючего на 100 км;
- объем и качество газов;
- возгорание топливовоздушной смеси;
- оптимальная работа коробки передач.
Все эти факторы контролируются управляющим устройством, который по полученной информации определяет оптимальный режим функционирования двигателя. Поэтому работоспособность датчика температуры важна для транспортного средства. Если устройство неисправно и подает неверные импульсы на управляющий модуль, это может привести к проблемам.
Как ДТОЖ влияет на работу ДВС?
По параметрам, подающимся на управляющее устройство, модуль осуществляет такие функции:
- Обогащение топливовоздушной смеси или ее обеднение. Если контроллер определяет слишком низкую температуру, то он начнет увеличивать продолжительность сигнала, поступающего на форсунки, что способствует обогащению топливной смеси. В соответствии с нормализацией температурного режима горючее постепенно обедняется, что предотвращает возможный перерасход бензина и снижает объем выхлопных газов. При поломке датчик может регулярно понижать температуру в двигателе, что приведет к загрязнению горючего и его увеличенному расходу.
- Блок управления выставляет зажигание. Оно может быть ранним либо поздним. Если температура увеличивается, то управляющий модуль регулирует угол опережения зажигания для снижения токсичности выхлопных газов.
- Благодаря ДТОЖ выполняется правильная рециркуляция газов в ходе прогрева. Рециркуляционный клапан при прогреве силового агрегата плотно закрывается. Если двигатель машины еще холодный, то рециркуляция станет причиной колебания холостого хода и произвольной остановки мотора.
- С помощью ДТОЖ блок управления выполняет продувку системы фильтрации, которая улавливает пары топлива. Чтобы достигнуть лучшей управляемости машиной, угольный фильтрующий элемент не продувается до момента, пока двигатель полностью не прогреется.
- Блокировка гидротрансформатора коробки передач при прогреве ДВС. Управляющий модуль не должен ограничивать работу устройства до момента прогрева машины.
- ЭБУ контролирует функционирование вентилятора охлаждения агрегата. По показаниям температурного контроллера модуль осуществляет активацию и отключение вентилирующего устройства для правильного подбора температуры агрегата. Если ДТОЖ будет подавать некорректные импульсы, есть вероятность перегрева мотора.
Испытание на работоспособность
Чтобы проверить термический датчик, его придется снять с автомобиля. Для этого выполните такие действия:
- Дайте двигателю остыть до 40—50 °С, чтобы при работе не обжечь руки. Частично или полностью слейте антифриз из системы охлаждения.
- Отключите аккумуляторную батарею от бортовой электросети, сняв «минусовый» провод.
- Отсоедините от термоэлемента колодку с проводами.
- Выкрутите деталь, пользуясь ключом подходящего размера.
Если прибор установлен в верхней точке системы, то опорожнять ее целиком необязательно, достаточно спустить в емкость третью часть жидкости. Сливать весь антифриз нужно в том случае, когда термоэлемент стоит в нижней части радиатора.
Для проведения испытаний вам понадобится:
- мультиметр или другой прибор, способный мерить сопротивление цепи;
- небольшая емкость для воды (можно обычный стакан);
- термометр со шкалой до 100 °С.
Термометр необходим, если вы хотите провести точные замеры сопротивления, сверяясь с эталонной таблицей для вашего автомобиля. Когда таблицы нет, то исправность детали проверяется без термометра по ее принципу работы: чем горячее вода в стакане, тем меньше должно быть сопротивление на контактах.
Перед тем как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости под нагревом, прозвоните его контакты омметром. Может статься, что прибор перегорел либо в нем возникло короткое замыкание. Тогда дальнейшие манипуляции теряют смысл и элемент надо менять, поскольку ремонту он не подлежит.
Если мультиметр показал определенное сопротивление, то погрузите термоэлемент в стакан с холодной водой и зафиксируйте показания. Затем доливайте горячую воду и следите за изменением сопротивления, оно должно уменьшаться. При отсутствии каких-либо изменений покупайте и устанавливайте новый температурный датчик.
Если испытания прошли успешно и приборчик меняет сопротивление при нагреве воды, то стоит проверить соединительные провода и почистить контакты. Подобные мелочи часто бывают причиной крупных неисправностей.
Как проверить датчик температуры?
В современных автомобилях установлено огромное количество разных датчиков, любой из которых делает свою задачку по сбору инфы. Приобретенные данные направляются к управления, который воспринимает сигналы, обрабатывает их и раздает последующие команды форсунками, узлам системы остывания движку и т.д..
Назначение
Так, одним из более обычных и нужных устройств является датчик температуры охлаждающей воды (сокращенно – ДТОЖ). Его задачка заключается исключительно в том, чтоб вовремя информировать блок управления о лишнем повышении температуры. Дальше «мозг» автомобиля на базе «залитой» в него программки дает ту либо иную команду (например, на включение дополнительного вентилятора радиатора остывания).
Инструкция по снятию, замене и подключению ДТОЖ
Демонтаж контроллера ТОЖ
Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости своими руками? Перед тем, как заменить контроллер, нужно точно знать, где он расположен в вашем авто, для уточнения можно воспользоваться сервисной книжкой.
Процесс замены выглядит так:
- Откройте капот автомобиля и открутите крышку заливного отверстия бачка с антифризом.
- Затем под сливное отверстие хладагента нужно подставить емкость, а крышку отверстия нужно выкрутить.
- Отсоедините провод, который питает контроллер.
- Сам контроллер, в зависимости от конструктивных особенностей авто, может быть зафиксирован при помощи защелки, хомута, или закручен резьбой. Произведите демонтаж устройства.
- Далее, производится установка датчика температуры охлаждающей жидкости. Замененный девайс перед монтажом можно обработать герметиком, в частности, речь идет о соприкасающихся поверхностях.
- Залейте обратно антифриз.
Цена вопроса
Стоимость устройства определяется моделью авто, в котором оно будет использоваться, а также производителем. Регуляторы JP GROUP стоят около 200 рублей, от производителя BERU — в районе 350 рублей, от производителя Hella — примерно 700 рублей. Цены указаны средние, без учета модели авто.