Кросс с «автоматом»: как едет самая современная Lada


Свершилось — Lada наконец обзавелась современной автоматической трансмиссией. Теперь у кроссовера Xray Cross появилась версия с японским вариатором и новым 113-сильным мотором. Корреспондент «Известий» протестировал машину и выяснил, что принесла Lada новая трансмиссия, помимо плавного разгона.

Пробежал с Cross: «АвтоВАЗ» показал в Сочи мускулатуру

Как ползает новый «робот», нужен ли Xray Cross полный привод и какие у Lada спортивные достижения

В декабре прошлого года у «Известий» чуть было не получилось поездить на Lada Xray Cross с «роботом». Прототип неожиданно появился в Сочи — там было мероприятие для членов жюри премии «ТОП-5 Авто» — и также неожиданно исчез. Машину планировали поставить закрытой, но она по ошибке попала в число автомобилей для тест-драйва. Это создало интригу — инженеры «АвтоВАЗа» как раз доработали «робот», а разговоры о вариаторе еще не вышли из стадии слухов.

Вариации на тему

История пошла по бесступенчатому пути. Тем более что вариатор Jatco в паре со 113-сильным мотором 1,6 стал универсальным вариантом для автоматизации модельного ряда альянса Renautl-Nissan и «АвтоВАЗ». Он уже опробован на Renault Kaptur, а также на Logan и Sandero в варианте Stepway City. И теперь впервые появился на автомобиле марки Lada. Это только начало — после Xray Cross те же мотор и вариатор получит Lada Vesta, выпуск таких машин планируют начать через несколько месяцев. Так что первый тест вариаторной Lada интереснее вдвойне.

лада

Габариты Xray Cross — 4171×1810×1645 мм, колесная база— 2592 мм. С установкой вариатора внедорожная геометрия не поменялась. Дорожный просвет — 215 мм, угол въезда — 21 град, угол въезда — 24 град

Фото: LADA

Некоторые, услышав слово «вариатор», скажут: фи! В числе минусов они припомнят скучный разгон, чувствительность к перегреву, чистоте масла и рваной манере езды. Забавно, представители «АвтоВАЗа» называют вариатор исключительно «автоматом», что не противоречит правде, — это всё же одна из разновидностей автоматических трансмиссий, но в то же время демонстрирует осторожное отношение к настоящему названию.

Золотая пыль: зачем бестселлер переделали в кроссовер

Тест-драйв Lada Granta Cross, королевы падающего рынка

Вариаторы снова популярны. Сейчас их активно начала использовать Hyundai. Их конструкция становится всё более совершенной, хотя принцип неизменен — передаточное отношение меняется с помощью конусов шкивов, между которыми зажат клиновой ремень.

Чем отличаются робот (АМТ), вариатор и гидроавтомат

В ходе обсуждения различных типов трансмиссий в сети робот и вариатор (больше робот) часто называют ненастоящей автоматической трансмиссией, псевдо-АКПП и т.д. Позволим себе простыми словами внести ясность.

Автоматическая трансмиссия — это та, которая не требует от водителя выжимать сцепление и переключать скорости. Педали две, а не три, как у механики.

Коробка АМТ на «Лада Х-Рей»

Таким образом, все три типа являются автоматическими. Да, робот — это механическая КПП, которую снабдили ЭБУ и исполнительными механизмами, но после этого он стал автоматическим по своей основной функции ― освободить человека от приведения в действие сцепление и переключения передач. А техническое решение задачи автоматизации иное.

Классический гидроавтомат (именно его принято называть АКПП) передает крутящий момент и изменяет передаточное отношение с помощью гидротрансформатора и нескольких планетарных передач.

Вариатор тоже имеет гидротрансформатор, выполняющий функции сцепления. Коробка плавно, бесступенчато изменяет передаточное отношение при помощи механизма, работающего на трении. Как таковое, переключение передач отсутствует.

Роботизированная трансмиссия — это механическая КПП в сборе со сцеплением, оборудованная исполнительными механизмами переключения передач и выжима сцепления, а также электронным блоком управления (ЭБУ) и датчиками.

Самая лучшая Lada

В истории Lada это вообще самая современная автоматическая трансмиссия. До этого автомобили российской марки оснащались либо роботом АМТ с одним сцеплением, который, несмотря на доработки, так и не научился менять передачи плавно. Либо старым четырехступенчатым гидромеханическим «автоматом» — такой вариант по-прежнему используют на «Гранте».

Кстати, нет ничего удивительного в том, что Xray Cross первым получил новую трансмиссию. Это самый продвинутый автомобиль в модельном ряду Lada, хотя и построен на платформе B0 самых дешевых Renault, Sandero и Logan. В этом есть некая ирония, но к чести «АвтоВАЗа», простая тележка была значительно доработана, причем собственными силами. Колея стала шире, руль получил электроусилитель вместо гидроусилителя и регулировку по вылету, а сзади появились дисковые тормоза.

Фактически вместо приподнятой версии Xray «АвтоВАЗ» сделал новый автомобиль. Renault тоже решил модернизировать платформу B0, переименовав ее в Global Access, но пока даже новейший купе-кроссовер Arkana идет с задними барабанными тормозами.

На «копейку» сдачи: самая первая Lada против самой новой

Тест-драйв ВАЗ-2101 в компании Lada Vesta Cross

Вроде бы, как и у Альянса, вариатор на Икс Рей, да не такой

И, действительно, есть некоторые принципиальные отличия от вариаторов, используемых Альянсом, а именно в том, в Икс Рей ставят вариатор с двухступенчатым редукторным отсеком. Что позволяет, по мнению разработчиков, получить агрегат, во-первых, компактнее и, во-вторых, на 13 процентных пункта легче, чем у традиционных вариаторов семейства Jatco.

Эта конструкция якобы повышает тяговые способности авто. Однако о том, что вариатор не боится холодов, нагрузок, а тем более пробуксовок, сказать не осмелится, причем, как утвердительно, так и отрицательно ни один из оравы разработчиков, а тем более из более многочисленной банды экспертов.

В секундах и литрах

Вариатор Jatco здесь не совсем обычный — клиноременная передача состыкована с двухступенчатым «автоматом». Повышающая ступень позволяет экономить топливо на небольших скоростях, понижающая должна обеспечить динамичный разгон. Кроме того, конструкция вариатора не дает ремню оказаться у самого края или оси конуса, где он может проскользнуть. Это должно повысить долговечность узла.

От ярко-оранжевой машины ждешь эмоционального ускорения, но набор скорости не впечатляет. Голос мотора нельзя назвать спортивным, и поэтому он приглушен совершенно правильно. С места до «сотни» Xray Cross разгоняется за 12,3 секунды, столько же требуется обычному Xray с мотором 1,8 (122 л.с.) и «роботом». Разница — в качестве разгона, машина с вариатором ускоряется максимально плавно. Такое ощущение, что инженерам «АвтоВАЗа» надоели упреки недовольных дерганным «роботом», и они возвели плавность в абсолют.

лада

С места до «сотни» Xray Cross с вариатором разгоняется за 12,3 секунды. Максимальная скорость — 162 км/ч

Фото: LADA

Ларец спорта: тест-драйв самой быстрой Lada Vesta

Чего ожидать от спортивного флагмана из Тольятти

Нечувствительную педаль газа нужно прожимать медленно и плавно, чтобы добиться линейного отклика. Стоит ее отпустить, как обороты мотора стремительно падают, — этот автомобиль настроен не гонять, а экономить топливо.

Впрочем, вариатор всё равно уступает «роботу» в расходе, обычный Xray даже с более мощным 122-сильным мотором экономичнее: 6,8 против 7,1 л в среднем. Если судить по заявленным цифрам, бесступенчатая трансмиссия чуть прожорливее в городе и чуть экономичнее на трассе. Борткомпьютер нашей машины показывал расход 9,1 л, что вполне соответствует городским цифрам.

Конструктивные особенности автомата

Для того, чтобы более наглядно продемонстрировать конструктивные особенности АМТ приведем фото:

Авто трансмиссия Икс Рей обладает гидротрансформатором (на фото красной стрелкой обозначен ведущий шкив вариатора на валу, выходящем из недр гидротрансформатора, а ведомый шкив обозначен зеленой стрелкой). Вариатором и планетарной передачей, которая находится на валу ведомого шкива вариатора.

Планетарный механизм этого агрегата обеспечивает два режима движения вперед, и один режим – назад. Это конструктивное решение, во-первых, уменьшило габариты шкивов и, во-вторых, укоротило металлический ремень, а все это, как уже говорилось, в итоге облегчило вес трансмиссии.

Жертва режимов

Дороги Калининградской области в большинстве своем построены еще немцами. Узкая асфальтовая лента стиснута рядами могучих деревьев. Местные машины никуда не спешат, но движение плотное и на обгон нужно выходить быстро. Вот здесь плавная настройка вариатора мешает, между щелчком кнопки кикдауна под выжатой педалью газа и началом интенсивного разгона проходит много времени. Ручной режим с фиксированными передачами позволяет взбодрить трансмиссию, но Xray Cross, очевидно, не хватает спортрежима.

лада

Фото: LADA

Леди Икс: девушка из Тольятти похорошела и взбодрилась

Тест-драйв обновленной Lada Granta

У версии с «механикой» он есть в составе системы Ride Select вместе с двумя внедорожными режимами. Но у версии с вариатором шайбы выбора ездовых настроек нет. Почему? Представители «АвтоВАЗа» скажут, что у Xray Cross c «механикой» и «автоматом» разные покупатели. На самом деле причина в ограничении по крутящему моменту — вариатор рассчитан только на 160 Нм, а мотор 1,6 выдает 152 Нм. Система Ride Select слишком сильно нагружает трансмиссию, потому от нее было решено отказаться — ради долговечности вариатора. Кстати, по той же причине эту бесступенчатую трансмиссию нельзя подружить с мотором 1,8, тот выдает на пике 170 Нм. Хотя замечу, что Renault подружил вариатор с турбомоторам на Renault Arkana, так что в рамках одного альянса поставить на Xray другую трансмиссию не составит труда, был бы спрос.

С одной стороны, внедорожные режимы ездовой электроники — чувствительная потеря, учитывая, что у Xray Cross нет полного привода. С другой, современные кроссоверы больше времени проводят в городской толчее и нормальный «автомат» для них важнее повышенной проходимости.

Как ездить без ступеней

Впрочем, Xray Сross способен и на внедорожные подвиги — установка вариатора не сказалась на дорожном просвете, он здесь по-прежнему равен 215 мм. Настройки подвески позволяют брать препятствия ходом. Гидротрансформатор убережет бесступенчатую трансмиссию от рывков при движении по неровностям и поможет заехать на крутой подъем.

лада

Фото: LADA

«АвтоВАЗ» выпустил новую версию Lada Granta со спортивной подвеской

Так как японский мотор 1,6 алюминиевый и легкий, то Xray Сross с ним и вариатором получился ненамного тяжелее версии с российским двигателем 1,8 и «механикой». Так что настройки подвески не меняли, и она по-прежнему радует хорошей энергоемкостью.

Впрочем, на асфальте мне показалось, что руль не так четок в околонулевой зоне, как у машины с «механикой». Хотя с ростом скорости этот недостаток исчезает. А еще Xray Cross лишен уводов при разгоне, свойственных переднеприводным автомобилям — приводы колес здесь одинаковой длины.

Lada Xray Cross с вариатором прошла полный цикл южных, северных и горных тестов от Сибири до Кавказа. Минимальный пробег каждого из автомобилей составил 160 тыс. км, что в полтора раза больше, чем гарантийный пробег.

лада1

Легкосплавные 17-дюймовые диски доступны уже в базовой комплектации

Фото: LADA

лада1

Руль регулируется по вылету. Начиная с комплектации Luxe, он обшит кожей

Фото: LADA

лада1

Салон можно отделать оранжевыми вставками

Фото: LADA

лада1

Новая мультимедийная система поддерживает устройства на базе iOS и Android

Фото: LADA

лада1

Кнопкой на руле можно вызвать голосового помощника

Фото: LADA

лада1

Клавиша круиз-контроля расположена в непривычном месте, слева на панели

Фото: LADA

лада

Помимо подогрева руля и сидений, у Xray Cross есть подогрев лобового стекла

Фото: LADA

лада

USB-hозетка на заднем ряду всего одна

Фото: LADA

лада

Высоким пассажирам больше понравится задний ряд версии Cross — здесь ступни можно просунуть под передние кресла

Фото: LADA

лада

Со сложенными сиденьями объем багажника вырастает с 361 до 1514 литров. Складываемая спинка переднего пассажирского сиденья позволяет перевозить длинномеры

Фото: LADA

лада

Тот же мотор 1,6 ранее устанавливался на обычный Xray и развивал 110 л.с. По экономическим соображениям, его заменили на российский агрегат мощностью 106 л.с.

Фото: LADA

«АвтоВАЗ» выпустит Lada Vesta с вариатором

Представители «АвтоВАЗа» утверждают, что масло в вариаторе рассчитано на весь период эксплуатации. Обслуживание сводится к контролю уровня масла с помощью щупа. Хотя для Renault с той же трансмиссией рекомендуют менять масло каждые 70 тыс. В любом случае при бережном отношении срок службы вариатора сопоставим с классическим «автоматом».

Хруст японской булки: первый тест-драйв Lada Xray Cross с вариатором

Помнится, Lada Xray — ещё безо всякой приставки Cross — уже запускали в России с французским двигателем Н4М объёмом в 1,6 л. Агрегат оказался слишком дорогим: в начале 2016 года его ещё только собирали в Тольятти, локализация была неглубокой, и некоторые детали приходилось доставлять из-за границы самолётом. По признанию бессменного руководителя проекта Xray Олега Груненкова, «это было катастрофой». Со временем в Тольятти внедрили литьё головки и блока с последующей механической обработкой, начали изготавливать коленвал, попутно заместив импортных поставщиков по некоторым позициям комплектующих. В итоге агрегат не только стал конкурентоспособным по цене, но и позволил обойтись без лишних затрат при «автоматизации» Lada Xray Cross.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Вспомним, что блок современных тольяттинских двигателей — чугунный, и 1,8-литровый ВАЗ-21179 не исключение. Поэтому франко-японский силовой агрегат оказался тяжелее пары 1,8 + 5МТ всего лишь на 13 кг, притом что сам вариатор весит 71 кг. Это дало возможность инженерам обойтись на Lada Xray теми весьма существенными доработками по ходовой части, которые они провели при подготовке версии Cross, о чём мы подробно писали в материале, посвящённом первому тесту жигулёвской новинки.

Между тем именно наличие заимствованного силового агрегата моделей Renault и Nissan определяет невозможность переноса на прочие модификации Xray такого полезного узла, как промежуточная опора приводного вала правого переднего колеса, позволяющая установить на обе стороны одинаковые карданные валы с шарнирами равных угловых скоростей. Адаптировать конструкцию к обычным вазовским моторам никто не будет — дорого. С другой стороны, и покупатель Lada не требователен к управляемости или, скажем, к стабильности курса при экстренном торможении. Справедливости ради отметим, что на Xray разные длины валов оказывают меньшее влияние на способность машины сохранять прямолинейное движение при замедлении. А попробуйте ударно оттормозиться на «Гранте»: машину будет «возить» из стороны в сторону, и без коррекции траектории рулём водителю не обойтись. Система выхлопа, которая идёт к мотору Н4М, опять же не переносима на «родные» агрегаты, а ведь она даёт лучшие показатели по шуму и вибрациям.

Между тем сам вариатор, вне всякого сомнения, добавляет шумности в салон. По крайней мере низкий металлический звук от перемещения наборного ремня по шкивам весьма отчётливо слышен в салоне, и, чем интенсивнее разгон, тем выше его составляющая.

Комбинация вариатора с вазовскими моторами 21129 и 21179 не предусмотрена. Конструктивно для этого никаких препятствий нет, хотя момент 1,8-литрового мотора вариатор не переварит. С другой стороны, вариаторное исполнение Xray Cross не получит систему Ride Select, а проще говоря, шайбу с набором настроек режимов трансмиссии, которые нужнее именно на версии с «ручкой». Положа руку на сердце, от этого владельцу Xray Cross CVT лишь одно неудобство: кнопка отключения системы стабилизации находится не на шайбе, размещённой на центральной панели, а на тоннеле под ручником — помните, где у первого Logan размещались стеклоподъёмники? Так вот правая кнопка сейчас отдана под отключение ESP, а с левой стороны — просто заглушка. Это было решение альянса, равно как и применение CVT АвтоВАЗом на моделях В- и С-класса. В этом смысле уже точно ясно, что на грядущем компактном кроссовере Lada, над которым сейчас активно «думают» в Тольятти, будет именно CVT, а вот ближайшей новинкой с вариатором станет Vesta. Правда, если раньше её железно обещали представить журналистам до нового 2022 года, то сейчас говорят: «покажем в ближайшие несколько месяцев».

Напомним, что в вариаторе JF015E для исключения хода ремня в «пограничных» зонах — на кромке шкивов и на малом радиусе — имеется двухступенчатый планетарный редуктор, который при плавном разгоне переключается на повышенную ступень при скорости от 40 до 60 км/ч, но может и вернуться назад, если водитель решил продавить газ полностью, «до кнопки», а проще говоря, поиграть в кикдаун. Что касается гидротрансформатора, то он исключается из работы, то есть блокируется уже при скоростях 10–15 км/ч, но на бездорожье свою положительную роль сыграет. Итак, блокировка «бублика», переключение в планетарке при движении передним ходом и реверс: фрикционы будут исправно снабжать масло продуктами трения, однако поменять ATF в превентивном порядке не удастся — оно залито на весь гарантийный срок, так что придётся ждать до 100 000 км.

А что на бездорожье? Ведь Xray Cross вроде бы и покупают в том числе и для того, чтобы свободнее чувствовать себя вне асфальта… С одной стороны, наличие гидротрансформатора всегда плюс, колёса не сорвутся в пробуксовку. С другой, H4М всё-таки не просто слабее нашего 21179, и пик его момента (152 Нм против 170) приходится на 4 000 об/мин против 3 700 у тольяттинского агрегата.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Давайте посмотрим, что у нас на колесе. Оказывается, момент практически одинаковый. Как при ручной коробке с мотором 1,8, так и при вариаторе трансмиссия увеличивает его более чем в 15 раз, при этом в активе версии CVT остаётся ещё и гидротрансформатор, добавляющий своё передаточное число: при движении по буеракам с малыми скоростями «бублик» остаётся открытым. Это и покрывает разницу в тяговых возможностях двигателей, но все эти рассуждения — пока «на бумаге», в поля на автоматическом Xray Cross мы ещё не выезжали.

Вспомним, что даже на моторе 1,8 с увеличенным с 200 до 215 мм ведомым диском сцепления всё равно сохраняется опасность подпалить его в полях, так что «бублик» может оказаться полезным. С другой стороны, оба двигателя, особенно «француз», прямо скажем, не шибко подходят для приключений вне асфальта, но по раскисшей грунтовке и самой лёгкой «пересечёнке» проехать можно, главное не забывать переключаться в ручной режим и контролировать трансмиссию на первой запрограммированной ступени, соответствующей самому низкому передаточному числу, которое дают шкивы.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Ещё один очень интересный момент. При установке вариатора тольяттинцы сохранили дорожный просвет Xray Cross на уровне 215 мм, в то время как их коллеги из Renault отказались от установки CVT на версию Logan Stepway City: картер вариатора больше, чем у ручной коробки, и на «французе» он съедал несколько драгоценных миллиметров дорожного просвета из-за того, что подрамник приходится устанавливать ниже. На Xray таких проблем нет: вроде как ещё при разработке машины была предусмотрена возможность размещения под капотом этого японского «автомата». К слову, точки крепления силового агрегата на Xray Cross — такие же, как и на 1,8 5МТ, а вот сами опоры — другой конструкции. Опять же добавим, что, в отличие от многих «китайцев», Xray Cross с появлением вариатора не утратил возможности буксировки прицепа: допускается тащить «дополнительную» массу в 650 кг или в 800 кг в зависимости от наличия тормозов.

Lada Xray Cross AT

1.6 Н4М CVT JF015E

113 л. с. при 5500 об/мин, 152 Нм при 4000 об/мин

Вернёмся к особенностям вариатора в движении. Помимо шума, другой претензией стало затруднённое дозирование тяги в городских режимах: если двигатель сразу реагирует на изменение положения газа, то составные части шкивов вариатора меняют своё положение с задержкой, в итоге даже на скоростях 50–80 км/ч маневрировать в городском потоке затруднительно. Олег Груненков утверждает, что международная команда из российских, французских и японских инженеров, калибруя алгоритмы работы силового агрегата, сделала всё, чтобы настроить машину на комфортную езду. Это необходимо тем покупателям, для кого Xray Cross станет первым автомобилем, — ориентируются в первую очередь на них.

Может, в будущем на Xray Cross CVT имеет смысл добавить кнопку Sport? Вполне вероятно, это и произойдёт — мы знаем, что в Тольятти реагируют на замечания журналистов и владельцев. Не забудем, что рядом с кнопкой отключения ESP имеется «заглушка», которую можно использовать для этих целей. Между тем разница в возможностях дозирования тяги с парой 1,8 5МТ весьма ощутима, а на трассе становится ещё более заметной. Более того, для обгонов на шоссе разработчики АвтоВАЗа однозначно рекомендуют использовать ручной режим, и мы убедились, что тут без него никак нельзя.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

При всём при этом «настройщики» оставили машине хорошие возможности по торможению запрограммированными ступенями, коих в вариаторе шесть: переключение со второй на первую происходит при скорости 50 км/ч, и машина эффективно сбрасывает скорость. Между тем использовать ручной режим при наборе скорости смысла нет, хотя здесь электроника всё же быстрее достигает красной зоны в 6000 об/мин, в то время как в автоматическом режиме она может отбить на тысячу раньше — главное, чтобы педаль газа была прожата полностью. После достижения отсечки стрелка падает на 4500 об/мин и продолжает болтаться между этим значением и началом красной зоны в зависимости от положения газа. В ручном режиме при сбросе газа электроника чуть лучше держит средние обороты, в то время как в «автомате» они сразу падают на 2000 об/мин и, если водитель не газует, опускаются до холостых.

Короче говоря, по сумме потребительских показателей, отсутствию перспектив комбинации вариатора с мотором 1,8 и очевидной нацеленности «автоматической» версии на городскую девичью аудиторию мы остаёмся на прежней позиции: отечественный двигатель ВАЗ-21179, сопряжённый с французской ручной коробкой, пока остаётся лучшим и наиболее функциональным силовым агрегатом на Xray.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

К слову, в процессе теста, особенно при движении в городе, у меня возникло устойчивое чувство, что разработчики несколько перенастроили руль, попытавшись убрать природную «тяжесть» механизма. При этом по ощущениям близ нейтрального положения образовалась несколько размытая зона с совершенно невнятными реакциями. Тольяттинцы утверждают, что изменений по этой части не делали, однако совсем недавно у нас в редакции был на тесте Xray Cross с мотором 1,8, и тут память меня вряд ли подводит.

Lada Xray Cross AT

1.6 Н4М CVT JF015E

от 846 000 рублей

Напоследок уточним вопрос появления шестиступенчатой ручной коробки на Xray и других Ладах: её не будет. Дело в том, что семейство JR5 вообще не предусматривает наличия шестой ступени ни в каком виде и ни при каких модернизациях. Более «высокая» линейка TL4/TL8, которая идёт, скажем, на Duster, и дороговата, и в России, в отличие от той же JR5, не локализована. Что касается полноприводного Xray — повторяем в который раз: это вопрос закрытый. Два года назад тольяттинцы не только просчитывали экономику этого проекта, но даже провели компоновочные работы с муфтой от Duster: муфта на Xray встаёт, а вот экономика не сходится.

Опрос

Какая коробка лучше всего подходит для Lada Xray?

Ваш голос

Всего голосов:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]