Когда ставить зимнюю резину: по закону и по температуре

Добрый день, уважаемый читатель.

Каждый год с приближением холодов водители начинают задаваться вопросом, когда обувать зимнюю резину. В настоящее время ответ на данный вопрос частично регулируется нормативным правовым документом.

Соответствующий закон — Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств.

В этой статье речь пойдет о законодательно установленных сроках смены летней резины на зимнюю. Кроме того будет рассмотрен штраф за неправильное использование резины.

Приступим.

Как хранить колеса?

Держать шины нужно в прохладном, темном и сухом помещении с вентиляцией, избегая контакта с бензином и маслом.

Колёса в сборе лучше подвесить за диски или сложить горизонтально друг на друга, предварительно спустив их до 1 атм. Покрышкам без дисков место на стеллаже. Поставьте их вертикально бок о бок.

Правильное хранение поможет шинам оставаться в форме до следующего сезона.


Так надо хранить шины, снятые с дисков — вертикально. Шины на дисках подвешиваем, либо складываем стопкой друг на друга.

Так надо хранить шины, снятые с дисков — вертикально. Шины на дисках подвешиваем, либо складываем стопкой друг на друга.

Штраф за неправильное использование резины в 2021 году

В 2022 году Глава 12 КоАП не содержит ссылок на Технический регламент Таможенного союза. Т.е. штраф за отсутствие зимней резины наложен быть не может.

Однако проект подобного штрафа существует.

Тем не менее существует штраф за использование изношенной зимней резины — 500 рублей (или предупреждение).

Данный штраф может быть наложен на водителя, эксплуатирующего зимнюю резину (с маркировкой M+S и т.п.), у которой глубина протектора на самом изношенном месте составляет менее 4 мм. Отмечу, что штраф накладывается только при эксплуатации автомобиля на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии.

Подведем итоги данной статьи:

  • По закону менять резину на зимнюю можно с сентября по ноябрь.
  • На практике выбор конкретной даты для замены нужно делать с учетом погодных условий. Однако я не рекомендую менять резину позже 15 ноября — неофициального дня смены летней резины.
  • Штраф за использование летней или всесезонной резины в зимние месяцы в 2022 году не накладывается.

Схема перестановки колес при переобувке


Шины при переобувке лучше менять местами. Вот схема для разных автомобилей и типов шин.
Шины при переобувке лучше менять местами. Вот схема для разных автомобилей и типов шин.

  • Переобуваясь на шиномонтаже, не теряйте бдительность.
    Обратите внимание на правильность установки направленных и асимметричных шин. Проверьте все ли болты (гайки) прикручены и затянуты.
  • Следите за давлением в шинах.
    Во избежание неравномерного износа резины и ухудшения поведения автомобиля, хотя бы раз в месяц (а лучше каждые две недели) выставляйте рекомендуемое давление в покрышках «на холодную», поскольку в движении они нагреваются, что искажает результаты замеров.
  • Новым шинам нужна обкатка.
    Шипам она помогает окончательно «обосноваться» на своих местах — первую тысячу километров ездить нужно плавно. А фрикционкам — избавиться от «корочки» на поверхности протектора и смазки между ламелями. Потому «липучки» надо обкатывать активнее.
  • Водите аккуратнее, чтобы продлить жизнь шинам.
    Агрессивное вождение (особенно на асфальте) быстро изнашивает протектор, а также вызывает чрезмерную подвижность шипов и даже «выворачивает» их из отверстий. Это приводит к преждевременному ухудшению сцепления на скользких покрытиях.
  • Фото: depositphotos.com, Michelin, из открытых источников

    • Как обкатать шины-липучки? 3 совета от экспертов «За рулем»
    • Сколько можно проехать на спущенном колесе? Неожиданный ответ испытателя

    Когда переходить на зимнюю резину по закону?

    Рассмотрим пункт 5.5 Приложения 8 к техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»:

    5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

    В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.

    Отличный от указанного в абзаце первом настоящего пункта период может быть установлен законодательством государства — члена Евразийского экономического союза в связи с характерными для государств — членов Евразийского экономического союза климатическими и географическими факторами.

    Итак, что можно понять из данного пункта:

    1. В летние месяцы (июнь, июль, август) запрещается использовать только шипованные шины. Это требование относится ко всем транспортным средствам.
    2. В зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) разрешается использовать только зимние шины. Можно поставить на автомобиль как шипованные, так и неошипованные шины. Главное, чтобы они имели маркировку «М+S», «M&S» или «M S» и соответствующий рисунок (на картинке слева). Требование распространяется только на автомобили категории B (легковые M1 и грузовые N1). На прочие транспортные средства с 11 ноября 2022 года ограничение не действует.
    3. Сроки запрета эксплуатации могут быть только увеличены законодательной властью любого уровня (федеральной, региональной) и не могут быть уменьшены. Т.е. в Вашем регионе могут, например, запретить использовать шипованные шины с мая по сентябрь. При этом региональные власти не могут уменьшить срок запрета, т.е. с июня по август автомобили во всех регионах не должны использовать шипы.

    Таким образом существуют следующие промежутки использования автомобильной резины:

    • Летние шины (без маркировки М+S и т.п.) могут использоваться с марта по ноябрь.
    • Зимние ошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться с сентября по май.
    • Зимние неошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться круглый год.

    Рассмотрим таблицу с периодами возможного использования резины в течение года:

    ЛетниеЗимние ошипованныеЗимние неошипованные
    Зима (декабрь — февраль)++
    Весна (март — май)+++
    Лето (июнь — август)++
    Осень (сентябрь — ноябрь)+++

    Таким образом, если у Вас есть летняя резина (без маркировки) и зимняя ошипованная резина, то произвести замену Вы должны в течение осени, т.е. с сентября по ноябрь.

    Обратную замену резины следует выполнить в течение весны, т.е. с марта по май.

    Езда на “липучке” в летние месяцы года

    “Липучками” (фрикционными шинами) в среде автомобилистов называют зимние покрышки, не оборудованные шипами.

    В соответствии с Техрегламентом ТР ТС 018/2011, на такой резине можно ездить хоть круглый год. Ведь летом запрещены шины с шипами, а “липучка” их не имеет. Равно, как можно ездить и зимой, ведь она является зимней и имеет соответствующую маркировку (M S, M & S, M + S).

    Однако, как и всесезонные шины, “липучки” крайне не рекомендовано использовать в жаркое время года, в первую очередь – из-за “мягкости” состава резиновой смеси, применяемой при их изготовлении. В противном случае, возможны следующие последствия:

    • потеря управляемости;
    • увеличение тормозного пути;
    • ускорение износа покрышек;
    • повышение расхода топлива.

    Нюансы

    • если приехать на техосмотр на зимней ошипованной резине летом, то ничего не будет (так как в Приложении 1 к Постановлению № 1008 нет указаний о том, что шины проверяются на их соответствие сезону);
    • на какой именно срок допускается ставить “запаску”, неясно (представляется, что только в целях следования к месту постоянной стоянки и / или ремонта);
    • проект закона о штрафах за использование покрышек не по сезону все же был (№ 464241-6), но его так и не приняли (согласно нему, предлагалось внести в ст. 12.5. новую часть 3.2., по которой автомобилистов штрафовали бы на 2000 рублей за нарушение правил эксплуатации колес и шин).

    Источник

    Автомобильные шины: какие выбрать

    Водители со стажем дают рекомендации о необходимости иметь сразу три комплекта шин: зимнюю, летнюю и шипованную.

    В холодное время года температура воздуха обычно держится от -3°C до +5°C, в этом случае необходимо использовать зимнюю резину без шипов, а когда резко приходят холода, стоит переобуть зимнюю шипованную резину.

    • Но такой способ довольно затратный, поэтому не всем доступный. В таком случае нужно выбирать шипованную резину либо резину без шипов.
    • Не стоит забывать, что шины без шипов подходят для сухой и влажной трассы, а с шипами – для обледенелой трассы и той, что покрыло слоем снега.
    • У шипованной резины на любом асфальте тормозной путь на 7% длиннее, чем у нешипованной.

    Такие покрышки довольно дорого стоят, но по прошествии времени их цена должна начать падать, и тогда она станет доступна абсолютно любому автолюбителю.

    По градусу или по дате?

    На практике многие как раз ориентируются на объявления ГИБДД, рассказала «Известиями» мастер спорта международного класса по автоспорту Татьяна Елисеева. Она советует переобуваться при среднесуточной температуре воздуха +5 градусов. Для средней полосы это обычно середина октября.

    Гонщик и автор книг по секретам вождения автомобиля Михаил Горбачев рассказал «Известиям», что в Москве лучше всего переобувать автомобиль около 1 ноября, независимо от погоды.

    Вопрос шипом


    Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

    Эксперты дали советы по замене шин в условиях карантина

    «Утром асфальт очень холодный, может быть наледь, изморозь на разных виадуках, на мостах. Из-за того что на зимних шинах вы проездите на 2–3 недели больше по асфальту, ничего не изменится, износ будет минимальным. Но достаточно одного неожиданного выпадения снега, и вы становитесь действующим лицом драмы «День жестянщика», — поделился опытом Горбачев.

    Экс-пилот «Формулы 1» Сергей Сироткин советует отталкиваться не от конкретной даты, а от погоды. Не надо ждать, когда выпадет снег, считает он.

    «Когда температура опускается ниже 3–5 °C, летняя резина перестает работать — она, скажем так, деревенеет. Понятно, разные составы от разных производителей чуть по-разному себя проявляют, но тем не менее такая тенденция есть. Резина портится, когда деревенеет: в случае каких-то ударов возникают микротрещины. Поэтому, когда температура стабильно опускается ниже 5 градусов днем и до 0 ночами, то можно смело менять шины», — рассказал «Известиям» Сироткин.

    Эксперт «Авторевю» Олег Расстегаев считает, что переобуваться нужно тогда, когда в прогнозе погоды появляются отрицательные ночные температуры.

    Прошлись по шинному полю: пора ли автомобилистам менять резину

    Когда лучше отправляться в шиномонтаж и можно ли снять наклейку «Шипы»

    Езда в летний период на резине, оборудованной шипами

    В п. 5.5. Приложения 8 к Техрегламенту ТР ТС 018/2011 четко указано – нельзя управлять машиной летом (июнь, июль, август), на которой установлена резина, имеющая шипы противоскольжения.

    Получается, что такие покрышки допускается эксплуатировать 9 месяцев в году – всю осень, зиму и весну. Крайний срок, отведенный автомобилистам для того, чтобы убрать зимние ошипованные колеса с машины в 2021-м году – это 31 мая.

    Тем не менее, указанной даты ждать не стоит. Рекомендуется производить смену шин с шипами на летнюю, “всесезонку” или “липучку” тогда, когда среднесуточная температура в течение нескольких дней будет составлять от плюс 5 до 7 градусов по Цельсию и только после полного схода обледенелого и заснеженного покрытия с автомобильных дорог.

    Но есть требования к любым видам резины

    И именно они уже прописаны прямо и чётко в Правилах дорожного движения, конкретно, в Перечне условий, при которых запрещена эксплуатация автомобиля. В этом приложении есть целый раздел, содержащий список неисправностей, при которых вы не можете ездить на машине по дорогам общего пользования.

    Износ

    Для летней и зимней резины применяются разные уровни возможного износа, при которых нельзя ездить.

    Для «лета» нельзя ездить на покрышках у которых глубина протектора:

    • менее 0,8 мм для мотоциклов, скутеров и мопедов,
    • менее 1 мм для грузовиков более 3,5 тонн и прицепов к ним,
    • менее 1,6 мм для легковых авто и грузовых менее 3,5 тонн и прицепов к ним,
    • менее 2 мм для всех видов автобусов (с числом мест более 8).

    А вот для зимы нет разделения по категориям автомобилей – допустимый износ для них единый – не менее 4 мм, и здесь уже не имеет значения, есть ли у вас шипы. Поэтому, если износ зимних шин менее 4 мм, то их нужно поменять на летние, если, конечно же, летние покрышки у вас соответствуют ПДД по износу.

    Повреждения

    Также запрещается управлять автомобилем, на шинах которого есть эксплуатационные дефекты, включая следующие:

    • рваные повреждения и порезы (в том числе боковые), если виден корд резины,
    • отслоения в области протектора,
    • отслоения на бочине,
    • пробитые покрышки.

    Разные шины

    Нельзя ездить на колёсах и при следующих случаях, когда резина на них разная на одной оси (спереди или сзади слева одна, справа другая):

    • по размеру (радиус, ширина и высота профиля),
    • по конструкции (радиальная и диагональная),
    • одна с камерой, другая – бескамерная,
    • различающихся моделей,
    • по протектору.

    Также важно знать, что запрещается использовать колёса с разной резиной по наличию шипов: если все неошипованные и хотя бы одно с шипами, и наоборот.

    Несоответствие автомобилю

    И последний запрет – это если покрышки не соответствуют машине по нагрузке или по размеру.

    Как будет инспектор определять размер колёс? Всё очень просто. Если вы, к примеру, на Ладу Гранту установите колёса 16 радиуса, то инспектор может выписать штраф по части 1 статьи 12.5 КоАП 500 рублей, так как конструкцией модели не предусмотрены такие размеры резины.

    Аналогично и с нагрузкой. Таблица соответствия индекса нагрузки массе автомобиля содержится в таблице 5.2 регламента.

    Таким образом, если у вас стоят зимние шины, хотя бы один из параметров у которых не соответствует ПДД, то вам нужно переходить на летнюю резину по закону, если последняя достаточно новая и одинаковая настолько, чтобы удовлетворять всем вышеперечисленным условиям. Иначе остаётся только покупать новые шины.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]