Ответственный автовладелец всегда заботится о том, чтобы на его машине присутствовала надёжная сигнализация. Но понятие надёжности во многом условное – даже банковские сейфы не защищены от взлома.
Другое дело, что угонщик всегда предпочтёт автомобиль без защиты, так что целесообразность установки автосигнализации вполне обоснована.
Но, к сожалению, даже без вмешательства злоумышленников современные электронные охранные системы могут давать сбои. Последствия могут быть разными – непроизвольное срабатывание звуковой сигнализации, отказ от активизации системы. А самый неприятный вариант – блокировка легального (с помощью метки, брелка, другого средства) снятия с охраны. Или, что ещё хуже, невозможность запуска мотора. Именно о последнем случае мы сегодня и поговорим.
Что такое блокировка мотора автосигнализацией
Абсолютное большинство противоугонных сигнализаций в числе многочисленных охранных функций содержит и возможность блокировки двигателя. Как правило, за это отвечает штатный иммобилайзер, задача которого – опознать настоящего владельца транспортного средства и в случае успеха разблокировать силовой агрегат. Но такой же функцией оснащают и покупные сигнализации, устанавливаемые в автомобиль в дополнение к штатным средствам или при их отсутствии.
Согласно статистике, свыше 50% случаев отказа в запуске мотора связано с теми или иными неисправностями автомобильной сигнализации. Стоит отметить, что сложность осуществления разблокировки двигателя в подобных случаях на порядок проще, чем при наличии сложных комплексных противоугонных систем. Так что если у вас установлена обычная сигнализация, шансы на самостоятельную разблокировку силового агрегата достаточно высоки. Разумеется, если хорошо представлять себе, как работает конкретная реализация системы и что следует предпринять для устранения неисправности.
В любом случае противоугонные системы, штатные или установленные после покупки, работают под управлением микропрограмм и являются частью электрооборудования машины. Причины их неисправности редко бывают из-за механических поломок: гораздо чаще сбоит электроника, причём такие сбои могут быть единичными или частыми, практически постоянными. До последних случаев желательно не доводить, поскольку, чем раньше обнаружится проблема, тем проще будет её диагностировать и исправить. Нужно также понимать, что серьёзность неисправности никак не будет коррелировать с конкретной маркой/моделью ТС – всё будет зависеть от того, насколько сложна реализация противоугонной системы.
Может ли блокировать запуск двигателя случайная активация функций сигнализации? Безусловно, поэтому в первую очередь следует проверить состояние брелка на предмет наличия нетипичных пиктограмм или надписей. При наличии световой сигнализации (контрольной лампочки СИД) следует обратить внимание на её поведение. Так, частое мигание будет свидетельствовать о том, что активирован противоугонный режим иммобилайзера.
Рассмотрим способы диагностики автосигнализации StarLine, если при включении зажигания стартер не запускается, сигнальная лампа начинает часто мигать и одновременно на брелке появляется надпись immo:
- нужно попробовать вытянуть ключ из ЗЗ и затем нажать на брелке клавишу открытия ЦЗ;
- второй вариант – выйти из авто, последовательно включить и выключить охранную функцию и после этого пробовать заводить мотор.
Оба действия направлены на то, чтобы убедиться в работоспособности охранного комплекса в штатном режиме. Каждый третий случай блокировки происходит по причине ненамеренного вмешательства в программные настройки. Если имеются подозрения по этому поводу, следует последовательно отключать все дополнительные режимы.
StarLine характеризуется наличием функции двухкомпонентного снятия блокировок, причём включение данного режима часто происходит случайно. Разблокировать сигнализацию машины в таких случаях можно, удерживая несколько секунд нажатой кнопку 3 до момента издания двух звуковых сигналов в виде двух коротких писков. Затем нужно еще раз нажать тройку (коротко) и единицу (долго). Как видим, алгоритм достаточно сложный, и на других противоугонных системах оно может быть реализован совершенно по-другому.
Отключение блокировок при помощи сервисной кнопки в салоне
В том случае, если признаки непреднамеренной активации блокировок отсутствуют, можно попытаться разблокировать двигатель при помощи сервисного режима. Такой режим имеет название Valet и служит для перевода системы в сервисный режим. Для активации необходимо вставить ключ в , включить зажигание и далее выключить его.
После этого нужно удерживать кнопку включения сервисного режима около 10-20 сек. Результатом станет уведомление при помощи специального короткого сигнала, после чего сигнальная лампа (световой индикатор, СИД) будет гореть постоянно. Данный способ означает отключение всех функций охраны, что также может означать снятие блокировок с двигателя. Добавим, что после устранения проблемы необходимо снова активировать охранные функции сигнализации.
Основные причины блокировки мотора сигнализацией
Для тех автолюбителей, которые неплохо разбираются в электрической части, задача определения причин сбоя существенно упрощается.
Самыми вероятными причинами сбоев охранной сигнализации являются:
- перегоревшие плавкие предохранители, обеспечивающие питание автосигнализации. Эту проверку нужно выполнить в первую очередь;
- ещё чаще проблемы возникают из-за разрядившейся АКБ. Обычно аккумулятор ещё подаёт признаки жизни (звуковой сигнал работает, фары загораются), но этого оказывается недостаточно для нормального функционирования охранной системы. Определить это несложно – если при повороте ключа раздаётся характерный треск, свидетельствующий о работе втягивающего реле, то причина именно в батарее;
- если в состав автосигнализации входит температурный датчик, он тоже нередко становится причиной блокировки силового агрегата. Чтобы проверить, не он ли виновен в проблеме, достаточно отсоединить сенсор, крепящийся обычно под капотом;
- виновниками неправильного срабатывания сигнализации могут быть концевики на капоте или крышке багажного отделения. При их недостаточной изоляции они в сырую погоду быстро окисляются. В любом случае это проявление непрофессионализма установщиков.
Особенности автозапуска двигателя
Различные типы и модели двигателей при подключении автостарта ведут себя по-разному, что необходимо учитывать при установке, подключении и настройке системы.
Зависимость от температуры
Зимой двигатель автомобиля с трудомзапускается, особенно на дизельных двигателях. Неисправности автозапуска могут быть вызваны повреждением проводки или окислением контактов системы охранной сигнализации, что снижает уровень напряжения в цепях. Кроме того, могут быть повреждены контакты в системе зажигания, разрядиться аккумулятор или выйти из строя модуль обхода замка зажигания.
Проверьте зажигание и запуск двигателя с помощью ключа: Если двигатель запускается сразу же, значит, автозапуск не состоялся из-за системы охранной сигнализации.
Зависимость от типа КПП (механическая коробка)
Если автозапуск не работает на автомобилях с механической коробкой передач, попробуйте установить для программы нейтральный режим. При включенном зажигании и стояночном тормозе включите нейтраль, нажмите первую кнопку на пульте дистанционного управления на 3 секунды, дождитесь одиночного звукового сигнала от устройства, затем быстро:
- выключите зажигание и выньте ключ из замка (двигатель должен продолжать работать);
- выйдите из машины и закройте дверь (двигатель должен остановиться сам, а сигнализация сработает при активации).
Если после этих манипуляций автостарт все равно не работает, то либо сигнализация не фиксирует работу дверных замков (система установлена неправильно и требует переустановки), либо не работают концевые выключатели на дверях (их необходимо переустановить).
Отказ автозапуска с тройной вспышкой сигналки
Если автомобиль не запускается автоматически и фары мигают три раза, в электрических цепях наблюдается падение напряжения. Это может быть связано с неисправной / разряженной батареей, окислением клемм или неправильным размером провода в жгуте.
Подводя итоги, следует сказать, что система автозапуска — удобная и полезная опция для автомобиля, которая облегчает быстрый запуск и дистанционное управление запуском двигателя автомобиля. Однако блок автозапуска может выйти из строя или выйти из строя, что приведет к серьезным проблемам.
Чтобы избежать отказа системы автозапуска, противоугонного устройства и других важных функций автомобиля, вы должны внимательно следить за этими ключевыми особенностями вашего автомобиля, своевременными осмотрами, качественной противоугонной системой, контролем заряда аккумулятора и т.д. правильная и надежная разводка и контроль датчиков. И при первых признаках поломки немедленно обращайтесь в сервисный центр!
Что делать, когда мотор не заводится из-за сигнализации
Невозможность запустить двигатель – не обязательно следствие сбоев в работе автосигнализации. Так что первое, что необходимо выяснить в таких случаях – не связана ли проблема с другими неисправностями. Самый надёжный способ осуществления такой проверки – диагностика силового агрегата.
Не исключено, что блокировка мотора напрямую связана с работой штатного иммобилайзера. В некоторых моделях BMW он имеет режим блокировки стартера. На других марках иммобилайзер может реализовать эту функцию, например, блокировкой подачи горючего – в этом случае стартер будет щёлкать, или воздействовать на зажигание.
Не следует забывать, что работу двигателя обеспечивает множество систем, агрегатов и узлов, и любой из них может привести к невозможности его запуска. Так что компьютерная диагностика – самый информативный способ поиска неисправностей.
Симптомы, указывающие на то, что в блокировке мотора повинна автосигнализация:
- контрольная лампочка мигает в нештатном (нехарактерном) режиме;
- после снятия ТС с охраны на дисплее брелка появляется сообщение о блокировке замка;
- при попытке завести двигатель срабатывает звуковая и световая сигнализация,
- ЦЗ не реагирует на нажатие брелка (если таковых несколько, нужно проверить работу всех).
Один из кардинальных и наиболее действенных способов вернуть сигнализацию к жизни – возврат к заводским установкам. У разных систем это осуществляется по-своему, но в любом случае описание такого сброса имеется в руководстве пользователя. Если таковое отсутствует – всегда можно отыскать инструкцию в электронном виде в интернете. Ещё один возможный способ – сформировать запрос на возврат автосигнализации к заводским параметрам.
В том случае, когда головной блок охранной системы на манипуляции с брелком не реагирует, вернуть настройки в исходные можно посредством нажатия кнопки Valet – обычно она устанавливается слева в районе колена водителя, но могут быть и другие варианты, о которых вы должны знать. Если её местоположение вам известно, активировать снятие с охраны нужно по следующему алгоритму:
- включить зажигание;
- через несколько секунд выключить;
- трижды коротко нажать на нашу потайную кнопку.
Вполне возможно, что если установленная в вашем автомобиле сигнализация блокирует двигатель, снять блокировку посредством потайной кнопки нужно другим способом, например, вводом на брелке PIN-кода.
Причины блокировки запуска силового агрегата могут быть довольно экзотическими. Например, если ваша охранная система ориентирована на работу с использованием спутников (такой вариант можно встретить на авто класса элит), то блокировка может произойти из-за того, что вы вовремя не пополнили счет, и услуга был отключена. Если вы приобрели такое авто на вторичном рынке, то можете даже не догадываться, что у вас стоит спутниковая охранная система.
Мы описали типичные программные способы устранения проблемы. Если они не помогли, переходим к следующему пункту.
Нарушение контроля температуры
Одной из серьезных причин отсутствия автоматического пуска в холодную погоду или в зимний мороз является выход из строя термочувствительной системы при правильном подключении терморегулятора. Это может быть связано с:
- датчик температуры поврежден из-за естественного износа (замените);
- неправильно установлен датчик (необходимо переустановить в соответствии с рекомендациями производителя);
- Запуск двигателя не был настроен в соответствии с температурой, указанной на дисплее коммуникатора.
Каждая из вышеупомянутых причин может быть обнаружена и устранена самим водителем, если диагностика проводится правильно и последовательно.
Технические средства разблокирования запуска мотора
Итак, что делать, если сигнализация блокирует запуск двигателя, а все вышеперечисленные способы не сработали, или оказались недоступны?
Перечислим технически способы реализации блокировки силового агрегата:
- по CAN-шине посредством специального программирования соответствующих режимов;
- через стартер (отключение реле-прерывателя, входящего в состав цепи втягивающего реле);
- блокируя работу топливного насоса;
- через цепи питания системы впрыска (блокируя работу форсунок или инжектора в целом).
Принцип работы
Блокировка запуска двигателя сигнализацией возникает, если противоугонный комплекс оснащен иммобилайзером. Часто не заводится машина и при наличии двухканальной охранной системы. Принцип работы блокировщика заключается в размыкании электроцепи или подачи тока на элементы, которые могут влиять на запуск мотора. Двигатель не заводится или перестает работать через некоторое время. Иммобилайзер препятствует совершению преступных действий, связанных с разъединением проводов или разборкой противоугонных систем.
Если сигнализация фиксирует попытку взлома, она блокирует все доступные узлы автомобиля. Иммобилайзеры активируются автоматически.
Полезные советы
Устанавливая автосигнализацию, всегда нужно учитывать возможность возникновения нестандартных ситуаций.
Чтобы минимизировать последствия блокировки силового агрегата, нужно выполнить следующие мероприятия:
- Всем, кто обладает возможностью пользоваться вашей машиной, следует сообщить коды и алгоритм действий по снятию авто с охраны;
- при покупке б/у авто обязательно спросите продавца о месте установки потайной кнопки;
- если вы решили продать машину, аналогичным образом сообщите покупателю эти же сведения, а также адрес и наименование автосервиса, на котором устанавливалась охранная система;
- не доверяйте важную информацию, касающуюся функционирования автосигнализации, смартфону. Она должна быть зафиксирована и на твёрдом носителе;
- не проверяйте предохранители, если автомобиль находится вдалеке от населённого пункта – вы рискуете вывести из строя охранный комплекс;
- первый симптом севшей батарейки брелока – уменьшение радиуса действия. Не ждите, пока сигнализация начнёт сбоить, немедленно замените элемент питания;
- не допускайте попадания влаги в левую стойку машины (например, при попадании листьев в водоотвод) – в этом случае велика вероятность, что вода проникнет в головной блок сигнализации и выведет его из строя.
Если следовать этим рекомендациям, неприятных ситуаций можно избежать, а если нештатная ситуация всё же случилась, решить проблему самостоятельно. В противном случае единственный выход – транспортировка авто к установщику.
Машина StarLine заводится сама по себе
Некоторые владельцы автосигнализации Starline B9 жалуются, что сигнализация срабатывает не в то время, при неправильной температуре и т.д. В связи с этим необходимо соблюдать несколько процедур:
- Помните, не меняли ли в последнее время батарею в пульте дистанционного управления или в машине. Благодаря второму пункту, настройки программы могут быть сдвинуты к настройкам по умолчанию, поэтому автомобиль может начинать с -3 градуса с приблизительным -17 градусом, например;
- а после замены батареек время на пульте дистанционного управления сокращается. Это означает, что автомобиль автоматически заводится в неподходящее время, когда это необходимо. Вы должны настроить правильные параметры для этой функции;
- Следует проанализировать расположение датчика температуры, его исправность и правильность подключения. Желательно расположить на головке блока цилиндров и близко к двигателю. Также, нажав несколько раз четвертую кнопку, можно увидеть текущее значение параметра. Если туда иногда вписываются прочерки, значит, отключено электричество или необходимо заменить сам датчик температуры.
В некоторых случаях проблему можно решить самостоятельно, но если причина поломки глубокая, желательно обратиться в сервисный центр, где профессиональные установщики выяснят и наладят правильную работу автомобильной сигнализации.
Отключение противоугонной системы без брелка
Иногда бывают случаи потери брелка управления охранной системы старлайн или его полная неисправность. Тогда необходимо отключить сигнализацию ручными способами, а именно:
- Кодированное снятие с защиты.
- Обычное аварийное снятие.
Для применения этих способов необходимо точно знать местонахождения секретной кнопки Valet (переключение автомобиля в сервисное состояние). Эта кнопка чаще всего размещается возле рычагов управления, в районе предохранительного блока, за бардачком, возле руля или под панелью машины.