Ремонт рабочего цилиндра и регулировка привода сцепления ВАЗ 2107 своими руками

Проблемы со сцеплением могут доставить серьёзные неприятности владельцам автомобилей с механической коробкой переключения передач. Не является исключением и ВАЗ 2107. Однако большинство неисправностей можно довольно просто устранить своими руками.

  • Рабочий цилиндр сцепления ВАЗ 2107
    Устройство РЦС
  • Расположение РЦС
  • Признаки неисправности РЦС
  • Основные неисправности РЦС
  • Ремонтный комплект для РЦС
  • Ремонт рабочего цилиндра сцепления
      Демонтаж РЦС
  • Разборка и замена неисправных деталей РЦС

    Видео: ремонт рабочего цилиндра сцепления ВАЗ 2107

  • Прокачка гидропривода сцепления
  • Настройка привода сцепления
  • Шланг рабочего цилиндра
  • Устройство и принцип действия сцепления ВАЗ 2107

    ВАЗ 2107 оборудован однодисковым сцеплением сухого типа с гидравлическим приводом. В конструкцию привода входят:

    • бачок с пробкой и встроенным успокоителем жидкости;
    • подвесная педаль с толкателем;
    • главный и рабочий цилиндры;
    • металлический трубопровод;
    • соединяющий трубопровод и рабочий цилиндр шланг.

    При нажатии педали, усилие через толкатель передаётся на поршень главного цилиндра сцепления (ГЦС). ГЦС заполнен тормозной жидкостью, поступающей из бачка гидропривода. Поршень выталкивает рабочую жидкость, и она под давлением через трубопровод и резиновый шланг поступает в рабочий цилиндр сцепления (РЦС). В РЦС давление увеличивается, и жидкость выталкивает из устройства шток, который, в свою очередь, приводит в действие вилку сцепления. Вилка, в свою очередь, перемещает выжимной подшипник, выводя из зацепления нажимной и ведомый диски.


    Сцепление ВАЗ 2107 имеет однодисковую сухую конструкцию с гидравлическим приводом

    О причинах неисправности манжет и способах их устранения

    Среди причин могут быть утечки рабочей жидкости из-за разгерметизации, загрязнения в гидравлической системе, завоздушнивание, потеря эксплуатационных характеристик рабочей жидкости. Если наблюдаются подобные проблемы и они связаны с тормозной жидкостью, то все решается заменой и прокачкой.

    Более сложными в плане решения являются неисправности, связанные с нарушением герметичности. Зачастую разгерметизация происходит по причине износа уплотнителей. В первую очередь необходимо проверить, есть ли течь.

    Рабочий цилиндр сцепления ВАЗ 2107

    РЦС является конечным звеном гидропривода сцепления. Его более частый по сравнению с другими узлами механизма выход из строя связан с повышенными нагрузками, возникающими в результате высокого давления жидкости.


    Рабочий цилиндр подвергается постоянным нагрузкам и чаще других элементов механизма сцепления выходит из строя

    О замене главного цилиндра сцепления ВАЗ 2106: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/stseplenie/glavnyy-cilindr-scepleniya-vaz-2106.html

    Устройство РЦС

    Рабочий цилиндр ВАЗ 2107 состоит из:

    • корпуса;
    • поршня;
    • штока (толкателя);
    • пружины;
    • защитного колпачка (чехла);
    • двух манжет (уплотнительных колец);
    • клапана для стравливания воздуха;
    • стопорного кольца с шайбой.


      Рабочий цинлиндр сцепления имеет довольно простое устройство

    Расположение РЦС

    В отличие от ГЦС, который расположен в салоне ВАЗ 2107, рабочий цилиндр находится на корпусе картера сцепления и прикручен к нижней части «колокола» двумя болтами. Добраться до него можно только снизу, предварительно сняв защиту двигателя (при её наличии). Поэтому все работы проводятся на смотровой яме или эстакаде.


    Рабочий цилиндр прикреплён к нижней части картера сцепления

    Ознакомьтесь с возможностями тюнинга двигателя: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/tyuning/tyuning-dvigatelya-vaz-2107.html

    Признаки неисправности РЦС

    Выход РЦС из строя сопровождается следующими симптомами:

    • непривычно мягкий ход педали сцепления;
    • периодические или постоянные провалы педали сцепления;
    • резкое снижение уровня рабочей жидкости в бачке;
    • появление следов жидкости под автомобилем в районе коробки переключения скоростей;
    • трудности при переключении скоростей, сопровождающиеся хрустом (скрежетом) в КПП.

    Эти признаки могут быть следствием и других неисправностей (всего механизма сцепления, ГЦС, коробки переключения скоростей и пр.). Поэтому перед началом работ по замене или ремонту РЦС нужно убедиться, что «виноват» именно он. Для этого его следует внимательно осмотреть. Если на корпусе цилиндра, на его штоке или шланге обнаружатся следы рабочей жидкости , можно начинать демонтаж РЦС.


    Одним из признаков неисправности рабочего цилиндра являются следы от подтёков рабочей жидкости на его корпусе

    Основные неисправности РЦС

    Основная часть РЦС изготовлена из прочной стали, поэтому полностью его меняют лишь при серьёзных механических повреждениях. В остальных случаях можно ограничиться ремонтом. Наиболее часто цилиндра выходит из строя из-за износа уплотнительных колец поршня, защитного чехла, неисправностей клапана выпуска воздуха и повреждением шланга, соединяющего цилиндр и трубопровод.

    Ремонтный комплект для РЦС

    Любую вышедшую из строя деталь можно приобрести отдельно. Однако при замене манжет целесообразнее купить ремонтный комплект, включающий три резиновых уплотнителя и защитный чехол. Для классических моделей ВАЗ ремкомплекты выпускаются под следующими каталожными номерами:

    • 2101–1602516;
    • 2101–1605033;
    • 2101–1602516.


      В ремкомплект для рабочего цилиндра сцепления ВАЗ 2107 входят защитный чехол и три манжеты

    Стоимость такого набора составляет порядка 50 руб.

    Как проверить свободный ход педали

    Свободный ход сцепления – промежуток движения педали с момента нажатия до момента срабатывания. Можно заметить, что при нажатии на сцепление, сначала не происходит должного сопротивления, и где-то на середине хода появляется усиление жесткости.

    Если транспортное средство трогается сразу при касании на педаль, то лучше произвести регулировку в срочном порядке, поскольку свободный ход полностью отсутствует. В обратном случае – педаль может быть выжата в пол, а автомобиль не трогается с места.

    Свободный ход обязателен для всех ручных КПП, поскольку он обозначает зазор меду вилкой, подшипником и рычагами дисков и исключает постоянный контакт подшипника с другими элементами механизма. Важно следить за размером свободного хода, поскольку если он будет излишне большим – полного нажатия не хватит, чтобы передать достаточное усилие для выжима ведущего диска.

    Отдельной причиной для проверки свободного хода является шум и рывки при взаимодействии со сцеплением. Произвести замер подобного показателя можно самостоятельно линейкой.

    Необходимо замерить перпендикулярное расстояние от пола до нажимной накладки. Далее при аккуратном нажатии на педаль стоит отмерить ход до первого появления сопротивления. Результат необходимо сверить с данными в руководстве по эксплуатации автомобиля.

    Общая средняя норма хода сцепления для автомобиля – 160 мм. Профилактику и регулировку рекомендовано проводить каждые 20 тысяч км пробега.

    Ремонт рабочего цилиндра сцепления

    Для ремонта РЦС нужно снять с автомобиля. Для этого потребуются:

    • круглогубцы или пассатижи;
    • гаечные ключи на 13 и 17;
    • ёмкость для слива жидкости;
    • чистая суха тряпка.

    Демонтаж РЦС

    Демонтаж РЦС осуществляется в следующем порядке:

    1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду.
    2. Из смотровой ямы ключом на 17 откручиваем наконечник соединения шланга гидропривода и рабочего цилиндра.
      Наконечник шланга гидропривода откручивается ключом на 17
    3. Под конец шланга подставляем ёмкость и собираем вытекающую из него жидкость.
    4. Пассатижами отсоединяем стяжную пружину от вилки сцепления и снимаем её.
      Стяжная пружина снимается пассатижами
    5. Пассатижами вытаскиваем из штока цилиндра шплинт.
      Шплинт из штока цилиндра вытаскивается пассатижами
    6. Ключом на 13 откручиваем два болта крепления РЦС к картеру.
      Рабочий цилиндр сцепления прикручен к картеру двумя болтами
    7. Отсоединяем скобу пружины и снимаем её.
      Скоба стяжной пружины крепится на тех же болтах, что и цилиндр
    8. Выводим шток рабочего цилиндра из зацепления с вилкой.
      Шток рабочего цилиндра соединен с вилкой
    9. Снимаем цилиндр и тряпкой удаляем с него следы рабочей жидкости и загрязнения.

    Что далее?

    Для прокачки откручивают крышку расширительного бачка. Далее в шприц набирают жидкость и выгоняют из нее воздух. Шланг одним концом подсоединяют к клапану, вторым — к шприцу. Откручивая клапан ключом, давят на шприц и вводят жидкость. Далее, не снимая шланга, клапан закручивают так, чтобы в него не попал воздух. После этого нужно сесть в кабину и создать давление в системе. Для этого несколько раз нажимаем на педаль сцепления (но не меньше пяти-шести). Затем идем под капот и плавно откручиваем клапан.

    Если шланг прозрачный, вы увидите, как из него выходит завоздушенная жидкость. При этом уровень ее в расширительном бачке будет падать. Нужно поддерживать его. Поэтому заливают снова новую тормозную жидкость до максимальной отметки. Далее процедуру повторяют еще раз. Опять садятся в кабину и создают давление в системе сцепления, нажимая несколько раз на педаль. Затем клапан откручивают и смотрят на состояние жидкости. Пузырей должно быть меньше. Процедуру повторяют до тех пор, пока воздух полностью не удалится из системы (вот почему так важно использовать прозрачный шланг).

    Чем руководствоваться при выборе

    Почти каждый автоконцерн создает рабочие цилиндры исключительно под свои автомобили. Сравнив цилиндры от Ssang Yong и Nissan можно заметить, что они имеют различные формы, по-разному крепятся, а на первый и вовсе вмонтирован выжимной подшипник. Также они наверняка имеют различные длины штока и подключения к приводу. Так что правильно выбрать рабочий цилиндр вы можете тремя способами:

    • VIN-код авто
      . Обратитесь в магазин и при подборе руководствуйтесь кодом транспорта. Так вы найдете и оригинальный цилиндр, и повторяющие его аналоги. Вероятность ошибиться нулевая;
    • Данные авто
      . В их перечень входят кузов, марка, данные о двигателе, год выпуск. Особенно важен год выпуска. Даже в одной линейке автомобилей у выпущенных в разные годы могут быть разные РЦС;
    • Код старой детали
      . Все очень просто: узнайте код уже установленного рабочего цилиндра и подберите такой же. Не исключено также, что так вы сможете найти листы совместимости рабочих цилиндров, где будет код уже имеющейся детали и идентичные ей аналоги.

    В целом, выбор сложности представлять не будет. Однако, вы не должны забывать: даже похожие внешние запчасти могут иметь разную «начинку». Соберите максимум информации, а лучше ищите сразу по VIN-коду – не ошибетесь.

    Экскурс по брендам

    Лучшим вариантом будет OEM-запчасть. Она полностью соответствует всем требованиям к качеству. Прослужит очень долго, устанавливается без проблем. Правда, стоит немалых денег.

    Если ваш бюджет ограничен, берите аналог. Лучшие выпускают следующие фирмы: LUK , Sachs , TWR (Германия). От оригиналов отличаются не очень сильно. Стоят при этом значительно меньше. Если рабочий цилиндр этих фирм выбрать и затем установить правильно, отъездит он не меньше 150 тысяч километров.

    Недорогие аналоги предлагают эти фирмы: JP Group (Дания), Profit (Чехия), ABE (Польша). По качеству уступают и оригиналам, и более дорогим аналогам от того же LUK . При этом вы все равно сэкономите даже в случае более быстрой замены.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]