ЭУР – что это?
Электро усилитель руля — это своего рода электрический двигатель, который помогает водителю вращать рулевое колесо с меньшим усилием. ЭУР устанавливается на валу рулевого колеса и при запущенном двигателе помогает вращать руль, запитываясь от электрического напряжения.
Основная задача ЭУР в автомобиле – это снижение усилия вращения рулевого колеса водителем автомобиля.
Из чего состоит:
- Рулевой вал;
- Торсионный вал;
- Электрический двигатель;
- Блок управления ЭУР;
- Датчик ротора двигателя;
- Датчик вращающего момента;
- Предохранители;
К комплектующим ЭУР можно отнести следующие элементы:
- Рулевая рейка;
- Рулевое колесо;
- Датчик скорости;
- Рулевые карданчики;
Все эти детали напрямую влияют на работу электро усилителя руля Лады Приоры.
Устройство
Основные составляющие ЭУР таковы:
- электрическая часть;
- механическая;
- контроллер и периферия.
К первой принадлежит, в частности, электродвигатель.
Механическая часть состоит из:
- деталей руля;
- соединений;
- входного и выходного валов;
- кронштейна;
- рычага регулировки наклона;
- шпилек, болтов, гаек и пр.
Сюда же причисляется и рулевая рейка.
Как показала практика, чаще всего из строя выходят именно электронные приборы, то есть ЭБУ, датчики и соединяющие их распределительные клеммы.
Блок управления ЭУР Приора
Данная деталь служит для просчета усилия прилагаемое на рулевое колесо и усилие, которое электродвигатель прилагает на вал рулевого колеса. Блок так же отвечает за отключение ЭУР на скорости выше 100 км/ч для более чуткого понимания автомобиля.
Располагается блок управления ЭУР на Ладе Приоре вблизи электродвигателя усилителя руля на специальном кронштейне.
Проблемы в работе гидроусилителя
Все поломки ГУР Приоры, а также причины и методы их устранения перечислены в таблице:
Неисправность | Причина | Способ устранения |
При повороте руля ощущается отдача (толчки в противоположную сторону) | Износ или слабая натяжка ремня привода насоса | Замена или регулировка натяжения ремня |
Для поворота руля нужно прикладывать большое усилие | Износ ремня насоса или слабое натяжение. Низкий уровень жидкости в бачке. Засорен фильтр бачка с жидкостью. Низкое давление насоса или воздушная пробка в системе. Недостаточное количество холостых оборотов двигателя. | Отрегулировать или заменить ремень привода. Долить жидкость в бачок. Заменить или прочистить фильтр. Заменить насос. Удалить воздушную пробку. Отрегулировать холостой ход. |
Требуется большее усилие для вращения руля в среднем положении | Неисправен насос или рулевой механизм | Проверка, ремонт или замена насоса. Найти и устранить неисправность рулевого механизма |
Требуется большее усилие для поворота руля в одну из сторон | Насос вышел из строя | Ремонт или замена насоса |
Рулевое управление нечёткое | Недостаточно жидкости в бачке или ее утечка. Воздух в системе гидроусилителя. Выработка ресурса. | Долить жидкость и устранить утечки, если они есть. Удалить воздушную пробку. Проверить узлы рулевого управления и заменить при необходимости. Заменить шины. |
Требуется большое физическое усилие, чтобы быстро повернуть руль | Ослабло натяжение ремня. Воздух в системе. Неисправен насос. Поломки деталей механизма рулевого управления. Плавающие холостые обороты. | Натянуть ремень. Удалить воздушную пробку. Заменить насос, если ремонту не подлежит. Проверить и устранить неисправности деталей рулевого механизма. Отрегулировать холостой ход. |
Шум при работе ГУРа | Мало жидкости в бачке. Жидкость сбрасывается через предохранительный клапан (при повороте руля в крайнее положение слышен свист). | Долить жидкость и устранить течь. Удалить воздушную пробку. Проверить давление насоса, отремонтировать или заменить деталь. |
Вибрация руля | Воздушная пробка. Нарушена балансировка колес или повреждены шины. | Удалить воздух. Отбалансировать колеса или заменить шины |
В практическом плане ГУР чаще меняют на новый или на заведомо исправный. Оригинальное устройство стоит немало, поэтому выбирают аналоги. Модели китайских производителей зарекомендовали себя как недорогой вариант неплохого качества.
Отличия ЭУР от ГУР
Электро усилитель отличается от гидравлического отсутствием жидкости и насоса необходимого качать эту жидкость. Так же гидравлический усилитель руля работает полностью на механике, в отличии от ЭУР, в котором механика задействована только в рейке и рулевом колесе. ЭУР намного проще и легче обслуживается, но в плане ремонта намного дороже.
Достоинства и недостатки ЭУР перед ГУР
Хоть ЭУР и более современен и технологичен у него есть как достоинства над ГУРом, так и недостатки.
Достоинства:
- Простейшая конструкция, не требующая постоянного мониторинга за уровнем жидкости (дикстрона);
- Нет необходимости обслуживать насос ГУР, так как его попросту нет;
- Уменьшение усилия с увеличением скорости автомобиля;
- Возможность программно настраивать усилие рулевого колеса;
- Надежность конструкции;
- Компактность, нет громоздкого насоса в подкапотном пространстве и лишних шлангов;
- Простота рулевой рейки и ее надежность, так как она сухая и течь в ней попросту нечему (все прекрасно знают про болезнь «мокрых» реек);
Недостатки:
- Высокое потребление мощности, в некоторых моментах ЭУР может забирать до 40% электрической мощности генератора автомобиля и давать просадки по напряжению бортовой сети;
- Возможность перегрева электродвигателя при движении по грунтовой дороги (колее) вплоть до полного отключения ЭУР;
Как можно заметить достоинств у более современного усилителя руля намного больше, поэтому он и набирает большую популярность среди автомобилей в настоящее время.
Неисправности
По механической части обычно выходит из строя валы, арматура или соединительные детали. В этой ситуации при вращении руля колеса остаются неподвижными. В целом ремонтируется здесь все довольно просто – путем замены пришедших в негодность деталей.
Поломка электромотора обычно требует покупки нового, так как восстановлению он не подлежит. Новый узел продается в любом крупном магазине, а установить его нетрудно и своими силами.
Когда выясняется, что произошел обрыв связи между контроллером и ЭУР, необходимо осмотреть разъемы. В данном случае внимание обращают на второй из них (первый, как ранее отмечалось, силовой). Туда же нужно лезть, если не поступают сигналы от датчиков распределительного и коленчатого валов. Если проводка перетерлась или у нее нарушена изоляция – придется заменить весь жгут. Он продается отдельно и стоит недорого. В противном случае нужно будет проверить все контакты и «прозвонить» их мультиметром.
Датчики проверяются заменой на заведомо рабочие. Неисправный контроллер не ремонтируется, потому нужно будет приобрести новый.
Технические характеристики ЭУР
Наименование | Показатель |
Номинальное напряжение, (В) | 13,5 |
Рабочее напряжение, (В) | 10-15 |
Максимальный ток, (А) | 55 |
Ток в покое, (А) | 0,5 |
Момент сопротивления в покое, (Нм) | 0,8 |
Масса, (кг) | 9,3 |
Рабочая температура, (⁰С) | -40…65 |
Как происходит проверка и замена предохранителя или реле
Перед тем, как заменить неисправный предохранитель, необходимо выполнить диагностику по следующему принципу:
- Убедитесь, что потребитель действительно не работает.
- Найдите по таблице соответствующий предохранитель.
- Достаньте его и проверьте состояние плавкой части.
- Если убедиться в целостности нити невозможно, прозвоните его при помощи мультиметра.
- Наличие обрыва при прозвонке двух контактов говорит о перегоревшей вставке.
В данном случае следует повторно установить новый предохранитель и попробовать использовать потребитель.
В случае повторного перегорания вставки, повторная установка новой вставки запрещена! Необходимо проверить цепь оборудования на наличие короткого замыкания.
Реле проверяется проще – отсутствие щелчков с его стороны может говорить о проблемах в цепи или неисправности самого реле.
Достаточно вытащить его и установить на его место любое другое соседнее со схожим номиналом и контактами. Если установка нового реле устранит неисправность, то именно в нем было дело.
Снятие и установка
Для проведения работ по снятию и установке электроусилителя руля на Приоре необходимо подготовить специальный инструмент, который понадобится в процессе производства работ.
Понадобится:
- Молоток;
- Клин (подойдет зубило);
- Трещотка;
- Удлинитель для трещотки;
- Головка на «8» и «13» мм;
После подготовки инструмента можно приступать к работе.
Снятие
- Отключаем массовую клейму с АКБ;
- демонтируем кожух рулевой колонки;
- Снимаем замок зажигания, открутив болты;
- Снимаем все разъемы с блока усилителя руля;
- Отворачиваем гайку рулевого кардана и с помощью клина ослабляем его зацепление на шлицах;
- Отворачиваем гайки крепящие усилитель к кузову (4 шт);
- Вынимаем конструкцию из автомобиля;
- Сборку производим в обратной последовательности;
Описание и назначение предохранителей в салоне Лады Приора
Салонный блок является основным. Именно от него по кузову расходятся все остальные потребители. В зависимости от комплектации, плавкие вставки и реле могут иметь разное назначение. Более подробно все расписано в таблицах.
Таблица салонных предохранителей:
Номер | Номинал | Стандарт/норма | Норма+кондиционер/Люкс |
F1 | 25 | Вентилятор охлаждения | Запасной |
F2 | 25 | Обогрев заднего стекла | Питание реле обогрева стекла, блок управления электропакетом, элемент обогрева заднего стекла, питание монтажного блока |
F3 | 10 | Дальний свет правой блок-фары | Дальний свет правой блок-фары, щиток приборов, индикатор дальнего света на щитке |
F4 | 10 | Дальний свет левой блок-фары | Дальний свет левой блок-фары |
F5 | 10 | Клаксон | Питание реле клаксона, питание монтажного блока, включение тревожного сигнала штатной охранной системы |
F6 | 7,5 | Ближний свет левой блок-фары | Ближний свет левой блок-фары |
F7 | 7,5 | Ближний свет правой блок-фары | Ближний свет правой блок-фары |
F8 | 10 | Сигнал тревоги штатной сигнализации | Питание монтажного блока, сигнал тревоги штатной сигнализации |
F9 | 25 | Отопитель | Запасной |
F10 | 7,5 или 10 | Салонный плафон, подсветка щитка приборов, стоп-сигнал | Щиток приборов, концевой выключатель стоп-сигнала, лампы сигналов торможения, освещение салона, дополнительный стоп-сигнал |
F11 | 10 или 20 | Мотор стеклоочистителя | Питание монтажного блока, стеклоочиститель, кнопка обогрева заднего стекла, очиститель заднего стекла, блок управления подушек безопасности |
F12 | 20/10 | «Плюс» после замка зажигания | Щиток приборов, ЭБУ электропакета, ЭБУ электромеханического усилителя руля, концевой выключатель лампы заднего хода, блок управления штатных парктроников |
F13 | 15 | Прикуриватель | Прикуриватель |
F14 | 5 | Габарит левой блок-фары, освещение номерного знака и багажника | Габаритный свет по левому борту, щиток приборов, индикатор включенного света, освещение номерного знака и багажника, ЭБУ электропакета |
F15 | 5 | Габаритный свет правой блок-фары | Габаритный свет по правому борту, плафон вещевого ящика |
F16 | 10 | Питание АБС | Питание АБС |
F17 | 10 | Левая ПТФ | Левая ПТФ |
F18 | 10 | Правая ПТФ | Правая ПТФ |
F19 | 15 | Обогрев сидений | Выключатель обогрева сидений, элементы обогрева |
F20 | 5 или 10 | Иммобилайзер | Выключатель и сигнализатор рециркуляции воздуха в салоне, питание монтажного блока, реле ближнего света и габаритов, питание реле вентилятора отопителя, ЭБУ стеклоочистителя, ЭБУ климат-контроля, датчик света и дождя |
F21 | 7,5 или 5 | Задние ПТФ | Аварийная сигнализация, ЭБУ климат-контроля, питание колодки диагностики |
F22 | 20 | Запасной | Мотор стеклоочистителя – автоматический режим очистки, питание монтажного блока, питание реле высокой скорости стеклоочистителя |
F23 | 7,5 | Запасной | Блок управления стеклоочистителем |
F24 | — | С 24 по 30 Резерв | С 24 по 30 Резерв |
F25 | — | — | — |
F26 | — | — | — |
F27 | — | — | — |
F28 | — | — | — |
F29 | — | — | — |
F30 | — | — | — |
F31 | 30 | ЭБУ электропакета | ЭБУ электропакета |
F32 | — | Запасной | Запасной |
Таблица Реле:
Номер реле | Обозначение |
K1 | Электровентилятор охлаждения (Норма) или ближнего света (комплектация ЛЮКС) |
K2 | Обогрев стекла |
K3 | Реле стартера |
K4 | Реле зажигания |
K5 | Резерв |
K6 | Реле омывателя и стеклоочистителя |
K7 | Реле дальнего света фар |
K8 | Звуковой сигнал |
K9 | Сигнал тревоги штатной сигнализации |
K10 | Реле ПТФ |
K11 | Обогрев сидений |
K12 | Запасной |
Чтобы запитывать цепи ЭБУ двигателя, в салоне также размещают небольшой блок плавких вставок и реле под торпедо в центральной части салона.
Таблица дополнительного монтажного блока:
Наименование | Номинал | Обозначение |
Предохранитель F1 | 15 | Питание главного реле и блокировки стартера |
Предохранитель F2 | 7,5 | Питание ЭБУ |
Предохранитель F3 | 15 | Питание топливного насоса |
Реле К1 | — | Главное реле |
Реле К2 | — | Реле топливного насоса |
Вставки в этом блоке перегорают реже, зато очень часто выходят из строя реле. Поэтом при неполадках топливного насоса, следует заглядывать, в первую очередь, сюда.
Ремонт электроусилителя руля на приоре своими руками
Современные модели автомобилей кардинально отличаются от своих предшественников. Изменения можно увидеть во всем. Однако одним из самых весомых достижений стало более легкое управление транспортным средством. Если ранее для вращения руля нужно было прикладывать немало усилий, сейчас все намного проще. Более того, практически одной рукой можно провернуть руль управления, когда машина находится в заглушенном состоянии. Все это благодаря установленному ЭУР. Но иногда случается, что не работает гидроусилитель руля на приоре.
С помощью этого аппарата усилие, которое требуется для вращения руля, уменьшается в разы. Иными словами – управлять можно смело одной рукой без лишнего напряжения.
На старых моделях автомобилей ВАЗ устанавливалась другая система – гидравлическое усиление, но начиная с «Калины» производители перешли на ЭУР, чем приятно порадовали покупателей. Недостатки, которые имеет ЭУР, полностью устранены в новой модели. В случае ее поломок, устройство чинится намного проще. Но и недостатки тоже имеются.
ЭУР имеет три следующие основные составляющие:
- механическая;
- электрическая;
- ЭБУ с периферией.
Механика включает в себя детали управления руля и части, которые соединяют весь механизм. Сюда же входит арматура, выполняющая роль крепежа.
В категорию «электрическая составляющая» входит мотор усилителя – самая слабая часть, которая чаще всего подвергается поломкам. Также имеются разъемы с датчиками и ЭБУ.
Определяем рабочее состояние ЭУР по лампочке на приборе
Каждый раз, садясь в автомобиль и проворачивая ключ зажигания, стоит обращать внимание на панель — значок в виде руля и восклицательного знака. Во время включения зажигания он загорается и если вся система находится в рабочем состоянии, то спустя несколько минут автоматически потухает
Если же продолжил светиться – явный признак выхода из строя.
В таком случае следует проводить диагностику, используя компьютерные технологии
Важно получение кодов поломки и их расшифровка. Иногда предоставляются только коды
Стоит запомнить простое правило – все неисправности, связанные с ЭУР выдают числовые комбинации, начинающиеся с буквы «С»
Обратите внимание — значение «С 1013» говорит о низком напряжении, которого недостаточно для полноценной и безопасной работы электроусилителя
Причина данной неисправности может быть не одна. Из самых распространенных – поломка пары проводов (или одного). Они могут не функционировать из-за ослабления или пригорания. Их очень легко отыскать по цвету – красный и черный. Вторая проблема – большой предохранитель на устройство. Он легко поддается замене или ремонту. И третья – нехватка сети в машине. Самостоятельно устранить эту неполадку практически невозможно, обратитесь к специалистам.
Выясняем рабочее состояние электроусилителя с помощью руля
Распространенная причина проверки — не горит лампочка, указывающая на ЭУР
Важно обратить внимание на техническое состояние после проведенного капитального ремонта. Делается это легко: не заводя машину, прокрутите руль. Затем запустите мотор и проделайте то же действие
Если приложенная сила была одинаковой, это значит следующее – не работает ЭУР на приоре
Затем запустите мотор и проделайте то же действие. Если приложенная сила была одинаковой, это значит следующее – не работает ЭУР на приоре.
Причина неисправности может быть в работе одной из трех составляющих. Проблемы с механической частью говорят о нерабочем состоянии вала, соединений или арматуры. Если загвоздка в этом, колеса просто не подчиняются поворотам руля управления. Если дело не в механике, работа будет объемнее и сложнее. Если сломались сервомотор или усилитель – можно забыть о ремонте. Лучше купить новый ЭУР и сделать его установку самостоятельно – так будет быстрее, дешевле, практичней и надежней. И последний вариант, по которому могла возникнуть поломка – неисправность проводов. Это очень важные компоненты, с помощью которых подаются сигналы от внешних датчиков. Данный случай также легко чинится в домашних условиях, достаточно изначально приобрести электрическую проводку и провести монтаж.