Правило правой руки в ПДД при наличии помехи справа

Доброго времени суток уважаемые читатели! На днях попав в несколько неприятных ситуаций на дороге и находясь в шоке от езды некоторых «водителей» в очередной раз решил написать несколько слов о правилах дорожного движения. Совсем недавно я писал о том как можно быстро выучить ПДД, так как повторюсь еще раз, что их знание всеми участниками движения – это залог нашей с Вами, дорогие водители безопасности. Сегодня на очереди правило, которое объясняют в любой автошколе еще до начала курса вождения. Причем самое интересное, что оно в большинстве своем известно только водителям, а пешие участники не всегда понимают, о чем идет речь. Итак, Вашему вниманию правило помеха справа.

Как понимать и когда применяется «помеха справа»

Как такового, правила с названием «помеха справа» или правило «правой руки» в тексте ПДД Вы никогда не найдете, но любой водитель Вам с легкостью расскажет его суть. В разделе 8 ПДД можно прочесть следующее:

Это и есть не что иное, как правило «помехи справа». И поменяется оно только случаях, когда:

  • транспортные средства равнозначны: как известно трамвай в большинстве своем имеет преимущество (кроме случая выезда из депо), поэтому данную фразу необходимо понимать в следующей интерпретации, что все транспортные средства безрельсовые или наоборот, необходимо определить очерёдность проезда трамваев;
  • транспортные средства находятся в равных условиях, например оба движутся по главной/второстепенной/равнозначной дороге или на зеленый сигнал светофора;
  • определить очередность проезда более привычными способами (дорожные знаки, светофор) не представляется возможным.

То, есть данное правило действует при разъезде на парковке у супермаркета, во дворах и на любых прилегающих территориях. Но его не нужно применять, если Вы выезжаете из двора или с другой прилегающей территории, так как даже при отсутствии знаков приоритета, выезжающий должен уступить дорогу.

Помеха справа при проезде неравнозначных перекрестков

Рассмотрим пункт 13.10 ПДД:

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

В данном пункте говорится о том, что если главная дорога меняет направление на перекрестке, то водители должны руководствоваться правилами проезда равнозначных перекрестков, т.е. правилом «Помеха справа».

На перекрестке неравнозначных дорог правило «Помеха справа» применяется только в следующих случаях:

  • Белый автомобиль движется по главной дороге, которая поворачивает направо. Он должен уступить дорогу красной машине, которая въезжает на перекресток по главной дороге и приближается справа. Данный вопрос подробно рассмотрен в статье «Проезд нерегулируемых перекрестков по главной дороге».
  • Синяя машина едет по второстепенной дороге, которая «поворачивает» направо. Она должна уступить дорогу оранжевому автомобилю, въезжающему на перекресток по второстепенной дороге и приближающемуся справа. Кроме того, синий должен уступить дорогу и всем автомобилям, въезжающим на перекресток по главной дороге (белому, красному). Данный вопрос подробно рассмотрен в статье «Проезд нерегулируемых перекрестков по второстепенной дороге».

Определение очередности проезда перекрестков

Согласно разделу 13 ПДД очередность проезда любого перекрестка определяется по:

  1. жестам регулировщика, именно он главный на перекрестке, его жесты имеют больший вес, чем сигналы светофора и знаки приоритета, то есть если на светофоре горит зеленый и у Вас главная дорога, а регулировщик запрещает движение, то ехать ни в коем случае нельзя;
  2. сигналам светофора, в «табеле о рангах» они находятся ниже регулировщика, но выше чем знаки приоритета;
  3. собственно самим знакам приоритета, таким как главная дорога, пересечение со второстепенной дорогой, уступите дорогу, движение без остановки запрещено и др. Если на перекрестке отсутствует регулировщик и светофор, то ориентируемся по ним;

  4. дорожному покрытию, в отсутствие знаков по нему всегда можно ориентироваться, ведь дорога с твердым покрытием (асфальт, асфальтобетон) всегда будет главной по отношению к грунтовой дороге.

Если очередность не удается определить, используя вышесказанное, то самое время применить хорошо известное в кругах водителей правило «правой руки».

Пример:

Автомобиль, назовем его «А» движется прямо на зеленый сигнал, навстречу ему также на зеленый едет автомобиль «Б», который хочет повернуть налево. Вот назревает конфликтная ситуация: у обоих горит зеленый, а траектории движения пересекаются. Выход из ситуации возможен, только с применением правила «правой руки». Когда автомобиль «Б» приступит к повороту, то у него будет помеха справа в виде приближающегося автомобиля «А», поэтому он и должен уступить дорогу.

Не забывайте, что при определении очерёдности проезда автомобиля и трамвая правило «помеха справа» применять ни в коем случае нельзя, это может обернуться серьёзным столкновением с 20-ти тонной махиной.

Правило правой руки и сложные ситуации ПДД

Дорога состоит из участков различной сложности. Например, в городских условиях часто встречаются пересечения траекторий движения нескольких транспортных средств. Для безопасного преодоления некоторых из них следует учитывать помехи справа.

На равнозначном перекрестке

При проезде пересечения равноценных дорог водитель обязан пропустить автомобиль, который находится справа. Это прописано пунктом 13.11 ПДД. Данное положение распространяется только на перекрестки, где отсутствуют светофоры, регулировщики, дорожные знаки, которые устанавливают очередность проезда.


Другими словами, правило правой руки действует по отношению к нерегулируемым перекресткам.

Такой тип перекрестка можно определить в следующих случаях:

  • при наличии дорожного знака «пересечение равнозначных дорог»;
  • стоящего на обочине указателя, который обозначает окончание главной дороги;
  • когда нет каких-либо знаков приоритета.

Таким образом, правило помехи справа можно применять на перекрестке в случае, если он нерегулируемый, а пути являются равнозначными. Если здесь присутствуют указатели, знаки, нанесена соответствующая разметка, то нужно при движении ориентироваться на них.

На повороте налево

Помеха справа абсолютно никак не соотносится с поворотом налево или разворотом.

Согласно пункту 13.12 ПДД, водитель колесного транспортного средства при поворачивании налево или развороте обязан пропустить все, что движется навстречу по равнозначной дороге прямолинейно или направо.

Даже водители встречных трамваев должны руководствоваться этим принципом. Таким образом, правила дорожного движения для таких маневров не предусматривают использование понятия «помеха справа».

При перестроении

Во время движения по дороге с несколькими полосами автомобиль может менять их. При выполнении перестроения важно соблюдать требования безопасности. Для этого лучше придерживаться правил дорожного движения. При простом перестроении водитель должен пропускать абсолютно все транспортные средства, которые движутся в попутном направлении по определенной полосе без изменения направления.

«Правило правой руки» начинает действовать при одновременном изменении полосы движения двумя автомобилями. Здесь следует пропускать транспортное средство, которое находится справа. При этом не имеет значения, находятся ли авто на одном уровне или одно впереди другого.

Правила перестроения прописываются в разделе 10 ПДД.

Здесь особое внимание уделяется безопасности. Перед выполнением этого действия водитель должен обязательно убедиться в том, что он не создает препятствий и помех для движения другого транспорта. Для предупреждения других нужно обязательно использовать указатели поворота.


Левый автомобиль не может перестраиваться, если это заставит другого водителя резко тормозить или менять направление движения.

Применение правила при перестроении

Перестроения можно разделить на 2 группы:

  1. Простые (перестраивается только одно транспортное средство);
  2. Сложные или обоюдные, название говорит само за себя, в данном случае происходит одновременное перестроение ТС.

При простом перестроении вопросов нет правила всегда предписывают уступать дорогу тому участнику, который что-то меняет. И здесь уступает тот, кто перестраивается. А вот при одновременном (обоюдном) перестроении, очередность определяется применением правила помехи справа.

Штраф за нарушение правила «третьей руки»

В таблице штрафов дословно нет статьи за нарушение правила «помеха справа». Но при невыполнении требования уступить право приоритетного проезда согласно правилу «Помеха справа» в действие вступают определенные статьи КоАП:

  • ст.12.13 ч. 2 – если нарушение произошло на перекрёстке, в качестве наказания предполагается штраф 1000 р.;
  • ст. 12.14.ч. 3 – нарушение правил приоритетного проезда за исключением ст. 12.13.ч. 3 и 12.17 КоАП, в качестве наказания выносится устное предупреждение или выписывается штраф 500 р.;
  • ст. 12.17 – в ней речь идет о не предоставлении права преимущественного проезда маршрутному транспортному средству или автомобилю с включенными проблесковыми маячками, спец. звуковым сигналом (сиреной), наружными цветографическими схемами, здесь выписывается штраф от 500 до 3 000 р., или лишение права управления на 1-3 месяца в зависимости от сложности случая.

Таким образом, в протоколе об АПН инспектор ДПС укажет нарушение конкретного пункта и выпишет штраф по подходящему под ситуацию пункту КоАП за невыполнение требования предоставить приоритетный проезд.

Правило «Помеха справа» действует только в тех случаях, если случай не укладывается в рамки, описанные в ПДД.

Кто должен уступать дорогу

Для того чтобы еще лучше разобраться в вопросе, необходимо рассмотреть несколько самых распространенных ситуаций. Конечно, стоит помнить про динамичность событий и необходимость быстро анализировать изменяющиеся условия: например, некоторые могут слишком поздно включать сигнал поворота, что может сразу изменить условия проезда.

На равнозначных дорогах

Это самый распространенный вариант использования принципа помехи справа: на перекрестке он действует четко и позволяет без труда разобраться с очередностью движения. Нужно помнить несколько простых рекомендаций:

  1. При подъезде к развязке заранее оценить ситуацию и спрогнозировать, в каком порядке будут проезжать участники движения. Перед перекрестком замедлиться, даже если можно двигаться первым.
  2. Если одна из машин уже начала маневр и может создать помехи, дать ей проехать опасную зону и только потом двигаться.
  3. Когда установлены временные знаки, руководствоваться ими, даже если перекресток равнозначный. Это касается и основных знаков приоритета – временные всегда имеют преимущество и действуют до тех пор, пока их не уберут.
  4. При передвижении габаритной техники соблюдать аккуратность. Иногда есть смысл остановиться, даже если траектории не пересекаются, так как из-за больших размеров велик риск столкновения.

Обязательно проверять наличие знаков, даже если их не видно. Часто обзор ограничивают деревья и другие объекты, но можно увидеть знаки с других сторон. Если они есть, следует руководствоваться ими, чтобы не создавать аварийную ситуацию.

Во дворах

Хоть проезды в жилых зонах и не относятся к дорогам общего пользования, на них распространяются те же правила, что и при проезде перекрестков. Знаков на таких территориях чаще всего нет, поэтому используется правило правой руки как основное в любых ситуациях, требующих определить приоритетность проезда.

К сведению! Многие автомобилисты, когда одна сторона длинного проезда во дворе занята стоящим транспортом, ошибочно считают, что преимущество имеет тот, кто выезжает из жилой зоны. На самом деле уступать дорогу обязано то транспортное средство, со стороны которого стоят припаркованные машины.

Что касается разъезда, сквозные проезды имеют преимущество перед небольшим ответвлениями. Это касается и вариантов, когда к дороге с покрытием примыкает грунтовая либо гравийная: асфальтированные участки всегда имеют преимущество.

Когда речь идет о выезде со стоянки, при одновременном движении двух машин дорогу уступает та, у которой помеха справа. Но всегда нужно уступать путь транспорту, который движется по проезду, даже если он находится с правой стороны.

При перестроении

Еще одна ситуация, когда необходимо использовать правило правой руки. Но в этом случае есть свои особенности, которые стоит разобрать, чтобы не допускать аварийных ситуаций на дороге. Все рекомендации даны для дорог общего пользования с двумя и более полосами в одном направлении:

  1. Независимо от маневра и направления перестроения преимущество имеет машина, которая движется по своей полосе и не перестраивается. Она всегда проезжает первой.
  2. Правило при одновременном перестроении такое же, как и в других ситуациях: тот, у кого помеха справа, обязан уступить дорогу.

Любое маневрирование требует внимания, так как в момент начала перестроения может оказаться, что кто-то уже занял полосу. Поэтому важно оценить дорожную ситуацию и начинать маневр, когда нет опасности аварии.

Как правильно объезжать помеху слева или права

И так в некоторых ситуациях можно встретить знак 4. 2 3 объезд помехи слева и справа. Этот знак даст водителю возможность самому выбрать маршрут для дальнейшего следования.

Это часто можно встретить при ремонте проезжей части, или дорог посреди улицы. Рекомендуется для объезда помехи выбрать правую сторону, но всё же данный знак дает право выбрать самостоятельно, но все же делать объезд по левой стороне лучше в крайнем случае, Штрафа конечно не будет, это служит для предотвращения ДТП на встречной полосе.

Стоит понимать, что нарушения ПДД могут привести к серьёзным травмам и летальным исходам.

Объезд сплошной линии

В наше время часто возникают такие ситуации как блокирование некоторых участков дороги, из-за разных причин. Автобус пробил шину, произошло ДТП, ремонтные работы и многое другое. И тут у водителя начинается паника заглушить транспортное средство. И дождаться решения проблемы на данном участке либо же проскочить через сплошную линию. По статистике большинство владельцев автотранспорта выбирают вариант под номером два.

Но подумайте, в основном пересечение сплошной линии сотрудники ДПС расценивают как грубейшее нарушение ПДД. Что может повлечь за собой не маленький штраф.

В ПДД к сожалению, нет четкого понятия, что такое объезд или обгон. Тут нужно будет, как следует разобраться и взять во внимание кодекс административных нарушений, а именно статью 12. 15. В этом разделе будет подробно написано, объезд в таких случаях можно рассматривать как манёвр, вследствие помехи из-за которой нельзя продолжать движение транспорта. Стоит учесть осуществлять движение по вашей стороне запрещено. Даже при небольшой скорости то тогда это действие будет рассматриваться как обгон и нарушение ПДД.

Что делать на перекрестке

Иногда бывают ситуации, когда на перекрестке водители могут опираться на правило правой руки.

Бывают моменты, когда разъехаться непросто. Чаще всего спорные ситуации возникают на перекрестке с равноправным движением, на котором не установлено никаких знаков, а водители, движущиеся навстречу друг другу по прямой, собираются повернуть направо и налево, т. е. в одном направлении. Вроде бы в данном случае никто никому не мешает, но при повороте одно транспортное средство будет мешать другому. Чтобы не возникло ДТП, следует опираться на правило правой руки. Тот водитель, которому создается помеха справа при повороте встречного транспорта, должен уступить.

Видео по теме — ниже.

Правило правой руки – это общепризнанный метод решить спорные вопросы при движении. Если нет знаков приоритета, светофора или регулировщика, то проезд регулируется этим правилом, кроме выезда со двора, парковки, места остановки и стоянки.

Почему мотоцикл не является помехой справа?

Проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета не

дает преимущества в движении, поэтому Вы, руководствуясь правилами проезда перекрестков равнозначных дорог, должны уступить дорогу только
мотоциклу
, приближающемуся
справа
п.

Интересные материалы:

Почему телефон самсунг не видит вай фай? Почему телефон самсунг сам перезагружается? Почему телефон сяоми быстро разряжается? Почему телефон слабо ловит вай фай? Почему телефон стал быстро заряжаться? Почему телефон теряет сеть вай фай? Почему телефон включен а дозвониться не могут? Почему телефон выключается на 30 процентах зарядки? Почему телефон выключается на 30 процентах? Почему телефон заряжается очень медленно самсунг галакси?

Правило трех Д, или дай дураку дорогу

По мнению многих опытных водителей, имеющих многолетний стаж безаварийной езды, знание правила «помеха справа» при перестроении – это, конечно, хорошо, но во многих случаях избежать ДТП, да и просто конфликтной ситуации помогает обычная человеческая вежливость, не регламентируемая никакими правилами. Оформление авто? Кроме этого, значение имеет и банальная внимательность.

Часто встречается ситуация следующего характера. Выезжая на дорогу со двора, или другой прилегающей территории, водитель думает, что его обязаны пропустить, поскольку уверен, что помеха справа выглядит именно так. На самом деле, это он должен дождаться окончания потока машин, поскольку выезжает на главную дорогу со второстепенной. Не исключен и следующий вариант развития событий.

Выезжающий со второстепенной дороги автомобиль успевает выскочить перед автомобилем, находящемся на главной дороге, и занимает «правильное» положение на полосе, но сразу же получает удар от другого авто, водитель которого не успевает среагировать. Определить степень вины в такой ситуации не так легко, в особенности при отсутствии видеорегистратора. Здесь уместнее уступить водителю со второстепенной дороги, «применив» правило трех Д.

Что может являться помехой движению на дороге

В п. 1.2. Правил четко указано, что может являться преградой:

  • неработающее или поврежденное ТС;
  • дефект дороги;
  • какие-либо посторонние объекты.

При этом указанный выше перечень не является исчерпывающим из-за присутствия в определении, указанном в п. 1.2. Правил, слова “и. т. п.”.

Приведем примеры, что может считаться препятствием на дороге:

  • автомобиль, который совершил вынужденную остановку в связи с лопнувшим колесом или иной технической неисправностью;
  • яма, провал или иной дефект дорожного покрытия;
  • упавшее на проезжую часть дерево;
  • различные туши животных, сбитых другими водителями;
  • ограждения, выставляемые дорожными рабочими в связи с проведением ремонта дорожного полотна и др.

В Правилах также четко указано, что не признается препятствием. При этом перечень является исчерпывающим и состоит из 2-х позиций:

  • затор, то есть автомобильная “пробка”;
  • транспортное средство, остановившееся на полосе движения в соответствии с предписаниями Раздела 12 Правил.

К примеру, не будет являться препятствием два мотоцикла без бокового прицепа, поставленные в два ряда около края проезжей части, даже в том случае, если они мешают проехать по полосе.

В то же время, если автомобиль остановится на полосе, нарушая Правила, он (автомобиль) уже будет считаться препятствием. К примеру, препятствием будет остановившееся ТС, если между ним и сплошной линией разметки расстояние менее 3 метров (аб. 4 п. 12.4. Правил).

Когда правило не действует

Есть несколько строго регламентированных ПДД ситуаций, которые не позволяют ориентироваться на «правую руку»:

— конфликт с трамваем (последний всегда в приоритете, например, если вы едете по одной дороге, и трамвай поворачивает направо);

— неравнозначность позиций (приоритет на дороге обусловлен правилами ПДД при выезде на круговую дорогу);

Знак «Уступи дорогу»: функции, исключения и последствия (памятка)

— наличие знаков и светофора, предписывающих приоритетные правила.

Перестроение

По ПДД, помеха справа при перестроении предполагает пропуск транспорта, находящегося справа от того, кто совершает маневр. К примеру, один участник движения решает перестроиться на правую полосу. В этом случае у него возникает помеха справа и он обязан пропустить все машины, мешающие совершить маневр.

Другая ситуация: водитель хочет перестроиться на правую полосу, а транспортное средство с правой планирует переехать на левую, т. е. предполагается одновременное перестроение транспортных средств. В этом случае левый водитель обязан пропустить того, который пока еще едет по правой полосе, дождавшись, пока он завершит маневр. И только после этого выполняет перестроение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]