Нормы расхода топлива: используем зимние коэффициенты


Нормативное регулирование

Документом, которым устанавливаются нормативы топливных расходов, является Распоряжение Минтранспорта № АМ-23-р от 14.03.2008. Организации утверждают локальные нормы списания ГСМ и нормы расхода топлива по Приказу Минтранса 23-р: в 2022 году его не меняли, последнюю редакцию выпустили в сентябре 2022 г. Изменения внесли Распоряжением Минтранса РФ № ИА-159-р от 20.09.2018.

Минтранс рекомендует объем израсходованного бензина считать следующим образом:

где:

  • QH — расход топлива,
  • HS — базовая норма расхода топлива на 100 км по Приказу Минтранса на 2022 год (устанавливается в л/100 км);
  • S — пробег автомобиля;
  • D — поправочный коэффициент.

Распоряжение устанавливает для большинства моделей автомашин базовые показатели. Актуальная таблица расхода топлива по маркам автомобилей на 2022 год дифференцирована по типам автотранспорта (легковой, грузовой и т. д.) и содержит тысячи наименований. Ее начало выглядит так:

Поправочный коэффициент рассчитывается, исходя из надбавок к базовому тарифу, устанавливаемых в связи с условиями эксплуатации.

Прогрев обязателен

Какие же факторы влияют на экономичность? Перед поездкой в холодное время мотор необходимо прогревать. Уже при температуре около -5 градусов требуется увеличить время прогрева в два раза. Если при плюсовых температурах достаточно полутора-двух минут, чтобы насос прокачал масло, то зимой требуется задержаться на 3-5 минут во дворе, пока тепло от силового агрегата перейдет в коробку передач. Естественно, на холостом ходу потребление топлива вырастает.

Статья по теме

Победи холод. Как завести машину при 40-градусных морозах? Если автомобиль оснащен старым карбюраторным двигателем, то обязателен длительный прогрев на месте стоянки. Такие агрегаты настроены на один режим приготовления смеси и не могут адаптироваться под быстрое изменение температур. А значит, сгорание топлива при холодном пуске будет неполным и с выделением побочных веществ и сажи. Такой мотор при запуске в морозы резко теряет в тяге. Он просто не может дать автомобилю нужной динамики в первые минуты работы. Мотор троит, автомобиль дергается, не разгоняется, реагирует на педаль акселератора с задержками.

Чтобы карбюраторный мотор не заглох, используется механический регулятор для обогащения смеси, в народе известный как подсос. Обычно он представляет из себя механический рычажок в салоне машины, который частично перекрывает отверстие подачи воздуха. В горючей смеси оказывается больше бензина, машина не глохнет при прогреве, но потребление растет. После выхода силового агрегата на рабочие температуры подсос убирается и потребление снижается.

С какого числа применяются зимние нормативы

При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Единого норматива, с какого числа переход на зимние нормы расхода ГСМ в 2022 году по регионам состоится этой зимой, нет. Переход осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.

В таблице — зимняя норма расхода топлива по регионам в 2021 году:

Субъект Российской Федерации или его часть Количество месяцев и срок, с какого по какое зимний период для автомобилей в регионе Предельная величина зимних надбавок, не более, %
Москва 5

01.11–31.03

10
Белгородская область 4

15.11–15.03

7
Брянская область 5

01.11–31.03

10
Владимирская область 5

01.11–31.03

10
Воронежская область 5

01.11–31.03

10
Ивановская область 5

01.11–31.03

10
Калужская область 5

01.11–31.03

10
Костромская область 5

01.11–31.03

10
Курская область 5

01.11–31.03

10
Липецкая область 5

01.11–31.03

10

Полный перечень зимних норм расхода ГСМ и сроки их применения в 2021 году по климатическим зонам представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.

Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ.

Причины большого расхода топлива

Прогрев

Постоит машина на морозе несколько часов, и жидкости в трансмиссии загустеют. Чтобы прогреть эту холодную жижу, мотору нужно затратить больше энергии, вот он и подпитывается бензином.

Если вы берёте машину утром, чтобы доехать до работы, бросаете там до вечера, а потом едете домой, то вам приходится дважды в день усиленно прогревать автомобиль. Если ещё и в обеденный перерыв куда-то надо, то плюсуйте дополнительный прогрев.

Всё это увеличивает расход примерно на 5-10%.

Печка

Включаете же? А то! Кому охота звенеть бубенцами в собственном автомобиле. Ещё и стёкла обогреваете, и сиденья, и боковые зеркала. Между прочим, это 4-6% сверх обычного расхода топлива.

Зимняя резина

Протектор зимней «обуви» гораздо рельефнее, чем летней, но сам материал мягче. Благодаря этой задумке, езда по окаменевшей от холода дороге становится безопаснее, но сопротивление накату — выше. Чтобы преодолеть сопротивление двигатель снова вынужден напрягаться и много жрёт.

Пробуксовки

Езда по снежной каше или наметённым сугробам — это полоса препятствий, а в условиях бездорожья мотору приходится работать на высоких оборотах. Подсчитано, что если машина забуксовала и минут 40-60 пытается выбраться, то она сожрёт столько же топлива, сколько тратится за один обычный летний день. Здесь нужно сказать «спасибо» коммунальщикам, которые дороги должны чистить.

Свет

Зимнее солнце трудится на отшибись — светает поздно, а темнеет рано. Поэтому фары у нас работают почти постоянно, а это тоже подъедает топливо — вроде и по капельке, но в сумме получается неприлично много.

Иные виды надбавок к базовым нормативам

Кроме сезонных условий эксплуатации, распоряжение АМ-23-р устанавливает следующие причины увеличения базовых тарифов расходования ГСМ:

  • работа в горной местности (от 5 до 20%);
  • эксплуатация в населенных пунктах с большой численностью населения (от 5 до 35%);
  • движение с пониженной скоростью (например, при скорости ниже 20 км/ч — до 35%);
  • эксплуатация свыше 5 лет и пробег более 100 000 км (5%), свыше 8 лет и 150 000 км (10%);
  • использование кондиционера (до 10%).

В некоторых случаях базовые нормативы понижаются. Например, при эксплуатации на равнинной местности за пределами населенных пунктов.

Энергопотребление

Зимой на полную мощь работает вентилятор печки, обогревы стекол, сидений и много чего подобного. При запотевании стекол приходится включать кондиционер. Все эти приборы требуют энергии, на производство которой уходит топливо. Заряд аккумулятора снижается и активно работает генератор.

Летом, конечно, немало электричество расходуется на работу кондиционера, но его нашим летом включают реже чем печку и разные обогревы нашей зимой. Экономить получится только у самых морозоустойчивых, да и экономией десяток литров за сезон назвать сложно.

Что говорит налоговое законодательство

Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.

Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо № 03-03-06/1/2875 от 27.01.2014). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ необходимо экономически обосновать и документально подтвердить, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на методические рекомендации Минтранса № АМ-23-р.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как рассчитать расход ГСМ по нормам. Используйте эти инструкции бесплатно.

Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме № 03-03-06/2/57 от 03.09.2010 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.

Причина большого расхода топлива

И вот вам ещё одна причина, как оказалось — почти анекдот. Поскольку у меня АКПП, мне посоветовали зимой оставлять машину на стоянке не на положении «Р», а на нейтралке. Я стал так делать и заметил, что бортовой компьютер выдаёт огромные значения по расходу, хотя ожидалось, что будет наоборот.

Переключать ли автомат в «нейтраль» на светофоре

Когда выяснил, долго смеялся. Оказывается, во время стоянки расход считается по времени — литров в час, хотя машина и не двигается. Но компьютерные мозги всё показывают в литрах на сотню км. Вот я и присел от удивления.

А ещё мне сказали, что тому, кто посоветовал оставлять машину зимой на нейтралке, нужно лично в борщ плюнуть. Так кто же прав?

Как разработать собственные нормы

Организации не обязаны руководствоваться нормативами, установленными Минтрансом в Распоряжении № АМ-23-р. В своих внутренних нормативных документах компания вправе установить учет ГСМ в затратах в фактически израсходованных объемах. И использовать в качестве подтверждающих документы на приобретение топлива и путевые листы, указывающие на эксплуатацию автомобиля.

Тем не менее, в целях внутреннего контроля за расходованием ГСМ организация вправе разработать и установить собственные нормы. Для этого опираются:

  • на нормативы Минтранса;
  • на рекомендации производителя;
  • на собственные контрольные цифры, утвержденные специальной комиссией на основе контрольных измерений.

В этом же приказе говорится, когда переходят на летнюю норму расхода топлива, какие еще поправочные коэффициенты применяются в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.

За тепло надо платить

Еще один важный фактор, влияющий на энергопотребление автомобиля, — это использование печки. Чем ниже температура воздуха, тем больше выкручиваешь регулятор климатической установки в красную зону. Если автомобиль оборудован умным климат-контролем, то автоматика сама регулирует энергопотребление, чтобы нагреть салон. Таким образом, зимой печка работает постоянно, отбирая драгоценное тепло из системы охлаждения и увеличивая расход горючего примерно еще на 4-6%.

Кроме того, энергия нужна не только приводу печки, но и генератору, который трудится значительно больше в морозы, чем при летней жаре. Аккумулятор в морозы теряет до половины заряда, и требуется его заряжать.

Вопрос-ответ

Как правильно ездить, чтобы сберечь на морозе амортизаторы?

Уменьшаем расход на карбюраторе

Карбюраторный автомобиль менее экономичен в сравнении с инжектором, поэтому имеет большее возможностей для настройки в отношении расхода топлива. Но не стоит питать иллюзий в отношении того, что вы сами можете отрегулировать расход, за счет всех этих «крутилочек-вертелочек» на карбюраторе. Не разбираясь в устройстве карбюратора, вы получите обратный эффект.


Своевременная замена свечей и хорошие высоковольтные провода способны сэкономить ваши средства. Неправильное искрообразование приводит к неполному сгоранию бензина, остатки которого просто вылетают в трубу. Это касается и правильно выставленного зажигания.

Почему зимой машина расходует больше топлива?

Расход топлива зимой увеличивается по нескольким причинам. Первое: заморозки. Отрицательные температуры делают это запуск автомобиля требует много энергии. Потому что все они масла и смазки значительно загустевают, вся механика привода должна преодолевать большее сопротивление, что увеличивает потребность в энергии и топливе. Но это еще не все — при запуске холодного двигателя бензин или дизельное топливо не смешиваются с воздухом в идеальных пропорциях, поэтому большая его часть попадает в масляный поддон.

Второе: плохие дорожные условия. Зимой мы часто проезжаем обледеневшие или заснеженные участки маршрута. на низких передачах и высоких оборотах двигателяа это значительно увеличивает расход топлива. Езда по свежему снегу или слякоти также приводит к потерям энергии (и, следовательно, к более высокому расходу топлива) — колеса должны преодолевать большее сопротивление.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]