Угол установки колес: геометрия развала и схождения на передней и задней оси

На поведение автомобиля во время движения влияет множество условий. Это и особенности системы амортизации, и типоразмер автошин. Но главное – параметры угла установки задних и передних колес. От них зависит устойчивость машины на дороге, управляемость, износ автомобильных шин и даже расход горючего. В идеале автоколеса должны располагаться строго перпендикулярно дорожному покрытию, но добиться таких показателей практически невозможно. Положение может меняться на поворотах, при перераспределяющейся нагрузке, поэтому проектировщики завода-производителя задают сразу несколько оптимальных значений геометрии для каждой марки авто.

Разновидности наклона

Чтобы автомобиль был устойчивым, управляемым и безопасным при передвижении, колеса (и спереди, и сзади) устанавливаются согласно определенным параметрам. За основу, на которую установщики ориентируются при регулировке, берется направление движения, кузовные детали и поверхность дороги.

Развал (Камбер)

Представляет собой угол между вертикальным вектором и колесной плоскостью. Верно выставленный, он гарантирует правильное положение автоколес. Когда верхняя их область расположена под наклоном внутрь (к центру машины), это указывает на отрицательное значение. Если автоколесо направлено в противоположную сторону (наружу) – на положительное. На фото ниже четко видно разницу между показателями.

При настройке важно учесть, что оба автоколеса нужно выставить максимально одинаково. Величина отклонения не может оказаться более 30°.

Собирая информацию о том, каким должен быть угол развала передних колес, следует узнать и о других нюансах.

  • Когда транспортное средство движется по криволинейной траектории, продольный наклон способствует лучшей стабилизации. Под его влиянием автоколеса пытаются принять нужное положение, которое соответствует перемещению по прямой.
  • Проектировщики проводят расчеты, исходя из особенностей кузова ТС. В заводской комплектации величина стабильна, но часто при видоизменении подвески (тюнинга) автомобилисты самостоятельно регулируют установленные заводом-изготовителем значения. Это и приводит к образованию развала.
  • Также камбер образуется при изменении крена машины, это особенно заметно на грузовых автомобилях. Когда грузовик не загружен, camber оказывается положительным. Транспорт перемещается буквально на внешних шинах. При нулевом показателе удается достичь наименьшего износа покрышек, что позволяет существенно продлить срок их эксплуатации. Отрицательные характеристики тоже придают устойчивости.

Схождение (ТОЕ)

Проще всего изучить угол схода-развала по фото и картинкам: TOE представляет собой наклон между плоскостью автоколеса и продольной осью транспортного средства. При грамотной регулировке показателя удается задать оптимальное расположение колес, необходимое для комфортной езды.

Значения бывают:

  • положительными (при сведении);
  • отрицательными (при разведении).

TOE обеспечивает верное положение управляемой пары колес при разных скоростных режимах и поворотах транспорта. Благодаря схождению удается компенсировать небольшие зазоры и обеспечить упругость подвески. Показатели, которые задаются заводом-изготовителем, подразумевают параллельное расположение линий автоколес.

Когда составляющие систем подрессоривания и управления автомобилем изнашиваются, необходима регулировка РС для увеличения параметров схода. Основная задача установки наклона – стабилизация вращения колес во время движения. В итоге TOE влияет на управляемость и способность машины двигаться прямо. При значениях, отличных от заданных, ТС начинает «вилять» по дороге, водитель вынужден постоянно корректировать направление с помощью руля.

Разбираясь с геометрией развала-схождения колес, следует помнить, что превышение установленных величин приводит к быстрому износу покрышек.

Признаки отклонения от нормы:

  • пилообразные повреждения на резине;
  • характерный визг при выполнении поворота;
  • чрезмерный расход горючего.

Наша продукция

Поперечный наклон (King pin)

Это угол между вертикальной линией и проекцией шкворня поперек плоскости транспортного средства. Если установить неверные значения, автомобиль станет неустойчивым, нестабильным на дороге. Из-за постоянной перемены положения колес управлять таким ТС будет непросто. А при большой разнице между показателями угла наклона оси поворота (НОП) левой и правой стороны, машину будет уводить.

НОП формируется между воображаемой вертикалью и подвеской Макферсона, которая направлена внутрь (при фронтальном обзоре). Обычно этот уровень задан производителем и регулировке не подлежит. Однако некоторые заводы-изготовители применяют изменение НОП-угла для упрощения коррекции развала. Этот угол всегда является положительной величиной.

С помощью регулировки НОП вы можете свести к минимуму последствия ударов о поверхности и снизить риск потери рулевого управления после резкого торможения.

Настройка неверных значений также может привести к:

  • уменьшению стабилизации руля;
  • преждевременному износу комплектующих узла подрессоривания;
  • невозможности двигаться прямо по пересеченной местности.

Продольный наклон шкворня (CASTER)

Изучая методики установки схода и развала, следует помнить, что измеряется Кастер в градусах. Показатель представлен в виде угла в осевой плоскости транспортного средства, расположенного между вертикалью и линией, соединяющей центральные зоны поворота. Прямая проходит через шаровые по рычагам подвески, находящимся сверху и снизу, если перед вами стандартная двухрычажная система. Или по верхней и нижней точкам крепления стойки амортизаторов, в случае с узлом Макферсон или продольной осью ТС. Значение Caster может быть отрицательным и положительным.

Во время движения по прямой, правильная настройка передних колес позволяет сохранять их установленное положение. При нарушении параметров машину будет уводить в сторону, при повороте автомобиля появится характерный визг, а при выполнении маневров вправо и влево придется прилагать дополнительные усилия.

При регулировке важно знать, что дефекты кузова обычно приводят к тому, что CASTER изменяется неравномерно. Такое отличие между наклоном шкворня справа и слева чаще всего влечет за собой увод транспортного средства с траектории, даже если остальные углы отрегулированы как надо.

Именно Caster позволяет рулевой системе самоцентрироваться. Правильная настройка напрямую влияет на способность легко поворачивать в накате, при ускорении или торможении. Так, для спортивных авто на скользком и неровном дорожном покрытии оптимальным будет более крутой продольный наклон (вертикальный). На ровных дорогах с хорошим сцеплением больше подойдет пологий (плавный) угол.

Плечо обкатки (SCRUB RADIUS)

Представляет собой промежуток между точкой, где пересекаются опора и центральная плоскость вращения колеса, и местом, в котором с ней же совмещается ось поворота. Значение может быть плюсовым, минусовым и нулевым. Определяется SR поперечным углом, развалом и вылетом диска.

При наличии отрицательного показателя колесо старается уйти в противоположную от разворота сторону, а руль тянет к исходной позиции. Ноль обеспечивает отсутствие постороннего влияния сил на систему управления, если возникает повреждение покрышки или машине приходится резко затормозить.

Параметры зависят не только от конструктивных особенностей подвески, но и от самих шин. Когда величина отлична от нулевой, настройки действуют как рычаг, влияя на составляющие подвесочного узла и рулевой.

Положительное плечо способно привести к нарушению курса и устойчивости транспортного средства из-за увеличения силы сопротивления какого-либо из колес.

Выставляя характеристики на ноль (или приближенное к нему значение), помните – при таком раскладе плоскость вращения смещается на наружную часть протекторов, что приводит к проблемам с управлением автомобилем. При малейшей неровности дорожного покрытия руль будет вырываться из рук. Кроме того, серьезно увеличится повреждение ступичных подшипников.

Вопросы по теме

Фильтр:ВсеОткрытРешеноЗакрытЖдет ответа

Почему по трасе с выше 60 км машину начинает водить? ОтвеченоПользователь отвечен 8 месяцев ago

23 просм.1 ответ.0 голос.

Сильно жрет внутреннюю сторону передних колес Honda Accord VII ОтвеченоПользователь отвечен 8 месяцев ago

26 просм.1 ответ.0 голос.

Не хватает регулировки развала передних колес на Volkswagen Touareg, каковы причины? ОтвеченоПользователь отвечен 8 месяцев ago

24 просм.1 ответ.0 голос.

Какие должны быть углы установки колес на Toyota Opa? ОтвеченоПользователь отвечен 8 месяцев ago

25 просм.1 ответ.0 голос.

Какие параметры развал-схождения на Шевроле Viva? ОтвеченоПользователь отвечен 8 месяцев ago

25 просм.1 ответ.0 голос.

Задать вопрос

Параметры регулировки развал-схождения передней оси: изменение значений

Величины могут меняться при износе составляющих системы и замене старых деталей на новые. Все наконечники, тяги, выступающие связующим звеном между рулевой колонкой, самим механизмом и колесами, имеют соединение в форме резьбы. Именно она дает возможность уменьшить или увеличить длину сообщений для коррекции наклона схода.

Схождение колес, расположенных спереди и сзади, регулируется на всех типах узлов. Исключением является мост или задняя балка. Настройка развала чаще присутствует на осевых подвесочных элементах с нижними и верхними рычажными центрами.

Кроме того, отрегулировать параметры обеих осей можно не на всех марках машин. Не удастся этого сделать на моделях с независимой подвеской типа Макферсон (за рядом исключений).

Динамические стенды

Принцип действия динамических стендов следующий. Колеса автомобиля при проезде площадки стенда или вращении на его роликах создают при контакте шин с опорной поверхностью боковую силу, которая фиксируется специальными устройствами. По типу опорно-воспринимающих устройств динамические стенды подразделяются на роликовые (барабанные) и площадочные. Основным недостатком динамических стендов является невысокая точность измерения. С их помощью можно лишь комплексно оценить установку колес, что затрудняет определение поэлементных неисправностей.

Когда производить регулировку и стоит ли это делать

Изнашивание деталей – это естественный процесс, предотвратить который невозможно. При деформации комплектующих значения углов меняются, из-за чего приходится их корректировать и устанавливать правильный сход-развал.

Обычно необходимость во внеплановом вмешательстве возникает после наезда транспортного средства на различные препятствия, попадания колесом в яму или открытый люк. То же самое происходит после аварий, в которых пострадала кузовная часть.

Если после происшествия поведение авто на дороге изменилось (его начало уводить в сторону, во время езды руль находится не в центральной позиции, на выходе из поворота он не возвращается к исходному положению, покрышки изнашиваются неравномерно, слышен характерный визг и т.п.), не медлите – обращайтесь за помощью к специалистам СТО. Их содействие понадобится также после замены составляющих подвески и рулевой системы.

Развал в минус

Казалось бы, зачем уходить от рекомендаций производителя и устанавливать отрицательный развал, если управляемость будет меняться, и не факт, что в лучшую сторону? На самом деле управляемость немного улучшается – появляется возможность с легкостью входить в поворот даже на высокой скорости. Кроме того, можно избежать заноса и опрокидывания. Чаще всего к такой модификации прибегают водители спортивных автомобилей. Для гражданской езды такой тюнинг бесполезен – в городе другие скорости.

Где лучше проводить настройку

Советуем доверять заботу о своем авто проверенным салонам или знакомым мастерам. При выборе компании ориентируйтесь на личные рекомендации, отзывы в интернете и рейтинги СТО, чтобы найти действительно хорошее место.

Чтобы провести диагностику общего состояния ТС, грамотному технику потребуется только подъемник и измерительный прибор. При желании и наличии знаний в области обслуживания грузовых автомобилей, вы можете оценить фронт работ самостоятельно. Но если вы решите делегировать эту обязанность специалисту, он справится с задачей эффективнее и сможет не только диагностировать проблему, но и исправить неполадки.

Когда речь идет о тщательном осмотре, и устранении серьезных проблем, экономить на обращении в СТО точно не стоит. Мастера в салонах имеют соответствующее оборудование (такое, как 3D стенд), расходные материалы и помощников, что помогает им справляться с поломками быстрее, чем автомобилисты-любители.

Особенности регулировки

Делать сход-развал можно только при условии исправной ходовой и системы управления. Перед ремонтом мастер должен в этом удостовериться. А именно: поместить транспортное средство на подъемник, осмотреть шины, опоры, пружины, руль и т. п. В этот же момент проверяется давление в покрышках.

Обнаружив серьезные повреждения или люфт, техник обязан отказаться от корректировки параметров наклона. Предварительно предстоит устранить все имеющиеся дефекты.

При отсутствии отклонений машину ставят на горизонтальную площадку и нагружают, следуя рекомендациям завода-изготовителя, так как именно он обычно указывает оптимальные значения настроек с учетом нагрузки. Поэтому делать регулировку на «пустом» авто – уже нарушение. Чтобы элементы подвески встали на место (приняли рабочее состояние) на перед и зад ТС с усилием надавливают.

На каком бы стенде ни осуществлялась корректировка, мастера проводят компенсацию биения дисков, чтобы избежать серьезных нарушений в измерениях.

Выводы

Проверка и регулировка развала схождения колес, процедура важная и необходимая. Тем более она важна в наших условиях, с нашими дорогами и их состоянием. Выставления правильных углов сход развала колес позволяет повысить управляемость автомобиля, его устойчивость и стабильность во время движения. Так же благодаря правильным значениям углов установки колес снижается износ автопокрышек и расход топлива.

Похожие публикации

  • Как работают датчики давления в шинах
  • Кованые диски: что это такое и чем они отличаются от литых
  • Плюсы и минусы низкопрофильной резины
  • Плюсы и минусы всесезонных шин

Оставить отзыв
Отменить ответ

Когда и как необходимо регулировать угол схождения передних колес

При эксплуатации параметры наклона меняются. Проверять и настраивать УУК следует:

  • после ремонтных работ, замены деталей подвески;
  • при монтаже (демонтаже) прокладок для увеличения дорожного просвета;
  • когда появляется чрезмерный или неравномерный износ резины;
  • руль перестает возвращаться в исходную позицию при движении прямо или на повороте.

Автомобилисты корректируют развал-схождение на станциях техобслуживания или в гараже. Планируя сделать регулировку самостоятельно, важно понимать, что для этого необходимы не только специальные инструменты и подходящее пространство, но и соответствующие навыки. Поэтому при их отсутствии лучше обратиться за помощью к специалистам.

Когда можно менять допустимое значение

При установке нулевого схода продолжительность эксплуатации шин будет максимальной. Устанавливать его следует, если:

  • машину используют преимущественно для езды по прямой;
  • на автомобиле перевозят груз в два (и более) раза легче от предельной нормы;
  • на ТС стоят новые рессоры, рулевые тяги, сайлентблоки;
  • автомобилист водит с приемлемой скоростью, управляет транспортным средством спокойно и осторожно;
  • в основном приходится ездить по хорошим ровным дорогам;
  • авто эксплуатируется на грунтовом или песчаном покрытии;
  • имеется возможность в любое время осуществить проверку и настройку УУК.

Что такое геометрия колес?

Геометрия колес — распространенный термин, который в обиходе автолюбителей и на СТО носит название «развал-схождения».

Этот параметр влияет на следующие параметры машины:

  1. Управляемость;
  2. Скорость износа шин;
  3. Устойчивость.

Регулировка угла развала-схождения обязательна для всех автомобилей, а сама работа должна выполняться мастерами с применением специального оборудования.

Чем грозит неправильная установка углов схождения и развала колес

Если параметры наклона выставлены неверно, автовладельца ждет масса неприятных моментов. В их числе:

  • быстрый износ покрышек;
  • систематическое повреждение сальников, вкладышей, пальцев рулевого управления;
  • повышенная утомляемость в пути, когда машину то и дело приходится выравнивать.

Кроме того, автомобиль с несоответствующими показателями может заносить на поворотах, он будет терять устойчивость и менять направление движения при торможении. В результате у вас не только грузовик будет ломаться чаще, но и повысятся риски попадания в ДТП.

Недостатки

Мы рассмотрели, что дает отрицательный развал. А теперь нужно поговорить о недостатках. Если нет спортивных амбиций, тогда лучше отказаться от такого тюнинга.

Один из серьезных минусов – это повышенный износ внутренней части покрышки. Если нужно быстро разогнаться или затормозить, то эффективность и разгона, и торможения будет снижена – площадь контакт колеса с дорогой уменьшилась. И, наконец, при движении по плохим дорогам машина может уйти в сторону.

Самое неприятное – это износ шин. Это случится, если отрицательный развал более 1 градуса. Чем выше будет этот угол, тем быстрее износится резина. Гонщики могут позволить себе менять резину даже после нескольких кругов. Обычному водителю это часто не по карману.

Как углы установки влияют на управляемость

Чтобы рассмотреть характеристики транспортного средства в зависимости от схождения и развала, были проведены соответствующие исследования-испытания с участием ВАЗ-2114.

Отрицательный Кастер

Caster был установлен в максимально минусовом значении. Положение передней пары колес смещено назад. Такую картину чаще всего можно увидеть на совсем старой машине.

После внесения корректировок ТС стало хорошо отзываться на действия руля. Но вместе с этим он оказался слишком легким, авто начало «вести», появилась нестабильность. Чтобы управлять ВАЗ-2114, водителю пришлось прилагать немало усилий и подруливать, выполняя поворот. Контролировать поведение транспорта на большой скорости почти невозможно.

Правильная установка

Когда угол продольного наклона выведен в нормально-плюсовом показателе, развал-схождение установлено в ноль. При таком раскладе ВАЗ-2114 повел себя совершенно иначе: транспортное средство демонстрировало хорошую устойчивость при движении прямо. Управление стало легким и комфортным.

Дрифт

Особенно актуален такой угол установки колес для дрифта. Машина лучше цепляется за дорогу. Для любителей дрифта развал должен составлять от -0,5 до -5,5 градусов.

Также оптимальным можно считать развал в минусе для участников кольцевых гонок. При этом отрицательное значение угла развала передней оси должно быть больше, чем задней. Так обеспечивается лучшее сцепление с дорогой, более резкое и чуткое управление.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]