Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) по сути является терморезистором или термосопротивлением. В зависимости от температуры среды в которую он погружен, сопротивление в цепи изменяется в большую или меньшую сторону. Процесс проверки датчика температур охлаждающей жидкости довольно прост, сделать это можно несколькими способами. Однако следует разбираться в основных аспектах его работы, а для выявления дефекта знать распространенные причины и признаки поломок. Чаще для проверки применяется мультиметр. Ниже мы приведем наиболее популярные варианты диагностирования датчика.
Принцип работы датчика
Вкратце рассмотрим как работает терморезисторный датчик, это поможет правильно провести его диагностику. Датчик состоит из двух выводных контактов и измеряющей головки в которой располагается термистор. Контакты подключаются посредством проводов к электронному блоку управления (ЭБУ). Головка погружается в измеряемую жидкость. Так как ДТОЖ имеет отрицательный температурный коэффициент, с повышением температуры ОЖ падает показатель сопротивления на термисторе, а при понижении температуры сопротивление увеличивается. Информацию считывает блок управления и основываясь на ней дает определенную команду, а термостат открывает или закрывает поток антифриза через радиатор.
Исходя из показаний датчика температуры антифриза ЭБУ во время пуска двигателя выставляет нужное количество шагов регулятора холостого хода (РХХ), угол опережения зажигания и время впрыска форсунок, чем корректирует подачу горючего. На датчик подается постоянное напряжение 5 В с ЭБУ через резистор имеющий постоянное значение сопротивления, который расположен в управляющем контроллере. То есть управляющий блок реагирует на изменение напряжения на датчике.
Симптомы неисправности
А что же делать, если датчик уже поломался, но в силу разных обстоятельств в ближайшее время не получится его отремонтировать? К слову, подобные ситуации не являются редкостью, ведь в этот момент водитель может находиться в пути, передвигаясь по многокилометровому маршруту.
Конечно, можно путешествовать и без подобных контроллеров, но без потери бдительности. В этом случае приходится ориентироваться на симптомы неисправности. Среди главных признаков этой поломки стоит выделить:
- утрату функциональных возможностей указателей моторного нагрева;
- произвольный запуск или отсутствие включения охлаждающего вентилятора, даже если рабочая жидкость начинает кипеть, нагреваясь до 100 градусов Цельсия;
- появление антифризной протечки.
Важно помнить, что закипание и течь являются поводом для того, чтобы как можно быстрее поставить автомобиль «на прикол» до полного устранения неисправности.
Насторожить автомобилиста должны и такие потенциально опасные проявления, как затрудненный запуск двигателя после простоя с последующим его выключением, спровоцированным повреждением термоэлемента, а также перебои в работе мотора при движении на холостом ходу, дополнительной причиной чего может стать неисправность свечей.
Кроме того, не стоит верить приборной панели, если кипение антифриза становится очевидным и лучше всего в этом случае ориентироваться на собственный слух.
Основные признаки и характеристика неисправностей ДТОЖ
О выходе из строя датчика температуры ОЖ, можно судить по нескольким признакам. Однако стоит понимать, что названые ниже типичные проявления могут быть причиной и иных дефектов двигателя автомобиля. Следовательно для уверенности нужно провести дополнительную проверку.
Основные признаки указывающие на неисправность датчика:
- На приборной панели загорелась лампа Check Engine. Если Вы увидели этот значок, отсканируйте код ошибки, он может указывать и на другие неисправности.
- Увеличился расход топлива. Вследствие того, что электронный блок получает неверные данные с датчика, он не может правильно их считать и определить требуемую команду. А именно, сколько необходимо горючего для образования топливной смеси и поддержки оптимальной температуры мотора.
- Неустойчивая работа двигателя. Сюда относятся сбои на холостых оборотах, трудности при запуске мотора (чаще в зимние периоды) либо полная остановка на малых оборотах.
- Авто глохнет при разогретом двигателе. Как только температура антифриза доходит до определенной отметки, мотор самопроизвольно останавливается. Независимо от того какая жидкость использовалась в системе (хороший антифриз или обычная вода).
- Нестабильная работа вентилятора. Бывает несколько проявлений – иногда совсем не работает, а в других случаях не переключается на аварийный режим. Здесь важно дополнительно проверить термистор на исправность.
- Машина плохо заводится когда двигатель холодный.
Чаще такие датчики изготавливают с неразборным корпусом, поэтому при дефектах их заменяют на новые. Это относится к автомобилям любых производителей и отечественных, и зарубежных.
Признаки выхода из строя датчика ОЖ
О необходимости выполнения проверки датчика температуры охлаждающей жидкости, будут свидетельствовать ряд признаков. Однако тут стоит отметить, что перечисленные ниже ситуации могут быть признаками и других поломок в двигателе автомобиля, поэтому для получения точного результата необходимо выполнить дополнительную диагностику. Итак, к признакам поломки датчика температуры охлаждающей жидкости относится:
- Активизация контрольной лампы на панели Check Engine. Однако она может активироваться и при других поломках, поэтому необходимо выполнить дополнительное сканирование кода ошибки.
- Повышение расхода топлива. Это вызвано тем, что на электронный блок управления подается некорректная информация, и соответственно, он также не в состоянии определить сколько именно топлива нужно не только создания оптимальной топливовоздушной смеси, но и для поддержания температуры двигателя в нормальном (не аварийном) диапазоне.
- Нестабильная работа мотора. В частности, нестабильная его работа на холостых оборотах, сложности с запуском (особенно в холодное время года), самопроизвольная остановка при низких оборотах.
- Двигатель глохнет «на горячую». То есть, он может внезапно заглохнуть при достижении критической температуры охлаждающей жидкости. Причем это не зависит от того, какая именно охлаждающая жидкость была залита в систему (в частности, фабричный антифриз или обыкновенная вода).
- Проблемы в работе охлаждающего вентилятора на радиаторе. Это может проявляться по-разному. В одних случаях вентилятор не включается вовсе, в других — не включается в аварийных режимах, в третьих — не выключается даже при остывании двигателя. При отключении датчика температуры охлаждающей жидкости электронный блок управления воспринимает это как обрыв цепи датчика и принудительно включает вентилятор. В любом случае для получения точной картины необходимо выполнить дополнительную диагностику датчика и/или термостата.
В связи с тем, что указанный датчик имеет достаточно простое устройство и чаще всего неразборной корпус, то при выходе его из строя он подлежит замене. Это касается практически всех машин, на которых установлено данное устройство.
Где найти датчик на машине
Для проверки датчика необходимо знать, где он находится. Естественно, его расположение будет отличаться в разных марках и моделях авто. Однако существует несколько признаков по которым можно определить где он установлен.
Чаще датчик температуры охлаждающей жидкости располагается на выпускном патрубке головки блока цилиндров. В его конструкции предусмотрена резьба, при помощи которой он монтируется в соответствующее место. Важным требованием является прямой контакт головки датчика непосредственно с охлаждающей жидкостью. Это обеспечивает наиболее точные показания датчика.
Также следует учитывать, что некоторые модели автомобилей имеют сразу два датчик температуры охлаждающей жидкости. В таких случаях первый снимает и передает показания температуры антифриза на выходе из двигателя, а второй – на выходе из радиатора. Это дает более точную информацию о состоянии двигатели и системы охлаждения.
Всю информацию о количестве и расположении датчиков можно найти в техпаспорте авто.
Нива Шевроле
Для установки можно использовать ДТОЖ 2112-3851010 Калуга (23.3828). Визуально определить расположение устройства трудно, ведь оно закрыто другими деталями.
После их снятия видно, что устройство находится в верхней части термостата в отверстии переднего патрубка водяной рубашки (той, что входит в блок цилиндров). После его выкручивания (накидной на 19) антифриз не течет.
Проверка осуществляется по тем же схемам, что рассмотрено выше. При этом нужно иметь перед глазами таблицу с параметрами температуры и сопротивления ДТОЖ.
Таблица 3.
Температура, 0С | Сопротивление, Ом |
+100 | 177 |
+90 | 241 |
+80 | 332 |
+70 | 467 |
+60 | 667 |
+50 | 973 |
+45 | 1188 |
+40 | 1459 |
+35 | 1802 |
+30 | 2238 |
+25 | 2796 |
+20 | 3520 |
+15 | 4450 |
+10 | 5670 |
+5 | 7280 |
0 | 9420 |
-4 | 12300 |
-10 | 16180 |
-15 | 21450 |
-20 | 28680 |
-30 | 52700 |
-40 | 100700 |
Также на Шевроле Нива в районе 4 – й свечи установлен ДУТОЖ (датчик указания температуры охлаждающей жидкости), который выводит данные на панель приборов, на ЭБУ он информацию не передает и не влияет на работу мотора.
Но он может выдавать неправильные данные на панель приборов и вводить в заблуждение водителя.
Его можно выкрутить, не сливая ОЖ, но перед этим скиньте давление в системе выкрутив крышку расширительного бочка.
Он тоже проверяется путем сравнения температуры с показаниями мультиметра.
Смотрите таблицу ниже.
Причины неисправности датчик температуры охлаждающей жидкости
Конструкция датчика предельно проста, а соответственно и поломки его случаются очень редко. Наиболее частыми причинами бывает изношенность либо механическое повреждение. Например, появление коррозии может быть вызвано тем, что в системе охлаждения, вместо антифриза, использовалась обычная вода.
Самые распространенные причины выхода из строя ДТОЖ:
- Поврежденный корпус. Выражается по-разному, но чаще это заметное подтекание ОЖ из резьбы датчика либо его корпуса. Также возможно повреждение самого терморезистора или его контактов, что ведет к выдаче им некорректного сигнала.
- Окисленные контакты. Под воздействием высокой влажности или просто из-за старости датчика, на его контактах может появиться окисление, что мешает прохождению электрического тока через них (или значительно увеличивает сопротивление цепи).
- Поврежденная группа контактов (фишки). Чаще вызвано механическим повреждением проводов у основания разъема.
- Нарушенный контакт внутри датчик температуры охлаждающей жидкости. Может быть вызвано его старением, сильным ударом или под воздействием вибраций. Ведет к обрыву контактов. В таких случаях ремонт невозможен, так как датчики изготавливаются с запаянным корпусом, поэтому подлежит замене.
- Повреждена изоляция провод. Относится к питающим проводникам идущих от ЭБУ к датчику. Возникает от механического воздействия, старости, из-за использования некачественных изоляционных материалов и т.п. Особенно важно для автомобилей эксплуатируемых в условиях высокой влажности окружающей среды.
Во многих случаях, чтобы восстановить нормальную работу датчика температуры, достаточно удалить с его корпуса, резьбы и контактов нежелательный налет, следы коррозии и возможного окисления. Если это не помогло его проще заменить на новый.
Стоимость датчика невысокая, а сложности в установке не возникнет даже у начинающего автолюбителя.
Рекомендации по уходу и обслуживанию за датчиками
- Строго соблюдайте срокам технического обслуживания автомобиля;
- Покупайте детали с оригинальными каталожными артикулами. Точные данные указаны в руководстве по эксплуатации вашим техническим средством;
- Проводите профилактику, устанавливайте расходники, запчасти в сертифицированных СТО. Актуально в период нахождения машины на заводской гарантии. Нередки случаи аннуляции гарантии по причине стороннего вмешательства.
- При появлении первых признаков неисправности двигателя обращайтесь в СТО.
Проверка исправности ДТОЖ
Датчик температуры антифриза проверяется двумя основными способами: не снимая с автомобиля либо демонтируя с его посадочного места. Второй метод также разделен на два варианта диагностирования: с применением термометра и без него.
Если датчик не прикипел к резьбе, то его довольно просто снять рожковым ключом подходящим по размеру. Важно перед откручиванием отсоединить разъем контактов. Следующим шагом нужно проверить приходит ли питание от ЭБУ на датчик.
Сделать это довольно просто имея универсальный тестер (мультиметр):
- отсоедините разъем от датчика;
- переведите режим измерения мультиметра на «20 В постоянное напряжение»;
- присоедините щупы к контактам клемм приходящим от ЭБУ.
При нормальных условиях напряжение должно составлять 5 В. Ели это условие выдержано, тогда можно приступать к дальнейшей проверке датчика.
Если мультиметра у вас под рукой нет исправность ЭБУ и проводки до него можно проверить просто сняв разъем с датчик температуры охлаждающей жидкости во время работы двигателя, автоматически включится вентилятор радиатора. Это произойдет потому что блок управления увидит разрыв цепи и перейдет в аварийный режим. Если этого не произошло то либо неисправен ЭБУ либо вентилятор охлаждения.
Проверка не снимая с автомобиля
Самый удобный способ, ведь не нужно проводить демонтаж с последующим монтажом. Проверка выполняется при помощи тестера, путем замера показаний на контактах датчика.
Чтобы обеспечить доступ к контактам, потребуется отсоединить клеммник от датчика. При выполнении работ на горячем двигателе будьте осторожны, ведь можно не только обжечься самому, но и оплавить корпус или щупы мультиметра.
Затем тестер переводится в положение измерения сопротивления и присоединяется к выходным контактам датчика. Стоит заметить, что у холодного двигателя значение показаний будет высоким, у горячего – значительно ниже.
Для общего понимания какие значения выдает датчик при разных температурах, как пример, ниже приведены данные для ВАЗ-2110. Показания других легковых машин сильно отличаться не будут.
Показания датчика в зависимости от изменения температуры
Температура жидкости, °С | Сопротивление проводника, Ом | Температура жидкости, °С | Сопротивление проводника, Ом |
5 | 7 280 | 45 | 1 188 |
10 | 5 670 | 50 | 973 |
15 | 4 450 | 60 | 667 |
20 | 3 520 | 70 | 467 |
25 | 2 796 | 80 | 332 |
30 | 2 238 | 90 | 241 |
40 | 1 459 | 100 | 177 |
Стоит отметить, что датчик ломается крайне редко, чаще встречаются ситуации, когда он выдает неверную информацию. Поэтому следует сравнить показания температуры на приборной панели с данными полученными от датчик температуры охлаждающей жидкости в соответствии с таблицей. Если данные отличаются тогда есть смысл снимать датчик и проводить его дальнейшую диагностику.
Проверка ДТОЖ с термометром
Для такой диагностики, необходимо снять датчик с его посадочного места. Как упоминалось выше, сделать это можно при помощи соответствующего гаечного ключа. Заодно можно почистить сам датчик, с резьбы на патрубке удалить налет и смазать ее, осмотреть контакты на наличие окислений и при необходимости удалить.
Затем набрать воду в электрочайник или в другую емкость, но в таком случае придется воспользоваться кипятильником. Помимо этого для измерения нужно взять мультиметр и перевести его переключатель в положение измерения сопротивления проводника.
Головка датчика опускается в воду, а к его контактам присоединяются щупы тестера. Также в емкость с датчиком помещается и термометр, для удобства измерений желательно электронный, но можно и ртутный.
Затем постепенно повышая температуру жидкости сравнивать показания датчика и электронного термометра в соответствии с таблицей. Для большей точности фиксировать показания лучше через каждые 5 градусов. В итоге Вы получите данные которые можно занести в таблицу. Их впоследствии можно сравнить с информацией предоставленной в технической документации к конкретной модели авто. На крайний случай можно сравнить с таблицей приведенной выше.
При проведении проверки допускаются небольшие отклонения от значений. Небольшие погрешности могут зависеть от разных условий и от самого датчика. Часто даже у датчиков температуры охлаждающей жидкости одной модели есть незначительные различия в показаниях при одинаковых условиях измерения.
Проверка без термометра
Такой метод не сильно отличается от предыдущего, только здесь не применяется термометр и показания снимаются одни раз.
Для проверки датчика его следует погрузить в емкость с водой и довести ее до кипения. Затем присоединить к выходным контактам щупы мультиметра и посмотреть, что он покажет.
Если ДТОЖ полностью исправен, то его сопротивление должно быть 177 Ом. Однако следует учитывать погрешности. К тому же щупы мультиметра тоже имеют свое сопротивление, да и температура воды может быть чуть ниже 100 градусов, а соответственно и сопротивление будет чуть больше.
Калина
Официальный вариант ДТОЖ для ВАЗ 2112 — 2112-3851010. Но можно использовать аналоги, к примеру, ERA (33026), Luzar (LS 0112), Fenox (TSN 2211207).
Расположение датчика на авто с мотором на 8 и 16 клапанов — около термостата. При этом девайс немного закрыт корпусом фильтра.
При этом на Лада Калина 1 для доступа к измерителю температуры придется снять воздушный фильтр.
Чтобы выкрутить используется ключ на 19. Антифриз сливать не нужно.
Проверка, как и в прошлом случае после снятия устройства ключом на «19».
Показания температуры и сопротивления смотрите в таблице 3.
Проверка наличия рабочего напряжения осуществляется мультиметром с включенным зажиганием без снятия датчика между выводом колодки «В» и массой (вывода на колодки два «А» и «В»), нормативные показания в пределах 4,8—5,2 В.
Как проверить ДТОЖ на примере ВАЗ 2110
В целом датчик температуры охлаждающей жидкости на разных ВАЗах проверяется теми же методами и в такой же последовательности, как описано в предыдущих разделах. Наиболее часто на «Ладах» 2110, 2112, «Приора», «Калина» и других установлены датчики с артикулом 23.3828 и 405213, либо его аналоги – 423.3828.
Чтобы провести проверку, необходимо знать какое у него сопротивление при разных температурах:
— 15 °С – от 4 033 до 4 838 Ом;
— 128 °С – от 76.7 до 85.1 Ом;
— напряжение на выходе при 15 °С – от 92.1 до 93.3 % от подаваемого с ЭБУ;
— напряжение на выходе при 128 °С – от 18.1 до 19.7 %.
Перед демонтажем ДТОЖ для последующей проверки или замены на новый из системы охлаждения, необходимо немного слить антифриз. Делается это на остывшем двигателе во избежание травмирования и повреждения деталей двигателя либо инструментов.
Откручивается датчик гаечным ключом на 19 мм. Для этого следует отвернуть его и снять вместе уплотнительным кольцом.
Измерения проводятся с шагом по 10 °С от точки кипения и до комнатной температуры. Значения сопротивления записываются, а по окончанию сверяются с таблицей.
Газель (двигатели ЗМЗ 406, 405, 409)
Место установки — на силовом агрегате в районе термостата или на корпусе последнего.
Для его снятия необходимо частично слить ОЖ с двигателя, отключить пружинный фиксатор колодки жгута и отбросить колодку от датчика.
Далее с помощью ключа на «19» требуется ослабить протяжку и выкрутить устройство.
При выборе устройства необходимо ориентироваться на двигатель и ЭБУ.
406 двигатель и ЭБУ Микас 7.1, 5.4, СОАТЭ, VS5.6
В таких случаях применяется ДТОЖ, работающий на напряжении от 5 до 12 Вольт через сопротивление 9,1 кОм.
Для замены подходит несколько видов устройств: Калуга 19.3828, Лузар LS 0306, Рикор 40.5226 или Автотрейд 42.3828.
При проверке также потребуется вода с кипятильником и изменяемой температурой, а также мультиметр.
Для работы необходимо собрать схему и подать в нее от 1 до 1,5 мА. При этом измерять необходимо не сопротивление, а напряжение.
При проверке должны быть следующие параметры:
- -60 0С — 2,13 В;
- -40 0С — 2,33 В;
- -20 0С — 2,53 В;
- 0 0С — 2,73 В;
- +40 0С — 3,13 В;
- +80 0С — 3,53 В;
- 105 0С — 3,83 В;
- 125 0С — 3,98 В.
На заведенном моторе напряжение будет равно 5 В.
Двигатель 405, 409, УМЗ 4216Е3, 4213 блок управления Микас 11 / 10.3, VS8, СОАТЭ
Здесь используются ДТОЖ с каталожными номерами 234.3828, 40.5215 или 421.3828.
В отличие от рассмотренного выше метода, здесь необходимо измерять сопротивление.
При этом зависимость должна быть следующей:
- 128 0С — 80,8 Ом;
- 100 0С — 177 Ом;
- 80 0С — 332 Ом;
- 60 0С — 667 Ом;
- 40 0С — 1459 Ом;
- 20 0С — 3520 Ом;
- 0 0С — 9420 Ом;
- -20 0С — 28680 Ом;
- -40 0С — 100707 Ом.
В случае значительных отклонений от этих параметров необходима замена устройства.
Принцип работы и требования к срабатыванию
Итак, основным элементом ДВВ является контактная группа внутри узла. При достижении нужной температуры контакты датчика начинают расширяться и в определенный момент замыкаются. После этого сигнал идет на ЭБУ, который, в свою очередь, дает команду на вентилятор.
Какой же должна быть температура включения? Вы должны помнить, что ДВВ выпускаются с различными температурными пределами.
Чаще всего включение происходит при достижении 92 градусов Цельсия, а отключение — при 87. Продаются датчики и с другими температурными номиналами, но для ВАЗ-2110 больше всего подходит вариант 92/87 — вот ему и отдавайте предпочтение.
Как демонтировать
Многие водители путаются, где находится датчик температуры в системе, который дает информацию на ЭБУ, а где приборный узел. В Калине первый контроллер врезан в термостат, который расположен на патрубке выхода ОЖ с мотора. Передающий датчик расположен рядом, найти его можно по тонкому проводу.
Все работы по снятию и установке деталей проводятся на выключенном моторе при отсоединенной минусовой клемме АКБ. Порядок демонтажа по шагам:
- Ослабить винт крепления муфты воздушного шланга к корпусу воздушного фильтра. Это позволит добраться до датчика приборов. При необходимости, снять корпус воздушного фильтра для хорошего доступа к датчикам.
- Снять экран или крышку двигателя, приложив силу, вынуть крышку с защелок.
- Слить с радиатора ОЖ. На Калине используются тосол или антифриз. Для этого жидкость нужно охладить, но опытные водители проводят замену без сливания тосола. В этом случае потребуется все работы по замене проводить быстро и четко. Поэтому, если датчик меняется впервые, ОЖ лучше слить, чтобы не образовалась воздушная пробка в системе.
- Отсоединить колодку проводов.
- Накидной головкой или ключом на 19 вывернуть датчик с посадочного места. Если ОЖ не сливать, с отверстия польется антифриз. Поэтому опытные водители, которые ленятся его сливать, моментально зажимают отверстие пальцем и вставляют новый.
Установка элементов проводится в обратном порядке — в отверстие вставляется датчик, закручивается, присоединяется к колодке проводов, заливается антифриз. Проверяется работоспособность системы после подсоединения АКБ.