Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-2108, ВАЗ-2109

Невозможно представить себе работу любого автомобиля, без каких-либо приборов, работающих от электрического тока. Начиная от самого основного — подачи искры, и заканчивая второстепенными функциями, влияющими на комфорт водителя и пассажиров — подогрев сидений, ЖК монитор и аудиосистема, GPS — навигатор и т.д., все они требуют определенной силы тока, для своей работы.

В автомобиле ВАЗ 2108, не так уж и много электрических приборов, но все же, им нужна постоянная подзарядка. Откуда она берется, каким образом поступает на каждый прибор, какие способы предохранения имеет и т.д., мы рассмотрим в данной статье.

Варианты ВАЗ 2108

Модель Код комп- лек- тации Распо- ло- жение орга- нов управ- ления Исполнение Двигатель Комплектующие системы впрыска и контроллер Нор- мы ток- сич- ности Панель прибо- ров Примечание
ВАЗ- 2108 10 левое «Норма» для внутреннего рынка 2108, 1.3 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания R-83 2108 «низкая» -> 01.00
ВАЗ- 21081 10 левое «Стандарт» для внутреннего рынка 21081-10, 1.1 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания R-83 2108 «низкая» -> 05.97
ВАЗ- 21083 10 левое «Норма» для внутреннего рынка 21083-50, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания R-83 2108 «низкая» -> 09.00
10 левое «Стандарт» для внутреннего рынка «базовая» 21083-53, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания R-83 21083 «высокая» 09.00->
110 левое «Норма» для внешнего рынка 21083-50, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания R-83 2108 «низкая» -> 09.00
110 левое «Стандарт» для внешнего рынка базовая 21083-53, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания R-83 21083 «высокая» 09.00->
143 левое «Норма» для стран Персидского залива 21083-43, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания R-83 2108 «низкая» ->09.00с сигнализатором превышения скорости
ВАЗ- 21083-01 10 левое «Стандарт» для внутреннего рынка 21083-50, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания R-83 2108 «низкая» -> 09.00
10 левое «Норма» для внутреннего рынка «базовое» 21083-53, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания R-83 21083 «высокая» 09.00->
110 левое «Стандарт» для внешнего рынка 21083-50, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания R-83 2108 «низкая» ->09.00
110 левое «Норма» для внешнего рынка базовая 21083-53, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания R-83 21083 «высокая» 09.00->
143 левое «Стандарт» для стран Персидского залива 21083-43, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания R-83 21083 «низкая» ->09.00с сигнализатором превышения скорости
ВАЗ- 21083-02 10 левое «Люкс» для внутреннего рынка (базовая) 21083-53, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания R-83 21083 «высокая» 09.00->;с противотуманными фарами и фароочисткой
ВАЗ- 21083-03 10 левое «Люкс» для внутреннего рынка 21083-50, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания R-83 21083 «высокая» -> 09.00;с противотуманными фарами и фароочисткой
ВАЗ- 21083-20 10 левое «Стандарт» для внутреннего рынка 2111-87, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива GM, 2111-1411020-22 R-83 21083 «высокая» -> 03.00
10 левое «Стандарт» для внутреннего рынка (базовая) 2111-88, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива Rus+B, 2111-1411020-70, 2111-1411020-71 R-83 21083 «высокая» 09.00->;с иммобилизатором
ВАЗ- 21083-21 10 левое «Норма» для внутреннего рынка (базовая) 2111-86, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива Rus+B, 2111-1411020-60, 2111-1411020-61 Евро-2 21083 «высокая» ->03.00;с нейтрализатором и иммобилизатором
ВАЗ- 21083-22 110 левое для внешнего рынка 2111-83, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива GM, 2111-1411020-22 Евро-2 2108 «низкая» ->03.00;с нейтрализатором и иммобилизатором
10 левое Люкс для внутреннего рынка (базовая) 2111-86, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива Rus+B, 2111-1411020-60, 2111-1411020-61 Евро-2 21083 «высокая» 09.00->;с нейтрализатором, иммобилизатором, противотуманными фарами и фароочисткой
ВАЗ- 21083-23 10 левое для внутреннего рынка 2111-82, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива GM, 2111-1411020-22 Евро-2 21083 «высокая» ->03.00;с нейтрализатором и иммобилизатором
ВАЗ- 21083-24 10 левое для внутреннего рынка 2111-89, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива Rus+B, 2111-1411020, 2111-1411020-70, 2111-1411020-71 R-83 21083 «высокая» с иммобилизатором
20 левое для внутреннего рынка 2111-86, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива Rus+B, 2111-1411020-40 Евро-2 21083 «высокая» с нетрализатором и иммобилизатором
21 левое для вутреннего рынка 2111-86, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива Rus+B, 2111-1411020-60 2111-1411020-61 Евро-2 21083 «высокая» с нетрализатором и иммобилизатором
110 левое для внешнего рынка 2111-86, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива Rus+B, 2111-1411020-40 Евро-2 21083 «высокая» с нетрализатором и иммобилизатором
130 левое для внешнего рынка 2111-74, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива Rus+B, 2111-1411020-50 Евро-3 21083 «высокая» с нетрализатором, иммобилизатором, датчиком неровной дороги и датчиком фаз
131 левое для внешнего рынка 2111-86, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива Rus+B, 2111-1411020-40 Евро-2 21083 «высокая» с нетрализатором, иммобилизатором и подголовниками задних сидений
138 левое для швеции 2111-86, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива Rus+B, 2111-1411020-40 Евро-2 21083 «высокая» с нетрализатором, иммобилизатором и фароочисткой
139 левое для скандинавских стран 2111-74, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива Rus+B, 2111-1411020-50 Евро-3 21083 «высокая» с нетрализатором, иммобилизатором, датчиком неровной дороги и датчиком фаз, и фароочисткой
143 левое для стран Персидского залива 2111-86, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива Rus+B, 2111-1411020-40 Евро-2 21083 «высокая» с нетрализатором, иммобилизатором, сигнализатором превышения скорости
176 левое для Израиля 2111-86, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива Rus+B, 2111-1411020-40 Евро-2 21083 «высокая» с нетрализатором, иммобилизатором, и тонированными стеклами
ВАЗ- 21086 610 правое Норма для внешенго рынка 2108, 1.3 л, карбюраторный с бесконтактной системой зажигания R-83 21086 «низкая» ->01.99 спидометр с совмещенной шкалой MPH — km/h
ВАЗ- 21087 610 правое Стандарт для внешенго рынка 21081-10, 1.1 л, карбюраторный с бесконтактной системой зажигания R-83 21086 «низкая» ->01.99 спидометр с совмещенной шкалой MPH — km/h
ВАЗ- 21088 610 правое Норма для внешенго рынка 21083-50, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной системой зажигания R-83 21086 «низкая» ->01.99 спидометр с совмещенной шкалой MPH — km/h
ВАЗ- 21088-01 610 правое Стандарт для внешенго рынка 21083-50, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной системой зажигания R-83 21086 «низкая» ->01.99 спидометр с совмещенной шкалой MPH — km/h
ВАЗ- 21088-22 610 правое для внешенго рынка 2111-83, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива GM, 2111-1411020-21 Евро-2 21086 «низкая» ->01.99 с нетрализатором, иммобилизатором, спидометр с совмещенной шкалой MPH — km/h

Схема карбюратора ВАЗ 2108

Передняя половина схемы

Номер позиции на схеме Расшифровка позиции
1 Фара
2 электродвигатель дворников фар*;
3 включатель подкапотной лампочки
4 сигналка
5 электродвигатель вентилятора обдува движка
6 сенсор подключения электродвигателя вентилятора;
7 генератор
8 электромагнитный дроссель подключения омыва фар
9 электромагнитный дроссель подключения омывания заднего стекла*
10 электромагнитный клапанок подключения омыва лобового стекла
11 свечи зажжения
12 датчик-распределитель зажжения
13 саленоид зажигания ВАЗ 2108
14 тублер света заднего движения
15 устройство указателя ТОЖ
16 стартер ВАЗ 2108
17 аккумулятор
18 сенсор уровня тормозной жидкости
19 коммутатор ВАЗ 2108
20 датчик ВМТ 1-го цилиндра
21 диагностический клеммник
22 ЭБУ электромагнитным дросселем карбюратора;
23 релюха переключения стартера
24 концевой переключатель карбюратора
25 электромагнитный вантуз карбюратора
26 сенсор контрольки давления масла;
27 электродвигатель омывания стекол
28 электричяеский двигатель вентилятора печки
29 дополнительное сопротивление электродвигателя печки салона
30 выключатель вентилятора печки
31 электрический двигатель дворников лобового стекла
32 прикуриватель
33 лампочка света рычагов печки
34 розетка переносной лампочки

* Устанавливается на части выпускаемых автомобилей .

Задняя половина схемы

Номер позиции на схеме Расшифровка позиции
35 подкапотное освещение
36 лампочка света бардачка
37 блок предохроанителей ВАЗ 2108
38 переключатель освещения приборов
39 переключатель контрольки ручного тормоза
40 включатель лампочки тормоза
41 подрулевой выкключатель
42 переключатель габаритов
43 выключатель аварийки
44 переключатель задней противотуманки
45 предохранитель линии противотуманного света
46 переключатель прогрева заднего стекла
47 боковые свеьтильники поворотов;
48 светильник
49 разъем для соединения к светильнику индивидуального света;
50 кнопка светильника на стойках дверей
51 релюха зажжения
52 замок поджигания
53 приборная панель
54 выключатель контрольки воздушной заслонки карбюратора
55 задние светильники
56 измеритель указателя уровня и остатка топлива;
57 подогреватель заднего стекла
58 электрический двигатель дворников заднего стекла
59 светильники освещения номера
А порядок условной нумерации клемм в колодке переключателя поджигания
В порядок нумерации клемм в колодке электрического двигателя дворников лобового стекла

* Монтируется на части легковушках.

Целиковая схема

Полезно ! Схема ВАЗ 2109.

Схема электрообеспечения

Это основные составные элементы системы электрообеспечения ВАЗ-2104.

Полная ее схема представлена ниже:

1Блок-фары (включает в себя лампы ближнего и дальнего света, передние габариты)40Выключатели плафонов (в дверных стойках)
2Боковые поворотники (расположены на крыльях)41Внутренний плафон кузова
3АКБ42Выключатель с-мы обогрева заднего стекла с контрольной лампочкой
4Реле стартера43Контролька ручника
5Электропневматический клапан карбюратора (холостого хода)44Контролька включения задних ПТФ
6Датчик ВМТ первого цилиндра45Контролька уровня тормозной жидкости
7Cтартер46Переключатель с-мы омыва и очистки заднего стекла
8Микровыключатель карбюратора47Выключатель аварийной сигнализации
9Электрические двигатели очистителей фар48Реле-прерыватель контрольки ручника
10Генератор49Переключатель поворотников
11Звуковые сигналы50Переключатель света головных фар
12Свечи;51Выключатель звукового сигнала
13Лампа подкапотного пространства52Выключатель с-мы омыва и очистки стекла и фар
14Датчик температуры ОЖ53Блок контрольных ламп
15Датчик лампы давления масла54Переключатель с-мы омыва и очистки стекла и фар
16Распределитель-прерыватель55Замок зажигания
17Двигатель системы омыва лобового стекла56Выключатель регулятор освещения панели приборов
18Катушка57Выключатель ПТФ в задних блок-фарах
19Датчик уровня тормозной жидкости58Указатель температуры ОЖ
20Электродвигатели системы омыва фар59Приборная доска
21Блок управления пневматическим клапаном60Контролька давления масла
22Диагностическая колодка61Указатель уровня бензина с контролькой резерва
23Реле системы очистки стекла62Контролька заряда АКБ
24Реле-прерывателя поворотников и аварийки;63Вольтметр
25Двигатель системы очистки стекол;64Спидометр
26Розетка для подключения переносной лампы;65Контролька габаритных огней
27Выключатель стоп-сигнала66Контролька поворотников
28Двигатель с-мы обогрева салона67Контролька дальнего света
29Резистор двигателя с-мы отопления68Лампочка освещения приборной доски
30Выключатель контрольной лампы ручника69Переключатель двигателя с-мы вентиляции и обогрева
31Выключатель освещения при движении задним ходом70Двигатель с-мы омыва заднего стекла
32Монтажный блок71Задние блок-фонари
33Реле включения ближнего света72Фонари освещения номерной площадки
34Реле включения дальнего света73Нагревательный элемент заднего стекла
35Перемычка (вместо реле звуковых сигналов)74Двигатель очистителя заднего стекла
36Реле включения системы омыва и очистки фар75Плафон багажного отсека
37Реле включения системы обогрева заднего стекла76Датчик уровня и резерва бензина
38Лампочка бардачка77Реле зажигания
39Прикуриватель

Отметим, что данной системой электрооборудования изначально оснащались только экспортные модели ВАЗ-2104. Штатным оно стало для последующей модификации универсала – 21043.

Для сравнения ниже представлена схема электрооборудования ВАЗ-2105, которая являлась штатной для первых моделей универсала:

По схеме видно, что первые универсалы не оснащались системой обогрева и очистки заднего стекла, омывателями и очистителями фар, а также механизмами их управления. В остальном электрическая схема идентична.

Схема электрооборудования ВАЗ-2104 инжектор отличается тем, у этого авто используется уже электроборудование, позаимствованное у инжекторной модели ВАЗ-2107. Эта модификация универсала получила обозначение ВАЗ-21047 и она являлась последней в истории этого автомобиля.

Схемы генератора

В этом разделе представлена схема генератора ваз 2108 двух видов. Одна из них — это схема генератора 2108 карбюратор, предназначенная для генератора модели 37-3701, монтированных на карбюраторных двигателях. Другая схема подключения генератора ваз 2108 предназнаяена для генератора модели 5102.3771, устанавливаемых на автомобили с инжекторным движком марки ВАЗ-2111-80.

Электрическая схема генератора 37.3701 карбюраторного мотора

Номер позиции на схеме Расшифровка позиции
1 генератор ВАЗ 2108 модели 37.3701
2 минусовой вентиль
3 добавочный диод
4 плюсовой вентиль
5 сигнальная лампочка разряда аккумулятора
6 панель приборов
7 вольтметр
8 блок плавких предохранителей
9 добавочные резисторы по 100 Ом, 2Вт
10 релюшка зажжения
11 переключатель поджигания
12 источник электричества
13 конденсатор
14 обмотка роьора
15 регулчтор напруги

Генератор модели 37.3701 монтируется на автомобилях ВАЗ 2108 с карбюраторными движками.

Схема генератора 5102.3771 инжекторного движка

Номер позиции на схеме Расшифровка позиции
1 источник электричества
2 генератор ВАЗ 2108 модели 5102.3771
3 блочок релюх и предохранителей
4 сигнальная лампочка разряда аккумулятора, размещенная на панели приборов
5 переключатель зажжения

На авто с инжекторным движком мод. ВАЗ-2111-80 штатно монтировался генератор 5102.3771 выпуска (Россия), но вместо него может быть смонтирован генератор 94.3701.

Напруга для возбуждения генератора при подключении зажжения подается к контакту «D+» регулятора (вывод «D+» генератора) через контрольку 4, размещенную на приборной панели. При подключении поджигания лампочка должна светится, а после запуска движка — патухнуть, если генератор рабочий. Яркое свечение лампочки или горение ее в полнакала говорит о неисправностях генератора.

Электрическая схема для проверки генератора на стенде

Электрическая схема проверки генератора осцилографом

Схема электропроводки ваз 2109

Автомобиль ВАЗ 2109 на протяжении многих лет оставался одним из самых популярных в стране. Не просто популярных, но и престижных. В социальной иерархии владельцы девяток стояли не намного ниже владельцев подержанных Кадетов и Джетт. С надежностью автомобиля можно было поспорить, но поскольку альтернативы не было, то автомобиль заполонил весь СНГ и даже собирался узловым методом в Финляндии, но это мало относится к модели 2109.

Это интересно: Автомобили на евро номерах — лакомый кусочек для угонщиков

Содержание:

Электросхема ВАЗ 2109

Как и весь автомобиль, электрооборудование было не на самом высшем уровне, поэтому владельцы девяток должны знать схему электропроводки ВАЗ 2109 досконально. Для этого мы привели заводскую схему в хорошем разрешении, которой можно пользоваться с поправками на вносимые изменения время от времени.

Эта схема канонической девятки с заводскими маркировками и пояснениями. Принципиально схема довольно проста, но вызывали трудности сами электроприборы, о проблемах с которыми мы и поговорим.

Основные проблемы с электропроводкой 2109

Самой большой проблемой в электрооборудовании ВАЗ 2109 было низкое качество комплектующих и неудовлетворительное качество сборки. Несмотря на то, что Тольятти по традиции во всех смертных грехах обвиняет поставщиков, отдуваться в итоге приходится нам, а как обычных пользователей, нас совершенно не должно интересовать, по какой причине постоянно перегорают спирали на двухнитевых лампах задних фонарей. Также нам-то в принципе все равно, какой завод делал корпуса для блока предохранителей — мы видим только неадекватную работу электрооборудования, когда при нажатии на педаль тормоза включается правый поворот.

И таких примеров можно привести массу. Если завод не уверен в качестве комплектующих, зачем тогда их ставить на автомобиль. Поэтому риторические вопросы только приводят к излишним колебаниям воздуха, а проблему не решают. Приведенная же проблема со стопами решается довольно просто:

  • снимается плафон заднего фонаря;
  • из багажника отключаются клеммы питания;
  • откручивается вся планка, на которой смонтированы лампы;
  • проверяется контакт на гибкой плате в месте крепления к патрону лампы.

Замыкания дорожек этой платы происходят вследствие загрязнения контактов и дорожек. Тогда сигнал, поданный на лампу стопа, может быть попросту перенаправлен на лампу указателя поворотов. Кардинально это решается заменой всей платы новой, но и новая планка не прослужит так долго, как хотелось бы вследствие плохой герметизации плафона изнутри багажного отделения. Вроде бы мелочь, а мы тратим драгоценное время на решение пустяковых проблем, которые решаются на уровне производства при правильном, а не ВАЗовском подходе.

Доработки и исправление заводских ошибок

В свете вышесказанного, очень характерна для девятки поломка блока управления электроникой. Причина очень проста — его корпус попросту пропускает воду, пыль и влагу в виде конденсата. Само его размещение на полке воздухопритока не совсем понятно, но есть и более значимые минусы, которые можно устранить своими руками. Завод предусмотрел крошечную канавку для стока воды из корпуса, но она постоянно забивается, корпус наполняется водой, и блок управления медленно и уверенно погибает. Стоит он недешево, поэтому такая халатность конструкторов не поддается объяснению. Выходов из ситуации два — постоянно прочищать канал стока воды, или менять блок как минимум, раз в год.

Также стоит обращать внимание на то, что силовая проводка на нижней полке радиатора постоянно подвергается воздействию высоких температур. Кроме того, в этом месте она никак не защищена от воды и грязи. Тоже труднообъяснимый момент. К категории оплошностей с жгутами проводов можно отнести жгут под ковриком рядом с сиденьем водителя. Там постоянно накапливается влага, а чтобы ее удалить, нужно просушивать пол, неизбежно дергая этот жгут. Самостоятельно, конечно, такую проблему не решить — слишком большой объем работ по перетяжке всей проводке в автомобиле.

Стоит особое внимание уделять силовым клеммам на генераторе. Они очень часто разбалтываются, нагреваются, искрят и плавят проводку. Но это не самое страшное. Провода могут замкнуть накоротко, а здесь уже пахнет горелым. Поэтому не стоит лениться, а как можно чаще проверять этот узел на предмет затяжки клемм.

Изоляция жгутов проводов 2109

Ради изоляции жгутов никто не станет разбирать пол-автомобиля, но при случае это сделать нужно для своей же безопасности. Пользуясь схемой, которую мы поместили в начале статьи, вся работа не займет много времени, зато вы будете уверены в качестве изоляции проводки. Для того понадобятся:

  1. Гофрорукав для электропроводов.
  2. Изолента.
  3. Очиститель для проводов.

Перед тем, как проводить упаковку старой проводки в рукав, обработайте провода очистителем, которых масса в продаже в аэрозольных баллончиках. Далее, следуя инструкции и сверяясь с электросхемой действуем так:

  1. Отсоединяем АКБ
  2. Отсоединяем клеммы и извлекаем жгут.
  3. Обрабатываем его аэрозолем.
  4. Проводим визуальную проверку контактов.
  5. Укладываем жгут в гофру.
  6. Фиксируем и герметизируем места входа жгута в гофру.
  7. Укладываем готовый кабель на место.
  8. Сверяясь со схемой, подключаем клеммы.

Особенное внимание нужно уделять герметизации жгутов в тех местах, где они напрямую контактируют с водой или горячими поверхностями. Также при сборке обращайте внимание на целостность колодок и состояние контактов и клемм.

Таким образом, потратив совсем немного времени, мы сохраним проводку и избавимся от лишних проблем с короткими замыканиями. Следите за проводкой, и удачи в дороге!

Электрическая схема подключения стартера ВАЗ 2108

№ позиции на схеме ВАЗРасшифровка позиции на схеме
1 стартер ВАЗ 2108 марки 2113-3708010-00 или 29.3708, 423.3708.
2 источник электричества
3 магнето
4 блочок релюх и предохранителей
5 переключатель зажжения
Р1 втягивающая обмотка тягового реле
Р2 удерживающая обмотка тягового реле подключения стартера

На авто монтировался стартер марки 2113-3708010-00 предприятия «Прамо» производства России, но могут ставиться стартеры марки 29.3708, 423.3708. Все стартеры — это электродвигатель постоянного тока с смешанным возбуждением и с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле.

Схема зажигания 2108

Здесь представлена схема бесконтактного зажигания ваз 2108. Схема подключения зажигания 2108 включает коммутатор 2108 и схему его подключения, а также другие устройства, список которых приведен в этом разделе.

№ позиции на схеме ВАЗРасшифровка позиции на схеме
1 бесконтактный датчик
2 датчик-распределитель поджигания ВАЗ 2108 марки 40.3706 или 40.3706-01,
3 свечи воспламенения
4 коммутатор
5 соленоид поджигания
6 блок релюшек и предохранителей
7 релюшка зажжения
8 замок зажжения

Комплектация бесконтактной системы зажигания авто ВАЗ 2108:

  • Датчик-распределитель поджигания — 40.3706 или 40.3706-01;
  • Коммутатор — 3620.3734, или 76.3734, или RT1903, или PZE4022;
  • Катушка зажжения — 3122.3705 с замкнутым магнитопроводом, сухая или типа 8352.12
  • Свечи воспламенения — А17ДВР, или А17ДВРМ, или А17ДВРМ1, или FE65PR, или FE65CPR

Важно ! Нужно возить в авто датчик Холла и коммутатор. Поломка этих устройств довольно велика, а отремонтировать их или сменить на другое нельзя. При их поломке движок завести нельзя, но их смена проста. Тоже самое относится и к катушке зажжения, но она более долговечней, чем датчик и коммутатор. При крайней нужде ее можно заменить саленоидом от другого авто.

Важно ! Схема электронного зажигания инжекторного двигателя модели ВАЗ-2111-80 легковушки ВАЗ 2108.

Признаки неисправности коммутатора как проверить коммутатор своими силами.

Назначение и особенности конструкции коммутатора.

Коммутатор – это один из элементов электрического оборудования автомобиля. Его задача – обеспечение нормальной работы бесконтактной системы зажигания. Крепления узла производится в подкапотном пространстве.

Устройство отличается надежностью, способностью выдерживать серьезные вибрации и ударные нагрузки

Это очень важно, ведь в корпусе коммутатора находятся чувствительная к воздействиям электроника

В основе коммутатора ВАЗ – стандартная микросхема L 497, которая производит управление транзистором «N-P-N» типа.

Особенность схемы – возможность программирования со стороны пользователя и установка необходимого коэффициента задержки. От корректности этого показателя напрямую зависит запуск холодного двигателя.

Благодаря четкой настройке, можно ускорить частоту вращения коленчатого вала (исключив при этом провалы в работе) и гарантировать качественную тягу силового узла.

К основным параметрам устройства коммутатора можно отнести:

Диапазон напряжений – от 6 до 16 Вольт; рабочий уровень напряжения – 13,5 Вольт; обеспечение бесперебойной искры при вращении коленвала в диапазоне от 20 до 7000 оборотов; ток коммутации – от 7,5 до 8,5 А.

Признаки неисправности коммутатора.

Одним из главных симптомов неисправности коммутатора — потеря искры. Двигатель плохо заводится и время от времени глохнет, появляются перебои в работе.

Но не стоит торопиться с заменой — важно убедиться в причине, ведь потеря искры может произойти по целому ряду причин – выходу из строя датчика Холла, разрыве ремня ГРМ, неисправности катушки зажигания, плохому контакту в крышке распределителя, проблемами в проводке и так далее. Если диагностика остальных узлов не дала результатов, то можно переходить к нашему «герою»

Но как проверить коммутатор, ведь устройство имеет весьма сложную конструкцию?

Если диагностика остальных узлов не дала результатов, то можно переходить к нашему «герою». Но как проверить коммутатор, ведь устройство имеет весьма сложную конструкцию?

Как проверить коммутатор, своими силами.

Большинство автолюбителей не морочат голову с диагностикой и просто ставят новый узел. Такой способ имеет свои плюсы. Во-первых, не нужно тратить время на проверку – достаточно установить новую деталь.

Во-вторых, можно сразу определить, в ней причина или нет. На самом деле бояться работы не стоит, ведь проверка коммутатора занимает несколько минут.

Итак, для выполнения работ в домашних условиях хватит контрольной лампы (номинальное напряжение должно быть 12 Вольт) и стандартного набора ключей.

С их помощью можно убедиться в наличии или отсутствии импульсов, а в дальнейшем принять решение об исправности самого устройства.

Алгоритм действий по проверке коммутатора:

Для начала выполнения работ желательно отключить АКБ, что бы случайно не замкнуть проводки, которые вы будите откручивать.

С помощью ключа на «восемь» выкручивайте гайку и снимите проводок с катушку зажигания с маркировкой «К». Этот провод легко распознать – он имеет коричневатый цвет и направляется к зажиму под маркировкой один на коммутаторе;

Подключайте этот провод через контрольную лампочку к зажиму «К» на катушке зажигания, а далее подсоединяйте аккумулятор;

Включайте стартер двигателя и наблюдайте за действиями лампы. Если она мигает, то коммутатор исправен. Если же лампочка не подает никаких признаков жизни, то единственный выход – это замена устройства.

При наличии сомнений в исправности детали, проверка должна производиться на специальном стенде (такой всегда есть на СТО).

В этом случае можно не только определить факт работоспособности изделия, но и измерить продолжительность импульсов.

При появлении первых подозрений не стоит сразу же менять коммутатор или тратить деньги на мастера. Вы вполне способны справиться с работой своими руками.

Тем более, теперь вы знаете, как проверить коммутатор на ВАЗ 2109 и других моделях отечественной марки. Остается выделить время и подготовить минимальный набор инструментов. Удачной дороги и конечно же без поломок.

Задача системы зажигания ВАЗ 2107 — формирование искры, которая воспламеняет воздушно-топливную смесь в цилиндрах. В старых моделях “классики” это работает на основе связки “прерыватель-катушка зажигания”. На более современных автомобилях устанавливается бесконтактная система зажигания, где за искрообразование отвечает коммутатор зажигания ВАЗ 2107.

Неисправности коммутатора сказываются на эффективности и работоспособности всей системы зажигания и автомобиля в целом. Поэтому не лишнем будет узнать о том, как проверить коммутатор ВАЗ 2107 и заменить его, если в этом есть необходимость.

Схема включения очистителя и омывателя ветрового стекла

№ позиции на схеме ВАЗРасшифровка позиции на схеме
1 моторчик с редуктором дворников лобового стекла
2 термобиметаллический предохранитель
3 электрический двигатель помпы омыва ВАЗ 2108 марки 33.5205
4 электромагнитный дроссель омыва лобового стекла
5 блок релюх и предохранителей
6 замок поджигания
7 релюшка зажжения
8 включатель дворников и омыва стекол
К3 релюха дворников лобового стекла
А последовательность условной нумерации контактов в колодке дворников
Б к клемме «30» генератора
а щетка 2-й скорости очистителя
б щетка 1-й скорости очистителя;
в пружинная пластина концевого переключателя
г, д контактные стойки концевого переключателя
С1, С2 помехоподавительные конденсаторы
L1, L2 дроссели

Очистители лобового стекла бывают отечественного или венгерского производителя. Они взаимозаменимы по присоединительным и посадочным размерам. Также взаимозаменимы и моторчики с редукторами этих устройств, хотя они имеют некоторые отличия в конструкции.

Электрическая схема стеклоочистителя 2108 стекла двери задка

№ позиции на схеме ВАЗРасшифровка позиции на схеме
1 электрический двигатель помпы омыва
2 электромагнитный дроссель подключения омыва заднего стекла
3 блочок релюх и предохранителей
4 переключатель поджигания
5 включатель дворников и омыва стекол
6 очиститель заднего стекла
А к контакту «30» магнето
Б план условной нумерации контактов в клеммнике очистителя заднего стекла

На некоторых авто могут устанавливаться очистители стекла двери задка вместе с электромагнитными дросселями омыва.

Полная схема

Порядок условной нумерации штекеров в колодках:

а – монтажного блока, комбинации приборов, выключателя зажигания и очистителя ветрового стекла (у колодок с другим числом штекеров – порядок нумерации аналогичный); б – датчика-распределителя зажигания; в – коммутатора и блока управления электромагнитным клапаном карбюратора; г – блок-фар, очистителей фар и заднего стекла; ж – плафона освещения салона; е – датчика уровня топлива; д – задних фонарей (нумерация выводов по порядку сверху вниз)

* Устанавливались на части выпускаемых автомобилей. ** С 1995 г. не устанавливаются.

Схема включения электродвигателя вентилятора отопителя

№ позиции на схеме ВАЗРасшифровка позиции на схеме
1 блочок релюшек и предохранителей ВАЗ 2108
2 переключатель зажжения
3 добавочный резистор
4 электрический двигатель вентилятора печки ВАЗ 2108 марки 45.3730
5 включатель электрического двигателя печки
А к клемме «30» магнето

Электрическая схема системы обогрева заднего стекла

№ позиции на схеме ВАЗРасшифровка позиции на схеме
1 блочок релюшек и предохранителей
2 релюха подключения прогрева заднего стекла
3 переключатель зажигания
4 переключатель подогрева заднего стекла;
5 контролька подключения прогрева заднего стекла
6 нагреватель заднего стекла

Если при подключении подогрева стекло не прогревается, нужно проконтролировать предохранитель F4, провода и их подсоединения, а также переключатель и релюху 2.

При поломке нагревателя заднего стекла завод-изготовитель рекомендует менять все стекло, но теперь в торговой сети имеется специальные комплекты для ремонта порванных нитей нагревателя, которые состоят из нужных для этого компонентов, инструмента и руководства по использованию.

Микропроцессорная система зажигания оборудована:

  • одной катушкой, которая общая для узлов;
  • сдвоенным или индивидуальным устройством генерации напряжения.

Каждый из вариантов обладает отличительными чертами:

  • общая катушка монтируется в устройствах с микропроцессорным зажиганием, оборудованным распределителем;
  • индивидуальный тип катушки монтируется на свече, что позволяет отказаться от установки высоковольтных проводников;
  • катушки сдвоенного типа монтируются в узлах прямого зажигания. Так, на 4-цилиндровом моторе монтируется пара катушек. Одна устанавливается на пару цилиндров 1 и 4, а вторая — на 2 и 3. В каждом устройство генерируется ток высокого напряжения. Искра образуется одновременном в двух камерах сгорания. В одной воспламеняется подготовленная топливная смесь, а в другой искра работает впустую.

Схема соединений комбинации приборов ВАЗ 2108 с «низкой» панелью (вид сзади)

№ позиции на схеме ВАЗРасшифровка позиции на схеме
А план условной нумерации клемм в колодках комбинации приборов
а сочленения на печатной плате для комбинации приборов без гнезда 17
1 вольтметр
2 лампочки подсветки приборов
3 указатель тепла тосола
4 контролька прогрева заднего стекла
5 контролька дальнего освещения фар
6 резервная контролька
7 контрольная лампочка задних противотуманок
8 контролька габаритов
9 контролька указателей поворотов
10 контрольная лампочка «STOP»
11 контролька давления масла
12 контрольная лампочка ручника
13 контролька аварийки
14 контролька уровня тормозной жидкости;
15 контрольная лампочка дроссельной заслонки карбюратора
16 контролька разряда аккумулятора
17 гнездо для реле-прерывателя контрольной лампочки ручника
18 указатель уровня бензина
19 контролька резерва горючего

Соединения комбинации приборов изготовлены печатным монтажом на пластине из фольгированного гетинакса. Пластина прикреплена на обратной стороне корпуса.

Схема приборной панели Ваз-2104, устройство контрольных датчиков

Водитель осуществляет контроль за работой силовой установки и систем авто при помощи датчиков, установленных на приборной доске в салоне.

I – температурный датчик; II – приборная доска; III – лампа давления масла; IV – датчик уровня бензина; V – схема включения электрических приборов.

1Терморезистор27Вольтметр
2Контактная пружина28Приборная доска
3ГБЦ29Указатель уровня бензина
4Бумажная изоляция30Контрольная лампа резерва топлива
5Корпус31Выключатель ПТФ задних блок-фонарей
6Крышка32Фильтр датчика давления смазочного материала
7Стрелочный балансир33Пружинка
8Постоянный магнит оси стрелки34Подвижный контакт
9Каркас с катушками датчика35Неподвижный контакт (замассирован)
10Защитный диод36Диафрагма
11Выключатель внешних осветительных приборов37Картер двигателя
12Лампа давления масла38Контакт сигнализирующей лампы резерва
13Температурный указатель охлаждающей жидкости39Реостат
14Контрольная лампа заряда АКБ40Подвижный контакт реостата
15Блок ламп контроля41Датчик уровня и резерва бензина
16Лампа уровня тормозной жидкости42Поплавок с рычагом
17Лампа ручника43АКБ
18Лампа включения ПТФ44Генератор
19Спидометр45Датчик давления масла
20Одометр46Датчик температуры ОЖ
21Выключатель заднего обогрева стекла47Датчик уровня тормозной жидкости
22Заглушки крепежных винтов приборной доски48Монтажный блок
23Переключатель вентилятора системы вентиляции и обогрева салона49Замок зажигания
24Контрольная лампочка дальнего света50Реле-прерыватель лампы ручника
25Лампа поворотников51Выключатель лампы ручника
26Лампа внешнего освещения

К приборам, обеспечивающим комфортабельность, относится система обогрева и вентиляции салона, прикуриватель, мелкие осветительные приборы.

Для обеспечения безопасности и предотвращения перегорания электроприборов вся проводка заизолирована. Дополнительно питание всего оборудования производится через плавкие предохранители, которые собраны в одном блоке. То есть, к примеру, если не работают габариты, высока вероятность того, что произошло замыкание или электропроводки, посредством которой производится запитывание этих осветительных приборов. Электросхема блока предохранителей ВАЗ-2104 нанесена на его крышке, что позволяет быстро найти, предохранитель какого участка цепи и оборудования перегорел.

Книги и схемы по ремонту ВАЗ 2108

Здесь можно скачать следующие книги по ремонту и эксплуатации легкового автомобиля ВАЗ 2108 и его модификаций.

  • Каталог запасных частей автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и их модификаций/ 1992 год
  • 160 стр.
  • Размер — 72,8 МБ
  • Формат — pdf
  • Переднеприводные автомобили
      1989 год
  • 337 стр.
  • Размер — 3,9 МБ
  • Формат — djvu
  • Цветной иллюстрированный альбом ВАЗ 2108, 2109 и их модификации. Устройство и эксплуатация.
      1996 год
  • 91 стр.
  • Размер — 17,4 МБ
  • Формат — djvu
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]