Невозможно представить себе работу любого автомобиля, без каких-либо приборов, работающих от электрического тока. Начиная от самого основного — подачи искры, и заканчивая второстепенными функциями, влияющими на комфорт водителя и пассажиров — подогрев сидений, ЖК монитор и аудиосистема, GPS — навигатор и т.д., все они требуют определенной силы тока, для своей работы.
В автомобиле ВАЗ 2108, не так уж и много электрических приборов, но все же, им нужна постоянная подзарядка. Откуда она берется, каким образом поступает на каждый прибор, какие способы предохранения имеет и т.д., мы рассмотрим в данной статье.
Варианты ВАЗ 2108
Модель | Код комп- лек- тации | Распо- ло- жение орга- нов управ- ления | Исполнение | Двигатель | Комплектующие системы впрыска и контроллер | Нор- мы ток- сич- ности | Панель прибо- ров | Примечание |
ВАЗ- 2108 | 10 | левое | «Норма» для внутреннего рынка | 2108, 1.3 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания | — | R-83 | 2108 «низкая» | -> 01.00 |
ВАЗ- 21081 | 10 | левое | «Стандарт» для внутреннего рынка | 21081-10, 1.1 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания | — | R-83 | 2108 «низкая» | -> 05.97 |
ВАЗ- 21083 | 10 | левое | «Норма» для внутреннего рынка | 21083-50, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания | — | R-83 | 2108 «низкая» | -> 09.00 |
10 | левое | «Стандарт» для внутреннего рынка «базовая» | 21083-53, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания | — | R-83 | 21083 «высокая» | 09.00-> | |
110 | левое | «Норма» для внешнего рынка | 21083-50, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания | — | R-83 | 2108 «низкая» | -> 09.00 | |
110 | левое | «Стандарт» для внешнего рынка базовая | 21083-53, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания | — | R-83 | 21083 «высокая» | 09.00-> | |
143 | левое | «Норма» для стран Персидского залива | 21083-43, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания | — | R-83 | 2108 «низкая» | ->09.00с сигнализатором превышения скорости | |
ВАЗ- 21083-01 | 10 | левое | «Стандарт» для внутреннего рынка | 21083-50, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания | — | R-83 | 2108 «низкая» | -> 09.00 |
10 | левое | «Норма» для внутреннего рынка «базовое» | 21083-53, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания | — | R-83 | 21083 «высокая» | 09.00-> | |
110 | левое | «Стандарт» для внешнего рынка | 21083-50, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания | — | R-83 | 2108 «низкая» | ->09.00 | |
110 | левое | «Норма» для внешнего рынка базовая | 21083-53, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания | — | R-83 | 21083 «высокая» | 09.00-> | |
143 | левое | «Стандарт» для стран Персидского залива | 21083-43, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания | — | R-83 | 21083 «низкая» | ->09.00с сигнализатором превышения скорости | |
ВАЗ- 21083-02 | 10 | левое | «Люкс» для внутреннего рынка (базовая) | 21083-53, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания | — | R-83 | 21083 «высокая» | 09.00->;с противотуманными фарами и фароочисткой |
ВАЗ- 21083-03 | 10 | левое | «Люкс» для внутреннего рынка | 21083-50, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной cистемой зажигания | — | R-83 | 21083 «высокая» | -> 09.00;с противотуманными фарами и фароочисткой |
ВАЗ- 21083-20 | 10 | левое | «Стандарт» для внутреннего рынка | 2111-87, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива | GM, 2111-1411020-22 | R-83 | 21083 «высокая» | -> 03.00 |
10 | левое | «Стандарт» для внутреннего рынка (базовая) | 2111-88, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива | Rus+B, 2111-1411020-70, 2111-1411020-71 | R-83 | 21083 «высокая» | 09.00->;с иммобилизатором | |
ВАЗ- 21083-21 | 10 | левое | «Норма» для внутреннего рынка (базовая) | 2111-86, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива | Rus+B, 2111-1411020-60, 2111-1411020-61 | Евро-2 | 21083 «высокая» | ->03.00;с нейтрализатором и иммобилизатором |
ВАЗ- 21083-22 | 110 | левое | для внешнего рынка | 2111-83, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива | GM, 2111-1411020-22 | Евро-2 | 2108 «низкая» | ->03.00;с нейтрализатором и иммобилизатором |
10 | левое | Люкс для внутреннего рынка (базовая) | 2111-86, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива | Rus+B, 2111-1411020-60, 2111-1411020-61 | Евро-2 | 21083 «высокая» | 09.00->;с нейтрализатором, иммобилизатором, противотуманными фарами и фароочисткой | |
ВАЗ- 21083-23 | 10 | левое | для внутреннего рынка | 2111-82, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива | GM, 2111-1411020-22 | Евро-2 | 21083 «высокая» | ->03.00;с нейтрализатором и иммобилизатором |
ВАЗ- 21083-24 | 10 | левое | для внутреннего рынка | 2111-89, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива | Rus+B, 2111-1411020, 2111-1411020-70, 2111-1411020-71 | R-83 | 21083 «высокая» | с иммобилизатором |
20 | левое | для внутреннего рынка | 2111-86, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива | Rus+B, 2111-1411020-40 | Евро-2 | 21083 «высокая» | с нетрализатором и иммобилизатором | |
21 | левое | для вутреннего рынка | 2111-86, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива | Rus+B, 2111-1411020-60 2111-1411020-61 | Евро-2 | 21083 «высокая» | с нетрализатором и иммобилизатором | |
110 | левое | для внешнего рынка | 2111-86, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива | Rus+B, 2111-1411020-40 | Евро-2 | 21083 «высокая» | с нетрализатором и иммобилизатором | |
130 | левое | для внешнего рынка | 2111-74, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива | Rus+B, 2111-1411020-50 | Евро-3 | 21083 «высокая» | с нетрализатором, иммобилизатором, датчиком неровной дороги и датчиком фаз | |
131 | левое | для внешнего рынка | 2111-86, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива | Rus+B, 2111-1411020-40 | Евро-2 | 21083 «высокая» | с нетрализатором, иммобилизатором и подголовниками задних сидений | |
138 | левое | для швеции | 2111-86, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива | Rus+B, 2111-1411020-40 | Евро-2 | 21083 «высокая» | с нетрализатором, иммобилизатором и фароочисткой | |
139 | левое | для скандинавских стран | 2111-74, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива | Rus+B, 2111-1411020-50 | Евро-3 | 21083 «высокая» | с нетрализатором, иммобилизатором, датчиком неровной дороги и датчиком фаз, и фароочисткой | |
143 | левое | для стран Персидского залива | 2111-86, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива | Rus+B, 2111-1411020-40 | Евро-2 | 21083 «высокая» | с нетрализатором, иммобилизатором, сигнализатором превышения скорости | |
176 | левое | для Израиля | 2111-86, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива | Rus+B, 2111-1411020-40 | Евро-2 | 21083 «высокая» | с нетрализатором, иммобилизатором, и тонированными стеклами | |
ВАЗ- 21086 | 610 | правое | Норма для внешенго рынка | 2108, 1.3 л, карбюраторный с бесконтактной системой зажигания | — | R-83 | 21086 «низкая» | ->01.99 спидометр с совмещенной шкалой MPH — km/h |
ВАЗ- 21087 | 610 | правое | Стандарт для внешенго рынка | 21081-10, 1.1 л, карбюраторный с бесконтактной системой зажигания | — | R-83 | 21086 «низкая» | ->01.99 спидометр с совмещенной шкалой MPH — km/h |
ВАЗ- 21088 | 610 | правое | Норма для внешенго рынка | 21083-50, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной системой зажигания | — | R-83 | 21086 «низкая» | ->01.99 спидометр с совмещенной шкалой MPH — km/h |
ВАЗ- 21088-01 | 610 | правое | Стандарт для внешенго рынка | 21083-50, 1.5 л, карбюраторный с бесконтактной системой зажигания | — | R-83 | 21086 «низкая» | ->01.99 спидометр с совмещенной шкалой MPH — km/h |
ВАЗ- 21088-22 | 610 | правое | для внешенго рынка | 2111-83, 1.5 л, с распределенным впрыском топлива | GM, 2111-1411020-21 | Евро-2 | 21086 «низкая» | ->01.99 с нетрализатором, иммобилизатором, спидометр с совмещенной шкалой MPH — km/h |
Схема карбюратора ВАЗ 2108
Передняя половина схемы
Номер позиции на схеме | Расшифровка позиции |
1 | Фара |
2 | электродвигатель дворников фар*; |
3 | включатель подкапотной лампочки |
4 | сигналка |
5 | электродвигатель вентилятора обдува движка |
6 | сенсор подключения электродвигателя вентилятора; |
7 | генератор |
8 | электромагнитный дроссель подключения омыва фар |
9 | электромагнитный дроссель подключения омывания заднего стекла* |
10 | электромагнитный клапанок подключения омыва лобового стекла |
11 | свечи зажжения |
12 | датчик-распределитель зажжения |
13 | саленоид зажигания ВАЗ 2108 |
14 | тублер света заднего движения |
15 | устройство указателя ТОЖ |
16 | стартер ВАЗ 2108 |
17 | аккумулятор |
18 | сенсор уровня тормозной жидкости |
19 | коммутатор ВАЗ 2108 |
20 | датчик ВМТ 1-го цилиндра |
21 | диагностический клеммник |
22 | ЭБУ электромагнитным дросселем карбюратора; |
23 | релюха переключения стартера |
24 | концевой переключатель карбюратора |
25 | электромагнитный вантуз карбюратора |
26 | сенсор контрольки давления масла; |
27 | электродвигатель омывания стекол |
28 | электричяеский двигатель вентилятора печки |
29 | дополнительное сопротивление электродвигателя печки салона |
30 | выключатель вентилятора печки |
31 | электрический двигатель дворников лобового стекла |
32 | прикуриватель |
33 | лампочка света рычагов печки |
34 | розетка переносной лампочки |
* Устанавливается на части выпускаемых автомобилей .
Задняя половина схемы
Номер позиции на схеме | Расшифровка позиции |
35 | подкапотное освещение |
36 | лампочка света бардачка |
37 | блок предохроанителей ВАЗ 2108 |
38 | переключатель освещения приборов |
39 | переключатель контрольки ручного тормоза |
40 | включатель лампочки тормоза |
41 | подрулевой выкключатель |
42 | переключатель габаритов |
43 | выключатель аварийки |
44 | переключатель задней противотуманки |
45 | предохранитель линии противотуманного света |
46 | переключатель прогрева заднего стекла |
47 | боковые свеьтильники поворотов; |
48 | светильник |
49 | разъем для соединения к светильнику индивидуального света; |
50 | кнопка светильника на стойках дверей |
51 | релюха зажжения |
52 | замок поджигания |
53 | приборная панель |
54 | выключатель контрольки воздушной заслонки карбюратора |
55 | задние светильники |
56 | измеритель указателя уровня и остатка топлива; |
57 | подогреватель заднего стекла |
58 | электрический двигатель дворников заднего стекла |
59 | светильники освещения номера |
А | порядок условной нумерации клемм в колодке переключателя поджигания |
В | порядок нумерации клемм в колодке электрического двигателя дворников лобового стекла |
* Монтируется на части легковушках.
Целиковая схема
Полезно ! Схема ВАЗ 2109.
Схема электрообеспечения
Это основные составные элементы системы электрообеспечения ВАЗ-2104.
Полная ее схема представлена ниже:
1 | Блок-фары (включает в себя лампы ближнего и дальнего света, передние габариты) | 40 | Выключатели плафонов (в дверных стойках) |
2 | Боковые поворотники (расположены на крыльях) | 41 | Внутренний плафон кузова |
3 | АКБ | 42 | Выключатель с-мы обогрева заднего стекла с контрольной лампочкой |
4 | Реле стартера | 43 | Контролька ручника |
5 | Электропневматический клапан карбюратора (холостого хода) | 44 | Контролька включения задних ПТФ |
6 | Датчик ВМТ первого цилиндра | 45 | Контролька уровня тормозной жидкости |
7 | Cтартер | 46 | Переключатель с-мы омыва и очистки заднего стекла |
8 | Микровыключатель карбюратора | 47 | Выключатель аварийной сигнализации |
9 | Электрические двигатели очистителей фар | 48 | Реле-прерыватель контрольки ручника |
10 | Генератор | 49 | Переключатель поворотников |
11 | Звуковые сигналы | 50 | Переключатель света головных фар |
12 | Свечи; | 51 | Выключатель звукового сигнала |
13 | Лампа подкапотного пространства | 52 | Выключатель с-мы омыва и очистки стекла и фар |
14 | Датчик температуры ОЖ | 53 | Блок контрольных ламп |
15 | Датчик лампы давления масла | 54 | Переключатель с-мы омыва и очистки стекла и фар |
16 | Распределитель-прерыватель | 55 | Замок зажигания |
17 | Двигатель системы омыва лобового стекла | 56 | Выключатель регулятор освещения панели приборов |
18 | Катушка | 57 | Выключатель ПТФ в задних блок-фарах |
19 | Датчик уровня тормозной жидкости | 58 | Указатель температуры ОЖ |
20 | Электродвигатели системы омыва фар | 59 | Приборная доска |
21 | Блок управления пневматическим клапаном | 60 | Контролька давления масла |
22 | Диагностическая колодка | 61 | Указатель уровня бензина с контролькой резерва |
23 | Реле системы очистки стекла | 62 | Контролька заряда АКБ |
24 | Реле-прерывателя поворотников и аварийки; | 63 | Вольтметр |
25 | Двигатель системы очистки стекол; | 64 | Спидометр |
26 | Розетка для подключения переносной лампы; | 65 | Контролька габаритных огней |
27 | Выключатель стоп-сигнала | 66 | Контролька поворотников |
28 | Двигатель с-мы обогрева салона | 67 | Контролька дальнего света |
29 | Резистор двигателя с-мы отопления | 68 | Лампочка освещения приборной доски |
30 | Выключатель контрольной лампы ручника | 69 | Переключатель двигателя с-мы вентиляции и обогрева |
31 | Выключатель освещения при движении задним ходом | 70 | Двигатель с-мы омыва заднего стекла |
32 | Монтажный блок | 71 | Задние блок-фонари |
33 | Реле включения ближнего света | 72 | Фонари освещения номерной площадки |
34 | Реле включения дальнего света | 73 | Нагревательный элемент заднего стекла |
35 | Перемычка (вместо реле звуковых сигналов) | 74 | Двигатель очистителя заднего стекла |
36 | Реле включения системы омыва и очистки фар | 75 | Плафон багажного отсека |
37 | Реле включения системы обогрева заднего стекла | 76 | Датчик уровня и резерва бензина |
38 | Лампочка бардачка | 77 | Реле зажигания |
39 | Прикуриватель |
Отметим, что данной системой электрооборудования изначально оснащались только экспортные модели ВАЗ-2104. Штатным оно стало для последующей модификации универсала – 21043.
Для сравнения ниже представлена схема электрооборудования ВАЗ-2105, которая являлась штатной для первых моделей универсала:
По схеме видно, что первые универсалы не оснащались системой обогрева и очистки заднего стекла, омывателями и очистителями фар, а также механизмами их управления. В остальном электрическая схема идентична.
Схема электрооборудования ВАЗ-2104 инжектор отличается тем, у этого авто используется уже электроборудование, позаимствованное у инжекторной модели ВАЗ-2107. Эта модификация универсала получила обозначение ВАЗ-21047 и она являлась последней в истории этого автомобиля.
Схемы генератора
В этом разделе представлена схема генератора ваз 2108 двух видов. Одна из них — это схема генератора 2108 карбюратор, предназначенная для генератора модели 37-3701, монтированных на карбюраторных двигателях. Другая схема подключения генератора ваз 2108 предназнаяена для генератора модели 5102.3771, устанавливаемых на автомобили с инжекторным движком марки ВАЗ-2111-80.
Электрическая схема генератора 37.3701 карбюраторного мотора
Номер позиции на схеме | Расшифровка позиции |
1 | генератор ВАЗ 2108 модели 37.3701 |
2 | минусовой вентиль |
3 | добавочный диод |
4 | плюсовой вентиль |
5 | сигнальная лампочка разряда аккумулятора |
6 | панель приборов |
7 | вольтметр |
8 | блок плавких предохранителей |
9 | добавочные резисторы по 100 Ом, 2Вт |
10 | релюшка зажжения |
11 | переключатель поджигания |
12 | источник электричества |
13 | конденсатор |
14 | обмотка роьора |
15 | регулчтор напруги |
Генератор модели 37.3701 монтируется на автомобилях ВАЗ 2108 с карбюраторными движками.
Схема генератора 5102.3771 инжекторного движка
Номер позиции на схеме | Расшифровка позиции |
1 | источник электричества |
2 | генератор ВАЗ 2108 модели 5102.3771 |
3 | блочок релюх и предохранителей |
4 | сигнальная лампочка разряда аккумулятора, размещенная на панели приборов |
5 | переключатель зажжения |
На авто с инжекторным движком мод. ВАЗ-2111-80 штатно монтировался генератор 5102.3771 выпуска (Россия), но вместо него может быть смонтирован генератор 94.3701.
Напруга для возбуждения генератора при подключении зажжения подается к контакту «D+» регулятора (вывод «D+» генератора) через контрольку 4, размещенную на приборной панели. При подключении поджигания лампочка должна светится, а после запуска движка — патухнуть, если генератор рабочий. Яркое свечение лампочки или горение ее в полнакала говорит о неисправностях генератора.
Электрическая схема для проверки генератора на стенде
Электрическая схема проверки генератора осцилографом
Схема электропроводки ваз 2109
Автомобиль ВАЗ 2109 на протяжении многих лет оставался одним из самых популярных в стране. Не просто популярных, но и престижных. В социальной иерархии владельцы девяток стояли не намного ниже владельцев подержанных Кадетов и Джетт. С надежностью автомобиля можно было поспорить, но поскольку альтернативы не было, то автомобиль заполонил весь СНГ и даже собирался узловым методом в Финляндии, но это мало относится к модели 2109.
Это интересно: Автомобили на евро номерах — лакомый кусочек для угонщиков
Содержание:
Электросхема ВАЗ 2109
Как и весь автомобиль, электрооборудование было не на самом высшем уровне, поэтому владельцы девяток должны знать схему электропроводки ВАЗ 2109 досконально. Для этого мы привели заводскую схему в хорошем разрешении, которой можно пользоваться с поправками на вносимые изменения время от времени.
Эта схема канонической девятки с заводскими маркировками и пояснениями. Принципиально схема довольно проста, но вызывали трудности сами электроприборы, о проблемах с которыми мы и поговорим.
Основные проблемы с электропроводкой 2109
Самой большой проблемой в электрооборудовании ВАЗ 2109 было низкое качество комплектующих и неудовлетворительное качество сборки. Несмотря на то, что Тольятти по традиции во всех смертных грехах обвиняет поставщиков, отдуваться в итоге приходится нам, а как обычных пользователей, нас совершенно не должно интересовать, по какой причине постоянно перегорают спирали на двухнитевых лампах задних фонарей. Также нам-то в принципе все равно, какой завод делал корпуса для блока предохранителей — мы видим только неадекватную работу электрооборудования, когда при нажатии на педаль тормоза включается правый поворот.
И таких примеров можно привести массу. Если завод не уверен в качестве комплектующих, зачем тогда их ставить на автомобиль. Поэтому риторические вопросы только приводят к излишним колебаниям воздуха, а проблему не решают. Приведенная же проблема со стопами решается довольно просто:
- снимается плафон заднего фонаря;
- из багажника отключаются клеммы питания;
- откручивается вся планка, на которой смонтированы лампы;
- проверяется контакт на гибкой плате в месте крепления к патрону лампы.
Замыкания дорожек этой платы происходят вследствие загрязнения контактов и дорожек. Тогда сигнал, поданный на лампу стопа, может быть попросту перенаправлен на лампу указателя поворотов. Кардинально это решается заменой всей платы новой, но и новая планка не прослужит так долго, как хотелось бы вследствие плохой герметизации плафона изнутри багажного отделения. Вроде бы мелочь, а мы тратим драгоценное время на решение пустяковых проблем, которые решаются на уровне производства при правильном, а не ВАЗовском подходе.
Доработки и исправление заводских ошибок
В свете вышесказанного, очень характерна для девятки поломка блока управления электроникой. Причина очень проста — его корпус попросту пропускает воду, пыль и влагу в виде конденсата. Само его размещение на полке воздухопритока не совсем понятно, но есть и более значимые минусы, которые можно устранить своими руками. Завод предусмотрел крошечную канавку для стока воды из корпуса, но она постоянно забивается, корпус наполняется водой, и блок управления медленно и уверенно погибает. Стоит он недешево, поэтому такая халатность конструкторов не поддается объяснению. Выходов из ситуации два — постоянно прочищать канал стока воды, или менять блок как минимум, раз в год.
Также стоит обращать внимание на то, что силовая проводка на нижней полке радиатора постоянно подвергается воздействию высоких температур. Кроме того, в этом месте она никак не защищена от воды и грязи. Тоже труднообъяснимый момент. К категории оплошностей с жгутами проводов можно отнести жгут под ковриком рядом с сиденьем водителя. Там постоянно накапливается влага, а чтобы ее удалить, нужно просушивать пол, неизбежно дергая этот жгут. Самостоятельно, конечно, такую проблему не решить — слишком большой объем работ по перетяжке всей проводке в автомобиле.
Стоит особое внимание уделять силовым клеммам на генераторе. Они очень часто разбалтываются, нагреваются, искрят и плавят проводку. Но это не самое страшное. Провода могут замкнуть накоротко, а здесь уже пахнет горелым. Поэтому не стоит лениться, а как можно чаще проверять этот узел на предмет затяжки клемм.
Изоляция жгутов проводов 2109
Ради изоляции жгутов никто не станет разбирать пол-автомобиля, но при случае это сделать нужно для своей же безопасности. Пользуясь схемой, которую мы поместили в начале статьи, вся работа не займет много времени, зато вы будете уверены в качестве изоляции проводки. Для того понадобятся:
- Гофрорукав для электропроводов.
- Изолента.
- Очиститель для проводов.
Перед тем, как проводить упаковку старой проводки в рукав, обработайте провода очистителем, которых масса в продаже в аэрозольных баллончиках. Далее, следуя инструкции и сверяясь с электросхемой действуем так:
- Отсоединяем АКБ
- Отсоединяем клеммы и извлекаем жгут.
- Обрабатываем его аэрозолем.
- Проводим визуальную проверку контактов.
- Укладываем жгут в гофру.
- Фиксируем и герметизируем места входа жгута в гофру.
- Укладываем готовый кабель на место.
- Сверяясь со схемой, подключаем клеммы.
Особенное внимание нужно уделять герметизации жгутов в тех местах, где они напрямую контактируют с водой или горячими поверхностями. Также при сборке обращайте внимание на целостность колодок и состояние контактов и клемм.
Таким образом, потратив совсем немного времени, мы сохраним проводку и избавимся от лишних проблем с короткими замыканиями. Следите за проводкой, и удачи в дороге!
Электрическая схема подключения стартера ВАЗ 2108
№ позиции на схеме ВАЗ | Расшифровка позиции на схеме |
1 | стартер ВАЗ 2108 марки 2113-3708010-00 или 29.3708, 423.3708. |
2 | источник электричества |
3 | магнето |
4 | блочок релюх и предохранителей |
5 | переключатель зажжения |
Р1 | втягивающая обмотка тягового реле |
Р2 | удерживающая обмотка тягового реле подключения стартера |
На авто монтировался стартер марки 2113-3708010-00 предприятия «Прамо» производства России, но могут ставиться стартеры марки 29.3708, 423.3708. Все стартеры — это электродвигатель постоянного тока с смешанным возбуждением и с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле.
Схема зажигания 2108
Здесь представлена схема бесконтактного зажигания ваз 2108. Схема подключения зажигания 2108 включает коммутатор 2108 и схему его подключения, а также другие устройства, список которых приведен в этом разделе.
№ позиции на схеме ВАЗ | Расшифровка позиции на схеме |
1 | бесконтактный датчик |
2 | датчик-распределитель поджигания ВАЗ 2108 марки 40.3706 или 40.3706-01, |
3 | свечи воспламенения |
4 | коммутатор |
5 | соленоид поджигания |
6 | блок релюшек и предохранителей |
7 | релюшка зажжения |
8 | замок зажжения |
Комплектация бесконтактной системы зажигания авто ВАЗ 2108:
- Датчик-распределитель поджигания — 40.3706 или 40.3706-01;
- Коммутатор — 3620.3734, или 76.3734, или RT1903, или PZE4022;
- Катушка зажжения — 3122.3705 с замкнутым магнитопроводом, сухая или типа 8352.12
- Свечи воспламенения — А17ДВР, или А17ДВРМ, или А17ДВРМ1, или FE65PR, или FE65CPR
Важно ! Нужно возить в авто датчик Холла и коммутатор. Поломка этих устройств довольно велика, а отремонтировать их или сменить на другое нельзя. При их поломке движок завести нельзя, но их смена проста. Тоже самое относится и к катушке зажжения, но она более долговечней, чем датчик и коммутатор. При крайней нужде ее можно заменить саленоидом от другого авто.
Важно ! Схема электронного зажигания инжекторного двигателя модели ВАЗ-2111-80 легковушки ВАЗ 2108.
Признаки неисправности коммутатора как проверить коммутатор своими силами.
Назначение и особенности конструкции коммутатора.
Коммутатор – это один из элементов электрического оборудования автомобиля. Его задача – обеспечение нормальной работы бесконтактной системы зажигания. Крепления узла производится в подкапотном пространстве.
Устройство отличается надежностью, способностью выдерживать серьезные вибрации и ударные нагрузки
Это очень важно, ведь в корпусе коммутатора находятся чувствительная к воздействиям электроника
В основе коммутатора ВАЗ – стандартная микросхема L 497, которая производит управление транзистором «N-P-N» типа.
Особенность схемы – возможность программирования со стороны пользователя и установка необходимого коэффициента задержки. От корректности этого показателя напрямую зависит запуск холодного двигателя.
Благодаря четкой настройке, можно ускорить частоту вращения коленчатого вала (исключив при этом провалы в работе) и гарантировать качественную тягу силового узла.
К основным параметрам устройства коммутатора можно отнести:
Диапазон напряжений – от 6 до 16 Вольт; рабочий уровень напряжения – 13,5 Вольт; обеспечение бесперебойной искры при вращении коленвала в диапазоне от 20 до 7000 оборотов; ток коммутации – от 7,5 до 8,5 А.
Признаки неисправности коммутатора.
Одним из главных симптомов неисправности коммутатора — потеря искры. Двигатель плохо заводится и время от времени глохнет, появляются перебои в работе.
Но не стоит торопиться с заменой — важно убедиться в причине, ведь потеря искры может произойти по целому ряду причин – выходу из строя датчика Холла, разрыве ремня ГРМ, неисправности катушки зажигания, плохому контакту в крышке распределителя, проблемами в проводке и так далее. Если диагностика остальных узлов не дала результатов, то можно переходить к нашему «герою»
Но как проверить коммутатор, ведь устройство имеет весьма сложную конструкцию?
Если диагностика остальных узлов не дала результатов, то можно переходить к нашему «герою». Но как проверить коммутатор, ведь устройство имеет весьма сложную конструкцию?
Как проверить коммутатор, своими силами.
Большинство автолюбителей не морочат голову с диагностикой и просто ставят новый узел. Такой способ имеет свои плюсы. Во-первых, не нужно тратить время на проверку – достаточно установить новую деталь.
Во-вторых, можно сразу определить, в ней причина или нет. На самом деле бояться работы не стоит, ведь проверка коммутатора занимает несколько минут.
Итак, для выполнения работ в домашних условиях хватит контрольной лампы (номинальное напряжение должно быть 12 Вольт) и стандартного набора ключей.
С их помощью можно убедиться в наличии или отсутствии импульсов, а в дальнейшем принять решение об исправности самого устройства.
Алгоритм действий по проверке коммутатора:
Для начала выполнения работ желательно отключить АКБ, что бы случайно не замкнуть проводки, которые вы будите откручивать.
С помощью ключа на «восемь» выкручивайте гайку и снимите проводок с катушку зажигания с маркировкой «К». Этот провод легко распознать – он имеет коричневатый цвет и направляется к зажиму под маркировкой один на коммутаторе;
Подключайте этот провод через контрольную лампочку к зажиму «К» на катушке зажигания, а далее подсоединяйте аккумулятор;
Включайте стартер двигателя и наблюдайте за действиями лампы. Если она мигает, то коммутатор исправен. Если же лампочка не подает никаких признаков жизни, то единственный выход – это замена устройства.
При наличии сомнений в исправности детали, проверка должна производиться на специальном стенде (такой всегда есть на СТО).
В этом случае можно не только определить факт работоспособности изделия, но и измерить продолжительность импульсов.
При появлении первых подозрений не стоит сразу же менять коммутатор или тратить деньги на мастера. Вы вполне способны справиться с работой своими руками.
Тем более, теперь вы знаете, как проверить коммутатор на ВАЗ 2109 и других моделях отечественной марки. Остается выделить время и подготовить минимальный набор инструментов. Удачной дороги и конечно же без поломок.
Задача системы зажигания ВАЗ 2107 — формирование искры, которая воспламеняет воздушно-топливную смесь в цилиндрах. В старых моделях “классики” это работает на основе связки “прерыватель-катушка зажигания”. На более современных автомобилях устанавливается бесконтактная система зажигания, где за искрообразование отвечает коммутатор зажигания ВАЗ 2107.
Неисправности коммутатора сказываются на эффективности и работоспособности всей системы зажигания и автомобиля в целом. Поэтому не лишнем будет узнать о том, как проверить коммутатор ВАЗ 2107 и заменить его, если в этом есть необходимость.
Схема включения очистителя и омывателя ветрового стекла
№ позиции на схеме ВАЗ | Расшифровка позиции на схеме |
1 | моторчик с редуктором дворников лобового стекла |
2 | термобиметаллический предохранитель |
3 | электрический двигатель помпы омыва ВАЗ 2108 марки 33.5205 |
4 | электромагнитный дроссель омыва лобового стекла |
5 | блок релюх и предохранителей |
6 | замок поджигания |
7 | релюшка зажжения |
8 | включатель дворников и омыва стекол |
К3 | релюха дворников лобового стекла |
А | последовательность условной нумерации контактов в колодке дворников |
Б | к клемме «30» генератора |
а | щетка 2-й скорости очистителя |
б | щетка 1-й скорости очистителя; |
в | пружинная пластина концевого переключателя |
г, д | контактные стойки концевого переключателя |
С1, С2 | помехоподавительные конденсаторы |
L1, L2 | дроссели |
Очистители лобового стекла бывают отечественного или венгерского производителя. Они взаимозаменимы по присоединительным и посадочным размерам. Также взаимозаменимы и моторчики с редукторами этих устройств, хотя они имеют некоторые отличия в конструкции.
Электрическая схема стеклоочистителя 2108 стекла двери задка
№ позиции на схеме ВАЗ | Расшифровка позиции на схеме |
1 | электрический двигатель помпы омыва |
2 | электромагнитный дроссель подключения омыва заднего стекла |
3 | блочок релюх и предохранителей |
4 | переключатель поджигания |
5 | включатель дворников и омыва стекол |
6 | очиститель заднего стекла |
А | к контакту «30» магнето |
Б | план условной нумерации контактов в клеммнике очистителя заднего стекла |
На некоторых авто могут устанавливаться очистители стекла двери задка вместе с электромагнитными дросселями омыва.
Полная схема
Порядок условной нумерации штекеров в колодках:
а – монтажного блока, комбинации приборов, выключателя зажигания и очистителя ветрового стекла (у колодок с другим числом штекеров – порядок нумерации аналогичный); б – датчика-распределителя зажигания; в – коммутатора и блока управления электромагнитным клапаном карбюратора; г – блок-фар, очистителей фар и заднего стекла; ж – плафона освещения салона; е – датчика уровня топлива; д – задних фонарей (нумерация выводов по порядку сверху вниз)
* Устанавливались на части выпускаемых автомобилей. ** С 1995 г. не устанавливаются.
Схема включения электродвигателя вентилятора отопителя
№ позиции на схеме ВАЗ | Расшифровка позиции на схеме |
1 | блочок релюшек и предохранителей ВАЗ 2108 |
2 | переключатель зажжения |
3 | добавочный резистор |
4 | электрический двигатель вентилятора печки ВАЗ 2108 марки 45.3730 |
5 | включатель электрического двигателя печки |
А | к клемме «30» магнето |
Электрическая схема системы обогрева заднего стекла
№ позиции на схеме ВАЗ | Расшифровка позиции на схеме |
1 | блочок релюшек и предохранителей |
2 | релюха подключения прогрева заднего стекла |
3 | переключатель зажигания |
4 | переключатель подогрева заднего стекла; |
5 | контролька подключения прогрева заднего стекла |
6 | нагреватель заднего стекла |
Если при подключении подогрева стекло не прогревается, нужно проконтролировать предохранитель F4, провода и их подсоединения, а также переключатель и релюху 2.
При поломке нагревателя заднего стекла завод-изготовитель рекомендует менять все стекло, но теперь в торговой сети имеется специальные комплекты для ремонта порванных нитей нагревателя, которые состоят из нужных для этого компонентов, инструмента и руководства по использованию.
Микропроцессорная система зажигания оборудована:
- одной катушкой, которая общая для узлов;
- сдвоенным или индивидуальным устройством генерации напряжения.
Каждый из вариантов обладает отличительными чертами:
- общая катушка монтируется в устройствах с микропроцессорным зажиганием, оборудованным распределителем;
- индивидуальный тип катушки монтируется на свече, что позволяет отказаться от установки высоковольтных проводников;
- катушки сдвоенного типа монтируются в узлах прямого зажигания. Так, на 4-цилиндровом моторе монтируется пара катушек. Одна устанавливается на пару цилиндров 1 и 4, а вторая — на 2 и 3. В каждом устройство генерируется ток высокого напряжения. Искра образуется одновременном в двух камерах сгорания. В одной воспламеняется подготовленная топливная смесь, а в другой искра работает впустую.
Схема соединений комбинации приборов ВАЗ 2108 с «низкой» панелью (вид сзади)
№ позиции на схеме ВАЗ | Расшифровка позиции на схеме |
А | план условной нумерации клемм в колодках комбинации приборов |
а | сочленения на печатной плате для комбинации приборов без гнезда 17 |
1 | вольтметр |
2 | лампочки подсветки приборов |
3 | указатель тепла тосола |
4 | контролька прогрева заднего стекла |
5 | контролька дальнего освещения фар |
6 | резервная контролька |
7 | контрольная лампочка задних противотуманок |
8 | контролька габаритов |
9 | контролька указателей поворотов |
10 | контрольная лампочка «STOP» |
11 | контролька давления масла |
12 | контрольная лампочка ручника |
13 | контролька аварийки |
14 | контролька уровня тормозной жидкости; |
15 | контрольная лампочка дроссельной заслонки карбюратора |
16 | контролька разряда аккумулятора |
17 | гнездо для реле-прерывателя контрольной лампочки ручника |
18 | указатель уровня бензина |
19 | контролька резерва горючего |
Соединения комбинации приборов изготовлены печатным монтажом на пластине из фольгированного гетинакса. Пластина прикреплена на обратной стороне корпуса.
Схема приборной панели Ваз-2104, устройство контрольных датчиков
Водитель осуществляет контроль за работой силовой установки и систем авто при помощи датчиков, установленных на приборной доске в салоне.
I – температурный датчик; II – приборная доска; III – лампа давления масла; IV – датчик уровня бензина; V – схема включения электрических приборов.
1 | Терморезистор | 27 | Вольтметр |
2 | Контактная пружина | 28 | Приборная доска |
3 | ГБЦ | 29 | Указатель уровня бензина |
4 | Бумажная изоляция | 30 | Контрольная лампа резерва топлива |
5 | Корпус | 31 | Выключатель ПТФ задних блок-фонарей |
6 | Крышка | 32 | Фильтр датчика давления смазочного материала |
7 | Стрелочный балансир | 33 | Пружинка |
8 | Постоянный магнит оси стрелки | 34 | Подвижный контакт |
9 | Каркас с катушками датчика | 35 | Неподвижный контакт (замассирован) |
10 | Защитный диод | 36 | Диафрагма |
11 | Выключатель внешних осветительных приборов | 37 | Картер двигателя |
12 | Лампа давления масла | 38 | Контакт сигнализирующей лампы резерва |
13 | Температурный указатель охлаждающей жидкости | 39 | Реостат |
14 | Контрольная лампа заряда АКБ | 40 | Подвижный контакт реостата |
15 | Блок ламп контроля | 41 | Датчик уровня и резерва бензина |
16 | Лампа уровня тормозной жидкости | 42 | Поплавок с рычагом |
17 | Лампа ручника | 43 | АКБ |
18 | Лампа включения ПТФ | 44 | Генератор |
19 | Спидометр | 45 | Датчик давления масла |
20 | Одометр | 46 | Датчик температуры ОЖ |
21 | Выключатель заднего обогрева стекла | 47 | Датчик уровня тормозной жидкости |
22 | Заглушки крепежных винтов приборной доски | 48 | Монтажный блок |
23 | Переключатель вентилятора системы вентиляции и обогрева салона | 49 | Замок зажигания |
24 | Контрольная лампочка дальнего света | 50 | Реле-прерыватель лампы ручника |
25 | Лампа поворотников | 51 | Выключатель лампы ручника |
26 | Лампа внешнего освещения |
К приборам, обеспечивающим комфортабельность, относится система обогрева и вентиляции салона, прикуриватель, мелкие осветительные приборы.
Для обеспечения безопасности и предотвращения перегорания электроприборов вся проводка заизолирована. Дополнительно питание всего оборудования производится через плавкие предохранители, которые собраны в одном блоке. То есть, к примеру, если не работают габариты, высока вероятность того, что произошло замыкание или электропроводки, посредством которой производится запитывание этих осветительных приборов. Электросхема блока предохранителей ВАЗ-2104 нанесена на его крышке, что позволяет быстро найти, предохранитель какого участка цепи и оборудования перегорел.
Книги и схемы по ремонту ВАЗ 2108
Здесь можно скачать следующие книги по ремонту и эксплуатации легкового автомобиля ВАЗ 2108 и его модификаций.
- Каталог запасных частей автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и их модификаций/ 1992 год
- 160 стр.
- Размер — 72,8 МБ
- Формат — pdf
- 1989 год
- 1996 год