Рано или поздно, но все автомобилисты сталкиваются с очередной проблемой замены свечей зажигания. А те, кто не привык к услугам автомехаников и предпочитает решать проблемы самостоятельно, очень часто становятся свидетелями образования загрязнений на свечах зажигания. Желтый налет на изоляторе свечи зажигания или коричневый налет на свечах зажигания возникает по определенным причинам и часто бывает разной природы. В этой статье мы постараемся разобраться в них, а также объясним, как избежать такой участи в будущем.
Почему появляется нагар на свечах
Оптимальным сроком использования свечей зажигания считают 60 000 километров. Профессиональные автомеханики советуют проводить замену элемента сразу после преодоления этого рубежа.
При регулярном уходе и осмотре транспортного средства не всегда удается избежать возникновения светлого налета на поверхности изделия. Нормальным цветом верхнего наконечника считаются светло-серый оттенок. Проявление лёгких изменений не сказывается на работоспособности автотранспорта.
- Специалисты выделяют несколько причин, которые могут провоцировать подобные изменения.
- Свечи зажигания внутри двигателя предназначены для выполнения функций воспламеняющего элемента, создающего искру.
- Она способствует горению топливной массы. Устройство механизма подразумевает расположение этих элементов рядом с камерой сгорания двигателя.
- В момент запуска мотора поверхность свечи испытывает огромные нагрузки.
- Помимо этого они подвергаются повышенному давлению, высокой температуре и разным физико-химическим процессам.
В результате по истечению некоторого времени в нижнем отделе свечи зажигания, на поверхности изолятора или электроде появляется нагар сероватого оттенка. Инородные частицы равномерно распределяются по поверхности металлического наконечника.
В зависимости от разновидности проблемы с автомобильным двигателем цветовая палитра наконечника свечи может изменяться. По периметру корпуса могут возникать красные, оранжевые и чёрные пятна.
Избежать серьезных проблем в работоспособности транспортного средства позволит своевременная диагностика. В первую очередь рекомендуют обратить внимание на состояние угла опережения зажигания или УОЗ.
Причины появления нагара
Нормальный срок эксплуатации свечей зажигания 50 тыс. км. По преодолению такого рубежа их необходимо заменить. Это нормальный результат, его избежать нельзя. Интересный факт, вы можете отлично ухаживать за машиной, но появлению налета не избежать. Нормальный цвет для них – серый. Легкие изменения – не страшны, если электроды не имеют видимых повреждений. Если на новых свечах появился налет, тогда нужно искать причины.
Какой цвет не опасен
Работоспособность бензинового двигателя напрямую зависит от состояния свечных электродов. Их поверхность должна быть окрашена в грязно-коричневый оттенок, без масляных следов и элементов сажи.
Если поверхность свечи зажигания изменена, то рекомендовано осуществить внеплановую техническую диагностику, позволяющую обнаружить причину таких неполадок. Провоцировать подобные изменения могут различные отделы бензинового двигателя.
Различают несколько вариантов окраски, которые покрывают искровые электроды. К ним относят:
- Серый;
- Белый;
- Терракотовый;
- Красный;
- Чёрный.
Верхняя часть свечи может быть покрыта различными отложениями. Чаще всего она подвергается масляным отложениям или толстому слою сажи. Подобные изменения указывают на серьезные неполадки в работе двигателя.
Как масло попадает в свечной колодец?
Очень просто, на руках специалистов СТО или гарантийного сервиса. Также бывает, часть прорывается через резьбу. Особенно когда вы часто откручивали свечу, нет 100% герметичности.
Ведь отработанные газы все равно могут содержать частички масла, и они попадают в колодец.
Также могут пропускать сальники клапанной крышки, со временем они дубеют, начинают пропускать масло в свечные колодца.
Просто поймите — хватит и полкапли, чтобы она затем с ионизированным воздухом осела на изоляторе в виде коричневого налета.
Сюда же можно отмести — пыль, грязь и прочее. Все это также оседает.
Конечно, бывают идеально чистые изоляторы даже на 16 клапанных моторах, но дело тут в другом
Виды нагара на свечах
Предлагаем рассмотреть несколько ситуаций, помогающих разобраться с причиной появления данных изменений. Например, транспортное средство проехало расстояние свыше 25 км.
При выкручивании свечей зажигания удалось обнаружить, что на поверхности электродов возник светло-серый или терракотовый оттенок.
Поверхность металлического наконечника недеформированная, а следы масляных отложений отсутствует. Подобные изменения свидетельствует о нормальной работоспособности автомобиля. Незначительные изменения указывают на правильную работу камеры сгорания.
Подобные оттенки встречаются не всегда. Многие автомобилисты после выкручивания свечей зажигания обнаруживали, что поверхность приобрела следующую расцветку:
- Чёрную;
- Белую;
- Красную.
Помимо оттенка наконечник может быть покрыт следами бензина, автомобильного масла, золы или коррозии. При простом осмотре свечей зажигания важно определить структуру налёта.
Например, если появилась чёрная матовая копоть, то подобное явление свидетельствует о загрязнение в области воздушных фильтров, неправильной фиксации искрового зазора, появлении трещины в изоляторе или проведение неправильной регулировки карбюратора.
Исправить ситуацию позволит правильная регулировка рабочих процессов двигателя, установка правильного искрового зазора, замена воспламеняющегося механизма.
Чистка свечей – используем проверенные методы
Своевременная чистка свечей зажигания позволяет продлить их ресурс и стабилизировать работу системы зажигания и двигателя в целом. Для очистки нагара можно использовать несколько способов. Самый простой и удобный – чистка в домашних условиях с помощью мелкозернистой наждачной бумаги или металлической, капроновой или даже зубной щетки. Аккуратно, с помощью щетки очистите загрязненную поверхность, после чего проведите шлифовку мелкой наждачкой. Самое главное – стараться глубоко не поцарапать поверхность и не нарушить установленный зазор между электродами, поэтому не используйте для очищения грубые предметы (отвертки, шило).
Второй способ смыть образовавшийся нагар – использовать доступную бытовую химию и различные моющие составы. Обезжирьте загрязненную поверхность, затем опустите свечи в раствор с моющим средством и подержите их несколько часов, для этих целей хорошо подходит ацетон, уксус, бытовая химия. Для очищения желтоватого или красного налета можно использовать даже такие доступные средства, как Кола или Спрайт. В их составе есть ортофосфорная кислота, которая и способствует легкому очищению. При использовании ацетата аммония или другого кислотного раствора необходимо сначала прокалить свечи и нагреть их до большой температуры, а затем резко опустить в раствор с кислотой на несколько минут.
Качественную чистку свечей можно также провести в специализированных автосервисах. Как правило, они предлагают очищение специальным ультразвуком или пескоструем.
Черный нагар на свечах зажигания
Возникновение чёрного нагара напрямую связано с контактом металлического наконечника и воздушно топливной смеси. Если до установки поверхность была однородной или имела серый оттенок, то возникновение бархатисто чёрного налёта напрямую связано со следующими причинами:
- Проникновение масляной смеси в область камеры сгорания;
- Низкое качество топлива;
- Многократное превышение допустимой нормы концентрации металлических присадок составе бензина;
- Неисправная работа системы охлаждения;
- Неполадки в настройках угла опережения зажигания;
- Использование низкооктанового бензина.
Что делать при появлении налета тёмного оттенка? Первым делом необходимо ознакомиться с составом масляной смеси и состоянием поршневых колец. Если смесь правильно подобрана, то следует обратить внимание на топливную смесь.
После этого можно диагностировать систему охлаждения и провести замену свечей на новые элементы. При регулировке угла опережения зажигания рекомендуется обращать внимание на рекомендации специалистов. Дело в том, что неправильный зазор будет провоцировать возникновение новых неисправностей.
Устранение причин неудовлетворительной работы системы зажигания
Основной причиной недостаточного сгорания топлива в цилиндре является неправильно приготовленная топливная смесь. В автомобилях старых моделей за качество смеси отвечал карбюратор. Устройство обеспечивало:
- обогащение топлива кислородом;
- дозирование кислорода в топливе;
- рециркуляцию отработанных газов;
- подачу топливной смеси в цилиндры ДВС.
Основными регулировками состава горючего являются винты качества и количества. Первый определяет количество кислорода в бензине, второй количество бензина. Свеча, покрытая белым налетом, говорит о том, что карбюратор перенасыщает топливо кислородом. Во многих случаях достаточно покрутить винт качества или отрегулировать дроссельную заслонку для устранения проблемы. Но может быть придется заменить дозирующий жиклер карбюратора или очистить его от загрязнений. Жиклеры изготавливаются из мягкой меди, поэтому очистить его, не повредив, непросто. Следует использовать мягкую проволоку или сжатый воздух. Отверстие можно очистить, вымочив в течение нескольких часов в бензине или других растворителях.
Также карбюратор может подавать недостаточное количество кислорода в топливо. Смесь не полностью сгорает и на свечах образовывается черный налет. Восстанавливается нормальная работа карбюратора регулировкой.
Карбюратор ВАЗ 2107
Несколько другая ситуация с автомобилями оснащенными системой подачей топлива с инжекторами. Цвет нагара свечей реагирует на качество топливной смеси, так же как и в карбюраторных системах. Но инжекторы в современных автомобилях регулируются только при помощи компьютерных технологий с использованием специализированного ПО. Диагностировать неисправность, по цвету свечи возможно, но установить правильный угол зажигания и соотношение компонентов горючей смеси самостоятельно вряд ли удастся, этот удел сервисных центров.
Белый нагар на свечах зажигания
Возникновение белого оттенка на поверхности электродов свечей зажигания свидетельствует о некачественном составе воздушно топливной смеси. Использовать такой бензин в дальнейшем не рекомендуется. Дело в том, что компоненты в составе жидкости могут спровоцировать возникновение новых проблем с работой двигателя.
При запуске двигателя наблюдают нарушенный процесс горения, который сопровождается большим выбросом тепловой энергии. В результате камера сгорания перегревается, тем самым вызывая оплавление металлических наконечников и металлической кромки.
Другие факторы, которые рассказывают о наличии проблемы
О том, что в работе двигателя возникли проблемы, может сказать не только цвет. К примеру, если вы заметили, что на электродах образовалась эрозия, то, вероятнее всего, вы используете низкокачественный бензин, в котором повышенное содержание свинца. Появлению эрозии способствует и плохой зазор. Сама по себе зола является изолятором, соответственно, если ее слой будет слишком толстым, то в системе не сможет развиться нужное напряжение. Появлению золы способствует то, что в цилиндрах мотора не до конца сгорает моторная жидкость, что обусловлено другими проблемами, связанными с поршневыми кольцами.
Что касается остатков моторной жидкости на электродах, то они говорят о выходе из строя клапанов либо перегородок, также на электродах может располагаться и металлическая стружка.
В этом случае систему опять же заливает бензином, отчего это происходит:
- неправильно работает система в целом;
- в работе зажигания возникли проблемы.
В том случае, если на протяжении долгого времени транспортное средство стоит, в начале его работы может наблюдаться троение ДВС, которое со временем пропадает. При этом из глушителя будет идти сине-белый дым. В этом случае проблема, вероятнее всего, кроется в температуре цилиндра. Масло образуется на свечах тогда, когда свеча сама по себе холодная, либо есть необходимость замены масляных колпачков либо поршневых колец.
При несвоевременном решении проблемы расход топлива может увеличиться в два раза, а если неисправность связана с поршневыми кольцами или перегородками, то решать ее в любом случае придется. И этот момент лучше не затягивать!
Красный нагар на свечах зажигания
Покраснение наконечников на свече зажигания появляется при использовании некачественного топлива. Некоторые производители для увеличения октанового числа прибегают к использованию химических присадок, которые изготовлены из металлических компонентов.
В основном большую часть соединений составляет свинец. При сгорании присадки начинают быстро окисляться и равномерно покрывать поверхность электрического контакта налетом оранжевого или красного оттенка.
- В итоге наблюдают нарушение в процессе искрообразования. В большинстве случаев двигатель может не завестись с первого раза.
- Присадки в составе бензина негативно сказываются на других элементах двигателя.
Рекомендуется заменить топливо и осуществить тщательную диагностику в зоне силовой установки. Специализированное оборудование позволит с точностью обнаружить источник проблемы и подобрать методы их устранения.
Цвет нагара – о чем говорит и что делать?
Присмотритесь внимательно к свечам зажигания. Их цвет поможет вам понять многое… Например, вы сможете выявить проблемные места автомобиля. Не достаточно только заменить проблемный элемент, смотрите глубже, ищите причину. Если ее не исправить новая свеча очень быстро придет в негодность. Проблему нужно рубить на корень. Первым делом необходимо разобраться с системой зажигания. А следующий шаг – рассмотреть свечи. Определите, какой цвет имеет образовавшийся налет. Выделяют:
- черный
- красный
- белый
Каждый из них свидетельствует о наличии той или иной проблемы.
Черный нагар
Такой вид нагара возникает при наличии ряда причин. Выделяют два подвида:
- Сухой;
- Маслянистый.
Черный и сухой нагар на свечу зажигания подается чересчур обогащенная смесь. Этому могло предшествовать:
- Неправильная работа карбюратора;
- Засорение воздушного фильтра;
- Большое давление в топливном рампе;
- Маленькая энергия искры;
- Слабая компрессия.
При появлении маслянистого нагара – проверьте, чтобы масло не попадало в горючую смесь. Часто причина банальна – износ маслосъемных поршневых колец. Также может повлиять повреждение колпачков клапанов.
Белый налет
Такой цвет появляется из-за целого ряда причин. Белый налет на свечах зажигания может иметь несколько оттенков. Слегка пепельный появляется, когда двигатель работает на низкокачественном бензине. Чтобы побороть проблему – снимите их, протрите и они снова пригодны к использованию. Ну, и следить за качеством бензина. А вот появление блестящего нагара, эрозии на контактных электродах – признак использования перегретых свечей. Это случается из-за не обогащенной горючей смеси, произведение раннего зажигания, неработоспособности системы охлаждения. Перегрев для свечей зажигания очень опасен, ведь он приводит к появлению трещин и разного рода повреждений. Чаще всего такая ситуация требует замены.
Красный и коричневый нагар
Что касается нагара красного (иногда его называют и коричневым) цвета, то его появление сигнализирует о наличии в топливе ненужных составляющих. Также возможен вариант, что в масло введено слишком много присадок. Такой цвет, как красный кирпич, может появиться и в том случае, если двигатель длительное время работал на этилированном бензине. Поверхность изолятора укрывается коричневым токопроводящим налетом, который нарушает нормальное образование искр.
Устранить проблему достаточно просто – очистить систему.
Свеча зажигания не дает искру, если нагар перекрывает зазор между электродами. Это стандартная ситуация для автомобилей, в которых мотор длительное время подвергается высоким нагрузкам. Чтобы решить проблему – замените свечи.
Фото-инструкция по диагностике свечей зажигания
Периодичность замены свечей и основные причины налета
Свечи зажигания разняться по виду и по месту назначения, в автомобилестроении повсеместно используются искровые свечи зажигания, срок жизни которых определяется видом двигателя, видом топлива для мотора и рекомендациями производителя как автомобиля, так и свечей. Свечи зажигания для моторов, работающих на сниженном природном газе, работают не более 10 000 км пробега, тогда как свечи для дизельных моторов следует заменять через 12 000 км, а для бензиновых силовых агрегатов через 15-16 000 км, то есть каждое ТО.
При возникновении проблем с мотором первое, что нужно сделать – провести диагностику свечей зажигания, т.к. именно они в 85% случае являются самой распространённой причиной возникновения вибраций при езде и при легком уводе автомобиля в сторону. Диагностику свечей можно произвести самостоятельно, воспользовавшись инструкцией по замене свечей зажигания. Вытянув одну из свечек, по налету можно определить вид проблемы существующей в системе авто, от чего свечка не в силах работать исправно. Различают следующие виды наслоенией на свечках по цвету:
Цвет нагара – это цвет сожжённой примеси, содержащейся в топливе. В идеале, естественные примеси в хорошем топливе практически никак не откладываются на свечах, разве что в виде легких солевых отложений, дающие слегка сероватый цвет. Стоит отметить, что не только по цвету, но и по структуре и плотности нагара (налета) определяют проблемы в моторе.
Выводы
Имеется масса причин, по которым может появиться черный нагар на свечах двигателя ВАЗ- 2114, главное вовремя заметить все неисправности, и вовремя их предотвратить, что не представляет собой большого труда.
Соблюдая ряд правил можно избежать появления черного нагара
А во избежание возникновения подобных проблем соблюдайте следующие правила:
- Следите за чистотой воздушного фильтра.
- Контролируйте правильную настройку двигателя.
- Не пренебрегайте своевременной заменой комплектующих цилиндро-поршневой системы.
- Следите за стабильностью давления.
Соблюдая эти простые правила, можно избежать и даже предупредить наличие нагара на свечах, и навсегда забыть о его существовании.
Как правильно оценить состояние свечей
Налёт на свечах, который образуется при эксплуатации автомобиля, может дать довольно точную информацию, но проверку необходимо проводить с соблюдением ряда правил:
- Оценивать налёт можно только после пробега в 150 – 200 км., обязательно с новыми или хорошо очищенными СЗ.
- Не стоит паниковать, если в холодное время года в работе мотора слышатся небольшие перебои, а на низких оборотах элементы зажигания покрываются чёрным налётом. Это является результатом того, что при низких температурах рабочая смесь подвергается обязательному обогащению, которое при слабо прогретом моторе не сможет полностью сгореть. При повторяющихся перебоях в работе мотора стоит уделить особое внимание состоянию высоковольтных проводов.
- При визуальной диагностике элементов стоит помнить, что они могут самоочищаться только при высоких температурах, которые возможны лишь при работе двигателя на высоких оборотах.
Чистка элементов зажигания
Не всегда свечи требуют немедленной замены, иногда их можно просто очистить и устранить возможную причину образования отложений. Провести такую процедуру можно двумя способами:
- Механический способ очистки. Он заключается в применении простой наждачной бумаги или небольшой металлической щётки. Несмотря на простоту метода, он имеет ряд недостатков. При такой очистке можно повредить напыление на электродах СЗ, да и простые царапины становятся причиной повышенного скопления отложений.
- Химический метод. Он более предпочтителен, особенно для удаления чёрного нагара. Автолюбителю потребуется приготовить простые чистящие средства, зубную щётку и тряпку. Элементы нужно замочить примерно на полчаса и затем хорошо промыть. После просушки свечи можно использовать снова.