О чем говорит нагар на свечах зажигания и его цвет

Свечи зажигания выполняют в двигателе основную функцию — образуют искру для воспламенения смеси топлива и воздуха в камере сгорания. От эффективности и качества работы данного элемента системы зажигания зависит стабильность работы ДВС, легкость его запуска, мощность, приемистость, расход топлива, токсичность отработавших газов и т.д. При этом следует учитывать, что свечи зажигания являются так называемым «расходником», то есть их необходимо периодически менять.

Опытным водителям также хорошо известно, что по состоянию свечей зажигания во время проверки можно определить не только необходимость их замены, но и выявить другие неисправности, связанные с работой двигателя и его систем.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как проверить свечи зажигания на искру на инжекторе. Из этой статьи вы узнаете о способах самостоятельной проверки свечей инжекторного двигателя, а также как провести такую проверку своими руками.

Диагностика свечей по цвету нагара, который скапливается на электродах и других частях, позволяет установить причины такого нагарообразования и последующего выхода из строя самих свечей. В этой статье мы поговорим о том, какие виды нагара на свечах зажигания указывают на различные сбои в работе и поломки ДВС, почему образуется нагар на свечах зажигания, причины появления таких отложений, а также как выполняется очистка свечей зажигания от нагара в домашних условиях.

Причины возникновения

На свечи оказывается серьезное химическое и температурное воздействие, поэтому среда их работы воспринимается как жесткая. Когда на поверхности электродов происходит сгорание топлива, появляется сероватый, плотный налет – это состояние считается стабильным. Если нагар меняет свой цвет, становится красным, черным или зеленоватым – это сигнал проверить работу системы. Благодаря оттенку налета можно выявить точную причину, не разбирая авто. Самые частые симптомы – плохое искрообразование, поломка комплектующих мотора, некачественное топливо, неправильный температурный режим в камере ВС.

Зола и эрозия

Зольный налет – тоже следствие попадания смазочного материала. Но количество проникшего в цилиндры смазочного материала еще не очень большое, поэтому оно сгорает, при этом выделяется большое количество продуктов износа, которые оседают на электродах в виде золы.

Эрозия на электродах свечей (хорошо заметные дефекты и следы оплавления) бывает в двух случаях:

  1. Первый – это выработка ресурса свечей, из-за чего появляются перебои в их работе, ухудшение искрообразования. Если продолжать эксплуатацию авто на таких свечках, то из-за перебоев меняется процесс сгорания, что и является причиной оплавления.
  2. Второй случай – это наличие в составе бензина тетраэтилсвинца. Эта присадка сказывается на процессе сгорания и как следствие – на свечках. В этом случае достаточно заменить топливо и свечи.

Напоследок следует отметить, что диагностика по нагару свечи возможна только при исправном состоянии этих элементов. Если свечка не соответствует калильному числу, она выработала свой ресурс или в ней имеются внутренние повреждения, то работа ее будет нарушена, из-за чего и изменится процесс сгорания смеси.

Поэтому следует своевременно проводить их замену, не дожидаясь, когда они полностью исчерпают свой ресурс и тем более нельзя допускать дальнейшую эксплуатацию авто на изношенных свечках зажигания.

Еще один нюанс – перебои в работе свечей зажигания могут происходить не только из-за самих свечек, но и из-за неисправных проводов высокого напряжения. Если у них имеется пробой, то на свечку просто не поступает электрический импульс с требуемыми для нормальной работы свечки параметрами.

Поэтому точную информацию о работе силовой установки по свечкам можно получить только в случае полной исправности всех элементов, которые обеспечивают искрообразование в цилиндрах – катушек, проводов высокого напряжения, наконечников, свечек.

На минуту представим себе ДВС, близкий к идеальному:

  • в его цилиндрах сгорает чистое, без примесей, топливо (например, водород);
  • смесь топлива с воздухом (точнее даже, с кислородом воздуха) подаётся в точном соответствии с текущим режимом работы – то есть соответствует и по качеству, и по количеству;
  • пропусков зажигания, вызванных нарушениями в электронике или сбоем фаз газораспределения – нет;
  • моторного масла в камере сгорания – тоже нет;
  • нет также и нарушений теплового режима работы двигателя.

Пожалуй, соблюдения только этих условий уже было бы достаточно, чтобы автомобильные свечи не «обрастали» нагаром. Но реальность диктует свои условия, далёкие от идеальных, и цвет нагара на свечах зажигания может многое «рассказать» опытному мотористу и о состоянии двигателя, и о топливе, и о масле и, самому проницательному, о хозяине машины.

Можно ли узнать о неисправности по налету?

Если необходимо узнать локализацию проблемы с циклом воспламенения рабочей жидкости, именно свечи зажигания позволяют это сделать наиболее точно. Стоит помнить, что характеризовать положение двигателя по свечам после пробега более чем 20 тысяч километров, нельзя. Методы диагностики действенны исключительно на новых деталях, «свежих» и недавно установленных. Обязательное условие – обкатка не меньше 250 километров. Алгоритм проверки состояния мотора по свечам выглядит таким образом:

  • производится монтаж новых свечей;
  • обкат до 200 (или больше) километров;
  • произвести демонтаж элементов, оценить оттенок нагара.

Важно: Проверка должна выполняться исключительно на прогретом моторе.

Светлые электроды

Белые или светло-серые свечи зажигания во всех цилиндрах – признак обеднения топливовоздушной смеси, которую подает инжектор либо карбюратор. Причем юбка, площадка возле электродов и резьбовая часть абсолютно сухая, без следов масла.


Почему подается бедная горючая смесь:

  • лямбда – зонд неправильно информирует блок управления о количестве кислорода в выхлопных газах, причина– износ датчика;
  • неисправные либо засоренные форсунки;
  • некорректные настройки карбюратора или забитые топливные жиклеры;
  • недостаточное давление в топливной рампе инжектора;
  • проблемы с регулятором холостого хода;
  • подсос воздуха под коллектором либо в другом месте;
  • неудачный чип-тюнинг контроллера, сделанный хозяином автомобиля.

Обедненная смесь не представляет особой опасности для работающего двигателя, зато приносит дискомфорт водителю. Машина медленно разгоняется, плохо «тянет» и дергается – налицо недостаток горючего. Как ни странно, явление вызывает повышенный расход бензина – автолюбитель, желающий добиться лучших показателей динамики, сильнее и чаще нажимает педаль акселератора.

Примечание. Зачастую светлый оттенок рабочих электродов объясняется видом применяемого топлива. Если автомобиль эксплуатируется на метане либо сжиженном газе (пропан-бутановой смеси), такой окрас считается нормальным.

Нагар черного цвета

Самый распространенный согласно отзывам пользователей, цвет налета – черный. В таком случае достаточно сложно диагностировать поломку, так как есть два варианта черного нагара, каждый из которых указывает на проблему. Главное отличие – структура, которая позволяет определить группу причин неисправности. Если вы наблюдаете равномерный, сероватый или кофейного оттенка нагар – ваше транспортное средство полностью исправно, мотор работает стабильно, без сбоев.

Как правильно обслуживать?

Обычно принято менять свечи, которые прошли 30-40 тысяч километров. Но мало кто знает, что свечи необходимо обслуживать. Даже при полностью исправной системе зажигания они могут работать неверно. На электродах может образовываться разный налет и оксиды, которые мешают образованию нормальной искры. В процессе выгорания металла растет зазор между электродами, что также затрудняет процесс искрообразования.

Для продления срока службы свечей их можно очистить. Но если только очистить белые свечи зажигания, эффекта может и не быть из-за увеличившегося зазора между рабочими частями. Необходимо восстановить нормальный зазор. Тогда система зажигания будет работать идеально.

Маслянистой консистенции

Черный налет маслянистой консистенции, который находится поверхности резьбы и на поверхности электрода, может сигнализировать о избытке маслянистого раствора внутри КВС. Еще один признак – синий дым из выхлопной трубы во время запуска мотора. Причин может быть несколько:

  • колпачки на клапане для съема масла вышли из строя, износились;
  • пора менять кольца на поршнях;
  • износились втулки внутреннего клапана, направляющего типа.

Основная проблема – неисправность в цилиндро – поршневой группе, детали нужно сменить.

Сухой (по типу сажи)

В этом варианте потеков масла нет, автолюбители называют его «бархатным». О чем может свидетельствовать такое накопление? Одна из важных причин: попадание в емкость внутреннего сгорания смеси воздуха и топлива, смешанной с бензином. Сухое покрытие может стать «симптомом» таких серьезных нарушений:

  • нарушенный рабочий процесс СЗ;
  • нет достаточной выработки энергии для образования искры необходимой для старта;
  • недостаточные показатели компрессии в моторных емкостях (цилиндрах).

В случае образования на СЗ бархатного нагара черного цвета, специалисты рекомендуют проверить показатели компрессии внутри цилиндров. Для карбюраторных двигателей неисправность часто заключается в неправильной отладке карбюратора. Инжектор – важно проверить регулятор давления бензина, чересчур обогащающий смесь воздуха. А этих случаях часто наблюдается повышенный расход топливной смеси. Еще одна распространенная причина –загрязнение фильтра воздушного типа, пропускающего маленькое количество воздушных масс – как результат топливо сгорает не полностью, оно остается осадком на поверхности свечей. Плотный осадок черного оттенка имеет свойство оседать в основном на самой детали – СЗ, не появляясь на резьбе.

Чистка элементов зажигания

Не всегда свечи требуют немедленной замены, иногда их можно просто очистить и устранить возможную причину образования отложений. Провести такую процедуру можно двумя способами:

  1. Механический способ очистки. Он заключается в применении простой наждачной бумаги или небольшой металлической щётки. Несмотря на простоту метода, он имеет ряд недостатков. При такой очистке можно повредить напыление на электродах СЗ, да и простые царапины становятся причиной повышенного скопления отложений.
  2. Химический метод. Он более предпочтителен, особенно для удаления чёрного нагара. Автолюбителю потребуется приготовить простые чистящие средства, зубную щётку и тряпку. Элементы нужно замочить примерно на полчаса и затем хорошо промыть. После просушки свечи можно использовать снова.

Красный оттенок нагара

Налет красного оттенка появляется в момент, когда автовладелец эксплуатирует присадки для рабочих горючих жидкостей. Процесс характеризуется перегоранием химических примесей, которые залиты в большом количестве. Если при постоянном использовании появляются предпосылки к образованию красных накоплений, присадки рекомендуется сократить к минимуму. Эта неисправность часто наблюдается там, где есть примеси химических элементов. Если своевременно не среагировать на возникновение налета этого цвета, можно допустить появление серьезного слоя отработанных жидкостей, что может повлечь дорогостоящий ремонт авто – не будет появляться искра при запуске машины. Таким образом, мотор будет работать нестабильно. Если проблема уже появилась, нужно аккуратно удалить налет, полностью сменить горючую жидкость (слить) и перейти на другую марку бензина.

Глянцевый белый

Это один из самых тревожных симптомов, которые обязательно должны волновать владельца авто – он сигнализирует о том, что свеча не охлаждается до необходимого уровня или перегревает поршни, что приводит к серьезным последствиям – машину придется ремонтировать, так как могут появиться трещины в клапане – замена детали обойдется в круглую сумму. Причин может быть несколько:

  • количество рабочей жидкости для охлаждения не соответствует нужному уровню;
  • топливный состав, попадающий в камеру внутреннего сгорания, не подходит по качеству;
  • получается ненужный подсос воздушных масс трубопроводом впускного типа;
  • загвоздка в отладке запуска – искра подается очень рано или пропускается вообще;
  • СЗ подобрана некорректно для этого мотора.

Если на поверхности образуется белое накопление со следами вкраплений из металла, необходимо отправить машину на электронную диагностику. Не стоит выезжать на автомобиле до полного устранения проблемы.

Другие осадки на поверхности свечей

Кроме появление загрязнений на СЗ могут возникать и другие остатки рабочих жидкостей: к примеру, масляный раствор. В данном случае, в старте машины также происходят сбои: двигатель троит после длительного простоя, из выхлопной вылетает сине – белый дым при первой попытке завести, значительно уменьшается уровень смазки на щупе. Неисправность может быть из – за поломки колпачков клапанов или съемных колец на самих поршнях.

Могут быть следы бензина, жидкости для охлаждения. В первом случае это происходит из – за длительных и неудачных попыток завести машину, второе – в камеру внутреннего сгорание попадет рабочая жидкость – тосол. Чтобы устранить проблему, нужно проверить прокладку ГБЦ. К разрушению СЗ может привести небольшое октановое число, слишком раннее зажигание или проблемы со свечами. Также, играет роль длительная поездка на детонирующем двигателе. Для полного устранения проблемы рекомендуется проходить электронную диагностику на оборудованных станциях.

Химический способ

Не случайно автовладельцы предпочитают чистить элементы при помощи химического способа. Чёрный нагар со свечей отлично очищается с применением обычных чистящих средств, предназначенных для чистки кафельной плитки и сантехники. Для проведения чистки требуется небольшая емкость, тряпка и зубная щетка. Подготовив все необходимое проведите простые действия:

  1. Элементы сложить в таз (ведерко) и полностью их залить приготовленным раствором.
  2. Оставить в растворе на 30 минут (можно больше).
  3. Почистить элемент при помощи зубной щетки.
  4. Сполоснуть в проточной воде и насухо протереть тряпкой.

Прежде чем поставить элементы на место, необходимо хорошо их просушить. Для этого поместите их в духовой шкаф минут на 20 или продуйте феном при минимальной мощности.

[custom_ads_shortcode1]

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]