О важности вопроса, через сколько нужно менять свечи зажигания, знает любой опытный автомобилист, ведь от этой детали напрямую зависит работоспособность двигателя. Независимо от типа топливной смеси, будь это бензин или газ, воспламенитель должен выдавать достаточно мощную искру и работать бесперебойно. Особое внимание при техническом осмотре блока цилиндров обращают на расстояние между электродами, которое в изношенных образцах будет увеличено. Из-за таких, на первый взгляд, незначительных мелочей автомобиль перестанет работать в привычном для владельца режиме.
Как определить состояние свечей зажигания
Когда изношены свечи, первое, что попадается на глаза – это двигатель начинает троить. Начинают появляться другие вибрации, шумы и нестабильные обороты. Перед тем, как обращаться на СТО, можете сэкономить деньги и сами попробовать определить состояние свечей.
Сначала определите зазор между электродами, их размеры и уровень нагара. Узнать, какие должны быть размеры электродов у вашей марки свечей, можно из инструкции. Если большой зазор, значит, свеча уже отработала свое и ее нужно заменить.
Идеально, когда нет нагара совсем. Если же он есть, значит, топливо сгорает не так, как нужно. Также посмотрите, в каком состоянии находятся керамические изоляторы. Они должны не иметь трещин и дефектов.
Другие причины, по которым стоит заменять свечи зажигания, смотрите в видео.
Если при осмотре вы обнаружили повреждения, замените свечу, а лучше всего заменить весь комплект. Так вы сделаете работу двигателя более стабильной. Также частота замены свечей зависит от их типа. Платиновые и иридиевые свечи зажигания могут безупречно работать до 80 000 км. Обычные же работают всего 10 – 20 000 км пробега.
Угадайте, какая свеча неисправна
Это не редкость для двигателя, когда кажется, что он спотыкается или просто работает, но все свечи зажигания выглядят нормально и даже без нагара. Что делать в такой ситуации, если мы не хотим менять сразу весь набор?
Просто отключите каждую вилку по очереди от проводки и понаблюдайте за поведением мотора, примите во внимание. Источник проблем — свеча, от которой работа двигателя не меняется.
Правда, не всегда причиной неисправности двигателя является свеча зажигания. Вместо этого после замены вы поймете, что причина точно не в пробках.
Как часто менять свечи
Как часто нужно менять свечи зажигания на том или ином автомобиле, обычно документируется. Для вашего удобства производитель указывает, какие марки свечей зажигания он рекомендует использовать и как часто их следует менять: через какое время или пробег.
На самом деле многое зависит от типа самих плагинов. Например, платину обменивают на 50-60 тысяч. км, а иридий 100 тыс. км. Однако они более дорогие и используются редко. Обычно автомобили комплектуются классикой, которую нужно менять через 10-20 тысяч. км пробег. Кстати, при благоприятных условиях и периодической чистке он может иметь те же 50 тысяч. пробег.
И даже если у вас в бумагах 50 тысяч. км, а за год вы проехали не более 15 тысяч. км, при следующем техосмотре вас спросят, хотите ли вы заменить свечи зажигания. И это правильно.
Опытные водители и специалисты по обслуживанию соглашаются, что свечи зажигания следует заменять один раз в год. Причем делать это нужно осенью при подготовке к зимнему периоду.
Почему именно осенью?
При ухудшении погоды (лед и снег) резко ухудшаются условия эксплуатации автомобиля. Также отрицательные температуры играют не последнюю роль. Все системы, в том числе зажигание, зимой работают под повышенной нагрузкой и выйдут из строя в случае каких-либо проблем. Таким образом, к зиме автомобиль должен достичь максимальной производительности.
Профилактика
- Чтобы замена свечей была не частой, следите за тем, что заливаете в бак, избегайте «левых» АЗС.
- Регулярно проверяйте состояние свечей, например, каждые 5 тыс. км пробега. Это избавит вас от перерасхода топлива и от неприятных неожиданностей на дороге, особенно в зимнее время.
- Купите комплект свечей зажигания и возите их с собой, как говорится, на всякий случай.
- Следите за уровнем масла в двигателе, а также его состоянием.
- Покупайте только качественные свечи, желательно те, которые рекомендовал производитель вашего авто, но это не значит, что другие вам противопоказаны. Вы вправе выбирать аналогичные свечи, главное, чтобы они подходили по параметрам (рабочая температура, калильное число, кол-во боковых электродов, диаметр резьбы и т. д.). Ведущие производители свечей зажигания: NGK, BOSCH, Brisk, DENSO.
Геометрические параметры
У свечей зажигания могут быть разные геометрические параметры:
- Диаметр резьбы — 10, 12, 14 или 18 мм.
- Часть с резьбой — юбка свечи — разной длины.
- Разный искровой зазор — 0,9—1,1 мм.
- Форма корпуса — цилиндрическая или коническая. У свечи с цилиндрическим корпусом будет уплотнительная шайба, в случае с коническим корпусом шайба не нужна.
Геометрические параметры зависят от конструктивных особенностей конкретного двигателя — они должны быть в точности такими, как требует производитель. Если вместо нужной свечи установить «почти такую же», но немного отличающуюся, в лучшем случае двигатель не будет работать нормально, в худшем — жди беды.
Например, если у свечи слишком короткая резьба, электроды будут располагаться гораздо выше, чем нужно, а значит, и искра будет образовываться не там, где нужно. Возникнут пропуски зажигания, двигатель потеряет тягу. А еще его начнет трясти, и расход топлива возрастет: существенная его часть не сгорит и улетит в атмосферу.
Если же резьба будет слишком длинной, есть два варианта:
- свеча перегреется и возникнет калильное зажигание;
- свеча просто ударится о поршень и придется либо делать капитальный ремонт двигателя, либо покупать контрактный.
Что будет, если не менять свечи зажигания
Тут есть достаточное количество сценариев, по которым в дальнейшем будут развиваться события. Первый, самый частый вариант — в один момент вы не сможете завести свой автомобиль, причем чаще всего такое происходит в самый неудобный момент. Перед этим скорее всего даже не будет абсолютно никаких знаков, а потом бац, и вы уже не можете завести машину.
Если на холостых оборотах вы слышите трение двигателя, то это плохой знак, который кричит о том, что пора срочно менять свечи. В дальнейшем если не менять свечи, то зазор между электродами сильно увеличится, а от этого повысится потребление топлива. Если и дальше кататься на машине и не менять свечи, то катушки зажигания просто-напросто пробьет. Процедура по замене катушек не такая уж дешевая, поэтому ваша халатность сильно стукнет по карману.
Если имеются дефекты в работе ДВС, то на свечи это также может повлиять. Например, если свечи постоянно работают будучи полностью затекшие маслом, это плохо скажется на их эксплуатационных качествах. Проблема в данном случае в том, что прокладки ДВС пришли в негодность и их нужно заменить.
Иногда свеча не дает искру из-за того, что контакт при работе немного отогнулся и зазор изменился. Если вы находитесь далеко, и нет возможности приобрести свечи, то можно временно настроить из своими силами. Для уменьшения зазора можно воспользоваться тисками, а для того чтобы его увеличить, вы можете просто воспользоваться монеткой. Для удобства ниже будет таблица зазоров самых распространенных свечей.
Важность правильной установки свечей
В негодность рассматриваемый расходный элемент часто приводит еще и неверная его установка. Здесь большую роль играет момент затяжки свечей. Для каждой из них необходимый момент указывается на упаковке, но не все обращают на него внимание, а если и обращают, то считают этот параметр малозначимым. Поэтому и динамометрический ключ есть не у всех автомобилистов — затянуть можно и от руки на определенный угол. Практика показывает, что момент при, казалось бы, одинаковом усилии затяжки может отличаться на десятки Н*м.
Меньший положенного момент не может обеспечить требуемого уровня герметичности и надежности крепления. Высокий, напротив, приводит к нарушению тепловых характеристик свечи и повреждению резьбой части. Рекомендации же по закручиванию свечей зажигания на определенный угол в большей степени лишь предотвращают их некорректную работу, но этот метод отнюдь не является правильным, поэтому важно не только знать, через какой пробег менять свечи, но и правильно их устанавливать.
Какие свечи лучше для ВАЗ 2110
АУ17ДВРМ
Родные свечи зажигания для всех ВАЗов – это АУ17ДВРМ. Данные свечи отечественного завода изготовителя обладают отличным качеством и хорошо себя зарекомендовали на рынке. АУ17ДВРМ являются отличной альтернативой для замены свечей, так как эти свечи обладают хорошим образованием искры, надежностью и долговечностью, а так же не уступают импортным аналогам.
NGK №11
Свечи NGK отлично показали себя на рынке и являются одними из самых популярных свечей для отечественных автомобилей. Большинство владельцев Лады, отдают предпочтение именно свечам NGK №11. Данные свечи обладают долгим сроком службы и высокой надежностью.
Как понять, что свечи зажигания нужно заменить
Есть большое количество признаков, которые указывают на то, что свечи следует заменить на новые. Следует осознавать, что в момент появления искры между электродами огромная температура, при длительной эксплуатации это приводит к изнашиванию свечей.
Старая и новая свечи зажигания
Вот основные признаки, которые могут говорить о неполадках свечей зажигания:
- Вы совсем перестали чувствовать динамику разгона автомобиля.
- Расход топлива за последний период времени заметно увеличился.
- После первого поворота ключа машина отказывается заводиться, приходится делать несколько попыток.
Если рассматривать признаки в общем, то они могут говорить и о проблемах в других системах, поэтому разбираться нужно детальнее. Именно поэтому, для того чтобы выяснить есть ли проблемы в свечах, их надо выкрутить и осмотреть.
Процесс замены
Инструменты и материалы:
- Специальный ключ для свечей;
- Компрессор.
Ход работы:
- Открутите и уберите в сторону все лишние элементы.
- Отключите высоковольтные провода, держитесь только за наконечник.
- Продуйте колодец свечи при помощи компрессора.
- Свечным ключом выкрутите старый элемент системы.
- Оцените состояние деталей.
- Хоть старую, хоть новую свечу, при закручивании на место надавливаем рукой, чтобы резьба стала на своё место.
- Верните на место высоковольтный провод.
- Так проверьте все свечи.
- После проверки и замены, прикрутите обратно все ранее снятые детали.
Практически во всех машинах свечи меняются одинаково. Различается лишь число деталей, которые необходимо снять.
Из чего состоит свеча зажигания и какие функции она выполняет
Итак, немного теории! Если кто не в курсе, то свеча необходима для поджига топливно-воздушной смеси в цилиндре мотора. То есть сколько цилиндров, столько и свечей. Состоит свеча зажигания из 6 основных частей. У каждой из них своя функция.
Элемент | Функция |
1.Контактный вывод | связывает свечу с электропроводкой авто |
2.Центральный электрод3.Боковой электрод | образуют разность потенциалов для возникновения искры |
4.Изолятор | не позволяет свече перегреваться |
5.Ребра изолятора | мешают возникновению пробоя по наружной поверхности изолятора |
6.Уплотнитель | защищает от проникновения горячих газов |
Правильная работа свечи зажигания обеспечивает эффективное сгорание топлива в движке, экономит горючее и бережет сам двигатель от преждевременного износа.
В то же время сама свеча вынуждена пребывать в экстремальных условиях и противостоять таким явлениям, как:
- высокая температура
- большое давление
- электрическое напряжение
- воздействие искры
А еще на свече часто появляются отложения из-за некачественного топлива. Или же из-за присутствия в топливе и масле разных присадок.
Рано или поздно любой из этих факторов приводит к выходу свечи зажигания из строя. Иногда это происходит постепенно (например, образуется нагар), иногда мгновенно (происходит пробой).
Назначение и принцип функционирования
Предназначение свечей зажигания двигателя сводится к формированию искры, которая обеспечивает возгорание топлива. Элементы свечи подвержены высоким нагрузкам, также они находятся под агрессивным влиянием химических веществ, образовывающихся в результате неполного сгорания топлива. Температура, которую приходится выдерживать деталям, колеблется в пределах от 70-ти до 1,2 тыс. градусов, а давление газов может достигать 60-ти бар.
Важно
Конструкция свечи, а также материалы, используемые в процессе ее изготовления, должны быть максимально прочными, надежными, износостойкими, обладать при этом стабильными эксплуатационными характеристиками.
От способности свечей бесперебойно выполнять свои функции зависят такие характеристики мотора, как его мощность, пусковые качества, экономичность потребления топлива, а также состав отработанных газов.
Как уже говорилось выше, предназначение свечи заключается в искрообразовании и в том, чтобы поддерживать эту искру определенное время. Чтобы справиться с поставленной задачей, важно, чтобы низкое напряжение от АКБ преобразовалось в высокое, достигающее порой 40 тыс В. Происходит это преобразование в катушке, после чего оно передается на электроды свечи (между ними присутствует зазор).
На один из электродов (центральный) поступает «плюс», тогда как «минус» приходится на боковой. Когда на электродах формируется напряжение, достаточное для того, чтобы преодолеть сопротивление имеющейся в зазоре (специалисты называют это пробоем), появляется искра.
Признаки изнашивания
О неисправности СЗ могут свидетельствовать такие факторы:
- уменьшение мощности мотора;
- увеличение расхода топлива;
- троение двигателя;
- проблемы с запуском мотора.
Все проблемы связаны с искрообразованием свечи. Необходимо произвести диагностику и своевременно заменить испорченные элементы на новые.
Изучение зазора
Важной деталью СЗ является правильно выставленный зазор между электродами. Во время эксплуатации транспортного средства материалы контактов изнашиваются, а зазор увеличивается. В результате этого нарушается искрообразование, возрастает пробивное напряжение, увеличивается расход топлива.
При подготовке автомобиля к зиме нужно обязательно проверить и отрегулировать зазор между электродами с помощью круглого щупа, учитывая требуемые размеры.
Наличие нагара
При осмотре свечей сначала нужно обратить внимание на нагар, который является проводником и создает утечку тока. Со временем нагар увеличивается, пропадает напряжения между электродами, и деталь перестает функционировать.
Серо-желтый или светло-коричневый цвет нагара не влияет на работу двигателя, и его можно не очищать. Не желательно без нужды оставлять царапины на электродах, т.к. они способствуют скоплению нагара. Если нагар черного цвета, свечу необходимо положить в приготовленную емкость с бензином или растворителем и подержать 30 минут. Затем с помощью металлической щетки нужно очистить нагар. После этой процедуры устройство необходимо тщательно высушить.
Изолятор из керамики
Изолятор СЗ изготовлен из алюминиево-оксидной керамики, которая выдерживает температуру 450-1000° С. Часть, прилегающая к электроду, сильно влияет на качество работы элемента.
Черный или коричневый налет на изоляторе детали означает пробой выхлопных газов или неисправность высоковольтных проводов.
Признаки работы двигателя для замены свечей
- Двигатель плохо запускается. Если водитель заметил, что двигатель после длительной стоянки не сразу запускается, а только со второго или третьего раза, то машина дает знать о необходимости чистки или замены свечей зажигания. Это обуславливается маломощной искрой между электродами свечей, поэтому горючая смесь не полностью воспламеняется, или вообще не поджигается.
- Выхлопные газы черного цвета. Это говорит о большом количестве горючей смеси в камере сгорания. Из-за некачественной работы свечей, искра поджигает не весь объем смеси, накопленной в камере сгорания, поэтому возникает детонация топлива, приводящая к появлению черного дыма. Большая детонация постепенно разрушает поверхность цилиндров и поршней.
- Во время работы мотор троит. Если при езде и ускорении водитель чувствует неравномерную работу двигателя, это означает, что поршневая группа функционирует неправильно, некоторые поршни не создают необходимого усилия на коленчатый вал. Это происходит из-за того, что смесь поджигается не во всех камерах сгорания.
- Наличие большого количества топлива в катализаторе и выхлопной системе. При внимательном визуальном осмотре выхлопной трубы при работе двигателя из нее вылетают капли воды. В нормальном состоянии конденсат всегда образуется, но если из трубы жидкость выходит в значительных количествах, то это сигнализирует о том, что топливо сгорает далеко не полностью. При такой ситуации можно предположить образование слабой искры, которая не способна воспламенить топливную смесь, или она сгорает не полностью.
- Снижение мощности. Если при движении водитель видит, что автомобиль медленно ускоряется, или движется неравномерно, то двигатель сигнализирует этим о недостаточном функционировании свечей зажигания.
В таких случаях необходимо заменить свечи зажигания, которые еще не выработали свой срок. Необходимо знать, что без качественного функционирования системы зажигания, мотор будет снижать мощность, а также внутри него будет создаваться большая температура, создающаяся от большого количества горючей смеси, что приведет к повреждениям поршневых колец и проникновению моторного масла в камеру сгорания. При выработке срока службы свечей их необходимо заменить.
Неисправности свечей: что к ним приводит
Свечи зажигания ломаются достаточно часто, однако справедливости ради отметим, что в последнее время благодаря совершенствованию технологии изготовления ресурс деталей все же увеличился по сравнению с аналогами, выпускавшимися лет 30 тому назад. К наиболее распространенным неисправностям комплектующих относится:
- Образование нагара на электродах и верхушке изолятора.
- Уменьшение зазора и его загрязнение.
- Появление трещин в изоляторе.
- Разгерметизация.
О том, что свечи вышли из строя, говорят проблемы с запуском мотора, его неравномерная работа и внезапная остановка.
В зависимости от характера поломки к ее возникновению могут приводить различные факторы. Если электрод и сама деталь покрылись сажей, есть вероятность того, что смесь в камере неправильная, в частности, в ней слишком много кислорода. К подобным отложениям приводит и загрязненный, требующий замены воздушный фильтр, неполадки в работе системы впрыска и пр.
Когда на свече появились маслянистые отложения, значит, масла в камере сгорания слишком много, что указывает на износ поршней и колец, клапанов и цилиндров. В машинах с турбомотором подобная неисправность становится следствием выхода из строя турбокомпрессора.
Материал центрального электрода
Одна из целей, которую преследуют инженеры, когда выбирают металл для электродов — замедлить их износ. Искра — это поток заряженных частиц — электронов и ионов. Они с огромной скоростью двигаются в электрическом поле между электродами, а когда встречаются с их поверхностью, выбивают из них атомы металла. Электроды постепенно теряют вещество, «выгорают», но этот процесс может происходить по-разному: все зависит от сплавов и металлов на концах электродов. В каталогах производителей в основном никелевые, иридиевые, платиновые и реже серебряные свечи.
Никель применяют для изготовления бюджетных свечей зажигания. Он недорогой, удобный в массовом производстве и относительно тугоплавкий. В среднем никелевые свечи служат без перебоев до 40 000 км. Их применяют в двигателях с объемом до 1,6 л с невысокой степенью сжатия, которые работают на бензине марки АИ-92 или АИ-95.
Серебро отличается высокой теплопроводностью и может работать в широком диапазоне температур. Поэтому свечи с серебряным центральным электродом используют в двигателях, которые работают на газу и временами на бензине. Срок службы — до 50 000 км.
У никелевых свечей достаточно толстый центральный электрод — примерно 2,5 мм в диаметре. В основном он состоит из сплава никеля и хрома. Серебряный электрод — незначительно тоньше, примерно 2 мм в диаметре, состоит преимущественно из серебра.
Как понять, что свечи пора менять?
Как часто менять свечи зажигания, определяется не только пробегом автомобиля, но и состоянием самих свечек. Есть целый ряд признаков, указывающих на возможные неисправности свечей:
- Сильный запах бензина из катализатора (показывает, что топливо сгорает не полностью).
- Увеличение расхода горючего (вследствие пропуска зажигания).
- Затрудненный запуск мотора автомобиля.
- Нестабильная работа двигателя (троит, глохнет, плохо набирает обороты, демонстрирует сниженную мощность, рывки). Иногда также явно слышна детонация и другие посторонние звуки.
- Изменение характера выхлопных газов (появляется сажа, запах, а анализатор покажет повышенный CO).
- Визуальные недостатки свечи (трещины, сколы, оплавление, неоднородный цвет электродов, нагар).
- Загорание сигнала «CHECK ENGINE» на приборной панели.
Если в вашем автомобиле наблюдается хоть что-то из вышеперечисленного, советуется проверить свечи.
Когда дело только в нагаре, – его можно счистить, и тогда свечи поработают еще какое-то время. Если свеча в масле или странном налете, есть смысл сменить марку масла и начать заправляться в другом месте. Если свеча зажигания имеет явные признаки разрушения, – однозначно замена!
Как увеличить ресурс свечей зажигания
Для продления срока эксплуатации свечей некоторые автолюбители используют так называемые народные методы, один из них мы опишем детальнее.
Для обеспечения безопасности следует отключить «массу» либо снять клемму с АКБ, отсоединить кабели, снять свечи. Потом нужно отмерить требуемую длину бокового электрода, обозначить отсекаемый участок, зажать корпус детали, чтобы надежно ее зафиксировать, но не повредить. Аккуратно снять излишнюю часть электрода, а срез обработать напильником, дабы не было заусениц.
С помощью плоскогубцев подогнуть электрод, чтобы край соответствовал высоте центрального электрода, а зазор — номинальному значению. Описанную процедуру следует повторить на каждой детали, затем после модернизации вкрутить их на место и подключить в соответствии с особенностями конструкции силовой установки.