Шаровые опоры — важная и незаменимая часть подвески автомобиля, которая соединяет рычаги подвески и ступицы колеса. Благодаря этому обеспечивается возможность вращения и одновременно поворотов влево и вправо.
Раньше роль шаровых опор в машине выполнял шкворневой механизм, так было примерно до 60-х годов прошлого столетия. Но у данного механизма было много минусов, а именно:
- недолговечность;
- большой вес;
- его нужно было постоянно смазывать;
- возможность работать только в горизонтальной плоскости.
Поэтому с появлением «шаров» они полностью вытеснили «шкворня». Бывает несколько вариантов расположения опор в авто — два сверху и два снизу или только две опоры снизу передней подвески. И существуют задние опоры, они устанавливаются в переднеприводные машины с независимой задней подвеской.
Передние колеса имеют возможность поворачиваться, так как верхние опоры держат поворотный кулак. Современные технологии позволили разработать шаровые шарниры с большим ресурсом, но это касается только оригинальных деталей. К сожалению сейчас в продаже много запчастей кустарного производства, которые не отличаются высоким качеством. Естественно оригинальные шарниры тоже выходят из строя и причина довольно простоя — это износ. Он появляется из-за трения, которое создается изменением направления и езде по неровной дороге. Чем больше автомобиль проходит путь по ухабистому пути и чем чаще повороты, соответственно быстрее будет износ.
Ускорить износ может отсутствие или недостаточное количество смазки, а также грязь. В легковых авто шаровые опоры имеют герметичный корпус, такое решение позволяет избегать постоянного обслуживания. Некоторые производители дополнительно оснащают опоры тавотницами, для возможности добавить смазку. Она добавляется специальным шприцем и позволяет увеличить срок службы за счет уменьшения трения пальца внутри корпуса опоры.
У шаровых пальцев с герметичным корпусом нет тавотниц (масленки) это исключает попадание грязи внутрь. Низкий показатель трения в таких опорах достигается благодаря подложке из синтетического материала. Это влияет на управление, она становится легким и такой вариант более предпочтителен для переднеприводных моделей.
Когда нужно менять
- Демонтировать колесо.
- Щеткой вычистить крепления шаровых опор.
- Обработать соединения жидкостью WD-40 (или ее аналогом).
- Ключом на «22» открутить гайки верхней и нижней опор на 1,5-2 оборота.
- Поставить специализированный съемник для шаровых опор.
- Обычно шаровые опоры удается извлечь за один прием (сначала верхнюю, потом нижнюю). Если без применения усилий шаровая остается на месте, нужно подсадить ее с помощью выколотки и молотка (ударять по выступам поворотного кулака).
- После выпрессовки шаровых опор ВАЗ 2107 стоит снять гайку, которой крепится верхняя шаровая, и достать ее из кулака.
- Возможно, данная статья вызовет интерес: Замена тормозной жидкости на ВАЗ 2110 в домашних условиях
Износ шаровых опор во многом зависит от интенсивности езды на автомобиле, перевозимых грузов и качества дорожного покрытия. Кроме регулярного техосмотра в сервисном центре, специалисты рекомендуют осматривать механизм перед длительной поездкой или при появлении стороннего стука в районе колеса.
Признаками замены шаровых опор считаются:
- стук во время движения по неровной поверхности на небольшой скорости;
- скрип в районе колёс при повороте руля;
- неустойчивое движение по прямой;
- неравномерность износа шин.
Не у каждого автолюбителя в гараже есть съёмник для шаровых опор. В его отсутствие можно воспользоваться кувалдой и наставкой из мягкого металла. В этом случае потребуется приложить физическую силу, чтобы распрессовать «палец». Бить нужно в определённое место, как указано на фото.
Но стоит учитывать, что если автомобиль долго эксплуатируется, то могут возникнуть проблемы со снятием «пальца» таким способом.
ПОДРОБНОСТИ: Замена масла в МКПП Форд Фокус 2 Полная пошаговая инструкция
С ремонтом шаровых опор не стоит затягивать, так как разрушение этого механизма во время езды может привести к серьёзному ДТП. Для замены стоит выбирать комплектующие от надёжного производителя. Китайские подделки не стоит даже рассматривать, несмотря на низкую цену.
Признаки неисправности
Явными признаками, по которым можно определить неисправность шаровой опоры:
- Передвигаясь по неровным дорогам или же при езде на малой скорости слышен характерный стук в районе переднего колеса.
- На поворотах при вывернутых колесах слышен скрип. Его можно перепутать с шумом от ступичного подшипника.
- Неравномерный износ шин автомобиля.
- При езде по ровной поверхности автомобиль виляет из стороны в сторону, хотя рулевое колесо остается неподвижным.
Полезно: Как проверить шаровую опору своими руками?
В случае проявления подобных неисправностей, необходимо провести диагностику элемента. Для этого поднимаем домкратом колесо, от которого исходит шум, затем вставляем монтировку между рычагом и поворотным кулаком. Начинаем покачивать монтировкой вверх-вниз. Если шаровая опора неисправна, то при подобных манипуляциях будет возникать стук.
Как выбрать надёжные и качественные запчасти для ремонта
При любом ремонте важно использовать качественные комплектующие. Не стоит покупать дешёвые подделки, которые приведут к поломке спустя короткое время. Многие специалисты рекомендуют использовать опоры от . Здесь используется высокопрочная сталь для «пальца» шаровой, что особо важно. На этот элемент ложится практически вся нагрузка и от его надёжности во многом зависит долговечность всей конструкции.
Многое зависит от технологии изготовления комплектующих. Только крупные предприятия могут использовать поперечно-клиновую прокатку, холодную высадку и другие технологии, которые позволяют существенно улучшить качество деталей. Не стоит покупать самые дешёвые шаровые опоры китайского производства.
Как определить износ?
Нижняя и верхняя опора изнашиваются не одновременно, так как на нижнюю приходится больше нагрузки и конечно она больше изнашивается. Чтобы проверить насколько износился шаровой палец нужно поднять колесо при этом поддерживать нижний рычаг. Затем пошевелить колесо вверх и вниз и определить есть ли биение. При покачивании колеса возможно определить наличие бокового люфта. При выявлении любой из проблем, обязательно надо заменить деталь.
Рекомендуется менять «шары» каждые 70.000 — 150.000 тыс.км. Это напрямую зависит от того, где и в каких условиях используется машина. Использование неисправных или сильно изношенных шарниров не безопасно. Большинство специалистов рекомендуют менять сразу все шарниры это обусловлено из соображения безопасности и с экономической точки зрения.
На заметку: Проверяйте износ «шаров» до того, как хотите их смазать, потому что смазка временно скроет зазор и вы не увидите этот момент.
Также ознакомьтесь
- Чтоб избежать прокручивания пальца, нужно монтажкой зажать рычаг.
- Демонтировать крепежные элементы шаровой опоры к верхнему рычагу.
- Снять шаровую.
- Прочистить место, куда садится шаровая опора на рычаге (на нем не должно быть повреждений и трещин).
- Снять уплотнительную шайбу от старой шаровой опоры, установить ее на новую.
- Перед установкой шаровой опоры нужно смазать ее ШРБ-4 или Литол-24.
- Установить пыльник и шайбу.
- Закрутить шаровую к рычагу. Поставить ее в кулак, затянуть гайку.
- Выкрутить гайку от нижней шаровой опоры. Обычно при этом палец начинает прокручиваться. Чтобы этого избежать, у соединения кулака и пальца необходимо создать боковой натяг, для чего в промежутке между тормозным щитом и кулаком вставляется монтажка. При отсутствии результата в зазоре между кулаком и нижним рычагом стоит установить разводной палец, а затем с его помощью зафиксировать палец.
- После того, как гайка откручена, можно поднять кулак вверх. Ключ на «22» поставить между верхней полостью кулака и нижним рычагом.
- Демонтировать с рычага шаровую опору ВАЗ 2107.
- Удалить ржавчину и грязь с посадочного места.
- Проверить наличие смазки в нижней части шаровой опоры, открутив для этого ключом на «7» заглушку. Если смазки там нет, наполнить шаровую смазкой медицинским шприцом без иглы.
- Будет интересно: Инструкция к замене ШРУСа ВАЗ 2110 своими руками
- Поставить шаровую опору на место внизу рычага, прикрутить ее к кулаку.
- После этого можно сказать, что замена шарововых опор своими руками успешно закончена.
ПОДРОБНОСТИ: Замена масла Форд Фокус 1 Фото инструкция по замене моторного масла Фокус 1
Замена шаровых опор ВАЗ 2107.
Замена нижней шаровой, как и верхней, осуществляется с помощью некоторых инструментов, включая съемник. При этом существует определенная схема, с учетом которой происходит данная процедура.
- Демонтаж колеса.
- Очистка элементов крепления опоры ВАЗ 2107.
- Ослабление гайки пальца верхней шаровой.
- Выпрессовывание пальца из кулака. Для этого применяется съемник шаровых опор ВАЗ.
- Отворачивание гайки крепления и его демонтаж.
- Откручивание болта фиксации опоры к рычагу.
- Демонтаж верхней и нижней шаровой с чехлом и прижимной пластиной.
- Проверка и замена вышедших из строя деталей.
- Сборка демонтированных элементов в обратном порядке.
По завершении данных работ нужно проверить углы установки передних колес.
Когда при диагностике подвески была выявлена неисправность шаровой, то перед нами возникает вопрос как заменить шаровую опору на ваз 2107? На него я сейчас Вам и отвечу. Но перед ремонтом нужно определиться с инструментом. Возможна долгая и мучительная замена шаровых опор ваз 2107 без съемника, потому, что практически ни у кого не выходит сделать это без съёмника. Или же Вы сразу можете купить специнструмент и далее я покажу Вам как пользоваться съемником шаровых опор ваз 2107.
Мы рассмотрим как выполнить демонтаж верхней шаровой опоры ВАЗ 2107 без съёмника, а снятие нижней шаровой опоры ваз 2107 я покажу в варианте с предназначенным для этого приспособлением.
Замена верхней шаровой опоры Ваз 2107.
Замена шаровых опор ВАЗ 2107 происходит при снятом колесе. Чтобы снять, верхнюю шаровую, допустим, на левой стороне без съёмника мы должны выполнить следующие действия: поворачиваем максимально влево руль, ослабляем гайку шаровой, что—нибудь кладём под ступицу, для того, чтобы при опускании машины с домкрата, ступица плотно легла на этот предмет, берем молоток и направляем его на прилив на кулаке (чуть ниже гайки шаровой) и кувалдой или топором резко, но не сильно бьем по молотку.
Как только палец выйдет из ступицы, откручиваем 3 болта и демонтируем деталь.
Но данный случай помогает далеко не во всех случаях. Бывает такое, что шаровая просто приржавеет к ступице и ничем, кроме как съёмника её не снять.
Замена нижней шаровой опоры Ваз 2107.
С помощю съёмника шаровые можно выпрессовать из ступицы менее чем за 5 минут. Для этого откручиваем обе гайки пальцев шаровых на пару оборотов. Далее вставляем съёмник между пальцами верхней и нижней шаровых и начинаем выкручивать болт съёмника как показано на фото ниже.
ПОДРОБНОСТИ: Замена подшипника генератора ВАЗ 2114 Фото инструкция как поменять подшипник генератора на ВАЗ 2114
Далее нам остаётся только открутить болты крепящие шаровые к рычагам и поставить новые шаровые.
Сборка производится в обратном порядке.
Во время сборки бывает, что при закручивании гайки на палец шаровой, он начинает прокручиваться. Во избежании такой ситуации протрите сухой тряпкой палец шаровой и его посадочное место в ступице. И после того, как вставите шаровую в ступицу несильно, но плотно пару раз стукните молотком по шаровой. После проделанных процедур палец при накручивании гайки прокручиваться не будет.
Удобнее всего проводить ремонт на смотровой яме или на подъёмнике. Так вы обеспечите себе хороший обзор для осмотра и будете иметь необходимый доступ к механизмам.
Какой инструмент понадобится
Из инструмента потребуется:
- щётка по металлу;
- растворитель;
- набор ключей;
- съёмник для опор;
- разводной ключ;
- медицинский шприц;
- смазочные материалы.
Процесс замены шаровых на ВАЗ 2114
Подготовив все необходимое, можно приступить к замене шаровых опор ВАЗ 2114. Придерживайтесь инструкции и выполняйте работу по пунктам:
- Ослабляем колесные гайки, затем поднимаем автомобиль домкратом и полностью снимаем колесо.
- Воротком с головкой на 17 откручиваем крепление шаровой к кулаку. Предварительно лучше обработать соединение WD-40, так как чаще всего эти узлы подвержены сильной коррозии.
- Головкой на 19 откручиваем гайку крепления пальца к нижнему рычагу.
- Надеваем съемник шаровой на рычаг. Как снять шаровую на ВАЗ 2114 без съемника? Можно попытаться выбить палец тяжелым молотком. Для этого необходимо бить в торец рычага. Также будет не лишним в этот момент упереться монтировкой, чтобы увеличить нагрузку.
- Вращаем палец съемника и выдавливаем опору из рычага.
- Поднимаем домкратом поворотный кулак за тормозной диск и вытаскиваем опору.
После этого процесс снятия окончен и можно приступать к установке новой детали. Для этого нам требуется:
- Вставить новую опору в рычаг и наживить гайку.
- Убираем домкрат из-под тормозного диска и накручиваем крепящие болты к кулаку. Если отверстия не удается совместить, можно подбить немного опору молотком через выколотку или деревянный брусочек.
- Затягиваем все крепежные элементы. Если у вас имеется динамометрический ключ, то болты к кулаку затягиваются с усилием 60 Нм, а гайка 80 Нм.
- Затем устанавливаем колесо на место.
На этом процесс замены шаровой закончен и можно приступить к проверке. Достаточно просто прокатиться по площадке и последить за звуками. Если они пропали – значит ремонт произведен верно.