Радиатор охлаждения автомобилей ВАЗ
ВАЗ 2114 считается одним из самых ярких примеров успеха отечественного автопрома. Эта модель является доработанной версией ВАЗ 2109 и отличается от неё дизайнерским оформлением передней части кузова, обновленными фарами и капотом, оформлением радиаторной решетки, а также пластиковыми молдингами и спойлерами. Однако, как стало известно, автомобиль подвержен поломкам радиатора, может привести к перегреву, а вследствие — и к поломке двигателя.
СХЕМА И УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
Система охлаждения ВАЗ 2114 жидкостная, с принудительной циркуляцией. В качестве охлаждающей жидкости в систему заливается тосол или антифриз. В самом крайнем случае можно залить и воду, но долго на ней ездить нельзя – зимой можно разморозить двигатель, а в остальной сезон при длительной эксплуатации мотора на воде разъедается рубашка охлаждения в блоке и головке блока цилиндров, накапливается ржавчина в радиаторе.
Система охлаждения двигателя ВАЗ 2114 (СОД) состоит из следующих элементов:
- Радиатора. Он является основной охлаждающей частью в системе и выполняет функцию отдачи тепла жидкости в окружающее воздушное пространство;
- Водяного насоса (помпы). Насос создает принудительное движение антифриза в системе, тем самым охлаждая всю СОД, в том числе и двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Насос вращается от ремня ГРМ;
- Патрубков (шлангов). По ним циркулирует антифриз;
- Термостата. Он регулирует прохождение охлаждающей жидкости (ОЖ) по всем патрубкам или только по малому кругу и поддерживает необходимую рабочую температуру ДВС;
- Электрического вентилятора. Вентилятор расположен на плоскости радиатора и за счет создаваемого потока воздуха при включении охлаждает его поверхность. Включается электромотор только при достижении температуры, которую задает датчик (103°C);
- Расширительного бачка. В бачок заливается жидкость, а при срабатывании вентилятора через обратный шланг в него вытекает антифриз, тем самым сбрасывая излишки давления в СОД;
- Пробки расширительного бачка. В пробке есть клапана, которые сбрасывают избыточное давление воздуха, создаваемое в системе при циркуляции тосола.
Схема охлаждения ВАЗ 2114 на рисунке ниже:
Схема охлаждения ВАЗ-2114
Схема системы охлаждения двигателя на ВАЗовской модели 2114 проста и практически ничем не отличается от схемы любого другого инжекторного ДВС легкового автомобиля. После запуска двигателя от вращающегося коленчатого вала через ремень ГРМ приводится в движение водяной насос. Помпа создает циркуляцию ОЖ в системе, и антифриз проходит по малому кругу (насос, верхний патрубок, блок цилиндров). При нагревании ДВС до рабочей температуры открывается клапан термостата, и ОЖ через нижний патрубок идет в ДВС по большому кругу.
РАДИАТОР
Радиатор ВАЗ алюминиевый, состоит из двухрядной сердцевины и двух пластмассовых бачков по бокам. ОЖ заливается в него через расширительный бачок, внизу имеется сливная пробка.
ПАТРУБКИ
В комплект патрубков системы охлаждения входят:
- Верхний и нижний патрубки (основные);
- Металлическая трубка водяного насоса;
- Заливной шланг от расширительного бачка к радиатору;
- Обратный шланг от бачка к радиатору;
- Два шланга на подогрев дроссельной заслонки.
Проверяйте целостность патрубков (очень часто в автомагазинах продают брак)
Необходимые запчасти
Прежде всего, необходимо подобрать новый радиатор. Лучше приобретать аналог того, что стоит на вашем автомобиле. Также можно сделать выбор по артикулам: 2108-1301012, 21082-1301012, РО2108-01, LRc 01082.
Средняя цена нового узла – 1750 рублей. Медные модели обойдется дороже.
Внимание! Крашеные радиаторы лучше не приобретать, поскольку существует риск появления в салоне неприятного запаха, да и теплоотдача у этих моделей ниже.
НЕИСПРАВНОСТИ В СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ
Как правило, из-за неисправностей в охлаждающей системе двигатель перегревается, а это приводит к его поломке. Неисправным может быть любой из элементов.
Радиатор:
- Может течь. Возможна протекание через алюминиевые трубки, пластмассовые бачки. Нередко отламывается пластмассовый отвод под обратный шланг расширительного бачка.
- Может забиться, и по этой причине будет греться двигатель.
Патрубки. Из-за них происходит течь тосола по причине того, что патрубок:
- Рваный.
- Старый и потерял эластичность.
Термостат.В зависимости от того, насколько неправильно срабатывает клапан в термостате, ДВС может:
- Перегреваться (в этом случае тосол «выкидывает» через расширительный бачок).
- Не разогреваться до рабочей температуры. Как следствие, автомобиль плохо едет, а в холодную погоду в салоне машины холодно.
Водяной насос (три основные проблемы):
- Шум и люфт в подшипниках. С таким дефектом ездить долго не стоит, насос может заклинить или развалиться.
- Течь жидкости через контрольное отверстие. Тоже сигнализирует о скорой «кончине» детали.
- Обрыв крыльчатки. При таком дефекте двигатель очень быстро перегревается.
Вентилятор охлаждения:
- Неисправный вентилятор также приводит к перегреву ДВС.
Могут быть неисправны или плохо затянуты хомуты. Случается, тонкие шланги забиваются мусором («обратка», подогрев дроссельной заслонки).
Из-за чего не работает ОС
Охлаждающая система чаще всего перестает работать из-за неправильной работы термостата. Ничего кроме его замены вы предпринять не сможете.
Если вы не знаете, какой радиатор охлаждения лучше выбирать для ВАЗ 2114, посмотрите на имеющийся. Покупайте аналог от завода-изготовителя, либо приобретайте устройство с максимально близкими характеристиками.
На четырнадцатую модель ставят алюминиевый радиатор с двумя дополнительными бачками. В конструкцию радиатора включены:
- Радиатор;
- Верхний бачок с патрубками;
- Нижний бачок с патрубками.
РЕМОНТ ИЛИ ЗАМЕНА РАДИАТОРА
Рассмотрим подробно особенности проведения работ.
ПРОМЫВКА
Замена радиатора охлаждения требуется в том случае, если по причине его засорения греется ДВС. Но прежде, чем менять, можно попробовать промыть систему охлаждения двигателя ВАЗ 2114. Часто промывка помогает, и греться мотор перестает. Промывку производим следующим образом:
- Ставим автомобиль на ровную площадку;
- Отворачиваем пробку расширительного бачка;
- Сливаем ОЖ с радиатора, отвернув нижнюю пробку;
- Скручиваем водяную заглушку с блока цилиндров (она находится между ДВС и вентилятором в районе стартера) и сливаем антифриз из блока;
- Заворачиваем пробки и заливаем в систему простую чистую воду;
- Даем поработать мотору, сливаем воду. Если вода вытекает грязная, повторяем промывку. Процедуру повторяем несколько раз, пока сливающаяся вода не станет чистой;
- После промывки заливаем новую ОЖ. Следует учесть, что объем системы охлаждения ВАЗ 2114 составляет 7,8 л, и если весь тосол не входит в систему, скорее всего в ней образовалась воздушная пробка. Нужно максимально заправить емкость во избежание перегрева ДВС.
Часто советуют делать промывку на холодном моторе, чтобы не ошпариться горячим антифризом. С одной стороны вроде бы верно, но на холодную вся грязь осядет на стенках СОД, и эффективность промывки будет не столь велика. Да и не ждать же каждый раз, когда остынет вода. Необходимо просто сливать ОЖ аккуратно, и работать в плотной непромокаемой одежде и перчатках. Также нужно помнить, что срок годности тосола и антифриза колеблется от 2 до 5 лет.
ЗАМЕНА
Замена радиатора охлаждения на ВАЗ осуществляется очень просто:
- Снимаем пробку расширительного бачка;
- Сливаем тосол из радиатора и блока цилиндров. Необходимо заранее приготовить емкость для жидкости;
- Демонтируем корпус воздушного фильтра, он будет мешать вынуть радиатор;
- Разъединяем штекер элетровентилятора, откручиваем два болта его крепления и демонтируем узел;
- Ослабляем хомуты там, где удобнее, и сдергиваем патрубки;
- В верхней части радиатора снимаем два болта крепления к кузовной рамке, наклоняем его корпус в направлении к двигателю и вынимаем деталь. Снятие радиатора завершено;
- Сборку производим в обратном порядке, затем заливаем тосол и запускаем двигатель.
РЕМОНТ
При желании можно произвести мелкий ремонт охлаждения двигателя своими руками, но чаще ремонтируют в качестве вынужденной меры:
- Если необходимо доехать до какого-нибудь пункта назначения;
- В случае, когда на замену не рассчитывали, и пока нет денежных средств.
Пластмассовые бачки можно заделать эпоксидной смолой или запаять, против течи через соты пользуются специальным химическим составом, который добавляется в тосол и закупоривает текущие места. Но не исключено, что такая химия осложнит прохождение ОЖ по всей системе.
Проще с радиатором не мудрить, а произвести замену, тем более, что стоит он недорого, где-то от 1200 рублей.
Поэтому ремонт своими руками часто становится экономически неоправданным, а времени на бесполезное «лечение» уходит немало. Правда, есть более дорогие медные радиаторы, но они и ремонтируются проще – медь можно запаять.
Ремонт термостата вряд ли целесообразен, такую деталь лучше сразу менять. Тем более, что стоит он порядка 350-500 рублей.
ЗАМЕНА ПАТРУБКОВ
Замена патрубков системы охлаждения ВАЗ 2114 провести очень просто – сливаем ОЖ, ослабляем хомуту и производим замену. В магазинах патрубки часто продаются комплектом, также комплектом рекомендуется их менять.
Замена патрубков — просто ( можете применить герметик в места стыка)
Выбираем радиатор печки в ваз 2114, 2113, 2115
Какой радиатор выбрать для печки на ВАЗ 2114? Этот вопрос набирает актуальность в связи с приближающейся зимой. Не секрет, что не на всех автомобилях отечественного производства печка греет хорошо. Попробуем разобраться, какой же радиатор выбрать:
Медный радиатор.
Сразу после покупки медный радиатор имеет теплоотдачу 389,6 Вт/(м. град). Свойства меди таковы, что такой радиатор долго нагревается и долго остывает. Количество ребер у медного радиатора меньше, чем у алюминиевого, сечение каналов меньше. Поэтому оны быстрее забиваются и на холостых оборотах печка дует прохладным воздухом. Чаще всего именно на это жалуются владельцы ВАЗов.
К плюсам медного радиатора отопителя можно отнести его ремонтопригодность. На этом плюсы заканчиваются. И начинаются минусы: в последнее время производители экономят на сырье и используют не чистую медь. Некоторые красят радиаторы, чтобы придать им товарный вид, но это снижает теплоотдачу такого радиатора. В последнее время очень тяжело найти качественный медный радиатор сложно.