Осваиваем механическую коробку передач в десять шагов

передач

24.08.2020
Комментариев нет
227929

Автомобили с механической коробкой передач имеют массу преимуществ перед автомобилями с автоматической коробкой. Они сложнее в управлении, но стоимость их ремонта гораздо ниже по сравнению с автоматом. К тому же, если вы научитесь пользоваться МКПП, то машина на автомате покажется вам в управлении очень простой. Сегодня рассмотрим, что такое механическая коробка и как научиться ею управлять.

Как устроена МКПП

Механическую коробку в отличие от автоматической водитель должен переключать сам. Большинство машин с механикой имеют 4-5 передних и одну заднюю скорость передачи. Чтобы научиться управлять МКПП, необходимо знать нахождение и назначение каждой из скоростей. Рассмотрим каждую подробнее:

    • нейтральная передача означает, что крутящий элемент двигателя не передается колесам. При включенном двигателе и нейтральной передаче при нажатии на газ движения не произойдет. Из нейтральной передачи можно переключиться в любое другое положение;
    • первая передача нужна для начала движения;
    • вторая и последующие передачи необходимы для скорости. Их количество зависит от конкретного автомобиля;
    • передача заднего хода необходима для разгона, но не для постоянного использования.

Перед тем, как сесть за руль, стоит выучить положение каждой скорости на рычаге управления. Это важно, потому что во время движения нужно смотреть на дорогу, а не на рычаг. Скорость переключения придет с опытом. По началу каждый водитель мысленно вспоминает, где находится нужная скорость. Со временем вы привыкните к местоположению, и переключение будет происходить без лишних мыслей.

Чем вредна высокая частота вращения коленвала?

Манера езды «тапку в пол» подразумевает постоянное раскручивание коленчатого вала до 5–8 тыс. оборотов за минуту и позднее переключение скоростей, когда от шума двигателя буквально звенит в ушах. Чем чреват данный стиль вождения, кроме создания аварийных ситуаций на дороге:

  • все узлы и агрегаты автомобиля, а не только мотор, испытывают максимальные нагрузки в течение срока эксплуатации, что снижает общий ресурс на 15–20%;
  • из-за интенсивного нагрева двигателя малейший сбой охлаждающей системы ведет к капитальному ремонту вследствие перегрева;
  • трубы выхлопного тракта прогорают значительно быстрее, а вместе с ними – дорогостоящий катализатор;
  • ускоренно изнашиваются элементы трансмиссии;
  • поскольку частота вращения коленвала превышает нормальные обороты чуть ли не вдвое, расход горючего тоже увеличивается в 2 раза.

Эксплуатация автомобиля «на разрыв» имеет дополнительный негативный эффект, связанный с качеством дорожного покрытия. Движение на большой скорости по неровным дорогам буквально убивает элементы подвески, причем в кратчайшие сроки. Достаточно влететь колесом в глубокую выбоину – и передняя стойка согнется либо треснет.

Расположение педалей

В автомобиле с механической коробкой передач есть три педали:

  1. Левая педаль – это сцепление;
  2. Средняя педаль – тормоз;
  3. Правая – газ.

Расположение одинаково как для праворульных, так и для леворульных машин.

Педаль сцепления служит разделителем работы двигателя и колес и позволяет переключать КПП. Ее необходимо нажимать перед каждым переключением. Понятно, что педаль тормоза необходима для остановки, а педаль газа – для движения.

Для правильного переключения КПП необходимо полностью нажимать на педаль сцепления. В противном случае включение каждой скорости будет сопровождаться скрежетом, что неизбежно приведет к поломке.

Как завести машину для начинающих: пошагово

До того как тронуться с места водитель должен сделать следующее:

  • Визуально осмотреть транспортное средство, проверить колеса, фары, габариты, исключить потеки масла и топлива.
  • Установить кресло в удобное положение, отрегулировать боковые зеркала.
  • Пристегнуться ремнем безопасности и проверить ремни пассажиров.

После этого можно познавать азы вождения для новичков на механике дальше. Изучите педали и их местонахождение. У новичков автомобиль часто глохнет, т.к. они не чувствуют транспортное средство. Педали расположены в следующем порядке:

  • сцепление;
  • тормоз;
  • газ.

Правая нога нажимает на газ и тормоз, левая – на сцепление. Сцепление необходимо выжимать до упора, а на газ и тормоз нажимают осторожно, т.к. они чувствительны к воздействию. Дальше мы подробно расскажем о том, как правильно пользоваться сцеплением на механике.

Принцип переключения передач на механике

Принцип работы механической коробки основывается на соединениях между входным и выходным валом через сочетания шестеренок с разным количеством зубьев. Иными словами, работа двигателя происходит за счет изменения количества оборотов, регулируя усилие на ведущих колесах. Это позволяет добиться оптимального режима работы двигателя при начале движения, разгоне и снижении скорости. Принцип работы не зависит от привода, но в каждой модели будут свои особенности.

Механическая коробка предназначена для плавного и равномерного распределения крутящего элемента. МКПП включает в себя несколько передач, управление которыми происходит с помощью рычага. Связующим элементом между коробкой и двигателем является сцепление. Постоянно вращающийся коленчатый вал зацеплен с первичным валом коробки передач. А сцепление позволяет разъединять и соединять эти элементы, благодаря чему происходит движение.

Получить консультацию

Какую передачу выбрать и как правильно переключаться

Ну очень философский вопрос. Давайте поразмышляем. Режимов езды на конкретной передаче у нас шесть. Собственно теперь можно систематизировать алгоритмы выбора передачи(значение оборотов непосредственно перед переключением, разумеется условные значения, которые на ваше машине могут быть другими):

1500 об./мин3000 об./мин5500 об./мин
Разгон, за которым последует замедлениеПереключаемся на пониженнуюОтпускаем газ и замедляемся с тормозом или нетОтпускаем газ, имея в виду, что тормозить двигателем машина будет сильнее, чем на 3000
Разгон, за которым последует равномерное движениеНе меняем передачуПереключаемся на повышеннуюПереключаемся на две повышенных
Равномерное движение, за которым с большой долей вероятности последует торможение или остановкаПереключение на пониженнуюОтпускаем газОтпускаем газ, но плавно, так как машина может клюнуть
Равномерное движение, за которым последует разгонПереключение на пониженнуюНе меняем передачуВключаем повышенную
Замедление за которым последует равномерное движениеНе меняем передачуВключаем повышеннуюПереключаемся на две повышенных
Замедление, за которым последует разгонПереключение на пониженнуюНе меняем передачуПереключаемся на повышенную

Ну и напоследок отвечу на вопрос одного из читателей: «Опишите, пожалуйста, процесс переключения передач на скорости, с пониженной на повышенную и в каких случаях наоборот. Если можно поподробнее, порядок конечно понятен: 1-я — только для того, чтобы трогаться… потом 2-3-4-5… Но бывают моменты: едешь на 4 и тут затор или светофор, нужно притормозить, а тут зелёный и движение началось с медленной скоростью… надо-ли переходить на 3 или можно продолжить движение на 4, но медленно… и подобные нюансы…».

Я обычно ориентируюсь из ситуации и скорости потока в целом. Допустим машины впереди ускоряются, однако видно, что через 5-6 машин поток снова тормозит. Смысла разгоняться попросту нету и движение можно продолжить на той передаче, на которой и ехали, а можно включить пониженную и регулировать ход автомобиля за счет ускорений и торможений двигателем.

В моем случае все зависит от настроения, вероятности что кто то начнет втискиваться без предупреждения и прочих факторов, но чаще всего я переключаюсь на пониженную, чтобы все время держать мотор в тонусе, или другими словами в зоне комфортных и силовых оборотов.

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ:

Как научиться ездить на механике

Старт.

При первых попытках научиться вождению на механике важно не торопиться, а все делать последовательно. Перед началом движения первое, что необходимо сделать, это пристегнуть ремень безопасности. Если обучение происходит в теплое время года, можно открыть окна, чтобы лучше слышать и понимать двигатель Далее следует отрегулировать сиденье, чтобы дотягиваться до педалей и нажимать на них без усилий. В этот момент можно поучиться плавно отпускать сцепление.

Затем нужно перевести рычаг переключения в нейтральное положение, из которого он может свободно двигаться в разных направлениях. После этого можно запустить двигатель с помощью ключа зажигания и нажатой до конца педали сцепления.

Для начала движения нужно нажать педаль сцепления, переключиться на первую передачу, немного поднять ногу со сцепления и нажать на педаль газа. Чтобы начать движение, машине нужно приложить много усилий, именно поэтому в этот момент может заглохнуть двигатель. Плавное начало движения обеспечивает одновременное нажатие педалей газа и сцепления.

Для того, чтобы включить передачу, нужно до конца нажать педаль сцепления и плавно подвинуть рычаг. В случае сопротивления и наличия непонятных звуков следует вернуть рычаг в исходное положение, отпустить сцепление и снова нажать. Когда нужное положение включится, усилие рычага снизится, а его движение остановится, поскольку он столкнется с ограничителем.

При морозной погоде можно стартовать со второй передачи, чтобы избежать пробуксовки или заноса. Для этого надо выбрать вторую передачу и плавно балансировать между педалями сцепления и газа.

Движение.

Для плавного движения автомобиля необходимо понять:

  1. в какой момент нужно переключать передачи;
  2. как достичь оптимальной динамики;
  3. что нельзя делать, чтобы не сломать коробку передач.

Грамотное переключение скоростей при движении обеспечивает правильную динамику всей системы механической коробки, продлевает срок ее службы и позволяет снизить расход топлива. Самая главная рекомендация для начинающих водителей, это следить за показателями тахометра. При показателях от 2,5 до 3,5 тысяч оборотов в минуту работа двигателя происходит наиболее правильно и нет необходимости переключаться на другую передачу.При более высоких показателях тахометра необходимо переключиться на более высокую передачу, чтобы снизить нагрузку. Педаль сцепления при этом стоит жать до конца. При снижении оборотов необходимо произвести переключение на более низкую передачу. Чтобы ехать без рывков.

При разгоне переключать КПП необходимо поочередно, начиная от первой и доходя до нужной. Переключаться через несколько ступеней в целом не запрещено, но стоит делать это, предельно обращая внимание на сцепление. При неполной выжатой педали вероятен риск повреждения валов коробки.

Благодаря МКПП можно заранее подготовиться к сложной дорожной обстановке. Например, если следовать правилам дорожного движения, переключение передач на более низкую ступень необходимо:

  • при приближении к крутому подъему;
  • при движении по опасному спуску;
  • при обгоне;
  • на крутых поворотах.

МКПП может помочь даже в тех ситуациях, когда нельзя воспользоваться тормозом. Например, по скользкой дороге или при движении под уклоном. В этих случаях можно тормозить с помощью двигателя. Нужно отпустить газ и переключаться с высокой передачи до низкой, пока скорость не снизится. Но не стоит сильно повышать обороты и, при возможности, использовать тормоз.

Читайте подробнее: как правильно тормозить на механике.

Снижение скорости и остановка.

Для снижения скорости нужно переключаться на более низкую передачу. При слишком медленной скорости для текущей передачи автомобиль будет вибрировать, как будто вот-вот заглохнет. Для снижения скорости нажмите сцепление, отпустите газ, сделайте переключение скорости, отпустите сцепление, надавив при этом на педаль газа. Чтобы остановиться, переключайте передачи поочередно, пока не включите первую передачу.

При необходимости остановки нажмите правой ногой на тормоз. Во время достижения скорости в 15 км в час машина завибрирует. В этот момент нужно до конца нажать сцепление, перевести рычаг в нейтральное положение и нажать на тормоз, чтобы окончательно остановиться.

Сделать остановку можно на любой передаче. Для этого необходимо до конца нажать на сцепление, нажать на тормоз и переключиться на нейтральную. Но в этом случае контроль за автомобилем ослабевает, поэтому пользоваться этим способом можно только в крайнем случае. В любом случаем можно посмотреть уроки вождения на механике для начинающих, как правильно трогаться с места на механике, пошаговая инструкция.

Ознакомление с местом водителя

Как известно, водительское место оснащено тремя педалями:

  • левая — сцепление. Нажатие на нее дает возможность переключать скорости.
  • лентральная — тормоз. Служит для торможения и остановки машины.
  • лравая — газ. Необходима для разгона.

Со сцеплением работает левая нога, остальные две педали управляются правой.

Справа от сиденья расположен рычаг переключения передач. На его ручке, зачастую, обозначены цифры, соответствующие скоростям: арабские или аналогичные римские. Задний ход, как правило, обозначается буквой R.

Расположение переключаемых передач неодинаково на автомобилях разных марок. Перед началом движения следует ознакомиться со схемой переключения передач.

На панели приборов автомобиля находится тахометр. Начинающим водителям он поможет определить момент переключения передачи.

Важные правила управления МКПП

Машины с механической коробкой более выносливы и надежны, чем автомобили на автомате. Но управление МКПП также требует к себе особого внимания. Необходимо знать несколько простых правил, чтобы автомобиль на механике прослужил дольше:

  • нельзя оставлять ногу на нажатой педали сцепления. Нередко водители при переключении с одной передачи на другую оставляют ногу на педали сцепления, но так делать не рекомендуется. Снимайте ногу с педали сразу после переключения передачи, иначе вы рискуете повредить выжимной подшипник и диск сцепления;
  • запрещено включать 3,4 и 5 передачи на низких оборотах двигателя. При неравномерном включении передач на механическую коробку создается большая нагрузка, которая со временем неизбежно приведет к износу всех деталей сцепления. С самого начала привыкайте переключать передачи на нужных оборотах двигателя, чтобы потом не пришлось переучиваться;
  • не нажимайте на педаль сцепления при остановке на уклоне, иначе быстро произойдет износ диска. Для удерживания автомобиля от ската при подъеме следует нажимать педаль тормоза. А когда необходимо тронуться, уже нажимать сцепление, затем плавно на газ, отпуская сцепление;
  • на светофоре стоит переключаться на нейтральную передачу, а не нажимать на сцепление с включенной скоростью. Если оставлять скоростную передачу при остановке, то система сцепления находится под большой нагрузкой, что приведет к ее быстрому износу;
  • не стоит оставлять руку на рычаге переключения передач, поскольку такая привычка создает давление на коробку. Ненужное давление со временем может привести к износу механизма переключения передач и других деталей коробки;
  • на скользкой дороге не выключайте сцепление и не осуществляйте движение на нейтральной передаче;
  • в зимнее время нельзя оставлять автомобиль с включенной передачей;
  • регулярно проходите технический осмотр, не забывайте чистить коробку передач и поддерживать нужный уровень масла.

Эти простые правила позволят сохранить работоспособность автомобиля с механической коробкой и прослужить ему как можно дольше.

Откуда вы знаете, что вы поменяли передачу по ошибке

В большинстве случаев вы получите сильный шок и услышите глупый звук стука и скрежета.

Как правило, это довольно неудобно, поскольку вы можете обнаружить, что к тому же вы слишком сильно увеличиваете обороты своего мотоцикла. Это если вы вовремя не переключили передачу.

Напротив, в конце концов, если вы переключите передачу слишком рано, вы испытаете отсутствие мощности, и потребуется целая вечность, чтобы подняться до подходящей скорости.

Вот несколько способов узнать, что вы неправильно переключили шестерню

Отсутствует плавный звук щелчка. Начало рывков, которое заставляет мотоцикл в конце концов остановиться.

Неравенство, если мотоцикл едет на большой скорости.

Резкое отпускание сцепления может поднять переднее колесо над землей, что приведет к его задеванию.

Внезапное изменение веса автомобиля.

Основные ошибки начинающих водителей

Начинающие водители часто делают одни и те же ошибки:

  1. не понимают, когда нужно сменить передачу, из-за чего двигатель работает на очень высоких оборотах, машина теряет скорость, а водитель – контроль за движением;
  2. у новичков не получается начать движение по причине резкого бросания педали сцепления. Именно поэтому автомобиль глохнет. Со временем это может привести к износу всех деталей коробки;
  3. опоздание с включением второй скорости. При начале движения на вторую передачу можно переходить достаточно быстро, но новички забывают об этом;
  4. не убирают ногу с педали сцепления, из-за чего она быстрее изнашивается, а нога устает;
  5. при смене передач левая рука начинает поворачивать руль.

Когда вы знаете, чем грешат начинающие водители, вы заранее будете помнить и не допускать таких ошибок.

Получить консультацию

Как правильно пользоваться переключателем

Чтобы избежать повышенного износа кассеты на заднем колесе, системы звезд на переднем, поломки цепи и не повредить систему переключения передач своего байка в целом, вам необходимо знать несколько основных правил переключения скоростей. Итак:

1. При переключении скоростей на велосипеде следует не допускать максимального перекоса цепи, например, недопустима такая позиция как впереди 1 – сзади 8, и наоборот.

На примере 24 (3*8) скоростной трансмиссии покажем, как стоит сочетать передачи:

ВпередиСзади
1 (малая)1-4
2 (средняя)3-7
3 (большая)6-8

Самая легкая передача, когда звезды находятся в позиции 1-1. В процессе езды следует стремится к большему числу, наращивайте мощность и скорость, однако прибегайте к максимальному усилению движения не часто, так как это дополнительная нагрузка как на механизм трансмиссии, так и на суставы ног.

Основной ориентир такой – крутить педали вам должно быть не сложно, но и не очень легко, усилие должно быть комфортным.

2 Когда решите переключать передачи, особенно это важно для передних звезд, вам обязательно нужно немного снизить усилия и не давить сильно на педали. Почему? Дело в том, что передняя группа звезд работает с верхней частью цепи, которая в момент движения испытывает максимальное натяжение, поэтому и может порваться если вы будете изменять положение скоростей, не прекращая крутить педали с усилием

3. Переключаться следует только когда вы находитесь в движении!

4. Нужно переключить сразу несколько скоростей? Делайте это поэтапно, не перескакивайте.

Также при переключении вам нужно максимально сильно выжать рычаг манетки, которая отвечает за переднюю группу звезд.

Как узнать сделали ли вы все правильно? Отличный способ узнать, верно ли вы научились переключать передачи – это прислушаться, в случае если цепь легла правильно, то никаких посторонних звуков в виде лязга или треска вы не услышите – конечно, при условии, что у вас в надлежащем состоянии цепь, она смазана, не старая и так далее. Единственное, что может уловить велосипедист – так это небольшой щелчок.

Как поймать и почувствовать момент, когда требуется переключение скоростей на велосипеде? Важное условие для этого – научиться ориентироваться на собственные ощущения, если не хватает сил и вы начали крутить педали вхолостую, значит, пора переключать на следующую скорость. Итак, когда ответ на вопрос о том, как переключать скорости на велосипеде, стал понятным, требуется получить в этом как можно больше собственного опыта, чтобы начать чувствовать момент, когда и как вам нужно сменить передачу

Для этого поездите в разных условиях, к примеру, на шоссе, поднимитесь и спуститесь с горы, ощутите, как меняются обороты каждого колеса при изменении скоростей на велосипеде. Исключительно таким способом вы наездите свой опыт работы с трансмиссией байка, научитесь крутить педали с оптимальным каденсом для вас

Итак, когда ответ на вопрос о том, как переключать скорости на велосипеде, стал понятным, требуется получить в этом как можно больше собственного опыта, чтобы начать чувствовать момент, когда и как вам нужно сменить передачу. Для этого поездите в разных условиях, к примеру, на шоссе, поднимитесь и спуститесь с горы, ощутите, как меняются обороты каждого колеса при изменении скоростей на велосипеде. Исключительно таким способом вы наездите свой опыт работы с трансмиссией байка, научитесь крутить педали с оптимальным каденсом для вас.

Секреты экономии расхода топлива

Существует несколько особенностей, которые могут помочь снизить расход топлива и нагрузку на двигатель:

    • при разгоне переключение передач стоит делать побыстрее. Моменты переключения индивидуальны для каждого автомобиля, но переход от первой до второй передачи оптимально делать при скорости 25 км в час. На следующие ступени можно переходить при достижении 55-60 км в час;
    • при чрезвычайно интенсивной работе двигателя стоит перейти на более высокую передачу, если автомобилю не нужна такая мощность для поддержания скорости;
    • переключение на низшую ступень необходимо, если без нажатой педали газа машина снижает скорость. Стоит избегать медленной езды на высоких передачах, так как это сильно повышает расход топлива.


Многие начинающие водители боятся управлять машиной с механической коробкой. Но если вы освоите и поймете принцип управления, то любой автомобиль на автоматической коробке окажется для вас простым для вождения. Каждый водитель выбирает сам, на какой коробке ездить. Но освоив механику, вы получите незабываемый опыт и навык управления автомобилем, который сможет помочь вам при возникновении трудной ситуации. Просмотреть урок вождения на механике можно здесь

Поделиться в соц сетях:

Еще полезное по теме

Как проходит обучение в автошколе в 2022 году

19.01.2022

Как оформить международные права в РФ в 2022 году

01.01.2022

Рассмотрим самые правильные варианты обучения езды с механической КПП

Сегодня мы хотим рассказать вам друзья о том, как можно быстро научиться ездить на машине с ручной коробкой передач (или с механической или со стандартной коробками передач). Изучив подробно наше руководство вы легко сможете завести машину с такой коробкой, заставить ее плавно трогаться с места и далее ехать на ней, а еще без особых проблем на ходу переключаться между скоростями. Не отчаивайтесь, если у вас сразу не получится. У нас в редакции многие тоже не сразу привыкли к ручной коробке, но поверьте нам, это того стоит!

Прежде всего практика, практика и еще раз практика! Удачи всем господа!

В конце нашей статьи вы найдете для себя самые часто задаваемые вопросы о ручной коробке передач и основные советы по ней, как ездить на такой механике.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]