Автомобиль ВАЗ-2114 оснащается современным инжекторным ДВС. Работа силового агрегата полностью контролируется ЭБУ (электронный блок управления двигателем или «мозги» машины). Именно он отвечает за своевременную подачу топлива в коллектор, искры для воспламенения смеси, он несет ответственность за стабильную работу мотора во всех режимах. Давайте узнаем, как работают “мозги” ВАЗ-2114, каких типов они бывают, где находится ЭБУ, с какими неисправностями может столкнуться владелец, как диагностировать данное устройство. Эта информация будет полезной для каждого автовладельца.
Описание
В качестве основного устройства ЭБУ ВАЗ-2114 используется микропроцессор. Главная его задача – полностью контролировать все системы двигателя при его запуске и во время работы в разных режимах и при разных нагрузках.
Электронная система по определенному алгоритму собирает все данные от датчиков в единое целое, а затем обрабатывает их. “Мозги” ВАЗ-2114 работают с этими данными для того, чтобы давать адекватную реакцию на любые изменения в системах автомобиля, а затем корректировать работу всех систем до установленной производителем нормы.
Электронный блок управления контролирует также и исполнительные устройства в автомобиле. Это система вентиляции, питания, зажигания, диагностики, а также холостого хода.
Диагностика неисправностей
Чтобы причитать ошибки в ЭБУ необходим специальный диагностический сканер, без него узнать почему, к примеру, горит «Чек» — невозможно. После нахождения ошибок они расшифровываются, после чего следует диагностика или ремонт конкретного узла. Просто «сбить» ошибки — не правильно, это и есть ошибка, поскольку это лишь очистить память ЭБУ, но ни в коем случае не решит проблему.
Неисправности ЭБУ и причины выхода из строя
Понять, что блок управления работает некорректно можно не сразу, проявляется это по-разному, это могут быть сбои в работе некоторых систем двигателя, проблемы с диагностикой самого ЭБУ. Возможны не логичные хаотичные появления, а также исчезновения ошибок и проблем по двигателю и авто в целом. Проще говоря «глюки», их может заметить опытный специалист.
Структура памяти ЭБУ
“Мозги” ВАЗ-2114 характеризуются трехкаскадной системой памяти. Каждый каскад отличается наличием отдельных рабочих модулей. Рассмотрим их подробно:
- Каскад ОЗУ – это знакомое слово для тех, кто разбирается в устройстве и принципе действия ПК. Функции ОЗУ (оперативной памяти) в данном случае также не являются чем-либо новым. Вышеназванный каскад представляет собой блок обыкновенной оперативной памяти, где обрабатываются текущие рабочие сессии.
- Блок ППЗУ (программируемое постоянное запоминающее устройство) – это долгосрочная память в ЭБУ ВАЗ-2114. Система содержит данные о том, когда водителю нужно проходить техническое обслуживание. Здесь же хранятся топливные карты, предыдущие калибровки, алгоритмы контроля. Также в данном блоке “мозгов” ВАЗ-2114 сберегается основная прошивка. Информация, находящаяся в этом каскаде, никогда не сотрется. Если провести аналогию с компьютером, то это устройство для постоянного хранения данных, они никогда отсюда не удалятся. При перепрошивке «мозгов» изменения вносятся именно сюда.
- Следующий каскад – ЭРПЗУ (электрически репрограммируемое запоминающее устройство). Это отдельный модуль. Его основная функция – контролировать работу противоугонных систем. Раздел хранит кодировки, пароли, способы и особенности синхронизации информации между ЭРПЗУ и иммобилайзером в машине. Если вдруг по каким-то причинам пакеты данных не будут совпадать, двигатель автомобиля не запустится.
Каждый модуль представляет собой отдельный блок. Соединения между ними выполнены так же, как и на материнской плате компьютера.
Диагностика контроллера в условиях гаража
На неисправности, возникшие в блоке управления двигателем, указывают следующие сбои в работе автомобиля:
- проблемы с запуском мотора;
- троение двигателя;
- появление густого дыма;
- снижение реакции на педаль газа;
- перебои в связи с ЭБУ;
- потеря контроля за включением и выключением вентилятора двигателя;
- сбои в работе катушек зажигания;
- выход из строя предохранителей;
- датчики не посылают сигналы.
Благодаря системе самодиагностики, встроенной в ЭБУ, можно произвести проверку и определить степень поломки своими руками. Для проведения диагностических мероприятий нужно подключиться к устройству при помощи ноутбука с установленной программой, предназначенной для работы с диагностическим данными. Вместо ноутбука, можно использовать специальные тестеры, осциллографы.
Данные, полученные в процессе измерений, сравниваются с показателями, являющимися стандартными.
Где находится блок управления
Согласно особенностям конструкции автомобиля, “мозги” ВАЗ-2114 находятся под торпедой. Чтобы демонтировать электронный блок для ремонта или перепрошивки, нужно вначале разобрать туннель. Это можно сделать, открутив несколько саморезов со стороны пассажирского кресла. Оттуда же очень удобно подцепить саму пластиковую панель. Когда демонтаж будет закончен, можно будет увидеть отверстие, через которое легко дотянутся до ЭБУ. Он закреплен на металлическом фиксаторе.
Далее для окончательного демонтажа устройства необходимо взяться за фиксатор и поддерживать блок управления. После этого следует вывернуть болт и аккуратно вытянуть корпус блока управления. Заблаговременно следует обесточить бортовую сеть автомобиля.
Короткие замыкания – это враги любых электронных устройств. Но данное авто – это особый случай. При демонтаже нужно снять не только массу, но и плюсовую клемму. ЭБУ стоит дорого, он очень чувствителен к КЗ.
Нужно быть готовым к тому, что на б/у авто иногда ЭБУ в штатном месте может отсутствовать. Где «мозги» ВАЗ-2114 находятся, если в положенном месте их нет? Владельцу придется поискать этот блок.
Инжекторные модели ВАЗ: ЭБУ, назначение контроллера и особенности
Итак, инжектор, который фактически представлен электронно-механическими форсунками, дозировать топливо самостоятельно не может. За корректную работу форсунок отвечает блок управления двигателем. В свою очередь, этот блок фактически и является электронной системой управления двигателем ЭСУД.
Указанная система основана на группе датчиков, которые посылают свои сигналы в ЭБУ, далее блок обрабатывает информацию, после чего формирует управляющие сигналы на исполнительные устройства. Основная задача — заставить двигатель работать в оптимальном режиме и одерживать оптимальные параметры работы ДВС с учетом постоянно изменяющихся условий.
Так вот, на ЭБУ приходят сигналы с большого количества датчиков, после чего по «зашитым» в память блока алгоритмам осуществляется расчет количества топлива, необходимого для работы двигателя в оптимальном режиме. Также ЭБУ управляет моментом искрообразования в цилиндрах, заменив систему зажигания на авто с карбюратором.
Еще ЭБУ проводит самодиагностику и проверяет состояние двигателя, фиксируя сбои, отклонения и нарушения в работе. Если исправить ситуацию контроллер не может, тогда в памяти прописывается ошибка, а водитель получает уведомление в виде значка «чек» на панели приборов.
- Что касается датчиков, благодаря их наличию ЭБУ определяет режим работы двигателя, обороты, нагрузку на ДВС. Например, ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) позволяет получить данные для расчета количества топлива с учетом количества воздуха, поступающего в цилиндры.
(датчик температуры определяет температуру ДВС, тем самым указывая, как будет сгорать топливо в холодном и прогретом двигателе). ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки) показывает, как сильно нажата педаль газа.
Также датчик коленвала (ДПКВ) и датчик распредвала (ДПРВ) позволяют ЭБУ определить время впрыска топлива в цилиндры, время создания искры на свечах зажигания в каждом отдельном цилиндре и т.д. На деле получается, что более поздние версии ЭБУ способны рассчитывать количество топлива для каждого отдельного цилиндра, чтобы получить стабильную и эффективную работу мотора, а также управлять зажиганием.
Если сгорание топлива приобретает взрывной характер, взрыв фиксирует датчик детонации двигателя (). Блок управления корректирует смесь и меняет угол зажигания, чтобы избежать детонации. Если же ЭБУ не может решить проблему, загорается «чек», ошибка прописывается в память ЭБУ.
Еще на более поздних моделях ВАЗ изменились сами контроллеры и прошивки ВАЗ, так как в конструкции были применены датчики кислорода в паре с катализатором. Эти датчики определяют эффективность сгорания топлива, фиксируя количество кислорода в выхлопе. Так вот, по этой причине нужно учитывать, что ЭБУ различных поколений отличаются.
Например, старые версии не имели поддержки датчика фаз (ДПРВ), впрыск происходил во впускной коллектор, а не в каждый цилиндр по отдельности. Такие ЭБУ являются блоком управления центрального впрыска. Позже появились блоки, готовящие смесь для каждого отдельного цилиндра (ЭБУ распределенного впрыска).
В дальнейшем была реализована поддержка датчика кислорода, затем двух датчиков кислорода (с учетом ужесточения норм токсичности) для более эффективного использования каталитического нейтрализатора.
В любом случае, при подборе ЭБУ для автомобиля необходимо точно знать ряд особенностей: версия блока и прошивки, распиновка ЭБУ и т.д. Если просто, мозги ВАЗ 2114 могут отличаться от ЭБУ ВАЗ 2115, а блок управления ВАЗ 2110 не будет работать на ВАЗ 2108 инжектор.
Это означает, что мозги Калина не получится использовать в качестве замены ЭБУ Приора, хотя один и другой блок будут ЭБУ ВАЗ. Получается, важно знать, какой именно блок стоит на том или ином автомобиле. Чтобы это определить, нужно понять, где стоит ЭБУ ВАЗ, после чего изучить маркировки на устройстве. Давайте разбираться.
Виды ЭБУ
ВАЗ-2114 – автомобиль уже достаточно старый. Но время не прошло для модели даром. Инженеры и специалисты по электронике постоянно работали над улучшением своего детища. Это касается и блока управления. Всего было выпущено восемь поколений ЭБУ. Они отличались не только своими техническими характеристиками, но и производителем.
Владельцу может быть интересно, какие “мозги” стоят на ВАЗ-2114. Чтобы это выяснить, достаточно просто визуально посмотреть на корпус блока. На нем имеется маркировка. В ней закодирован номер модели ЭБУ. Достаточно сопоставить то, что написано на блоке, с заводскими таблицами. Тогда станет ясно, что установлено в автомобиле.
Распространенные неисправности ЭБУ и их причины
Электронная система управления может выйти из строя по разным причинам. Так или иначе, автовладелец в таком случае столкнется с необходимостью проведения диагностики, чтобы точно определить неисправность блока, поскольку в большинстве случаев эти устройства ремонту не подлежат. Как показывает практика, даже специалисты обычно не берутся за ремонт девайса, а просто меняют его на новый. Но в любом случае, перед тем, как попрощаться с ЭБУ, необходимо тщательно разобраться в том, по каким причинам он вышел из строя.
Bosch М1.5.4, «Ителма 5.1», «Январь 5.1»
Если на авто установлена прошивка Bosch, то на корпусе можно будет увидеть следующие символы – 21114-1411020. Если цифры 2114-1411020-70, 71, тогда это «Ителма». Если последняя цифра 72, тогда это «Январь 5.1». Это блоки второго поколения, представляющие собой уже более универсальные решения, которые встречаются на ВАЗ-2113 и 2115.
Что касается принципа функционирования «мозгов» ВАЗ-2114 на 8 клапанов, то ЭБУ полностью идентичен. Эти блоки устанавливались на машины даже после 2013 года, так как прибор получился очень успешным. После 2013 года модификация «Январь 5.1» стала выпускаться в трех вариантах. Основные различия заключались в контроле впрыска. ЭБУ от «Ителма» и «Январь 5.1» сегодня можно купить по цене от восьми тысяч рублей. ЭБУ «Бош» устанавливали преимущественно на экспортные автомобили, но предлагаются они по примерно такой же цене.
Какие ЭБУ устанавливаются на ВАЗ
Первые автомобили отечественного автопрома достаточно заурядные и полностью механизированы. Однако, с развитием технологий, и ВАЗовцам пришлось кое-что изменить.
В частности, со временем, управление работой мотора легло на «плечи» ЭСУД. Ими оснащались все инжекторные двигатели, а с выходом новых, более современных моделей, наличие блока управления двигателем (например, на ВАЗ «Приоре» или «Калине») даже не обсуждалось. Какую же эволюцию прошли указанные устройства? Давайте посмотрим.
Блоки управления фирмы GM
Указанные системы устанавливались на первые модели Samara, выпускающиеся до 2000 года. Они могли дополняться резонансным датчиком детонации или же не иметь его.
Блок управления двигателем BOSCH
Среди блоков управления двигателем марки «Bosch», которые устанавливались на автомобили группы ВАЗ, стоит выделить:
- “Bosch М1.5.4, с одновременным, попарно-временным или фазированным впрыском, который может быть взаимозаменяемым с “VS 5.1″, “Январь 5.1.х”;
- «Bosch MP7.0», в основном, устанавливаемый в единичном объеме и способный работать на других системах. Имеет 55-ти контактный разъем.
- «Bosch M7.9.7″, начавший входить в состав транспортных средств группы ВАЗ с 2003 года. Автомобили, на которые устанавливались ЭБУ Bosch этой модели, должны были соответствовать нормам токсичности Евро-2 и Евро-3. Сам ЭСУД отличается сравнительно легким весом и меньшими габаритами. Кроме того, он дополнен надежным разъемом и коммутатором.
Блоки управления «Январь»
Что касается электронных блоков управления двигателем «Январь», то и в этом случае можно выделить несколько наиболее известных ВАЗовских составляющих. К ним относят:
«Январь-4», который также, как и GM-09 устанавливался на первые модели Samara до 2000-х годов выпуска.
«Январь 5.1». Все виды контролера этого типа построенные на одинаковой платформе, а отличия имеются разве что в коммутации форсунок и подогревателе ДК. Первая версия обладает фазированным впрыском и датчиком кислорода, а вторая отличается параллельным впрыском. Отличие указанных ЭБУ лишь в прошивках, а значит, их можно взаимозаменять.
Bosch M 7.9.7 и «Январь 7.2»
«Январь» устанавливался в большом количестве моделей, в зависимости от объема мотора и типа комплектации. Например, на 1,5-литровом восьмиклапанном моторе были установлены ЭБУ от «Автел», имеющие гриф 81 и 81 ч. Такие же “мозги”, но от «Ителмы» маркировались грифами 82 и 82ч. «Бош» устанавливался на экспортные автомобили. Маркировка таких ЭБУ следующая: 80 и 802 для ЕВРО-2 и 30 для стандарта ЕВРО-3.
30-я серия ЭБУ «Бош» устанавливалась и на 1,6-литровые силовые агрегаты. Так как изначально ПО разрабатывалось под объем 1,5, наблюдались значительные сбои или система полностью отказывала. Поэтому позже выпустили специальную комплектацию с маркировкой 31ч.
Изготовленные для внутреннего рынка автомобили с двигателем 1,6 оснащались блоками от «Автел» и «Ителма». Первые серии от «Автела» имели пометку 31. Ей были свойственны те же ошибки, что и у «Бош» 30-й серии. Позже недоработки устранили в версии 31ч. В связи с проблемами у конкурентов, автовладельцы отдавали предпочтение блокам от «Ителмы». Удачная серия была выпущена под маркировкой 32.
Стоимость нового блока из этих поколений сейчас составляет примерно восемь тысяч рублей. Если нужен блок, бывший в эксплуатации, то на авторынке можно отыскать его по цене до четырех тысяч рублей.
Способы диагностики электронного блока
Так как автомобиль отечественный, то различные поломки и сбои – явление довольно частое. Если загорелся “чек”, тогда без применения специальных устройств для диагностики не обойтись. Если даже есть прибор, диагностика займет время.
Больше всего владельцы хвалят устройство ELM-327. Оно простое в обращении и позволят стереть ошибки из памяти ЭБУ, а также прошить “мозги” на ВАЗ-2114. Большинство автовладельцев сразу же ее удаляют, если она есть. Но это неверный подход. Нет ни одной ошибки, которая бы возникала просто так.
Если вы их уберете, автомобиль не станет полностью исправным. Кроме того, удаление симптомов может привести к более плачевным последствиям. Но бывает и так, что ЭБУ вообще не отвечает на запросы диагностического оборудования и выдает ошибку, которую найти не получается. В данном случае осматривают корпус на наличие повреждений, затем проверяют предохранитель и блок на наличие перегревов. При серьезных механических повреждениях и деформациях электронное устройство подлежит замене.
Описание основных причин выхода из строя ЭБУ
В перечень наиболее вероятных причин входят следующие факторы:
- Микротрещины в схемах и корпусе устройства, вызванные механическими воздействиями (удары, сильные вибрации).
- Резкое повышение температуры, приводящее к перегреву блока управления мотором.
- Разрушения элементов ЭБУ под влиянием коррозии.
- Проникновение влаги внутрь корпуса контроллера из-за его разгерметизации.
- Неграмотные ремонтные действия.
- Применение эффекта «прикуривания» при работающем движке с целью помочь соседнему автомобилю.
- Изменение положения клеммных соединений во время подсоединения аккумулятора.
- Отсутствие подключения силовой шины при включении стартера.
Эффективность работы ЭБУ в полной мере зависит от перечисленных факторов, многие из которых способны причинить существенный вред управляющему устройству.
Для предотвращения окончательных поломок необходимо проводить регулярную диагностику электронного управления двигателем. С целью экономии на дорогостоящем ремонте и полной замене элементов электронной системы управления, проверка проводится не менее одного раза в год.