Как собирают КПП мотоблока МТЗ
В отличие от тракторной, коробка переключения передач колесного мотоблока имеет менее сложное устройство. Основные отличия трансмиссии мотоблока:
- меньшее количество ступеней привода, чем у трактора (у мотоблока МТЗ-05 6 ступеней);
- постоянное зацепление шестерен в коробке, отсутствие передвижных шестерней;
- отсутствие отдельного вала для первой и задних передач.
Для самостоятельной сборки КПП мотоблока потребуется схема и инструкция. Следует соблюдать последовательность, обратную шагам, совершенным при демонтаже агрегата.
Возможные неисправности КПП МТЗ
Проблемы при трогании с места и с рулевым управлением в движении, связанные с поломкой коробки передач, можно разделить на две группы:
- Сложности с фиксацией выбранной скорости (плохое удерживание, «выбивание» передачи и т.п.).
- Посторонние звуки, издаваемые КПП при включении передач или во время движения трактора.
Первая ступень редуктора, обеспечивающая удвоение доступных скоростей, усложняет конструкцию коробки. Внешне сходные симптомы могут быть вызваны поломкой различных деталей внутри агрегата, поставить точный диагноз можно после частичного или полного демонтажа КПП. Проблемы с КПП одинаковы для МТЗ-80 с одной ведущей осью и МТЗ-82 с двумя осями.
Подшипники.
Выбивание скорости
Отключение передачи во время движения может быть вызвано проблемами с вилками переключения, пружинами-фиксаторами, валами или подшипниками. При некорректном сцеплении шестерен возможно возвращение рычага в нейтральное положение.
Невозможность или плохое включение передачи
Проблема с включением скоростей может быть вызвана теми же причинами, что и их самопроизвольное выключение или переключение, т.е. c дефектами вилок или фиксирующих пружин. Расстояние между планками переключения передач не должно быть более 1,6 мм. Второй источник проблем с включением скоростей — неисправность механизма сцепления. Трактор может глохнуть при трогании из-за дефектов в системе управления подачей топлива.
Гул и скрежет при работе коробки передач
Посторонние звуки при работающей КПП могут быть 2 типов:
- постоянные (гул или шум);
- дискретные (стук).
Наличие постоянных шумов свидетельствует об износе креплений валов. Если проблему не устранить, вал может сорваться с крепления и заклинить трансмиссию. Другим источником постоянного шума может быть износ подшипников. Причиной одновременного возникновения шума и свободного хода рычага управления понижающим редуктором может быть износ вилки. Нехарактерные звуки в редукторе конечной передачи могут свидетельствовать о неисправности переднего моста.
Поломка механизма переключения КПП
Неисправность узла переключения скоростей может выражаться в люфте, при котором невозможно установить рычаг в нужное положение. Причинами могут быть:
- деформация пружин в процессе эксплуатации, в результате чего в сжатом состоянии их длина больше максимально допустимой;
- износ вилок переключения;
- разбитые пазы скользящих кареток.
При наличии следов износа на наконечнике рычага переключения коробки МТЗ он подлежит замене.
Деформация растяжения и сжатия пружины.
Ремонт коробки передач своими руками
Когда механическая коробка передач начинает барахлить, а передачи не переключаются или выбиваются на ходу, следует срочно заняться её ремонтом. Управлять неисправным автомобилем, в котором случилась поломка не только неприятно, но и не безопасно. Можно доверить ремонт коробки передач профессионалам на станции технического обслуживания, но не все СТО занимаются такой работой. К тому же часто владелец не допускается в ремонтную зону, а недобросовестные механики могут заменить лишь одну выработавшуюся шестерню, сказав, что произвели капитальный ремонт всей коробки.
Для тех, кто хорошо знает устройство автомобиля и имеет гараж с набором инструментов, есть смысл самостоятельно произвести ремонт МКПП. Это сэкономит вам кучу денег и поможет устранить «дёрганый» стиль езды. Для этой процедуры вам понадобится помощник, так как вес КПП довольно внушительный.
Как разобрать коробку МТЗ-80
В зависимости от внешних признаков неисправности коробка передач должна быть разобрана частично либо полностью демонтирована. Последовательность действий по полному демонтажу КПП МТЗ в схеме ремонта, описанной в инструкции к трактору, предусматривает следующие шаги:
- слив трансмиссионного масла;
- отсоединение коробки в сборе от корпуса трактора;
- разборка КПП.
При обнаружении ряда неполадок трансмиссии можно произвести разборку без полного демонтажа, такой метод предусмотрен при нечетком переключении передач, когда на первом этапе достаточно демонтировать ручку управления трансмиссией и проверить состояние блока.
Разборка рычага КПП МТЗ-80
Проверить пригодность ручки переключения к дальнейшей эксплуатации можно, не демонтируя коробку переключения скоростей, для чего нужно выполнить последовательные действия:
- вынуть рычаг, предварительно сняв пол и разобрав шарнирное гнездо;
- снять плиту с вилками, визуально определить, какие из них требуют замены;
- осмотреть пригодность ручки переключения передач для дальнейшего использования;
- если вилки погнуты и болтаются, а их рабочие стороны не параллельны, необходимо разобрать этот узел и заменить изношенные детали.
Такой ремонт позволяет устранить только часть возможных проблем, связанных с плохим включением и переключением передач. Для полноценной ревизии агрегата требуется полная разборка коробки передач.
Порядок разборки
Помимо ключей и отверток, для снятия механизма переключения скоростей трактора требуется следующая арматура:
- съемник;
- молоток;
- бородок слесарный (добойник);
- бронзовая выколотка.
После отсоединения узла от корпуса и демонтажа блока вилок следует:
- снять стопорное кольцо и шестеренку с первичного вала, затем снять второе кольцо и демонтировать втулку и шестерню №4;
- предварительно выбив штифт, провести удаление внутреннего вала привода ВОМ (вала отбора мощности);
- открутив болты и вынув гнездо, извлечь из корпуса ведущую шестеренку второго диапазона в комплекте со стаканом и подшипниками;
- вынуть первичный вал, чтобы облегчить разборку механической трансмиссии, работающей по схеме (9F+2R);
- демонтировать промежуточный вал;
- извлечь вторичный вал;
- подготовиться к снятию вала заднего хода и пониженных передач, демонтировав стопорное кольцо и подшипники;
- извлечь из корпуса вал реверсивных и пониженных передач;
- произвести выпрессовку стакана подшипника.
После извлечения валов из коробки передач следует демонтировать с них шестерни и разобрать остальные детали, извлеченные целиком.
Дефектовка деталей КПП
После полной разборки трансмиссии необходимо визуально осмотреть все составляющие элементы и принять решение об их пригодности для дальнейшего использования. Для того чтобы не пропустить дефекты металла, комплектующие перед осмотром рекомендуется промыть в керосине или дизельном топливе и просушить.
Рекомендации по отбраковке элементов коробки:
- Корпус подлежит замене при обнаружении трещин.
- Необходимо заменить на новые разбитые стаканы в корпусе коробки.
- Вместо вилок погнутых, а также с непараллельными щечками должны быть установлены новые.
- Подшипники следует проверять, вращая наружную обойму относительно внутренней.
- Нельзя монтировать рычаг КПП с изношенным наконечником.
Приступать к монтажу КПП можно только после проверки всех деталей и получения новых для замены непригодных к эксплуатации.
Когда нужен ремонт МКПП
Наши специалисты обладают огромным опытом. За 16 лет переборки механики, трансмиссии и сцепления в СВАО они досконально изучили все возможные причины возникновения неисправностей и эффективные методы их устранения. Ниже представлены наиболее часто встречающиеся дефекты:
Как проявляется | Причина неисправности | Как избавиться | Схема узла |
На «нейтралке» МКПП издает нехарактерные шумы | В первичном вале пришел в негодность подшипник | Произвести замену изношенной детали | |
Движение автомобиля сопровождается стуками или металлическим лязганьем в коробке | Наличие механического повреждения или естественный износ шестерни передачи | Необходимо поменять шестерню на новую. Или менять весь узел. | |
Трудности при переключении передач, иногда вместо повышения на третью вы попадаете на первую | Поломка кулисы либо муфты, отвечающей за смену скоростей в КПП | Понадобится профессиональный ремонт или замена узла |
*Обозначения к схеме “Ремонт МКПП”:
- Входной вал КПП;
- Ведомое коническое зубчатое колесо дифференциального механизма;
- Приводной вал МКПП;
- Коническое колесо дифференциального механизма;
- Основной вал.
При выявлении поломки рекомендуем обращаться в профильный автосервис незамедлительно, самостоятельный ремонт может обернуться еще более высокими затратами.
Коробка МТЗ-80 схема сборки
Для исключения проблем при сборке коробки тракторов семейства МТЗ-80/82 ее разбирают в последовательности, которая при выполнении в обратном порядке позволит без проблем получить технически сложный агрегат. После отбраковки непригодных деталей и получения новых следует проверить, все ли втулки, шестерни и другие детали соответствуют нормативным габаритам, указанным производителем.
Коробка МТЗ-80.
Подшипники КПП: тип, размеры, номера подшипников
В трансмиссии тракторов МТЗ используется несколько десятков типоразмеров этих компонентов. Большинство из них относится к шариковым однорядным либо игольчатым. Самые ходовые размеры применяются и в других узлах сельскохозяйственной и дорожной техники.
В таблице указана номенклатура распространенных подшипников, используемых при сборке КПП.
Размер | Артикул производителя | Назначение в коробке передач |
40х80х18 | 208 | опоры валов отбора мощности, вал 1 передачи, первичный вал |
45х85х19 | 209 | задний вал отбора мощности |
50х90х20 | 210 | ВОМ, первичный вал |
30х72х19 | 306 | входит в раздаточную коробку |
40х90х23 | 50308 | вал 1 передачи и заднего хода |
Для большинства комплектующих, применяемых в России и Беларуси можно подобрать импортные, чаще всего китайские, аналоги похожих типоразмеров.
Порядок сборки пошагово
При сборке необходимо соблюдать следующие правила:
- смазать машинным маслом все посадочные гнезда;
- устанавливать подшипники до дна гнезд;
- все регулировочные прокладки, снятые при демонтаже, должны быть установлены на свои места или заменены на новые.
Необходимо соблюдать рекомендации производителя по усилиям, прилагаемым к затяжке крепежа.
Пошаговый порядок монтажа:
- Установка вторичного вала, соединение с ведомой шестерней первой передачи редуктора. Нужно укрепить подшипники, проверить момент усилия проворота. На тот же вал надевается шестеренка главной передачи.
- Собрать средний вал, установив на него промежуточную шестеренку. Проверить зазоры (норма 0,03-0,05 мм).
- Поместив все элементы коробки на свои места, собрать корпус, проверить стыковку плоскостей, приклеить новые прокладки и соединить с корпусами заднего моста и сцепления.