«Горячие» и «холодные» свечи зажигания: в чем их главное отличие


Чем отличаются свечи зажигания

Помимо очевидных параметров, присутствуют и такие, которые с первого взгляда незаметны. Но могут спровоцировать затрудненный запуск, перебои, или даже достаточно быстро привести к поломке ДВС. На какие различия обратить внимание?

  • Диаметр и шаг резьбы — с несоответствующими характеристиками не сможете вкрутить в головку блока цилиндров.
  • Высота резьбовой части — если короткая 12-миллиметровая свечка не принесет вреда при небольшом пробеге (пока не зарастут сажей свободные витки резьбы в ГБЦ), то длинная (19 мм) может «убить» двигатель, встретившись с поршнем.
  • Калильное число — один из основных параметров. Характеризует тепловой режим работы. Излишне «холодные» свечи не будут очищаться и покроются нагаром, из-за которого мотор станет работать нестабильно. Горячие спровоцируют детонацию, вплоть до калильного зажигания. Визуально можно различить по толщине и длине керамического конуса центрального электрода.
  • Уплотнение — сминаемым кольцом или конусной посадкой (зависит от конструкции ДВС).
  • Размер шестигранника — встречаются изделия под ключ от 13 до 25,4 мм. Установив более крупные — есть шанс, что «свечник» большего диаметра не поместится в колодце.
  • Присоединение высоковольтного провода — резьба под гайку (устаревший тип) или наконечник стандарта SAE. Если у вас старый мотоцикл — не огорчайтесь. У большинства изделий переходник откручивается.
  • Количество и материал электродов — существуют как классические с одним боковым, так и различные модификации — с раздвоенным, двумя, тремя, и даже четырьмя разрядниками.

«Многоискровые» свечи получили народное название от визуального эффекта, когда при высокой частоте искрообразования замечаем множество вспышек между всеми электродами. На самом деле разряд всего один, и возникает он по кратчайшему пути. Но за счет того, что расстояние практически одинаковое — он поочередно проскакивает между разными контактами, создавая видимость одновременных искр во всех направлениях.

Что являет собой калильное число

Калильное число – это числовое значение, которое выражает промежуток времени, после которого свеча способна достичь калильного зажигания, определяющее уровень соответствия свечи и двигателя определенной модели. Большое значение калильного числа свидетельствует о способности свечи меньше нагреваться, а небольшой показатель калильного числа — о противоположном. Соответственно первый тип калильного числа обозначает «холодную» свечу, второй – «горячую».

«Горячие» или «холодные» свечи — какие лучше?

Правильный выбор — те, которые соответствуют рекомендации производителя транспортного средства. Осознанное отклонение в ту или иную сторону допустимо, когда пользователь четко знает, с какой целью это делается.

Например, машина работает преимущественно на холостом ходу в «пробках» или не успевает прогреваться при коротких поездках — штатный вариант быстро покроется нагаром, т.к. не будет самоочищаться. Поэтому нужны более «горячие».

Если двигатель эксплуатируется с максимальной нагрузкой (автогонки, дрифт, буксировка тяжелого прицепа) — то во избежание локального перегрева и детонации допустимо установить более «холодный» комплект.

Оптимальная температура в районе разрядника — 400-850 градусов Цельсия. Чем более высоконагруженный ДВС — тем холоднее нужны свечи. На один и тот же силовой агрегат в разном исполнении (индустриальный, судовой, автомобильный, гоночный) рекомендации могут отличаться.

Правильный подбор

Геометрия стандартной свечи: 14-19-16. 14 мм — диаметр резьбовой части, 19 мм — её длина, а 16 — размер верхней гайки, под которую подбирается свечной ключ. Бывают и менее распространённые варианты свечей с другими геометрическими размерами — всё зависит от посадочного места в головке двигателя, предусмотренного инженерами. Важно, чтобы свечи точно соответствовали расчётной геометрии. Установка первой попавшейся свечи может закончиться повреждением поршня двигателя и капитальным ремонтом.

Но подобрать свечи лишь по размерам резьбы невозможно, ведь нужно учесть ещё много характеристик: искровой зазор, калильное число, материал электродов и их количество… Поэтому свечи подбирают по специальным каталогам производителей: Denso, NGK, Bosch. Или по OEM-номеру оригинальных свечей: для этого нужно найти свечу зажигания (spark plug) на схемах узлов автомобиля.

На чьи рекомендации ориентироваться: производителя машины или свечей? В идеале они должны совпадать, но иногда встречаются расхождения. Пожалуй, приоритет стоит отдать свечным брендам — они лучше знают особенности своей продукции и регулярно выпускают новые модели, которых могло ещё не быть при начале производства вашей машины.

Но ключевые требования автопроизводителя нельзя игнорировать. Например, если в инструкции к машине указаны только иридиевые или платиновые свечи, нельзя ставить обычные никелевые, пусть и подходящие по геометрическим параметрам. Ведь катушки и вся система зажигания не рассчитаны на большее напряжение, необходимое свечам с толстым электродом, и подобная экономия рано или поздно выйдет боком. То же самое с количеством электродов. Если инженеры предусмотрели многоэлектродные свечи, значит на то были причины — именно такие свечи зажигания и нужно купить. Подходите к выбору свечей с умом, и за здравие двигателя не придётся ставить свечку.

Маркировка свечей зажигания

Единого стандарта нет — у разных производителей обозначение не совпадает. В общем случае число характеризует время до возникновения калильного (самопроизвольного) зажигания. Чем значение больше — тем холоднее. Буква R (или русская «Р») обозначает встроенное сопротивление для снижения радиопомех.

В надписи на изоляторе или корпусе зашифрованы данные:

  • диаметр и длина резьбы, размер ключа и тип уплотнения;
  • калильное число и выступание теплового конуса;
  • материал центрального электрода и наличие резистора;
  • габариты, область применения и особенности конструкции;
  • межэлектродный зазор, тип и количество электродов.

В рамках статьи дать исчерпывающую характеристику по маркировке различных фирм-производителей не представляется возможным — для этого придется написать целую книгу. Но консультанты Topdetal владеют необходимой информацией, и помогут подобрать свечи для вашего автомобиля, предложив на выбор несколько брендов в разных ценовых категориях.

Когда применяют

Надо иметь в виду, что условия работы двигателя машины различны — они зависят от трафика на дорогах, средней скорости, повышенной нагрузки, времен года. Если часто стоите в пробках, то установите свечи более горячие, а если гоняете на высоких скоростях — ставьте холодные. Для длинных расстояний и высоких скоростей – подойдут «холодные» свечи, а для коротких, при малой средней скорости – «горячие».
На выбор влияет размер двигателя, чем больше его объем, тем «холоднее» свеча. Одна и та же свеча для одного двигателя может быть «холодная», а для другого «горячая». Как сильно она будет разогреваться в процессе работы, и как будет отдавать тепло, зависит от материала изолятора и длины теплового конуса.

Свечи какого производителя выбрать?

Предпочтения зависят от бюджета, знаний и предъявляемых требований.

  • Не желаете вникать в тонкости конструкции и применяемости — берите «оригинал». Он изготовлен одним из «грандов» индустрии, и точно подойдёт для вашего авто. Это наиболее простой, но дорогой вариант.
  • Доверяете только «топовым» производителям — к вашим услугам Bosch, NGK, Champion, Denso. Эти компании поставляют на конвейеры автозаводов оригинальные запчасти.
  • Хотите сэкономить? Правильно отрегулированный «гражданский» мотор ничуть не хуже будет работать с Brisk, отечественными ЗАЗС, недорогими Finwhale или Lecar.

Стоит ли переплачивать за иридий и платину?

Если для вашего авто рекомендован специфический материал сердечника (платиновый, иридиевый, медный) — придется смириться (или сократить срок замены). Нужно ли заниматься тюнингом, меняя обычные на «модные» — каждый решает сам. Исправный двигатель прекрасно работает и на штатных.

Пытаться реанимировать проблемный движок, «пожирающий» масло и переливающий топливо — применимо как временная мера. Возможно, что на одном из нескольких боковых электродов окажется меньше отложений, а тонкий центральный все-таки даст вспышку. И неисправный ДВС заведется.

Маркировка и срок службы

На керамическом изоляторе каждой детали нанесена маркировка, позволяющая определить, подойдет ли она к данному мотору или нет. Вот пример одного из вариантов:
А – У 17 Д В Р М 10

Позиция в маркировкеЗначение символаОписание
1Тип резьбыА – резьба М14х1,25 М – резьба М18х1,5 Т – резьба М10х1
2Опорная поверхностьК – коническая шайба – – плоская шайба с прокладкой
3КонструкцияМ – малогабаритная свеча У – уменьшенный шестигранник
4Калильное число2 – самая «горячая» 31 – самая «холодная»
5Длина резьбовой части (мм.)Н – 11 Д – 19 – – 12
6Особенности теплового конусаВ – выступает из корпуса – – утоплен в корпус
7Наличие стеклогерметикаР – с резистором – – без резистора
8Материал сердечникаМ – медный – – стальной
9Порядковый номер модернизации

Каждый производитель устанавливает свои сроки замены свечей зажигания. Например, стандартную одноэлектродную свечу нужно менять при пробеге не более 30 000 км. Этот фактор зависит также от показателя моточасов (как они высчитываются, рассказано на примере замены автомобильного масла). Более дорогие (платиновые и иридиевые) нужно менять не реже, чем через 90 000 км.

Срок службы СЗ зависит от характеристик материала, из которого они изготавливаются, а также от условий эксплуатации. Например, нагар на электродах может свидетельствовать о сбоях в топливной системе (подача чрезмерно обогащенной смеси), а белый налет говорит о несоответствии калильного числа свечи или о раннем зажигании.

Потребность в проверке свечей зажигания может возникнуть в следующих случаях:

  • при резком нажатии на педаль акселератора мотор реагирует с заметным опозданием;
  • затрудненный запуск двигателя (например, для этого нужно долго крутить стартером);
  • понижение мощности мотора;
  • значительное повышение расхода топлива;
  • загорается check двигателя на приборной панели;
  • усложненный запуск мотора на морозе;
  • нестабильная работа на холостых оборотах (мотор «троит»).

Стоит заметить, что эти факторы свидетельствуют не только о неисправности свечей. Прежде чем приступать к их замене, следует посмотреть на их состояние. На фото показано, какой узел в двигателе требует внимания в каждом отдельном случае.

Как менять свечи и что делать, когда сорвал свечную резьбу

Обслуживание сводится к визуальному осмотру (проверке искровым пробником и зазора щупом) или профилактической замене согласно инструкции к авто (в советское время существовали и разборные запальные свечи) при пробеге 20-60 тыс. км.

Этилированный бензин, неисправности цилиндро-поршневой группы и сложные условия (заторы, повышенные нагрузки) могут уменьшить срок использования комплекта. В то же время известны случаи работы на протяжении более 100 000 километров.

Несколько практических рекомендаций.

  • Заменяйте только на холодном моторе — затянутые «от души» на прогретом впоследствии будет сложно выкрутить.
  • Превышать рекомендованное усилие затяжки не стоит — нитки резьбы тонкие, а головка блока обычно алюминиевая. Для точного дозирования момента пригодится динамометрический ключ.
  • Чтобы легче было менять в следующий раз — проведите карандашом по резьбовой части — графит не даст «прикипеть» в процессе эксплуатации.

Если вы переусердствовали, и повредили резьбу — используйте набор для восстановления резьбы «пружинкой» или ввертыш (футорку). При наличии опыта возможно обойтись без снятия ГБЦ — ремонт займет менее часа.

Количество электродов у свечи

Сегодня в продаже можно найти одно- и многоэлектродные горячие и холодные свечи зажигания. Каждая из таких разновидностей имеет определенные преимущества. Сегодня одноэлектродные свечи используются преимущественно со старыми двигателями, что объясняется их коротким сроком службы и нестабильностью в работе.
Современные мощные форсированные двигатели используют многоэлектродные свечи, которые могут иметь до четырех боковых электродов. Они характеризуются долговечностью и стабильностью в работе. Отметим существенное снижение токсичности выхлопа и сокращение расхода топлива при использовании таких многоэлектронных свечей. Их единственный недостаток — это высокая цена, что приводит к существенному увеличению расходов на обслуживание и ремонт авто, в особенности, когда требуется произвести их замену комплектом на шести или восьмицилиндровом двигателе.

Диагностика двигателя по состоянию свечей

Помимо прямой функции (искрообразования) — это точный диагностический инструмент. По характеру нагара можно судить о качестве топливовоздушной смеси, состоянию ЦПГ:

  • песочного оттенка, однородный — нормальный вид;
  • сажевый бархатистый — богатая смесь. Отсутствует (белый цвет) — обедненная;
  • дорожки на конусе — «пробой», показание к замене;
  • черные маслянистые хлопья — попадание масла в камеру сгорания;
  • эрозия, оплавление, отколотая керамическая часть — признаки детонации.

Своевременный контроль свечей зажигания обеспечит уверенный запуск двигателя, стабильные мощностные характеристики и экономию топлива. Уделите зажиганию несколько минут во время техобслуживания — и мотор будет радовать вас безотказной работой.

Илья Илмарин

Причины калильного зажигания и детонации

Калильное зажигание возникает при перегреве изолятора и электрода, вследствие этого оплавляются электроды. Чаще всего причиной перегрева становится неправильно выбранные свечи, а точнее выбраны более «горячие», нежели требуется. Если выбраны «правильные» свечи, то причину необходимо искать в системе питания, возможно причина кроется именно там. К примеру, смесь может быть слишком бедной из-за нарушенной настройки карбюратора или сбоев в работе одного из датчиков (на ДВС с впрыском бензина), чаще всего — ДМРВ. Не лишним будет убедиться в том, что во впускной коллектор не подсасывается посторонний воздух, а также проверить клапана, при необходимости произвести регулировку, поскольку неправильно выставленный угол опережения зажигания, может стать причиной постоянного перегрева свечей.

Детонация возникает из-за нарушения зазора между электродами, при использовании бензина с низким октановым числом, а также в случае раннего зажигания. Все этого может привести к растрескиванию и выкрашиванию теплового конуса. Для поршневой группы детонация намного опасна и нередко становится причиной прогорания поршней. Проявляется детонация в виде сильной вибрации мотора, а также регулярных «выстрелах» из выхлопной трубы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]