Современные автоматические коробки передач в обязательном порядке снабжаются соленоидами, который по факту являются небольшим электромагнитным клапанами-регуляторами. Подобные клапаны отвечает за открытие/закрытие масляного канала в гидравлической плите в соответствии с импульсами, получаемыми от ЭБУ. В прошлом соленоиды АКПП были довольно простыми. Современные клапаны намного сложнее, но вместе с тем, они практически не изнашивают гидравлическую плиту. Разберемся с устройством и неисправностями таких соленоидов.
Коротко о функциях
Соленоиды автоматических коробок передач представляют собой стержень из металла, который обвивается спиралью из токопроводящего материала. В спирали действует ток, в результате чего под действием электромагнитных сил стержень начинает двигаться, тем самым создавая пространства для движения масла. В изначальное положение стержень возвращается под действием пружины. Это самая простая конструкция, которую уже много раз дополняли различные фирмы и автоконцерны. Соленоиды АКПП, как и было указано, обеспечивают ток масла или его прерывание. За счет контроля давления масла в трансмиссионной системе можно регулировать его подачу на фрикционы, эффективно переключать передачи, а также включать и отключать блокировку гидротрансформатора. Соленоиды работают в тандеме с электронным блоком управления. Блок подключен к электромагнитным клапанам посредством специальных шлейфов, способных передавать управляющий сигнал.
Конструкция соленоида АКПП
Примерно с 80-х годов прошлого века соленоиды начали активно использоваться в АКПП. Тогдашняя конструкция, сегодня называемая On-Off, отличалась простотой и дешевизной. Вместе с тем, старые соленоиды страдали от обрывов цепи в обмотке и от коротких замыканий. Кроме того, ослабление пружины означало, что масляный канал или не будет закрываться вовремя, или вообще перестанет закрываться полностью. Дальнейшая эволюция соленоидов выглядит следующим образом:
- Соленоиды Volvo. Конструкция была дополнена толкающим сердечником, фильтром-сеткой в канале и специальным шариковым металлическим клапаном. Канал для масла имел сразу два выхода. По сути, это гидравлический клапан и электрика в одном корпусе. Электроклапан имеет два положения: нормально открытое и нормально закрытое. При обесточивании клапан закрывается пружина. По ходу эксплуатации стало ясно, что такая конструкция оказалась довольно сложной и устройство слишком часто выходит из строя;
- Трехканальные соленоиды (3-way). Особенность таких соленоидов в том, что они соединяют 3 канала. В первом положении шарик дает маслу ход из первого канала во второй, а во втором положении открывается проход уже из второго канала в третий. До появление такого соленоида давления сбрасывалось из пакета сцепления специальным механическим клапаном, однако 3-way соленоиды, находясь во втором положении, могли взять на себя эту задачу.
- Соленоиды типов PMW (широтно-импульсной модуляции), VBS (переменного пропуска), VFS (переменной силы). Это полноценные соленоиды-регуляторы, работающие по принципу «вентиля», а не «крана». PMW-соленоиды активно применяются для управления вторичным золотником. Более сложные VBS показали себя весьма неплохо: они чувствительны даже к небольшим колебаниям подаваемого давления и эффективно управляют потоком низкого давления. Наиболее сложные VFS-соленоиды могут работать и с высоким, и с низким давлением, однако к изменениям подаваемого давления они не чувствительны.
Отдельно стоит отметить линейные соленоиды. Часто их называют пропорциональными. Крупнейшим их проектировщиком и изготовителем является японская фирма Aisin Co. Конструкция соленоидов предусматривает наличие подвижного золотника-плунжера с отверстиями. Такие соленоиды позволяют эксплуатировать гидроплиту в щадящем режиме, так как ее самый изнашиваемый участок был вынесен непосредственно в клапан.
Классификация по назначению
Современные соленоиды АКПП классифицируют не только по конструктивным особенностям, но и по назначению (функциям). Более того, в последние годы появились новые типы соленоидов, вследствие чего классификация данных устройств может показаться рядовому автолюбителю очень сложной. Попробуем разобраться.
Наиболее распространенными соленоиды маркируются как EPC, LPC и TCC. EPC и LPC-соленоиды еще называют соленоидами контроля линейного давления. По сути, это управляющие устройства, которые распределяют масло на все остальные электромагнитные клапаны и дают ему ход в каналы. Как правило, именно они выходят из строя первыми.
Соленоиды TCC (также бывают SLU) отвечают за управление блокировкой гидравлического трансформатора. Такие клапаны берут на себя задачу подключения и блокировки муфты гидротрансформатора, что позволяет повысить КПД коробки передач и брать резкий разгон, как того может требовать спортивный стиль езды. Проблема в том, что через соленоиды проходит горячее и загрязненное масло из гидротрансформатора. Грязь в масле (графит, металлическая стружка, кевлар) образуется в результате нагрузки на фрикционы и прочие элементы коробки передач. Так как в современных коробках передач предусмотрен режим «регулируемого проскальзывания» с сопутствующим нагревом масла, TCC-соленоиды работают в очень жестких условиях. Как и соленоиды EPC или LPC, они часто выходят из строя.
Соленоиды-переключатели, которые правильнее иметь как Shift Solenoid, отвечают за переключения скоростей. Обычно их несколько. Имеют следующие обозначения S1, S2,. (или SL1,… если переключатель линейный). Иногда обозначаются латинскими буквами A, B,. Обратившись к техническим руководствам, можно увидеть комбинации открытых и закрытых клапанов, соответствующих переключению с одной скорости на другую. Чем больше ступеней в коробке передач, тем сложнее такие комбинации. Зависимость «3 скорость = 3 соленоид» не всегда является правильной, так что при появлении проблем с одной из скоростей не нужно готовиться к замене соленоида соответствующего ей порядка — для начала стоит провести диагностику у специалиста.
Что касается новых типов соленоидов, то здесь все относительно просто. Выделяют управляющий соленоид, который берет на себя задачу управления клапанами гидроплиты. Разновидность управляющего клапана, соленоид управления охлаждением масла, работает практически так же, как и термостат — открывает канал, по которому масло сможет двигаться через внешний радиатор. Также стоит выделить соленоид качества переключения передач. Он включает в работу лишь тогда, когда переключается передача, гарантируя мягкое «проскальзывание».
Сообщества › Всё об АКПП › Блог › Установка дополнительного радиатора для охлаждения масла АКПП
Всем привет!
Скоро придет тепло, и волей не волей захочется побольше придавить педальку, тем более когда лошади позволяют. Но тревожит вопрос, как чувствует себя коробка. Почему тревожит, потому что на этой машине было много нареканий на 8ми ступенчатой коробке (пенки, пробуксовки, переход в аварийный режим и т.д.). В основном такие нарекания происходили летом, тогда и было принято решение проверить температуру масла. Один из моих знакомых, на такой же машине установил выносной датчик температуры и мы увидели что она с легкостью поднимается до 120 градусов, а если продолжать ехать в светофорном режиме дальше, то стрелка ползет еще выше. Почитав в интернете разные форумы и статьи стало понятно что причиной сбоя коробки, может выступать «нерабочая температура масла в АКПП» Например выще 100 градусов, что примерно выше на 20° рабочей температуры. Вследствие повышения температуры, падает вязкость масла в коробке, что проводит к не совсем корректной ее работе. Повышение температуры далее, приводит к ускоренному износу АКПП. Помимо факторов динамичной езды на мухе (Сюда же можно отнести: чип тюнинг, установка впрыска воды, замена штатной турбины на более мощную и т.д. Все что приводит к увеличению мощности авто.), надо также учесть и внешние факторы: Расположение коробки, температура асфальта летом, защита АКПП, пробки. Все эти факторы ведут к повышению температуры в АКПП.
Кстати вот небольшая выдержка с форума www.bmwclub.ru/index.php?…ratura-masla-akpp.859874/
Оптимальная рабочая температура масла ATF составляет 75 – 85. При такой температуре практически любая трансмиссия может пережить сам автомобиль. Прогресс привел к тому, что нормальная температура охлаждающей жидкости двигателя повысилась до 120-130 градусов, а сами жидкости ATF стали полностью синтетическими с повышенной «температурой вспышки». Но если масло уже выдерживает повышенную температуру, то для самой АКПП каждые 10 градусов повышения рабочей температуры сокращают жизнь многих элементов, например: фрикционов, электрооборудования, проводов, резины на несколько лет. При достижении температуры масла 140 градусов, кроме проблемы задубевших резиновых уплотнителей, начинаются процессы обугливания фрикционов. И даже современные «несменяемые» синтетические масла могут лишь немного отсрочить, но не отменить преждевременную смерть фрикционной накладки, нагревающейся в определенные моменты до 300-400 градусов. Кроме того, охлаждающая способность масла значительно уменьшается с увеличением его вязкости и взвеси фрикционной пыли в масле. А фрикционы последнее время выполняются из термостойких карбоновых составов, которые как асбест обладают низкой теплопроводностью, что приводит к значительной потере способности грязного масла забирать излишки тепла с поверхностей трения.
Многие специалисты говорят, что главным способом продления жизни АКПП считается улучшение системы и только на втором месте — своевременная смена масла.
Ввиду вышеизложенного, было принято решение установить дополнительный радиатор охлаждения с выносным термостатом. Данная схема позволяет не только продлить жизнь АКПП (путем ее грамотного охлаждения), но и сохранить ее рабочую температуру, которая в свою очередь положительно влияет на динамику езды и комфорт.
После установки температура в коробке летом при 30°С поднималась максимально (при прогрессивной езде) до 104°С. Зимой температура коробки после прогрева вебастой и 20ти минут езды показывала 76°С. Термостат делает свое дело, а радиатор справляется со своим.
На данный момент в систему так же встроен вентилятор охлаждения масленого радиатора с автоматическим срабатыванием в рамках заданных температур. Задание температуры производится с помощью контроллера вентилятора и несет индивидуальный характер. В разработке контроллера мне помог мой знакомый электронщик из www.faradayauto.ru/ или Max-Unitd, а по технической части работали вместе одноклубником с форума mohave.su
Фотографии вентилятора с контроллером прикреплю позже, когда в следующий раз буду скидывать бампер.
Расположение соленоидов АКПП и их эксплуатационный ресурс
Искать электроклапаны нужно в нижней части коробки передач — в гидравлической клапанной плите, иначе называемой гидроблоком. Крепятся клапаны с помощью болтов или прижимной пластины. В отдельных моделях АКПП гидроблок находится не в нижней части агрегата, а сбоку. В обоих случаях можно видеть шлейф-проводку с выводами на штекеры, которые соединяет соленоиды с бортовой электросистемой.
В силу разнообразия конструктивных решений уверенно говорить о том, каков ресурс соленоидов, попросту невозможно. Можно лишь отметить некоторые их особенности и обратиться к информации от производителей. Так, например, VFS-соленоидами снабжены одни из самых распространенных коробок-автоматов: ZF 6HP21-6HP28. Такие регуляторы в среднем требуют замены раз в 3-5 лет активной эксплуатации. Столь небольшой ресурс обусловлен тем, что вследствие износа в соленоидах меняется степень открытия канала. Блок управления подстраивается под такие изменения, но лишь до определенного момента. Более простые PMW-соленоиды сегодня собирают из анодированных деталей, так что изделие становится более долговечным — ресурс составляет 6-7 лет, зачастую и того больше. Весьма распространенные линейные соленоиды обычно служат порядка 5-6 лет. В отдельных случаях даже изношенное устройство можно «реанимировать» посредством очистки, замены втулки, уплотнителей, колец и других элементов.
Подробнее о неисправностях соленоидов автоматических коробок передач
В современных коробках передач клапаны PWW типа могут работать недостаточно эффективно, на что будет реагировать электронный блок управления, но выйдут из строя далеко не сразу. Если компьютер выдает «код неисправности», как-то OBDII: P2714, соленоид окончательно вышел из строя. В случае устройств других типов, поломка может произойти внезапно. Вот основные причины:
- Сильный износ входного отверстия, элементов плунжера, а также протечки. Практика показала, что чем сильнее загрязнено масло, тем быстрее изнашивается соленоид. Это основная причина выхода из строя PWW клапанов;
- Появление трещин на корпусе соленоида, обрыв цепи обмотки, анормальный режим работы цепи (короткое замыкание), ослабление возвращающей пружины. Актуально для всех соленоидов. Часто помогает перемотка, пайка, а также чистка, замена втулок;
- Загрязнения соленоида продуктами износа, появление нагара. Практика показывает, что клапаны-золотники соленоидов начинают плохо работать после прогрева масла. Проблема наблюдается и при холодном масле, но намного реже. Часто помогает чистка соленоида или элемента гидроблока с применением растворителей или ультразвука. Специалисты также рекомендуют проводить размагничивание.
В подавляющем большинстве случаев соленоиды выходят из строя в результате износа каналов, шарика или плунжера, а также клапана, манифольда и втулок. Процесс износа этих элементов начинается с загрязнения соленоида. Быстрее всего истираются бронзовые втулки, тем временем как прочие элементы соленоиды, часто исполняемые из анодированных сплавов, истираются очень долго. Если устройство снять, прочистить, опционально заменить износившиеся детали, а также заменить масло, проблемы с АКПП могут надолго исчезнуть.
Проверка соленоидов АКПП
Первое, на что стоит обратить внимание, так это на качество переключения передач. Если на одну из передач стало переключаться слишком тяжело, а также водитель чувствует толчки и удары, нужно проверить клапаны. Второй момент: появление в поддоне стружки. Третий: появление вышеуказанной ошибки на бортовом компьютере. Не стоит сразу обращаться в магазин и выбирать подходящий соленоид. Возможно, имеющийся клапан еще можно «реанимировать». Но для начала его нужно проверить. Сразу отметим, что самые современные модели соленоидов не удастся проверить в домашних условиях. Так, например, выход из строя устройства PWM сможет определить только квалифицированный электрик. Если в коробке передач установлены более старые модели соленоидов или же проблема не связана с управляющим устройством, для проверки нужно сделать следующее:
- Снять гидроблок с коробки передач (располагается в нижней части агрегата, реже в верхней);
- Отсоединить контакты каждого из соленоидов;
- Проверить сопротивление каждого из соленоидов омметром. Норма сопротивления соленоидов различная, так что здесь не обойтись без технической документации. Ниже приведена таблица с нормами сопротивления некоторых соленоидов (учитывайте температуру!).
Запчасти на Samand norma
Повторитель поворота на крыле
NORMA sedan (06 — )
Запчасти на Mazda 2
Насос масляный 2 hatchback (DE) (06.07 — 06.15)
Не забывайте о том, что бортовые системы современных автомобилей имеют функцию самодиагностики. Возможно, соленоиды не придется «прозванивать» — достаточно будет подключиться к компьютеру. Если этого сделать не получится, остается лишь метод с применением омметра. Также советуем убедиться в целостности проводка-шлейфа. Если коробка передач оборудована наиболее современными соленоидами, их диагностикой сможет заняться только специалист.
Как распознать поломку?
Соленоид АКПП при неисправности можно определить по некоторым признакам:
1. Ваша АКПП стала намного чаще перестраиваться в режим аварийности.
2. Если при стандартном переключении скоростного режима появились резкие толчки.
3. Если при плавном наборе оборотов отчетливо слышны удары в коробке.
Таким образом, заметив такие признаки в машине, владельцу нужно срочно провести глубокую сервисную диагностику и при обнаружении прибегнуть к ремонту АКПП. Поскольку в подобных случаях мастера сервисных центров чаще всего обнаруживают именно неисправности соленоидов.
Выбор нового соленоида
Определение подходящего соленоида и его установка — ответственный процесс, в ходе которого ошибки недопустимы. Точно выбрать новый соленоид может специалист, однако с этой работой вполне может справиться и рядовой автолюбитель. В этом ему помогут руководства в сети и мануалы от автоконцернов и производителей автомобильной электрики. Вот какие есть варианты поиска:
- Искать запчасть по VIN-коду;
- Вести поиск по коду имеющегося соленоида;
- Искать соленоид по параметрам автомобиля и коробки передач.
Последний вариант самый сложный. Для начала нужно определить тип АКПП, с чем уже могут возникнуть проблемы — одна модель автомобиля в разные годы могла комплектоваться различными агрегатами. Лучше всего изучить информацию на шильдике самой коробки передач. Далее, необходимо обратиться к мануалам по данной АКПП. Там содержится вся информация о гидроблоке и соленоидах, которыми он компонуется. В современных интернет-магазинах поиск соленоида упрощен: покупатель выбирает нужную модель авто, год выпуска, параметры мотора и коробки передач. Такой вариант поиска не всегда точный результат, особенно если интернет-магазин не имеет качественной базы кросс-номеров автозапчастей.
Если вы решили взять не оригинальный соленоид, а его аналог, то можете быть почти полностью уверены в том, что выпускается той же фирмой, что работает на автоконцерны. Среди наиболее известных фирм-производителей стоит отметить Aisin, Borg Warner, ZF, Bosch. Неплохие соленоиды также предлагают фирмы Maktrans, Dorman, Meat&Doria. Не рекомендуем брать аналоги от датских, польских и немецких упаковщиков бюджетных автозапчастей.
Характер езды
Как бы это удивительно не казалось, но от характера езды на вашем авто, во многом зависит и срок службы который сможет прослужить вам соленоид. Специалисты утверждают что более мягкая неторопливая езда на машине значительно продлевает срок службы соленоидов.
А вот если вы поклонник более агрессивной манеры ведения своего авто, то должны знать, что частое нажатие на педаль газа и частое переключение передачи, станет причиной отказа от работы, выхода из рабочего строя соленоида, износа в прямом смысле слова, буквально на первой сотне километров.
Износ плунжера также станет причиной отказа работы клапана, будет наблюдаться нерегулярная подача тока, затем вы заметите что плохо подается смазка в АКПП, дальше вы увидите плохой функционал гидроблока и коробки в целом и так далее. То есть банальное чрезмерное использование педали сцепления, может привести к автоматической неисправности и нарушению работы электроклапана-соленоида.
Вывод
Неисправность соленоидов АКПП ни в коем случае нельзя игнорировать. Если клапан вышел из строя, эффект будет тот же, что при недожатии сцепления на механической коробке передач. Пакет сцепления начнет проскальзывать, а износ фрикционов будет происходить катастрофически быстро. При выходе хотя бы одного соленоида из строя необходимо провести диагностику, прочистить и отремонтировать устройство, или же купить новое. К счастью, вторичный рынок автозапчастей открыт даже для автолюбителей из удаленных регионов. Рекомендуем покупать оригинальные запчасти или же аналоги под именами известных брендов. Не забывайте проверять подлинность изделий — на вторичном рынке можно найти даже поддельные электромагнитные клапаны.
Признаки и причины неисправностей
Как следует из принципа работы, проблемы с управляющими клапанами будут проявляться в моменты переключения передач. Коробка начнёт «пинаться», то есть пропадёт плавность изменения передачи, начнутся непредсказуемые и ненужные переключения или автомат может зависнуть на одной из передач. Потеряется адекватность управления. Чаще всего это бывает связано с потерявшим качество или загрязнённым маслом в АКПП. Такой продукт, проходя через клапаны, будет засорять и их, после чего тонкая гидравлика золотников и плунжеров плавно работать уже не сможет.
Обычно управляющая электроника сразу замечает неправильные реакции на свои команды, поскольку штатная модель работы АКПП зашита у неё в памяти в виде программы встроенного микропроцессора. И если контроллер хочет одного, а происходит совсем другое, он сам заметит признаки неисправности соленоидов АКПП и отреагирует зажиганием лампы неисправности на приборной панели водителя. Надо разбирать коробку и проверять гидроблок, хотя в отдельных случаях удаётся обойтись заменой масла и фильтра.
Зачем нужно менять соленоиды
Не всегда замена будет необходима. Иногда вполне возможно произвести ремонт соленоида АКПП своими руками. Для этого даже существуют ремкомплекты, хотя конечно далеко не с каждой деталью получится так поступить. Замена вместо ремонта – это общемировая тенденция в автомобильной технике. Тем не менее, если клапан удастся разобрать, то можно его проверить путём прозвонки электрической части, обмотки и подводящей проводки с разъёмами, очистить детали от грязи и металлической стружки, попавшей туда с маслом, и убедиться в восстановлении его нормальной работы. На чистом масле деталь ещё поработает.
Чистка соленоидов АКПП вряд ли потребуется, если регулярно заменять масло в коробке, даже вопреки заверениям производителя, что она этого не требует на протяжении всего срока службы. Оно так и есть, только срок этот окажется очень коротким. В пределах заводской гарантии на автомобиль. На самом деле коробка может прожить гораздо дольше, только надо почаще удалять продукты износа от тонких деталей гидравлики путём регулярной замены масла.
Как и все прочие детали автомобиля, они не могут вечно работать без отказов или ухудшения своей функциональности. А от них в коробке многое зависит, эти клапаны руководят работой узлов, несущих большую нагрузку крутящим моментом двигателя. И малейшие отклонения в управляющей гидравлике откликнутся большими проблемами с коробкой в целом. Неуверенная работа фрикционов приведёт к их повышенному износу, продукты которого разлетятся с маслом по всему агрегату, разрушая все прочие детали. И замена масла поможет только временно. Поэтому отработавшую своё деталь лучше заменить вовремя.
Зная, как проверить соленоид АКПП, можно принять наилучшее решение, менять его или попытаться восстановить.