Автомобиль XXI века снабжен огромным количеством микросхем, электроники и датчиков. Владельцы ВАЗ 2110 редко сталкиваются с поломкой электронных элементов по той простой причине, что в этой модели их совсем немного. Но если что-то выходит из строя, водителю нужно время, чтобы найти неисправность в узлах и органах машины. Но если бы в ВАЗ 2110 был штатный бортовой компьютер, диагностика автомобиля проводилась бы гораздо быстрее. Но при наличии свободного времени и небольшого капитала, «десятку» можно модернизировать и установить бортовой компьютер. Изначально кажется, что вмонтировать такую технику в машину будет проблематично, но на деле установка, диагностика, подключение не займут даже часа.Какие бывают модели бортовых компьютеров ВАЗ 2110?
Бортовой компьютер в автомобиле ВАЗ 2110
Виды бортовых компьютеров
Существует довольно много видов бортовых компьютеров ВАЗ-2110. Цена у всех устройств различная – от 1200 рублей и до 20000. Все зависит от типа и производителя. Например, приборы, которые устанавливаются в штатные места, имеют низкую стоимость, пользоваться ими не очень удобно. Но есть бортовые компьютеры, которые ставятся вместо стандартной приборной панели. Большой выбор приборов, разнообразные цветовые схемы, расположение дисплея и т. д.
К таким устройствам относятся бортовые компьютеры ВАЗ-2110 «Гамма», «Мультитроникс». Но и стоимость у них большая – свыше 10000 рублей. Установка такого прибора в сервисном центре обойдется еще в половину стоимости. Но все работы можно выполнить и самостоятельно, если вы умеете читать схемы и разбираться в них. Но главное – для удобства пользования требуется проводить калибровку датчиков.
Маршрутный компьютер
Маршрутный компьютер (МК), показанный на рис. 37, устанавливается в вариантном исполнении вместо часов в автомобилях ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112. МК имеет 15 функций, разбитых на 3 группы (см. табл. 2). Выбор группы осуществляется кнопками 1, 2 и 3.
В каждой группе функции разделены на основные и дополнительные. Основные функции перебираются по кольцу кнопками 1, 2 и 3. Дополнительные функции перебираются кнопкой 5. При выключенном зажигании компьютер всегда находится в режиме «Текущее время». При снятом аккумуляторе ход часов и все накапливаемые параметры сохраняются не менее 1 мес.
Варианты бортовых компьютеров
Бортовой компьютер ШТАТ Х1М-универсал.
Штатный БК.
БК-40.
БК-10.
Основные отличия БК инжектора от карбюратора
Основные отличия бк в зависимости от типа питания, заключаются в возможностях бортового для ВАЗ 2110. Карбюраторный тип – самый простой. Основная причина — карбюраторы в большей степени регулируются механически, а электронике отведена второстепенная роль. Поэтому его стандартный набор функций – крайне невелик. Можно узнать о:
- времени суток или настроить будильник;
- текущем и среднем расходе топлива, а также запасе хода;
- средней скорости и режиме езды;
- температуре двигателя или забортного воздуха;
- диагностическую информацию, которая позволяет узнать об ошибке работы двигателя и декодировать ее.
Виды БК
Бортовые устройства подразделяются на несколько видов. На ВАЗ 2110 подходят инжекторные или карбюраторные устройства, в зависимости от типа системы питания для автомобиля. Дополнительно устройства подразделяются на стационарные, устанавливаемые только в специально отведенные места или универсальные, произвольного размера, которые можно поставить в любом удобном месте.
Помимо прочего, существуют устройства, которые подойдут только для одной модели. К примеру, ВАЗ 20199, а на ваз 2110 он не работает. Это может стать причиной, почему прибор неправильно показывает данные. Об этом стоит помнить при покупке и приобрести бортовой компьютер, который можно устанавливать именно на эти модели.
Наиболее распространенными и удобными устройствами для ваз 2110 являются простые приборы Штат 110-Х5, цена которых начинается с 2-3 тысяч рублей. Бортовик совместим со старой панелью и обладает рядом простых функций, как информация о расходе топлива, температура ОЖ в бачке, ориентировочный запас хода и пробег до предстоящего ТО вкупе с расшифровкой ошибок двигателя.
Лучше всего отдать предпочтение более дорогим приборам типа Омега 168, Орион или Мутльтроникс. Такие устройства обладают расширенным набором полезных функций, которые существенно упростят эксплуатацию авто. И вас не испугает то, сколько стоит такой бортовой компьютер. Максимальная стоимость продвинутых БК, которые идут вместе с приборной панелью, упрощающей установку, достигает 10-12-ти тысяч рублей.
Достоинства инжекторных моторов
Конструкции двигателей одинаковы, существенно отличаются только следующие системы:
- Впрыска топливной смеси.
- Зажигания.
- Управления двигателем.
Основные достоинства инжекторных моторов:
- При появлении неисправностей диагностические приборы укажут точный диагноз за считанные минуты. В редких случаях возникает необходимость автомобиль отдавать в сервис на обслуживание.
- Идеальная работа на холостых оборотах при условии, что все датчики функционируют стабильно. Запуск мотора в зимний период значительно облегчается.
- Расход топлива (в зависимости от прошивки, правда) существенно меньше, нежели у карбюраторных двигателей.
- Инжекторные системы практически не требуют вмешательства. Датчики и исполнительные механизмы редко выходят из строя.
Стоимость запчастей существенно выше, нежели для карбюраторных моторов. Но и ломаются они реже. Если инжектор новый или только что обслужен, то при правильной эксплуатации он прослужит не один год без поломок. При поломках датчиков их замена осуществляется за несколько минут. А некоторые устройства подлежат ремонту.
Преимущества использования бортовых компьютеров
На автомобилях ВАЗ-2110 бортовой компьютер (инструкция прилагается к устройству) обладает несколькими функциями:
- Визуальное оповещение о текущем и среднем расходе топлива.
- Точный тахометр и вольтметр.
- Имеется функция, которая позволяет напоминать о плановой замене масла.
Бортовые компьютеры могут оповещать водителя о таких неисправностях:
- Загорается лампа, которая сигнализирует о поломках двигателя. Если мотор при этом работает нормально и никаких симптомов поломок нет, то, скорее всего, неисправна цепь питания самой лампы.
- Чрезмерный расход бензина. В некоторых случаях значение превышает 12 л/100 км. Поможет полная диагностика системы впрыска и перепрошивка контроллера электронного блока управления.
Плюсы БК
Установка компьютера на ваз 2110 откроет массу хороших опций и имеет огромное число плюсов:
- наличие trip computer позволяет узнать о запасе хода;
- возможность совместить компьютер и навигатор;
- опция подогрева свечей отключенного автомобиля;
- возможность проверить ошибки и устранить их сразу же. Замена подшипника, вызвавшего неисправность, значительно
- дешевле последующего обширного ремонта.
Рекомендуем: Как можно ухаживать за салоном машины?
КОРРЕКТИРОВКА ФУНКЦИИ КОМПЬЮТЕРА
Коррекция хода часов
Нажать кнопку 4 в режиме «Текущее время». По шестому сигналу точного времени нажать кнопку 1, при этом происходит сброс секунд и округление показания часов.
Установка текущего времени (календаря)
- Нажать кнопку 4 в режиме «Текущее время» («календарь»).
- Кнопками 5, 6 установить нужное значение часов (дня).
- Нажать кнопку 4.
- Кнопками 5, 6 установить нужное значение минут (месяца).
- Нажать кнопку 4 для завершения установки времени (календаря).
Недостатки инжекторных систем
Среди отрицательных качеств можно выделить такие:
- Бортовой компьютер «Штат» ВАЗ-2110 выдает полную информацию, но воспринимать ее неудобно. Дисплей находится в стороне, под магнитофонной панелью. Поэтому для того, чтобы рассмотреть какие-либо данные, потребуется остановиться.
- Очень дорогой катализатор, расположенный буквально в 10 см от дорожного полотна, легко повреждается. Ремонт его не всегда возможен, а стоимость очень высокая. При поломке увеличится не только расход топлива, но и уровень СО в выхлопе.
- Изначально на моторы «десяток» устанавливали только карбюраторы. Позже двигатели заточили под монтаж инжекторных систем. Следовательно, демонтировать некоторые датчики и устройства оказывается проблематично из-за их неудобного расположения.
Инструкция по программированию
Будем менять разные настройки. А ещё попробуем включить будильник, поменять яркость подсветки и т.д. Таким образом, программирование компьютера на ВАЗ-2112 к эксплуатации относится тоже.
Настраиваем датчик уровня топлива
Бак сначала остаётся пустым. Включаем функцию «Уровень топлива» (2-5) и жмём кнопку 4 дольше двух секунд. Дальше выполняем шаги:
- Жмём кнопку 3 в течение одной секунды до появления звукового сигнала;
- Заливаем в бак три литра топлива. Ждём 10-20 секунд и повторяем шаг 1;
- Повторяем шаги 1 и 2, пока не зальётся 39 литров.
Задействуем сигнализатор превышения скорости
Нажатиями на кнопку 3 включаем функцию «Средняя скорость». Нажимаем на клавишу 4. Дальше кнопками 5 и 6 устанавливаем требуемые цифры. В завершении нажимаем кнопку 4.
Для выключения опции используйте высокое пороговое значение: 190 или 200 км/час.
Меняем яркость подсветки
Задействуем функцию 1-3 «Время с остановками». Нажимаем кнопку 4. Клавишами 5 и 6 производим регулировку. Нажимаем на кнопку 4.
Переходим к опции «Будильник» (дополнительная функция в списке «Часы»). Нажимаем на кнопку 4. Дальше устанавливаем значение часов (клавиши 5 и 6), жмём кнопку 4, устанавливаем значение минут (клавиши 5 и 6). По нажатию кнопки 4 будильник активируется.
Будильник в автомобиле – вещь нужная
Осталось понять, как выключить будильник. Проделайте все шаги до установки значения часов, а дальше нажмите на кнопку 1. Будильник должен выключиться!
Эксплуатация инжекторных автомобилей
Обязательно нужно соблюдать требования, которые облегчат эксплуатацию автомобиля. Чтобы бортовой компьютер «Штат» ВАЗ-2110 как можно реже выдавал ошибки, и для повышения комфорта обязательно следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Проводить звукоизоляцию – это позволит избавиться от лишних шумов. Например, топливный насос работает довольно громко. И он может приносить неудобства.
- Обязательно обрабатывать все элементы кузова антикоррозийными составами.
- Заправка автомобиля должна осуществляться только рекомендованными марками топлива. Если залить низкооктановый бензин, то работа двигателя нарушится.
- Своевременное техническое обслуживание решит любые проблемы, касающиеся работы мотора.
Правильная эксплуатация
При правильном подходе, установленный БК не доставит проблем. Однако если он показывать недостоверную информацию, то стоит снять бортовой компьютер и проверить его на исправность. Как снять прибор – понятно. Ведь у него отключаемый разъем, соответственно демонтировать его нужно в обратном порядке. Главное помнить, что это хрупкая вещь и ее можно разбить.
После демонтажа следует проверить целостность пайки и проводов, устранить разрывы. После, поставить устройство туда, где оно стояло до этого и вновь пользоваться исправным прибором.
Электрические соединения
На этапе подготовки необходимо выполнить следующие действия:
- Отключить от аккумуляторной батареи минусовую клемму.
- Подключение бортового компьютера ВАЗ-2110 производится к колодке сигнализации. Найдите ее и расположите как можно удобнее.
- Вам потребуется сначала найти оранжевый провод (в седьмом контакте).
- К нему подключаете провод с красно-белой окраской, который находится в жгуте подключения компьютера.
- К красно-черному проводу, установленному в десятый контакт, подключаете красный из жгута, идущего от маршрутного компьютера.
- А красный на колодке соединяете с красно-черным, идущим от жгута БК.
- На пятом контакте находите черный провод. И к нему подключаете такой же от БК.
- На восьмом контакте установлен белый провод, который соединяете с аналогичным, идущим к БК.
инструкция по эксплуатации, как подключить и настроить БК
Бортовой компьютер ВАЗ-2110 применяется для контроля систем транспортного средства. В оригинальной комплектации автомобиль покидает пределы завода без умного гаджета, однако это не мешает водителю его приобрести. Перед этим необходимо оценить технические характеристики представленных на рынке моделей. Каждая из них рассчитана для конкретных эксплуатационных условий ВАЗ-2111, 10 или 12.
Функциональное предназначение устройства
Развитие технической составляющей транспортных средств привело к обилию электронных и механических устройств, контролирующих работу автомобиля. Каждое из них отражает тот или иной показатель, проанализировать который человек не всегда успевает. Именно тут бортовой компьютер ВАЗ поможет, взяв на себя контроль за происходящим. Помимо контроля работы систем автомобиля, он оперативно проинформирует владельца о сбое.
Еще одно преимущество — штатный бортовой компьютер анализирует техническое состояние авто в рамках заданных параметров. На практике это значит, что водитель может задать вопрос, касающийся наличия узлов или агрегатов, показатели работы которых вышли за рамки технической нормы. Профилактический анализ снижает вероятность простоя в результате технической неисправности. Маршрутный компьютер ВАЗ различается доступными опциями в зависимости от комплектации:
Рекомендации по монтажу
Эффективность работы устройства закладывается на этапе выбора и последующего монтажа. Для ВАЗ-2112 подбирается бортовой компьютер (БК), собирающий и анализирующий поступающую информацию. Вне зависимости от модели он оснащен индикатором Check Engine. При его срабатывании БК самостоятельно определит, что не работает.
О чем извещает бортовой компьютер?
- При движении автомобиля загорается лампочка, свидетельствующая о неисправности силового агрегата. Не исключено, что с двигателем действительно проблемы. По звуку это легко заметить. Если же лампочка горит, но двигатель ведет себя нормально, не спешите ехать на автосервис. Частая проблема БК на ВАЗ 2110 — это небольшое замыкание.Проведите диагностику — дешево и эффективно.
- Расход топлива слишком высокий, он превзошел даже максимальный предел в 12 литров. Если такая проблема обнаружена, решить ее можно исключительно путем прошивки контроллера. Сделать это самостоятельно сложно, а порой невозможно. Доверьтесь исключительно высококвалифицированным специалистам.
Правила перемещения на авто с инжектором
Автомобиль, оснащенный инжектором, менее восприимчив к окружающим температурам. Однако в серьезный мороз инжекторная Лада тоже испытывает трудности с пуском. Здесь стоит пользоваться бортовым компьютером с функцией подогрева свечей. Каждый раз, когда температура падает ниже определенного значение, а автомобиль выключен, осуществляется специальный подогрев жал, позволяющий обеспечить стабильный старт двигателя.
Также двигатель на ваз иногда перегревается, что может вызвать прогар клапана и дорогостоящий капитальный ремонт. Однако это возможно при неисправности системы охлаждения. При необходимости можно активировать функцию Тропик для бортового компьютера ваз 2110. При достижении температуры, более чем заданное владельцем значение, происходит включение вентилятора принудительного охлаждения.
Как сделать калибровку ДУТ на штатном БК
Важный параметр – это уровень топлива в баке. Чтобы датчик работал правильно, нужно произвести его калибровку. Для этого:
Чтобы после установки бортового компьютера ВАЗ-2110 он оповещал вас о превышении максимально допустимой скорости, нужно также проводить «обучение». Для этого переводите в режим ввода средней скорости и удерживаете кнопку (правую верхнюю) несколько секунд. Чтобы ввести целое число, соответствующее скорости, нужно использовать кнопки «» «–» на передней панели устройства.
READ Где в Samsung скаченные файлы
Установка бортового компьютера на ВАЗ 2110 с детальной инструкцией
К каждому штатному бортовому компьютеру на ВАЗ 2110 прилагается инструкция, в соответствии с которой можно демонтировать старый БК и поставить на его место новый. Потому первым делом вооружитесь этим руководством.
Разобраться самому в том, как подключить бортовой компьютер на автомобиле отечественного производства ВАЗ 2110 не сложно. Необходимо действовать последовательно, соблюдать этапность.
- Сначала снимается клемма, которая идет от аккумулятора.
- Отыщите колодку включения сигнализации и достаньте ее. Как раз к ней подключается бортовой компьютер.
- Из седьмого контакта следует извлечь провод оранжевого цвета.
- На его месте крепится красно-белая проводка, которая вытягивается из жгута бортового компьютера.
- Отключите оранжевый проводок, установите его в разъем, из которого вы ранее извлекли провод.
- От десятого контакта отключат красный провод, имеющий черные полоски. Сюда крепят красный провод от жгута БК. На место красного подключают красно-черный. По сути, вы меняете провода местами.
- От пятого контакта отключите проводок черного цвета. К нему подключают провод аналогичного черного окраса из жгута бортового компьютера. Это очень важный момент, не упустите го.
- Сюда подключается черный провод от колодки.
- Теперь очередь за восьмым контактом. С него снимается белый провод, подключается на его место белый проводок из жгута. То есть вновь происходит смена местами.
- Убедитесь, что между проводами имеется контакт.
- Проверьте качество фиксации каждого отключенного и подключенного проводка. На участках их скручивания используйте изолирующую ленту.
- Через внутренний участок консоли жгут протягивается к месту последующей установки бортового компьютера.
- Далее следует аккуратно, то прочно подключить его к датчику, который отвечает за регулировку уровня топлива в автомобиле.
- Снимите щит приборов, чтобы открыть себе доступ к серой колодке.
- Отключите блок с предохранителями. Он располагается слева относительно водителя.
- Из колодки серого цвета извлеките провод розового окраса, который передает сигнал к датчику уровня топлива. К нему подключается розовый проводок из жгута вашего бортового компьютера.
- Установите бортовик на его законное место.
- Подключите обратно клемму аккумулятора, чтобы включить зажигание. Заведите двигатель и проверьте, все ли работает на установленном бортовом компьютере.
Рекомендуем: Стоит ли покупать электросамокат?
Следуя достаточно простой инструкции, вы без проблем должны подключить к автомобилю ВАЗ 2110 БК. Внимательно изучите каждый пункт, подумайте, действительно ли вы сможете все сделать своими руками.
Как мы уже отмечали, примерная стоимость нового бортового компьютера, предназначенного для установки на автомобиль ВАЗ 2110, составляет 2 тысячи рублей. Потребности в покупке дополнительных инструментов, материалов для самостоятельного монтажа нет, то есть весь процесс будет стоить вам 2 тысячи.
Обратившись на станцию технического обслуживание, за подключение бортового компьютера у вас попросят еще около 2 тысяч рублей. Это в лучшем случае.
Учитывая относительную простоту работы, доверять ее автослесарям нет необходимости. Последовательно выполняя каждый этап и придерживаясь инструкции, вы сумеете своими руками оснастить свой ВАЗ 2110 бортовым компьютером.
Установка БК для инжектора
Подключить бортовой компьютер достаточно просто. На ВАЗ 2110 предлагаются несколько моделей – штатная, которая занимает место стандартных часов или универсальные, которые могут располагаться по усмотрению.
- Необходимо найти стандартный разъем для подключения. Снимите с ваз 2110 накладку в нижней части торпед, как правило, он находится там.
- Далее следует отыскать провод K-line и подключить его к ЭБУ автомобиля. Место провода указано на схеме подключения бортового компьютера (см. фото).
- К отдельным разъемам можно подсоединить датчик температуры воздуха (лучше устанавливать в заднем бампере или возле рулевых наконечников), расхода топлива или скорости авто. Распиновка колодки указана выше.
При необходимости можно установить бортовой компьютер дополнительно к штатному. Это позволит сэкономить место на панели. К примеру, компьютер Сигма или Штат, устанавливаются на ВАЗ 2112 вместо стандартной заглушки блока САУО и не надо производить распайку контактов. Необходимо присоединить три контакта – 12-ти вольтовый, K-line и масса.
Схема подключения
Процесс диагностики ЭБУ при помощи специального сканера.
Электронные блоки управления ВАЗ-2110 являются основным инструментом для управления и автоматизации большинства процессов в автомобиле. Для корректировки ПО, часто прибегают к замене «мозгов» на более «гибки» к перепрошивке ЭБУ.
Прежде всего, необходимо уточнить несколько терминов, которые потребуются в рассмотрении вопросов о смене электронного блока управления:
- Совместимость проводки. Для замены потребуется, чтобы разъёмы на старом ЭБУ и новом совпадали.
- Программное обеспечение (ПО) — это заданный алгори, который может меняться, в зависимости от потребностей или желаний автомобилиста.
- Аппаратная составляющая — непосредственно электронный блок управления, платы или другие компоненты, которые позволяют нормально функционировать системам, связанным с ЭБУ.
Для семейства ВАЗ-2110 было два типа подключения разъёмов. Так, для «мозгов» Январь 5.1.х, Bosch M1.5.4, Bosch MP7.0, и VS 5.1 был 51-пиновый разъём, а вот для Январь 7.2(+), Bosch M7.9.7(+) и M73 — 81-пиновый.
То есть взаимозаменяемость блоков управления вызвана распиновкой блока.
ЭБУ Январь 7.2.
Отличия
Принципиальные отличия 81-пиновых блоков от блоков предыдущих поколений:
- Уменьшены габаритные размеры корпуса и вес.
- Новые, более современные разъёмы с улучшенной надёжностью соединений.
- Контроллеры имеют встроенные коммутаторы, следовательно, вместо модулей зажигания могут, использованы катушки зажигания, которые увеличивают надёжность ЭСУД в целом.
- Нет ни программной, ни аппаратной совместимости, ни с одним из блоков, выпускаемых ранее.
Даже электронные блоки управления одного производителя значительно будут отличаться распиновкой. Поэтому взаимозаменяемость «мозгов» будет зависеть от количества пинов разъёма. Также, стоит понимать, что большую роль будет играть прошивка. При смене ЭБУ автомобилисту придётся перепрошивать блок, для корректной работы всех устройств транспортного средства.
ЭБУ Январь 5.1.
Очень важным нюансом остаётся то, что программное обеспечение блока управления должно быть совместимое и соответствовать типу впрыска, а также токсическим нормам заложенными заводом изготовителем.
Назначение контактов ЭБУ Bosch M1.5.4, MP7.0 и Январь-5.1
Распиновка 55-пинового ЭБУ.
Рассмотрим распиновку блоков управления 55-пиновых «мозгов»:
Bosch M1.5.4 (1411020 и 1411020-70) Январь 5.1.1 (71) | Bosch M1.5.4 (40/60) Январь-5.1 (41/61) Январь 5.1.2 (71) | Bosch MP7.0 | |
1 | Зажигание 1-4 цилиндра. | Зажигание 1-4 цилиндра. | Зажигание 1-4 цилиндра. |
2 | . | Массовый провод зажигания. | . |
3 | Реле топливного насоса | Реле топливного насоса | Реле топливного насоса |
4 | Шаговый двигатель PXX(A) | Шаговый двигатель PXX(A) | Шаговый двигатель PXX(A) |
5 | Клапан продувки адсорбера. | Клапан продувки адсорбера. | |
6 | Реле вентилятора системы охлаждения | Реле вентилятора системы охлаждения | Реле вентилятора левого (только на Нивах) |
7 | Входной сигнал датчика расхода воздуха | Входной сигнал датчика расхода воздуха | Входной сигнал датчика расхода воздуха |
8 | . | Входной сигнал датчика фазы | Входной сигнал датчика фазы |
9 | Датчик скорости | Датчик скорости | Датчик скорости |
10 | . | Общий. Масса датчика кислорода | Масса датчика кислорода |
11 | Датчик детонации | Датчик детонации | Вход 1 датчика детонации |
12 | Питание датчиков. +5 | Питание датчиков. +5 | Питание датчиков. +5 |
13 | L-line | L-line | L-line |
14 | Масса форсунок | Масса форсунок | Масса форсунок. Силовая «земля» |
15 | Управление форсунками 1-4 | Нагреватель датчика кислорода | Лампа CheckEngine |
16 | . | Форсунка 2 | Форсунка 3 |
17 | . | Клапан рециркуляции | Форсунка 1 |
18 | Питание +12В неотключаемое | Питание +12В неотключаемое | Питание +12В неотключаемое |
19 | Общий провод. Масса электроники | Общий провод. Масса электроники | Общий провод. Масса электроники |
20 | Зажигание 2-3 цилиндра | Зажигание 2-3 цилиндра | |
21 | Шаговый двигатель PXX© | Шаговый двигатель PXX© | Зажигание 2-3 цилиндра |
22 | Лампа CheckEngine | Лампа CheckEngine | Шаговый двигатель PXX(B) |
23 | . | Форсунка 1 | Реле кондиционера |
24 | Масса шагового двигателя | Масса выходных каскадов шагового двигателя | Силовое заземление |
25 | Реле кондиционера | Реле кондиционера | . |
26 | Шаговый двигатель PXX(B) | Шаговый двигатель PXX(B) | Масса датчиков ДПДЗ, ДТОЖ, ДМР |
27 | Клемма 15 замка зажигания | Клемма 15 замка зажигания | Клемма 15 замка зажигания |
28 | . | Входной сигнал датчика кислорода | Входной сигнал датчика кислорода |
29 | Шаговый двигатель PXX(D) | Шаговый двигатель PXX(D) | Входной сигнал датчика кислорода 2 |
30 | Масса датчиков ДМРВ, ДТОЖ, ДПДЗ, ДД, ДПКВ | Масса датчиков ДМРВ, ДТОЖ, ДПДЗ, ДД, ДПКВ | Вход 2 датчика детонации |
31 | . | Резервный выход сильноточный | Входной сигнал датчика неровной дороги |
32 | . | . | Сигнал расхода топлива |
33 | Управление форсунками 2-3 | Нагреватель датчика кислорода. | . |
34 | . | Форсунка 4 | Форсунка 4 |
35 | . | Форсунка 3 | Форсунка 2 |
36 | . | Выход. Клапан управления длиной впускной трубы. | Главное реле |
37 | Питание. +12В после главного реле | Питание. +12В после главного реле | Питание. +12В после главного реле |
38 | . | Резервный выход слаботочный | . |
39 | . | . | Шаговый двигатель РХХ © |
40 | . | Резервный вход дискретный высокий | . |
41 | Запрос включения кондиционера | Запрос включения кондиционера | Нагреватель датчика кислорода 2 |
42 | . | Резервный вход дискретный низкий | . |
43 | Сигнал на тахометр | Сигнал на тахометр | Сигнал на тахометр |
44 | СО — потенциометр | Датчик температуры воздуха | . |
45 | Датчик температуры охлаждающей жидкости | Датчик температуры охлаждающей жидкости | Датчик температуры охлаждающей жидкости |
46 | Главное реле | Главное реле | Реле вентилятора охлаждения |
47 | Разрешение программирования | Разрешение программирования | Вход сигнала запроса включения кондиционера |
48 | Датчик положения коленвала. Низкий уровень | Датчик положения коленвала. Низкий уровень | Датчик положения коленвала. Низкий уровень |
49 | Датчик положения коленвала.Высокий уровень | Датчик положения коленвала.Высокий уровень | Датчик положения коленвала.Высокий уровень |
50 | . | Датчик положения клапана рециркуляции | Разрешение программирования |
51 | . | Запрос на включение гидроусилителя руля | Нагреватель ДК |
52 | . | Резервный вход дискретный низкий | . |
53 | Датчик положения дроссельной заслонки | Датчик положения дроссельной заслонки | Датчик положения дроссельной заслонки |
54 | Сигнал расхода топлива | Сигнал расхода топлива | Шаговый двигатель РХХ (D) |
55 | K-line | K-line | K-line |
Рекомендуем: Обустраиваем экстерьер своей машины
Описание контактов ЭБУ М7.9.7 / Январь 7.2
Рассмотрим распиновку блоков управления 81-пиновых «мозгов»:
№ | Соединение |
1 | 21114 — Не используется / 21124 — Катушка зажигания 2 цилиндра. |
2 | 21114 — Зажигание 2-3. Управление первичной обмоткой катушки зажигания, акт. уровень низкий. / 21124 — Катушка зажигания 3 цилиндра. |
3 | Масса цепи зажигания |
4 | 21114 — Не используется / 21124 — Катушка зажигания 4 цилиндра. |
5 | 21114 — Зажигание 1-4. Управление первичной обмоткой катушки зажигания, акт. уровень низкий. / 21124 — Катушка зажигания 1 цилиндра. |
6 | Форсунка 2. Активный уровень низкий |
7 | Форсунка 3. Активный уровень низкий |
8 | Выход на тахометр. |
9 | Не используется |
10 | Сигнал расхода топлива |
11 | Не используется |
12 | АКБ, клемма 30 замка зажигания. |
13 | Питание. Клемма 15 замка зажигания |
14 | Главное реле |
15 | Контакт «А» ДПКВ |
16 | ДПДЗ |
17 | Масса ДПДЗ / Масса ДПДЗ, ДНД |
18 | Вход — датчик кислорода |
19 | Вход — датчик детонации |
20 | Масса датчика детонации |
21 | Не используется |
22 | Не используется |
23 | Не используется |
24 | Не используется |
25 | Только для Bosch — сильноточный выход, резерв |
26 | Только для Bosch — сильноточный выход, резерв |
27 | Форсунка 1. Активный уровень низкий |
28 | Не используется / Выход управления нагревателя ДК2 |
29 | Не используется / Выход управления вентилятора охлаждения двигателя 2 |
30 | Не используется |
31 | Лампа СЕ, акт. уровень низкий |
32 | Питание ДПДЗ / Питание ДПДЗ, ДНД |
33 | Питание ДМРВ |
34 | Вход ДПКВ, контакт «В» |
35 | Масса ДТОЖ / Масса ДТОЖ, ДМРВ, 1 ДК (УДК), 2 ДК (ДДК) |
36 | Масса ДМРВ |
37 | Вход сигнала с ДМРВ |
38 | Не используется |
39 | Вход сигнала с ДТОЖ |
40 | Вход сигнала с датчика температуры впускного воздуха |
41 | Не используется |
42 | Не используется / Вход сигнала ДНД |
43 | Не используется |
44 | Вход напряжения бортовой сети на выходе главного реле |
45 | Выход питания датчика фаз |
46 | Выход управления клапаном продувки адсорбера |
47 | Форсунка 4. Активный уровень низкий |
48 | Выход управления нагревателем датчика кислорода |
49 | Не используется |
50 | Выход управления дополнительным реле стартера |
51 | Масса контроллера |
52 | Не используется |
53 | Масса контроллера |
54 | Не используется |
55 | Не используется / Вход сигнала ДК2 (ДДК) |
56 | Не используется |
57 | Вход кодирования вариантов калибровочных данных. В памяти контроллера может находиться 2 набора калибровочных данных, переключение производится замыканием на массу. |
58 | Не используется |
59 | Датчик скорости |
60 | Не используется |
61 | Масса выходных каскадов |
62 | Не используется |
63 | Вход напряжения бортовой сети на выходе главного реле |
64 | Выход «D» РХХ |
65 | Выход «C» РХХ |
66 | Выход «B» РХХ |
67 | Выход «A» РХХ |
68 | Выход управления реле вентилятора охлаждения двигателя, акт. уровень — низкий |
69 | Выход управления реле кондиционера, акт. уровень — низкий |
70 | Выход управления реле бензонасоса, акт. уровень — низкий |
71 | K-Line |
72 | Не используется |
73 | Не используется |
74 | Не используется |
75 | Вход запроса на включение кондиционера, акт. уровень — высокий |
76 | Вход запроса усилителя руля, акт. уровень — высокий |
77 | Не используется |
78 | Не используется |
79 | Вход сигнала датчика фаз |
80 | Масса выходных каскадов |
81 | Не используется |
Выбор «Мозгов»
Автомобили АвтоВАЗ Лада 2110, за всю историю выпуска комплектовались несколькими электронными блоками управления. Так, на транспортных средствах можно встретить следующие ЭБУ:
- Январь 4 — стоимость такого электронного блока управления составляет 4000 рублей.
- Bosch M1.5.4 — средняя цена составит 5500 рублей.
- Январь 5.1 — рыночная цена будет около 6000 рублей.
- VS 5.1 — стоимость 5000 рублей.
- Bosch MP7.0 — стоимость блока управления будет в пределах 6000 рублей.
- Bosch M7.9.7 — немного дороже своего собрата, цена колеблется 6000-6500 рублей.
- Январь 7.2 и Январь 7.2+ — эти блоки обойдутся владельцу автомобиля в 5000-5500 руб.
Согласно опыту автомобилистов и рекомендации специалистов, лучше всего брать электронные блоки управления с маркировкой Bosch MP7.0, Январь 7.2+ и Январь 5.1.
Если придётся менять остальные блоки, то рекомендуется брать ЭБУ именно с этими маркировками, поскольку они более «гибкие» для изменения программного обеспечения.
Диагностика бортового компьютера
Определить неисправность датчиков можно при помощи диагностики ЭБУ.
Для выявления неисправностей в электронных блоках управления ВАЗ-2110 применяют диагностическое оборудование. Обычно используют планшет или ноутбук, на котором стоит специальное программное обеспечение. Также, автомобилисту, если операция выполняется самостоятельно, потребуется специальный кабель OBD II.
Процесс диагностики ЭБУ при помощи ноутбука.
Диагностика проводится с целью определения ошибок в электронном блоке управления и поиска неисправностей в бортовых системах, в особенности на моторах. После определения ошибки, необходимо расшифровать и найти причину неисправности, для её устранения.
Недостатки БК инжектора
Некоторые модели ВАЗ 2110 оснащаются штатным бортовым компьютером. Данная модель обладает определенным рядом недостатков и ограничений. К примеру, модель слабо взаимодействует с электронным блоком управления (ЭБУ) и не позволяет получать данные через специальный диагностический разъем. Однако с такой проблемой сталкиваются только автомобилисты, бортовой компьютер в штате. К тому же это лечится стандартной перепрошивкой заводских настроек.
Если же БК устанавливается на ВАЗ 2110 отдельно, то его можно легко настроить под себя. При условии правильного подключения, устройство не будет доставлять проблем. Если все же имеются сложности, например, загорелась лампочка Check, а показывает диагностика, что такой код ошибки не существует.
Это значит, что могут отойти контакты бортового компьютера или произойти сбой в электронной системе. Необходимо перезагрузить БК или отключить его на несколько минут. Далее осуществляем повторное подключение и настраиваем устройство согласно инструкции по эксплуатации.
- некоторый модели бортовиков не позволяют считывать ошибки;
- неправильное подключение компьютера на ваз 2110 может вызвать ошибки в системе зажигания;
- показывает неправильные значения расхода топлива из-за неисправности датчика массового расхода воздуха.
Выводы
Определить совместимость электронного блока управления двигателем достаточно просто, для этого стоит посмотреть распиновку разъёмов, а также прочитать технические характеристики. Замену «мозгов» можно провести самостоятельно.
Источники
- https://MasteraVaza.ru/salon/bortovoj-kompyuter/kolodka-bortovogo-kompyutera-vaz-2110-583
- https://FB.ru/article/342090/bortovyie-kompyuteryi-na-vaz—podklyuchenie-bortovogo-kompyutera-vaz—instruktsiya
- https://carfrance.ru/zamena-bortovoj-kompyuter-vaz-2110/
- https://DaciaClubmd.ru/repair/elektrika/bortovoj-kompyuter-vaz-2110
- https://luxvaz.ru/vaz-2110/17-podklyuchnie-bortovogo-kompyutera.html