- Главная
- Двигатель
- …
Свечи зажигания достаточно важный элемент в двигателе автомобиля. От их работы зависит многое – устойчивая работа, пуск (как холодный, так и горячий), расход топлива и даже мощность. Поэтому производители постоянно работают над этим элементом, усовершенствуя его. Одним из таких «эволюционных скачков» является – иридиевая (некоторые называют платиновая) свеча. Однако если читать отзывы в интернете, то мнения расходятся категорически! Одни пишут что это «чудо из чудес» со всеми плюсами, которые я перечислили выше (еще и срок службы огромный). Другие пишут — что изменений нет вообще, а мотор работает даже хуже! А ГДЕ ЖЕ — ПРАВДА? Я имел опыт обращения с такими элементами, а поэтому есть что рассказать и показать, давайте подумаем над плюсами и минусами (как обычно будет видео версия в конце) …
В самом начале хочется немного рассказать об иридии и платине. Ходят слухи — что это одно и тоже. Это не совсем так, конечно иридий это металл платиновой группы, но это переходный элемент, да и методы производства немного другие (про это поговорим чуть ниже). А вот платиновые варианты (например BOSCH Platinum) имеют действительно платиновый, но очень тонкий центральный электрод, который заперт (как бы влит) в плотный керамический изолятор.
Хотя справедливости ради стоит отметить — что некоторые производители иридиевые варианты называют платиновыми, либо покрывают места контактов платиной по похожей технологии с иридием (сейчас не в этом суть). Про это у меня будет отдельная статья, так что обязательно следите за блогом.
Иридий металл
Вставлю небольшую справку, для общего развития, нужно же понимать что это за элемент такой
Иридий – элемент с атомным номером 77 (в системе Менделеева Д.И.). Очень твердый, тугоплавкий, с серебристо-белым оттенком переходный металл платиновой группы. Обладает высокой плотностью, имеет высокую стойкость к коррозии, устойчивость к кислотам и щелочам (даже при температуре в 2000 °C). Встречается в земных породах крайне редко, поэтому достаточно дорогой и ценный. Температура плавления — 2466°C.
Как видите практически идеальный металл для применения его в камере сгорания, если бы не его цена.
Основные свойства
Первой компанией, которая стала использовать иридий, улучшив благодаря этому качество СЗ, стала японская компания NGK. Причиной, по которой был выбран иридий, стало то, что этот металл имеет очень высокую температуру плавления, превышающую даже платину. Кроме того, у него высокая устойчивость к коррозионным процессам.
Повысить надежность образования искры можно повысить за счет увеличения зазора между электродами или уменьшения диаметра центрального электрода благодаря применению для его изготовления химически стойких благородных и тугоплавких металлов. Если увеличивать зазор, появляется необходимость в увеличении напряжения для искрообразования. При использовании благородных металлов увеличивается стоимость СЗ. Производители пошли по обоим путям.
С 80-х годов иридий в виде сплава стали использовать для производства воспламенителей. Из-за хрупкости и низкой электропроводности иридий не применяется в чистом виде. В сплавах проявляются лучшие его свойства. Электроды из иридия изготавливаются путем лазерной сварки. Сплав из иридия — хороший проводник, поэтому появилась возможность уменьшить диаметр центрального электрода.
Благодаря маленькому диаметру наконечника для образования искры не нужно высокое напряжение, заряд концентрируется на минимальной площади. Поэтому качественное воспламенение гарантировано при любом режиме движения, а топливо будет полностью сгорать. Увеличивается мощность двигателя, он работает ровно без сбоев, что позволяет быстро набирать скорость. Иридий сохраняет постоянный зазор между электродами, обеспечивая сохранность искры и исключая проблем с запуском силового агрегата.
Проблемы обычных свечей зажигания
Я сейчас не буду подробно рассказывать про работу этих элементов. Но нам нужно понять, что основную нагрузку несут два электрода – центральный и боковой (между ними проходит искра). Именно они со временем изнашиваются и собственно элемент нужно заменить
Обычно боковой электрод изготавливают из стали, которую легируют марганцем или никелем.
Центральный электрод изготавливается из железо-никелевых сплавов с добавлением меди и хрома.
С завода устанавливается не только строго определенный зазор, но и подбирают определенное сопротивление (про них чуть ниже), чтобы катушка зажигания могла его «пробить» и дать нужную сильную искру.
Со временем обычно это 50-80 000 км электроды становятся меньше в размерах, зазор растет и катушка не может эффективно дать искру (она получается слабой), машина не тянет, причем расход топлива также может увеличиться.
Происходит это от того, что центральный и боковой электрод просто теряет какую-то часть металла, он просто сгорает от постоянных разрядов.
Если не заменить вовремя такую свечу, либо не отрегулировать правильно зазор, то может выйти из строя катушка зажигания (потому как ей нужно больше напрягаться, чтобы «пробить» большую высоту между электродами)
Именно поэтому замена свечей зажигания происходит на 3-4 ТО, то есть это 45 – 60 000 км.
Стоимость свечей из иридия
В современном мире именно стоимость той или иной детали является важным фактором для принятия решение о покупке. Несмотря на свою немалую стоимость, свечи зажигания из иридия всё равно дешевле, чем платиновые. Объясняется это тем, что данный металл не пользуется большим спросом на рынке. Потому что для производства свечей его требуется немного. Так, сплав наконечника наполовину состоит и из родия.
Около 20% всего добываемого иридия идёт именно на свечи зажигания для транспортных средств. В случае с платиной эта цифра гораздо ниже, поскольку большая часть этого металла идёт на ювелирные украшения и каталитические нейтрализаторы. К тому же для свечей используется совсем мало иридия: только на производство наконечников и заземляющих электродов. Тем не менее из-за своей редкости стоимость наборов иридиевых свечей всё-таки довольно высока. Цена одной свечи может равняться от 600 до 800 рублей, а если рассматривать комплект, от 2500 до 2800 рублей, в то время как набор простых стоит в переделах трехсот рублей.
Зазор и сопротивление
Каждый производитель подбирает под себя свечи определенных производителей. Здесь идет не только нужный зазор, но и сопротивление.
Нормальным считается зазор около 0,8 – 1 мм, сопротивление свечи обычно не указывается на корпусе, но в каталогах продавцов можно подобрать именно под ваш двигатель.
Стоит отметить, что если взять элемент не правильного зазора и сопротивления, то вы наоборот можете — ухудшить характеристики вашего автомобиля! Ведь свеча подбирается под катушку зажигания именно вашей марки и модели. ЭТО НУЖНО ПОНИМАТЬ.
Последовательность замены
p, blockquote 20,1,0,0,0 –>
Несмотря на кажущуюся простоту, к этой операции следует отнестись ответственно. Замену следует производить полным комплектом (!)
. Частичная замена одной-двух «подгулявших» свечей возможна только на непродолжительное время.
p, blockquote 21,0,0,0,0 –>
Различный зазор и тип свечей, их состояния приводит к непременному сбою синхронности зажигания, повышенной детонации, способствует повышенному износу двигателя.
p, blockquote 22,0,0,0,0 –>
Подбор свечей зажигания следует производить по автомобилю на основании справочных данных. Основываться на рекомендациях типа «это самые лучшие» не следует. Лучше приобретать изделия только от проверенных производителей.
p, blockquote 23,0,0,0,0 –>
p, blockquote 24,0,0,0,0 –>
В качестве основного инструмента для замены свечей лучше использовать специальную длинную головку с резиновыми вставками для захвата извлекаемой свечи. Перед ее покупкой следует измерить диаметр посадочного конструктивного отверстия.
p, blockquote 25,0,0,0,0 –>
Стандартные размеры свечных головок – 16 и 21. Длина посадочной зоны может быть различной, до 180 миллиметров в отдельных моделях двигателей. В некоторых случаях можно использовать свечную трубку, но следует учитывать, что ее надежность меньше. Еще хуже использовать специальные ключи неизвестных производителей в красивых упаковках. Они могут сломаться при первом же откручивании.
p, blockquote 26,0,0,0,0 –>
Последовательность демонтажа свечей:
p, blockquote 27,0,0,0,0 –>
- снять установленные высоковольтные провода, предварительно отметив либо сфотографировав последовательность их установки;
- если в автомобиле установлены индивидуальные катушки зажигания либо блок катушек на околосвечном пространстве, произвести их демонтаж (в V-образных движках этот процесс может быть усложнен необходимостью демонтажа части впускного коллектора и других элементах двигателя);
- обязательно проверить зоны установки свечей на предмет наличия посторонних предметов (при снятии свечи осколки изоляции, другие предметы могут попасть непосредственно в цилиндр, вызвать большие проблемы);
- надежно установить свечной ключ, приложив среднее усилие, приступить к откручиванию;
- в случае затруднения процесса демонтажа необходимо применять специальные средства для раскоксовывания резьбовых соединений, не пытаться приложить чрезмерное усилие;
- извлечь свечу (если удерживающая резинка соскочила, можно это сделать, используя наконечник высоковольтного провода);
- на освободившееся отверстие свечи лучше установить заглушку или набросить чистую ветошь (немало случаев, когда в процессе ремонта туда, то есть в цилиндр, попадают гайки, шайбы и другие «сюрпризы»).
Иридиевые или обычные – что лучше?
Вот мы и подошли к самому интересному, а собственно чем же лучше иридиевые варианты – обычных?
Отличий здесь немного, но как заверяют многие производители они существенные:
Центральный иногда и боковой электроды легированы (как становится понятным) – иридием. Сейчас различаются различные варианты нанесения:
- Два мелких пятачка на электроды (которые сделанные по обычной технологии)
- Легирование центральной части иридием, а на боковой делается специальная U-образная проточка, но он не легируется
- Два электрода, друг напротив друга. Один платиновый, другой иридиевый.
Как мы знаем у этого благородного металла очень хорошие характеристики плавления, износоустойчивости, коррозии и пропускания электрического тока.
Также центральную часть обычно сужают, делая ее буквально как иголку. Если сравнить центральный электрод обычной свечи, то он примерно 2,4 – 2,8 мм, а вот у иридиевого варианта всего – 0,5 – 0,8мм.
Таким образом, мы получаем концентрированную и очень сильную искру. А покрытие, либо напайка этого благородного металла делает рабочую поверхность практически не изнашиваемой. То есть зазор между электродами держится ОЧЕНЬ долгое время, многие говорят о 100 — 150 000км. НО ничто не вечно, как только напыление этого металла платиновой группы разрушается, то буквально сразу разрушаются и рабочие поверхности электродов
Знаю, многие могут – а почему у обычных свечей нельзя сделать такую же тонкую центральную часть? Тут все просто – справ железа-никеля с медью и хромом не может также прекрасно противостоять электрическим разрядам, температуре, коррозии как оппонент из благородного металла, он просто быстрее износится и разрушится (буквально за 10-15000 км), тем самым увеличив зазор и ухудшив характеристики. Именно поэтому его делают намного толще, чтобы он мог держать воздействия агрессивной среды.
Причины их естественного и преждевременного износа
p, blockquote 5,0,0,0,0 –>
Свеча зажигания работает в предельно экстремальных условиях:
p, blockquote 6,0,0,0,0 –>
- высокая температура в рабочем цилиндре;
- агрессивная среда в виде смеси топлива, воздуха и масла;
- большое давление при воспламенении;
- высокое напряжение и температура электрической искры.
adsp-pro-1 –>
Одновременное действие перечисленных факторов приводит к усилению процессов естественного их износа. Этот процесс может значительно ускориться в следующих случаях:
p, blockquote 7,0,0,0,0 –>
- уменьшения компрессии, износе маслосъемных колпачков вследствие попадания масла в рабочий объем;
- неправильной установки угла зажигания, приводящей к образованию увеличенного нагара;
- выбора несоответствующих марке двигателя свечей;
- пропуска зажигания в цилиндрах;
- неправильного соотношения бензин/воздух при неисправностях расходомера, лямбда-зонда, подсосе воздуха;
- некорректной работе инжекторов.
Поставил иридиевый вариант, а машина стала работать хуже
Такое также часто встречается — но почему? Ответ прост — вы неправильно подобрали вариант для своего автомобиля (обычно покупается что друг посоветовал, у него вон как хорошо работает). Как я уже писал сверху, все автомобили имеют определенные катушки зажигания, различную степень сжатия и т.д.
Поэтому свеча должна соответствовать не только по габаритным характеристикам (размерам, высоте и резьбе), но и по зазору и сопротивлению
Перепад зазора в 0,2мм, который вы можете визуально и не увидеть, могут ухудшить работу вашего ДВС. Также дело происходит и с сопротивлением свечи, оно должно соответствовать вашей электрической схеме. Если взять с повышенным сопротивлением, то опять же катушки будут работать не правильно (давать более слабую искру), да и могут выйти из строя.
Вот почему у НОРМАЛЬНЫХ ПРОДАВЦОВ есть специальные каталоги (или программы), по которым они подбирают вам иридиевые или обычные свечи.
Маркировка и расшифровка
Все автосвечи от НЖК получили индивидуальную упаковку и идентификатор в виде специальной маркировки. Обозначения, нанесенные на поверхность устройств, существенно упрощают выбор того или иного изделия. Элементарные познания в расшифровке маркировки позволят точно определить нужный воспламенитель, подходящий к конкретному типу двигателя по основным параметрам. Расшифруем маркировку на конкретном примере – BPR5EY – 11.
Эти символы обозначают следующее:
- В – диаметр резьбы/шестигранник.
- Р – структура свечи.
- R – наличие помехоподавляющего резистора.
- 5 – калильное число (от 2 до 10).
- Е – длина резьбы.
- Y – конструктивные особенности.
- 11 – межэлектродный зазор.
Зная основные обозначения, с помощью специальной таблицы не составит особого труда расшифровать маркировку любого устройства. В данном примере свеча NGK BPR5EY – 11 имеет присоединительную резьбу 14 мм (B) под свечной ключ на «21», в структуру входит выступающий изолятор (P) и стандартный резистор (R), калильное число равняется 5, длину резьбового хвостовика (E) 19 мм и стандартную конструкцию (Y) с зазором 1.1 мм.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Я сделал небольшую табличку и вписал в нее все положительные и отрицательные моменты
ПЛЮСЫ | МИНУСЫ |
Сильная искра, стабильный запуск (даже в зимний период времени) | Высокая цена, в 3-4 раза дороже, чем обычные аналоги |
Длительный срок службы (ходят больше 100 000км) | Нет обещанного увеличения мощности |
Ровная и мягкая работа двигателя | Нет большой экономии топлива (а в пределах погрешности около 2-3% вы не почувствуете) |
Пару слов хочется сказать что чистку таких элементов, вот в сети огромное количество информации что — мол чистить их ВООБЩЕ нельзя! И даже если залил плохой бензин — свеча покрылась налетом (скажем красным от добавок) или нагаром, то все нужно ставить новые. Но друзья, по сути это бред. Они прекрасно чистятся, только не нужно делать это шкуркой (так вы удалите рабочий слой), просто их замачиваем в чистящих жидкостях (подойдут обычные моющие средства для кухни) и далее все мягкой кисточкой (идеально подходит старая зубная щетка) чистим. И они опять работают.
NGK или Денсо?
Изготовителей свечей в настоящее время немало: вы можете купить иридиевые свечи как от крупного завода с известным именем, так и от небольшой китайской фирмы.
Стабильным спросом пользуются свечи от двух предприятий – Denso и NGK. На чьей продукции остановить выбор?
Иридиевые свечи зажигания Denso относятся к изделиям последнего поколения, их срок службы может достигать 7 лет. Разработчики сумели уменьшить электрод до 0,4 мм, что является гарантией мягкого старта мотора в любую погоду. Кроме того, свечи Денсо уменьшают время на разгон автомобиля, уменьшают шум двигателя при работе на холостом ходу и сокращают расход горючего.
Свечи NGK отличаются не менее хорошим качеством: недаром многие автопроизводители используют их для стандартных комплектаций выпускаемых ими автомобилей.
Выбор производителя – вопрос личных предпочтений, ибо обе компании поставляют на рынок качественную продукцию, не имея друг перед другом явных преимуществ. Главное, не забывать о том, что чем более известной является фирма, тем выше риск нарваться на подделку, поэтому покупать свечи лучше в специализированных магазинах, имеющих сертификаты качества на реализуемый ими товар.
МОЙ ОТЗЫВ
НУ и напоследок хочется рассказать о моем опыте применения (так сказать оставить отзыв). Покупал я иридий на FORD FUSION, ибо мне показалось, что мои родные свечи уже умерли и требуют замены (да и модно тогда было его пробовать). Отдал я за комплект тогда около 2000 рублей, когда мои родные свечи (причем купленные у дилера) стояли около 700 рублей, то есть почти в три раза дороже. Брал марки DENSO, подбирал как водится по каталогу.
Каких-либо глобальных изменений я не почувствовал, машина стала чуть бодрее, но лишь только потому что штатные свечи были уже с подгоревшими электродами и зазор у них увеличился. Расход не упал, супер мощности в 10% тоже не появилось. Зимние пуски, так они у меня и на родных свечах от FORD были великолепными.
Проездил я на них около 60000 км, потом так и продал с ними автомобиль. Каких-либо хлопот они не доставляли, зазор как был так и остался, не было даже намека на пригорание электродов. Штатные свечи обычно менял при 50 000 км, они также проблем не вызывали, но при таких пробегах уже немного начинала изнашиваться центральная часть.
КАКОЙ МОЙ ЛИЧНЫЙ ВЫВОД. Если есть деньги — можно переплатить за иридиевые варианты, они действительно качественно и долго работают, да и как мне показалось все же зимние пуски пусть на немного, но лучше. ОДНАКО — СТОЯТ ДОРОГО. НА эти деньги (лично мне) можно было купить почти три комплекта обычных свечей, и реально проехать на них (в совокупности) еще больше. Никакого прироста мощности и уменьшения расхода топлива, АЖ НА 10% — ВООБЩЕ НЕ ОЩУТИЛ!
Сейчас видео версия статьи, смотрим.
А сейчас голосование, что вы считаете лучше
НА этом заканчиваю, думаю мой материал был ваш полезен, ИСКРЕННЕ ВАШ АВТОБЛОГГЕР.
Похожие новости
- Сколько клапанов в двигателе? Разберем редкие случаи
- 8 или 16 клапанов, что лучше? И в чем собственно разница. Подроб…
- Турбированный или атмосферный двигатель. Что лучше и надежнее, т…
Добавить комментарий Отменить ответ
Как часто надо менять свечи на Рено Логан?
Замена свечей
на Логане входит в список обязательных процедур при ТО, проводимом каждые 10-15 тыс. км пробега.
Renault Logan
оснащается моторами объёмом 1.2 л, 1.4 л и 1.6 л. Для 8- и 16-клапанных агрегатов важно подобрать правильные
свечи
зажигания.
Интересные материалы:
Какие факультеты были в средневековых университетах? Какие факультеты есть в Маи? Какие фишки есть в Ватсапе? Какие формы заболевания вызывает палочка чумы? Какие фрукты и овощи надо есть при похудении? Какие функции являются периодическими? Какие функции печени? Какие функции выполняет бюджетная классификация? Какие функции выполняет свч печь? Какие функции выполняет вто?