После разряженного либо вовсе приказавшего долго жить аккумулятора неработающие свечи накаливания — вторая основная причина, которая зимой не позволит при помощи стартера запустить дизель, даже если компрессия в его цилиндрах в норме.
Иными словами, когда свечи накала выходят из строя, отсутствия любых других неисправностей, способных осложнить холодный запуск, может быть недостаточно, чтобы без проблем завести дизельный мотор. Рассказывает Сергей Боярских.
Свечи накала: когда менять, сколько стоят и как проверить на «дизельке»
Как только температура снижается до — 10 °С, дизелисты рискуют столкнуться с неприятным сюрпризом: вы поворачиваете ключ зажигания, а двигатель предательски не подает никаких признаков жизни. По закону подлости это происходит в самый неподходящий момент — либо ранним утром перед важной встречей, либо ночью где-нибудь вдали от цивилизации. Причем с этим могут столкнуться как владельцы хорошо подержанных, так и свежих автомобилей. Одна из причин, по которой происходит «фиаско», — свечи накаливания. Если они неисправны, то дизель может начать «капризничать» и в совсем небольшой мороз, не говоря уже про — 20 °С. Сегодня попробуем разобраться, как такая рутинная процедура, как замена свечей накаливания, может предотвратить проблемы с запуском двигателя.
В прошлый раз эксперт Андрей Траско рассказывал , когда необходимо менять свечи зажигания в ДВС и к каким последствиям может привести их неправильная эксплуатация. Сегодня специалист объяснит, как состояние свечей накаливания влияет на запуск дизеля и как их правильно обслуживать, чтобы зимой не танцевать возле машины, пытаясь хоть как-то разогреть замерзшую топливную аппаратуру.
— Андрей, давайте проговорим типичную для «дизелистов» ситуацию: в холодное время года двигатель не всегда легко заводится. С чем это связано? И какую роль играют свечи накаливания для запуска дизеля?
— В современных автомобилях разница в скорости запуска между бензиновым ДВС и дизелем начинает ощущаться при температурах ниже -10°C — это усредненный показатель. В отличие от двигателя с принудительным зажиганием, топливно-воздушная смесь в дизельном агрегате воспламеняется от сжатия. Всасываемый воздух нагревается в цилиндрах путем сжатия до высокой температуры, примерно 700-900 °C, что при впрыскивании топлива приводит к самовозгоранию.
Практически все особенности зимнего пуска сопряжены со стартом двигателя. Зачастую только одного нагрева недостаточно для того, чтобы его завести. Без притока тепла в камеру сгорания дизельный двигатель не достигает температуры, необходимой для воспламенения топлива. Именно в этот момент на помощь и приходит свеча накаливания, которая за короткий период времени сама разогревается до высокой температуры — порядка 1000 °C и, соответственно, нагревает камеру сгорания.
На современных моторах свеча накаливания вкручена в головку цилиндра. Естественно, ее главной задачей является вырабатывание дополнительной энергии для запуска двигателя, но и после этого СН (свеча накаливания; прим. далее СН) иногда не перестает работать. Таким образом, свеча накаливания не только помогает быстрее прогреться мотору, особенно при низкой температуре воздуха, но и оптимизирует процесс сгорания топлива, благодаря чему уменьшается выделение дыма, а также сокращаются другие выбросы.
— Каков принцип действия свечей накаливания? Какие типы свечей бывают и чем они отличаются друг от друга?
— Конструктивно свечи зажигания и накаливания достаточно схожи между собой. Принципиальным отличием является наличие нагревательного элемента. Свеча накаливания состоит из таких элементов, как регулировочная спираль, ведущая к центральному электроду, и нагревательная спираль. Регулировочная спираль способствует поддержанию рабочей температуры благодаря своим свойствам: чем выше температура, тем выше и ее сопротивление, что в свою очередь снижает прохождение тока к нагревательной спирали.
В зависимости от материала изготовления нагревательного элемента, внутри которого находится спираль, различают свечи накаливания с металлическим штифтом и керамические свечи накаливания. Во втором случае нагревательный элемент покрыт специальной керамикой, что позволяет СН быстрее нагреваться и достигать нужной рабочей температуры. У них более продолжительный срок эксплуатации. Вместе с тем керамические СН более хрупкие, поэтому с ними следует обращаться очень аккуратно. При этом как в случае с керамическими, так и штифтовыми свечами накаливания возможно многообразие форм и размеров. Они подбираются в соответствии с маркой автомобиля, его года выпуска, типа двигателя. Если стоимость свечи зажигания варьируется от 3 до 60 рублей, то диапазон цен на СН составляет в среднем от 9 до 100 рублей и выше.
К вопросу о подделках
В настоящее время на полках автомагазинов можно нередко встретить поддельные свечи накала. В основном их производят на территории Китая и Российской Федерации. Естественно, что качество у таких изделий намного хуже, чем у оригинальных. И, соответственно, они не только будут эксплуатироваться меньшее количество времени, но и не будут соответствовать заявленным характеристикам. Более того, они могут нанести прямой вред двигателю автомобиля. Поэтому при выборе тех или иных свечей накаливания необходимо применять нехитрые методы, позволяющие свести к минимуму вероятность покупки фальсификата.
В первую очередь необходимо пользоваться услугами проверенных магазинов, которые имеют все разрешительные документы на проведение торговли. Также желательно, чтобы они имели официальные разрешение от производителей тех или иных товаров на реализацию их оригинальной продукции, то есть, были их официальными представителями. Не стоит совершать покупки в мелких киосках с сомнительной репутацией.
Многие современные производители автомобильных запчастей пользуются современными методами защиты своей продукции с помощью онлайн-проверки. Так, существует несколько подобных методов. Это может быть проверка упаковки по имеющемуся на ней коду через официальный сайт производителя. Или сканирование нанесенного на упаковку QR-кода и получение соответствующей информации на том же сайте производителя свечей. Изготовители проявляют изобретательность в этой нише.
Если вы уверены, что в двигателе вашего автомобиля изначально была установлена оригинальная свеча, которая вышла из строя, имеет смысл сфотографировать ее. Это поможет визуально сравнить оригинал и изделие, предлагаемое в магазине.
Не забывайте визуально проверять свечу. Ее корпус должен быть качественно изготовлен, металл хорошо обработан, на корпусе нет сколов, заусениц, некачественной гравировки и так далее. Аналогично и с упаковкой. Именитые производители не жалеют средств на изготовлении качественных упаковок, в том числе для их защиты. Полиграфия должна быть качественной, а картинки четкими, а в описании товара на должно быть ошибок.
Заключение
Свечи накала — важная деталь дизельного двигателя, и к их выбору необходимо подходить со всей ответственностью. В первую очередь необходимо учитывать их размеры, чтобы они подходили для конкретного двигателя. Во-вторых, их тип. Лучше, конечно, покупать керамические свечи накаливания, однако они стоят достаточно дорого, поэтому их лучше устанавливать на дорогие иномарки. В большинстве же случаев вполне подойдут и металлические свечки. Что касается конкретных торговых марок, то все зависит от соотношения цены и качества, а также доступности определенных свечей в конкретном регионе страны, поскольку немалое значение на доступность оказывает логистика. Если у вас был позитивный или негативный опыт использования тех или иных свечей накаливания — напишите об этом в комментариях.
Есть ли свечи в дизельном двигателе
Практически каждый водитель знает, что в дизельном моторе нет системы зажигания как в бензиновом двигателе внутреннего сгорания. Тогда встает вопрос о том, как же запускается дизельный мотор. Ответ на этот вопрос достаточно прост. Для того, чтобы воспламенить дизельную топливную смесь, требуется не искра, а сжатие.
Принцип действия основан на том, что воздух нагревается за счет сильного сжатия, и во время попадания туда топлива оно воспламеняется. Проблема такого мотора в том, что в холодное время года для того, чтобы нагревался воздух в цилиндрах, требуется еще и внешнее тепло. Стоит отметить, что в дизельном двигателе нет свечей зажигания, но есть свечи накаливания.
Характерные симптомы
Задуматься над тем, как проверить свечи накала в дизеле, стоит при следующих характерных признаках:
- Двигатель удается запустить с большим трудом.
- На холостых оборотах силовой агрегат работает в неравномерном режиме.
- В выхлопе присутствует белый оттенок.
Если свечи менялись не так давно, то это может указывать на брак со стороны производителя. В остальном можно быть уверенным в неисправности одного из элементов. В любом случае необходимо провести диагностику, посетив СТО или сделав все самостоятельно.
Стоит учесть, что проблемы со свечами хорошо проявляются в холодное время года (осенью или зимой), тогда как летом определить неисправность довольно затруднительно.
Подогрев камеры
Как уже всем известно, в бензиновом моторе есть свечи зажигания. Процесс воспламенения прост. Свеча зажигания дает искру, благодаря чему загорается бензин. Соляра (дизельное топливо) не загорается от легкой искры, поэтому было придумано, чтобы дизель попадал сразу в горячий воздух и воспламенялся.
Основная работа свечи накаливания происходит в холодное время года. Дело в том, что она разогревает как топливо, так и воздух, который попадает в цилиндры для сжатия. Она очень помогает в холодное время года запускать дизельный двигатель.
Описание признаков неисправностей элементов накаливания
Поломки свечей накала проявляются следующими дефектами:
- Мотор не хочет запускаться.
- Неравномерность работы холодного движка.
- Появление выхлопных газов белого цвета.
Если автовладелец недавно производил замену всех свечей, то причина может крыться в неисправности элемента по вине производителя. Бракованную деталь нужно выкрутить и заменить на новый экземпляр. Неисправности элементов накаливания наиболее заметны в зимнее время. Понижение температуры в окружающей среде вызывает появление большего количества признаков неисправностей элементов накала.
Чтобы облегчить процесс демонтажа, используется специальный съемник свечей накаливания дизельных двигателей. Его нужно применять в комплекте с инструментом, приспособленным под квадратную или шестигранную головку.
Расположение
О том, где находятся свечи зажигания, знают практически все, а вот свечи накаливания располагаются в зависимости от того, какой марки двигатель.
Если дизельный мотор состоит из одной вспомогательной камеры сгорания, то она устанавливается непосредственно в этой камере сгорания. Если же он поделен на цилиндры, то она устанавливается в форкамере или вихревой камере.
Современные моторы обладают прямым впрыском топлива, а это значит, что вихревых камер уже не ставят. Свечи накаливания греют непосредственно сам цилиндр.
Как они это выдерживают?
Кроме свечей накаливания, по одной на каждый цилиндр, система предпускового подогрева состоит также из блока управления, реле включения и температурного датчика, однако именно свечи выходят из строя чаще всего. Почему?
При запуске наконечник свечи за несколько секунд раскаляется до 1000 градусов, а в керамических свечах — до 1350 градусов. Какой материал способен выдержать такие нагревы бесконечно?
Кроме тяжелых условий работы на срок службы влияет торговая марка, которая отражает качество изготовления свечей. Однако даже в случае использования качественных изделий риск выхода свечей из строя существенно увеличивается, если они отработали 80-100 тыс. км.
Сложной конструкцию свечей не назовешь. В общем виде это корпус, нагревательный элемент, или — другое название — калильная трубка со спиралью внутри, клемма для присоединения электропроводки.
Спираль в калильной трубке плотно упакована в спрессованный порошок, который изолирует витки от короткого замыкания и предохраняет от вибраций. Такое устройство до минимума сокращает число причин, которые приводят к преждевременной неисправности свечи.
Принцип работы
В отличие от обычных свечей зажигания, она воспламеняет топливо не с помощью искры, а с помощью нагрева спирали. Запуск работы свечи накаливания происходит с поворотом ключа зажигания. В это время на приборной панели загораются все соответствующие индикаторы об ее работе. Запускаются они лишь для того, чтобы нагреться до рабочей температуры, что происходит менее чем за 4 секунды.
Стоит отметить тот факт, что если свечи накаливания неисправны, то дизельный автомобиль будет возможно завести только при исправно работающем стартере. На свечу накаливания после успешного запуска двигателя какое-то время еще подается электричество. Это нужно для того, чтобы дизель полностью прогорел без остатка. Полное прогорание топлива обеспечивает тихий запуск мотора, а также уменьшается количество вредных выбросов в атмосферу.
Мнения потребителей
Свечи зажигания НЖК Если с параметрами СЗ автолюбитель может определиться благодаря мануалу, то с торговой маркой дела обстоят сложнее, так как ассортимент известных и не очень брендов достаточно велик. Для упрощения подбора предлагаем вам ознакомиться с мнениями потребителей о свечах зажигания НЖК.
Отзыв 1
Перепробовал свечи зажигания многих известных марок, но остановил свой выбор на НЖК. При их использовании нагар практические не образовывается, искра стабильная, ее мощности достаточно для нормального пуска мотора. Использую расходные материалы этого производителя уже 7 лет, главное покупать у проверенных людей, чтоб не приобрести подделку. Используя их, мне не приходилось внепланово менять свечи, они полностью отрабатывали весь срок эксплуатации. Все расходные материалы я меняю одновременно это масло, фильтр, свечной комплект.
Отзыв 2
Все автолюбители заноют, как непросто подобрать хороший комплект свечей зажигания. Предложений на авторынке много, брендов масса, а качество практически всегда оставляет желать лучшего. В одном магазине мне предложили комплект НЖК, продавец так его расхваливал, что я решил купить. Правду говоря, на какой-то особенный эффект я не рассчитывал. Из достоинств могу выделить то, что основной электрод выполнен из меди для быстрого охлаждения свечи, а корпус полностью герметичен, тоесть препятствует попаданию влаги. Проработал этот свечной комплект гораздо дольше, чем стандартный набор свечей других производителей. Всем рекомендую.
Отзыв 3
Я купил поддержанную машину и решил сразу же поменять расходные материалы. Когда достал свечи зажигания, они были в полном порядке, хотя хозяин меня уверил, что не менял их 2 года. Это был комплект НЖК, я недолго раздумывал, купил точно такие же и установил их на авто. Машинка на них проработала уже полгода, двигатель заводится отлично даже при минусовой температуре, мотор не троит, авто едет плавно. Из недостатков вижу только стоимость, она выше, чем у других производителей. Рекомендую этот бренд.
Отзыв 4
При плановой смене свечей решил испробовать не родные свечи, а НЖК. Искренне считал, что это японская марка, но в итоге они были изготовлены во Франции. Меня это не огорчило, так как я знаю, что большинство торговых марок работают по всему миру и на качество выпускаемой продукции это не влияет. Перед покупкой свечного комплекта ознакомился с маркировкой производителя и выбрал на авторынке продукцию с нужным мне обозначением. Результатом остался доволен, движок работает без перебоев, не троит, заводится в любую погоду.
Достоинства и недостатки
У дизельного двигателя, как и любого другого, имеются свои недостатки.
- Главным из них является то, что зимой автомобиль долго прогревается, из-за чего теряются скоростные качества автомобиля.
- Вторым минусом считается трудность запустить мотор зимой. На этом минусы закончились.
- К минусам стоит отнести и тот фактор, что для того, чтобы заправить бак автомобиля, потребуется выбрать «правильное» топливо, особенно зимой. Дело в том, что дизель бывает летним, зимним и межсезонным.
Стоит отметить, что все минусы дизеля проявляются только в зимнее время, так как без накаливания многие дизели не заведутся.
- К положительным моментам можно отнести низкий расход топлива, которое и без этого дешевле бензина.
- Вторым плюсом можно считать долговечность и выносливость двигателя на дизельном топливе.
- Есть еще один плюс, но на него покупатели редко обращают внимание. Это то, что дизельный двигатель экологически чище, чем бензиновый собрат.
Самостоятельная замена
Обратите внимание, что при замене желательно менять сразу все свечи на новые независимо от их визуального состояния. Свечи накала подбираются согласно их соответствию для установки на тот или иной тип дизельного двигателя.
Снятие защиты
Свечи накаливания зачастую располагаются в верхней части головки блока цилиндров (обычно рядом с дизельными форсунками). Их может быть не видно в том случае, если мотор сверху прикрыт пластиковой крышкой или защитным кожухом. Данную защиту необходимо демонтировать для обеспечения доступа.
Отсоединение клемм АКБ
Так как свечи накала представляют собой электрический нагревательный элемент, потребуется осуществить отсоединение от АКБ минусовой клеммы. Затем производится откручивание небольших гаек, которые фиксируют наконечники высоковольтных проводов на контактных стержнях калильных свечей. Провод подключается к верхней части свечи. Указанную гайку необходимо отвернуть при помощи гаечного ключа, а сам провод можно немного сдвинуть, чтобы он не мешал дальнейшему снятию свечей накаливания.
Выкручивание калильных свечей
Следующим шагом становится выкручивание свечей при помощи ключа-трещотки. Выкручивать необходимо предельно аккуратно, чтобы не повредить резьбу в ГБЦ. Также существует риск сломать саму свечу, в результате чего могут возникнуть дополнительные сложности с последующим высверливанием стрежня и восстановлением резьбы.
Зачистка контактов
Далее необходимо произвести зачистку от загрязнений контактов на каждом высоковольтном проводе свечи накала. Это необходимо для полной работоспособности новых свечей после их установки на дизельный двигатель. Если контакт «прикипел», тогда его можно без особых затруднений снять при помощи плоской отвертки.
Удаление грязи из свечных отверстий
Отдельно стоит отметить процедуру очистки от нагара отверстий для установки свечей. Для этого понадобится специальная развертка, длинна которой позволит эффективно очистить свечные колодцы. Перед вкручиванием на развертку необходимо нанести смазку. Указанную развертку нужно вкрутить в каждое отверстие. Для процедуры лучше использовать не универсальную, а штатную развертку. Если имеется такая возможность, дополнительно необходимо удалить отложения из каналов при помощи сжатого воздуха.
Резюме
Каждый заинтересованный человек после того, как прочитает данную статью, сможет вывести для себя несколько важных фактов. Многие люди не знали о том, что дизельный мотор не имеет системы зажигания, и теперь понимают почему владельцы дизельных автомобилей зимой часто ковыряются под капотом своих машин.
В статье также описаны плюсы и минусы такого двигателя, и как достигается такой низкий уровень загрязнения окружающей среды.
Источник
Одни из лучших
Зачастую из-за широкого ассортимента свечей зажигания автолюбителям непросто сделать правильный выбор. Как советуют специалисты, стоит присмотреться к следующим компаниям, которые считаются одними из лучших:
- BRISK.
- BOSCH.
- DENSO.
- CHAMPION.
- NGK.
При этом практически каждый производитель обладает своими особенностями. Это можно понять из отзывов о свечах NGK V Line.
Они подходят тем водителям, которые ездят на автомобилях Volvo, BMW, Ferrari, Ford или Volkswagen. Бренд Champion сотрудничает с не менее популярными производителями автомобилей в лице Alfa Romeo, GM, Suzuki, Jaguar, Volvo.
Делаем выбор правильно
Свечи накала выбираются исходя из характеристик двигателя автомобиля и его электронного блока. Проще всего вести поиски, имея VIN-код транспортного средства. Можно обойтись и без него, руководствуясь следующими данными:
- Марка вашего авто;
- Объем двигателя;
- Год выпуска;
- Тип кузова.
Из основных характеристик изделия нужно обращать внимание на следующее:
- Диаметр, шаг резьбы, а также размер под ключ;
- Линейный размер рабочей части;
- Тип подключения. Могут быть два полюса или один. Если полюс один, то свеча выводится на корпус автомобиля. Двухполюсные подключаются к отдельному проводу;
- Номинальное напряжение;
- Скорость, с которой происходит нагрев. Электроника автомобиля «подогнана» под определенную скорость нагрева;
- Материал свечи. Исходит из предыдущего пункта. Быстро греющимися являются керамические свечи, но если время нагрева, которое зафиксировано в управляющем электронном узле, равняется, скажем, 25 секундам, даже керамика окажется непригодной.
По сути, в выборе вы должны опираться на геометрию, марку производителя авто, характеристики двигателя и ЭБУ. Скрупулезным должен быть выбор свечи для автомобиля, в автоматике которого нет датчика нагрева. Ситуация для владельцев новых автомобилей без модификаций проще: сразу берите OEM-запчасть или близкий к ней аналог.
Краткий экскурс по брендам
Как уже было сказано, оригинальные свечи являются приоритетными. Вы купите именно то, что подойдет вашему транспорту.
Ощутимо сэкономить можно купив свечи японских брендов Denso и NGK или немецкого Beru. Все три варианта очень хороши. Особенно радуют изделия NGK – эта компания производит самые совершенные детали для систем зажигания, причем значительная их часть поставляется прямо на заводы крупных автоконцернов.
Нельзя не обратить внимание также на американскую фирму Champion и немецкую Bosch. Это однозначные призеры «зрительских симпатий», ведь их продукция составляют большую часть рынка свечей накала в России и Украине.
Также если вы решили сэкономить обратите внимание на датскую фирму JP Group и польскую Maxgear – их продукция уступает таковой от вышеперечисленных брендов, но соответствует всем стандартам качества. Лучший вариант для неновых дизельных автомобилей.