Инструкции по замене прокладки головки блока цилиндров двигателя


Для уплотнения соединения блока цилиндров с головкой блока цилиндров применяется специальная прокладка ГБЦ. В ней имеются отверстия для: стягивающих болтов, прохождения охлаждающей жидкости и моторного масла из блока цилиндров в головку блока цилиндров, а также окаймляющие камеры сгорания.

В связи с тем, что к данному расходному материалу предъявляются повышенные требования, в своем составе он имеет металлические кольца, расположенные в точке соприкосновения прокладки ГБЦ с камерой сгорания и защищающие ее от температур сгорания топливной смеси и, как следствие, преждевременного износа.

Что это такое

Прокладка используется для уплотнения места контакта ГБЦ и самого блока. Некоторые люди не видят разницу между прокладками клапанной крышки и ГБЦ. Это разные детали, хоть и расположены рядом.

Что такое прокладка ГБЦ

Особенность уплотнителя в том, что он способен выполнять сразу три важные функции – уплотнение газораспределительной и масляной системы, а также системы охлаждения двигателя авто. Поэтому прокладка должна быть достаточно прочной и к ней такие высокие требования.

Прокладка головки блока цилиндров

Обратите внимание! Прокладку ГБЦ нужно менять при всех видах ремонта двигателя, поскольку это одноразовая деталь.

Цена вопроса

Самостоятельно поменять прокладку головки блока будет совсем недорого, поскольку ее стоимость составляет от 220 (для 8-клапанных моторов) до 550 рублей (для 16-клапанных). Помимо нее, потребуется прокладка между приемной трубой и катализатором, которая стоит не более 100 рублей и новые болты крепления головки в количестве 10 штук, стоящие по 40–50 рублей за каждый. Зачастую получает повреждения прокладка коллекторов, которая в таком случае подлежит замене. Новая деталь стоит около 750 руб. Итоговая стоимость запчастей не превысит 1500 рублей. Необходимо помнить, что при разборке и дефектовке двигателя могут появиться и другие детали, подлежащие замене.

Выполнение такой работы на сервисной станции зависит от территориального расположения и составляет от 4 тыс. рублей в небольших городах (Тула, Брянск) и до 10 тыс. рублей в крупных (Москва, Санкт-Петербург).

Классификация

Существует три вида уплотнителей, классифицирующийся по материалу изготовления. Это безасбестовые, асбестовые и металлические прокладки. Рассмотрим теперь каждый из видов отдельно.

Безасбестовые

Отличаются такие уплотнители низкой усадкой. К тому же безасбестовый материал обладает высокой восстанавливаемостью, что важно для специфических условий использования.

Безасбестовая прокладка

Асбестовые

Изделие имеет много общего с безасбестовыми прокладками в плане характеристик. Асбестовые уплотнители обладают высокой эластичностью, термостойкостью и упругостью. Такие прокладки часто используют при замене.

Асбестовая прокладка

Металлические

Наиболее эффективным и качественным видом прокладок ГБЦ считаются металлические уплотнители. При их использовании давление распределяется равномерно по всей плоскости стыка блока и ГБЦ.

Металлическая прокладка ГБЦ

Статьи по теме
Как поменять свечи зажигания
Замена масла в АКПП

Важные нюансы процедуры замены

Не могу сказать, что сам автовладелец с такой задачей не справится. Есть ряд наглядных примеров, когда автомобилист после просмотра видео самостоятельно менял прокладку и делал все не хуже, чем мастера СТО.

Но следует быть готовым к сложностям и длительности операции. Наличие опыта пойдет лишь на пользу, а его отсутствие может негативно сказаться на результатах.

Перед заменой выполняется несколько подготовительных работ. А именно:

  • обесточивается автомобиль;
  • сливается весь антифриз;
  • снимается ремень или цепь ГРМ;
  • отсоединяются все элементы ДВС, связанные с ГБЦ;
  • снимается сама крышка.

Сразу скажу, что универсальных инструкций не существует. К каждому мотору даже в рамках одинаковых автомобилей идентичного года выпуска прикладывается специальная инструкция по замене прокладки. Опираться нужно строго от нее, и никак иначе.

Сняв головку блока, демонтируется старая уплотнительная прокладка и проверяется на наличие визуальных дефектов. Если целостность действительно нарушена, это еще не повод для радости и начала замены. Существуют разные причины, из-за которых прокладка деформировалась. Сначала нужно определить, почему это произошло, устранить провоцирующий фактор, и только потом менять деталь.

Важно тщательно осмотреть поверхности ГБЦ и БЦ, которыми они прилегают друг к другу при сборке.

Даже когда прокладка оказывается целой, и причина нарушения герметичности в другом, повторно использовать старый уплотнитель нельзя. Элемент уже потерял свою форму, а потому нужна строго новая запчасть соответствующих размеров и габаритов.

Также в рамках замены прокладки меняются крепежные болты. Они постоянно работают под нагрузкой, затягиваются под воздействием огромного усилия. В итоге за время эксплуатации происходит вытягивание металла и потеря геометрии крепления.

Это интересно: Какие лампочки стоят в противотуманках на Хендай Солярис

В рамках обратной сборки соблюдается определенная последовательность затяжки. Плюс строго дозируется прикладываемое усилие. В этом деле не обойтись без динамометрического ключа. Он обязательно входит в любой набор инструментов для автомобилиста, и является неотъемлемой частью тех, кто предпочитает ремонтировать и обслуживать авто своими руками.

Приходилось ли вам сталкиваться с пробитой прокладкой? Как вы устраняли эту проблему и удалось ли справиться с заменой своими руками?

В каких случаях нужна замена

Если говорить о прокладке ГБЦ, то она не имеет гарантийного срока, так как ресурс детали на самом деле зависит от нескольких факторов (особенность вождения, производитель изделия и состояние мотора). Поэтому о необходимости замены могут говорить симптомы, выявляемые водителем в процессе периодических проверок или ТО.

Признаки износа прокладки ГБЦ

Есть много характерных признаков износа уплотнителя. Рассмотрим самые распространенные из них:

  • резкий перегрев двигателя;
  • снижение уровня охлаждающей жидкости в системе;
  • появление пены или эмульсии на щупе проверки масла;
  • повышение давления в магистралях системы охлаждения (патрубки становятся слишком твердыми);
  • следы утечки масла на стыке блока и ГБЦ;
  • кипение антифриза после продолжительной работы двигателя;
  • проблемы с работой печки (работа теплообменника нарушается прорывающимися выхлопными газами).

Признаки пробития прокладки ГБЦ

На заметку! Менять уплотнитель ГБЦ нужно и в тех случаях, когда из подкапотного отсека начал идти белый дым.

Как определить самостоятельно, что замена прокладки ГБЦ неизбежна?

  • Большой расход охлаждающей жидкости (ОЖ).
  • Возникновение масляных пятен на поверхности ОЖ в бачке.
  • Есть утечка смазки в месте стыка. Охлаждающая жидкость попадает через поврежденную прокладку и образует белую пену.
  • Цвет выхлопных газов становится белым – ОЖ попала в цилиндр.
  • Выхлопные газы попадают в охлаждающую систему. Заметно это по появлению пузырей в баке или радиаторе.
    Эксплуатация транспортного средства с неисправной прокладкой может вызвать ряд других неполадок:
  • Прорыв патрубков из-за высокого давления.
  • Перегрев двигателя и потеря герметичности ГБЦ.
  • Заклинивание двигателя. Эта неисправность возникает из-за плохой смазки трущихся элементов, а также из-за гидроудара. Стоит такой ремонт практически как и капитальный ремонт двигателя.

Именно поэтому специалисты рекомендуют владельцам транспортных средств не эксплуатировать технику при неисправной прокладке ГБЦ.

Особенности диагностики

Все, о чем говорилось выше – это косвенные улики. Но для подтверждения диагноза требуется детальная диагностика. Ниже приведена последовательная инструкция.

  1. Запустите двигатель и осмотрите его на наличие утечек дыма. Особое внимание следует уделить щелям между блоком и головкой блока цилиндров.
  2. Осмотрите горловину для залива масла. При прорыве уплотнителя на горловине будут видны рыжеватые следы эмульсии.
  3. Проверьте, не идет ли из глушителя белый дым. О наличии белого дыма из выхлопной системы, как правило, свидетельствует прогоревшая прокладка ГБЦ. Дым при этом чаще всего приторный.
  4. Наденьте на горловину радиатора воздушный шарик. Если при работающем двигателе шарик будет надуваться, то это говорит о бурлении антифриза и, соответственно, нарушении целостности уплотнителя.
  5. Проверьте компрессию двигателя. Если уровень ниже нормы, то вероятно, что прокладку нужно поменять.

Презерватив для проверки прокладки ГБЦ

Проведя диагностику, можно легко определить, нужна ли замена манжета. Далее все выполняется тоже по инструкции.

Прокладка головки блока цилиндров ВАЗ 2107

Прокладка ГБЦ является деталью одноразового использования, так как при установке изменяются её физические свойства и геометрия.

Для чего служит прокладка ГБЦ

Прокладка головки блока цилиндров предназначена для уплотнения соединения блока цилиндров и головки. Даже с учётом того, что эти составные части двигателя имеют идеально ровные привалочные плоскости, добиться полной герметичности без неё не получится, ведь давление в камерах сгорания достигает более десяти атмосфер. Кроме этого уплотнения требуют и соединения масляных каналов, а также каналов рубашки охлаждения. Герметичность достигается за счёт равномерного спрессовывания прокладки во время затяжки соединительных элементов.


Прокладка служит для уплотнения соединения головки и блока цилиндров

Из чего изготавливают прокладки ГБЦ

Прокладка головки блока цилиндров может быть изготовлена из разных материалов:

  • металла (медные и алюминиевые сплавы);
  • асбеста;
  • комбинации металла и асбеста;
  • комбинации резины и асбеста;
  • паронита.

Главные требования к прокладке — устойчивость к высоким температурам и способность сжиматься. Каждый из перечисленных материалов имеет свои плюсы и минусы. Изделия, изготовленные из нескольких слоёв металла или асбеста, например, лучше противостоят высоким температурам, но при этом не могут обеспечить наилучшую герметичность. Детали из резины и паронита, наоборот, максимально усиливают соединение головки и блока, однако их температурная устойчивость ниже.


Металлические прокладки ГБЦ ВАЗ 2107 производят из сплавов меди и алюминия

При выборе прокладки лучше отдать предпочтение комбинированному изделию, например, изготовленному из асбеста и металла. Такие уплотнители сделаны из листового асбеста, но отверстия под цилиндры у них усилены металлическими кольцами. Такими же кольцами армированы отверстия под крепёжные элементы.


Выбирая прокладку лучше отдать предпочтение комбинированному изделию

Что нужно учитывать при выборе прокладки ГБЦ

Если вы собрались заменить прокладку, вам нужно точно знать характеристики двигателя. Дело в том, что «семёрки» комплектовались тремя типами силовых установок: ВАЗ 2103, 2105 и 2106, которые имеют разный диаметр цилиндров. У первого он равен 76 мм, у двух последних — 79 мм. Прокладки изготавливаются в соответствии с этими размерами. Поэтому, если вы приобретёте уплотнитель ГБЦ для двигателя 2103 и поставите его на силовой агрегат 2105 или 2106, поршни, естественно, разорвут кромки изделия со всеми вытекающими последствиями. В случае установки прокладки с диаметром отверстия под цилиндры, равным 79 мм на двигатель ВАЗ 2103, уплотнение не обеспечит необходимой герметичности из-за того, что деталь не перекроет полностью отверстия под цилиндры.

Причины и признаки разрушения прокладки ГБЦ

Разрушение уплотнителя характеризуется его пробоем или прогоранием. В первом случае имеет место небольшое повреждение детали, которое в некоторых случаях даже невозможно увидеть невооружённым глазом. При прогорании изделия масштабы повреждения существенно больше. Деталь деформируется и утрачивает целостность, оставляя участки соединений без уплотнения.

Причины разрушения

К основным причинам, по которым прокладка ГБЦ выходит из строя преждевременно, можно отнести:

  • перегрев силового агрегата;
  • неправильный порядок или момент затяжки крепёжных болтов при установке;
  • заводской брак или низкое качество материала изготовления детали;
  • использование некачественной охлаждающей жидкости;
  • нарушения в работе двигателя.

Перегрев двигателя чаще всего становится причиной разрушения прокладки. Обычно он возникает вследствие перебоев в работе системы охлаждения (неисправность термостата, вентилятора радиатора, датчика включения вентилятора, засорения радиатора и т. п.). Стоит водителю проехаться полкилометра на автомобиле с перегретым двигателем, и прокладка прогорит.

Устанавливая новый уплотнитель на ремонтируемый силовой агрегат, важно соблюдать порядок закручивания болтов, которые крепят головку к блоку. Кроме этого необходимо придерживаться установленного момента затяжки элементов крепления. В случае недотягивания или перетягивания болтов прокладка неизбежно деформируется, и впоследствии будет пробита.

Чаще всего прокладка перегорает по причине перегрева двигателя

Выбирая уплотнитель для замены, стоит обращать внимание не только на его параметры, но и на производителя. Ни в коем случае не нужно покупать дешёвые детали неизвестных предприятий. Результатом подобной экономии может стать незапланированный капремонт мотора. Это касается и охлаждающей жидкости. Некачественный хладагент способен вызвать коррозию и повредить не только прокладку, но и саму головку.

Что касается нарушений в работе силовой установке, то такие процессы, как детонация и калильное зажигание также оказывают разрушающее действие на уплотнитель. Поэтому стоит следить за качеством топлива и правильностью регулировки угла опережения зажигания.

Признаки повреждения прокладки ГБЦ

Пробой или прогорание прокладки может проявляться в виде:

  • быстрого нагревания и перегрева двигателя;
  • нестабильной работой силового агрегата;
  • потёков масла или охлаждающей жидкости из-под головки блока;
  • следов охлаждающей жидкости в масле и смазки в хладагенте;
  • пара в выхлопных газах;
  • повышения давления в системе охлаждения, сопровождающегося появлением дыма в расширительном бачке;
  • конденсата на электродах свечей.

Симптомы в каждом отдельном случае будут разные. Это зависит от того, в каком именно месте была нарушена целостность уплотнителя. Если прокладка повреждена в районе кромки отверстия под цилиндр, то, скорее всего, будет иметь место перегрев силовой установки с повышением давления в системе охлаждения. В этом случае горячие выхлопные газы под давлением прорвутся в месте повреждения уплотнителя в систему охлаждения. Естественно, тосол или антифриз начнёт быстро нагреваться, повышая температуру всего двигателя. При этом повысится давление в системе, а в расширительном бачке появятся пузырьки газа.


При прогоревшей прокладке нередко хладагент попадает в масло

Обязательно будет и обратный эффект. Попадание хладагента в камеры сгорания нарушит нормальную работу двигателя. Мотор начнёт троить, из-за того, что топливно-воздушная смесь, разбавленная охлаждающей жидкостью, не сможет сгорать. В результате мы получим заметное нарушение работы мотора на холостом ходу, сопровождающееся выхлопными газами в системе охлаждения, хладагентом в камерах сгорания и густым белым дымом с характерным запахом из выхлопной трубы.

Если же прокладка прогорит где-нибудь между окнами рубашки охлаждения и масляных каналов, не исключено, что эти две технологические жидкости смешаются. В этом случае в расширительном бачке появятся следы смазки, а в масле — антифриз или тосол.


Масло может попадать в систему охлаждения

При повреждении прокладки по краю, обычно, наблюдается подтекание масла или охлаждающей жидкости в месте соединения ГБЦ и блока цилиндров. Кроме этого возможен и прорыв выхлопных газов между основными деталями двигателя.


Если прокладка повреждена, и охлаждающая жидкость попадает в цилиндры, из выхлопной трубы будет идти густой белый дым

Самостоятельная диагностика

К диагностике неисправности прокладки необходимо подойти комплексно. Иными словами, не стоит сразу приступать к снятию головки, увидев белый дым из выхлопной трубы, или подтеки масла из-под головки. Чтобы убедиться в неисправности уплотнителя, выполните следующие действия:

  1. Осмотрите место соединения головки и блока цилиндров по периметру. Если вы обнаружите подтеки масла или хладагента, убедитесь, что течёт именно из-под головки.
  2. Запустите двигатель и обратите внимание на цвет выхлопа и его запах. Если он действительно похож на густой белый пар, и пахнет тосолом или антифризом, заглушите мотор и аккуратно открутите пробку расширительного бачка. Принюхайтесь. Если выхлопные газы попали в систему охлаждения, из бачка будет доноситься запах сгоревшего бензина.
  3. Не закручивая крышки расширительного бачка, заведите мотор и посмотрите на состояние хладагента. Он не должен содержать ни пузырьков газа, ни следов смазки.
  4. Заглушите силовую установку, дайте ей остыть. Извлеките масляный щуп, осмотрите его и определите уровень масла. Если на щупе имеются следы бело-коричневой эмульсии, или уровень масла неожиданно повысился, имеет место смешивание технологических жидкостей.
  5. Дайте двигателю поработать 5–7 минут. Заглушите его. Выкрутите свечи зажигания, осмотрите электроды. Они должны быть сухими. Если же на них есть следы влаги, скорее всего, в цилиндры поступает хладагент.

Видео: признаки повреждения прокладки ГБЦ

Как заменить прокладку ГБЦ

Процесс замены прокладки условно можно разделить на несколько этапов: подготовка, сбор необходимых инструментов для работы и замена уплотнителя. Теперь рассмотрим каждый из этих этапов отдельно.

Замена прокладки ГБЦ

Подготовка

Технология замены прокладки не зависит от модели авто, за исключением некоторых особенностей (затяжной момент крепежных болтов). Но всю информацию можно найти в руководстве по эксплуатации или в интернете. Все болты перед откручиванием желательно очистить, чтобы не повредить шлицы. Также при необходимости их нужно обработать специальным средством для более легкого срыва.

Подготовка к замене прокладки ГБЦ

Обратите внимание! Все навесные детали перед заменой нужно снять. Также следует демонтировать головку блока цилиндров

Инструменты для работы

Что нужно для работы, кроме самой прокладки ГБЦ? В первую очередь, перед началом ремонтных работ следует подготовить:

  • динамометрический ключ;
  • чистую тряпку;
  • емкость для слива отработанной жидкости;
  • плоскую и крестовую отвертку;
  • набор ключей (торцевых и гаечных).

Инструменты для замены прокладки ГБЦ

Также нужно подготовить комплект новых болтов ГБЦ на случай, если старые сильно износились. Как только все будет под рукой, можно приступать к замене.

Пошаговая инструкция по замене прокладки ГБЦ

Ниже в инструкции детально описан процесс замены прокладки ГБЦ. При ее соблюдении сложный и длительный процесс замены станет по силам даже новичку.

Шаг 1. Поднимите капот и подготовьте инструменты для работы. Так выглядит подкапотное пространство перед разборкой.


Подкапотное пространство перед разборкой

Шаг 2. Снимите пластиковый защитный кожух и отставьте его в сторону. Для этого нужен ключ.


Снятие защитного кожуха

Шаг 3. Снимите ремень ГРМ и осмотрите его на целостность.


Демонтаж ремня ГРМ

Шаг 4. Слейте антифриз в заранее подготовленную емкость. Это может быть разрезанная пластиковая бутылка или канистра. Следите за тем, чтобы жидкость не попадала на кузов авто.


Слив антифриза в специальную емкость

Шаг 5. Выкрутите болты крепления крышки ГБЦ.


Выкручивание болтов крепления крышки ГБЦ

Шаг 6. Как видно на фото, прокладка износилась и требует замены. Снимите ее.


Изношенная прокладка ГБЦ

Шаг 7. Снимите головку блока цилиндров и аккуратно поставьте деталь на стол или другую ровную поверхность.


Снятие головки блока цилиндров

Шаг 8. Тщательно очистьте посадочное место от остатков масла.


Очистка посадочного места

Шаг 9. После очистки поверхности поставьте новую прокладку.


Установка новой прокладки ГБЦ

Шаг 10. Установите головку блока цилиндров, используя динамометрический ключ. Затягивать нужно аккуратно, согласно рекомендации от производителя.


Монтаж головки блока цилиндров

Шаг 11. Установите кожух и все ранее снятые детали в обратной последовательности.


Установка защитного кожуха

Почему прокладка ГБЦ изнашивается и как проверить её состояние?

Уплотнитель можно без преувеличения назвать самым важным элементом ГБЦ. Не нужно экономить денежные средства на замене прокладки, ведь подобные попытки в конечном итоге обернутся серьёзной поломкой двигателя. Важно понимать, что это одноразовый материал, требующий замены после любых манипуляций с ГБЦ. На сегодняшний день известны следующие разновидности прокладок:

  • Безасбестовые – им характерен низкий коллапс и высокая воспроизводимость
  • Асбестовые – надежны, пластичны, способны выдержать высокие температуры, которые преобладают в системе автомобиля
  • Металлические – самая дорогостоящая разновидность, но от этого и самая надёжная. Многие специалисты рекомендуют устанавливать их вместо обычных

Оценить визуально состояние прокладки ГБЦ практически невозможно. Для оценки способностей её дальнейшего функционирования сопоставляется заводской и текущий расход топлива на каждые 100 км пути, проводится диагностика работы двигателя. Непродолжительные поездки на авто с изношенной прокладкой могут привести к серьёзным последствиям: двигатель машины с небольшим пробегом, но с непригодным уплотнителем головки блока цилиндров в запущенных случаях удастся реанимировать только за счет капитального ремонта.

Отметим следующие причины преждевременного износа уплотнителя:

  1. Неправильный монтаж элементов во время сбора ГБЦ
  2. Длительный перегрев мотора
  3. Эксплуатация авто на топливе низкого качества

Перегрев двигателя – наиболее распространенная причина пробоя прокладки. Увеличение рабочей температуры силового агрегата наблюдается при неисправностях охлаждающей системы и детонациях. Критические температуры не выдерживает даже асбестовый материал, теряющий со временем свою прочность, эластичность и многие другие важные характеристики. Потеря своих функциональных свойств ведет к выдуванию и полному разрушению материала.

Последствия несвоевременной замены

Нежелательно эксплуатировать машину с изношенной или прогоревшей прокладкой ГБЦ, поскольку это может привести к серьезным последствиям. Например, в систему охлаждения попадет масло, из-за чего ее работа нарушится. Мотор не сможет охлаждаться, как нужно. Также может снизиться мощность двигателя, он начнет глохнуть, а иногда не заводиться вообще.

Несвоевременная замена прокладки ГБЦ

При попадании антифриза в систему охлаждения свойства масла изменяться, что приведет к снижению эффективности смазывания деталей двигателя. В свою очередь это приведет к повышенному износу трущихся деталей. Вождение авто с поврежденной прокладкой непременно приведет к поломке мотора, ремонт которого обойдется намного дороже, чем замена уплотнителя.

Признаки и причины неисправности

Дать 100% гарантии того, что элемент вышел из строя, можно лишь при условии демонтажа и визуального осмотра. Обычно износ уплотнителя между БЦ и ГБЦ проявляется в виде симптомов, потенциально сообщающих о более серьезных неисправностях.

На практике замену выполняют на многих машинах. Преимущественно на авто, которые прошли солидный срок эксплуатации. Приведу несколько примеров:

  • ВАЗ 2106;
  • ВАЗ 2107;
  • Ниссан Максима;
  • Опель Зафира;
  • Шевроле Нива;
  • ВАЗ 2110;
  • 2114;
  • ВАЗ 2112;
  • Дэу Нексия;
  • Рено Логан;
  • Ховер М4;
  • Пежо 406;
  • Рено 19;
  • БМВ е39;
  • УАЗ Хантер и пр.

Причем износ и пробой прокладки одинаково характерен для двигателей на 8 клапанов и на 16 клапанов. Принципиальной разницы в плане поведения прокладок БЦ между ними нет.

При этом стоимость новой детали может существенно отличаться в зависимости от марки, модели автомобиля и конкретного установленного двигателя.

Выделяют несколько причин, из-за которых требуется менять уплотнитель:

  • в системе охлаждения оказалось масло;
  • в масляную систему проникла жидкость охлаждения;
  • антифриз попал внутрь камеры сгорания;
  • в систему охлаждения поступают выхлопные газы.

Это все то, кто может происходить именно при нарушении герметичности между двумя основными конструктивными элементами двигателя.

Симптоматика при этом бывает следующая:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]