Максимальный люфт рулевого управления: что делать, если значение превышено?

Что такое люфт рулевого управления

Рулевая колонка – первый узел, в котором может появляться увеличенный свободный ход. Основная ее часть это шток, фиксирующийся на валу с шарнирами.

Соединение этих элементов обеспечивается зубчатой передачей. Еще с завода в ней присутствует незначительный зазор. Он необходим для того, чтобы края зубцов преждевременно не изнашивались из-за силы трения.

Водитель может заметить это явление, поворачивая руль влево и вправо, так чтобы при этом направление колес не менялось. Во время эксплуатации машины свободный ход на соединениях увеличивается. Чаще всего это происходит из-за естественного износа деталей.

Как работает рулевое управление автомобиля – смотрите в видео обзоре:

Урок 37 Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления

Подробно о люфтах механизма управления

Чтобы в полной мере понять, как именно работает и благодаря чему образуется суммарный люфт, нужно немного вникнуть в то, как устроена рулевая система. Если рассматривать этот вопрос с технической стороны, то описать ситуацию можно так. Для передачи на рулевое колесо используются тяги и шток, который фиксируется изначально неплотно, но зазор для каждого авто строго регламентирован.

Зазор этот нужен для того, чтобы все трущиеся детали не изнашивались преждевременно. При его присутствии будет возможность поддерживать зацепление, но детали не будут полностью соприкасаться со шлицами.

Причины появления люфта

Люфт в рулевом управлении появляется из-за износа рабочих поверхностей в подшипнике, во втулке, на валу сошки, в Т-образном пазу, в головке винта регулировки. Помимо увеличенного свободного хода рулевого колеса износ таких деталей приводит к стукам, вибрациям, что влияет на комфорт и безопасность во время езды.

Чаще всего первый узел, в котором появляется износ, это соединение между роликом и червяком. Из-за осевого смещения червяка при повороте руля на большой скорости машина может потерять управляемость и попасть в аварию.

В основном к износу в рулевом управлении помимо естественной выработки контактных деталей приводит плохое состояние дорог. Хотя основная нагрузка при езде по таким дорогам приходится на подвеску автомобиля, но механизму рулевого управления тоже частично достается. Также с подобными неисправностями связана резина плохого качества.

Ослабление затяжки гайки

Хотя большинство причин появления люфта связано с поломкой или износом какого-то узла, порой такой эффект появляется по довольно банальным причинам. Примером тому служит ослабление гайки, фиксирующей рулевое колесо.

В старых автомобилях для устранения этого эффекта достаточно снять декоративную часть рулевого колеса и затянуть гайку. Если в машине используется подушка безопасности, установлена в рулевом колесе, то ее нужно правильно отключить, чтобы она не хлопнула (для этого нужно отключить аккумулятор).

Износ наконечников тяг

Одним из самых опасных износов в рулевом управлении является износ наконечников рулевых тяг. На эти детали постоянно оказывается серьезная нагрузка, и они эксплуатируются в условиях агрессивной окружающей среды (постоянная вода и грязь, а зимой еще и реагенты для дорог).

Из-за постоянных нагрузок и агрессивного воздействия вкладыши шаровых опорах, что со временем сделает машину неуправляемой (наконечник разваливается, и колеса резко разворачиваются в разные стороны, чаще всего это происходит на повороте).

Помимо перечисленных причин люфт в рулевом управлении может быть связано с:

  • Развалившимся ступичным подшипником;
  • Некорректной затяжки гайки рулевого колеса или регулировочных тяг;
  • Износом шаровых опор;
  • Износом шарниров карданной передачи (она используется не только в трансмиссии авто);
  • Увеличенным зазором планки и шестерни или с их износом;
  • Неправильно подобранным гидравлическим маслом.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]