Устройство рулевого управления Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112, Лада Десятка

На автомобили ВАЗ 2110 устанавливается рулевое управление — травмобезопасное, с регулируемой по углу наклона рулевой колонкой и реечным рулевым механизмом. Рулевое управление состоит из рулевого колеса, рулевой колонки, рулевого механизма и двух рулевых тяг, соединенных при помощи шаровых пальцев с поворотными рычагами стоек передней подвески.

Рулевое колесо установлено на шлицах верхнего вала рулевой колонки и зафиксировано самоконтрящейся гайкой.

Рулевая колонка состоит из верхнего и промежуточного рулевых валов, соединенных карданным шарниром и кронштейна их крепления. Верхний рулевой вал вращается в двух подшипниках, запрессованных в трубу кронштейна. На трубе кронштейна установлен замок зажигания с противоугонным устройством.

Труба имеет возможность перемещения в продольном и вертикальном направлении относительно самого кронштейна, после чего фиксируется в выбранном положении стяжным болтом, на котором

установлена регулировочная втулка с рычагом. Опустив рычаг, можно менять по высоте положение рулевого колеса. Поднятием рычага колесо фиксируется в выбранном положении. Передний конец кронштейна рулевой колонки крепится к кузову при помощи болтов с отрывными головками и специальных фиксирующих пластин. Болты затягиваются до отламывания головок. Это препятствует их отворачиванию и замене рулевой колонки вместе с замком зажигания при попытке угнать автомобиль. Травмобезопасность рулевой колонки обеспечивается специальными фиксирующими пластинами. При лобовом ударе пластины деформируются, и перестают удерживать переднюю часть кронштейна рулевой колонки, позволяя ей опуститься вниз. При этом рулевая колонка переводится в вертикальное положение, и рулевое колесо отодвигается от водителя.

Промежуточный рулевой вал соединяется с рулевым механизмом через резиновую эластичную муфту, допускающую небольшую несоосность ведущего вала и нижнего вала рулевой колонки.

Рулевой механизм — реечного типа, состоит из картера, приводной шестерни и рулевой рейки, находящихся в зубчатом зацеплении. Рулевой механизм крепится к моторному щиту при помощи двух резиновых опор, двух хомутов и четырех болтов с гайками. При поворачивании рулевого колеса, вращение через верхний и промежуточный валы рулевой колонки передается на приводную шестерню, которая, поворачиваясь, перемещает рейку.

Рулевые тяги состоят из собственно рулевых тяг, наконечников и резьбовых вставок, соединяющих рулевые тяги и наконечники. В наконечниках рулевых тяг установлены шаровые пальцы.

Одним концом через сайлентблок (резинометаллический шарнир) рулевые тяги крепятся к рулевой рейке рулевого механизма, а наконечниками, при помощи шаровых пальцев, к поворотным рычагам амортизаторных стоек передней подвески. При перемещении рулевой рейки тяги поворачивают стойки передней подвески, на которых установлены ведущие колеса.

Длину рулевых тяг можно регулировать, вращая резьбовые вставки и изменяя тем самым схождение передних колес.

Схема устройства рулевого управления:

1 — уплотнительное кольцо; 2 — защитный чехол наконечника рулевой тяги; 3 — пружинное кольцо; 4 — шаровой палец; 5 — наконечник рулевой тяги; 6 — резьбовая вставка; 7 — левая рулевая тяга; 8, 10 — скобы крепления рулевого механизма; 9 — правая рулевая тяга; 11 — правая опора рулевого механизма; 12 — распорное кольцо; 13 — защитный чехол рулевого механизма; 14 — рулевой механизм; 15 — уплотнитель; 16 — упорная пластина; 17 — прокладка; 18 — пружинная шайба; 19 — болт; 20 — болт стяжной; 21 — распорная втулка; 22 — карданный шарнир; 23 — верхний рулевой вал; 24 — рулевое колесо; 25 — гайка крепления рулевого колеса; 26 — накладка рулевого колеса; 27 — декоративная накладка; 28 — саморез, 29, 40 — подшипники; 30 — кронштейн крепления верхнего рулевого вала; 31 — стопорное кольцо; 32 — рычаг регулировки положения рулевой колонки; 33 — регулировочная втулка; 34, 35 — шайбы; 36 — гайка самоконтрящаяся; 37 — фиксирующая пластина; 38 — пружинная шайба, 39 — специальный болт с отрывной головкой; 41 — промежуточный рулевой вал; 42 — резиновая эластичная муфта; 43 — левая опора рулевого механизма

Система управления автомобилем отвечает за направление его движения, а также в значительной мере за безопасность водителя и пассажиров. Одним из важнейших элементов этой системы является рулевая рейка. Ее роль заключается в передаче усилия от рулевого колеса на тяги, которые, в свою очередь, заставляют поворачивать управляемые колеса в ту или иную сторону.

За исключением последних версий в автомобилях ВАЗ-2110 рулевая рейка не оборудована усилителем, однако это совсем не значит, что ее механическая конструкция будет служить вечно. Как и любой другой подвижный механизм, она иногда выходит из строя. О том, что представляет собой рулевая рейка ВАЗ-2110 и какие проблемы с ней случаются, мы поговорим в этой статье. Кроме этого мы разберемся с тем, как ее самостоятельно отремонтировать или заменить.

Признаки дефектов рулевой рейки десятки и предремонтная подготовка

Признаком, указывающим на проблемы в рулевом механизме, а скорее всего, в рейке, является стук в механизме рулевого управления. Он проявляется при движении по ухабистому дорожному полотну, там, где дорога изобилует выбоинами, ямами и бугорками от неровного грунта или расширяющегося асфальта. При этом создается такое чувство у пользователя автомобиля, что этот стук отдается прямо в рулевую колонку. При возникновении таких звуков в системе рулевого управления необходимо провести ее диагностику.

На этой стадии определения дефекта еще рано делать вывод, что рулевая рейка ВАЗа, цена которой достаточно высока для рядового автолюбителя, требует ремонта или замены. Для уточнения «диагноза» автомобиля необходимо провести личный осмотр участка соединения рулевого вала с рейкой визуальным путем. Для этого требуется рукой в точке крепежа компонентов рулевой системы вертикальными рывками попытаться сдвинуть вал рулевого механизма.

Если при движениях вверх-вниз появляются стуки, то требуется поставить автомобиль на обслуживание. Как правило, такой стук производит игольчатый подшипник, который вовремя не получил свою порцию смазки. Альтернативным вариантом стука может служить слабый крепеж втулки руля с шестерней. При этом необходимо подтянуть крепление деталей.

Когда причина неисправности установлена, то автолюбитель принимает решение о необходимости замены или ремонта этого важного элемента рулевого механизма. На нашем сайте есть видео ролик по обслуживанию рулевой рейки ВАЗ 2110, который демонстрирует порядок ремонта и замены детали специалистом по ходовой части автомобилей

Конструкция и роль рулевой рейки в системе управления

Рулевая рейка ВАЗ-2110 представляет собой стальной бланк, одна сторона которого имеет зубья, входящие в зацепление с зубьями приводной шестерни. Последняя приводится в движение рулевым колесом через вал и его кардан. В автомобилях ВАЗ-2110 рулевая рейка располагается в колонке, которая закреплена на перегородке между моторным отсеком и салоном.

Ее верхняя часть имеет крепление для двух тяг, которые посредством наконечников и их пальцев соединяются со стойками амортизаторов.

При повороте рулевого колеса вращается его вал и передает усилие через кардан на приводную шестерню. Она, вращаясь, перемещает рейку вместе с тягами в нужную сторону. Вот таким нехитрым образом управляется автомобиль.

Естественно, что для обеспечения нормальной работы рейки в конструкцию рулевого механизма входит еще ряд деталей:

  • корпус (картер) колонки;
  • защитный кожух (гофра) с хомутами;
  • два подшипника шестерни привода (шариковый и игольчатый);
  • опорная втулка (фторопластовая);
  • упор;
  • упорная гайка;
  • пыльники, заглушки, шайбы и др.

Замена подшипников вала рулевого управления ВАЗ 2110 1996

1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.

2. Снимите рулевое колесо (см. подраздел 5.3.1).


3. Ослабьте затяжку болта крепления основания подрулевых переключателей и сдвиньте основание на себя.


4. Отсоедините провод от датчика давления масла. 5. Отсоедините две колодки с проводами звукового сигнала от контактов на основании и снимите основание подрулевых переключателей.

6. Вставьте ключ в выключатель зажигания и поверните его в положение I, чтобы разблокировать вал рулевого управления.


7. Отсоедините колодку с проводами выключателя зажигания от жгута проводов. Если провода выключателя зажигания соединены со жгутом проводов хомутом, перекусите или расстегните хомут.

8. Рулевая колонка крепится болтами с отрывными головками (такими же, как и замок зажигания). При отсутствии новых болтов с отрывными головками можно заменить их обычными болтами М6 длиной 20 мм.


9. Отверните две гайки и два болта с отрывными головками, снимите пружинные и специальные шайбы. Если головки болтов сорваны, болты необходимо высверлить или вывернуть с помощью отвертки и молотка.

10. Снимите со шпилек рулевую колонку, сдвиньте ее на себя и опустите вниз. Затем отверните болт крепления карданного вала к валу рулевого управления.

11. Выньте болт и снимите колонку в сборе, сняв при этом с вала упорную втулку. 12. Выпрессуйте из трубы вал рулевого управления вместе с подшипником. Вал рекомендуется выпрессовывать в сторону крепления рулевого колеса.


13. Снимите с вала передний (со стороны рулевого колеса) подшипник.

14. Замените вал рулевого управления, если изношены или повреждены щлицы или резьба.

15. Легкими ударами молотка с помощью выколотки выпрессуйте из трубы кронштейна рулевого управления задний подшипник.

16. Перед установкой подшипников проверьте, чтобы они вращались легко и без заеданий. Пластмассовые втулки подшипников не должны иметь повреждений.

17. Запрессуйте задний подшипник до упора в бурт трубы с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие только к наружному кольцу подшипника. Подшипник установлен на пластмассовой втулке, которая с одной стороны имеет широкий фланец. При установке подшипника именно широкий фланец втулки должен быть направлен наружу.

18. Наденьте передний подшипник на вал так, чтобы широкий фланец втулки подшипника был направлен к концу вала.

19. Вставьте вал в трубу. При этом задний конец вала должен войти в задний подшипник.

20. Запрессуйте передний подшипник до упора в бурт трубы с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие только к наружному кольцу подшипника.

21. Установите рулевую колонку в порядке, обратном снятию. Упорную втулку устанавливайте на вал стороной с большим диаметром.


22. Специальные шайбы болтов крепления кронштейна устанавливайте выступающей частью а в противоположную сторону от головки болта.


23. При установке основания подрулевых переключателей перед затяжкой болта его крепления отрегулируйте положение основания на рулевой колонке. Для этого установите нижний кожух и сдвиньте основание так, чтобы совпали отверстия под винт в кожухе и основании. После этого аккуратно снимите кожух и затяните болт крепления основания. Установите рулевое колесо в порядке, обратном снятию.

Демонтаж, диагностика и установка рулевой рейки

Вне зависимости от того, будет производиться ремонт или замена рейки, её необходимо правильно снять и установить на место.

Заменить рулевое колесо на «классике» совсем несложно при наличии должного желания. Информацию по демонтажу можно черпать из данного материала: https://vazweb.ru/desyatka/upravlenie/kak-pomenyat-rul-na-klassicheskih-modelyah-vaz-2101-2107.html

Список инструментов для работы своими руками

Для демонтажа и ремонта понадобятся следующие инструменты:

  • плоские отвёртки разных размеров;
  • монтировка или монтажная лопатка;
  • небольшой молоток;
  • плоскогубцы;
  • динамометрический ключ;
  • набор торцевых и накидных ключей размером от 10 до 27;
  • рожковые ключи на 10, 13, 15;
  • спецключ для регулировки рулевой рейки. Такой ключ приобретается в автомагазине или изготавливается самостоятельно.

Пример ключа для подтяжки рулевой рейки

Как снять деталь с авто для проверки

Нужно знать расположение деталей в рейке, чтобы провести диагностику тщательно и скрупулёзно

Последовательность снятия рейки:

    Откручиваем в салоне крепление рулевого кардана к валу рулевой рейки.

Демонтируйте все болты крепления

Снимаем демонтированную деталь

Необходимость замены рулевой рейки: диагностика

Для восстановления работоспособности рулевой рейки не всегда требуется её замена, часто проблему можно решить, проведя техническое обслуживание с заменой наконечников, чехла и втулок. Обслуживать рулевую своими силами новичкам не стоит. B конструкции этого механизма имеется множество пружинок и прессовочных шайб, и разобрать мехнизм, перебрать детали и правильно заменить их на новые сможет не каждый. Непрофессиональная установка этих деталей приведёт к некорректному функционированию механизма. То же самое касается, если требуется ослабить механизм или сделать его подтяжку. Также необходимо помнить, что выполнение работ по ремонту вполне может оказаться дороже замены, посему выбор порой очевиден.

Для автомобилей ВАЗ 2110 выпускаются разные по составу ремкомплекты рулевой рейки. Они также различаются по году выпуска и наличию усилителя.

Опытные автовладельцы восстанавливают рейки самостоятельно, но не всегда существует такая возможность

Рули автомобилей ВАЗ 2113-2115 не отличаются выдающимся дизайном, поэтому многие автолюбители предпочитают их заменить. Для проведения самостоятельной процедуры замены рекомендуется ознакомиться с данной статьёй: https://vazweb.ru/desyatka/upravlenie/kak-snyat-i-zamenit-rulevoe-koleso-na-vaz-2114-i-2115-svoimi-rukami.html

Поменять деталь необходимо в следующих случаях:

  • трещина в корпусе рейки или сорвана резьба крепления наконечников;
  • очень сильные стуки в рейке, увеличенный люфт рулевого механизма;
  • коррозия внутренних деталей рулевой рейки, вызванная разрывом резинового чехла;
  • рейка деформировалась после аварии.

В вышеперечисленных случаях восстанавливать снятую деталь не имеет смысла. Восстановление у профессиональных мастеров будет стоить немалых денег. Поэтому целесообразней будет менять рейку целиком, на что потребуется меньше времени и финансовых затрат. Намного проще будет приобрести в магазине новую и поставить её в сборе на место старой, обеспечив отличную работу рулевого механизма на несколько лет вперёд.

Для того чтобы сделать развал-схождение в автомобиле ВАЗ 2110 совсем необязательно обращаться в автосервис. Подробности проведения процедуры: https://vazweb.ru/desyatka/hodovaya/razval-shozhdenie-vaz-2110.html

Установка новой

После проведения диагностики и ремонта рейки устанавливаем её на место:

  1. Выставляем рейку в среднее положение. Для этого выкручиваем вал в любую сторону до упора и возвращаем его на 2,5 оборота. Лыска вала должна быть справа и располагается вертикально.
  2. Аккуратно заводим механизм через арку и закрепляем его в обратной последовательности демонтажу. затянуть болты надо динамометрическим ключом.

Не следует при неисправности рулевого управления сразу звонить в СТО или покупать весь узел целиком. При наличии элементарных слесарных навыков можно починить и отрегулировать рулевую рейку в собственном гараже. При этом вы будете уверены в том, что не потратили лишних денег и работы выполнены качественно.

Источник

Что понадобится для замены рулевой рейки ВАЗ 2110

Для замены старой рейки на новую ВАЗ 2110 нам понадобятся: жидкость WD-40, тиски, съемник для демонтажа наконечников или молоток, рожковый ключ «на 13», «на 22», «на 19», накидной ключ с головкой «на 13», «на 17», «на 22», зубило и отвёртка, монтировка, домкрат, новая рулевая рейка.

Следует обратить внимание на тот факт, что рулевая рейка с усилителем руля ВАЗ 2110 с артикулом (21100340001030) стоит гораздо дороже. При покупке новой рейки, выгоднее брать рейку в сборе, чтобы были наконечники тяг и т.д., а выбирать новую деталь лучше, когда имеешь старую под рукой

Цена стандартной рейки на ВАЗ 2110 с артикулом (21100340001200) составит порядка 2500 р., а улучшенной версии с ГУР, стоят 15000 р.

Стоимость запчасти указана на весну 2022 года по Москве и области.

Руль

Рулевое управление автомобиля ВАЗ-2109 выстроено по схеме:

  • штурвал;
  • колонка;
  • карданный или промежуточный вал (карданчик);
  • рейка;
  • тяги и наконечники.

Разберем значение каждого элементов цепи.

Руль

Рулевое колесо – руль, «баранка», штурвал – важная часть системы управления — находится в руках водителя. Устройство передает мускульную силу человека к колесам авто, чтобы задать им то или иное направление движения.

Руль – видимая часть системы. Остальные компоненты скрыты в рулевой колонке и под капотом.


Руль ВАЗ

Рулевое колесо ВАЗ 2108 – простая 2-спицевая конструкция, обтянутая кожей. Отыскать «родную» баранку можно по каталожному номеру 21083-3402012. В пятнадцатой версии «Жигулей» рулевое колесо стало 3-спицевым, но современным и мультифункциональным, его не назовешь.

Карданчик или промежуточный вал

Карданчик – карданный шарнир – подвижное сочленение рулевой рейки с колонкой. Узел обеспечивает легкое вращение приводных колес.

Элемент состоит из двух скользящих П-образных вилок, соединенных крестовиной. В местах соединений установлены миниатюрные игольчатые подшипники, склонные к закисанию, если на них попадает вода.

В рулевом управлении автомобиля ВАЗ-2110 установлено два карданчика. В конструкциях с одним элементом (советская «Волга») передача вращения на колеса происходит прерывисто, импульсами. В машинах 2108-2115 по два шарнира: верхний расположен в ногах водителя, нижний – возле рулевой рейки под днищем.

Крестовины считают необслуживаемыми. Связано это с тем, что работают элементы в щадящих условиях – не попадают под влияние внешних факторов. Срок службы промежуточного вала при благоприятных условиях – до 500 тыс. км.

Но весь механизм несет те же нагрузки, что и трансмиссия при езде по неровным дорогам. На самом деле, карданчик может поддаться коррозии (перестанет гнуться) или износиться (появится люфт). Для ремонта детали покупают комплект крестовин и подшипников подходящего размера.

Рейка

Второстепенных компонентов в системе нет. Но рейка в устройстве рулевого управления автомобиля ВАЗ-2109 выполняет особую роль. Деталь отвечает за маневренность транспортного средства, повороты колес машины в нужную сторону по команде водителя. Назвать рейку главным элементом механизма нельзя, но от нее зависит комфорт и безопасность поездок.

Узел выглядит так: в картер помещена зубчатая рейка. Защита от пыли и грязи здесь в виде пыльников – резиновых гармошек, как на ШРУСах. На планке размещены два резьбовых отверстия – это гнезда для закрепления наконечных тяг. Есть приводная шестерня, опорные кольца для плавного скольжения и механизм упора, регулирующий величину зазора пары рейка-шестерня.


Рейка ВАЗ

Это нагруженный узел с высоким КПД. Износ механизма сказывается на управляемости транспортом. Руль туго поворачивается, появляется люфт, из-под нища идет стук при маневрах машины.

Однако рулевая рейка – просто устроенный механизм, который несложно отремонтировать в гаражных условиях.

Тяги

Передают усилие от рулевого механизма на колеса. Технически тяга выполнена как металлическая планка. Одной стороной планка через шарнир крепится непосредственно к рулевой рейке. Здесь для тяг предусмотрены специальные посадочные гнезда. На другой стороне находится обычная резьба для присоединения рулевых наконечников.

Пальцы (наконечники)

Система рулевого механизма в автомобиле жестко зафиксирована, тогда как колеса подвижны. Тяги, чтобы передать двигательное усилие на колеса, соединяются с рычагом поворотного кулака через рулевые наконечники (пальцы) — последнее звеном в длинной цепочке руль-колеса.

Наконечник рулевой тяги – предельно простой, а потому надежный, шарнир. Он состоит из корпуса с полуосью, шарового пальца с резьбой. А также вкладыша для фиксации пальца. Корпус устройства закрыт крышкой. На палец кольцом фиксируется чехол, последний крепится к корпусу пружиной.

Тефлоновый вкладыш крепко держит палец. Поэтому рулевые наконечники служат долго. Но в момент износа вкладыша появляется люфт. Защита (пыльники) также может быть пробита.

О проблеме с наконечниками свидетельствует отдача в руль на любой кочке и глухой звук при поворотах. Предотвращает явление своевременное техническое обслуживание и ремонт рулевого управления автомобиля ВАЗ-2110. С неисправным механизмом ездить не только не комфортно, но и опасно.

Стойки амортизаторов

В автомобилях без рессор (а это, практически, все современные транспортные средства) устанавливают амортизаторы или стойки амортизаторов. Это разные по конструкции и функционалу механизмы, которые неопытные водители путают:

  • Амортизатор – это масляный насос, который гасит колебания, возникающие при движении авто. Термин «стойка телескопическая» относится к амортизатору.
  • Стойка амортизатора, кроме задачи смягчения хода автомобиля, задает геометрию подвески. Другая функция заключается в создании нескольких точек опор.

Конструкция узла сложная. Ключевые составляющие работают в паре – это непосредственно амортизатор и пружины. Последние сжимаются, когда автомобиль наезжает на препятствия и благодаря упругости разжимаются. Потом пружины продолжают колебаться вверх и вниз, пока не обретут равновесие.


Стойки амортизаторов ВАЗ

Колебания передаются на кузов машины. Но тут подключается амортизатор – цилиндр, внутри которого в газовой или масляной среде ходит поршень. Амортизатор стоек гасит ненужные колебания пружин. Если кузов начал сильно раскачиваться или появилась валкость авто, нужно проверить состояние стоек амортизатора.

Какие рейки и тяги ставили на 2108-2115

Модернизация тольяттинских ВАЗов всегда шла медленно. Начиная с 1984 года в течение 20 лет в подвеске, моторах, рулевом управление изменений не наблюдалось.

Рулевая рейка ВАЗ-2108 была под каталожным номером 2108-3400009-20, переходила от модели к модели вплоть до выпуска «десятки». Артикул детали ВАЗ-2110, получившей название «рейки старого образца» – 2110-3400009-20.

Чем отличаются рейки и тяги различных моделей

На «восьмерки» с завода ставили разработанные в 70-х годах прямозубые рейки с полным поворотом руля 3,7 оборота.

Такими элементами комплектовали последующие модификации авто. И первоначально десятую модель. Но затем рейку усовершенствовали: она так же, как и приводная шестерня, стала косозубой. Производитель усилил картер рулевого механизма ВАЗ-2110 и применил «восьмерочную» пару «шестерня-рейка». Последняя получила от автомехаников название «рашпиль». Полный ход косозубой рейки нового образца стал 4,2 оборота рулевого колеса. Каталожный номер изменился – 2110-3401068.

«Лада Калина» пошла с конвейера с укороченной косозубой рейкой с полным поворотом руля 3,1 оборота. Каталожный номер детали – 11183-3401068-00 (11183-3401068-01).

Взаимозаменяемы ли рейки и тяги различный моделей

Тема взаимозаменяемости живо обсуждается на автомобильных форумах. Ответ положительный, но с нюансами:


Взаимозаменяемы ли рейки и тяги различный моделей

На модели ВАЗ 2108-2115 с 1984 года выпуска по наши дни можно ставить рулевые рейки:

  • код производителя – TRIALLI, артикул – CR 108;
  • от «АВТОВАЗа» деталь идет под каталожным номером 2108-099,2113-2115. 2108-3400009-20.

Рулевые тяги: производитель ВИС ЗАО, артикул 21080-3414060-00.

Габариты: длина, ширина, высота тяг – 370х50х50 мм.

Осуществляем ремонт

Помните о том, что данный узел представляет собой довольно «нежный» и хрупкий механизм.

под восьмиугольной гайкой упора находится пружина, которую необходимо извлечь;

далее снимается стопорное кольцо, которое находится под указанной пружиной;

легкими ударами по деревянной проставке выстукиваем упор рейки из картера (обратите внимание, что в проточке упора имеется уплотнительное резиновое кольцо);

далее нужно извлечь уплотнитель переднего щитка;

  • под уплотнителем имеется пыльник, который также извлекается (можно использовать отвертку, которая имеет широкое и тонкое лезвие);
  • за пыльником расположено стопорное кольцо, которое также извлекается;

восьмигранной головкой на 24 отворачиваем гайку крепления подшипника шестерни и извлекаем гайку с вала;

выпресовываем вал с шестерню вместе с подшипником при помощи ключа на 14, который опираем на монтажную лопатку, вал можно зажать в тесках;

Ватный руль и как с ним бороться

Конструкция переднеприводных автомобилей ВАЗ соответствует как своей ценовой нише, так и отчасти предназначению. Средний автомобиль для экономичного перемещения на средние расстояния со средней скоростью. Ноу-хау 80-х советского автопрома, подвеска МакФерсон вкупе с реечным выглядела в начале 80-х как нечто совершенное. Хотя, на самом деле, длинноходная рулевая рейка 2108 и классический МакФерсон образца 48 года – не самое прогрессивное решение даже для дешевой машины.

По сравнению с классическими моделями ВАЗ, заднеприводными, с классическим рулевым механизмом и двухрычажной передней подвеской, 2110 имеет более вялую и неточную управляемость. Одним словом, ватный руль. Почему так получилось, долго разбираться не придется. Элементарная геометрия – МакФерсон плохо держит машину в повороте и при разгонах-торможениях, а рулевое имело длинный ход, неудачное верхнее расположение рейки. Отсюда и ватность руля. Технически заложенная и никакими настройками и регулировками это не лечится.

Видеоурок по ремонту рулевой рейки ВАЗ

Правда, с 2000-х годов стали применять немного усовершенствованную конструкцию рулевой рейки с гидроусилителем. На всех сразу не хватало, потому что в первую очередь машины с гидроусилителем шли на экспорт. Позже, когда Европа наелась Жигулями, машины с ГУР стали появляться чаще. Но гидроусилитель не спас ситуацию. И вот почему.

Порядок сборочных работ

Ремонт рулевой рейки ВАЗ-2110 начинаем с установки игольчатого подшипника приводной шестерни. Посадочное место предварительно обильно смазывается специальной смазкой типа «Фиол-1». После этого напрессовываем новый шариковый подшипник на вал шестерни привода. Далее устанавливаем опорную втулку из ремкомплекта внутрь корпуса узла управления. Теперь заполняем смазкой внутреннюю полость колонки и вставляем в нее рулевую рейку.

Монтируем приводную шестерню и фиксируем ее стопорным кольцом и гайкой. Надеваем на ее вал новый пыльник.


Устанавливаем на место упор с уплотнителем, закрепляем его стопором и упорной гайкой. Вот, в принципе, и все. Теперь нужно отрегулировать узел управления и надеть на него защитный кожух.

Поэтапная замена рулевой колонки

Решившись самостоятельно заменить рулевую колонку на ВАЗ-2106, нужно запастись свободным временем и терпением, а выполнять это мероприятие специалисты рекомендуют поэтапно:

  1. Рулевой вал, который зажимается в колонке, следует аккуратно изъять.
  2. При помощи ключа размером на 30 и длинного воротка нужно попробовать сорвать соединительную гайку, которая крепит рулевую колонку. С первого раза не всегда удается сорвать крепеж, но так как этот этап обязательный, к нему приходится возвращаться несколько раз.
  3. Отвинчиваются три крепежа, которые соединяют колонку с кузовом машины. Удобнее всего использовать для этого процесса так называемую трещотку, так как к болтам не так уж и просто подобраться обычным ключом.
  4. После откручивания всех крепежей нужно освободить колонку от шлицев рулевой тяги, которые продолжают удерживать узел. Для этого следует поддеть конструкцию монтировкой и резкими рывками попробовать ее сбить.
  5. Произведя демонтаж узла, нужно обязательно проверить состояние пыльника и сальника, если при визуальном осмотре будут обнаружены даже незначительные повреждения, эти комплектующие обязательно нужно заменить. Установив новый пыльник, продлится срок эксплуатации подшипника и вала, а новый сальник не позволит вытекать автомобильной смазке из рулевой колонки.

Если установка всех комплектующих будет произведена правильно, автовладелец заменит вышедшие из строя элементы качественными и надежными, рулевая колонка прослужит длительный срок эксплуатации.

Чтобы упростить процесс сборки, специалисты рекомендует складывать все снятые элементы с авто в строгой последовательности, чтобы, собирая конструкцию, ничего не перепутать и не повторять весь процесс заново.

Как несложно заметить, процесс замены рулевой колонки ВАЗ-2106 не так уж и сложен, поэтому его способен выполнить каждый автовладелец, если наберется сил и терпения и, конечно, будет выполнять всю работу поэтапно. Но если при замене автомобильного элемента все же возникнут сложности, впору воспользоваться подсказкой, которую в удобное для себя время можно найти в видеоинструкции на интернет-ресурсе. Обучающий видеоурок проводят квалифицированные специалисты, которые понимают тонкости ремонта авто и преподносят своим посетителям исключительно действенные и самые необходимые советы по интересующей их теме.

Проверка уровня масла в рулевой колонки на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Добро пожаловать! Рулевая колонка — благодаря ней осуществляется поворот обоих передних колёс у задне-приводного автомобиля «Классического» семейства. Чтобы руль крутился хорошо и с небольшими усилием, для этого рулевая колонка постоянно смазывается находящимся внутри неё маслом. Но как и любое другое масло, масло находящиеся внутри рулевой колонки со временем пропадает, в связи с чем его уровень нужно постоянно контролировать и доливать по возможности. О том как нужно проверять уровень масла, вы сможете узнать чуть ниже.

Примечание! Для проверки уровня масла в рулевой колонки, вам потребуется взять: Гаечный ключи «на 8», а так же на всякий случай возьмите с собой воронку, чистое масло и щётку или просто тряпку!

Где находится рулевая колонка? Скорее всего вы уже видели где установлена рулевая колонка да и не раз, потому что она находится практически на самом видном месте а именно в подкапотном пространстве автомобиля, в левой его части (Указана красной стрелкой), а чуть выше рулевой колонки располагается главный тормозной цилиндр на фото который указан синей стрелкой.

Рулевая колонка на ваз 2110 ремонт своими руками

регулировка рулевого управления

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

Пассатижами вынимаем шплинт… …и ключом «на 22» отворачиваем гайку крепления средней тяги к маятниковому рычагу. Вильчатым съемником выпрессовываем шаровой палец средней тяги из отверстия маятникового рычага нива 2131. Палец также можно выпрессовать, нанеся снизу (вблизи шарнира) резкий удар зубилом с притупленным концом по маятниковому рычагу. Вынимаем шаровой палец из проушины маятникового рычага.

Аналогично выпрессовываем шаровой палец тяги ваз 2131 из сошки.

Вынимаем среднюю тягу.

Устанавливаем среднюю тягу в обратном порядке.

Левый палец шарнира (вставляемый в отверстие сошки), помимо вращения, может качаться (в отличие от правого).

При этом тягу при установке на автомобиль ваз 2121 ориентируем так,…

…чтобы ее продольная ось находилась впереди осей шарниров нива 2131.

Проверка и регулировка рулевого управления Ваз 2121, Нива 2131

  • – Регулировка рулевого механизма
  • – Замена боковой тяги
  • – Снятие и установка средней тяги
  • – Замена рулевых наконечников
  • – Сборка и разборка кронштейна рычага
  • – Снятие и установка рулевого колеса
  • – Рулевая колонка
  • – Замена рулевого механизма
  • – Cошка рулевая

Конструкция рулевого управления Ваз 2121, Ваз 2131

Особенности устройства рулевого управления нива 2121. Регулировка рулевой колонки, устранение стуков в рулевом механизме нива 2131.

  • Конструкция
    ремонт рулевого управления своими руками
  • Проверка и регулировка
    регулировка рулевого управления, проверка и обслуживание

НИВА / 2121, 2131 / ремонт / рулевое управление / проверка и регулировка / Снятие и установка средней тяги

Полезные советы

Напоследок приведем несколько полезных советов, которые позволят продлить жизнь рулевой рейке и другим элементам, входящим в узел управления:

  1. Не реже одного раза в квартал проверяйте состояние рулевого управления на СТО или самостоятельно.
  2. Обращайте внимание на состояние защитного кожуха рулевой колонки.
  3. Пытайтесь ограничить езду по неровной поверхности, особенно на высокой скорости.
  4. Не испытывайте прочность рулевой рейки и всего механизма, трогаясь с места с вывернутым до упора в сторону рулем.
  5. При выявлении люфта или других признаков неисправности рулевой рейки осуществляйте ее ремонт или замену.

Рулевой механизм десятки в течение всего периода выпуска автомобиля перенес несколько текущих улучшений, но в общем, рулевое управление недалеко ушло по конструкции от схемы ВАЗ 2108-09. Возможно, поэтому практически каждый, кто эксплуатирует десятку, занимаются ремонтом и регулировкой рулевой рейки своими руками. В этом нет ничего сложного и сейчас мы в этом убедимся.

Диагностика неполадок рулевого управления десятки

Каждый автомобиль имеет слабые места. У ВАЗ 2110 – это наконечник рулевой тяги. Эта деталь составная часть рулевого управления автомобиля. Рулевыми наконечниками на ВАЗ десятого поколения заканчиваются рулевые тяги. Тяги меняют редко, а вот наконечники рулевых тяг подлежат замене каждые 40 тысяч километров пробега автомобиля.

Но это средний и приблизительный показатель. Срок службы рулевого наконечника зависит от манеры езды владельца автомобиля и условий, в которых эксплуатируется авто.

Неполадку в рулевом управлении может заметить любой водитель транспортного средства. Основные признаки необходимости замены рулевых наконечников на ВАЗ 2010 такие:

  • затрудненное управление автомобилем, особенно на поворотах;
  • сильный шум и постукивание с одной или с двух сторон спереди, на поворотах проявляется сильнее;
  • протектор на шинах протирается неравномерно.

В последнем случае, скорее всего, проблема не только с наконечниками. Необходимо провести диагностику передней подвески в целом. Возможно, заменой рулевого наконечника дело не обойдется.

Рулевые наконечники в автомобиле ВАЗ 2110 – это шарнирное соединение. Износ в шарнире наконечника приводит к неисправности в рулевом управлении. Проверить рулевые наконечники на ВАЗ 2110 можно самостоятельно.

В первую очередь визуально. Чтобы осмотреть наконечник с левой стороны автомобиля, необходимо вывернуть руль до предела вправо, для осмотра правого рулевого наконечника – выкрутить руль влево

Следует обратить внимание на резиновый пыльник, которым защищен наконечник рулевых тяг. Если он разорван или треснул, то пришло время замены наконечников

Через отверстие в пыльнике в шарнир попадает пыль и грязь, что приводит к более быстрому износу рулевого наконечника.

Для проведения второго этапа диагностики необходимо домкратом поднять одну из сторон автомобиля, чтобы колесо было свободно подвешено в воздухе. Рукой подергать наконечник, если есть хоть какой-то люфт, то надо заменить рулевой наконечник. Менять следует наконечники с двух сторон. Не стоить экономить и менять один наконечник, лучше сэкономить на услугах мастера СТО и провести процедуру замены самостоятельно.

Проверка состояния рулевых наконечников

Для выполнения данной проверки вам потребуется помощник. Возьмите 2 домкрата и поднимите переднюю часть автомобиля. Зафиксируйте машину на опорных стойках. Если в вашем распоряжении есть подъемник, воспользуйтесь им. Попросите помощника взяться за колесо и резко подергать его в горизонтальной плоскости, т.е. тянуть заднюю часть колеса на себя, а переднюю – от себя. Вы же, во время этого, кладите руку на корпус шарового шарнира рулевого наконечника и поворотный рычаг и оцените их взаимное перемещение друг относительно друга. Если почувствуете, что шаровой шарнир свободно двигается, немедленно замените рулевой наконечник. Кроме того, меняйте рулевой наконечник, если во время осмотра вы заметили, что порвался пыльник шарового шарнира.

Подбор ремкомплекта

Перед началом ремонтно-восстановительных работ следует определиться с выбором ремонтного комплекта.

Минимальный комплект. Такой набор включает в себя необходимый список крепежных и уплотнительных элементов: шайбы, подшипники, гайки и втулки из фторопласта.

Базовый набор имеет дополнительно к минимальному комплекту подшипники и валы, но его стоимость может быть в два раза выше первого варианта.

Обратите внимание, что рулевая рейка может быть, как старого, так и нового образца.Старые рейки ориентированы на ВАЗ 2108, а новые разработаны для «десятой» модели.Новый вариант также более удобен в ремонте. Если возникает необходимость осуществить ремонт рулевой рейки, подразумевающий замену втулки, то разбирать весь механизм не нужно.Снимите гофру, открутите центральную гайку и разберите рейку на две составных части.На одной части останется механизм, а другая часть и окажется той, где находится втулка.

Признаки неисправности

При отсутствии должного ухода, такого, как смазка подшипников и проверка люфтов, рулевая рейка может быстро выйти из строя. Признаки неисправности, которые сигнализирует, что механизм уже должен меняться:

  • Ощутимый стук при проезде неровностей, который передаётся на рулевое колесо. Если стук слышен при повороте руля — ездить на таком авто небезопасно, необходимо срочно диагностировать механизм.
  • Сильный люфт рулевого колеса свидетельствует об ослаблении крепёжных элементов или износе сочленения «шестерня-рейка».
  • Увеличилось усилие при повороте колёс.
  • Слышен шум в работе гидроусилителя (при его наличии).
  • Причиной стука может быть недостаточно смазанный подшипник или износ пары «шестерня-рейка». Если при покачивании рулевого вала в месте соединения с рейкой есть ощутимый люфт, необходим ремонт. Если нет — достаточно проверить и подтянуть места сочленения втулки и шестерни рулевого вала.

Для крепления рейки используют мощные тиски

Видео: Как подтянуть разболтавшийся механизм

Подготовительные мероприятия

Первое, что нужно сделать – купить ремкомлпект рулевой рейки. Без него начинать работу совершенно бесполезно. Набор может иметь различную комплектацию.

  • Минимальную (шайбы, крепежи, втулочки, гайки, подшипники).
  • Среднюю (кроме всего вышеперечисленного добавляются валы). Стоимость такого комплекта в два раза больше.
  • Максимальную (здесь в комплекте есть все, в том числе и рейка).

При этом учтите, что рейки бывают разные – старые и новые. Первые предназначены в большей части для ВАЗ 2108, а вторые – для ВАЗ 2110. Лучше, конечно, отдавать предпочтение второму варианту, ведь в этом случае втулка меняется много проще (не нужно разбирать всю рейку).

Рулевые инновации

Вроде как, вопрос решен. Теперь можно было увеличивать усилие на руле, делать количество оборотов от упора до упора минимальным, все сглаживал усилитель, но возникала еще одна проблема. Автомобиль эксплуатируется в слишком разных режимах и точная дозировка угла поворота на скорости 140 и 55 км/ч имеют совсем разные значения. Не говоря уже о том, что усилия на руле практически не ощущалось, что сделало управление еще более невменяемым. Тогда пришлось поменять конструкцию рулевой рейки еще раз. На этот раз объектами внимания стали пара рейка/шестерня. Помогла установка пары нового образца. Новую рулевую рейку назвали «короткой», потому что количество оборотов руля сократилось с 3,8 до 2,9. Как следствие, ватность почти пропала и руль стал острее.

Как устроен рулевой механизм

Рулевое управление

травмобезопасное, с регулируемой по высоте (углу наклона) рулевой колонкой, с реечным рулевым механизмом.

Рулевой механизм

в сборе с рулевыми тягами прикреплен в моторном отсеке к щиту передка кузова на двух кронштейнах с помощью скоб 2 (рис1). Механизм закреплен гайками на приварных болтах через резиновые подушки (опоры) 3.

В картере 5 рулевого механизма установлена приводная шестерня, которая находится в зацеплении с рейкой.

Вал рулевого управления состоит из верхнего 14 и промежуточного 10 валов, соединенных между собой карданным шарниром. Промежуточный вал соединен с приводной шестерней фланцем через эластичную муфту. Верхний вал установлен в трубе кронштейна 21 на двух шариковых подшипниках с эластичными втулками на внутреннем кольце.

Рис1. Детали рулевого управления: 1 – внутренние наконечники рулевых тяг; 2 – скоба крепления рулевого механизма; 3 – опора рулевого механизма; 4 – распорное кольцо; 5 – рулевой механизм; 6 – уплотнительная прокладка; 7 – упорная пластина уплотнителя; 8 – уплотнитель; 9 – нижний фланец эластичной муфты;10 – промежуточный вал рулевого управления; 11 – стяжной болт; 12 – распорная втулка; 13 – облицовочный кожух (верхняя часть); 14 – верхний вал рулевого управления; 15 – рулевое колесо; 16 – крышка выключателя сигнала; 17 – регулировочная втулка; 18 – рычаг регулировки положения рулевой колонки; 19 – стопорное кольцо; 20 – облицовочный кожух (нижняя часть); 21 – кронштейн крепления вала рулевого управления; 22 – подшипник вала рулевого управления; 23 – регулировочная тяга; 24 – наружный наконечник рулевой тяги; 25 – пружинное кольцо; 26 – защитный колпачек; 27 – уплотнительное кольцо

При каждом техническом обслуживании автомобиля проверяйте состояние защитного чехла, защитных колпачков 26 шарниров тяг и плотность их посадки. Их необходимо заменять при наличии трещин, разрывов и других дефектов, нарушающих их герметичность.

Убедитесь, что при прямолинейном положении колес автомобиля спица рулевого колеса располагается горизонтально. В противном случае определите причину неисправности и устраните ее.

Поворачивая за рулевое колесо от упора до упора, проверьте визуально и на слух:

-надежность крепления рулевого механизма и рулевого колеса;

-нет ли зазора в резинометаллических шарнирах, в шарнирах рулевых тяг, а также в заклепочном и шлицевом соединениях эластичной муфты вала руля;

-надежность затяжки и стопорения болтов крепления тяг к рейке и гаек пальцев шаровых шарниров;

-нет ли заеданий и помех, препятствующих повороту рулевого колеса.

Если будут обнаружены стук и заедания, отсоедините поперечные тяги от поворотных рычагов телескопических стоек подвески и повторите проверку. Убедившись, что стук и заедания исходят от рулевого управления, снимите с автомобиля рулевой механизм для ремонта.

Максимально допустимый зазор между упором и гайкой 0,2 мм. При необходимости замените изношенные детали и отрегулируйте зазор между упором и гайкой.

↑ Рулевой привод

Рулевой привод включает в себя две составные рулевые тяги и поворотные рычаги 11, приваренные к телескопическим стойкам передней подвески. Каждая тяга, в свою очередь, состоит из двух частей – внутренней 12 (длинной) и наружной 9 (короткой) с разрезными наконечниками с внутренней резьбой, а также регулировочной тяги 8 (соединяющей внутреннюю и внешнюю тяги) с наружной резьбой разного направления на ее концах и шестигранником посередине. Длина рулевой тяги меняется при вращении регулировочной тяги.

Для надежного соединения необходимо обеспечить расстояние между торцами наконечников и шестигранника: с внутренней стороны в пределах 10,8-14,2 мм, с наружной – 10,6-16,3 мм. После завершения регулировки наконечники рулевых тяг стягиваются болтами. Наружная (короткая) тяга 9 соединена с поворотным рычагом 11 через шаровой шарнир 10, состоящий из вкладыша, пружины вкладыша и пальца. Для защиты от грязи шарнир закрыт резиновым защитным чехлом (пыльником). Шарнир образует с наконечником неразборную конструкцию, поэтому при выходе его из строя следует заменить наконечник с последующей регулировкой схождения колес.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]