Автор: Евгений Живоглядов. Дата публикации: 20 февраля 2022. Категория: Автотехника.
Штатная обивка сидений при интенсивной эксплуатации транспортного средства не только пачкается (а почистить их довольно сложно), но и изнашивается. Последующий ремонт (так называемая, перетяжка салона) — удовольствие дорогое, да и производить его самостоятельно достаточно сложно. Избежать подобных неприятностей можно очень просто: достаточно «одеть» кресла в чехлы. Сегодня такие аксессуары можно либо купить (они представлены в большом ассортименте как универсальные, так и рассчитанные на определенную модель автомобиля); либо заказать (их шьют в специализированных ателье); либо изготовить самостоятельно, сэкономив значительное количество денежных средств. При этом можно быть уверенным в эксклюзивности изготовленных изделий.
Выкройка чехлов для автомобиля своими руками — один из наиболее ответственных этапов процесса изготовления. От того насколько точно будут выполнены заготовки зависит не только удобство использования самодельных чехлов в дальнейшем (поставить, снять, постирать и снова поставить), но и эстетический вид салона автомобиля.
Последовательность действий
Итак, если вы решили изготовить чехлы для автомобильных сидений самостоятельно, то необходимо определиться с порядком действий.
Первое с чего следует начать — определить (методом эксперимента), какой толщины и плотности материал можно прошить при помощи швейной машинки, имеющейся у вас в наличии. От этого во многом будет зависеть выбор материала для изготовления чехлов. Попытки прошить слишком плотный материал могут привести к ее поломке, и неоправданному дорогостоящему ремонту.
Затем необходимо изготовить все необходимые выкройки. Количество отдельных элементов будет зависеть от конфигурации кресла и подлокотников.
И только после этого определяемся с количеством необходимого материала.
Выбор материала для автомобильных чехлов
Для самостоятельного изготовления чехлов для сидений можно применить самые различные синтетические или натуральные материалы:
- велюр;
- гобелен;
- хлопок;
- неопрен;
- плюш;
- кожу (натуральную или искусственную);
- различные синтетические ткани и так далее.
Каждый из материалов имеет как свои преимущества, так и недостатки. Например, к несомненным достоинствам натуральных материалов относятся: их экологичность и «дышащие» свойства. Хотя они менее долговечны, чем синтетические материалы. А кожа, обладая многочисленными преимуществами (как по долговечности, так и по эстетическим характеристикам), достаточно трудна в обработке. К тому же цена на такой материал весьма высока.
Вполне допустимо сочетание различных материалов: например, для основных элементов можно использовать велюр, а для подлокотников — синтетическую кожу.
От правильного выбора ткани во многом зависит как комфорт водителя и пассажиров, так и удобство последующей эксплуатации. Окончательное решение каждый принимает, учитывая свои материальные возможности и индивидуальные предпочтения. Главное, чтобы выбранный материал обеспечивал достаточную защиту штатной обивки, чтобы не осуществлять ее последующий ремонт.
Преимущества натурального меха перед искусственным
Несмотря на свою дешевизну, искусственный мех не может тягаться с натуральным.
Во-первых, это связано с подчас неудовлетворительным качеством синтетики, во-вторых – с лучшими теплоизоляционными свойствами натурального материала.
Настоящая шерсть превосходно сохраняет тепло и лучше согревает тело.
Кроме того, натуральный мех очень мягкий и приятный на ощупь, не в пример искусственному.
Ворсинки синтетического материала очень жесткие, так что, если провести рукой против шерсти, они сильно изогнутся и не сразу примут первоначальное положение.
Из-за этого на поверхности нитей образуются микроповреждения – микроскопические трещины и изгибы, незаметные невооруженным глазом.
Это чревато разрушением волокон и «облысением» накидки.
У настоящего меха такого недостатка нет: благодаря природной мягкости, ворс быстро возвращается в прежнее состояние.
Волос – это не нить, он монолитен и не состоит из переплетенных волокон.
Именно поэтому меховые накидки на автомобильные сидения из натуральной шерсти служат дольше, чем изготовленные из синтетики.
Настоящий мех отличается от искусственного и структурой, так как его волосяной покров буквально вживлен в основу – кожу.
В свою очередь, волокна синтетики к основе приклеены или пришиты, так что, приложив усилия, их получится с легкостью выдернуть.
Натуральные меха лучше выдерживают попадание влаги, быстрее высыхают, без проблем переносят очень высокие и слишком низкие температуры.
При регулярных колебаниях температуры искусственные материалы очень быстро изнашиваются, а в дикой природе шерсть животных подвергается еще и не таким испытаниям.
Изготовление выкройки с помощью специальной ленты и бумаги
Сиденья современных автомобилей имеют довольно сложную форму. Это объясняется тем, что производители стараются придать им наиболее эргономическую форму.
Для того, чтобы самодельные чехлы не смотрелись бы, как «картофельный мешок», необходимо наиболее точно повторить в выкройке геометрическую форму сидений транспортного средства. Это сложно, но возможно.
Для создания выкройки чехлов для сидений автомобиля своими руками нам понадобятся:
- двухсторонняя бумажная клейкая ленка (очень похожа на обычный малярный скотч);
- ножницы;
- мягкая бумага (лучше использовать специальную бумагу для выкроек, которая продается рулонами в специализированных магазинах);
- маркер.
Начинаем с водительского сиденья. Алгоритм производства работ:
- Раскладываем на сиденье лист бумаги, разглаживаем его руками и подгоняем (по размерам) под основную часть водительского кресла.
- Закрепляем эту деталь с помощью кусочков бумажной клеящей ленты так, чтобы она не доходила до швов штатной обшивки на 1-2 мм.
- Такие же процедуры проделываем с остальными частями сидения (боковыми и передней торцевой).
- После того как все элементы нижней части сиденья покрыты заготовками, наносим маркером необходимые пометки (чтобы потом не запутаться в полученных выкройках).
- Аккуратно снимаем заготовки.
- Те же операции проделываем со спинкой водительского сиденья.
- Полученные заготовки прикладываем к листу плотной бумаги или тонкого картона, обводим маркером и вырезаем лекала для разметки отдельных частей на ткани, велюре или коже.
На заметку! У многих современных автомобилей на заднем пассажирском кресле имеется откидной подлокотник. При изготовлении лекал необходимо об этом помнить и предусмотреть для него соответствующее отверстие.
Далее раскладываем все выкройки на материале. Наносим разметку, отступая от края выкройки на 1-1,5 см (припуск для шва). Вырезаем все элементы и шьем авточехлы.
Изготовление чехла самостоятельно
Пошив своими руками не является чем-то невозможным или сложным. Это можно сделать без каких-либо особых портновских навыков. Сам процесс делится на несколько этапов:
- Выбор фасона, типа и материала чехла;
- Выполнение замеров всех мерок;
- Создание выкройки;
- Непосредственный пошив.
Советы по выбору материала уже были даны, поэтому предлагается перейти к рассмотрению других пунктов.
Следует точно измерять все необходимые параметры сидений для изготовления
Снятие мерок для будущей накидки авто
Во всех случаях пошива нужно снимать мерки первым делом. Включают они высоту и ширину спинок, а также длину и ширину нижней подушки. Можно использовать клеенку, которая чуть больше, чем сидение
Ей нужно обтянуть все детали и перенести очертания, обращая внимание на швы. Далее детали вырезаются и переносятся на обычную ткань, которая будет использована для пошива
Можно делать выкройку с помощью клеенки
Нюансы выкройки для автокресла
Процесс пошива имеет ряд нюансов и состоит из следующих шагов:
- Взять заготовку из клеенки или полиэтилена и перенести их на рабочую ткань с помощью мела или маркера. Необходимо помнить о припусках на швы;
- Расположить детали так, чтобы сэкономить максимум ткани, включая припуски;
- Перед вырезанием разрезать ткань на несколько больших кусков для облегчения работы;
- Вырезать кройку ножницами или ножом;
- Прогладить или пропарить ткань, если она помялась после процесса вырезки.
Чехол подушки заднего сидения
Стоит понимать, что размеры и форма чехлов будут сильно различаться исходя от размера кресел и марки автомобиля. Несмотря на это, стоит ориентироваться на приведенные рисунки и схемы.
Накидки на Киа Рио
Инструкция по сборке
После выкройки всех деталей и прочих составных элементов можно приступать к их сшиванию. Специально для этого и были оставлены припуски на швы, которым и будет производиться сшивание. Сперва куски и детали объединяют вместе с помощью специальных булавок или иголок, а затем скрепляют наметочным швом, производимым вручную. Делается это для того, чтобы при совершении какой-либо ошибки легко распороть шов и переделать работу, внести коррективы.
Сшить авточехлы своими руками не сложно
Если никаких недочетов нет и все сделано правильно, то можно приступать к работе с машинкой. С ее помощью нужно надежно и аккуратно пристрочить все детали. Чтобы чехол надежно закреплялся на кресле. Для этого нужно не забыть пришить все фиксирующие элементы на свои места. В их качестве могут использоваться резинки, подвязки, ремни, крючки, липучки. Сделать швы более крепкими и долговечными поможет использование полосок из кожи или капрона в качестве подкладки под них.
Пошив чехлов на автомобиль — увлекательное занятие
Не стоит забывать о прорезях для ремней безопасности или подлокотников, если они есть. Изделия не должны мешать срабатыванию подушек безопасности в случае аварийных ситуаций.
Чехлы на задние «диваны» автомобиля
Выкройки из полиэтилена
Вместо бумаги для выкройки можно использовать обычную пленку для парников. Для этого вам понадобятся:
- полиэтилен средней плотности;
- ножницы;
- маркер;
- булавки.
Порядок работ:
- вырезаем из полиэтилена заготовку, немного превышающую по размеру элемент сиденья;
- раскладываем ее на сиденье;
- аккуратно прикрепляем ее с помощью булавок;
- с помощью маркера наносим разметку (вдоль линий прострочки штатной обшивки сидений);
- убираем булавки и снимаем полиэтилен;
- вырезаем заготовки по нанесенной разметке с помощью ножниц;
- аналогично поступаем со всеми элементами кресла (боковинами, выступами, изгибами);
- аккуратно закрепляем все заготовки с помощью булавок на соответствующих элементах сиденья;
- с помощью маркера наносим все необходимые пометки и надписи;
- раскладываем полиэтиленовые элементы на твердом картоне и обводим маркером;
- по нанесенной разметке вырезаем ножницами и получаем лекала для чехлов на авто своими руками.
Аналогично изготавливаем выкройки для задних сидений и подлокотников.
Преимущества и недостатки
Давайте коротко пройдемся по сильным и слабым сторонам, которые характеризуют меховые автомобильные накидки. Сразу скажу, что речь идет именно о натуральных изделиях, а не о синтетических. Между ними пропасть и существенная разница.
К преимуществам можно отнести:
- сохранение внешнего вида в течение многих лет;
- создание более роскошного и богатого вида салона;
- терапевтический эффект;
- легкий массаж спины;
- свойство улучшать циркуляцию крови;
- позволяет длительно и с комфортом путешествовать на авто;
- накидка подходит для жаркой и холодной погоды;
- летом водитель меньше потеет;
- зимой прогревает тело;
- изделия защищают сиденья от износа;
- сохраняют форму долгое время;
- легко крепятся на кресла;
- не соскальзывают и не заставляют водителя скользить на сиденье.
Как видите, перечень плюсов более чем внушительный. Причем с каждым из преимуществ сложно спорить.
Но для объективности рассмотрим некоторые имеющиеся недостатки. Они действительно есть, но больше актуальны для некачественных накидок и плохо выполненных изделий.
Наличие перечисленных ниже недостатков в очередной раз говорит о важности правильного выбора качественной меховой автомобильной накидки:
- при низком качестве изделие быстро теряет форму и внешний вид;
- синтетические меха электризуются;
- это пылесборник, за которым требуется обязательный уход;
- при очистке следует применять химические средства;
- очистить накидку своими руками не так просто;
- дополнительные затраты на услуги химчистки;
- мех хорошо впитывает в себя посторонние запахи;
- натуральный ворс уничтожается молью и прочими насекомыми.
При грамотном уходе и покупке изначально качественной натуральной накидки, преимуществ будет объективно больше, нежели недостатков.
Чехол-накидка
Самыми пачкающимися и наиболее изнашивающимися частями автомобильных сидений являются основание (на котором вы сидите) и внутренняя часть спинки. Их довольно просто защитить, самостоятельно изготовив чехлы-накидки. Причем, вы можете осуществлять их периодическую замену без ощутимого удара по бюджету, так как они имеют относительно невысокую стоимость.
Для их изготовления понадобятся:
- любая натуральная ткань, например большое махровое полотенце;
- ножницы;
- нитки;
- иголка;
- булавки;
- швейная машинка;
- маркер или разметочный мел.
Изготавливать выкройки для таких чехлов не обязательно. Все очень просто:
- снимаем подголовник;
- аккуратно раскладываем ткань на сиденье и спинку с перехлестом в 10-15 см;
- делаем отверстия в материале (для последующей установки подголовников);
- устанавливаем подголовники на место (чтобы зафиксировать верхнюю часть ткани);
- еще раз разравниваем (с натягом) вдоль всего сиденья;
- подворачиваем излишки ткани внутрь и закрепляем с помощью булавок или наметываем иголкой с ниткой;
- намечаем места для крепления шнурков или резинок (для фиксации накидок на кресле);
- снимаем полотно и шьём на машинке накидки по наметке;
- крепим чехол-накидку на сиденье с помощью пришитых веревок или резинок.
На заметку! Весьма оригинально смотрятся на сиденьях автомобиля вязаные чехлы. Если мы вяжем их из прочной натуральной пряжи различных расцветок, то получаем изделия, отвечающие требованиям, как по долговечности, так и по эксклюзивности, безопасности для здоровья и удобству эксплуатации. К тому же связать чехол, например, на подлокотник значительно проще, чем его сшить.
Типы внутренней обшивки
Все пространство внутри машины служит человеку и называется салоном. Производители обращают внимание на этот сегмент. От отделки и внутренней обшивки автомобиля зависит классовое представительство его на рынке сбыта.
Общая стоимость зависит от материала. Ассортимент разнообразен: кожа, винил, карбон, ковровые и обивочные ткани, замша, флок. Есть плюсы и минусы.
Автомобильная кожа
Богатство, роскошь салона. Комфортабельность машины подкупает, желание опуститься в кожаные кресла приходит с первой минуты знакомства с авто. Тем не менее — это самый дорогой вид обшивки, позволить его может не каждый, устанавливается в машинах повышенного класса.
Искусственная кожа (алькантара)
Альтернативная отделка. Сохраняет многие функциональные моменты: не скользкая, приносит приятные ощущения при прикосновении, аккуратно выглядит со стороны. Хороша в эксплуатации: отлично очищается моющими средствами, практична. Пользуется популярностью, так как цена значительно ниже, чем у кожи.
Ткань
Бюджетный материал (обивочная ткань) — ее «конек» доступность. Прочность разнообразие при низкой цене. Синтетика обладает рядом недостатков: недолгий срок эксплуатации, легко пачкается. Требует химические средства для постоянной чистки.
Ковролин
Прочная ткань, может служить долго. Плотность улучшает акустику в автомобиле. Нравится молодежи. Средняя стоимость.
Винил
Устойчивая к влажности, прочная, синтетически полученная, смола. Исполнена в разнообразной цветовой гамме. Доступная цена. Винил незаменим при наличии в автомобиле детей, питомцев. Недостатками является растрескивание при длительном употреблении, а также излишняя размягченность при повышенной температуре воздуха, появляется ощущение липкости.
Оригинальный способ отделки салона. Мелкие волокна «распыляются» на сидения, образуя слой материала. При соприкосновении напоминает бархатистую поверхность. Имеет целый ряд плюсов: тепло, звукоизоляция, пожарная безопасность, стильные расцветки, не изнашивается, легко ухаживать.
Имитация «под кожу»
Элегантная отделка. Популярные цвета: черный, коричневый, беж. Если не учитывать срок эксплуатации, то недостатков нет.
Чехлы для багажника автомобиля
Если в багажнике автомобиля приходится часто перевозить строительные материалы, инструменты, спортивный инвентарь (лыжи или коньки) или домашних питомцев (с острыми когтями), то штатная обшивка (это, как правило, ковролин) довольно быстро приходит в негодность. Последующий ремонт обходится «в копеечку». Чтобы защитить дно, боковые стенки и спинки задних кресел (у хэтчбеков, универсалов и внедорожников) от грязи и царапин необходимо установить защитный чехол в багажник. Такое функциональное приспособление сейчас можно приобрести в любом магазине автомобильных аксессуаров. Но наиболее рационально и экономно изготовить его самому. Тем более что сделать это намного проще, чем чехлы на сиденья. Основное требование, предъявляемое к этому элементу — практичность (прочность, простота установки/снятия и чистки).
Порядок работ следующий:
- с помощью рулетки тщательно снимаем мерки багажного отсека;
- по снятым размерам изготавливаем эскиз;
- приобретаем необходимое количество прочного, влагостойкого и легко чистящегося материала (например, брезента, прочной «плащевки» или плотного дермантина);
- в соответствии с эскизом наносим разметку на материал и вырезаем заготовки;
- сшиваем отдельные элементы вместе;
- устанавливаем чехол в машину и размечаем места для крепежных приспособлений (крючков или веревок (в соответствии с имеющимися в багажнике технологическими отверстиями);
- фиксируем крепежные элементы на готовом изделии.
На заметку! Такое приспособление надежно защитит лакокрасочное покрытие открытых частей багажника от царапин (ремонт которых производить весьма неудобно).
Летние защитные авточехлы всего за час — мастер-класс для начинающих
Как снять мерки?
Чтобы чехол сел на сиденье идеально ровно и плотно, нужно сделать выкройку. Самый простой способ: возьмите старую накидку-майку, распорите ее по швам, приложите к отрезу ткани и обведите контуры.
В качестве лекала можно использовать плотный полиэтиленовый пакет большого размера. Обмотайте автомобильное кресло целлофаном, зафиксируйте полиэтилен строительным скотчем и обрисуйте сиденье. Скотч снимайте аккуратно, чтобы не порвать целлофан.
Затем возьмите сантиметровую ленту и снимите мерки с водительского либо пассажирского кресла. Измерьте ширину, длину и глубину сиденья, спинки, подголовника. Записанные на бумагу замеры перенесите на полиэтилен.
Чехлы для колес
Автовладельцам приходится менять колёса два раза в год (зимние на летние и наоборот). Для удобства их хранения и транспортировки предназначены специальные чехлы для колес. Такие изделия можно либо купить (благо в продаже имеются как универсальные приспособления, так и под конкретный размер), либо сшить чехлы для колес автомобиля своими руками.
Как сшить:
- измеряем диаметр колеса;
- к полученной величине прибавляем 1-1,5 см (на шов) плюс 1,5-2 см (чтобы колесо можно было засунуть в чехол без усилий);
- чертим на материале круг;
- вырезаем круглую заготовку;
- измеряем окружность и ширину колеса;
- вырезаем из материала следующую заготовку, а именно, полоску со следующими размерами: шириной — в 2-2,5 больше, чем ширина колеса; длиной равной окружности колеса плюс 5 см;
- далее круглая заготовка и полоска сшиваются вместе;
- свободный край полоски подгибаем и прошиваем таким образом, чтобы образовался «туннель», в который впоследствии будет продет шнур;
- внутрь изделия укладываем колесо и затягиваем шнур.
Для удобства транспортировки с внешней стороны чехла можно пришить ручку из прочной синтетической ленты подходящей ширины.
Процесс пошива
После того как подготовлена выкройка чехлов на автомобиль своими руками, необходимо приступить к соединению частей. При сшивании можно дополнительно укреплять шов прочной вставкой из кожаной или капроновой ленты. Это обеспечит долговечность и практичность чехлам.
Основная ткань не должна быть слишком мягкой. Это может придать мешковатый вид изделию. Для придания формы можно боковые вставки сделать из более жесткого материала, обеспечивая более прочный каркас всей конструкции, а также разбавляя дизайн новой фактурой.
На готовые изделия обязательно добавляются ленты, резинки или крючки для хорошей фиксации. С их помощью чехлы не соскальзывают с кресел.
При формировании выкройки и сшиве ее воедино, требуется соблюдать конструкционные особенности заднего дивана. Он может иметь подлокотник посредине. Нужно позаботиться о том, чтобы новые чехлы не снижали удобства авто и позволяли пользоваться всеми преимуществами конструкции.
Заднее пассажирское кресло часто делается разделенным на две части для откидывания и доступа в багажник. Таким образом можно провозить длинные грузы. Новые чехлы должны учитывать и эту особенность автомобилей. При раскрое и сшивании нужно со всех сторон закрыть кресло новыми накидками.