Можно ли ставить светодиодные лампы в противотуманки

17.12.2021
Основная задача противотуманных фар (ПТФ) – обеспечить полноценное освещение для передвижения автомобиля в условиях плохой видимости. Однако штатная галогеновая оптика не всегда способна справиться с этой задачей, из-за чего многие автовладельцы принимают решение заменить ее LED-оборудованием. Поскольку законность установки подобных световых приборов сегодня остается под вопросом, необходимо разобраться, можно ли ставить светодиодные лампы в противотуманные фары и предусмотрено ли за это конкретное наказание.

Законы, регулирующие вопрос

Решив поставить светодиодные лампы в ПТФ, автовладельцы попросту не задумываются о законности своих действий, что приводит к ожидаемым последствиям – административной ответственности. Если автомобиль оборудован штатными галогенками, значит его фары не предназначены для LED-лампочек, поэтому их установка будет считаться незаконной.

Своевольная замена галогеновых ламп светодиодными нарушает пункт 3 статьи 1. В последнем перечислены неисправности, при наличии которых эксплуатировать автомобиль запрещается:

Конкретного запрета на монтаж светодиодных ламп в противотуманные фары по факту нет – в техническом паспорте транспорта данный пункт также отсутствует. Основываясь на этом, многие водители начинают доказывать свою правоту, однако инспектор ГИБДД может изъять права в соответствии с частью 3 статьи 12.5 КоАП, в которой прописано следующее:

Наказание за установку в ПТФ светодиодных ламп вместо галогеновых заключалось в лишении прав на один год и действовало до 2019 года. Сегодня же некорректное использование световых приборов в фарах регулируется постановлением Пленума Верховного Суда РФ №20:

Согласно представленной информации, лишение прав возможно только в том случае, если лампочки не соответствуют требованиям изготовителя, имеют неподходящее свечение и режим работы. Поскольку при установке правильных диодных ламп в противотуманные фары свет остается белым, судья не может лишить водителя прав, но может наложить штраф.

Главная ошибка многих водителей

В отношении ПТФ большинство водителей допускает грубую ошибку – использование оптики не по прямому назначению. Кроме того, все может просто дойти до безумия: водители оснащают свои транспортные средства подобной оптикой в большом количестве. Нередко встречаются седаны, на крышах которых красуются такие фонари (4 шт. или более) в любое время.

А между тем в ПДД четко прописано, что включать ПТФ разрешается лишь в темный период суток и в условиях недостаточной видимости (туман, задымление). Некоторые же водители включают их вместо ближнего освещения, что также является грубейшим нарушением ПДД.

Поэтому не следует забывать, что ПТФ – это всего лишь дополнительная оптика, хотя некоторые владельцы умудряются выполнить переделку противотуманок на светодиоды. Конечно, полностью отказаться от них невозможно, поскольку при некоторых обстоятельствах они сильно выручают. Их главное достоинство с конструктивной точки зрения заключается в особом отражателе и рассеивателе. В любой другой оптике подобного нигде пока еще нет.

Как это ни парадоксально, тем не менее именно противотуманные лампы потребляют больше всего энергии, выдавая мощный световой поток, который существенно ярче, чем у ближнего освещения. В современных ПДД нет каких-либо указаний касательно цветовой гаммы светового потока ПТФ. Из-за этого различные производители проводят свои эксперименты.

Какой штраф положен

В конкретной ситуации тип автолампы не соответствует типу отражателей, что является серьезным нарушением и сопровождается штрафом в размере 500 рублей. Избежать повторения ситуации можно двумя способами – вернуть галогенки на место или легализовать LED-лампы. Во втором случае понадобится получить свидетельство о соответствии автомобиля с установленными светодиодами в фарах требованиям безопасности, после чего перерегистрировать транспорт в ГИБДД. Обязательным условием является покупка фар, совместимых с диодными лампами.

Какие лампочки можно устанавливать в противотуманные фары

Ставить светодиодные лампы в противотуманки можно только в одном случае – если ПТФ рассчитаны на использование такого источника света. Современные противотуманные фары для автомобилей подразделяются на два вида, с маркировкой B и F3. Конструкционные особенности первых не позволяют устанавливать LED-оборудование – сегодня это запрещается законом. А вот противотуманные фары F3 подходят для светодиодных ламп, их конструкция предусматривает взаимодействие с источниками данного типа. Это прописано в пункте 5.7.2 Правила 19 ЕЭК ООН.

Поскольку противотуманные светодиодные лампы имеют аналогичную маркировку со штатными галогенками (HR, HC, HCR), судебные эксперты могут признать законность использования диодов вместо галогеновых лампочек. Однако такой «прием» работает далеко не во всех случаях.

Новые автомобили оснащены отражателями второго типа (с маркировкой F3), при этом нередко производитель сам устанавливает светодиоды в противотуманные фары, что решает проблему законности. Владельцы устаревших моделей авто могут приобрести специальные фары, укомплектованные LED-лампами – это поможет забыть о штрафах и неприятностях с ГИБДД.

С ангельскими глазками

Так называемые ПТФ с ангельскими глазами популярны у современных автолюбителей, – это линзованные фары, способные работать в одном из трех режимов:

  • светодиодное кольцо по круглому периметру фары;
  • центральная часть фары, оснащенная линзой;
  • и кольцо-ободок фары, и светодиоды в ее центральной части.

Кроме исключительной эстетической привлекательности, светодиодные фары подобного типа обеспечивают хорошее освещение за счет используемой в их конструкции линзы.

Можно ли ставить светодиодные противотуманные фары

При использовании диодных ламп в стандартных противотуманках источник света размещен не на месте, предусмотренном конструкцией отражателя, из-за чего направление светового пучка формируется неправильно. С точки зрения законодательства хорошим вариантом будет приобрести и установить универсальные LED-фары со светодиодными излучателями.

В таком случае конструкция отражателя изначально предусматривает монтаж светодиодного чипа, а значит, все требования (мощность светопотока, направленность пучка и т. д.) выполняются автоматически. Единственное условие – приобретенные противотуманные фары на светодиодах обязательно должны быть сертифицированы и разрешены к эксплуатации.

Главный минус универсальных ПТФ с диодами – отсутствие возможности замены LED-модулей. Другими словами, если светодиод выходит из строя, то единственным вариантом решения проблемы будет приобретение новой фары, что потребует серьезных денежных затрат.

Достоинства и недостатки

Специалисты и пользователи отмечают достоинства и минусы фар в сравнении с источниками света светодиодного типа:

  • Длительный эксплуатационный срок – до 50 тыс. часов. Они надежно защищены от механических повреждений, попадания в их внутреннюю часть пыли, грязи и влаги;
  • Благодаря низкому энергопотреблению, светодиодные фары не создают большой нагрузки на генератор автомобиля;
  • В процессе эксплуатации цвет светового потока таких фар практически не изменяется; фары светодиодного типа испускают яркий белый свет, обеспечивающий хорошее освещение;
  • Легко устанавливаются на любом удобном месте на корпусе автомобиля: бампер, крыша, элементы обвеса.
  • в случае выхода из строя хотя бы одного светодиода придется менять всю ПТФ; устанавливаемые на внешние элементы корпуса автомобиля, такие фары могут легко украсть;
  • высокая стоимость, если сравнивать их с осветительными приборами другого типа.

Хорошее ли решение — установить светодиодные лампы вместо галогеновых

Стандартные галогенки заметно уступают LED-лампочкам, способным выдавать яркий свет при минимальном энергопотреблении. Качественные диоды в ПТФ служат более 5 лет, в то время как самая современная галогеновая автолампа светит не более 4000 часов. Несмотря на дешевую стоимость галогенок, менять их приходится гораздо чаще, чем LED-оборудование.

Знаменитые светодиодные лампы для автомобилей выигрывают по многим параметрам, поэтому в данном случае выбор очевиден. Чтобы наконец решиться установить светодиоды в туманки своего автомобиля, следует окончательно убедиться в законности их использования.

  1. Установленные в ПТФ диодные лампы отличаются ярким белым/желтым свечением, что соответствует правилам Технического регламента ТС. Если вы не ставите автолампы синего, фиолетового или красного цвета, то проблем с ГИБДД возникнуть не должно.
  2. Наличие маркировки фары (HR, HCR) позволяет поставить в нее светодиодную лампочку – отражатель предусматривает монтаж LED-лампы с завода. В данном случае понадобится подобрать подходящий типоразмер цоколя и самостоятельно произвести замену изделия.
  3. После установки светодиодов в противотуманки конструкция авто остается прежней, ведь источник света не меняется, а сила светопотока находится в допустимых пределах.

Для каждой марки транспортного средства производятся специальные модели противотуманок, совместимые со светодиодными лампочками. Чтобы светодиоды корректно работали в ПТФ, не стоит ориентироваться на дешевую продукцию – выбирайте модели средней ценовой категории. Это относится к выбору как противотуманных фар, так и светодиодных автоламп.

Ответы пришли потом

Задолго до того, как водители стали ставить светодиоды H11 в противотуманки своих автомобилей, практически к середине XX столетия, была создана теория p-n перехода в отношении полупроводников. Исходя из этого, в 1947 году был изобретен первый транзистор, который и по сей день остался неизменным элементом радиотехники. Свечение возникало, когда заряженные частицы преодолевали границу, состоящую из двух разных полупроводниковых элементов. И светится именно место соприкосновения этих двух кристаллов, что в итоге образует своего рода сэндвич.

Вся сложность была в производстве полупроводников необходимой структуры. И это препятствие долгое время нельзя было преодолеть. Только с 1955 года исследования увенчались успехом. Первый диод был получен компанией General Electric, хотя здесь не все так однозначно, поскольку в разных странах мира тоже велись аналогичные разработки. Но это пока еще не те светодиоды Н11 в противотуманки современных автомобилей, которые распространены сегодня.

Революционный прорыв совершила компания Nichia в 1995 году, продемонстрировав сверхъяркий светодиод, который представлял собой полноценный источник света. С этого времени было положено начало разработке полупроводниковых светоприборов. И как отмечают многие эксперты, новые источники света могут в ближайшем будущем полностью вытеснить традиционные аналоги.

Какие лампы можно установить в противотуманки

Противотуманные фары имеют усложненную конструкцию оптической системы. Поскольку ПТФ используются при недостаточной видимости, требования к лампам будут специфическими – световой поток, излучаемый туманками, должен соответствовать таким характеристикам:

  • повышенная интенсивность света и нейтральная цветовая температура;
  • фактическая мощность автомобильной лампочки должна быть не более 60 Вт – это обеспечивает формирование светопотока с широким спектром излучения;
  • угол рассеивания в вертикальной плоскости составляет 5°, в горизонтальной – до 60°.

Для установки в ПТФ подходят все три вида лампочек (галогенные, ксеноновые и светодиодные) – конкретных ограничений по размерам или принципу функционирования не существует. Больше всего перечисленным характеристикам соответствуют светодиодные автолампы – после монтажа диоды в противотуманках «выдают» ярко-белый луч света, очень напоминающий дневное освещение. Кроме того, световой поток практически не рассеивается в воздухе.

Причина жесткого наказания

Многие владельцы машин, считают, что самым тяжким нарушением является езда в нетрезвом состоянии. Это заблуждение, ослепление является не менее тяжелым правонарушением.

Рассмотрим пример:

  • если алкоголя в крови водителя менее 0,8 г/л, это практически не сказывается на вождении и количестве ДТП;
  • когда уровень алкоголя превышает этот предел, шанс попадания в ДТП растет. Реакция у нетрезвого водителя ослабевает, ему требуется больше времени, чтобы среагировать на ситуацию, развернувшуюся на дороге.

Фактически, трезвый водитель реагирует за секунду, нетрезвому требуется 2 и более, чтобы избежать аварии.

Среднестатистическому водителю, чтобы восстановить обзор после ослепления, нужно не менее 3 секунд. В темноте, для полной адаптации требуется более 8 секунд. Примерно 10% водителей не смогут нормально видеть 60-120 секунд. То есть, яркая фара делает всех встречных водителей «пьяными» на короткое время, для ДТП этого хватает с головой!

Если вы не понимаете исходящей от такого ослепления опасности. Либо вам на все наплевать, тогда станете пешеходом. Это убережет вас и многих водителей от потери здоровья, жизни и прочих проблем.

Как выбрать лампы в противотуманные фары

Штатные автолампы для ПТФ не всегда соответствуют критериям качества – они могут попросту не обеспечивать достаточную видимость в условиях плохой погоды, из-за чего безопасность на дороге будет низкой. Если вы решили улучшить освещение противотуманных фар путем установки светодиодных лампочек, вам следует ознакомиться с особенностями их выбора.

  1. Типоразмер цоколя. Традиционно для противотуманок изготавливаются автолампы со следующей маркировкой цоколя: H1, H3, H7, H8, H10, H11. Подходящий вариант подбирается в зависимости от производителя, модельного ряда автомобиля.
  2. Цветовая температура. Несмотря на разнообразие оттенков (синие, голубые, розовые), в противотуманные фары ставятся только лампочки с белым светом. Перед покупкой лучше протестировать изделие, чтобы потом не пришлось его возвращать.
  3. Бренд. При покупке автоламп для ПТФ стоит отдать предпочтение известным брендам, таким как Philips и Osram, например. Выбирать продукцию китайских производителей не рекомендуется, поскольку существует риск приобретения низкосортной продукции.

Светодиодные лампочки для ПТФ не могут стоить слишком дешево – если это так, значит перед вами подделка. На российском рынке стоимость брендовых автоламп для противотуманных фар начинается от 8 500 рублей. К счастью, существует немало аналогов, которые по техническим характеристикам не уступают продукции европейских брендов, и при этом стоят дешевле.

Еще один важный момент

Как было выше упомянуто, световой поток может быть разного оттенка:

  • белого;
  • синего;
  • красного;
  • желтого.

Вот тут уже следует задуматься не только о личных предпочтениях, но и о других участниках дорожного движения. К примеру, светодиоды H3 в противотуманках синего и белого цвета будут слепить встречных водителей, что никому не идет на пользу, поскольку от этого зависит не только личная безопасность. Поэтому лучше приобретать оптику с желтым оттенком.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]