Фильтр топливный тонкой очистки с отстойником карбюратор на ВАЗ-2101-09


Назначение, принцип работы

Топливный фильтр (или фильтр тонкой очистки) предназначен для удаления из поступающего в двигатель бензина (дизтоплива, газа) пыли, твердых частиц, осадка со дна бензобака, воды, парафинов и вообще всего лишнего, что болтается в топливной смеси и может повредить двигатель. Чем лучше фильтр – тем лучше очистится топливо, а значит, дольше проработает мотор без появления проблем.

Принципиальная схема инжекторного прямоточного фильтра

Место фильтра – между бензобаком и двигателем перед насосом (либо перед карбюратором в старых автомобилях). Через фильтрующий материал под давлением проходит бензин (дизтопливо), очищаясь от примесей перед дальнейшим использованием. В фильтрах для дизельных двигателей установлена еще и мембрана для отделения воды, а также система подогрева, которая обеспечивает текучесть дизтоплива при минусовых температурах.

Очистить мельчайшие поры фильтра от загрязнений ни в домашних, ни в промышленных условиях невозможно, поэтому при выработке ресурса (или раньше, при критическом загрязнении) фильтр просто меняют на новый, а старый сдают на утилизацию.

Фильтры тонкой очистки

Основное назначение ФТО — очистка топлива от мелких посторонних частиц, которые не задержал фильтр грубой очистки.

Его конструкция практически ничем не отличается от ФГО, а сетка состоит из более мелких ячеек.

Виды фильтров тонкой очистки

Выделяют неразборные (одноразовые) и разборные (многоразовые) фильтры тонкой очистки.

Первые изготовлены из ткани или бумаги, которая складывается в форме спирали или звезды, образуя фильтрующую штору.

Спиралевидная форма обеспечивает лучшую очистку из-за увеличенной в 1,8 раза поверхности фильтрующего материала — контакт горючего с фильтром становится более продолжительным.

Неразборные фильтры служат довольно долго

Неразборные фильтры обычно установлены на участке топливопровода перед бензонасосом.

В этом месте отсутствует давление, и снижается вероятность протечки.

Основу устройства разборных ФТО составляет латунный или керамический сетчатый фильтрующий элемент.

Такие фильтры можно снимать, промывать и чистить.

Наиболее удобными являются фильтры с прозрачным корпусом, так как позволяют визуально оценить степень загрязнения фильтрующего материала.

Прозрачный корпус позволяет визуально оценить степень загрязнённости фильтра

Так ли необходим фильтр? На что он влияет?

В первую очередь чистота бензина важна для форсунок инжекторного двигателя: их тончайшие отверстия забиваются отложениями парафинов, серы, пыли, грязи и другими «вкусностями». Далее следует ухудшение работы двигателя (ведь нужное количество топлива не поступает в цилиндр и не рассеивается должным образом), потери мощности, «троение», кода в одном из цилиндров форсунка выходит из строя, а после этого – дорогостоящий ремонт. Для систем с ТНВД (топливным насосом высокого давления) очистка проводится до поступления топлива в насос: тонкая подгонка деталей не выдерживает посторонних примесей. Покупка нового насоса тоже обходится в немаленькую сумму.

Засоренные форсунки

Если сравнивать качество европейского и украинского топлива, последнее будет далеко не в выигрыше: чистота нашего бензина такова, что ресурс хороших импортных фильтров вырабатывается почти в 2 раза быстрей, чем рассчитывал производитель. Примеси в бензине появляются как на этапе изготовления (марганец для увеличения октанового числа, сера и парафины из-за недостаточной очистки), так и на этапе перевозки (пыль, грязь). Немаловажным фактором будет и уровень самого завода: очистка бензина – дело тонкое и требующее современного дорогого оборудования. Качество топлива можно оценить самостоятельно, разобрав старый фильтр после замены, как это любят делать многие автовладельцы. Всё то количество грязи, которое собралось в фильтре, могло бы оказаться на поршнях, форсунках и стенках мотора.

Но, как бы там ни было, топливные фильтры ставятся абсолютно на все автомобили во всем мире: каким бы чистым ни был бензин, а дополнительная защита не помешает. У нас же хороший фильтр – не мера предосторожности, а жизненная необходимость.

О системах питания ДВС

Возвращаемся к моторной триаде «чистое масло, чистый воздух, чистое топливо». О фильтрации моторного масла и воздуха мы уже поговорили, настала очередь топлива.

Топливные фильтры – важнейшие компоненты системы питания двигателя. Но сначала давайте вспомним, какими они бывают, эти системы. Начнем с бензинового двигателя.

Старый добрый карбюратор. Это, конечно, история. Но история живая – достаточно посмотреть на старенькие «Жигули» и «Волги» на наших дорогах. Да и карбюраторных иномарок в свое время было завезено немало. Но так или иначе, спрос на карбюраторные фильтры есть, как у нас, так и за рубежом.

Впрыск бензина во впускной коллектор. Иногда его именуют распределенным впрыском. Подача топлива осуществляется форсунками при магистральном давлении 3–4 бар. Давление в системе создается центральным топливным насосом и поддерживается редукционным клапаном. Насос располагается в топливном баке, под днищем или под капотом.

Впрыск бензина в камеру сгорания. Другое название – непосредственный впрыск. Здесь в топливопроводе задействованы два контура – низкого и высокого давления. Давление в первом достигает 3–4 бар и создается тем же центральным насосом. Но в контур низкого давления встроен еще один электрический насос, питающий второй контур. Из него топливо под давлением в 120 бар подается в гидроаккумулятор, соединенный с форсунками.

В обоих случаях топливные фильтры находятся в магистралях под давлением 3–4 бар. Но при непосредственном впрыске от фильтра требуется более тонкая очистка, и об этом мы еще поговорим.

Одноточечный впрыск можно считать переходным вариантом от карбюратора к форсункам. Требования к нему менее жесткие, чем к распределенному впрыску и, как правило, отдельно не рассматриваются.

Переходим к дизельным системам. Здесь топливо может впрыскиваться в предкамеру или непосредственно в цилиндр. Для достижения эффективного сгорания почти у всех современных дизельных двигателей топливо впрыскивается в цилиндр.

Топливные насосы высокого давления (ТНВД) – старейшая, если хотите, классическая дизельная система. Есть и более современные решения – насос-форсунки и Common Rail.

Насос-форсунки – это узел, совмещающий насос, магнитный клапан для управления впрыском и распылитель для каждого отдельного цилиндра. Такая система позволяет достигать давления впрыска до 2000 бар.

Система Common Rail имеет общий аккумулятор – трубопровод, часто называемый рампой или топливной рейкой. Из трубопровода топливо впрыскивается форсунками в цилиндры. Благодаря радиально-поршневым насосам давление в рампе может достигать 1600 бар и более. Новейшие системы развивают давление до 2500 бар.

С появлением современных систем бензинового и дизельного впрыска требования к чистоте топлива существенно возросли. Более того – они непрерывно ужесточаются. Сколько посторонних включений необходимо задерживать? Вот что сообщили автору в ведущем российском институте ФГУП «НАМИ».

Требования к фильтрации бензина:

• 5–25% – для устаревших карбюраторных систем (загрязняющие частицы 3–5 мкм);

• 25–65% – для систем распределенного впрыска (частицы 3–5 мкм);

• 48–70% – для традиционных систем непосредственного впрыска (частицы 3–5 мкм);

• 85–95% – для новейших систем непосредст­венного впрыска (частицы 3–5 мкм);

Требования к фильтрации дизельного топлива:

• 25–65% – для моторов старого образца (загрязняющие частицы 3–5 мкм);

• 85–95% – для новых систем Common Rail (частицы 3–5 мкм);

• 98% – для новейших систем Common Rail (частицы 2 мкм).

При этом материал должен отделять от топлива не менее 95% воды.

Для сегодняшней практики автомобилестроения некоторые цифры выглядят завышенными. На самом деле они являются перспективными, к ним следует стремиться. Но в любом случае эти данные хорошо коррелируют с инфографикой MS Motorservice International и KOLBENSCHMIDT, представленной на рисунке внизу. А перечисленные задачи успешно решаются на основе использования новейших однослойных и многослойных фильтрующих материалов.

Виды топливных фильтров

Первой в системе фильтров идет грубая очистка: обычная густая сетка, установленная внутри бензобака, предназначенная для отсеивания особо крупных частиц.

Дальше находится фильтр тонкой очистки, о котором, собственно, и идет речь: в нем задерживаются тонкие частички, которые, тем не менее, могут засорить форсунки инжекторного или дизельного двигателя.

Для разных видов топлива делаются разные фильтры: есть разновидности для бензина, дизтоплива, газа.

По расположению различают следующие топливные фильтры:

  • Погружные фильтры, находящиеся в топливном баке. Это цельная конструкция, в которую подключается бензонасос, фильтр-сетка грубой очистки и датчик уровня топлива.

Погружные фильтры

  • Магистральные фильтры, которые включаются в топливную магистраль на участке от бензобака до насоса. Если в конструкции автомобиля предусмотрен магистральный фильтр, то предварительная очистка топлива проводится непосредственно в бензобаке (мелкоячеистая сеточка, задерживающая крупные частицы до попадания их в фильтр тонкой очистки)

В зависимости от типа двигателя различают:

  • Фильтры для карбюраторных систем, не требовательных к качеству бензина. Такие фильтры имеют самую простую конструкцию, позволяющую задерживать 60 и более процентов частиц размером до 15 мкм.
  • Фильтры для инжекторных двигателей, чувствительных к чистоте бензина. Они имеют более сложную конструкцию, прочный корпус и могут задерживать загрязнения до 10 мкм в размере.
  • Фильтры для дизельных двигателей, требующих высококачественного топлива, способные задерживать не только мельчайшие частички, но и воду, и парафины. Лучшие современные фильтры способны удалять до 95% загрязнений размером до 5 мкм!
  • Фильтры для автомобилей с ГБО, поскольку сжиженный газ тоже не отличается особой чистотой.

Фильтры грубой очистки

ФГО задерживают только крупные частицы примесей в топливе. Изготавливаются они обычно в форме металлической (латунной) сетки, которую можно вынуть, промыть и вернуть на место.

В карбюраторных системах используют несколько сеток грубой очистки с ячейками разного размера.

  1. Сетка с крупным ячейками установлена на горловине бензобака.
  2. Сетка с более мелкими ячейками установлена на топливозаборнике.
  3. Сеткой с самыми мелкими ячейками оборудован впускной штуцер.

Фильтры грубой очистки представляют собой латунную сетку

В случае инжекторного двигателя ФГО с сеткой встраивается в топливный насос бензобака.

Дизельные агрегаты обычно оборудованы фильтром-отстойником. Это, однако, не исключает использование сеток.

Фильтр грубой очистки дизельного топлива имеет ряд преимуществ перед сетками, надёжно защищая двигатель от попадания в него капель конденсата.

Дизельный ФГО не является одноразовым. Его можно промыть и установить на место.

Конструкция и принцип работы фильтра-отстойника грубой очистки

Фильтр-отстойник состоит из следующих элементов:

  • корпус с крышкой;
  • фильтрующий элемент из алюминиевых пластинок толщиной 0,15 мм с выступами в 0,05 мм — находится на втулке в прикреплённом к корпусу стакане;
  • вкрученная в корпус втулка с резьбой;
  • распределитель, прижимаемый втулкой;
  • уплотняющая паронитовая прокладка между стаканом и корпусом;
  • успокоитель, находящийся в нижней части корпуса.

Дизельные двигатели обычно оборудованы фильтром-отстойником

Фильтр-отстойник работает по следующей схеме:

  1. Через отверстия в распределителе дизельное топливо поступает в фильтр.
  2. Топливо движется ниже в успокоитель — здесь остаются крупные частицы механических примесей и конденсат.
  3. Затем горючее идёт вверх к сетке фильтрующей части, на которой остаются мелкие частицы примесей.
  4. Через топливоотвод горючее поступает в двигатель.

Тонкость отсева

Тонкость отсева – показатель количества (в процентном соотношении) частиц определенного размера, которое задерживает фильтр.

По уровню различают среднюю, номинальную и абсолютную тонкость отсева с уточнением размера частиц.

  • Средняя означает, что фильтр задерживает 50% частиц определенного размера;
  • Номинальная – отсев 95% частиц;
  • Абсолютная – полный отсев, фильтр задерживает 100% частиц.

В характеристиках фильтра этот показатель указывается так: «Номинальная тонкость отсева 15 мкм», и это означает, что фильтр задерживает до 95% частиц размером до 15 мкм.

Современные фильтры разрабатываются в соответствии с жесткими экологическими стандартами, и номинальная тонкость отсева в них может составлять 6 мкм, 4 мкм и меньше. Такая фильтрация важна в первую очередь для дизельных двигателей, более чувствительных к чистоте топлива, и в то же время более опасных для окружающей среды, чем бензиновые. Чем лучше очистка топлива – тем меньше вредных выхлопов.

Регламент замены

Признаки необходимости замены фильтров очистки топлива следующие:

  • трудности с остановкой двигателя,
  • самопроизвольная остановка мотора,
  • заниженная мощность,
  • шумная работа двигателя,
  • обильный чёрный дым из выхлопной трубы.

Ждать, пока проявятся перечисленные симптомы опасно. Дизельный двигатель не терпит невнимательного отношения. Промедление с заменой топливных фильтров уменьшает ресурс мотора и провоцирует преждевременный выход из строя. Чтобы избежать неприятностей, меняйте фильтры не реже, чем рекомендует руководство по эксплуатации автомобиля.

Бельгийский импортёр Волг уже в 1960 году начал устанавливать на «двадцать первые» несколько разновидностей атмосферных дизелей, разумеется, иностранного производства. Правда, машина при этом «переставала ехать», но в Западной Европе уже 50 лет назад экономия была куда важнее динамики.

Производители постоянно совершенствуют топливные фильтры дизельных двигателей. Расчётный ресурс современных сменных фильтрующих элементов достигает 90 тыс. км пробега. Практические рекомендации изготовителей автомобилей значительно скромнее, что объясняется, вероятно, двумя факторами. Во-первых, на срок эксплуатации очень сильно влияет низкое качество топлива. В фильтрах нет индикаторов засорённости, поэтому проверить состояние фильтрующих элементов без разборки невозможно, и лучше перестраховаться, чем нанести двигателю значительный урон. Во-вторых, фирменный сервис приносит значительную прибыль, от которой правообладатели брендов не спешат отказываться.

Единых рекомендаций по замене фильтров для всех дизельных автомобилей не существует. Обычно они составляют 25–40 тыс. км пробега. Очиститель грубый, если он есть, и в руководстве автомобиля нет особой рекомендации, меняют вместе с основным элементом тонкой очистки.

Приведённые цифры лишь обобщённые данные, не предназначенные для практического использования. Загляните в «букварь» своей машины. Не исключено, что её производитель считает целесообразным менять фильтры чаще. Например, для дизельных автомобилей Renault Duster в 2015 году установлен ресурс фильтра 20 тыс. км пробега, до этой даты он составлял всего 10 тыс. км.

Низкокачественное топливо значительно уменьшает срок службы фильтра. Чтобы нанести вред двигателю, иногда бывает достаточно одной заправки. Заметив что-то неладное после посещения АЗС, слейте подозрительное топливо и заполните бак заведомо качественным. Как можно быстрее замените топливный фильтр, даже если признаки нестабильной работы исчезли.

Конструкция фильтра

Самые простые фильтры делаются для старых карбюраторных двигателей: внутри корпуса (часто прозрачного, чтобы визуально контролировать степень заполнения) устанавливается фильтрующий элемент – специальная бумага, сложенная звездообразной шторкой. Через впускной патрубок бензин поступает в корпус фильтра, проходит через бумагу и поступает в выпускной патрубок. Такой системы вполне достаточно для не требовательных к качеству бензина автомобилей.

Инжектроные двигатели гораздо чувствительней к качеству очистки, и давление топлива в системе на порядок выше. Они состоят из прочного корпуса (металл или качественный пластик) и хорошего фильтрующего материала (бумага складывается звездообразно или наматывается по спирали, второй вариант лучше по качеству фильтрации).

Схема прямоточного инжекторного фильтра

Дизельные двигатели наиболее требовательны к качеству топлива, а значит, и фильтры для них имеют самую сложную конструкцию: не только отделение твердых частиц, но и удаление воды, парафинов, серы и других включений.

Схема дизельного фильтра с отделением воды

Для достижения высоких показателей фильтрации используется особый материал, ячейки которого расположены не равномерно, а с уменьшением размера от поверхности в глубину: более крупные частицы задерживаются в верхних слоях, более мелкие – в глубоких. Такая внутренняя структура намного продлевает срок эксплуатации фильтра, т.к. он меньше забивается и дольше может пропускать топливо в нужном объеме.

Фильтры для впрыска бензина

Как уже говорилось, форсунки весьма требовательны к чистоте бензина. Другая особенность впрысковых двигателей – относительно высокое давление в системе питания. Естественно, что фильтр, установленный после электоробензонасоса, должен иметь запас прочности. Поэтому при испытаниях такие фильтры подвергают воздействию давления до 1,5–2 МПа (15–20 атмосфер).

Фильтр для впрыска бензина устанавливают в баке, под днищем или под капотом. Среда под капотом агрессивная. Здесь царят высокие температуры и пары эксплуатационных жидкостей. Значит, конструкторы фильтра должны заботиться о коррозионной стойкости его «тела». Если же фильтр несет службу под днищем, вопрос коррозии становится особенно актуальным. Поэтому его корпус делается из стали с гальваническим покрытием, алюминиевого сплава или же из особо прочной пластмассы.

И еще интересная подробность. Метал­личес­кий корпус топливного фильтра изготовить непросто. Это не просто штамповка, а так называемая глубокая вытяжка, требующая строжайшей технологической дисциплины. И чем больше отношение длины корпуса к диаметру, тем сложнее обеспечить равномерную толщину стенок. Беря в руки фирменное изделие, об этом полезно вспомнить.

В корпусе фильтра размещается фильтрующая штора. Иногда ее укладывают звездой – в документации KOLBENSCHMIDT такие фильтры именуют радиальными (см. иллюстрацию вверху). Действительно, топливо проходит по радиусу шторы к внутренней усилительной трубке. По пути частички грязи оседают на поверхности бумаги и в глубине пор, а очищенное топливо через отверстия внутренней трубки устремляется к выходу из фильтра.

Но есть и другая укладка шторы – спирально-складчатая. Специалисты KOLBENSCHMIDT называют такие фильтры аксиальными (осевыми). Принцип фильтрации здесь несколько иной, чем в радиальных фильтрах.

Смотрим на рисунок на предыдущей странице. Фильтровальная бумага, более тонкая, чем у радиального фильтра, наматывается вокруг внутренней трубки-усилителя. Но наматывается весьма хитро – так, что вдоль оси фильтра образуются V-образные карманы, способные собирать частицы грязи. Топливо тоже подается вдоль оси, очищается в карманах и выходит из фильтра через центральную трубку.

Спирально-складчатая укладка позволяет в том же объеме разместить в 1,5–1,7 раза больше материала, чем при укладке звездой. При этом бумага для аксиальной фильтрации отличается от бумаги, используемой для звезды – она не гладкая, а крепированная, «жатая». Эксперименты показали, что креп задерживает больше плотных механических примесей.

Удивительно, но крепированная бумага дешевле обычной. Объяснение простое – ее пропитка производится на этапе приготовления «массы» в смесителе, в отличие от пропитки готового бумажного полотна. Значит, изготовители таких фильтров могут вести более гибкую ценовую политику – возможность в период кризиса немаловажная.

Особенности исполнения

По способу исполнения различают прямоточный, накручиваемый и фильтр-патрон.

Прямоточные фильтры применяются в карбюраторных и инжекторных бензиновых системах. На входе и выходе установлены патрубки, с помощью которых фильтр включается в топливную систему. Бензин поступает в корпус, проходит от наружных стенок до центра через фильтрующий элемент и направляется для дальнейшего использования. Патрубки могут находиться как на одной стороне фильтра (в крышке), так и с противоположных сторон.

Накручиваемые фильтры имеют резьбовое соединение, с помощью которого подключаются в топливную магистраль. Вход топлива осуществляется через больший диаметр с отверстиями по окружности, выход – через центральный меньший. Такие фильтры рассчитаны на высокое давление и изготавливаются в прочном металлическом корпусе или пластиковом с металлической крышкой.

Фильтр-патрон состоит из металлического кожуха (стакана) и сменной сердцевины с фильтрующей частью. Фильтрующий элемент можно приобрести отдельно, и таким образом сэкономить при регулярных заменах топливного фильтра.

В фильтрах для инжекторных двигателей предусмотрена система регулировки давления топлива: дополнительный отводящий патрубок в бензобак, по которому излишки бензина выводятся из системы. В дизельных двигателях фильтры удаляют также воздушные пузырьки, и в их конструкции предусмотрен выпускной клапан для стравливания лишнего воздуха.

В дизельных фильтрах емкость (часто прозрачная) для сбора воды имеет дренажный клапан, через который скопившуюся воду можно слить из фильтра.

Таким образом, современных топливный фильтр эволюционировал от простейшего устройства до саморегулирующейся системы, необходимой для долгой и качественной работы двигателя.

Фильтры для дизельного топлива

По статистике ФГУП «НАМИ», от 30 до 45% отказов дизелей происходят из-за неисправностей топливной аппаратуры. Вот уж действительно прецизионная система – недаром к ней предъявляются самые высокие требования по очистке топлива.

Классический дизельный фильтр FS марки KOLBENSCHMIDT показан на рисунке на этой странице. Многое сказанное в предыдущих разделах справедливо и для дизельной фильтрации: схемы систем питания, типы фильтров, конструкция штор. Поэтому не будем повторяться. Разве что добавим, что в дизельных фильтрах все чаще применяется спирально-складчатая укладка. Такая конструкция является последним словом в современных системах очистки топлива.

Кроме того, в конструкцию дизельных фильтров встраивают датчики наличия воды, управления давлением и температурой, системы подогрева и водоотделения, краники для слива отстоя и другие комбинации полезных устройств.

Кстати, о воде в топливе, этой головной боли дизелиста. Как осуществляется сепарация влаги? Никакого секрета. Просто мы рассказали о крепированной фильтровальной бумаге не всё. Штора, изготовленная из такого материала, помогает бороться с содержащейся в топливе водой. В ситуации, когда обычная бумага закупоривается влагой, крепированная эту влагу пропускает, но не сразу, а по мере нарастания локального давления. На выходе из пор влага крупными каплями стекает на внутреннюю стенку корпуса либо в отстойник, если таковой предусмотрен конструкцией фильтра. Водитель открывает специальный краник и дает воде стечь. Словом, простая операция, тем более что у некоторых автомобилей уровень воды определяется специальным датчиком.

Поскольку системы дизельного впрыска Common Rail являются прецизионными и высокотехнологичными, в момент первого (внимание – самого первого!) пуска двигателя в топливную аппаратуру не должна проникнуть грязь, попавшая в фильтр при сборке. Поэтому эта сборка происходит в специальном цехе Clean Room (чистая комната). Здесь же фильтры упаковываются, запечатываются и в таком виде поступают к дистрибьюторам.

Автору довелось бывать в таких цехах. В Clean Room работает специально подготовленный персонал. Для него обязательны специальная обувь, белая униформа, стерильные шапочки и перчатки. Само помещение сертифицировано в соответствии с Международным стандартом EN ISO 14644. У пыли просто нет шанса выжить в «белой зоне» чистой комнаты.

Эксплуатация топливного фильтра

Собственно, эксплуатация не требует от автовладельца особого внимания: все требования сводятся к покупке качественного фильтра, правильной установке и своевременной замене. Для дизельных автомобилей могут устанавливаться фильтры с отстойником для воды, тогда нужно время от времени сливать из них скопившийся конденсат через специальный клапан.

Поскольку модель фильтра зависит от модели двигателя (на автомобилях одной марки могут быть установлены разные двигатели, а значит, нужны и разные фильтры для них) и его объема (больше объем двигателя – больше и объем фильтра), регламент замены указывается в сервисной книжке. При прохождении ТО топливный фильтр меняют как один из расходных материалов.

В среднем фильтр для бензиновых инжекторных двигателей имеет ресурс до 40 тыс. км. Для дизельных фильтров ресурс зависит от способа укладки фильтрующего элемента: радиально-складчатая «звездочка» прослужит примерно 24 тыс. км, а спиральная намотка имеет ресурс намного больше – до 40 тыс. км.

На ресурс фильтра влияют несколько факторов:

  • Качество бензина, чем чище бензин – тем дольше фильтр будет полноценно работать.
  • Качество самого фильтра. Фильтрующий элемент (специальная бумага) производится всего несколькими крупными специализированными заводами, на которые поступают заказы от производителей фильтров. Совокупность исполнения всех частей (корпус, крышка, фильтрующая сердцевина, патрубки и т.д.) определяет и ресурс работы самого фильтра, ведь помимо засора он может протечь, треснуть и преподнести другие неприятные сюрпризы.
  • Смена летнего дизтоплива на зимнее и наоборот. Парафины, скапливающиеся в фильтре, намертво его забивают, приводя в негодность, поэтому переход на зимнее топливо – одно из условий бесперебойной работы топливной системы.

Парафины в топливном фильтре

  • Нештатные ситуации, возникающие во время эксплуатации автомобиля. Например, в фильтре может замерзнуть водяной конденсат и таким образом вывести из строя пористый наполнитель.
  • Некачественный бензин. Примеси, которые иногда добавляются в топливо, разъедают фильтрующий элемент, приводя его в полную негодность за очень короткое время. Именно поэтому большинство водителей предпочитают заправляться на АЗС крупных фирм, следящих за качеством топлива.

На дизельных автомобилях дополнительно может быть установлен подогреватель для фильтра: в зимнее время топливо загустевает во время стоянки до образования плотного геля, и для облегчения запуска двигателя на фильтр устанавливаются предпусковые подогреватели, нагревающие дизтопливо до температуры выше точки застывания парафинов.

Дизельный фильтр с подогревателем

О чем нужно помнить тем, кто хочет поменять топливный фильтр своими руками

— Замена топливного фильтра достаточно трудоемкая процедура, плюс она небезопасна, потому что тут присутствует работа с топливом – своими руками неподготовленному человеку не рекомендуется менять топливный фильтр, — считает Константин Епанешников. — Как правило, после замены фильтра из топливной магистрали уходит топливо, возникают проблемы с запуском. Особенно это выражено на дизельных автомобилях – запустить дизельный автомобиль после замены топливного фильтра затруднительно. Это еще один аргумент в пользу того, что не надо самостоятельно менять топливный фильтр, особенно если человек не подготовлен и не знает, как это делать правильно.

Тем не менее, если вы решите поменять топливный фильтр самостоятельно, то необходимо дождаться пока закончится топливо. После этого еще раз повернуть зажигание на три секунды, чтобы ушло давление.

Подробную инструкцию по замене топливного фильтра вы найдете в этой статье.

Инструкция

Как правильно поменять топливный фильтр

Показать еще

Признаки засора или выхода из строя топливного фильтра

Неисправность фильтра проявляется в лучшем случае уменьшением подачи топлива:

  • Увеличивается расход бензина;
  • «Троение» — не работает один из цилиндров двигателя;
  • Падает мощность мотора, что становится заметно во время разгона или движения в горку. Это достаточно опасная ситуация на трассе, когда вместо обгона идущей впереди машины получается «синхронное катание» из-за невозможности набрать скорость;
  • Автомобиль внезапно глохнет во время движения или на светофоре;
  • Двигатель не заводится вообще.

Если причиной стал засор топливного фильтра, эти неисправности легко устраняются простым ТО. Есть и худшие варианты: если фильтр оказался некачественным или внутренняя структура повреждена, неочищенный бензин будет поступать в ТНВД и мотор, приводя к более серьезным проблемам. Это будет слышно по работе насоса (шум во время движения) и двигателя (то же самое «троение», вибрация и падение мощности).

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОБЛЕМ

К несчастью, качество топлива сегодня далеко от идеального и стали не редкими неприятные ситуации, когда появляются рывки и провалы в процессе движения сначала при высоких скоростях движения, затем уже и при низких. Итак:

  • Когда машина плохо стала заводиться или не заводится вообще, причин может быть множество и самых разных, далеко не всегда владелец может догадаться о необходимости заменить топливный фильтр ваз 2115
  • Так как мнение водителя – вроде перед выездом проблем не было никаких, поэтому лишь со временем возможно владелец поймет настоящую причину неполадок, которая прячется в загрязнении фильтра топлива
  • Некоторые пытаются, исправить положение заменой масла в моторе или коробке передач, другие надеются, что их проблема решится, если промыть инжектор, или прошивки компьютера
  • Истинной причиной неполадок становится грязь, которая в большом количестве присутствует в топливе
  • Закономерно, что чем грязнее бензин, он тем быстрее засоряет фильтр, и от этого чаще будут провалы с рывками докучать во время движения
  • Единственный правильный выход ситуации — замена топливного фильтра на ваз 2115
  • Фильтрующий элемент при первых подобных симптомах следует заменить, не глядя на то каков пробег машины, на момент возникновения неприятностей, даже если он много менее тридцати тысяч
  • Процедура при этом должна проводиться в отведенном для этого месте на смотровой канаве либо эстакаде, не стоит сливать топливо на землю, подставьте емкость, помните про экологию

Внимание: В процессе ремонта машины не стоит забывать о том, что бензин воспламеняется легко, поэтому курить либо пользоваться зажигалкой при проведении замены топливных фильтров, и любом ремонте, связанном с топливной системой опасно для жизни! Кроме того, отдельно складывайте тряпки пропитанные бензином и тогда вероятность возгорания или взрыва в ремонта будет минимальной. Всегда поблизости держите порошковый, либо углекислотный огнетушитель.

  • Предварительно необходимо узнать, какой марки фильтр, и какого типа стоит у вас, чтобы не ошибиться при приобретении сменного
  • При установке нового фильтра своими руками на место смените уплотнительные колечки на трубках
  • Так же следует обратить своё внимание, чтобы стрелка нарисованная на фильтре была в направлении движения горючего в магистрали, иначе ваша проблема вернется очень скоро
  • Далее будет описана замена топливного фильтра на ваз 21154 в её технологической последовательности
  • Последовательность эта практически совпадает с заменой топливных фильтров ВАЗ 2110-2115

Выбор топливного фильтра

Фильтр на автомобиль ставится только тот, что строго соответствует параметрам двигателя, ни лучше, ни хуже. Для карбюраторных систем не подойдут инжекторные фильтры, и если очень хочется получить качественную фильтрацию, нужно выбирать фильтр выше качеством, но соответствующего типа.

Ориентироваться при выборе нужно на марку двигателя и технические параметры: внешний и внутренний диаметр, диаметры впускного и выпускного патрубков, габаритные размеры корпуса. При покупке стоит обратить внимание и на комплектность фильтра: многие производители добавляют запасные уплотнительные кольца, которые при замене фильтра будут далеко не лишними.

В среднем, чем больше объем двигателя – тем больше будет и объем фильтра, и его пропускная способность.

Как не купить подделку

Уже давно ни для кого не секрет, что на большинство известных производителей расходных материалов существует много суррогатного товара. К тому же подделки встречаются не только на дорогую продукцию, но и на средний и недорогой ценовой сегмент. Чаще поддельную продукцию изготавливают на территории Китая, а иногда даже РФ. Чтобы избежать покупки некачественных топливных фильтров при выборе важно обращать внимание на следующие параметры:

  1. Внешний вид товара. Хороший производитель заботится о качестве корпуса и фильтрующего элемента. Поэтому перед покупкой стоит внимательно осмотреть сам топливный фильтр. На корпусе не должно быть вмятин, зазубрин, трещин и других дефектов. Желательно, чтобы на нем была техническая информация, гравировки или штамповка, логотип компании и т.д.
  2. Внешний вид коробки. Хороший производитель никогда не станет экономить на упаковке своей продукции. Соответственно коробка на оригинальном товаре будет иметь качественную печать с явными краями рисунков и четким не размытым тексом. Наличие в описании грамматических ошибок или непонятных символов, также иероглифов говорит о том, что перед Вами суррогатный товар. Эмблема производителя на коробке должна соответствовать.
  3. Присутствие в коробке прокладок. У оригинальной продукции в упаковке всегда присутствуют прокладки, необходимые при установке, для обеспечения герметичности топливопровода. Они изготавливаются из специального материала устойчивого к агрессивной среде. Хотя это больше зависит от конкретного производителя, следует проверять комплектацию указанную в документации приложенной к товару.
  4. Стоимость топливного фильтра. Не стоит отдавать предпочтение максимально дешевому товару, такие фильтры могут быть либо очень низкого качества, либо попросту поддельными. Стоит остановить свой выбор на товарах среднего или высокого ценового сегмента. Особенно это важно для инжекторных автомобилей бизнес-класса либо дизельных типов двигателей, так как здесь необходима высокая степень очистки горючего. Сэкономив на топливном фильтре впоследствии можно столкнуться с дорогостоящим ремонтом элементов двигателя или топливной системы.
  5. Торговая точка. Чтобы уберечь себя от приобретения некачественного товара, покупку лучше осуществлять в проверенных магазинах, у которых есть все документы дающие им право на проведение торговой деятельности. В идеале будет, если эта торговая точка является официальным представителем той или иной компании занимающейся производством и распространением автокомплектующих.

Большинство современных изготовителей топливных фильтров стараются защитить свою продукцию применяют современные технологии. Есть много способов определить оригинальность товара, начиная с отправки СМС-сообщения с номером указанным на коробке, до идентификации продукции через QR-код. Такие меры защиты сводят приобретение подделок практически к нулю.

Осмотр отработанного фильтра

Состояние снятого фильтра может о многом сказать автовладельцу:

  • В гофре фильтра много черной пыли – наличие в бензине марганцевых добавок;
  • Фильтр весь забитый грязью – в топливе большой процент смол, асфальтенов;
  • Черная слизь на фильтрующем элементе – в топливе грибок или бактерии;
  • Волнообразное искривление гофрированного элемента – в топливе большое количество воды.

Но состояние наружной стороны не так важно, как вид фильтра внутри центрального канала: если на внутренней стороне отсутствуют отложения, а бумага изнутри чистая, значит, фильтр вполне справлялся со своей задачей.

Как устроен топливный фильтр у ВАЗ 2114?

У героя этой статьи, «четырнадцатой» модели ВАЗа он также присутствует в составе топливной системы.

Конструктивно топливный фильтр ВАЗ 2114 такой же, как и других творений этого отечественного автопроизводителя. Выглядит он как пластиковый (или металлический) цилиндр, внутри которого находятся несколько фильтрующих элементов:

  • грубой очистки;
  • тонкой очистки.

Первый отвечает за то, чтобы в двигатель машины не попали крупные куски грязи, а второй подчищает бензин от более мелких частиц и примесей.

Но, к сожалению, эта деталь не вечная и рано или поздно она засориться, особенно если постоянно заливать в «четырнадцатку» бензин на сомнительных заправках. О том, как узнать, что топливный фильтр ВАЗ 2114 засорился, расскажем далее.

Использование грязного топливного фильтра в несколько раз укорачивает жизнь мотора

Расположение фильтра

Теперь, когда все читатели поняли, насколько топливные фильтры для дизельных моторов важны и необходимы, можно рассмотреть процедуру по их замене. В первую очередь, стоит внимательно изучить вопрос о месторасположении данного узла. В этом плане дизельные автомобили также различны. Топливофильтры на дизеле устанавливаются двумя различными способами. Давайте рассмотрим каждый возможный вариант:

  • Первый. Узел вмонтирован в топливный насос и располагается в бензобаке. Чтобы добраться до него, придётся получить доступ к баку любым возможным способом. Как правило, необходимо снять задний диван в салоне автомобиля. После этого можно начинать ремонт узла. Подобная организация работы топливной фильтрации зачастую используется на более новых дизельных автомобилях (Форд Мондео 4, Митсубиси Паджеро 4, КИА Соул и т. п.).

  • Второй. Топливный фильтр дизеля располагается отдельным узлом. В таком случае найти узел также не стол сложно – достаточно либо открыть капот, либо заглянуть под бензобак и найти за ним характерный «бочонок» — это и будет топливофильтр. Подобный вариант расположения узла нередок как для старых моделей дизелей, так и для новых (УАЗ Патриот, Форд Куга и т.п.).

От месторасположения топливного фильтра дизеля во многом зависит то, как будет проводиться его замена, насколько будет сложна данная процедура и что в её процессе придётся осуществлять. В любом случае ремонт подобного рода не представляет собой ничего сложного, поэтому при необходимости его проведения обращения на СТО можно избежать без особых проблем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]