Начало 90-х годов сложно назвать приятным для автомобильного рынка, да и экономики всей страны в целом. Но несмотря на эти трудности, развитие автомобильной промышленности было сложно остановить. В результате этого инженерам удалось разработать двигатель ВАЗ 2111.
Мотор отличался рабочим объемом в 1.5 литра, и вышел с производственной линии уже в 1994 году. Это абсолютно новый мотор для десятого поколения автомобилей. Изначально перед инженерами стояла задача разработать его для установки под капот универсала ВАЗ 2111. Но получилось насколько хорошо, что двигатель оказался востребованным и для других моделей производителя.
Технические характеристики
Объем двигателя, куб.см | 1499 |
Максимальная мощность, л.с. | 72 — 79 |
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. | 109 (11) / 3000 115 (12) / 3200 116 (12) / 3000 116 (12) / 3200 118 (12) / 3000 |
Используемое топливо | Бензин АИ-95 Бензин АИ-92 |
Расход топлива, л/100 км | 7.8 |
Тип двигателя | Рядный, 4-цилиндровый |
Доп. информация о двигателе | распределенный впрыск топлива |
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. | 72 (53) / 5600 76 (56) / 5200 77 (57) / 5200 77 (57) / 5400 78 (57) / 5400 |
Степень сжатия | 9.8 |
Диаметр цилиндра, мм | 71 — 82 |
Ход поршня, мм | 71 — 82 |
Привод клапанов | SOHC |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Типичные неисправности
После многолетнего опыта эксплуатации замечено, что двигатель 2111 подвержен следующим поломкам:
Неисправность | Причина | Устранение |
ДВС «троит», плавают обороты | 1)поломка датчика ДПДЗ 3)пробой прокладки | 1)замена датчика заслонки 2)установка нового клапана 3)замена прокладки |
Шумы и стуки | 1)зазоры клапанов сбиты 2)износ шатунных вкладышей или коренных подшипников 3)выработан ресурс колец и поршней | замена расходников или капремонт |
Перегрев мотора | 1)поломка температурного датчика 2)отказ термостата | ремонт или замена комплектующих |
Недоработана выхлопная система мотора, поэтому трескается выпускной коллектор и ломается его крепеж. Особенностью ГРМ является низкий ресурс прокладки клапанной крышки.
Особенности
1994 год принес инженерам АвтоВАЗа очередную разработку силового агрегата для установки под капот десятого семейства. Им оказался двигатель ВАЗ 2111 8 клапанов, но большое количество различного рода проблем привело к тому, что его запустили в производство только в 1997 году. Выпускался двигатель до 2014 года, и было проведено несколько модернизаций, которые не коснулись механической части.
Конструктивно это рядный бензиновый мотор с четырьмя цилиндрами в атмосферном исполнении. Рабочий объем силового агрегата составляет 1.5 литра, а его максимальная мощность достигает 78 лошадиных сил, при этом пиковый крутящий момент равен 116 Нм.
Базой для проектировки силового агрегата был двигатель ВАЗ-2108. Если не брать во внимание систему питания, то силовой агрегат является точной копией мотора ВАЗ-2110. Для изготовления блока цилиндров применили чугун повышенной прочности, и в нем не устанавливаются гильзы. Цилиндры вытачивались прямо в теле блока. Производители допускали два ремонтных размера, поэтому при необходимости расточки цилиндров можно было сделать два капитальных ремонта.
Коленвал также изготавливался со специального чугуна, а его конструкция предусматривает пять опор. Особенностью является измененная форма противовесов, что позволило гасить крутильные колебания. Шатуны изготавливались из стали и были кованные. В верхней головке запрессована втулка из сплава стали с бронзой.
Двигатель 1.5 ВАЗ 2111 предусматривал установку литых поршней из алюминиевого сплава. Поршневой палец имел плавающий тип, поэтому предусматривал фиксацию с помощью стопорных колец. Юбка была рассчитана под установку двух компрессионных колец и одного маслосъемного.
Головка блока цилиндров была из алюминия, конструктивно предусматривала установку одного распределительного вала и 8 клапанов. В конструкции не предусматривались гидравлические компенсаторы, поэтому тепловой зазор приходилось регулировать вручную с помощью подбора шайб.
Распределительный вал также отливали из чугуна, и он предусматривал наличие 5 опор. Привод газораспределительного механизма ременный, и в случае обрыва клапана не гнет. В качестве системы питания двигатель ВАЗ 2111 предусматривал инжектор. Это предусматривало распределенный впрыск топлива с электронным управлением.
Многие задаются вопросом о том, где находится номер двигателя ВАЗ 2111. Ответ на него достаточно прост, поскольку вам просто придется снять корпус воздушного фильтра, так как идентификационный номер расположен на торце блока цилиндров, прямо над картером сцепления и под корпусом термостата.
В каких авто использовался?
Устанавливался двигатель 2111 на следующие модели переднеприводных автомобилей ВАЗ:
- 2108 – хетчбэк трехдверный;
- 21083 – хетчбэк трехдверный;
- 2109 – хетчбэк пятидверный;
- 21093 – хетчбэк пятидверный;
- 21099 – седан;
- 2113 – хетчбэк трехдверный;
- 2114 – хетчбэк пятидверный;
- 2115 – седан;
- 2110 – седан;
- 2111 – универсал пятидверный;
- 2112 – хетчбэк пятидверный.
На «восьмерки» и «девятки» мотор устанавливался после 1987 года, соответственно.
Преимущества
Производителям удалось сделать 8 клапанный двигатель ВАЗ 2111 достаточно популярным, поскольку в его конструкции было достаточно большое количество различных решений, влекущих за собой преимущества. Основными положительными качествами силового агрегата являются следующие:
- Отличная динамика. Поскольку мотор отличается достаточно хорошими показателями максимальной мощности и крутящего момента, то ему не составляло никаких проблем с нормальными показателями разгонять легковые автомобили.
- Надежность. Блок двигателя ВАЗ 2111 изготавливается из высокопрочных материалов, поэтому его ресурсу можно только позавидовать. При правильной эксплуатации и соответствующему техническому обслуживанию можно умудрится проехать на нем порядка 350 тысяч километров без необходимости капитального ремонта.
- Инжекторная система питания. Благодаря такому решению конструкторам удалось достичь максимальной экономии топлива во время работы силового агрегата, независимо от того, в каком именно цикле движения он используется на данный момент.
- Два ремонтных размера. Даже в случае необходимости капитального ремонта силового агрегата с расточкой, это можно было сделать два раза. Производители предусмотрели это благодаря тому, что в блоке не устанавливаются гильзы, а цилиндры выточены прямо в нем.
- Минимальное количество вибраций. Разработчики приложили немало усилий для того, чтобы получить максимальный баланс всей конструкции. Благодаря этому во время движения на автомобиле с таким двигателем под капотом практически не чувствуются вибрации.
Головка блока цилиндров
ГБЦ инжекторного двигателя 2111 такая же, как устанавливалась на модель 21083, отличие только одно – крепежные болты головки имеют большую длину.
Распределительный вал аналогичен 2110. Его посадочные размеры совпадают с валом от 2108, но профиль кулачков несколько иной, из-за чего увеличился подъем клапанов: впускные – 9,6 мм, выпускные – 9,3 мм (на 2108 и те и другие поднимались на 9 мм). Кроме того, были измены углы наклона кулачков относительно паза, в который устанавливается шпонка шкива приводного ремня ГБЦ.
Благодаря внесенным изменениям производителю удалось улучшить характеристики двигателя 2111.
Что касается привода ГРМ, то он конструктивно такой же, как и на 21083. Ремень (шириной 19 мм) имеет 111 зубьев с эвольвентным профилем.
Проблемы
Но несмотря на достаточно большое количество преимуществ, двигатель ВАЗ 2111 8 клапанов с инжектором не оказался и без типичных проблем, влекущих за собой достаточно большое количество поломок. Основными из них, которые отмечают автолюбители являются следующие:
- Система охлаждения двигателя ВАЗ 2111 предусматривала установку низкокачественных компонентов, что нередко приводило к его перегреву. Как правило, чаще всего виной тому сломанный термостат или вентилятор. Немного реже просто может разгерметизоваться контур.
- Постоянно владельцы силового агрегата сталкиваются с образованиями течей и запотеваний. Но это вовсе не страшно, поскольку их хоть и много, они очень маленькие. Это приводит к тому, что уровень масла никак не снижается.
- Во время работы мотора можно заметить то, что его обороты плавают. Если это происходит во время работы на холостом ходу, то стоит обратить внимание на датчики. Сначала нужно проверить ДМРВ, а уже потом обратить внимание на РХХ и ДПДЗ.
- Нередко троит двигатель ВАЗ 2111, и это происходит как правило из-за неисправности в системе зажигания. Но если там ничего не обнаружилось, то стоит готовиться к серьезному ремонту, поскольку причиной может стать прогар одного или нескольких клапанов.
- Под капотом во время работы может наблюдаться шум. Чаще всего это происходит из-за того, что неправильно отрегулированы тепловые зазоры клапанов. Но если это не помогло, то стоит ехать на сервис. Громкий стук может исходить от поршней, либо же подшипников, как шатунных, так и коренных.
Надежность, слабые места, ремонтопригодность
Надежность
Мнения автовладельцев о надежности двигателя, как водится, разделились. Например, Анатолий (Луцкая обл.) пишет: «… Двигатель порадовал бодрым разгоном и экономичностью. Агрегат довольно шумный, но это типично для автомобилей бюджетного класса». Его полностью поддерживает Олег (Вологодская обл.): «… у меня десятка с 2005 года, эксплуатируется ежедневно, комфортно едет, приятно разгоняется. К двигателю претензий нет».
Вторая группа автолюбителей является полной противоположностью первой. Так, Сергей (Ивановская обл.) говорит, что: «… за год эксплуатации пришлось поменять все шланги системы охлаждения, два раза сцепление и многое чего другого». Аналогичным образом не повезло Алексею (г. Подмосковье): «… почти сразу пришлось менять реле генератора, датчик ХХ, модуль зажигания…».
В оценке надежности мотора, как это ни странно, правы обе стороны автолюбителей. И вот почему. Если к двигателю относиться так, как рекомендует производитель, то надежность не вызывает сомнений.
Имеются примеры, когда пробег мотора без капитального ремонта превышал 367 тыс. км. В то же время можно встретить немало водителей, которые из всего обслуживания только своевременно заливают бензин и масло. Естественно, у них двигатели «крайне ненадежные».
Слабые места
К слабым местам относится «троение» мотора. Это крайне неприятный симптом для автовладельца. В большинстве случаев причиной этого явления является прогорание одного и даже нескольких клапанов.
Но, бывает, что эту неприятность вызывает сбой в модуле зажигания. Истинную причину «троения» двигателя можно выявить на СТО при диагностике двигателя.
Еще одна серьезная неисправность – возникновение несанкционированных стуков. Причин возникновения посторонних шумов несколько. Чаще всего виной служат не отрегулированные клапана.
В то же время «авторами» стуков могут являться поршни, либо коренные или шатунные подшипники (вкладыши) коленчатого вала. В этом случае двигатель требует серьезного ремонта. Диагностика на автосервисе поможет выявить данную проблему.
И последняя из серьезных проблем – перегрев ДВС. Происходит в результате выхода из строя узлов и деталей системы охлаждения. Не стабильной работой отличаются термостат и вентилятор. Выход из строя этих узлов гарантирует перегрев мотора. Поэтому водителю крайне важно во время движения следить не только за дорогой, но и за приборами.
Остальные слабые места двигателя менее критичны. Например, появление при работе мотора плавающих оборотов. Как правило, это явление возникает при выходе из строя какого-либо датчика – ДМРВ, РХХ или ДПДЗ. Достаточно обнаружить и заменить неисправную детальку.
Течи масла и ОЖ. В основном они незначительны, но неприятностей доставляют немало. Устранить подтекания технических жидкостей можно простым поджатием креплений уплотнений в месте их появления, либо заменить неисправный сальник.
Техническое обслуживание
Если вы не хотите столкнуться тем, что понадобится преждевременный ремонт двигателя ВАЗ 2111, то стоит обратить внимание на его правильное обслуживание. Ремень газораспределительного механизма требуется заменить после прохождения 100 тысяч километров, но сильно беспокоится об этом не стоит, поскольку при его обрыве клапана не гнет.
Масло двигатель ВАЗ 2111 практически не ест, а вот заменять его необходимо после прохождения 10 тысяч километров вместе с фильтром. В мотор можно заливать виды 15W40, 5W40, 10W40 и 5W40. Всего в нем находится 3.5 литров масла, однако для замены необходимо брать 3.2 литра.
Поскольку конструкция не предусматривает наличия гидравлических компенсаторов, то тепловой зазор в клапанах нужно регулировать после прохождения каждых 20 тысяч километров. В противном случае можно столкнуться с достаточно большим количеством проблем.
Плюсы и недостатки
Вышеприведенное описание параметров превосходит характеристики всей линейки существующих на тот момент ДВС, производившихся АвтоВАЗом. Однако «в наследство» от моторов 21083 и 2110 двигатель 2111 получил недостатки:
- обрыв шпилек в креплении «глушитель-выпускной коллектор»;
- поломка топливного погружного насоса;
- негерметичность прокладки клапанной крышки;
- низкий ресурс элементов охлаждающей системы;
- периодическая разрегулировка клапанов.
Плюсами являются низкий расход масла и топлива, возможная форсировка своими руками, но только в счет доработки имеющихся агрегатов.
Модификации
Двигатель ВАЗ-2111-75 отличался от основного мотора работой системы питания. Необходимость повышения экологических норм выброса отработанных газов для стандарта Euro 5 заставила установить фазированную систему впрыска топлива. Масляный насос двигателя также получил изменения, поскольку его крышку теперь изготавливали из алюминия, а на ней размещалось отверстие для установки датчика положения коленчатого вала.
Двигатель ВАЗ-2111-80 можно было найти под капотом экспортных моделей начиная 2108, 2109 и 21099. Отличие заключалось от того, что на моторе устанавливался датчик детонации, под который пришлось сделать отверстия в блоке цилиндров. То же самое сделали и для установки модуля зажигания и генератора. Помимо этого производители изменили профиль кулачков распределительного вала, чем достигли изменения в высоте подъема клапанов. В системе питания также были применены изменения, поскольку для соответствия стандартам Euro 2 пришлось сделать попарно-параллельный впрыск топлива.
Расположение под капотом автомобиля
Двигатель 2111 в совокупности с коробкой передач и механизмом сцепления составляет единый силовой блок, который в подкапотном пространстве машины закреплен на трех резинометаллических опорах.
Справа (если смотреть по направлению движения автомобиля) от блока цилиндров расположен комплекс приводов: коленчатого вала, вала распределительного, а также насоса для перекачки по системе охлаждения антифриза. Приводы выполнены в виде зубчатых шкивов, соединенных одним ремнем. С этой же стороны установлен генератор, который также посредством поликлинового ремня соединен со шкивом коленвала.
Слева на блоке цилиндров закреплен термостат с датчиком температуры.
Некачественное горючее
Первым делом необходимо проверить, то насколько качественное топливо было залито в транспортное средство. Если бензин был низкого качества то, скорее всего, забылся один из элементов топливной системы. Так, автомобилисту придётся узнать, какая схема подачи топлива, и найти детали, что могли дать сбой.
Так, первый элемент, который попадает под пристальный взор — распылители. Неисправности форсунок могут вызвать неустойчивую работу мотора, что приведёт к возникновению троения. Для диагностики и чистки узла используется специальный стенд, но многие автомобилисты проводят процесс самостоятельно, при помощи жидкости для чистки карбюратора.
Также, неустойчивая работа движка может быть вызванная засорённостью топливных фильтров. Один располагается под задним правым колесом, а второй в топливном насосе. На заборнике бензонасоса стоит сетка-фильтр, которую необходимо заменить. Процесс довольно сложный, поскольку придётся снимать задние сиденья и вынимать элемент подачи топлива. А вот топливный фильтр под колесом можно поменять быстро и без особых проблем.
Тюнинг ДВС
По умолчанию в двигателе использован максимальный диаметр цилиндров, поэтому расточить их еще больше никак не получится или обойдется слишком дорого. Применяется тюнинг следующих видов:
- фильтр ФНС – нулевое сопротивление может «оживить» мотор;
- дроссель 54 – заслонка большего диаметра монтируется обязательно в паре с ФНС;
- прямоточня выпускная система – паук схемы 4/2/1 и резонатор с банками;
- спортивный распредвал – изменяются режимы газораспределения.
Таким образом, ДВС 2111 на порядок превосходит карбюраторные модификации, не гнет клапана, экономичен в работе, поэтому его выпускали долго и много, чтобы комплектовать всю линейку переднеприводных авто, выпускаемую на тот момент. Благодаря нескольким ремонтным размерам поршня и цилиндра, можно сделать капитальный ремонт собственными силами.
Источник
Кривошипно-шатунный механизм движка 2111
Блок цилиндров изготовлен из литого чугуна аналогично модели 21083. Заводской диаметр цилиндра — 82 мм, при расточке он может увеличиться на 0,4 либо 0,8 мм. Цилиндры подразделяются на классы. В зависимости от диаметра выделяют модель А,5,С,2,Е. Допускается износ — не более 0,15 мм.
Снизу к блоку прикреплены пять коренных подшипников с крышками. Средняя опора имеет гнезда под опорные полукольца. Они призваны препятствовать отклонению коленвала от своей оси. Люфт коленвала не должен превышать 0,26 мм. Если показатель превышен, полукольца заменяются.
Вкладыши подшипников (коренных и шатунных) — тонкостенные из сталеалюминевого сплава. Материал изготовления коленвала — высокопрочный чугун. На валу располагаются 5 коренных и 4 шатунных шейки. На валу отлито восемь противовесов.
На переднем торце коленвала располагается шкив привода распредвала. При помощи штифта к нему прикреплен шкив привода генератора. В промежутке между частями шкива есть упругий элемент, который смягчает колебания коленвала. На шкиве всего 60 зубьев, 2 из них пропущены для определения верхней мертвой точки (ВМТ) поршня.
Другой конец вала прикреплен к маховику. Маховик также чугунный, литой. Установлен таким образом, чтобы конусная лунка, расположенная возле него, стояла точно напротив шатунной шейки четвертого цилиндра. Это нужно для выставления ВМТ, когда выполняется сборка двигателя ВАЗ 2111.
Устройство ГРМ ВАЗ 2110 инжектор 8 клапанов
Многих волнует вопрос гнет ли клапана на инжекторном двигателе ВАЗ 2110. Нет не гнет. 8-клапанный инжектор этой недоработкой не страдает. Но это не значит, что не стоит следить за ремнем ГРМ. Поскольку ослабление и последующее перескакивание ремня на некоторое количество зубцов приведет к неизбежным проблемам. Стоит обращать особое внимание, если на ремень попадает моторное масло, долго замасленный ремень не прослужит. Далее подробное изображение схема ГРМ 8-клапанного инжекторного двигателя “десятки”. Смотрим фото далее.
При замене ремня ГРМ на ВАЗ-2110 необходимо четко совместить метки на шкиве распредвала и коленвала, без этого мотор нормально работать не будет. Еще один важный момент, при перемещении натяжного ролика к исходному состоянию метки смещаются, поскольку натяжение ремня меняется. Поэтому внимательно просмотрите, четко ли совмещены метки ГРМ, перед тем как надевать кожух закрывающий ремень ГРМ.