Отказало сцепление, но ехать надо — 3 способа, как выкрутиться

В процессе эксплуатации автомобиль неизбежно ломается. Иногда это происходит крайне неожиданно, сваливаясь на водителя буквально как снег на голову. Сцепление через трансмиссию передает крутящий момент двигателя на колеса. При его выходе из строя машина попросту не сможет полноценно двигаться и даже тронуться с места.

Можно пережить, когда сцепление отказывает в пределах населенного пункта. Сложнее, если машина отказывается ехать на трассе или вдали от цивилизации. Но и при таких обстоятельствах существует решение. Главное – не паниковать.

Когда ехать опасно

В процессе работы ведомый диск сцепления обязательно изнашивается. Интенсивность такого явления напрямую зависит от манеры езды. При аккуратном вождении его эксплуатационный ресурс может составлять 120000 километров пробега.

Во время вождения каждому водителю важно воспринимать сигналы, которые подает сцепление, и правильно на них реагировать.

Автомобилиста должны насторожить следующие явления:

  • пробуксовка сцепления;
  • рывки при его работе;
  • посторонние шумы при переключении передач;
  • механизм не может разъединиться.

Это происходит из-за разломов опорного подшипника, фрикционных накладок, износа колец синхронизатора. Неожиданная критичная поломка практически всегда является следствием невнимательности водителя. Если игнорировать вышеописанные симптомы, то это приведет к необходимости замены всей корзины сцепления.

Существуют обстоятельства, при которых продолжать ехать на автомобиле просто недопустимо. Делать это нельзя в следующих ситуациях:

  • при «заклинивании» на заднем ходу или высокой передаче;
  • на крутом подъеме или спуске;
  • при нестабильности в работе;
  • при сильной тряске, вибрациях, «хрусте» в момент переключения передач.

Что будет если переключить передачу без сцепления

Практиковать такое постоянно без дела, естественно, не нужно. Да и вряд ли вы сможете это сделать намеренно и с легкостью. Задача из тяжелых. Потому что водитель столкнется с такой серьезной вибрацией на рычаге, что сразу станет ясно — пора заканчивать с такими экспериментами.

Все-таки давайте не будем забывать, что шестеренки и венцы — это изделия из легированной стали. У человека не так много сил, чтобы их «победить». Определенно присутствует малая доля вероятности, что зубцы смогут совпадать, в результате чего передачу удастся переключить. Но шансы на это очень малы. Здесь самое главное — это момент зацепления рычага с шестеренкой. А его нет, как вы понимаете.

Способы продолжить движение

Причинами описанных выше неисправностей является замасливание, повреждение накладок ведомого диска, а также его деформации. Кроме того, вызвать проблемы может заедание вилки, подшипников, нажимного диска, деформации маховика.

Если сцепление отказало в самый неожиданный момент на безлюдном участке дороги, то не стоит отчаиваться. Даже когда машина остановилась, но в салоне находятся несколько человек, ее всегда можно завести «с толкача». К сожалению, бывают ситуации, когда автомобилист оказывается один на один с такими проблемами. Даже при самых критических ситуациях не стоит отчаиваться. Опытные автомобилисты предлагают свои решения.

С первой передачи

Даже при таких обстоятельствах можно достойно выйти из ситуации. Здесь нужно действовать следующим образом:

  • на заглушенном двигателе нужно включить первую передачу;
  • аккуратно нажать на педаль акселератора в момент поворачивания ключа внутри замка зажигания;
  • плавно доехать до ближайшего населенного пункта.

По словам опытных водителей, в процессе такой езды можно переключаться на более высокие передачи. Важно делать это как можно более плавно, без резких движений.

Переключать передачи

Если левая педаль полностью отказала во время движения, то не стоит паниковать:

  1. При таких обстоятельствах нужно попеременно снижать скорость, переключая рычаг МКПП на низшие позиции.
  2. В случае отказа сцепления при включенной передаче нужно сбросить газ, перевести рычаг переключения передач на «нейтралку». При этом нужно периодически «прогазовывать».
  3. После небольшого разгона рекомендуется прижать рычаг МКПП так, как при переключении передач.
  4. После этого отпустить нажим на педаль акселератора. При таких условиях рычаг полностью войдет в свое натуральное положение.

Как доехать без сцепления?

Подробности Категория: Автошкола Опубликовано 09.10.2014

Нередко в жизни автомобилистов случается такое, что автомобиль остается без сцепления. Виной тому чаще всего бывают такие банальные причины, как обрыв тросика привода сцепления или нарушение герметичности гидропривода сцепления.

Однако, самостоятельно устранить подобные неисправности в пути не всегда удается. Поэтому выход из данной ситуации – искать буксир или эвакуатор, чтобы добраться до места ремонта. Однако если помочь Вам некому – не беда, и без сцепления вполне можно передвигаться на автомобиле. Алгоритм действий – ниже.

1. На заглушенном автомобиле включаем первую передачу.

2. Включаем зажигание и запускаем двигатель. При этом, из-за того что автомобиль находится на передаче, он начнет рывками двигаться вперед. В этом момент плавно нажимаем на газ и отпускаем ключ зажигания, чтобы выключился стартер.

3. Все, автомобиль потихоньку двигается без сцепления.

4. Для включения второй передачи немного разгоняем автомобиль и резко убираем ногу с педали газа. Одновременно с отпусканием педали газа переводим рычаг КПП в нейтральное положение. Чтобы включить вторую скорость, плавно начинаем включать ее. Если скорости валов в КПП и движения автомобиля совпадают, то она включится без проблем. Если же рычаг КПП сопротивляется включению, нужно немного выждать и попробовать еще раз.

Внимание! Если чувствуете сопротивление рычагу КПП, значит скорости автомобиля и валов в КПП еще не сравнялись, не стоит пытаться насильно включить скорость, так как можно повредить детали КПП.

5. Немного разогнавшись, можно точно также включить третью передачу, но лучше аккуратно двигаться на первых двух передачах.

6. Если нужно включить пониженную передачу, это нужно делать только с перегазовкой, чтобы не повредить КПП.

Не забудьте включить аварийную сигнализацию, следите за тем, чтобы не создавать помех окружающим. Таким образом, можно приноровиться, и передвигаться на достаточно большие расстояния без вреда для автомобиля. К примеру, большинство водителей американских тягачей, которые по традиции оснащаются несинхронизированными механическими КПП, используют сцепление только при начале движения, а в процессе переключаются без использования сцепления, интуитивно чувствуя моменты переключения и используя перегазовку.

Как учат в автошколах

В автошколах инструкторы часто учат начинающих водителей в обязательном порядке выжимать педаль сцепления, что позволит избежать рывка автомобиля вперёд в том случае, если водитель не включил нейтраль и пытается завести машину. Тем самым предупреждаются мелкие ДТП, когда на тесном паркинге новички пытаются завести машину на передаче, автомобиль резко дёргается, ударяя впередистоящую машину.

Более продвинутые специалисты рассказывают новичкам в автошколах, что выжимать сцепление необходимо не столько для предупреждения заведения на передаче, сколько для упрощения запуска двигателя. Дело в том, что в мороз масло загустевает, соответственно стартеру сложно прокрутить коленвал, что не позволяет завести двигатель. Если выжать сцепление, то снимается нагрузка от коробки передач, соответственно мотор можно завести в холод, при изношенном стартере или слабом аккумуляторе.

Запускаем двигатель на МКПП

Как стартовать с пробуксовкой на механике

Поклонники агрессивной манеры езды, не жалеющие свой автомобиль, часто не знают, как двигаться с места с пробуксовкой. Сложного тут ничего нет: многие новички часто по неопытности начинают движение именно так.

Алгоритм действий такой (на запущенном двигателе).

  1. Выжать сцепление.
  2. Включить первую передачу.
  3. Выжать сцепление.
  4. Добавить газу (особо агрессивные доводят до 3000 об/мин)
  5. Сброситься сцепление так, чтобы автомобиль не заглох.

Шум, свист и восторг обеспечен. Будьте готовы к тому, что автомобиль может пойти юзом. Из возможных поломок — проблемы со сцеплением, износ шин. Ресурс двигателя при такой манере езды значительно сокращается.

Теперь вы знаете, как трогаться с места на механике в разных ситуациях. Если у вас с этим проблемы — наймите инструктора и потренируйтесь с ним на закрытой площадке или пустой дороге Ошибки при старте с места, особенно в горку, в условиях плотного городского движения обойдутся водителю дорого.

Поделиться в соц сетях:

Еще полезное по теме

Как проходит обучение в автошколе в 2022 году

19.01.2022

Как оформить международные права в РФ в 2022 году

01.01.2022

Автоматическая коробка передач — так ли все просто?

Начало движения на автоматической коробке передач также имеет ряд особенностей. К примеру, нельзя включить режим D и сразу же нажимать на педаль газа с высокой интенсивностью. Если у вас робот или вариатор, это не принесет слишком страшных последствий, а вот на традиционном автомате или Tiptronic придется попрощаться с высоким ресурсом техники. Автомат может просто заклинить от таких действий, автомобиль будет невозможно качественно эксплуатировать без нормальной работы всех функций этого узла. Правила поездки на автомате следующие:

  • после запуска двигателя дайте автомобилю несколько минут на прогрев всех технических жидкостей;
  • если передача включается туго, повремените с началом поездки — это предостережение от автоматики;
  • после включения нужного режима не стоит сразу же давить на газ, сначала полностью отпустите педаль тормоза и дайте автомобилю покатиться на холостых оборотах;
  • забудьте о том, что у вас есть левая нога — она в автомобилях с автоматической коробкой передач является лишним элементом человеческого тела;
  • все действия выполняйте только правой ногой, чтобы исключить возможное одновременное нажатие педалей газа и тормоза;
  • газ при ускорении нажимайте плавно и без каких-либо рывков — это сохранит ресурс коробки передач.

Считается, что с автоматом эксплуатация двигателя оказывается мягче, поэтому подержанные авто с такой коробкой берут охотнее. На самом деле, лучше отдать предпочтение машине с механикой. Ведь если водитель не соблюдал базовые рекомендации по вождению автомобиля на автомате, его транспорт окажется не в самом лучшем состоянии. Представленные выше пункты не являются рекомендациями, они могут называться требованиями к эксплуатации машины, но производители редко делают на них упор при составлении инструкции по эксплуатации. Лучше выработать изначально правильные привычки вождения, а не постоянно гробить свой автомобиль неверными действиями. Предлагаем посмотреть небольшое видео с правильным обучением вождению на механике:

Можно ли трогаться на сцеплении без газа

На большинстве современных автомобилей можно начинать движения не задействуя педаль газа. Водитель выжимает сцепление, запускает двигатель, включает первую передачу и медленно отпускает педаль. Исправный автомобиль при этом начнет медленно двигаться.

Чтобы машина не дергалась сцепление отпускают плавно, миллиметр за миллиметром. Важно поймать момент, когда автомобиль задрожит и начнет движение. Тут можно зафиксировать педаль (перестать ее опускать), чтобы нога «запомнила» положение.

Опытные водители знают, на сколько нужно отпустить педаль, чтобы начать движение без рывков и не заглохнуть, и делают это быстро.

Выжим сцепления при запуске мотора: все «за» и «против»

Как правило, привычка выжимать сцепление перед запуском двигателя у многих водителей, которые ездят на авто с МКПП, является доведенным до полного автоматизма действием. Сцепление выжимается всегда, независимо от времени года, степени прогрева двигателя и т.д.

При этом, хотя и реже, встречаются такие автовладельцы, которые категорически не рекомендуют постоянно выжимать педаль сцепления перед тем, как завести мотор. Рассмотрим аргументы одной и другой стороны.

  • Начнем со сторонников выжима. Если не вдаваться в технические подробности, нажимая педаль сцепления, водитель полностью «размыкает» коробку и двигатель.

Именно по этой причине те, кто привык ездить на машинах еще со времен СССР, хорошо знают о том, что стартеру с выжатым сцеплением легче провернуть коленчатый вал, так как первичный вал в коробке при выжатом сцеплении не крутится.

С учетом того, что карбюраторные автомобили сами по себе часто испытывают определенные трудности с запуском (особенно холодным), становится понятно, зачем выжимать сцепление при запуске двигателя на таких авто.

Теперь о более современных ТС с механической коробкой. Достаточно часто необходимость выжимать сцепление перед пуском мотора продиктована тем, что на некоторых автомобилях европейского и американского производства силовой агрегат без такого действия попросту не заведется.

Данное решение позволяет повысить безопасность в процессе эксплуатации, особенно если говорить о начинающих водителях. Другими словами, если владелец еще не имеет четко выработанной привычки снимать коробку с передачи после стоянки ТС и переводить КПП на «нейтралку», тогда выжим педали сцепления позволяет избежать рисков запуска ДВС с включенной передачей.

Фактически, исключается вероятность того, что машина дернется при запуске от стартера, что может стать причиной определенных неприятностей. Получается, выжим сцепления играет роль своеобразной защиты, подстраховывая забывчивого или неопытного водителя.

Следующий аргумент напрямую связан с особенностью конструкции. Если заводить двигатель, особенно холодный, без нажатого сцепления, заряд АКБ расходуется быстрее, возрастает нагрузка на стартер и т.д. Выше мы уже говорили, что если педаль сцепления не выжать, тогда в момент запуска необходимо будет проворачивать и первичный вал КПП.

Если представить, что масло в двигателе зимой густое, к этому добавить еще более вязкую смазку в коробке передач, а также принять во внимание то, что в холодное время года АКБ закономерно хуже держит и сильнее расходует заряд, тогда необходимость выжать сцепление тоже вполне очевидна.

Почему и когда сцепление не рекомендуется выжимать перед пуском ДВС

Теперь рассмотрим утверждения противников, которые твердо уверены в том, что выжимать сцепление перед запуском двигателя не нужно.

Главным аргументом является то, что выжим сцепления способен нанести вред силовому агрегату и сократить его ресурс.

Если точнее, речь идет об упорном подшипнике коленвала. Если сцепление выжимать в момент пуска ДВС, тогда указанный подшипник подвергается значительным нагрузкам, на которые он изначально никак не рассчитан.

Более того, этому элементу под такой нагрузкой приходится какое-то время работать в условиях сухого трения (без масла). Дело в том, что смазочная жидкость, особенно густая, доходит до него не сразу.

Рекомендуем также прочитать статью о том, на каких оборотах двигателя лучше ездить. Из этой статьи вы узнаете о том, какие обороты лучше держать на бензиновых и дизельных авто для сохранения ресурса двигателя без ущерба для динамики.

Результатом становится значительное сокращение срока службы элемента, сам коленчатый вал получает осевой люфт, дальше появляются повышенные вибрации, которые затем передаются на кузов. Итог — двигатель нужно разбирать, так как мотор нуждается в неотложном ремонте.

С учетом приведенной выше информации данная группа автовладельцев акцентирует внимание на том, что выжимать сцепление перед запуском может быть и нужно, но только при определенных условиях. К таковым относится сильное понижение наружной температуры, когда масло в ДВС и КПП сильно густое.

В таких условиях изначально важнее успешно завести двигатель, а не думать о ресурсе подшипника. Однако если никаких предпосылок для выжима нет, то педаль сцепления перед пуском ДВС нажимать не стоит.

Основные сведения о процессе начала движения и конструкции авто

Существует множество мнений, которые утверждают, что современные автомобили вообще невозможно убить, если просто неправильно трогаться. Ведь производители знают об этой проблеме начинающих водителей и должны что-то сделать в плане конструкции и предоставить нормальные условия для эксплуатации автомобилей. Но на деле оказывается, что тип сцепления для механической коробки не менялся уже очень давно, он как был подвержен поломкам при пробуксовках, так и остается с этой проблемой. Среди конструктивных особенностей, которые важны для рассмотрения правильного старта движения, нужно учитывать весь процесс начала поездки:

  • на прогретом двигателе водитель выжимает сцепление до упора, удерживая его в самой крайне точке;
  • далее нужно включить первую или заднюю передачу, в зависимости от направления поездки;
  • следующий шаг — плавное отпускание педали сцепления до начала движения автомобиля в нужном направлении;
  • затем следует немного удержать педаль сцепления в рабочем положении и снизить скорость отпускания;
  • с этого момента можно добавить оборотов двигателю посредством педали акселератора, но только плавным небольшим нажатием;
  • далее педаль сцепления плавно отпускается, с помощью газа регулируются обороты и выбирается скорость.

Также стоит действовать при включении передач — не стоит бросать сцепление, ведь это приведет к непредсказуемому сроку службы данного узла. В момент отпускания сцепления шестерни коробки передач начинают взаимодействовать с шестернями силового агрегата, поэтому резкое бросание педали увеличивает износ этих важных деталей. Замена шестерен будет стоить вам очень много денег. На автомате проблема плавного отпускания сцепления решается, но здесь нужно чувствовать режим работы автомобиля, поскольку все процессы производит автоматика. Нужно очень плавно выполнять все ускорения, поэтому автоматическая коробка передач часто лишена динамики и спортивных ощущений.

Выводы

Опытные водители рекомендуют на автомобилях с механическими коробками передач перед запуском двигателя выжимать педаль сцепления, что помогает завести мотор, даже при наличии проблем с аккумулятором и генератором. На старых автомобилях подобная процедура могла привести к износу выжимного подшипника, однако на новых машинах эта проблема полностью решена. В особенности такое выжимание педали сцепления помогает в зимнее время года, когда на стартер и АКБ приходится повышенная нагрузка, предупреждая одновременно повышенный износ двигателя.

Проблемы со сцеплением

При эксплуатации автомобиля на сцепление приходится существенная нагрузка, поэтому не редкость выход из строя такого узла, причем чаще всего подобное происходит в дороге, после чего требуется либо как-то добраться в сервис, либо вызывать эвакуатор и платить деньги за подобные услуги. Чаще всего на автомобилях со сцеплением обрывается тросик, который идёт к вилке непосредственно от педали. Также может отмечаться износ и выход из строя выжимного подшипника, обеспечивающего разведение дисков в сцеплении.

При наличии подобных неисправностей правильно выжимать сцепление и переключать передачу будет невозможно. Большинство автовладельцев, оказавшись в такой неприятной ситуации, вызывают эвакуатор, а это сегодня несколько тысяч лишних рублей, которые можно было бы сохранить, научившись переключать скорости без сцепления. В данном случае потребуется соответствующий правильный алгоритм действий, который исключает повышенную нагрузку на коробку, а автовладелец сможет добраться в сервис или заехать в гараж, где в последующем и будет выполняться ремонт автомобиля.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]