Как правильно сделать вентиляцию для покрасочной камеры (для покраски авто)?

Обновление лакокрасочного покрытия — услуга массово востребованная. Иногда клиенты заказывают перекраску всего автомобиля, чаще — окрашивание отдельных деталей, побывавших в ДТП (или новых деталей, пришедших на замену поврежденным).

Если в помещении проводится покраска автомобиля — оно должно быть оборудовано мощной системой вентиляции. У владельца бокса есть 2 варианта: приобрести заводскую покрасочную камеру, в которой уже будет встроена система вентиляции, или организовать правильные условия в пустом помещении.

Рассмотрим, как правильно ее организовать.

Предварительный совет: проектирование и установка вентиляционного оборудования для окрасочных камер — задача ответственная. Работать без вентсистемы нельзя, даже если у вас гаражный бокс, где вы по дешевке красите поцарапанные крылья и двери для старых отечественных автомобилей — потому что нарушение воздухообмена может привести к пожару или отравлению.

Если речь идет о «полноценной» покрасочной камере, работающей официально — вентсистему для нее обязательно должны проектировать специалисты. Вся информация ниже — приведена для ознакомления.

Обязательно ли делать вентиляцию в покрасочном боксе, и почему?

Да, обязательно.

Вентиляционная система в покрасочных боксах выполняет такие функции:

  1. Очищает поступающий воздух от пыли и грязи, которые могут осесть на ЛКП.
  2. Фильтрует удаляемый воздух от вредных веществ и запахов. Они и окружающей среде вредят, и могут быть опасны (а запах — неприятен), если покрасочная камера организована рядом с людьми. Например, если вы занимаетесь покраской авто в своем гараже, и рядом стоят гаражи других автовладельцев. В этом случае речь идет не только про дискомфорт соседей, но и про нарушение санитарных норм. Если ПДК вредных веществ из-за вашей работы превысит нормы — ждите Санстанцию.
  3. Удаляет вредные вещества, которые выделяются при покраске, и могут повредить маляру. Самый главный фактор, поскольку в состав ЛКМ входят вещества I и II классов опасности («чрезвычайно опасные» и «высокоопасные»), в том числе проникающие в организм через кожу и пищеварительный тракт (с грязных рук).
  4. Удаляет пары взрывоопасные вещества. Из ЛКМ выделяются ксилол, также опасен уайт-спирит (легковоспламеняемое вещество) и растворители, которые его содержат.

При недостаточном воздухообмене покраска даже 1 машины может навредить здоровью автомаляра. А если вы додумаетесь долго красить в закрытом небольшом гараже — можно получить острое отравление парами ЛКМ.

Поэтому даже если речь идет о перекраске 1 запчасти — для работы надо обеспечить достаточный воздухообмен.

Меры безопасности

Главная цель монтажа системы вентиляции – обеспечить безопасность работы маляров. При покраске в воздух попадает большое количество частичек краски, растворителя, лака. Появляется токсичный туман, который причиняет дискомфорт слизистым во время дыхания. Правильная вентиляция должна вертикальным воздушным напором прижать к полу образовавшийся «туман».

Сотрудники также должны пользоваться средствами защиты:

  • респиратор;
  • перчатки;
  • защитная одежда;
  • маска и очки;
  • обувь закрытого типа.

Помещение обязательно следует отделать огнеупорными материалами, не должно быть источников открытого огня; проводка тщательно изолируется.

Из покрасочной камеры убирают шкафы, оборудование, любые другие предметы, чтобы на них не скапливалась пыль, и они не препятствовали проветриванию.

Общие требования к вентсистеме покрасочной камеры

Перечислим главные правила:

  1. Вентиляция должна быть только механической (принудительной).
  2. Фильтры обязательно ставятся и на приток, и на вытяжку.
  3. Вентоборудование должно выполняться во взрывозащищенном исполнении.
  4. Воздух подается через потолок, вертикальным потоком вниз. Вытяжка — организуется через напольные решетки.

Что учитывается при проектировании? (+видео с общими сведениями)

Вот что:

  1. Размер автомобиля. От этого зависит размер самой камеры — она не должна быть слишком большой, поскольку тогда придется делать более мощную вентсистему. Средний размер камер для легковых машин — 6.9х3.9х2.7.
  2. Тип краски (чтобы знать состав ЛКМ, вид растворителей). Исходя из этого могут подбираться более качественные фильтры.
  3. Как часто планируется красить, и как долго будут проводиться работы.

Из чего состоит вентиляционная система покрасочной?

Вентсистема камеры для покраски состоит из притока (подачи свежего воздуха) и вытяжки (удаления отработанного воздуха).

Схема вентиляционной системы покрасочной камеры

Приточная линия включает:

  1. 1 радиальный вентилятор во взрывозащищенном исполнении.
  2. Нержавеющий воздуховод, проходящий с улицы до пространства над потолком (подача воздуха осуществляется сверху вниз).
  3. Фильтр, встроенный в потолок — для очистки воздуха от пыли. Фильтра на притоке может быть 2: первый для предварительной очистки, второй — для тонкой.
  4. Нагреватель: горелка, калорифер + котел, или ТЭН.

Вытяжная линия включает:

  1. 1 радиальный вентилятор во взрывозащищенном исполнении.
  2. Каналы под полом, прикрытые решеткой. Располагаются вдоль стен.
  3. Нержавеющий воздуховод, проходящий от пространства под полом до улицы.
  4. Нескольких фильтров. Обычно ставят 2: первый — сразу под напольной решеткой, второй — перед вытяжным вентилятором.

Для контроля и замеров используют:

  1. 2 заслонки: на вытяжке и на приточке.
  2. Термометр или датчик температуры воздуха в помещении.

Подробнее о потолочных фильтрах (видео)

Подробнее про короб (видео)

Подробнее про приток воздуха и его нагрев (видео)

Расчет

Правильный расчёт необходим для подбора оптимальных параметров вентиляционной системы. Если подача воздуха будет чересчур интенсивной, нарушатся технологические процессы, при недостаточной вентиляции под угрозой оказываются операторы-маляры.

Чтобы сделать расчёт производительности вентиляция покрасочной камеры, нужно воспользоваться формулой P=V×T×0.36, где T – температурная разница между подаваемым воздухом и тем, который требуется в окрасочной камере, V – объем воздуха в , а 0,36 – коэффициент кратности.

Зная этот параметр, легко установить необходимый режим воздухообмена. Расчет оптимального воздухообмена производится следующим образом: объем рабочего помещения умножается на средний показатель кратности движения воздуха.

В зависимости от результатов расчёта, можно понять, какой именно тип вентиляции подходит в конкретном случае. При соблюдении всех норм установки покрасочная камера будет максимально производительна и безопасна.

Расчет мощности оборудования и кратность воздухообмена

Рассчитать мощность вентиляторов можно 2 способами:

  1. Средняя производительность системы — 800 м³/ч на 1 м² площади. То есть для камеры 6х4 м² мы получаем: 6 х 4 х 800 = 19200 м³/ч.
  2. Кратность воздухообмена — 300. То есть для камеры 6х4х3 (объем — 72 м³) воздухообмен должен составлять 300 х 72 = 21600 м³/ч.

Такую мощность (а лучше — чуть больше) должны иметь оба вентилятора (и приточный, и вытяжной).

Как видим — расчет дает разные результаты. Лучше — использовать вторую формулу. Первую — можете применять, если красить планируете нечасто и недолго.

Режимы работы вентиляции в покрасочных камерах

По правильной технологии окраска выполняется в 4 этапа:

  1. Напыление — нанесение краски на деталь.
  2. Продувка — подача воздуха горизонтально (сбоку) на деталь, чтобы разровнять слой краски.
  3. Сушка.
  4. Охлаждение (нужно, поскольку сушка проводится при температуре +60-80º).

Поэтому в автомобильных покрасочных боксах вентсистема должна работать в диапазонах производительности (по воздухообмену) и температуры, которые охватывают эти 4 этапа.

Самым «требовательным» по температуре является этап сушки: она должна составлять +60..+110º (точнее — зависит от краски).

Этапы проектирования

Чтобы понимать порядок выполнения работ по проектированию системы, следует рассмотреть главный залог качественной покраски – это наличие производительной системы фильтрации воздуха. Для этого нужно рассчитать производительность бокса по воздуху. Во избежание появления недопустимых или, по крайней мере, тяжелых условий работы, следует обеспечить воздушный поток со скоростью около 25 см/с в отдельных точках камеры. Среднее значение должно составлять примерно 30 см/с, можно больше.

Когда специалист получит значение средней скорости потока, он сможет определить объем прохождения на протяжении одного часа. Тогда станет понятно, сколько нужно устанавливать вентиляторов, в каком месте и какой мощности. При этом, устройство покрасочной камеры включает в себя фильтры, каналы, соответственно, будет происходить сопротивление воздуха. Поэтому мощность должна иметь запас. Современные покрасочные боксы имеют приточно-вытяжные установки, значит, в проект камеры нужно включать вытяжной и приточный вентилятор.

Проектировать нужно и фильтры – не только их расположение, но и площадь фильтров. Для покрасочных боксов используется многоступенчатая система, то есть, происходит очистка от крупных и мелких фракций. Чтобы определить минимальную площадь, специалист берет заранее рассчитанный поток и разделит на значение потока фильтра. Фильтры тоже нужно использовать с запасом.

С фильтрами для пола ситуация аналогична. Есть три стандартные схемы расположения напольных элементов. Можно сделать решетку под весь автомобиль, можно установить узкие решетки исключительно под колеса. Также можно сделать пол, полностью покрытый фильтрами. Но нужно смотреть и на бюджет, выделенный на постройку покрасочного бокса.


Важные моменты

Из особенных моментов можно выделить вопрос разработки освещения и системы пожарной безопасности. В качестве освещения используются светильники на потолке и на стенах. Для более эффективного нанесения краски на рабочую поверхность можно установить прибор на задней стенке рабочей зоны. Уровень освещенности бокса должен быть близок к значению, равному 2 тысячи люкс. При том, что сами лампы не должны иметь мерцающий эффект. Популярной является расстановка приборов вертикально, но в шахматном порядке.

Требования пожарной безопасности очень строгие. Все используемые элементы бокса должны быть защищены от потенциально возможного взрыва. Это относится и к материалу в стенах бокса – подходит минеральная вата. Функционирование покрасочного бокса невозможно без системы пожаротушения.

Для профессионального покрасочного бокса выгодно, чтобы проектированием занималась организация, которая берет на себя заботы по дальнейшему обслуживанию ключевых узлов. Разработкой подобных помещений должны заниматься люди, имеющие не только опыт, но и особый допуск к работам. Например, особый допуск нужен для установки газовой горелки покрасочного бокса.

Примерная стоимость вентсистемы (проектирование + оборудование + монтаж)

Выполним расчет стоимости при обустройстве помещения под покраску:

Статья расхода Стоимость, тысяч рублей
Проектирование с учетом освещения, вентиляции, нагрева, фильтров От 50-70
Вентилятор-«улитка» во взрывозащищенном исполнении, 18000 м³/ч, 4 кВт 40 (нам надо 2 штуки, значит 80)
Нагреватель (дизель или газ) на 250 кВт От 75
Датчик температуры воздуха 1
Напольный фильтр для задержания краски (PS3), рулон 0.75х20 м 5
Потолочный фильтр тонкой очистки, класс F5, рулон 2х20 м 15
Угольный фильтр (на вытяжку) 12-15
Манометр перепада давления (чтобы следить за загрязненностью фильтров) 3-4
Комплект оцинкованных воздуховодов (со всеми отводами, адаптерами, врезками), длиной 30-40 м (на приток и на вытяжку, с запасом) 75
Панель управления вентиляцией 5-15

Итого выходит около 320 тысяч рублей только на вентиляцию (то есть освещение, отделку стен, напольные решетки, заезд, ворота — оплачиваем отдельно). Это не считая услуг специалистов по монтажу и подключению этого оборудования. Конечно, мы считали грубо округленные суммы, и на практике цена может оказаться ниже.

Примерная стоимость готовой камеры с вентсистемой

Готовые окрасочные камеры с вентиляцией (на 1 легковое авто) стоят примерно столько:

  1. Colortech CT 7000 (Турция): от 1.3 млн рублей. Размер — 7х4х2.8 м, горелка на 237 кВт, производительность притока и вытяжки — по 18000 м³/ч.
  2. Colortech CT 6000 (Турция): от 1.1 млн. Характеристики те же, только размер другой: 6.2х4.08х3.4 м.
  3. СК-1 Техносоюз (РФ): от 750 тысяч. Размер — 7.2х4.8х3.5 м, производительность по воздуху — 22000 м³/ч, регулировка температуры — от +20º до +90º.
  4. Guangli GL-2000A GL-3 (Китай): от 1 млн. Размер — 6.9х3.9х2.7 м, производительность по воздуху — 24000 м³/ч.
  5. Technoline Grand (Китай): от 800 тысяч. Размер — 6.9х4х2.9 м, воздухообмен — 26000 м³/ч, дизельная горелка на 330 кВт.
  6. SPK-4.4.3 (РФ): от 2.7 млн. Размер — 4х4х3 м, воздухообмен — 10000 м³/ч, для нагрева воздуха — ТЭН на 282 кВт. Есть программируемый контроллер с сенсорным управлением.
  7. Atis Aqua Prima 7.5.4 (РФ): от 900 тысяч. Размер — 6.9х3.9х2.7 м, воздухообмен — 24000 м³/ч, дизельная горелка 218 кВт.
  8. Nordberg Standart (Китай): от 975 тысяч. Размер — 6.9х3.9х2.7 м, воздухообмен — 80000 м³/ч, дизельная горелка на 202 кВт.

У всех моделей есть фильтры (набор и их качество — разное), встроенные взрывозащищенные светильники, пожарные датчики, системы управления вентиляцией. В цену не включена доставка и установка.

Получается, что за условный 1 млн рублей можно получить готовую камеру с вентиляцией, освещением, подогревом и фильтрами. Если смотреть самые дешевые модели, или искать Б/У — можно найти оборудование за 500-600 тысяч.

Поэтому проще и быстрее — взять готовую камеру, чем обустраивать ее с нуля. По цене это обойдется чуть дороже или примерно столько же, сколько и обустройство. Но в итоге вы получаете полностью готовый бокс, который позволит правильно применять технологию покраски, не будет загрязнять воздух вредными выбросами, и не создаст опасности для маляра.

Презентация покрасочной камеры Blowtherm (видео, не на русском)

Виды систем вентиляции

Вентиляция в покрасочной камере может быть одномоторной, двухмоторной и приточно-вытяжной. Кроме того, существуют помещения с проходящим воздушным потоком, с повышенным давлением и с разрежением.

В одномоторных камерах воздух поступает в помещение сверху, в рабочем помещении создается давление и красочный туман опускается вниз и выводится наружу через специально предназначенные для этого отверстия в полу. В двухмоторных камерах воздух поступает также сверху. Дополнительно в них установлен и нижний мотор, отсасывающей воздух из рабочего помещения на улицу.

В таких боксах вентиляция более эффективна, но с экономической точки зрения использование двухмоторной камеры не всегда целесообразно. Например, при небольших объемах покрасочных работ, малых потоках машин часто выгоднее может быть установка одномоторной камеры. Приточно-вытяжная система вентиляции покрасочной камеры работает в трех основных режимах:

  1. Режим активной циркуляции воздуха с непрерывной фильтрацией, очисткой его от пыли перед началом работы
  2. Режим забора воздуха снаружи с последующей его фильтрацией, нагревом до 30 градусов, подачей в рабочее пространство и выводом наружу без фильтрации через отверстия в полу (т. е. режим, поддерживающий постоянную температуру в камере во время работы)
  3. Режим закачки отфильтрованного и нагретого до 60 градусов воздуха из камеры (т. е. сушка изделий после окрашивания)

Приточно-вытяжная вентиляция рассчитывается таким образом, чтобы в рабочем помещении не появлялись «мертвые зоны», в которых не обеспечена достаточная циркуляция воздуха, и после распыления краски ее мелкодисперсная пыль не выводится наружу, а зависает в воздухе.

Наиболее распространены камеры с повышенным давлением, в которых работает два вентилятора – нагнетающий и высасывающий. При этом производительность нагнетающего – больше, и образующийся в результате разности производительности вентиляторов излишек воздуха создает в камере повышенное давление. Внешняя пыль в рабочее пространство попасть не может вследствие того, что она вытесняется воздухом.

В камерах с проходящим потоком воздуха установлено два вентилятора с одинаковой производительностью, в результате чего давление снаружи равно внутреннему давлению в рабочем помещении. В отличие от бокса с повышенным давлением, такая камера должна быть максимально герметизированной во избежание попадания пыли внутрь. А в помещениях с разрежением имеются два вентилятора с разной производительностью: высасывающий воздух из камеры вентилятор имеет большую производительность.

Создание вентсистемы для покрасочной своими руками в гараже (+видео)

Если вы все-таки решили сделать самодельный бокс для покраски в гараже — вкратце рассмотрим этапы работы:

  1. Создаем схему. «Примеряем», где будут располагаться точки притока и вытяжки, как будут проходить воздуховоды.
  2. Сверлим отверстия в стенах (или в потолке) под воздуховоды.
  3. Собираем каркас бокса.
  4. Прокладываем воздуховоды, устанавливаем нагреватель и приточный и вытяжной вентиляторы. Ставить их надо за пределами бокса (можно между каркасом и стенами самого гаража).
  5. Устанавливаем систему распределения воздуха с фильтром на потолок.
  6. Обшиваем потолок и каркас панелями, устанавливаем освещение.
  7. Делаем в полу выемку для удаления воздуха. Или вариант проще, чтобы не долбить пол самому: заказываем лаги из стальных труб. Получается, что машина будет стоять не на «родном» полу, а на смотнированных над ним лагах.

    Лаги для пола камеры

  8. Прокладываем воздуховод до подпольного пространства.
  9. Укладываем под лаги фильтр для удержания краски, и кладем сверху решетку.

Готово — вы получили кустарный бокс, сделанный своими руками.

Совет для тех, кто решится делать его самостоятельно: найдите специалиста по вентиляции, который поможет спроектировать и потом проконтролирует правильность монтажа вентсистемы.

    Похожие записи
  • Как делается вентиляция для гардеробных комнат: список всех возможных вариантов
  • Как организовать эффективную вентиляцию склада: схемы для хранения разных видов продукции

Ещё немного полезной информации

Для того чтобы выполнить внутреннюю отделку, используйте негорючие материалы – например, металл. Не стоит выбирать такой вариант, как вагонка, поскольку увеличивается опасность возгорания. В зависимости от того, насколько правильно будут выполнены отделочные работы, можно будет оценивать степень герметичности, которая важна, чтобы избежать попадания пыли и посторонних частиц. Отдавайте предпочтение гладким легко моющимся поверхностям – это упростит процесс уборки.

Работу по покраске авто упрощает наличие автоматического управления процессом. Это, конечно, отразится на себестоимости всего проекта, но, с другой стороны, вы получите ряд неоценимых преимуществ. Пульт автоматического управления должен иметь панель из прочного, надёжного материала. Он должен быть простым в использовании, эргономичным и удобным. Подумайте о возможности оперативного перехода между ручным и автоматическим режимами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]