При использовании метана автомобиль не сильно теряет в разгонной динамике по сравнению с ездой на бензине. Впрочем, и от обычного Ларгуса не ждешь легких и быстрых обгонов на трассе. По ощущениям, разгон до 100 км/ч у Ларгуса на метане длится на пару секунд дольше, чем у бензиновой версии. Официальные данные производителя: 14,4 секунды на метане и 13,4 секунды на бензине. Вопреки мифу, бытующему в среде автомобилистов, отличий в соотношении оборотов коленвала и скорости движения автомобиля при использовании разного топлива нет. И быть не может. Мотор раскручивается до 3000 об/мин при скорости почти в 120 км/ч. Конечно, при обгонах на трассе нет-нет, да и переключишься на пониженную передачу. При этом газовая смесь начинает обогащаться бензином. Делается это для снижения термического воздействия на двигатель. Кроме того, запуск мотора всегда происходит на бензине. Вот эти два режима работы силового агрегата и добавляют к стоимости километра пути на метане несколько рублей, потраченных на бензин.
Сколько км можно проехать на метане?
Таблица преимуществ и недостатков пропана и метана
Фактор | Пропан | Метан |
Относительно дешевле бензина | 1,8-2 раза | В 3 раза дешевле |
Расход относительно бензина (на 10 литров) | 11-11,5 литров | 8-8,5 кубов |
Вес среднего баллона | 20-30 кг | 60-125 кг |
Запас топлива на средний комплект (километров хода) | 600-1000 км | 250-350 км |
Инфраструктура АГНКС
До поездки этот вопрос представлялся нам одним из важных. Теперь мы считаем его самым важным. Автомобиль без каких-либо сомнений можно использовать в черте города. В том же Тольятти, где метановых заправок всего две на семисоттысячный город, это доставит в общем умеренные неудобства. А вот в поездках по России все еще хуже. Наш маршрут был составлен с учетом инфраструктуры АГНКС, которые расположились в Тольятти, Сызрани, Пензе, Рязани, Туле, Калуге и Смоленске. Именно поэтому мы вынуждены были отклоняться от кратчайшего пути и заезжать в черту города.
Для получения актуальной информации мы воспользовались сайтом АГНКС.РУ, где в формате карты собрана актуальная пользовательская информация по всем метановым заправкам России.
Для получения актуальной информации мы воспользовались сайтом АГНКС.РУ, где в формате карты собрана актуальная пользовательская информация по всем метановым заправкам России.
В некоторых городах мы могли выбирать из двух заправок, более комфортно прокладывая маршрут в навигаторе. Теоретически весь путь мы могли бы преодолеть на метане. Но одной из задач было выяснить, каков реальный запас хода на одном баллоне. Так что первую заправку в Сызрани (удаление от трассы М5 всего несколько сотен метров) мы пролетели «на всех парусах» и предполагали, что метана хватит до Пензы (путь от Тольятти до Пензы — 350 км). Не хватило.
Сколько стоит один кубометр газа?
Розничная цена на природный газ для населения
№ п.п. | Единицы измерения | Розничная цена на газ , (с учетом НДС) |
3 | руб./1 куб . м, приведенных к стандартным условиям | 6,47 |
4 | руб./1000 куб . м, приведенных к стандартным условиям | 6363,1 |
5 | руб./1000 куб . м, приведенных к стандартным условиям | 6363,1 |
Технологичность оборудования
Как то я уже писал, что сейчас появилось 5 поколение газового оборудования, а скоро и 6 появится и шестое. Так вот пропан может с этими поколениями работать, а вот метан НЕТ! И скорее всего не сможет!
Если кратко напомнить – в 5 и 6 поколениях, газ подается жидким в систему впрыска топлива, схож с бензином. Пропан может с таким работать, потому что он жидкий хранится в баллонах, а вот метан хранится в газообразном виде! И у него такая тема не пройдет, он максимум может использовать 4 поколение оборудования, ВСЕ ПРЕДЕЛ! Кстати про отличие 4 и 5 поколения можете прочитать здесь.
Что дают эти 5 и 6 поколения, о ребята много чего! Расход примерно такой же как на бензине, мощность практически не теряется! Холодные пуски могут быть на газу, и еще много чего! То есть вы практически не видите разницы.
Расход топлива у 5 – 6 поколений, такой же как на бензине, то есть 8 – 10 литров (опять же для двигателя 1,6 литра)
Думаю, хватит доказательных пунктов. Сейчас небольшая видео версия, смотрим.
Сейчас голосование, за кого вы проголосуете за пропан или метан, мне интересны ваши мысли.
НА этом заканчиваю, думаю, моя статья была вам полезна, читайте наш АВТОБЛОГ.
(27 голосов, средний: 4,15 из 5)
Чем отличается пропан и метан?
Пропан
— это сжиженный нефтяной газ, хранится в баллонах в жидком состоянии под давлением 10–16 атмосфер и измеряется в литрах. …
Метан
— это компримированный природный газ. Проще говоря, это газ, который вырабатывается в природе естественным образом.
Интересные материалы:
Какая самая низкая температура в Турции? Какая скидка на детский билет на самолет? Какая скидка на детский билет ржд? Какая скорость у метро в Санкт Петербурге? Какая смесь детская самая лучшая? Какая суточная доза витамина Д? Какая суточная норма ккал? Какая суточная норма витамина Д? Какая сыпь при мононуклеозе? Какая тельняшка у Вмф?
Сравнение двух видов топлива
Между газами существуют солидные различия. Это касается хранения и эксплуатации (пользования). Применимо к автотранспорту:
- Метан – экологически чистый природный газ, добывается в месторождениях из недр земли. Автомобили с метановым ГБО маркируются — CNG (Compressed Natural Gas) сжатый природный газ или КПГ (компримированный);
- Пропан-бутан – смесь двух газов, получаемая при деятельности нефтяной промышленности. Маркировка LPG (Liquified Petroleum Gas) или СНГ (сжиженный нефтяной газ).
Хранение и перевозка метана как автомобильного топлива осуществляется под давлением 200-250 атмосфер (измеряется кубическими метрами), пропан-бутана 14-18 атм. (в литрах). Оба вида горючего широко применяются на легковых авто, грузовых, пассажирских и сельхозтехнике. В двигателях внутреннего сгорания бензиновых, дизельных (газодизель), газовых.
Рассмотрим основные плюсы и минусы авто на метане и пропане, в таких показателях как:
- Цена и конструктивная разница между газовым оборудованием.
- Финансово экономические выгоды.
- Характеристики мотора.
- Безопасность.
- Наличие заправочных станций.
- Вопросы, касающиеся экологии.
Отличия ГБО метан от пропанового
Стоимость и установка газобаллонного оборудования работающего на пропане обойдётся дешевле, нежели монтаж ГБО на метане. Цифры впечатляющие, разница в цене может составить колоссальный разрыв. Например пропановая газовая установка 4 поколения на легковое авто в среднем может стоить от 25-35 тыс. рублей. Аналогичное метановое оборудование на тот же автомобиль обойдётся в самом дешёвом варианте от 60 тысяч рублей. С коммерческим транспортом всё ещё сложнее.
Основной вклад в отличие вносит цена на газовые баллоны и их установку. А если этот факт применить к мощным машинам или грузовым, где ставят не один и не два баллона, то переоборудование обойдётся в круглую сумму.
Так как газ метан сжимается под большим давлением, для его транспортировки требуются толстостенные, тяжёлые ёмкости. К тому же метановые сосуды имеют только цилиндрическую форму, что может затруднить выбор места под установку и занять полезный объём багажного отделения. В отношении массы есть альтернативное решение – композитные баллоны разных размеров, но цена их слишком велика (к примеру, сосуд на 80 литров будет стоить от 35 000 рублей в комплекте с запорной арматурой и крепежом).
Пропан в этом плане выгоднее – существует огромный выбор относительно лёгких, дешёвых тороидальных (в нишу запасного колеса) или цилиндрических баллонов.
Также отличаются газовый редуктор, топливные магистрали (для метана ставят металлические с защитным покрытием, опять же из-за давления). В пропановом ГБО применяется медь или пластик. С КПГ редуктором ставится манометр для контроля давления и как опция, электронный датчик с выводом индикации в салон — топливомер газа.
Своё заправочное устройство у метанового оборудования. В остальном газовые системы схожи.
Расход газа и окупаемость
Сравнивая и выбирая, какое ГБО поставить на автомобиль, метан или пропан, в первую очередь считают срок окупаемости оборудования.
По понятным причинам просчёт точной экономики, в рамках данной статьи, сделать сложно (скачки цен на топливо и оборудование, особенности ТС, амортизация). Поэтому произведём усреднённый расчёт, где каждый, зная параметры своей машины, может подставить их, получив более конкретные цифры.
- цена бензина 43 руб., пропана 20 руб., метана 17 руб.;
- пробег за месяц 3000 км.;
- автомобиль (ДВС 4 цилиндра, бензин, расход бензина на 100 км пробега 10 л. – 12900 рублей за месяц);
- стоимость ГБО: пропан 30 000 руб., метан 60 000 руб.
Считается, что расход пропан-бутана по отношению к бензину выше на 10-35%. Возьмём максимальное значение – 35%, таким образом, коэффициент потребления относительно бензина составит 1,35. Получается, что на пропане расход на сотню составит 13,5 литров. В месяц 405 л. газа – 8100 руб. Выгода 37% или 4800 рублей.
Метан измеряется в кубометрах, его потребление к бензину в среднем на 10% меньше (выведено опытным путём) — коэф. 0,9. В нашем случае – 9 м3. По итогам месяца 270 метров кубических – 4590 руб. Выгоднее почти на 65% или 8310 рублей.
1. СНГ (стоимость ГБО/выгоду): 30000/4800=6,25 месяцев или (окуп.*пробег): 6,25*3000=18750 км. пробега;
2. КПГ – 60000/8310=7,22 мес. или – 7,22*3000=21661 км.
Откуда взялась цифра 10%?
Как видно из таблицы, физико-химические свойства разных видов топлива значимо отличаются, что определяет разницу в степени воздействия на двигатель и эксплуатационные характеристики автомобиля. Зависит прежде всего, от времени года прогрев-то на бензине ,частоты запусков остывшего мотора, от модели авто,от выбора комплектации гбо,его настройки, а так же, степени готовности рисковать или нет, долговечностью мембраны редуктора не высокая температура прогрева,например,до 30гр.
Примеры расчета окупаемости ГБО 4-го поколения • Требуйте долива
Расход топлива для предприятия можно рассчитывать самостоятельно, но при проверке проверяющих органов лучше всего сказать, что предприятие учитывает рекомендации Минтранса РФ, но желает самостоятельно рассчитать данный показатель в силу специфики работы транспортных средств. На 2022 год предприятия, которые имеют в распоряжении автопарк, расход ГСМ могут рассчитывать самостоятельно, либо же учитывая предписания Министерства Транспорта РФ.
Наименование авто | Расход метана на 100 км | Затраты на метане в сутки | Затраты на бензине в сутки |
Hyundai Sonata | 8 м3 | 8 м3*12,5 р.*4=400 р. | 8 л*35 р.*4=1120 р. |
ПАЗ-32050R | 25 м3 | 25 м3*12,5 р.*5,69=1778 р. | 25 л*35р.*5,69=4979 р. |
Расчеты несколько другие, поскольку расход на пропане увеличивается на 15%. | |||
Газель | 20 л+15%=23 л | 23 л*17,5 р.*3=1207,5 р. | 20 л*35 р.*3=2100 р. |
Hyundai Solaris | 10 л+15%=11,5 л | 11,5 л*17,5 р.*5=1006,25 р. | 10 л*35 р.*5=1750 р. |
Как учитывать нормы в путевых листах : Требуйте долива
Расход бензина при эксплуатации ГБО поставил, поэтому наверно и пол бака 35литров это , бензина за год не расходовал, иногда специально на бензине километров 20-50 поезживаю, потому как, иначе он стареет и теряет свойства. Пояснение в данной формуле норматив горючего указан для марки автомобиля КАМАЗ, для других марок машин также можно использовать данную формулу, беря за основу показатели на конкретную марку транспортного средства. |
Как определить расход газа • А действительно ли стоит это делать и почему газ лучше бензина дизеля.
Мой автопарк! • Требуйте долива
Расход метана на 100 километров – сравнение с пропаном и бензином Основные причины высоких оптовых цен на сжиженные углеводородные газы сокращение объемов поставок по прямым договорам на февраль по некоторым производителям на 30 , высокий уровень экспортных котировок, сокращение переработки на фоне снижения добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК , прокомментировал Ъ вице-президент РТС Ринат Фаттахов. А для метана данные показатели достигают 11353 ккал кг и 8210 ккал на литр выработки, в результате чего нормы потребления колеблются в соотношении 85-93. |
Сравнение расхода метана с бензином • А поэтому на счету каждый литр, еще лучше, если его удалось сэкономить.