Приора на метане, или пропане — надо знать, что выгоднее


Лада на метане, да и с ГБО в целом – не частое явление. Автомобиль Ваз 2170 он же Приора с завода не бывает на метане, или другом газу — этим переоборудованием занимаются специализированные фирмы, или сами умельцы. Метан на Приору это экономичное топливо, однако отзывы говорят, что заправки в дефиците. Российские автовладельцы все еще во многих случаях скептически относятся к ГБО, потому что не изучают этот вопрос досконально, опираясь на стереотипы и устаревшие мнения. ГБО на Приору ставится не всеми владельцами – считается, что так машина теряет динамику разгона, а в кузове седан она просто создана для того, чтобы для кого-то стать первой резвой машиной и оставить впечатления от владения. Российские автовладельцы все еще во многих случаях скептически относятся к ГБО, потому что не изучают этот вопрос досконально, опираясь на стереотипы и устаревшие мнения.

Ну а для Приоры в кузове универсал хорошо подходит метан – автомобиль буквально призывает совершать долгие семейные поездки с полным багажником, и метан помогает сэкономить. Как пример, уже с завода ВАЗ выпускает Весту CNG – модификацию серийной версии с заводским газо-балонным оборудованием, которое работает со сжатым природным газом – метаном.

Метан на Приору ставится самостоятельно – причем производителя комплекта сложно подобрать, ведь это считается хорошим, серьезным вложением в автомобиль, при котором лучше не ошибаться. Важная деталь – установка метана на Приору должна производится только специалистами, потому что это – не обычная модификация рабочих систем автомобиля; это очень серьезная переделка, которая требует и знаний, и сноровки.

Выбор ГБО на Ладу Приору

Всего существует 6 поколений газо-балонного оборудования: начиная с первого, оно непрерывно модифицировалось и дорабатывалось, чтобы стать экологичной и рабочей заменой бензину и дизельному топливу. Самым растпространенным является ГБО четвертого поколения (также есть ответвление 4+) – оно считается оптимальным по сочетанию разовых вложений и срока окупаемости – а, как все знают, ГБО ставится с целью долгосрочной экономии.

Четвертое поколение отличается тем, что всем управляет аналог ЭБУавтомобиля – газовый блок управления, а внутри салона устанавливается кнопка переключения с бензина на газ и обратно. При выборе оборудования ГБО на Приору не стоит экономить и ставить второе или третье поколение — экономия будет не такой серьезной, да и оно не такое удобное в обслуживании, работе – как-никак, немного «устаревшая» разработка.

Примеры расчетов экономии в Петербурге

Рассчитаем разницу стоимости заправки газом и бензином на двух примерах:

  • От Невского проспекта до КАД и обратно в Петербурге 60 км. Возьмем это расстояние как суточную норму пробега и посчитаем выгоду за месяц.
  • Из Санкт-Петербурга в Москву — 710 км. Посчитаем сколько получится экономить на поездке в Москву и обратно.

Экономия после перевода на газ

ДвигательС Невского на КАД и обратно ежедневно один месяцИз Петербурга в Москву и обратно
БензинПропанЭкономияБензинПропанЭкономия
1,6 MT6 601 руб.3 618 руб.2 983 руб.5 207 руб.2 854 руб.2 353 руб.
1,8 MT6 668 руб.3 651 руб.3 017 руб.5 261 руб.2 880 руб.2 380 руб.
Цены в расчетах: АИ-95 — 37,42 руб., СНГ — 18,61 руб.

Если используете LADA Priora редко и проезжаете небольшие расстояния, то выгода будет незначительной. Но если каждый день больше часа проводите за рулем — ГБО окупится в первый год. Посчитайте сколько сэкономите на заправке с вашим пробегом в калькуляторе экономии.

Расскажите друзьям как экономить за рулём:

Метан или пропан-бутан

Метан – это чистый природный газ – тот самый, который проводится в жилые квартиры, а пропан – это, можно сказать, синтетика – продукт переработки нефтесырья человеком. Метан очень чист, а вот пропан ровно так же, как и бензин, продаваемый на АЗС, загрязнен, вот только загрязнен он другим газом – бутаном, процент содержания которого резко снижает запас хода автомобиля – насыщенность газовой смеси бутаном заставляет ее быстрее сгорать. Помимо того, что АЗС с метаном встречаются очень редко (как пример, по всей Москве их не больше 5), а АЗС с пропаном-бутаном есть везде, у них есть и другие различия:

  • Стоимость ГБО пропан-бутан для Приоры дешевле, но средняя цена 1 л метана ниже, чем пропана-бутана;
  • ГБО на метане всегда больше (и это не зависит от объема бака) по массе, размеру и «съедает» в багажнике пространства не меньше, чем сабвуфер, из-за чего подойдет разве что кузову универсал, чтобы осталось хоть немного места для багажа;
  • Метан ГБО на Приоре может снизить показатели динамики разгона аж до 20%, а пропан-бутан – только в пределах 5-10%, что почти незаметно;
  • Метан – природный газ, он очень чист и экологичен;
  • Сочетание природного газа метан и бензина было бы идеальным для того, кто хочет беспокоиться об экологии, но пока АЗС с метаном не распространены, чистый воздух в городе останется утопичной мечтой.

ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ

Если сравнивать газ с бензином, плюсы «голубого топлива» очевидны, с какой стороны ни посмотри. Двигатель на метане работает более ровно, смазка его происходит лучше, не смывается масляная пленка с цилиндров, в камере сгорания не образуется отложений. В результате ресурс такого мотора увеличивается примерно на 30%. Метан дает меньше вредных выхлопов и позволяет уменьшить выбросы СО2 до 120 гкм, что соответствует перспективным требованиям Евро-5.

Не Боги горшки обжигают – вероятно этой поговоркой руководствуются автолюбители, перед тем как установить ГБО своими руками на свой автомобиль. Рассмотрим этапы установки и постараемся упомянуть все сложности, которые могут возникнуть в процессе монтажа.

Особенности перехода Приоры на ГБО: к чему надо быть готовым

Если Вы сомневаетесь, стоит ли переходить на «газ», представьте, как сильно придется разобрать вашу машину, чтобы установить:

  • Газовый баллон;
  • Клапана и редуктор;
  • Заправочное газовое устройство;
  • Датчики в систему;
  • Газовые шланги;
  • Отдельный блок управления.

Разборка, установка, сборка, настройка могут пройти за один день, а оборудование вместе с работой может стоить от 28 до 40 тысяч рублей в обычном сервисе в зависимости от производителя ГБО.

После этого изменения нужно зарегистрировать в базе ГИБДД, а уже после этого во время эксплуатации придется:

  1. Каждые 10-15 тысяч км менять три фильтра очистки газа: фильтр в редукторе, фильтр электромагнитного клапана и фильтр тонкой очистки паровой фазы;
  2. Потерять почти половину свободного объема багажника или место под запасное колесо;
  3. Терять мощность двигателя как минимум на 10%;
  4. Проходить через ежегодную (или каждые 15 000 км пробега) проверку работы, настройки ГБО;
  5. Получить возможность довести автомобиль до нормы Евро-5 (с метаном) стать владельцем более экологичного ТС;
  6. Все же радоваться тому, что пробег «от заправки до заправки» становится намного больше;
  7. Прогревать автомобиль только бензином. Стартует он, кстати, тоже на бензине;
  8. Реже менять масло – как бы много бутана ни было, он не загрязнит масло;
  9. Отодвинуть срок «капиталки» двигателя – масло убивается меньше, снижается риск детонации (пропан и метан – выосокооктановые), масляный слой со стенок цилиндра не смывается.
  10. Привыкнуть к особенностям заправки – поначалу баллон будет заполняться не на номинальный объем. Беда будет тому, кто ищет метановые заправки – в поиске таковой придется сжечь немало бензина. А заправка метаном может занимать целых 40 минут.

Баллоны заняли расширенную нишу запасного колеса.

Кузов с измененным полом под баллоны со следующего года станет единым для всех версий «Приоры» — и бензиновой, и газовой. У обычных машин на месте баллонов разместится пластиковый контейнер для инструмента и прочих мелочей — плюс запаска. Заправочный штуцер находится рядом с привычной горловиной бензобака, под общим лючком.

Запас хода на метане обещают примерно 370 км. Учитывая также полноценный бензобак, можно декларировать до 1000 км пробега на одной заправке. Правда, в обычном режиме 1,6-литровый мотор работает на бензине только при пуске в холодную погоду, а после прогрева система сама переходит на газ. Она же переведет мотор в бензиновый режим, если закончится метан. Впрочем, водитель при необходимости и сам может выбрать: на приборной панели есть переключатель режимов. При этом работая на бензине двигатель выполняет нормы Евро-4, на газе — уже Евро-5.

Расход: сравнение газа и бензина

Расход бензина в среднем на Приоре 9-9,8 л по городу (расчет будет идти именно расходу, при движении в черте города) на 100 км. 1 л АИ-92 стоит около 42 рублей, то есть за 1 км сжигается бензин стоимостью 3,78 рубля. Стоимость 1 км пробега с пропаном – примерно 1,12 рублей (при стоимости 25 рублей за 1 л пропана-бутана и расходе 4,5л/100км). В случае с метаном средний расход также примерно равен 4,5 л на 100 км, только вот: 1 л метана стоит около 17-18 рублей (для расчета – 17). Тогда 1 л пробега будет стоить 0,76 рублей. Цены московские.

Добавив стоимость обслуживания ГБО, придется разочаровать Вас: установка окупится не так быстро, как Вы можете ожидать, посмотрев на цифры. Часто ГБО на Приору ставят автоинструкторы, ведь каждый день автомобиль наматывает немало километров, а ученику не так важен быстрый разгон, тогда установка ГБО быстро окупается – заправка становится просто копеечной. Обычные автолюбители ставят ГБО в тех случаях, когда хотят сохранить автомобиль у себя на протяжении нескольких лет.

Установка

Конструкция автомобиля позволяет разместить газовый баллон в багажном отделении. Оптимальным решением служит использование тороидального сосуда, который может быть установлен на место запасного колеса.

Профессиональная установка ГБО предусматривает отдельного лючка, которых находится в штатном заправочном люке. Это обеспечивает максимальный комфорт и удобство использования системы, не отличающейся от заводской установки.

Оборудование не оказывает негативного влияния на технические характеристики силового агрегата. Однако при его эксплуатации следует своевременно осуществлять замену масла и на 8-клапанном двигателе проводить регулировку клапанов. Это связано с тем, что октановое число газа выше по сравнению с этим показателем у бензина.

На торпедо автомобиля монтируются два индикатора. Один из них сигнализирует о работе двигателя на бензине в момент прогрева, а второй — свидетельствует о переходе на газ. Для диагностики работы ГБО в моторном отсеке предусмотрен специальный разъем.

Окрас машины

Некоторые автомобилисты утверждают, что стоимость может напрямую зависеть от цвета автомобиля. Например, светлая модель потребляет намного меньше, чем ее темный аналог, но это далеко не гарантия.

Влияние цвета доказано американскими учеными. Они обнаружили, что это особенно актуально в теплые месяцы.

Когда машина нагревается, она тратит много энергии на охлаждение салона и, конечно же, увеличивается расход топлива

В салонах темных машин в жаркое время года температура была на несколько градусов выше, чем в светлых моделях. То есть расход топлива универсала Приора (на сотню) летом уже будет ниже.

Зачем нужны специальные свечи

Не все понимают, какие свечи нужны для газового оборудования и почему лучше выбирать именно специальные элементы системы зажигания.

Обычные свечи рассчитаны на то, чтобы воспламенять стандартную топливовоздушную смесь. Если такие детали установить в систему, где горит смесь из воздуха и газа, то они быстро выйдут из строя.

Нельзя забывать, что показатели электрического сопротивления у газовых смесей значительно выше в сравнении с бензиновыми составами. Поэтому для эффективного воспламенения требуется делать минимальный зазор между электродами. В противном случае возгорание попросту не произойдёт.

Создав специальные свечи, компании-производители на достигнутом решили не останавливаться.

Спросив у разработчиков, какие свечи системы зажигания будут лучше для газового оборудования, большинство из них наверняка ответят, что фаворитами являются детали с использованием благородных материалов. Это автоматически увеличивает их стоимость.

Но тут есть логическое объяснение. Спецсвечи нужны из тех соображений, что горение топливной смеси (газ и воздух) происходит при более высокой температуре, нежели когда воспламеняется кислород и бензин. А высокая температурная нагрузка заметно ускоряет износ элементов. Падает их срок службы.

Потенциально обычные бензиновые свечи работать на машине с ГБО могут. Но их эффективность будет значительно ниже. Плюс они быстро утратят свой эксплуатационный ресурс.

Чтобы повысить стойкость деталей, изготовители начали внедрять более качественное сырьё в производство. Есть несколько основных компонентов, которые часто встречаются в составе свечей для ГБО.

  • Иридий. Материал применяется при изготовлении центрального электрода. Он получается более стойким к износу и температуре. Плюс обеспечивает эффективное воспламенение.
  • Платина. Используется в качестве напайки. Наносится на боковые электроды. Опять же с целью повышения эксплуатационного ресурса.
  • Медь. С её помощью лучше отводится тепло. Медь используется при производстве стержней боковых электродов.

В некоторых ситуациях вносятся конструктивные изменения в свечи. На корпус наносят специальные защитные слои. Тем самым нагар образуется не так интенсивно на поверхностях свечей зажигания.

На практике встречается не так много деталей, способных действительно эффективно справляться с воспламенением газовоздушной смеси, а также сопротивляться возникающим нагрузкам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]