Автомобиль – это идеальный вид транспорта для передвижения как по городу, так и по разным странам. Но со временем бензин не дешевеет, и если вы часто выезжаете куда-либо на машине, поездки обойдуться в круглую сумму. С целью экономии водители все чаще переходят на газ. И хотя Lada Granta считается довольно экономичным автомобилем, ГБО, даже при расходах на его установку, сохранит в вашем кошельке гораздо больше денег.
Выбор поколения
Первая позиция, по которой следует определиться, перед тем как покупать ГБО, какое поколение подходит для этой машины? Гбо на Гранту второго поколения с «хлопушкой», на которую ещё и придётся делать дополнительный подогрев редуктора — не серьёзно для современной машины. И уже давно не экономично, устарело по технологическим характеристикам.
Самое продвинутое — это пятое. Масса плюсов: мощность ТС на газу выше чем на бензине, расход газа в количественном выражении равен бензиновому. Огромная экономия, учитывая, что газ почти в два раза меньше по цене. Однако стоимость пятой генерации пока неподъёмная для большинства автовладельцев. Станций техобслуживания, где имеются квалифицированные и сертифицированные мастера по монтажу и обслуживанию этого высокотехнологичного оборудования ещё не найдёшь и в больших городах.
Оптимальный вариант газового оборудования на Лада Гранта — это 4-е поколение. В этой генерации отсутствуют недостатки прошлых разработок. Исчезли «хлопки», падение мощности невелико, при монтаже вариатора угла опережения зажигания такая вероятность сводится к нулю. Экономный расход газа в сравнении с предыдущими поколениями за счет рациональной организации впрыска пропан-бутановой смеси в форсунки.
Как снизить расход газа
Автомобилисты, у которых внезапно резко возрос расход горючего,задаются вопросом, как уменьшить расход газа на автомобиле. Необходимо продиагностировать машину в соответствующих условиях и устранить неисправности. Однако кое-что можно сделать и самостоятельно.
Проверьте состояние воздушного фильтра и свечей – они способны в плохом состоянии существенно увеличивать расход горючего. Если вы умеете, проверьте угол опережения зажигания – его сдвиг на 5 градусов увеличивает расход газа на 0,5 литра. С более сложными случаями вам помогут разобраться специалисты.
Выбор вида газомоторного топлива
Метановое горючее дешевле пропан-бутановой смеси. По цене выигрывает значительно. Высокоэкологичное топливо, имеет природное происхождение. Но сколько плюсов, столько и минусов. Само оборудование и его установка почти в два раза дороже СНГ. Это оправдано, потому что метан находится не в сжиженном состоянии как пропан, а в газообразном.
Соответственно оборудование должно выдержать это состояние. Отсюда идёт следующий минус — баллоны тяжёлые и громоздкие даже для просторного багажника Гранты liftback. Но топлива в них вмещается гораздо больше.
Примеры расчетов экономии в Петербурге
Рассчитаем разницу стоимости заправки газом и бензином на двух примерах:
- От Невского проспекта до КАД и обратно в Петербурге 60 км. Возьмем это расстояние как суточную норму пробега и посчитаем выгоду за месяц.
- Из Санкт-Петербурга в Москву — 710 км. Посчитаем сколько получится экономить на поездке в Москву и обратно.
Экономия после перевода на газ
Двигатель | С Невского на КАД и обратно ежедневно один месяц | Из Петербурга в Москву и обратно | ||||
Бензин | Пропан | Экономия | Бензин | Пропан | Экономия | |
1,6 MT | 6 062 руб. | 3 316 руб. | 2 746 руб. | 4 782 руб. | 2 616 руб. | 2 166 руб. |
1,6 AMT | 6 062 руб. | 3 316 руб. | 2 746 руб. | 4 782 руб. | 2 616 руб. | 2 166 руб. |
1,6 AT | 6 668 руб. | 3 651 руб. | 3 017 руб. | 5 261 руб. | 2 880 руб. | 2 380 руб. |
Цены в расчетах: АИ-95 — 37,42 руб., СНГ — 18,61 руб. |
Если используете LADA Granta редко и проезжаете небольшие расстояния, то выгода будет незначительной. Но если каждый день больше часа проводите за рулем — ГБО окупится в первый год. Посчитайте сколько сэкономите на заправке с вашим пробегом в калькуляторе экономии.
Расскажите друзьям как экономить за рулём:
Выбор производителя ГБО
Производителей ГБО много, выбор качественного оборудования не представляет сложности. У каждого бренда свои плюсы.
Установка и настройка ГБО Digitronic не представляет сложностей, центры по обслуживанию бренда есть практически в каждом городе.
Оригинальная рейка из металлокерамики ГБО BRC имеет ресурс до 250 тысяч км, (у большинства брендов не более 100 тысяч).
Универсальный комплект кабелей и пластиковый корпус у недорогого оборудования SEC ECO. Это ГБО оснащено функцией ATS и подходит любым форсункам, представленных на внутреннем рынке.
Комплект от Lovato отлично подходит даже на 127-й двигатель.
Отечественный бренд — недорогое газовое оборудование Альфа. Редуктор разработан применительно к качеству газа на наших автозаправках.
Спросом у автомобилистов пользуется польское оборудование Stag, которое комплектуется высококачественными деталями, сделанными в Италии по польской технологии.
Как поставить на учёт ГБО в ГИБДД? Инструкция и правила
Процедура внесения изменений в конструкцию автомобиля, в том числе при установке ГБО, следующая:
- до начала работ:
- пройти предварительную техническую экспертизу. Экспертизу проводят только аккредитованные организации, список которых представлен на сайте Eurasiancommission.org,
- получить разрешение в ГАИ на внесение изменений;
после выполнения работ:
пройти техосмотр, пройти повторную экспертизу, получить свидетельство и занести его номер в ПТС.
Как я уже сказал, узаконивать ГБО легче, чем любые другие изменения в конструкцию автомобиля, поскольку имеющийся в комплекте с оборудованием сертификат заведомо делает бессмысленным первоначальную экспертизу (п.1.1) и экспертизу после производства работ (п.2.2). И солидные конторы по установке ГБО заведомо имеют необходимые бланки аккредитованных экспертных организаций, конечно, в полном соответствии с законом. Хотя за обе экспертизы все равно придется заплатить.
Более подробно порядок внесения изменений в иных случаях, нежели регистрация ещё не установленного ГБО, мы рассмотрели в отдельной статье.
До установки
Если бланков в организации нет, то обращайтесь непосредственно в аккредитованную экспертную организацию. Если таковой в вашем городе нет, то запрос на проведение экспертизы отправляется письмом по почте.
Получив заключение первой экспертизы, отправляемся в ГИБДД и получаем разрешение на установку ГБО. Госпошлины за выдачу разрешения нет.
Установка ГБО
Собственно, работы могут проводить только в сертифицированных центрах, работники которых аттестованы на проведение работ с газобаллонным оборудованием. Производитель работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства, согласно ГОСТ 31972-2013, по окончании работ должен передать владельцу автомобиля следующие документы:
- заявление-декларацию об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию ТС, оформленное юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем,
- заверенную (предприятием-изготовителем ГБО, поставщиком или продавцом) в установленном порядке копию сертификата соответствия на комплект ГБО, которое Вы оформляете, в отношении его установки на конкретный тип ТС с приложениями о составе комплекта, с указанием обозначения документации на комплектующие и их соответствие требованиям безопасности,
- заверенное в установленном порядке свидетельство формы 2а о соответствии АТС с установленным на него ГБО требованиям безопасности,
- заверенное в установленном порядке свидетельство формы 2б о проведении периодических испытаний ГБО, установленного на автомобиль.
После установки
1. Следующий шаг – посещение пункта техосмотра
Обратите внимание, чтобы в полученной вами по результатам техосмотра диагностической карте была отметка об установленном ГБО. В частности, увеличится снаряженная масса автомобиля в соответствии с весом комплекта газобаллонного оборудования с заправленным баллоном и должна стоять отметка о новом виде топлива
2. После прохождения технического осмотра проходим повторную экспертизу. Как уже говорил, все это делаете в той же организации, которая ставила оборудование.
3. Далее – в МРЭО на регистрацию изменений в конструкцию.
Посещать ГИБДД придется в два этапа, тем более, если будете записываться через Госуслуги. На первом этапе получаете «Свидетельство о внесении изменений в конструкцию».
На втором – новое свидетельство о регистрации, с внесением записей в ПТС.
- госпошлина за свидетельство на внесение изменений в конструкцию – 800 руб.,
- за новое свидетельство о регистрации – 500 руб.,
- за внесение изменений в ПТС – 350 руб.
Через Госуслуги дешевле. И не забудьте снять копии со всех документов!
С какими неудобствами придётся смириться?
Недостатков у ГБО немного, но их надо учитывать:
- Придётся потратиться на качественное газобаллонное оборудование и монтаж в специализированном сервисе. В гаражных условиях или своими руками ставить высокотехнологичное оборудование сложно и опасно. Кроме того, могут появиться такие неприятности, как провалы при нажатии на педаль акселератора при работе на газу. При кустарно смонтированном подключении редуктора к системе обогрева(охлаждения) возможно его обмерзание.
- Нужно хорошо следить за регулярностью прохождения плановых техосмотров и проверок газового резервуара.
- Газовый баллон займёт некоторое пространство в багажнике. Выходят из положения тем, что ставят тороидальный баллон в нижнюю часть багажника вместо запаски.
- Если Гранта на гарантии у дилера, то она её лишается.
На заметку! Незначительное снижение мощности ТС успешно решается установкой вариатора опережения зажигания (УОЗ), повышающего КПД и эксплуатационные характеристики мотора.
Установка и обслуживание
Если вы думаете, что сможете самостоятельно установить баллон с газом, не имея опыта и навыков в этом деле, то у вас вряд ли получится. Для установки оборудования лучше обращаться к специалистам. При работе нужно варить кронштейны, проводить проводку, что непрофессионал не сделает качественно, а от качества установки зависит безопасность. Бак объемом 42 литра устанавливается в нише для запасного колеса. Потом его можно закрыть обшивкой, и багажник снова будет выглядеть эстетично.
Если ниша для вас маловата или же нужна вам для других целей, то баллон (цилиндр), объемом до 80 л, можно установить сразу в багажник.
В салоне Лады есть кнопка, которая переключает тип топлива: с газа на бензин и наоборот.
ВАЖНО! Если газ закончился, то машина автоматически переходит на бензиновое топливо.
Также можно установить евро мультиклапан. С его помощью водитель сможет, находясь в салоне, увидеть, сколько газового топлива осталось в баллоне.
Чтобы оборудование работало долго и без перебоев, нужно своевременно его обслуживать. Это регулярная замена фильтров, продувка редактора и топливной магистрали, настройка программного обеспечения.
Возможные проблемы на разных блоках управления
Например, первая проблема – она же и самая простая, звучит так: «Что делать с бензонасосом, форсунками?». Ответ также простой – форсунки советуют выключать. Вот некоторые способы как это осуществить: первый – программный способ. Специалисты пользуются прошивкой двух режимов – газ-бензин, при этом, когда ГБО работает в Ладе Гранта, то форсунки не работают. Второй способ – выключить форсунки при помощи реле или эмулятора форсунок. С бензиновым насосом можно поступить также, чтобы предотвратить его «холостую» работу. Или же можно оставить насос включенным и благодаря этому рампа форсунок быстро охладится.
Существуют прошивки «Январь» (пока не устанавливается на Гранту, но в будущем возможно) — в них прошивку с двухрежимной программой реализовать удается. Есть две части программы для работы с газобаллонным оборудованием – это как понятно из названия бензиновая и газовая. Драйвера форсунок и бензонасоса с исправлением зажигания для оптимального функционирования с газом отключены. В блоке управления BOSCH М 1.5.4. тоже есть два режима, только если использовать ее для Лады Гранта не получится выключить форсунки, потому что программа одна, а калибровочных наборов – два. В таком случае используют прямое выключение и простой эмулятор форсунок. В сложных типах эмуляторов содержатся полевые ключи, которые нужны для того чтобы получить отключение без разрывов. Есть варианты, когда процесс переключения между прошивками делается автоматически. Газовый клапан включается и соответственно прошивка для газа должна включиться следом. При этом при таком переключении на Лада Гранта может случиться замыкание на клемму «земля» от контакта 52 ЭБУ.
Кроме описанного, есть и другая проблема – как реализовать правильную подачу газа. Это особенно актуально для режимов переходного типа, в которых совмещение систем с газобаллонным оборудованием не предусматривается изначально. Для примера можно упомянуть о долгом движении накатом, а потом когда открывается дроссель можно услышать «хлопки» — так взрывается обедненная смесь в ресивере. Когда машина двигается «накатом», в ресивере получается сильноразреженная атмосфера, а когда заслонка уже открыта, засасывается большое количество воздуха. ГБО таких вещей не учитывает, и получаются взрывы. Из-за них может случиться то, что ДМРВ выходит из строя. Достаточно трех-пяти сильных «хлопков». Потому в ресиверах на входе стоят «хлопушки» — это делают при установке ГБО. Правда, хлопки все же остаются, но их меньше. Динамика автомобиля может меняться в худшую сторону. В Ладе Гранта на бензине получается сужение проходного отверстия на ресиверном входе. Сама хлопушка также может деформироваться при взрывах.
Есть такие случаи, когда хлопки появляются и при использовании бензинового топлива – когда включается зажигание. В процессе газ попадает в ресивер без перебоев – потому и хлопки можно слышать постоянно. Когда включается зажигание – идет искра – так получается глюк у некоторых систем впрыска. Чтобы от него избавиться, рекомендуется поставить реле, которое будет задерживать подачу питания на зажигательный модуль. Его еще некоторые называют «антипух».
Теперь подробнее о третьей проблеме. Она связана с новыми электронными блоками управления от Бош – МР7.0 и М7.9.7. Такие системы разрабатывались для токсических норм по стандартам Евро-2 и Евро-3. Расчет топливоподачи содержит в себе модель двигателя в математическом виде. Математическая модель все время изменятся – это зависит от условий использования и режимов – называется это самообучением системы. Именно поэтому невозможно переключаться на газ с бензина в любой момент – чтобы Лада Гранта работала на другом топливе надо программно сбросить ЭБУ – так сказать очистить то, чему обучилась система сама. Если память не очищать, то машина не будет работать нормально ни в одном, ни в другом режиме. Поэтому так непросто установить газобаллонное оборудование на инжекторные машины, если в них стоят BOSCH, МР 7.0. Этот блок надо менять на «Январь» в любой модификации пятой версии.
Смотрите также
Комментарии 17
Я установил на свою гранту гбо digitronic в августе 14 года за 20 000. На своей машине я езжу не особо задумываясь о цене поездки, так как литр газа у нас стоит по 14 рублей. Полный бак выходит на 750-800 рублей, мне хватает на 10 дней. В месяц заливаю 10 литров бензина на прогрев мотора и примерно 150 литров газа. По деньгам выходит 2500 рублей в месяц. До установки гбо расходы были около 6000 в месяц. Ставил гбо на пробеге 8900 км, сейчас уже 24500 км, оборудование почти окупилось. 1 км на бензине стоит у меня 3.15 рублей, на газу 1.84 в городе и 1.10 на трассе. По динамике я не чувствую изменений, можно смело ставить и не бояться. Только надо будет выбрать правильный баллон под газ. Если катаешься в основном по городу — лучше ставить тороидальный баллон, вместо запаски. Если как я ездишь на дальняки — то лучше ставить цилиндрический, большего объёма. У гранты багажник огромный, я несмотря на свой цилиндрический баллон, уместил в нем ещё 5 мешков картошки. Мне очень нравиться, моя семья уже более 13 лет только на газу ездит. Почитай мой бж, там всё описано досконально.
Газа это вещь для экономии. Такой вопрос у тебя гранта 8 или 16 клапанная? Если 16 поставили ли тебе систему охлаждения клапанов? Она тоже денег стоит. Если нет то клапана долго не прослужат. У меня на 21053 стояло ГБО экономия хорошая, а когда решили перебрать ДВС кольца в руках рассыпались. Газ сушит кольца. Проверено. А что на счет прошивки?
У меня 8 клапанная гранта, систему охлаждения клапанов не ставили. Для того, чтобы клапана служили дольше — необходимо почаще и самое главное, правильно их регулировать. На выпускных клапанах должен быть зазор больше, в районе 0,4-0,45. Тогда проблем не будет. По прошивке — я пока думаю, стоит или нет на эту тему заморачиваться. Кто-то говорит, что стоит того. Кто-то говорит не надо, типа и так хорошо едет. Про то, что газ сушит кольца — я не уверен, так как система смазки никак не меняется. По моему опыту двигатель только ещё лучше работает, тише, мягче. И главное, газ чисто горит, не оставляет после сгорания копоть и сажу на стенках цилиндров. Мой отец на 99 10 лет на газу каждый день ездил и проблем не знал. Больше 250 000 км проехал. Хочу попробовать поставить специальные газовые свечи. Есть, кто уже ставил? Что можете посоветовать?
Газовые свечи это развод
У меня 8 клапанная гранта, систему охлаждения клапанов не ставили. Для того, чтобы клапана служили дольше — необходимо почаще и самое главное, правильно их регулировать. На выпускных клапанах должен быть зазор больше, в районе 0,4-0,45. Тогда проблем не будет. По прошивке — я пока думаю, стоит или нет на эту тему заморачиваться. Кто-то говорит, что стоит того. Кто-то говорит не надо, типа и так хорошо едет. Про то, что газ сушит кольца — я не уверен, так как система смазки никак не меняется. По моему опыту двигатель только ещё лучше работает, тише, мягче. И главное, газ чисто горит, не оставляет после сгорания копоть и сажу на стенках цилиндров. Мой отец на 99 10 лет на газу каждый день ездил и проблем не знал. Больше 250 000 км проехал. Хочу попробовать поставить специальные газовые свечи. Есть, кто уже ставил? Что можете посоветовать?