Выбирая автомобиль, любой владелец смотрит на множество критериев, в числе которых встает вопрос: какую коробку передач выбрать. На сегодняшний день автомобильный рынок может предложит 4 вида трансмиссий:
- механика;
- автомат;
- вариатор;
- робот.
У каждой из этих коробок свои достоинства и недостатки, а потому стоит более подробно рассмотреть каждую из них и разобраться что из предложенного достойно наибольшего внимания покупателей.
Гидромеханика
Гидромеханический автомат — самый распространенный тип автоматических коробок, который встречается практически у всех автопроизводителей. В силу конструктивных особенностей эти автоматы лучше других переваривают большой крутящий момент, поэтому именно их чаще всего устанавливают на тяжелые кроссоверы и внедорожники, а также на полноразмерные седаны. По сути это планетарная коробка передач, соединяемая с мотором через гидротрансформатор. Переключение планетарных рядов в ранних моделях происходило гидромеханически, а теперь — по командам электроники.
Сводная таблица
В конце мне хочется, расположить все плюсы и минусы в таблице и посмотреть, кто больше всех набрал. Плюс – это один бал, минус – это нет бала, плюс и минус – 0,5 балла.
Механика (МКПП) | Автомат (АКПП) | Вариатор (CVT) | Робот (РКПП), один диск | Робот (РКПП), два диска | |
Цена | + | — | — | +,- | — |
Комфорт | — | + | + | — | + |
Надежность | + | + | +,- | +,- | — |
Экономия (топливо) | +,- | — | +,- | +,- | + |
Потенциал развития | — | + | — | +,- | + |
ИТОГ (в баллах) | 2,5 | 3 | 2 | 2 | 3 |
Сейчас видео версия смотрим.
Роботы
Роботы можно разделить на две группы. Робот с одним сцеплением — это обычная «механика», у которой сцеплением и переключением передач управляет не водитель, а автоматика. Надежность такого агрегата в теории должна быть самой высокой среди АКП. Но практика это не подтверждает. Например, на редакционной Весте с роботом стояли уже три сцепления при пробеге меньше 45 тыс.км. Коробка Easytronic, которую устанавливали на Опели, мучили владельцев отказами по электронике. По скорости и комфорту переключения робот с одним сцеплением — худшая автоматическая коробка. Основное его преимущество — невысокая цена. Поэтому его ставят в основном на небольшие и недорогие автомобили.
Устройство и работа вариатора
Вариатор конструктивно состоит из:
- ведущего/ведомого шкивов, валов;
- стального ремня;
- стартового сцепления (центробежного, многодискового, электромагнитного, гидротрансформаторного);
- сателлита планетарной передачи;
- масляного насоса;
- подшипников;
- гидроблока;
- картера с магнитами для заливки трансмиссионной жидкости;
- дифференциала;
- планетарного редуктора.
Существует несколько разновидностей вариаторов. Самый распространенный среди них — клиноременной механизм. Шкивы в нем состоят из 2-х конусовидных дисков с уклоном к оси вала. При движении они способны сдвигаться или раздвигаться.
Между половинами шкивов вариатора натянут и зажат металлический ремень, состоящий из толкающих сегментов (создают вращение, цепляясь зубчатой поверхностью за тело конусов). При раздвижении шкивов ремень уходит внутрь, при сближении приобретает форму клина. Изменение передаточного числа происходит за счет увеличения или уменьшения диаметров конических дисков.
В начале движения конусы ведущего шкива расходятся, а ведомого сходятся. С увеличением скорости происходит обратный процесс. В результате передаточное число изменяется в меньшую сторону, тяговое усилие снижается, обороты на ведомом валу увеличиваются.
Обрабатывает информацию и меняет режим работы вариатора CVT программная часть. Дифференциал распределяет моменты вращения на ведущие колеса автомобиля. Масляный картер служит опорой и защитой рабочих механизмов, используется для хранения трансмиссионной жидкости, без своевременной замены которой вариатор долго не прослужит.
По каким признакам можно определить, что вариатор вышел из строя?
Признаки основных поломок вариатора:
пробуксовка или невозможность тронуться с места — неполадки в модуле управления вариатора, дефект вариаторной передачи (проскальзывание ремня между шкивными конусами), неисправность гидротрансформатора, муфты основного хода, электрогидравлической системы;
скачки и рывки при работе — переклинило редукционный клапан масляного насоса;
остановка автомобиля — износ колеса насоса гидротрансформатора;
машина движется на нейтрали — дефекты электропроводки, селектора передач, модуля управления вариатора;
несвойственный ТС гул — изнашивание подшипников конусов.
Срок службы вариатора CVT зависит от правильности эксплуатации и регулярного проведения ТО. Производители вариаторной КПП рекомендуют своевременно менять ремень и трансмиссионную жидкость (в среднем после 40 тыс. км пробега).
Предлагаем вам посмотреть видео-совет по эксплуатации вариатора.
Если нет опыта в решении проблем с вариатором, можно обратиться в «Центр по ремонту вариаторов №1». Специалисты помогут провести диагностику и устранят неисправности в краткие сроки. Получить дополнительную информацию можно по телефонам: Москва –, Санкт-Петербург — 8. Принимаем звонки из всех регионов страны.
Коробка вариатора
Устройство вариатора
Выводы
Некоторые результаты измерений:
Параметры | Автомобили | ||||
Lada Granta Cross 1.6 АМТ | Hyundai Solaris 1.6 AT | Renault Logan Stepway 1.6 CVT | Skoda Rapid 1.4 TSI DSG | ||
Максимальная скорость, км/ч | 177,0 | 198,3 | 165,2 | 200,0 | |
Время разгона, с | 0-50 км/ч | 4,7 | 3,9 | 4,2 | 3,5 |
0-100 км/ч | 13,2/13,6* | 10,9/11,9* | 12,1/13,4* | 9,3/9,7* | |
0-150 км/ч | 33,6 | 24,8 | 35,5 | 21,1 | |
на пути 400 м | 18,9 | 17,7 | 18,5 | 16,9 | |
на пути 1000 м | 34,6 | 32,2 | 34,2 | 30,7 | |
60-100 км/ч (D) | 7,2 | 5,8 | 7,4 | 4,9 | |
80-120 км/ч (D) | 8,6 | 7,4 | 9,7 | 6,6 | |
Выбег, м | с 50 км/ч | 646 | 740 | 662 | 633 |
130-80 км/ч | 888 | 1095 | 890 | 1016 | |
160-80 км/ч | 1329 | 1646 | 1331 | 1541 | |
Расход топлива, л/100км | 9,9 | 9,2 | 9,5 | 8,5 |
* Разгон с двух педалей/разгон с переносом ноги (ESP и кондиционер включены)
Хотите удобства управления тягой в сочетании с высокой надежностью и приемлемой экономичностью? Выбирайте старую добрую гидромеханику с числом передач не менее шести — альтернативы которой так и не придумано. А какую трансмиссию выбрали бы вы?
- Тест-драйв Lada Vesta с вариатором Jatco и двигателем Renault-Nissan
- Тест-драйв Lada XRAY Cross с вариатором Jatco и двигателем Renault-Nissan
Ключевые слова: вариатор | коробка передач лада веста | коробка передач lada xray | коробка передач лада гранта | коробка передач лада калина | коробка передач лада приора
117
5
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..
Аналогия
Однозначного ответа на вопрос: что лучше, МКПП или АКПП — несуществует
Чтобы сразу стал понятен посыл рассматриваемого материала, попробуйте сравнить что-нибудь более простое. Например, что лучше:
- Попса или классическая музыка?
- Растворимый кофе или в зёрнах?
- Фильмы или книги?
- Кастрюля или мультиварка?
Всё, что идёт в этом перечне первым — более распространено. Но лучше ли оно, чем второе? Нельзя сказать однозначно. Наверняка вы согласитесь с этим хотя бы по одному из пунктов. Но для того, чтобы полноценно что-либо сравнить, нужно больше критериев. Например, кофе в зёрнах вкуснее, чем растворимый. Но он дороже, а для его приготовления нужна кофемолка с туркой или кофемашина. Книги полезнее, чем фильмы. Но читать сложнее, чем смотреть. Наконец, в мультиварке готовить удобнее, но она, как минимум, втрое дороже кастрюли.
С автоматом и механикой всё то же самое. Сугубо по распространённости сложно однозначно сказать, что лучше. Нужно больше критериев. И в случае с АКПП и МКПП их полно. Только здесь рассмотрены 15 штук. Однако есть одна загвоздка. Многие критерии сравнения автомата и механики обросли мифами и субъективными мнениями. По другим равновесие сместилось по мере развития технологий. Кроме того, для кого-то определённые критерии очень важны, а кому-то на них, грубо говоря, наплевать.
Отличия вариаторной коробки от автомата и РКПП
Обычному автовладельцу бывает трудно понять в чем отличие вариатора от РКПП и АКПП. В этом блоке будут объяснены подробно отличия между ними. Вариатор от других отличает:
- Простота в работе.
- Легкие в ремонте.
- Малый вес.
- Ускорение без переключения с одного блока скорости на другой. Автомашина с вариатором не будет дергаться во время перехода с одного скоростного режима на другой.
- Вариатор боится пробуксовок и быстрых стартов. Подходит для спокойной езды по мегаполису.
Если соблюдать следующие эксплуатационные меры, то вариатор прослужит долго:
- вовремя менять трансмиссионную жидкость;
- следить за уровнем масла;
- наблюдение за датчиками. Нет сигнала одного из них – значит образовалась проблема. Чем быстрее ее устранить, тем меньше затрат на полный ремонт вариатора.
Привод роботизированных коробок передач
Приводные системы в РКПП могут быть двух видов: на основе гидравлики или электрики. В случае применения электрических контроллеров конструкция содержит особые приборы и механизмы типа сервомоторов. Если же привод представлен гидравлическим видом, то работа происходит благодаря специальным цилиндрам, управляющимся электромагнитными клапанами.
Яркими представителями таких систем трансмиссий являются Форды и Опели. Стоит отметить, что электрического вида приводы характеризуются недостаточной скоростью работы. Хорошо было бы понимать, что системами гидроприводов обеспечивается постоянное давление, то есть затраты энергии в таком случае возрастают в разы. Чаще всего такого рода решения предусматриваются на спортивных автомобилях.
Принцип работы РКПП
ИТОГ
Если смотреть итог, то получается не все так однозначно. Не смотря на то, что механика не дает комфорта, экономия топлива хотя и на хорошем уровне, но все же меньше чем у двух дискового робота, она набирает 2,5 балла! Результат высокий и у этой трансмиссии однозначно останутся поклонники.
Всех меньше набрали вариатор и однодисковый робот, слишком много у них спорных моментов (по 2 балла)
Всех больше набрали обычный автомат (АКПП) и двухдисковый робот (по 3 балла). Если посмотреть различные рейтинги (а не мой), они также находятся на вершине.
На этом заканчиваю, думаю мои материалы были вам полезны. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР
Похожие новости
- Почему ставят вариатор вместо автомата? Подробно + видео
- Двухмассовый маховик. Что это такое, принцип работы. Поломки и р…
- Автомат или механика. Что лучше? Разберем основные плюсы и минус…