Датчик детонации – важный компонент электронной системы впрыска инжекторного двигателя ВАЗ-2109. Задача данного датчика заключается в контроле детонации, появляющейся в цилиндрах силового агрегата автомобиля.
Сам датчик детонации представлен в виде корпуса, в котором располагается специальная пластина – пьезокерамический элемент. Данный элемент обладает специфическими свойствами, именуемыми пьезоэффектом. Дополнительно в корпусе устанавливается резистор, а снаружи к нему обязательно подключается питающая электропроводка.
Датчики детонации выпускаются двух типов, между собой они отличаются принципом работы.
Резонансный пьезоэлектрический датчик детонации. Контроллер ЭБУ передает на датчик постоянное напряжение 5В. Резистор, имеющийся в датчике, снижает данное напряжение до 2,5В и возвращает его обратно. При наступлении детонации в цилиндрах двигателя, датчик начинает передавать в блок управления переменное напряжение с амплитудой и частотой, которая меняется в зависимости от характеристик детонации. Получив этот сигнал, блок управления автоматически изменяет угол опережения зажигания, благодаря чему детонация пропадает.
Широкополосный пьезокерамический датчик детонации. В этом случае датчик отправляет на контроллер переменное напряжение, соответствующее частоте вибрации двигателя. При появлении детонации этот сигнал увеличивает свою частоту. Таким образом электронный блок управления определяет, что появилась детонация. Имеющийся механизм гашения детонаций подстраивается под работу мотора с учетом детонации, тем самым сохраняя рабочие показатели на оптимальном уровне.
Поломка датчика детонации
В том случае если датчик детонации, установленный на автомобиле, выйдет из строя, контроллер блока управления начнет работать по схеме с использованием резервной таблицы расчета угла опережения зажигания. При работе системы в таком аварийном режиме будет наблюдаться потеря мощности двигателя, троение мотора и увеличение расхода топлива.
Неисправный датчик детонации не подлежит ремонту, его можно лишь заменить на новую деталь. Как мы отмечали выше, на автомобилях ВАЗ-2109 могут использоваться датчики двух типов. Каждый тип ДД имеет свои особенности срабатывания.
Широкополосный пьезокерамический датчик улавливает и передает на ЭБУ широкий спектр шумов, которые исходят от двигателя. В результате такой расширенной передачи электронный блок управления может устранять причины появления каждого из шумов.
Резонансные датчики детонации срабатывают лишь при появлении детонации.
Рассматривая оба датчика со стороны эффективности и практичности, можно прийти к выводу, что широкополосный датчик является лучшим выбором, но его стоимость выше, чем резонансного устройства. Поэтому решение выбора остается за автомобилистом.
Стоимость датчика
На автомобилях ВАЗ 2109 с контроллерами «Январь 4.1» используется ДД 211203855010-01. Он обладает низкой распространенностью. Из-за этого его цена крайне высока. За оригинальное изделие часто требуется заплатить 1500-1700 рублей. Хороши аналогом является General Motors 21120-3855010-01. Его стоимость составляет 1600-2000 рублей.
На ВАЗ 2109 с контроллерами «Январь 5.1» используется широкополосный ДД 21123855020. Его цена — 300-450 рублей. С хорошими аналогами фирменного датчика можно ознакомиться в таблице ниже.
Таблица — Хорошие аналоги фирменного датчика детонации ВАЗ 2109
Производитель | Артикул | Примерная стоимость, рубль |
ЗАЗ | 183855 | 170-290 |
Фенокс | SD10100O7 | 230-390 |
VOLVO | 183855 | 290-410 |
Bosch | 0 261 231 046 | 370-400 |
ЕРА | 550489 | 250-400 |
Замена датчика детонации
Для проведения самостоятельной замены датчика детонации нужно взять трещотку и торцевую головку №13. После этого вам нужно выполнить такие действия.
1. Поднимите капот и снимите минусовую клемму с аккумулятора. Делается это для того, чтобы избежать проблем в виде короткого замыкания.
2. Отсоедините электрическую колодку, которая питает датчик детонации. Чтобы это сделать, нужно нажать на металлический фиксатор колодки и потом ее аккуратно потянуть на себя.
3. Возьмите подготовленную трещотку или простой гаечный ключ и открутите имеющуюся крепежную гайку. Выполнять эту работу достаточно неудобно из-за положения датчика, но все-таки вполне реально, так что применив некоторое усердие вы сможете это сделать без проблем.
4. Достаньте неисправный датчик, протрите его и посмотрите на маркировку, которая нанесена на него.
5. По этой маркировке вы сможете определить тип датчика, который вам нужно установить. Желательно, конечно, датчик менять на аналогичный.
6. После приобретения нового датчика вам останется лишь установить его на место. Затем вам нужно обратно подключить электрическую колодку и установить клемму на аккумулятор.
Теперь можете проверять работу двигателя, если симптомы детонации пропали, значит все дело было именно в датчике.
Как видите, никаких особых трудностей в этой операции нет. Используя нашу инструкцию, замену датчика детонации может осуществить даже начинающий автомобилист.
Все без исключения автомобили ВАЗ, начиная от модели 2101 и заканчивая современными версиями, оснащаются бензиновыми силовыми установками, которые являются более приоритетными у всех автомобильных производителей.
Нормальное функционирование любого бензинового мотора обеспечивается рядом факторов – соблюдением правильной пропорции топливовоздушной смеси, качеством бензина, соответствующим углом опережения зажигания, состоянием ЦПГ. При несоответствии хоть одного из этих факторов возможно появление такого негативного эффекта как детонация.
Детонация – что это такое
Детонация – это просто неправильное сгорание смеси. Но если вовремя не предпринять мер, то детонация двигателя ВАЗ может иметь сильные негативные последствия. Особенность этого эффекта кроется в самовоспламенении горючей смеси за счет воздействия высоких температур и давления в цилиндрах.
При нормальной работе двигателя сгорание горючей смеси проходит в три этапа.
- Индукционный, проходит на подходе поршня к верхней мертвой точке. При этом этапе происходит начало возникновения очага пламени от искры, который в дальнейшем формирует фронт пламени, причем все это сопровождается неинтенсивным нарастанием давления в камере сгорания.
- Формирование и прохождения фронта пламени по камере сгорания, в результате чего основная масса смеси сгорает, и сопровождается это все резким возрастанием давления и температуры.
- Догорание остатков смеси, которые остались за фронтом, а также находящихся возле стенок цилиндра. Вот между переходом от второго этапа к третьему и возможно возникновение детонации. Высокая температура и давление, которое возникает при втором этапе, приводит к появлению быстротекущих химических реакций в несгоревшей смеси, в результате чего она самовоспламеняется. Такое горение происходит очень быстро (до 1200 м/с) и в виде взрыва, сопровождающееся образованием ударных волн, имеющих разрушительный характер.
Эти волны приводят к разрушению пристеночных слоев газов, что обеспечивает повышение теплообмена, из-за чего стенки цилиндров и другие составляющие ЦПГ перегреваются. Также взрывная волна разрушает масляную пленку стенок, в результате чего повышается трение между цилиндрами и кольцами. Детонация имеет и механическое воздействие на элементы поршневой группы – резкое возрастание давление приводит к появлению ударных нагрузок на днище поршня, клапана, стенки цилиндров, приводя к их повреждениям.
На рисунке показано, как происходит нормальное и детонационное сгорание топлива.
Слева – нормальное сгорание; справа – детонационное сгорание
Последствия. Методы борьбы
Детонация карбюраторного двигателя сопровождается появлением металлического стука, особенно под нагрузкой. Многие воспринимают его как «звон пальцев» поршней, однако четкий звук, как будто происходит удар металла о металл, происходит из-за взрывной волны.
Последствия этого эффекта, если не предпринять мер – очень серьезны. Перегрев составляющих частей может привести к пробою головки блока. Отсутствие масляной пленки, которая разрушается из-за воздействия детонации, повышает трение и приводит к ускоренному износу элементов ЦПГ. И наконец, механическое воздействие ударной волны вместе с высокой температурой может стать причиной прогорания поршня, разрушения перемычек между кольцами, изгиба шатуна, подгорания тарелок клапанов.
Последствия детонационного сгорания смеси
Особенности инжекторных моторовЭффективно бороться с этим эффектом на карбюраторных двигателях можно несколькими способами. В первую очередь при появлении детонации следует заменить топливо, особенно если перед этим осуществлялась заправка на станции с сомнительным качеством топлива. Если же топливо подозрений не вызывает, то стоит проверить зажигание и установить более поздний угол опережения путем проворота трамблера.
Причины детонации инжекторного двигателя идентичны карбюраторному, но у таких моторов имеется помимо металлического звона еще ряд признаков, указывающих на возникновение этого эффекта.
А все потому, что двигатель с такой системой питания является более совершенным. У него процессы смесеобразования и подачи смеси в цилиндры контролируется электронным блоком управления на основе показаний множества датчиков. Также он в зависимости от режима работы мотора еще и самостоятельно подбирает и устанавливает угол опережения. То есть, водитель самостоятельно установить зажигание уже не может.
Электронный блок способен отследить и появление детонации. Для этого все инжекторные моторы оборудованы датчиком детонации (ДД).
Этот датчик способен выявить появление детонационного сгорания, а ЭБУ на основе его данных уже примет меры. К примеру, если причина детонации двигателя ВАЗ-2109, оснащенного инжекторной системой питания, — некачественное топливо, и датчик уловил появление эффекта, ЭБУ просто уменьшит угол опережения зажигания и детонация прекратится.
Причины детонации
Детонация в двигателе может возникать по разным причинам, среди которых следует выделить:
- Использование горючего сомнительного качества и происхождения;
- Бедная топливовоздушная смесь, поступающая в цилиндры;
- Нарушенная работоспособность или вышедшая из строя система охлаждения двигателя;
- Использование свечей зажигания, характеристики которых не соответствуют параметрам двигателя;
- Образование нагара внутри камер сгорания;
- Перескочивший по тем или иным причинам ремень газораспределительного механизма и пр.
Если вовремя не принять меры касательно вышедшего из строя ДД, это грозит нарушением функциональности мотора и не только.
К чему ведет отказ ДД
Если датчик детонации или его электрические соединения выйдут из строя, произойдет следующее:
Контроллер перейдет на работу по резервной таблице расчета угла опережения зажигания. Последствия такой работы устройства — потеря мощности силового агрегата, увеличение расхода топлива и троение мотора.
При помолке ДД или его электрических соединений увеличивается детонация, что приводит к появлению кода неисправности в контроллере. Как результат, на приборной панели загорается лампочка Check engine.
Искомое устройство
Что использовать
Планируя замену ДД, важно подумать, какой именно датчик будет использовать в системе впрыска на вашем ВАЗ 2109.
Как мы уже отмечали, на девятках можно применять два типа регуляторов. Но каждый из них имеет свои особенности по срабатыванию.
- Широкополосные пьезокерамические устройства способны фиксировать и передавать на электронный блок управления широкий спектр шумов, исходящих от двигателя. Как результат, ЭБУ устраняет причины возникновения каждого из них.
- Резонансные устройства настроены только на срабатывание при образовании детонации в двигателе.
С точки зрения практичности и эффективности работы датчика детонации, лучший выбор для ВАЗ 2109 — это широкополосные. Но решать только вам.
Датчик детонации, принцип его работы
Конструктивно все датчики детонации одинаковы и в их основе лежит пьезоэффект, то есть механическое действие преобразуется в электрическое. И чем больше механическое воздействие, тем больше энергии датчик способен выработать.
Основной составляющей этого датчика является пьезоэлемент, который от механического воздействия вырабатывает электрический ток. При нормальном режиме работы этот датчик вырабатывает электроимпульсы небольшой силы, которые не пропускаются резистором, имеющемся в конструкции.
Во время возникновения детонации, ударные нагрузки и вибрация значительно возрастают, поэтому усиливается воздействие на пьезоэлемент. При достижении определенной силы тока, которую вырабатывает датчик, происходит пробой резистора и импульс поступает на ЭБУ, что и является для него сигналом, что требуется принятие мер для устранения появившегося неправильного сгорания.
Поскольку ДД работают по одному принципу, то схема датчика детонации ВАЗ-2110 такая же, как и на моделях 2107, 2109 (инжекторные версии), 2114 и т. д.
Схема подключения ДД
Датчик скорости
С переходом девятки на инжектор измерение скорости автомобиля стало производиться не механически, с помощью специального датчика, который считывает показания с вращения шестерней КПП, передавая показания на ЭБУ. Блок же обрабатывает показания с датчика и посылает сигналы на спидометр.
Расположение
Находится датчик скорости ВАЗ 2109 на корпусе КПП, увидеть его можно заглянув под термостат и рядом со щупом КПП можно обнаружить данный датчик.
Признаки неисправности:
- Не работает спидометр;
- Спидометр неправильно показывает скорость;
- Не работает одометр;
Признаки неисправности датчика детонации (ДД)
Отметим, что неисправность ДД может повлиять на работоспособность силовой установки. Дело в том, что если ЭБУ выявит, что он не работает, то он переведет работу мотора в аварийный режим, при котором будет установлено позднее зажигание, чтобы полностью исключить возможность возникновения детонационного сгорания.
Признаки неисправности датчика детонации ВАЗ-2110 таковы:
- Нестабильная работа мотора на ХХ;
- Падение мощностных показателей двигателя;
- Повышение расхода бензина;
- Затрудненный пуск мотора;
В общем, все то, что является следствием позднего зажигания. Признаки неисправности датчика детонации ВАЗ-2114 или любой другой инжекторной модели ВАЗ – идентичны.
Но такие признаки могут давать не только ДД, а и другие датчики, отвечающие за работу системы питания, поэтому важно знать, как проверить датчик детонации ВАЗ-2110. В противном случае, можно долго искать причину неправильной работы мотора. Часто автовладельцы не обращают внимания именно на ДД, греша на другие элементы.
К вашему вниманию ошибки датчика детонации ВАЗ 2114
- Код ошибки 0325 – имеется обрыв проводки, которая подает питание на ДД. Чаще всего причина этой ошибки окислившиеся контакты датчика детонации, обрыв проводки случается крайне редко. Необходимо почистить контакты, это даст положительный результат, по крайней мере хуже не будет. Кроме того, эта ошибка может быть вызвана ремнем ГРМ, так что если после чистки контактов ДД проблема осталась — проверьте ремень ГРМ. вероятнее всего он перескочил на пару зубов. Выставьте ремень по меткам и снова проверьте не появляется ли ошибка.
- Код ошибки 0328 – как правило, говорит о неисправных высоковольтных проводах. Однако нельзя исключать вероятность перескакивания ремня ГРМ.
- Код ошибки 0326. а также 0327 – означают чрезмерно слабый (низкий) сигнал с датчика детонации. Чтобы устранить ошибки необходимо произвести зачистку контактов подключения ДД ВАЗ 2114. Немаловажен также момент затяжки датчика, в случае слабой затяжки могут появляться вышеприведенные ошибки.
Где искать и как проверить датчик детонации
Для того, чтобы проверить его, необходимо еще знать, где находится датчик детонации ВАЗ-2110. Здесь все просто, чтобы он мог эффективно улавливать вибрации, его поместили на блок цилиндров. Место его расположения во многом зависит от конструктивных особенностей самого мотора.
На 8-клапанных моторах
он расположен обычно в зоне прямой видимости и добраться до него обычно легко. Поэтому определить, где находится датчик детонации на ВАЗ-2107 (инжектор), несложно. Он установлен со стороны выпускного коллектора и представляет собой массивную шайбу и идущей к ней проводкой и закрепленную на двигателе при помощи болта.
А вот на 16-клапанных моторах
место установки несколько иное, чем расположение датчика детонации на ВАЗ-2107 (инжектор). Из-за того, что головка блока значительно массивнее, датчик расположили ниже – под выпускным коллектором, поэтому доступ к нему ограничен, и зачастую до него добраться можно только из-под авто на эстакаде или смотровой яме.
И хоть место расположения ДД может несколько отличаться из-за конструкции мотора, но подключение его всегда идентично. Так, схема подключения датчика детонации ВАЗ-2109 с инжекторным двигателем, такая же, как и на модели 2114.
Проверка датчика детонации ВАЗ-2110 может выполняться двумя способами.
Первый из них
подразумевает наличие тестера, переведенного на замер сопротивления (уровень замера – до 2 кОм).
Для проверки всего лишь следует отсоединить колодку с проводкой от ДД и к контактам датчика подключить тестер. Затем следует наносить легкие удары ключом по болту крепления ДД и следить за показаниями на дисплее тестера.
После подключения на дисплей выведется определенное значение сопротивления датчика. В момент удара по болту, сопротивление будет резко возрастать, но затем возвращаться к старому показателю. Если этого не происходит (сопротивление не поднимается, или не возвращается) датчик неисправен и требует замены.
Второй способ
не требует какого-либо оборудования и является более эффективным. Для его проведения необходимо запустить мотор, установить обороты на уровне 2000 об/мин. Затем берется рожковый ключ, можно использовать небольшой молоток с металлической наставкой (если доступ к ДД ограничен) и наносятся удары по болту крепления. При исправном ДД после нанесения ударов обороты мотора должны упасть, поскольку такое воздействие будет расцениваться датчиком как детонация и ЭБУ на основе его сигналов уменьшит угол зажигания. После прекращения воздействия на болт обороты должны восстановиться. Если этого не происходит – ДД неисправен.
Датчик положения дроссельной заслонки
Данный датчик необходим для определения угла открытия заслонки в дросселе. Данные показания необходимы для правильного определения подачи воздуха в двигатель. ДПДЗ работает в паре с РХХ и ДМРВ. Так как датчик выполнен по реостатному типу, то есть меняет свое сопротивление с каждым открытием дросселя, он довольно часто выходит из строя.
Расположение
Находится ДПДЗ на дроссельной заслонке ВАЗ 2109.
Признаки неисправности:
- Плавают обороты от 500 до 2500 об/мин;
- Плохо запускается мотор;
- Нет холостого хода;
Замена датчика
С тем, как проверить датчик детонации ВАЗ-2114 или любой другой модели, разобрались. Отметим, что этот датчик ремонту не подлежит и если он неисправен, то необходимо его заменить.
Замена датчика детонации ВАЗ-2114 – операция простая, но может быть затруднена плохим доступом к нему (16-клапанные моторы). Для смены же понадобиться всего лишь новый элемент и рожковый ключ соответствующих размеров.
Перед откручиванием крепежного болта следует предварительно отсоединить колодку с проводами. Затем болт выкручивается, снимается старый датчик, а на его место устанавливается новый и надежно фиксируется все тем же крепежным элементом. И только после этого подключается колодка с проводами.
Замена
В случае выхода из строя ДД, единственным правильным решением будет замена сломанного устройства на новый работоспособный регулятор. Для этого необходимо выполнить следующие действия.
- Вооружиться торцевой головкой на 13, трещоткой.
- Снять с аккумуляторной батареи минусовую клемму и на время откинуть ее в сторонку. Нужно лишить автомобиль питания, иначе проблем не избежать.
- Отключите колодку с проводами, которая питает наш датчик. Для этого сначала нажмите на металлический фиксатор, а затем потяните штекер.
- Далее простым гаечным ключом или трещоткой откручивается крепежная гайка. Работать на участке расположения датчика детонации достаточно неудобно, но вполне реально его выкрутить без лишних проблем.
- Снимите регулятор со шпильки и посмотрите, какая на нем нанесена маркировка.
- Определение маркировки позволит узнать, какой именно вариант датчика используется на вашем автомобиле. Его желательно заменить таким же. Либо, следуя данным из руководства по эксплуатации вашей девятки, приобрести аналог, соответствующий параметрам вашего силового агрегата на ВАЗ 2109.
- Купив новый датчик, можно его установить на место вышедшего из строя регулятора. Возвращайте минусовую клемму на аккумулятор и проверяйте в работе ваш мотор. Если проблема действительно была в датчике, все признаки детонации пропадут.
Открутить и снять
Приобрести сегодня ДД — не проблема. Но лучше выбирайте проверенные, хорошие магазины автозапчастей. Примерная стоимость регулятора составляет 300 рублей. Пожалуй, это единственные финансовые затраты при ремонте своими руками.
Особых сложностей в замене столь важного устройства для правильной работы двигателя нет. Следуйте инструкции и используйте только качественный бензин. Тогда новый ДД вас не скоро побеспокоит.
Видео — причины и последствия детонации
Среди всех устройств датчик детонации ВАЗ 2109 занимает особое место, он отвечает за правильное регулирование топливной смеси и установку угла зажигания. На современных автомобилях можно встретить два типа датчиков – резонансные и широкополосные. Какой вид установить на своей машине – решать вам. Но нужно знать особенности каждого. Принцип работы устройств в целом одинаков.
В основе функционирования находится пьезоэффект. При механическом воздействии (в частности, при ударе) происходит выработка электрического заряда. И его значение выше, чем сильнее удар. Отсюда можно понять и весь смысл работы устройства. Резонансные датчики детонации состоят из:
- Пьезоэлемента.
- Постоянного сопротивления, которое гасит напряжение питания 5В до рабочего значения 2,5В.
Во время работы двигателя в нормальном режиме происходят удары, но их амплитуда одинакова и не регистрируется датчиком благодаря встроенному сопротивлению. Только при повышении механических воздействий начинается пропускание части сигналов на вход электронного блока управления.
Более совершенные широкополосные – они регистрируют все, даже маленькие, колебания блока двигателя. При работе мотора имеются вибрации, но датчик посылает одинаковый по амплитуде сигнал. Как только начинаются детонационные стуки, частота вырабатываемого сигнала увеличивается. А электронный блок управления понимает, что началось явление детонации.
ЭБУ начинает анализировать топливную карту, чтобы привести работу мотора в нормальный режим. Кроме того, благодаря такому симбиозу электронных средств можно добиться, чтобы двигатель нормально функционировал на низкооктановом бензине без последствий. Но это вовсе не означает, что можно ездить на таком топливе постоянно. Нужно отметить еще причины детонационных стуков:
- Неверно установленный ремень газораспределительного механизма.
- Неисправности в системе охлаждения.
- Наличие большое количества нагара в камерах сгорания.
- Некачественные свечи зажигания.
- Обедненная топливовоздушная смесь.
- Использование низкосортного бензина.
Устройство и расположение
Датчик детонации заключен в корпус, внутри которого располагается пластина — пьезокерамический элемент. Этот элемент характеризуется определенными свойствами, называемыми пьезоэффект. Плюс в корпусе присутствует резистор. Снаружи к датчику подключается питающая проводка.
Устройство располагается в передней части блока цилиндров силового агрегата ВАЗ 2109. Он бывает широкополосный или резонансный. Первый располагается на шпильке, крепление осуществляется гайкой размером 22. Резонансный тип датчика вкручивается в отверстие, расположенное под шпильку.
Расположение
Признаки поломки датчика детонации
На автомобилях ВАЗ 2109, как и на аналогичных моделях, при появлении неисправности датчика детонации происходит настройка системы управления для работы в аварийном режиме. При этом устанавливается позднее зажигание. Так получается полностью избавиться от возможности появления детонации. Основные симптомы, по которым можно определить поломку устройства:
- На холостом ходе количество оборотов непостоянно.
- Теряется (причем заметно) мощность.
- Существенно увеличивается расход бензина.
- Запустить двигатель даже в теплую погоду оказывается проблематично.
Иными словами – это все признаки установки на автомобиле позднего УОЗ. На всех автомобилях с инжекторными моторами, начиная с ВАЗ 2109, симптомы одинаковы. Но придется осуществить диагностику, чтобы окончательно убедиться в поломке именно этого устройства. Аналогичные симптомы появляются и при поломке ДМРВ, датчика давления, и др. Если есть возможность провести компьютерную диагностику – сделайте это.
Самостоятельная замена резонансного датчика на ВАЗ 2109
Замена ДД на ВАЗ 2109 своими руками выполняется согласно инструкции, которая располагается ниже.
- Отсоединить разъем.
Разъем
- Открутить датчик.
Отворачивание ДД
- Вынуть ДД.
Изъятие датчика детонации
- Установить все в обратной последовательности.
Изъятие датчика детонации
Диагностика и замена датчика детонации своими руками
Не знаете, где находится датчик детонации ВАЗ 2109? Откройте капот и посмотрите на блок двигателя. Найдите второй и третий цилиндры. Между ними с помощью болта закреплен черный датчик с одним проводом. Вот это он и есть. Причина расположения в этом месте – именно здесь геометрический центр мотора. Поэтому одинаковые по амплитуде стуки в первом и четвертом цилиндрах вызовут выработку равных по значению сигналов.
Можно отвлечься от темы немного, рассказать про 16-тиклапанные моторы. В них датчик детонации находится со стороны выпускного коллектора. Доступ к нему осложнен, поэтому замену произвести проблематично без ямы или эстакады. Но на ВАЗ 2109 такие двигатели не устанавливались, поэтому проблем не возникнет. Но давайте вернемся к тому, как проверить устройство. А сделать это можно двумя способами:
- Необходим омметр (тестер) со шкалой измерения 2 кОм. Отсоединяете провод от датчика и подключаете между выводом его и массой тестер. Сопротивление должно зафиксироваться на одном уровне. Но при ударах по корпусу сопротивление должно резко возрастать и возвращаться на исходную. Если же показания не возрастают, либо же не возвращаются на исходную, либо нет сопротивления вообще, можно судить о поломке датчика.
- Второй способ будет намного проще и, как ни странно, эффективнее. Чтобы проверить датчик детонации ВАЗ 2109, необходимо (без демонтажа и отключения устройства) запустить двигатель и выставить частоту вращения коленвала на уровне 2000 об/мин. Далее наносите удары различной силы по болту крепления датчика детонации ВАЗ 2109. Если он исправен, то частота вращения коленвала будет меняться (в частности, падать). Причина – уменьшение УОЗ, так как электронный блок управления «видит» наличие детонации. Как только прекращаются удары по болту, обороты нормализируются. Но если ничего из вышесказанного не происходит, то можно судить о поломке устройства.
Посмотрите на конструкцию устройства. Как можно понять, ремонту он не подлежит. Поэтому неисправный берете в руку, хорошенько замахиваетесь и выбрасываете на свалку. Купите новый и забудете о проблемах. На автомобилях ВАЗ 2109 заменить его очень просто.
Инструкция
Обратите внимание: на автомобилях ВАЗ доступ к датчику детонации затрудняет впускной модуль. Вследствие этого снимайте датчик детонации на ощупь. Для облегчения процесса снимите брызговик двигателя и демонтируйте датчик, подобравшись к нему снизу машины (на смотровой яме или эстакаде).
Для снятия датчика детонации отвинтите торцовым ключом крепежный болт датчика от блока цилиндров. Снимите датчик с установочной шпильки и выньте его из-под впускного модуля . Отсоедините разъем проводов от датчика, нажав для этого фиксатор.
Для проверки датчика подсоедините к его выводам мультиметр, включенный в режим вольтметра с пределом измерений до 200 мВ. Для правильного подключения одноконтактного датчика к прибору, отрицательный провод (черного цвета) прибора соедините с массой датчика (местом установки болта крепления). Положительный провод (красного цвета) соедините с сигнальным проводом, расположенным в разъеме датчика. Двухконтактные датчики подключаются обоими выводами к проводам тестера с соблюдением полярности.
Затем отверткой слегка постучите по корпусу датчика, имитируя детонацию. При этом тестер должен показывать скачки напряжения величиной 40-200 мВ в зависимости от силы сотрясения. При какой-либо неисправности датчика реакции на удары не будет. Датчик следует заменить. Помните, что в ряде случаев приборы не способны засечь слабый сигнал и вольметр будет показывать неисправность датчика.
Переведите тестер в режим измерения сопротивлений и подключите его к выводам датчика. При этом желательно, чтобы прибор имел возможность измерять бесконечно большие сопротивления. Исправный датчик детонации на автомобилях ВАЗ должен иметь очень большое сопротивление, стремящееся к бесконечности.
Более точные проверки датчика детонации возможны только на специальном стенде. Проверенный датчик установите в обратной последовательности. Крепежный болт затяните с моментом 20-25 Нм.
Источники:
- как проверить перегрев
- Снятие и замена датчика скорости на ВАЗ 2112, 2111, 2110
- Замена датчика детонации на ВАЗ
Датчик детонации в автомобиле – это устройство, которое предназначено для определения времени появления детонации в двигателе внутреннего сгорания. Датчик детонации двигателя является одним из устройств в электронной системе управления двигателем машины с впрыском топлива. Чтобы заменить неработающее устройство на новое, нужно сделать несколько несложных операций.
Инструкция
Перед тем как начинать выполнение процедуры убедитесь, что двигатель полностью остыл. Отсоедините от аккумуляторной батареи отрицательный провод. В случае, если аудиосистема на вашем автомобиле оборудована кодом безопасности, перед отсоединением батареи проверьте, есть ли у вас правильная комбинация для обратного ввода ее в работу.
В иностранных автомобилях датчик детонации обычно вкручен в канал охладительного пути двигателя, поэтому его отсоединение обычно связано с некоторыми потерями охлаждающей жидкости. Чтобы избежать этого, заранее слейте антифриз из системы охлаждения. Теперь отсоедините электрический разъем, после чего выверните из двигателя датчик.
Современные датчики поставляются обычно с резьбовой частью, которая покрыта антиприхватывающим герметиком. Сменный датчик вверните на стандартное место. Помните, что чрезмерное затягивание датчика может привести к выходу его из строя.
Подсоедините электропроводку к датчику и заполните систему охлаждения. Проверьте двигатель на отсутствие признаков утечки охлаждающей жидкости.
Датчик детонации на автомобилях ВАЗ меняется следующим образом. Чтобы снять одноконтактный датчик, который располагается вверху блока цилиндров, отсоедините электрический разъем и открутите датчик при помощи ключа на 22. После этого снимите датчик.
Чтобы поменять двухконтактный датчик на шпильке, включите зажигание и отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи, после чего разъедините датчик с колодкой с проводами. Теперь открутите при помощи ключа на 13 гайку, которая крепит датчик. Снимите шайбу и отсоедините от шпильки устройство. Установку нового датчика производите в обратном порядке.
Полезный совет
Если вы не уверены в своих силах, предоставьте выполнение этой работы сотрудникам автосервиса. Такая процедура осуществляется в любом центре и стоит около 200 рублей.
Источники:
- как поменять датчик топлива в 2017
Современный инжекторный двигатель управляется множеством датчиков . Но электронная система управления мотором не всегда может быть причиной его поломки. Поэтому, прежде чем проверять исправность датчиков, убедитесь в работоспособности остальных частей и деталей силового агрегата. Единственным фактом, указывающим непосредственно на неисправность какого-либо датчика , является загоревшаяся на панели приборов лампа Check Engine.
Вам понадобится
- — инструмент для демонтажа мешающих деталей; — омметр (мультиметр).
Инструкция
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) представляет собой переменный резистор. Чтобы проверить его, измерьте сопротивление между его выводами. Полученные показания сравните с заводскими значениями, указанными в инструкции по эксплуатации (на разных машинах разные датчики). Несоответствие в 20% считайте нормальным. Также на неисправность ДПДЗ может указывать нестабильность холостого хода, скачки во время увеличения оборотов.
Датчик детонации без специализированного оборудования проверить невозможно. Косвенный признак его поломки – повышенная детонация при работе двигателя. За диагностикой и заменой датчика обращайтесь к специалистам. То же самое относится и к датчику фаз ГРМ. Он устанавливается только на двигатели с четырьмя клапанами на цилиндр. Его проверка осуществляется с помощью специальных диагностических приборов.
Если двигатель отказывается заводиться, это признак неисправности датчика положения коленвала. Этот датчик единственный, при поломке которого мотор отказывается запускаться. Чтобы провести его дополнительную проверку, измерьте сопротивление между выводами, заранее отключив разъем. В норме этот показатель должен равняться 550-750 Ом.
Также причиной неисправности датчика положения коленвала может стать контроллер, установленный на задающем диске шкива коленвала. Резиновый демпфер, установленный на зубчатом колесе контроллера может провернуться относительно шкива. Чтобы проверить это, найдите метки на распредвале и на маховике. Кстати, метка на маховике дублирует метку на коленвале. Если ролик стоит правильно, указанные метки совпадают, а между двумя отсутствующими зубами между задающим диском и осью датчика коленвала умещается 19-20 зубов задающего диска.
Для проверки датчика массового расхода воздуха отсоедините колодку проводов, подходящих к нему. Затем измерьте сопротивление между выводом, указанным в схеме электронной системы управления двигателем, и массой. Как правило, оно должно равняться 4-6 кОм. Либо снимите датчик с заведенного мотора. При этом двигатель не станет опускать обороты меньше 1500. Также признаком неисправности датчика расхода воздуха является неустойчивая работа силового агрегата, затрудненный его пуск, задержки, скачки, провалы при движении, недостаточная мощность и тяга автомобиля.
Чтобы проверить исправность датчика скорости, перейдите на нейтральную передачу во время движения автомобиля на холостом ходу. При исправном датчике обороты немного увеличатся. На автомобилях ВАЗ-2110/2111/2112 при неисправном датчике скорости перестает работать спидометр.
Для проверки датчика температуры охлаждающей жидкости найдите в документации по ремонту специальную таблицу. Изменение температуры в системе охлаждения должно сопровождаться изменением сопротивления этого датчика согласно данным в таблице.
Кислородный датчик проверьте измерением сопротивления нагревателя, предварительно отключив от него разъем. Полученный результат должен быть от 0,5 до 10 Ом в зависимости от модели датчика. Точные данные ищите в инструкции по ремонту. Также для его проверки снимите разъем с датчика, включите зажигание и измерьте опорное напряжение контроллера датчика положения коленвала, которое должно равняться 0,45 В.
Для предупреждения механических повреждений двигателя в результате неправильного угла зажигания существует датчик детонации. При возникновении механического воздействия на пьезоэлемент, являющийся основой датчика, возникает импульс, оповещающий блок управления о возникновении детонации.
Достаточно часто водители не могут сразу найти этот элемент и задают вопрос о том, где находится датчик детонации. Чтобы его найти, необходимо открыть крышку капота и посмотреть между вторым и третьим цилиндрами. Существует два основных типа:
- одноконтактные или резонансные;
- двухконтактные или широкополосные.
Резонансное устройство встречается довольно редко, потому что устанавливалось на ранних моделях авто. Поэтому сейчас его найти достаточно проблематично, да и стоимость может оказаться внушительной. Принцип работы основан на улавливании частоты детонации. Широкополосный датчик детонации работает по другому принципу. Он улавливает все имеющиеся шумы и после этого определяет среди них нужный.
Из-за различных принципов работы эти элементы не являются взаимозаменяемыми. Еще одно различие – их цена. Двухконтактное устройство стоит до 10 раз меньше, чем одноконтакное, к тому же, больше распространено, и найти его не составит труда. Если есть желание заменить один датчик детонации ВАЗ на другой, то вместе с ним придется поменять и проводку, и электронный блок управления. Если взвесить все плюсы и минусы, то установка нового блока и широкополосного устройства вполне оправдывает себя.
Как он работает
В зависимости от типа используемого датчика детонации, принцип работы устройства несколько отличается друг от друга.
Принцип работы
Контроллер блока управления подает на датчик детонации напряжение. Оно постоянное и составляет 5В. Резистор, встроенный в регулятор, понижает данное напряжение до показаний 2,5В, после чего возвращает его обратно. Когда происходит детонация в цилиндрах силового агрегата, датчик детонации передает контроллеру напряжение с переменным током, частота и амплитуда которого меняется в зависимости от показателей детонации. За счет этого сигнала электронный блок управления меняет угол опережения зажигания, в результате чего детонация пропадает
При работе силового агрегата регулятор отправляет контроллеру сигнал в виде переменного тока, который соответствует частоте вибрации мотора. Если возникает детонация, сигнал преобразуется в более высокочастотный. Так электронный блок управления определяет, что возникла детонация. Механизм гашения подстраивается под текущую работу мотора и позволяет поддерживать характеристики на оптимальном уровне, адаптироваться под работу с топливом, качество и октановое число которого оставляет желать лучшего
Оптимальный способ избежать всевозможных проблем с системой впрыска топлива двигателя — заправляться качественным бензином.
Определение неисправностей
Для того чтобы своевременно определить выход из строя устройства, необходимо знать некоторые характерные признаки:
- в салоне срабатывает оповещение «Check Engine»;
- слышно стучащие пальцы при резком нажатии на педаль акселерометра;
- ощущается недостаток мощности, машина разгоняется плохо;
- мотор очень сильно перегревается из-за установки неверного угла опережения зажигания.
Датчик детонации, признаки неисправности которого описаны выше, чаще всего выходит из строя в результате работы на некачественном бензине. Другая причина – чрезмерный перегрев двигателя, который может быть результатом проблем в функционировании системы охлаждения. Если причина в загрязнении и ржавчине, то можно попробовать очистить элемент и проверить работоспособность. Если проблема более серьезная, то самым лучшим вариантом будет замена, особенно если речь о двухконтакном устройстве.
Неисправности датчика детонации проще всего определить при помощи специального устройства. Компьютерная диагностика позволяет максимально точно узнать истинную причину. Если наблюдается разрыв цепи устройства, то это может говорить о нескольких вариантах. Во-первых, проблемой иногда выступает сама деталь. Во-вторых, может заржаветь корпус, что и вызовет сбой. В-третьих, отсутствие питания или управляющего сигнала. Многие автомобилисты, при попытках очистить ржавчину приходят к выводу, что намного легче и быстрее выполнить замену.
Датчик детонации инжекторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Датчик детонации (ДД) является одним из элементов электронной системы управления впрысковым двигателем на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Назначение датчика детонации
Датчик детонации предназначен для контроля детонации в цилиндрах двигателя.
Внутри корпуса датчика располагается пьезокерамический элемент (пластина), обладающий определенными свойствами (пьезоэффект) и резистор. Снаружи соединительная колодка.
Расположение на автомобиле
Датчик детонации на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливается на передней части блока цилиндров двигателя. Широкополосный на шпильке и крепится гайкой на 22, резонансный вворачивается в отверстие под шпильку.
Принцип действия датчика детонации
Резонансный пьезоэлектрический датчик.
Контроллер ЭСУД (блок управления) подает на ДД постоянное напряжение 5В. Встроенный в датчик резистор понижает напряжение до 2,5В и возвращает его назад (напряжение на выходе датчика). При возникновении детонации в цилиндрах двигателя ДД начинает выдавать на контроллер напряжение переменного тока с меняющейся в зависимости от величины детонации амплитудой и частотой. По этому сигналу с датчика контроллер корректирует угол опережения зажигания для гашения детонации.
Широкополосный пьезокерамический датчик.
Во время работы двигателя датчик посылает на контроллер сигнал переменного тока соответствующий частоте вибрации двигателя. При возникновении детонации датчик выдает сигнал с увеличенной частотой. ЭБУ определяет возникновение детонации.
Механизм гашения детонации настраивается под работу двигателя и позволяет поддерживать его мощностные характеристики на нормальном уровне, а так же позволяет ему адаптироваться к работе на топливе с более низким октановым числом.
К возникновению детонации приводит повышенная температура в цилиндрах двигателя. Ее причины: применение некачественного топлива, бедная топливная смесь, неисправная система охлаждения, применение свечей зажигания не соответствующих данному типу двигателя, нагар в камерах сгорания, перескочивший ремень ГРМ и т. п.
Неисправности ДД
При выходе из строя датчика детонации или неисправности его электрических соединений контроллер переходит на резервные таблицы расчета угла опережения зажигания. В результате снижается мощность двигателя, возрастает расход топлива, двигатель «троит».
Неисправность датчика или выход за граничные пределы работы системы гашения детонации (слишком большая детонация) приводит к записи кода неисправности в память контроллера и загоранию лампы «Проверь двигатель» в щитке приборов.
Применяемость датчика детонации на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 применяются как резонансные так и широкополосные пьезокерамические датчики детонации. Широкополосные фиксируют и передают на ЭБУ весь спектр шумов двигателя. А тот в свою очередь выявляет детонационные шумы. Резонансный датчик настроен на срабатывание только при возникновении детонации двигателя.
Для ВАЗ 2108, 2109, 21099 с контроллерами Январь 4.1 (2111-1411020-22), GM ISFI-2S (2111-1411020-10 (20, 21)), BOSH M1.5.4 (2111-1411020) – датчик детонации 2112-38550102112-3855010-01 (резонансный).
Для ВАЗ 2108, 2109, 21099 с контроллерами Январь 5.1, VS 5.1 (2111-1411020-72), BOSH MР7.0Н (2111-1411020-40), BOSH M1.5.4N (2111-1411020-60) – датчик 2112-3855010-01 (широкополосный).
Примечания и дополнения
Пьезоэффект – механическое воздействие на пьезоэлемент вызывает его электризацию и возникновение электрического тока. При возникновении вибраций двигателя, пьезокерамическая пластина внутри датчика подвергается механическому воздействию (сжимается), на ее концах возникает разность потенциалов, на контроллер уходит электрический сигнал. В данном случае датчик осевой, т. е. преобразует осевое перемещение (удары со стороны двигателя).
Еще статьи по инжектору автомобилей ВАЗ
Как выполнить проверку датчика
Нужно понимать, что даже высокоточные современные сканеры не всегда могут достоверно определить неисправность. Для контрольной проверки потребуется цифровой вольтметр или омметр. Необходимо выполнить замер напряжения между контактами. В случае исправного устройства сопротивление будет огромным. Небольшие значения или нулевые показания омметра говорят о необходимости замены.
Другой способ – подсоединить контакты вольтметра и установить предел измерений на отметку 200 милливольт. При ударе по корпусу датчика прибор должен показать увеличение до 40 мВ. Этот параметр будет напрямую зависеть от силы удара. Датчик детонации предотвращает механические повреждения двигателя, поэтому важно выполнять своевременную замену этого элемента.