Главный рабочий цилиндр сцепления: принцип работы, неполадки, ремонт

Сцепление является важным элементом в устройстве автомобиля, позволяя «соединить» двигатель и коробку передач, а также реализовать возможность комфортного изменения ступеней, исключить ударные нагрузки и т.д.

Схема устройства сцепления на разных авто может отличаться, при этом на современных ТС зачастую используется гидравлическое сцепление. Среди основных составных элементов гидравлической системы сцепления следует выделить ГЦС (главный цилиндр сцепления).

Задачей такого цилиндра (иногда называется выжимной цилиндр сцепления) является эффективная передача усилия от педали сцепления на вилку выключения сцепления. Указанная вилка осуществляет прижим выжимного подшипника, что позволяет данному механизму работать благодаря взаимодействию с лепестками корзины сцепления.

Технические характеристики

В характеристиках к главному цилиндру производители указывают такие параметры:

Эти характеристики можно учитывать как вспомогательную информацию при подборе главного цилиндра на свой автомобиль. Особое внимание автолюбители уделяют материалам изготовления: самым распространенным на сегодня является чугун и алюминий, также довольно много предложений цилиндров с полимерными корпусами. Стальные корпуса встречаются довольно редко, поскольку сталь сочетает в себе высокую цену и сложность обработки.

Поломки главного цилиндра сцепления

Простая конструкция и отсутствие сложной «начинки» делают главный цилиндр сцепления устойчивым к поломкам. Основной его враг – время, поскольку даже очень качественные детали изнашиваются от постоянных нагрузок (а нагрузка на сцепление при городском режиме движения на порядок выше, чем при дальних поездках).

Первое, что выходит из строя – резиновые детали. Это пыльники, которые надеваются на шток и защищают цилиндр от попадания в него абразивных частиц, а также уплотнительные манжеты, препятствующие вытеканию жидкости.

Слабым местом является и пружина внутри цилиндра, на которую ложится серьезная нагрузка. От работы и воздействия тормозной жидкости качество металла со временем ухудшается и пружина лопается (иногда разваливаясь на несколько частей).

Для замены износившихся частей продают специальные ремкомплекты ГЦС, в которых есть всё необходимое для обновления и дальнейшей эксплуатации цилиндра.

Если с эксплуатацией возникли проблемы (вовремя не заменили порванные уплотнители, неправильно установили, не меняли жидкость и т.д.), изнашивается зеркало цилиндра: появляются потертости и задиры на металле, коррозия, после чего главный цилиндр начинает устраивать автолюбителю различные «спецэффекты». В запущенных случаях никакой ремонт не поможет, только замена всей запчасти целиком.

Главный рабочий цилиндр сцепления: принцип работы, неполадки, ремонт

Сцепление является важным элементом в устройстве автомобиля, позволяя «соединить» двигатель и коробку передач, а также реализовать возможность комфортного изменения ступеней, исключить ударные нагрузки и т.д.

Схема устройства сцепления на разных авто может отличаться, при этом на современных ТС зачастую используется гидравлическое сцепление. Среди основных составных элементов гидравлической системы сцепления следует выделить ГЦС (главный цилиндр сцепления).

Задачей такого цилиндра (иногда называется выжимной цилиндр сцепления) является эффективная передача усилия от педали сцепления на вилку выключения сцепления. Указанная вилка осуществляет прижим выжимного подшипника, что позволяет данному механизму работать благодаря взаимодействию с лепестками корзины сцепления.

Признаки неисправности ГЦС

Когда с главным цилиндром начинаются проблемы, чаще всего они проявляются утечкой гидравлической жидкости. Когда педаль сцепления начинает плохо срабатывать, первым этапом диагностики будет визуальный осмотр: любые потеки на цилиндре и даже просто слегка увлажненные уплотнители – признак проблемы, требующей решения.

В основном при проблемах с цилиндром начинаются провалы или тугой ход педали сцепления, «залипание» педали в нижнем положении.

Еще одной проблемой ГЦС является засорение отверстий в крышке бачка. Для нормальной работы уровень в бачке цилиндра должен свободно повышаться и понижаться, а для этого в крышке предусмотрены вентиляционные отверстия. Если они забиваются грязью, гидропривод начинает работать с затруднениями: педаль становится более тугой и плохо возвращается в исходное положение.

Пара слов о гидравлической жидкости

В гидроприводе сцепления обычно используется тормозная жидкость, обладающая набором характеристик, оптимально подходящих для данной задачи. Для работы системы важен в первую очередь достаточный уровень жидкости, определить который можно по бачку на главном цилиндре. Если по каким-то причинам тормозной жидкости меньше, ее доливают, не дожидаясь появления проблем.

При работе нужно помнить, что тормозная жидкость достаточно агрессивна к пластику, ткани, лакокрасочным покрытиям и даже коже. Так что работать с ней нужно аккуратно, а любые потеки и капли на деталях или кузове автомобиля сразу стирать чистой салфеткой. По этой же причине нужно следить за состоянием резиновых деталей, соприкасающихся с тормозной жидкостью: они могут очень быстро портиться и буквально усыхать под действием агрессивной химии, для которой не предназначены.

И, конечно, доливать тормозную жидкость в систему надо в чистом закрытом помещении (гараже или автомастерской), чтобы пыль не попала внутрь.

Интересное свойство тормозной жидкости – очень хорошее проникающее действие, благодаря чему она просачивается наружу по микроцарапинам на зеркале цилиндра или поршне, даже если заменить резиновые уплотнители. По этой причине в ремкомплект входит новый поршень, а царапины и потертости внутри цилиндра становятся однозначным показанием к замене всей детали.

Причины и признаки неисправности ГЦС

Как уже было сказано выше, со временем износ отдельных элементов цилиндра неизбежен. Также к преждевременному выходу детали из строя может привести несвоевременная замена тормозной жидкости, разрывы уплотнителей, ошибки при сборке/установке отдельных запчастей из ремкомплекта и т.д.

Дело в том, что одним из свойств тормозной жидкости является высокая проникающая способность. Это значит, что жидкость просачивается даже по мельчайшим царапинам на зеркале цилиндра и/или поршне. Замена только резиновых уплотнителей в этом случае не помогает.

Зачастую качественный ремкомплект ГЦС обычно имеет как манжеты, так и новый поршень. Однако если царапины имеются на зеркале цилиндра, в этом случае нужна замена всей детали. По этой причине важно не допускать критического износа, обращая внимание на малейшие признаки неисправности ГЦС. Как только в цилиндре возникают неполадки, жидкость из системы может вытекать, понижается ее уровень.

Интересный факт: откуда песок в приводе сцепления?

Иногда автомеханики, ремонтирующие привод сцепления, видят в тормозной жидкости осадок, напоминающий мелкие песчинки. Взяться песку в таком количестве, вроде бы, неоткуда.

Причина появления осадка в том, что большинство марок тормозной жидкости неустойчивы к электровоздействию, и при попадании даже под очень низкое напряжение некоторые компоненты жидкости выпадают в осадок (кристаллизуются). Но откуда электричество в системе при исправной проводке?

Как оказалось, чугунный корпус цилиндра и алюминиевый поршень при присутствии тормозной жидкости создают маленький электрический потенциал, отчего и начинается кристаллизация элементов жидкости. По этой причине многие производители делают поршни из полимерных сплавов, обладающие, помимо нейтрального взаимодействия с металлом еще и уменьшенным воздействием на зеркало цилиндра. Второй вариант это латунный поршень, но цена такой детали может отпугнуть даже самого смелого покупателя.

Для более долгой службы всей системы гидропривода сцепления нет ничего лучше своевременной замены тормозной жидкости, ведь она тоже со временем вырабатывает антикоррозийные присадки и превращается в агрессивный окислитель. При регулярном ТО системе не повредит ни ежедневное стояние в пробках, ни чугунно-алюминиевые детали, ни другие нагрузки.

Подробнее о том, как выбрать новый главный цилиндр сцепления, читайте в статье «Гид покупателя».

Источник

Советы и рекомендации

Начнем с того, что в гидроприводе сцепления рабочей является тормозная жидкость (ТЖ). Указанная жидкость хорошо подходит для выполнения возложенных на нее функций, отличается низкой ценой и доступностью, а также простотой замены.

Нужно учитывать, что такая жидкость является сильным ядом для живых организмов, агрессивна к пластиковым и резиновым изделиям, ЛКП и т.п. Не трудно догадаться, что уплотнители из резины быстро приходят в негодность от контакта с тормозной жидкостью (происходит усыхание, растрескивание).

Также тормозная жидкость имеет свойство со временем накапливать в себе влагу (является гигроскопичной). Это приводит как к ухудшению ее свойств, так и к развитию коррозии деталей, с которыми она контактирует.

Дело в том, что ТЖ не отличаются устойчивостью к воздействию электричества. На практике, даже низкое напряжение приводит к выпадению осадка, происходит активная кристаллизация составных элементов жидкости.

Обратите внимание, если ГЦС выполнен из металла (например, имеет корпус из чугуна), а поршень цилиндр сделан из алюминия, в результате контакта с тормозной жидкостью создается небольшой электрический потенциал.

Это приводит к образованию осадка. Чтобы избежать кристаллизации ТЖ, нужно выбирать на замену ГЦС с поршнем из полимеров. Такой поршень отличается тем, что не взаимодействует с металлом корпуса, оказывает меньшее воздействие на зеркало цилиндра. Также можно обратить внимание на поршень из латуни, однако, стоимость детали очень высокая на фоне аналогов.

По этой причине выполнять замену тормозной жидкости оптимально 1 раз в год или каждые 20-25 тыс. км. пробега. Такой подход позволяет продлить срок службы тормозных цилиндров и цилиндров сцепления.

Напоследок отметим, что доливать тормозную жидкость нужно так, чтобы в бачок не попадала пыль, грязь и мусор. В противном случае мелкие частички могут работать подобно абразиву, быстро повреждая гладкие и чувствительные внутренние поверхности деталей тормозной системы и гидропривода сцепления.

Выжим сцепления перед запуском мотора: когда нужно выжимать сцепление и в каких случаях делать это не рекомендуется. Полезные советы и рекомендации.

Как переключать передачи без сцепления: езда без сцепления на машине с МКПП в случае возникновения неисправностей. Советы и рекомендации.

Сцепление автомобиля: назначение, виды, устройство, принцип работы. Частые неисправности сцепления в устройстве трансмиссии автомобиля, признаки неполадок.

Почему падают обороты и двигатель глохнет при выжиме сцепления: возможные причины неисправности. Диагностика проблемы, проверка, замена отдельных элементов.

Как реализовано сцепление в устройстве трансмиссии на автомобилях с АКПП по сравнению с механической или роботизированной КПП. Особенности и отличия.

Как пользоваться коробкой передач DSG и сохранить ресурс, а также увеличить срок службы. Особенности эксплуатации роботизированной КПП с двумя сцеплениями.

Источник

Устройство, ремонт и замена главного цилиндра сцепления

Если упростить формулировку действий, выполняемых приводом сцепления, то звучать она будет так – передача крутящего усилия от мотора на соответствующий вал КПП с возможность отключения и последующим мягким включением после перехода на нужную передачу. В наше время ничего более эффективного, для выполнения этой цели, чем привод гидравлического сцепления конструкторы еще не придумали. Схема и принцип работы описываемого устройства проста: нажатая педаль, воздействует на шток цилиндра сцепления, который соответственно при помощи гидравлической жидкости, находящейся в бачке, через трубки, приводит в действие, посредством рабочего цилиндра, вилку и выжимной подшипник.

Выход из строя привода сцепления, происходит по нескольким причинам, одной из которых может стать неисправный главный цилиндр сцепления, чтобы его отремонтировать желательно, разобраться в его устройстве, признаках, указывающих на неработоспособность механизма, способах ремонта, если же ремонт невозможен, то как произвести его замену.

Что такое главный цилиндр сцепления?

Главный цилиндр сцепления (ГЦС) — узел гидравлического привода включения и выключения сцепления трансмиссий с ручным управлением (механических коробок передач); гидравлический цилиндр, преобразующий усилие от ноги водителя в давление рабочей жидкости в контуре привода.

ГЦС является одним из основных компонентов гидравлического привода сцепления. Главный и рабочий цилиндры, связанные металлическим трубопроводом, образуют герметичный контур гидропривода, с помощью которого осуществляется выключение и включение сцепления. ГЦС устанавливается непосредственно за педалью сцепления и связан с ней штоком (толкателем), рабочий цилиндр монтируется на картере сцепления (колоколе) и связан штоком (толкателем) с вилкой выключения сцепления.

Главный цилиндр играет важную роль в работе трансмиссии, при его поломке управление транспортным средством затрудняется или становится вовсе невозможным. Но чтобы сделать покупку нового цилиндра, необходимо разобраться в конструкции и особенностях данного механизма.

Ремонтные работы

При провалах педали, чтобы избежать необоснованной разборки цилиндра стоит изначально прокачать систему и выгнать оттуда воздух, который мог попасть при снижении жидкости в бачке ниже минимально допустимого уровня. Если в принципе это не помогло, стоит приступать к ремонту. Для этого случая в продаже есть ремкомплект главного цилиндра сцепления, в комплекте которого, в зависимости от марки авто, находятся основные изнашивающиеся детали: манжеты, возвратная пружина, шток, стопорное кольцо и прочее.

Находится главный цилиндр под педалью сцепления. В зависимости от модели автомобиля демонтаж придется производить либо из моторного отсека, либо из салона авто, предварительно демонтировав обшивку пола в районе водителя. Произведя снятие главного цилиндра сцепления, начинаем его разборку, после которой требуется промыть все детали. При последующем осмотре, после разборки, стоит особо обратить внимание на корпус и на состояние штока и зеркала, если присутствуют видимые задиры, это может сигнализировать о появлении выработки в цилиндре или изношенности штока.

Вообще, опытные мастера рекомендуют поменять все детали, находящиеся в ремкомплекте, особенно, это касается манжетов.

Ремонтируя главный цилиндр сцепления, желательно придерживаться некоторых советов:

Если найдены неисправности, которые невозможно устранить находящимися в ремонтном комплекте запчастями, то нужна полная замена главного цилиндра сцепления.

Установка и замена

Снятие главного цилиндра сцепления проводится в следующем порядке:

  1. Откачивание из бачка рабочей жидкости грушей или другим приспособлением.
  2. Ослабление обжимного хомута гидрошланга и отсоединение его от приводного штуцера.
  3. Отвинчивание штуцера гидропривода.
  4. Отвинчивание гаек шпилек крепления привода к кузову автомобиля.
  5. Снятие цилиндра.

Установка изделия происходит в обратной последовательности. После установки для приведения цилиндра и всей системы в рабочее состояние проводятся заливка технологической жидкости в бачок и прокачка.

При установке главного цилиндра сцепления, особое внимание уделяется обеспечению герметичности соединения шлангов и трубки, подающей давление на рабочий цилиндр.

При недостаточном обеспечении герметичности соединений происходит утечка жидкости и попадание воздуха в систему, что приводит к неполному выключению сцепления или полному прекращению его работы.

Работы, производимые при замене главного цилиндра сцепления

Порядок необходимых действий, когда производится замена главного цилиндра сцепления, несложен:

Для процедуры прокачки сцепления потребуются:

Для прокачки следует: сняв защитный колпачок с клапана, на его место надеть шланг, второй конец которого должен быть опущен в жидкость, находящуюся в емкости. Попросить помощника понажимать на педаль сцепления несколько раз, после чего удерживать ее нажатой. Вывернув клапан на 4–5 оборотов, дать стечь жидкости с воздушными пузырьками и завернуть клапан обратно. Произведя такие же действия несколько раз, следует прокачать систему до полного удаления из нее воздуха.

Также рекомендуем к просмотру видео по теме:

Источник

Устройство цилиндра сцепления: немного теории для удачной практики

Вопросы, рассмотренные в материале:

К основным конструкционным элементам автомобилей относится и такой узел, как сцепление. Оно обеспечивает соединение КПП и двигателя, необходимое для движения авто. Кроме того, работа сцепления позволяет комфортно переключать скорости, исключая ударные нагрузки. Эксплуатация машин с неработающим сцеплением невозможна. Поломка этого узла может быть обусловлена рядом причин. Чтобы устранить такую неисправность, в большинстве случаев нужно знать устройство цилиндра сцепления, иметь опыт в области диагностики системы и разбираться в особенностях замены или ремонта механизма.

Система сцепления: устройство и функции

Сцепление является неотъемлемым элементом любого автомобиля, и принцип его действия примерно одинаков для всех марок машин. Этот узел обеспечивает включение\отключение передачи вращения от мотора к КПП, что является необходимым условием для переключения скоростей. В конструкции сцепления присутствует целый ряд элементов, для управления которыми нужны усилия, значительно превосходящие физические возможности отдельного человека.

Чтобы упростить управление данным узлом, в его конструкции был внедрен гидравлический привод. Благодаря такому решению водитель без особых усилий, выжимая педаль сцепления, может отключать передачу вращающего усилия от силового агрегата к КПП (такое отключение необходимо для остановки автомобиля и переключения скоростей во время движения).

Гидропривод также обеспечивает плавность включения/отключения скоростей КПП. К основным элементам такого привода относится главный цилиндр сцепления.

Привод сцепления основанный на гидравлике, которым комплектуются разные марки авто включает следующие детали:

Гидравлика сцепления принципиально не отличается от гидравлических приводов других систем автомобиля (к примеру, гидравлики тормозной системы). Принцип работы гидропривода основан на свойствах жидкости, которая практически не сжимается при высоком давлении, но эффективно передает усилие исполнительным элементам.

Устройство главного цилиндра сцепления

В различных моделях автомобилей представлено несколько основных разновидности главных цилиндров сцепления. Все они имеют схожую конструкцию и одинаковый принцип действия, но могут отличаться по виду и расположению расширительного бачка, а также по числу поршней и типу корпуса.

В зависимости от расположения и устройства бачка различают 3 вида главных цилиндров сцепления:

Устройство главного цилиндра первого типа чаще встречается на старых моделях автомобилей. В этом случае конструкция устройства размещается вертикально или под определенным углом таким образом, чтобы емкость находилась в верхней части цилиндра. При этом объем тормозной жидкости компенсируется из бачка, который вынесен за корпус цилиндра.

Второй и третий вариант конструкции главного цилиндра сцепления являются более современным видом устройства. Отличаются они расположением бачка. Во втором варианте он вынесен за пределы главного цилиндра и соединен с ним с помощью шланга. Третий вариант устройства цилиндров автомобильного сцепления предполагает расположение бачка на корпусе главного цилиндра сцепления (ГЦС).

Рекомендуем

Конструкция ГЦС может содержать 1 или 2 поршня. Если цилиндр оснащен одним поршнем, то, связанный с ним толкатель обеспечивает передачу усилия, возникающего при нажатии на педаль сцепления, непосредственно на тормозную жидкость. При наличии 2-х поршней они функционально разделяются на основной и промежуточный. В этом случае толкатель приводит в движение промежуточный поршень, который оказывает воздействие на основной, передающий усилие на рабочую жидкость гидравлического привода сцепления.

Еще один вариант устройства главного тормозного цилиндра сцепления отличается тем, что он соединен в единый корпус с главным цилиндром тормозной системы. Такие конструкции могут размещаться вертикально, горизонтально, либо под определенным углом.

Наиболее простое устройство у главных цилиндров сцепления, имеющих вынесенный бачок, который устанавливается на корпус детали. Такие ГЦС имеют литой корпус в форме цилиндра с проушинами для болтов крепления. На одном торце корпуса присутствует резьбовая пробка или пробка с встроенным штуцером, который подключается к трубопроводу гидравлического привода. В ГЦС, закрытых глухой пробкой, штуцер находится на боковой поверхности литого корпуса.

В средней части корпуса ГЦС может располагаться штуцер, обеспечивающий соединение с бачком или место для крепления бачка прямо на корпусе главного цилиндра сцепления. В точке, где устанавливается штуцер и находится место крепления расширительного бачка, имеется 2 технологических отверстия: впускное (компенсационное) и перепускное. Впускное отверстие имеет меньший размер в сравнении с перепускным. Располагаются данные технологические отверстия таким образом, чтобы при отпущенной педали сцепления впуск находился перед поршнем (со стороны контура гидропривода), а перепускное отверстие — после поршня.

Внутри корпуса главного цилиндра сцепления расположены поршень и толкатель. Последний элемент ГЦС соединен с педалью включения сцепления.

Корпус главного цилиндра в той части, где находится толкатель, имеет гофрированный защитный колпачок из специальной резины. В свободном состоянии педали возвратная пружина, которая встроена в корпус ГЦС, отводит в крайнее положение поршень цилиндра. В конструкции двухпоршневого главного цилиндра предусмотрено специальное уплотнительное кольцо, которое находится между последовательно расположенным промежуточным и основным поршнем. Двухпоршневое устройство способствует повышению герметичности гидравлического привода и, соответственно, увеличивает надежность системы.

Рассмотрим принцип действия главного цилиндра сцепления. При отпущенной педали возвратная пружина отводит поршень в крайнее положение. В этот момент давление в системе гидропривода сцепления равняется атмосферному, поскольку рабочая полость ГЦС соединена с расширительным бачком через впускное отверстие. Когда водитель выжимает педаль сцепления, поршень получает усилие и начинает сжимать рабочую жидкость в магистрали гидропривода. Перемещаясь, поршень закрывает впускное отверстие, что приводит к увеличению давления в контуре. При этом рабочая жидкость через перепускное отверстие перемещается за поршень с обратной стороны. Увеличение давления в магистрали гидропривода способствует дальнейшему перемещению поршня, который воздействует на вилку, выключающую сцепление. Вилка, в свою очередь, воздействует на выжимной подшипник и сцепление выключается. В этот момент водитель может переключить скорость.

Когда водитель отпускает педаль сцепления, поршень главного цилиндра возвращается в начальную позицию, давление в магистрали снижается и выключается сцепление двигателя с КПП. При перемещении поршня в первоначальное положение рабочая жидкость, которая находится за ним, выдавливается через перепускное отверстие. В результате происходит замедление движения поршня, что способствует плавному включению сцепления.

В результате нарушения герметичности магистрали из-за недостаточной плотности соединений или других дефектов может возникать протекание рабочей жидкости. В этом случае ее нужный объем жидкости восполняется из бачка через компенсационное отверстие в корпусе главного цилиндра. Кроме того, впускное отверстие позволяет сохранять стабильный объем рабочей жидкости в магистрали при ее температурном расширении/сжатии.

Устройство и принцип действия главного цилиндра сцепления с интегрированным резервуаром имеют свои особенности. В этом случае литой корпус располагается вертикально либо под определенным углом. Резервуар для рабочей жидкости в таком цилиндре находится в верхней части корпуса. Под ним находится подпружиненный поршень, а через резервуар проходит толкатель, который соединен с педалью сцепления. Резервуар может иметь отдельную пробку для долива рабочей жидкости, либо штуцер, соединенный с отдельно расположенным расширительным бачком.

В верхней части поршня главного цилиндра есть углубление, а вдоль всего поршня высверлено отверстие с небольшим диаметром, над которым располагается толкатель. Когда поршень отведен, между ним и толкателем остается небольшое расстояние, через которое в рабочий цилиндр поступает рабочая жидкость.

Рассмотрим принцип работы главного цилиндра сцепления с интегрированным резервуаром. Когда педаль в отпущенном состоянии, давление в магистрали рабочей жидкости равняется атмосферному, а сцепление находится в состоянии включено. При выжимании педали толкатель, перемещаясь вниз, закрывает отверстие в поршне, что обеспечивает герметичность системы. Толкатель, в свою очередь, давит на поршень, что способствует увеличению давления в магистрали, и рабочий цилиндр воздействует на вилку выключения сцепления. Когда водитель отпускает педаль сцепления, все процессы в системе гидравлического привода происходят в обратном порядке. Возможные протекания рабочей жидкости и ее температурные расширения компенсируются за счет отверстия в поршне.

Устройство и принцип работы ГЦС

Начнем с того, что гидравлическое сцепление состоит из пары цилиндров (главный и рабочий цилиндр сцепления), которые позволяют работать гидроприводу сцепления. Что касается главного цилиндра, конструкция ГЦС и его принцип работы заключается в следующем:

  • усилие от педали сцепления через толкатель передается на шток. Далее поршень выдвигается, в результате происходит перекрытие клапана, в результате чего жидкость из той части цилиндра, где она сжимается, получает возможность вытекать в отдельный бачок;
  • сжатая в цилиндре жидкость проталкивается через штуцер, после чего происходит ее попадание в гидравлическую магистраль, по которой производится подача к рабочему цилиндру;
  • рабочий цилиндр воздействует на вилку, передавая на нее усилие. После того, как водитель отпускает педаль сцепления, поршень цилиндра возвращается обратно при помощи пружины.

Как видно, гидропривод сцепления работает аналогично другим системам (например, гидравлической системе тормозов), в основе которых лежит жидкость, которая под давлением почти не сжимается, однако происходит эффективная и быстрая передача усилия на исполнительные устройства.

Обратите внимание, при выборе новой детали нужно обязательно учитывать отдельные технические характеристики, способ крепления, подключения, наличие бачка в комплекте, материал изготовления корпуса, размеры, длину штока, диаметр штуцера и т.д.

Другими словами, при выборе главного цилиндра на тот или иной автомобиль, нужно учесть ряд параметров и особенностей. Также рекомендуется отдельное внимание уделять материалу изготовления. Дело в том, что цилиндры бывают как стальными, алюминиевыми или чугунными, так и пластиковыми (изготовлены из полимеров).

Изделия из чугуна и алюминия достаточно распространены, являются «средним» вариантом по качеству, пластиковые корпуса самые доступные по цене, однако не всегда отличаются надежностью и длительным сроком службы. Что касается стали, такие цилиндры самые надежные, однако имеют высокую стоимость по причине сложности изготовления.

Признаки и причины неисправности главного цилиндра сцепления

Даже простое устройство рабочего цилиндра сцепления не может служить гарантией от различных неисправностей, которые мешают ему эффективно выполнять свои функции:

При выявлении любых признаков неправильной работы главного цилиндра сцепления необходимо провести диагностику не только этого узла, но и всей системы. Устранение неисправностей на ранних стадиях позволяет ограничиться заменой отдельных деталей.

К наиболее существенным неисправностям относят дефекты поверхности цилиндра – задиры, царапины, коррозия и т. д. При их выявлении чаще всего приходится менять главный цилиндр сцепления в сборе.

Так как тормозная жидкость, используемая в гидроприводе сцепления, отличается хорошей проникающей способностью, то при появлении дефектов на поверхности главного цилиндра она будет быстро просачиваться даже через микрощели, поэтому установка новых уплотнителей не позволит устранить протекание.

Рекомендуем

В ремонтный набор главного тормозного цилиндра входят манжеты и рабочий поршень. Замена этих элементов не позволит устранить неисправность при наличии царапин на поверхности самого цилиндра сцепления. Учитывая это обстоятельство, следует периодически проводить проверку ГЦС, чтобы выявить неисправности на ранней стадии и не допустить критического износа детали. На появление дефектов в этом узле может указывать снижения уровня жидкости в расширительном бачке, вызванное ее протеканием.

При этом, начинает хуже ходить и сама педаль сцепления, а также становятся заметны нарушения при переключении скоростей, вызванные неправильной работой гидропривода сцепления. Из-за неисправности ГЦС педаль часто проваливается и ходит более туго.

При наличии описанных выше признаков следует внимательно осмотреть ГЦС на наличие протеканий, проверить уровень рабочей жидкости и ее качество. Наличие потеков на корпусе цилиндра или влажные пятна на манжетах указывают на отсутствие герметичности гидропривода сцепления.

Нарушения в работе ГЦС могут быть вызваны засоренностью вентиляционных отверстий крышки расширительного бачка. Устройство привода сцепления продумано таким образом, чтобы в нем поддерживался постоянный объем жидкости. При повышении давления в системе или при высоких температурах уровень рабочей жидкости увеличивается, а затем плавно снижается.

Для регулировки уровня жидкости в крышке расширительно бачка сцепления обустроены специальные отверстия. Если вентиляция гидропривода забита, то он начинает работать со сбоями. В этом случае педаль сцепления буде выжиматься достаточно туго, а ее возвращение в исходное положение будет замедляться.

Неисправности главного цилиндра сцепления

Несмотря на простоту устройства, в главном цилиндре сцепления могут быть следующие поломки, которые затрудняют или делают невозможной его нормальную работу:

  1. Недостаток технологической жидкости. Уровень жидкости в бачке нужно периодически контролировать, и при необходимости доливать до установленного уровня. Проявляется при повреждении или обрыве манжеты на цилиндре или утрате герметичности соединений системы. Устраняется выявлением места течи и обеспечением его герметичности.
  2. Попадание в систему воздуха, приводящее к отказу работы, которое проявляется «недовыжимом» сцепления с характерным хрустом или вибрацией рычага при переключении передач. Причина неисправности – трещины в трубках, износ подвижных деталей или подтекание системы на соединениях. Работоспособность устраняется обнаружением и устранением таких участков, и прокачкой всей системы для удаления находящегося там воздуха.
  3. Перекачивание жидкости через себя. Неисправность проявляется при выходе из строя манжет или выработке на самом поршне. Устраняется заменой поврежденных деталей.

Первые признаки неисправности должны послужить поводом для диагностики главного цилиндра сцепления и всей системы в целом. Своевременно принятые меры позволят избежать замены всего узла, устранив неисправность заменой износившихся деталей.

Проверка и ремонт главного цилиндра сцепления

Так как ГЦС имеет не очень сложное устройство, то, при наличии минимальных навыков его можно отремонтировать самостоятельно, не обращаясь в автосервис. Время, затраченное на обслуживание этого узла, позволит обеспечить надежную работу сцепления и безотказную эксплуатацию транспортного средства.

Диагностика неисправностей главного цилиндра сцепления – простой и не очень трудоемкий процесс. Необходимо периодически осматривать устройство на предмет выявления протечек рабочей жидкости и для выявления видимых дефектов. В ходе проверки ГЦС нужно также проверить уровень рабочей жидкости в бачке.

Провести диагностику главного цилиндра самостоятельно можно за считанные минуты. Если узел имеет протекания, то они будут заметны невооруженным глазом, а в расширительном бачке снизится уровень рабочей жидкости сцепления. Чаще всего при таких неисправностях можно избежать замены всего устройства, так как перебрать ГЦС – задача, которая по силам большинству владельцев авто.

Если машина эксплуатируется в интенсивном режиме, то водителю следует обращать внимание на различные моменты работы сцепления, которые могут указывать на наличие проблем с главным цилиндром. К таким признакам эксперты относят:

Даже если вы обнаружили всего один симптом из описанного здесь перечня, нужно прекратить эксплуатацию авто и провести диагностику главного цилиндра сцепления с последующим устранением выявленных неисправностей.

Важно

. Если проваливается педаль сцепления, прежде всего, необходимо выполнить прокачку гидропривода, чтобы удалить из магистрали воздух (он мог проникнуть в систему в результате того, что уровень жидкости в расширительном бачке снизился ниже минимально допустимого показателя). Если прокачка магистрали не помогла устранить неисправность, нужно приступать к разборке главного тормозного цилиндра. Для этого устройства можно приобрести ремонтный комплект ГЦС (в зависимости от модификации авто такой комплект может содержать уплотнители, шток, пружинный механизм, стопорное кольцо и другие изнашивающиеся элементы).

Как было отмечено ранее, ГЦС располагается снизу педали сцепления. В разных моделях авто снятие этого устройства может выполняться из подкапотного пространства или из салона автомобиля (в этом случае необходимо будет снять обшивку салона с пола в водительской зоне).

Для демонтажа главного цилиндра сцепления необходимо отвинтить крышку расширительного бачка и убрать прокладку из резины, которая защищает магистраль гидропривода от проникновения воздуха, а также способствует созданию избыточного давления. Затем, используя шприц, нужно убрать всю рабочую жидкость из расширительного бачка (это необходимо, чтобы предотвратить разбрызгивание тормозной жидкости в процессе демонтажа ГЦС).

Теперь необходимо установить место крепления главного цилиндра. Этот этап вызывает определенные сложности, так как добраться к этому месту во многих моделях автомобилей достаточно сложно. Обычно оно находится в салоне авто там, где ГЦС выходит в подкапотное пространство.

Для дальнейшей работы нужно приготовить заглушки, которыми можно будет заткнуть шланги, чтобы из них не вытекала рабочая жидкость. После этого можно отсоединять шланги от штуцеров, трубки от ГЦС и заглушить шлаги.

На следующем этапе переходим к отвинчиванию гаек крепления ГЦС к кузову авто. Нужно отметить, что эта процедура может вызвать некоторые сложности из-за затрудненного доступа.

Когда ГЦС будет снят и полностью разобран, нужно будет тщательно промыть и просушить все детали этого устройства, а затем оценить техническое состояние каждого элемента. Вначале проверяют целостность «зеркала» поршня, а также манжеты и уплотнители. Если на деталях главного цилиндра есть следы коррозии, их следует убрать с помощью мелкозернистой «наждачки». Если таких участков много, а на некоторых поверхностях присутствуют задиры, то это может указывать на несоответствие зазора между поверхностью корпуса ГЦС и поршнем.

Рекомендуем

Особенно тщательно следует проверить все уплотнительные элементы, и как показывает практический опыт, их целесообразно заменить на новые. Случается, что на манжетах нет видимых дефектов, но после повторной установки они начинают пропускать рабочую жидкость.

Квалифицированные механики советуют провести замену всех комплектующих ГЦС, представленных в ремонтном комплекте.

После замены нужных деталей и устранения обнаруженных неисправностей главный цилиндр собирают с соблюдением очередности сборки всех деталей.

Рекомендации по ремонту ГЦС:

Стоит отметить, что для выполнения операций по разборке ГЦС необходимо иметь представление об устройстве этого узла и минимальные навыки по слесарным работам. Если вы не соответствуете таким условиям, лучше обратиться к опытным специалистам или заменить главный цилиндр в сборе.

Типы главных цилиндров сцепления

Все ГЦС имеют принципиально одинаковую конструкцию и принцип работы, но делятся на несколько разновидностей по расположению и конструкции бачка с рабочей жидкостью, по количеству поршней и по общей конструкции корпуса.

По расположению и конструкции бачка цилиндры бывают:

  • С интегрированным резервуаром для рабочей жидкости и вынесенным бачком;
  • С вынесенным бачком;
  • С бачком, расположенным на корпусе цилиндра.
Главный цилиндр сцепления с интегрированным резервуаромГлавный цилиндр сцепления с вынесенным бачкомГлавный цилиндр сцепления с установленным на корпусе бачком

ГЦС первого типа — это устаревшая конструкция, которая сегодня используется нечасто. Такой механизм устанавливается вертикально или под некоторым углом, в его верхней части расположен резервуар с рабочей жидкостью, запас которой пополняется из выносного бачка. Цилиндры второго и третьего типа — это уже более современные устройства, в одном из них бачок является выносным и связан с цилиндром посредством шланга, а в другом бачок установлен непосредственно на корпусе цилиндра.

По количеству поршней ГЦС бывают:

  • С одним поршнем;
  • С двумя поршнями.
Главный цилиндр сцепления с одним поршнемГлавный цилиндр сцепления с двумя поршнями

В первом случае толкатель связан с одним поршнем, поэтому усилие от педали сцепления передается непосредственно на рабочую жидкость. Во втором случае толкатель связан с промежуточным поршнем, который воздействует на основной поршень и далее на рабочую жидкость.

Наконец, ГЦС могут иметь различные конструктивные особенности, например — на некоторых автомобилях данное устройство выполнено в едином корпусе с главным тормозным цилиндром, также цилиндры могут располагаться вертикально, горизонтально или под некоторым углом, и т.д.

Как осуществляется прокачка системы сцепления

После ремонта или замены ГЦС всегда нужно прокачивать гидравлический привод сцепления. Эта процедура позволит устранить из магистрали пузырьки воздуха, мешающие нормальной работе сцепления. При проведении ремонтных работ воздух всегда попадает в магистраль гидропривода и создает проблемы в работе сцепления. Процесс прокачки занимает не так много времени и не вызывает особых сложностей. В автосервисах при замене тормозного цилиндра используются мощные вакуумные насосы, удаляющие воздух из магистрали, поэтому можно обойтись без прокачки привода сцепления.

Рекомендуем

Чтобы самостоятельно прокачать гидропривод сцепления, следует установить авто на яму или поднять на подъемнике – это упростит доступ к главному цилиндру. В расширительный бачок следует залить новую «тормозуху», а на штуцере закрепить прозрачную трубку, конец которой опускают в сосуд с тормозной жидкостью. Прокачка системы выполняется путем частого нажатия на педаль сцепления до тех пор, пока не прекратится выход воздуха через штуцер.

После прокачки остается закрутить штуцер и проверить работу сцепления автомобиля.

Может показаться, что процедура прокачки не является очень важной, но особенности устройства ГЦС не дают возможность нормально работать гидравлическому приводу сцепления при наличии воздуха в магистрали. Даже, если установлен новый главный цилиндр надежного производителя, то все равно из-за неправильной прокачки системы станут проявляться признаки неправильной работы сцепления.

Конструкция и принцип работы главных цилиндров сцепления

Наиболее просто устроены ГЦС с вынесенным и установленном на корпусе бачком. Основу устройства составляет литой корпус цилиндрической формы, на котором выполнены проушины для монтажных болтов и другие детали. С одного торца корпус закрыт резьбовой пробкой или пробкой со штуцером для соединения с трубопроводом. Если корпус закрыт глухой пробкой, то штуцер располагается на боковой поверхности цилиндра.

В средней части цилиндра выполняется штуцер для соединения с бачком посредством шланга или посадочное место для установки бачка непосредственно на корпус. Под штуцером или в посадочном месте в корпусе цилиндра выполнено два отверстия: компенсационное (впускное) отверстие малого диаметра и перепускное отверстие увеличенного диаметра. Отверстия располагаются таким образом, чтобы при отпущенной педали сцепления компенсационное отверстие располагалось перед поршнем (со стороны контура привода), а перепускное — за поршнем.

В полости корпуса установлен поршень, с одной стороны которого располагается толкатель, связанный с педалью сцепления. Торец корпуса со стороны толкателя закрыт гофрированным защитным резиновым колпачком. При отжатой педали сцепления поршень отводится в крайнее положение расположенной внутри цилиндра возвратной пружиной. В двухпоршневых ГЦС используется два поршня, расположенных друг за другом, между поршнями находится уплотнительное кольцо (манжета). Применение двух поршней улучшает герметичность контура привода сцепления и повышает надежность работы всей системы.

Работают такие цилиндры следующим образом. Когда педаль сцепления отпущена, поршень под воздействием возвратной пружины находится в крайнем положении и в контуре привода сцепления поддерживается атмосферное давление (так как рабочая полость цилиндра связана с бачком через компенсационное отверстие). При нажатии на педаль сцепления поршень под воздействием усилия ноги движется и стремится сжать жидкость в контуре привода. При движении поршня компенсационное отверстие закрывается и давление в контуре привода повышается. Одновременно через перепускное отверстие жидкость поступает за обратную сторону поршня. За счет роста давления в контуре поршень рабочего цилиндра перемещается и двигает вилку выключения сцепления, которая толкает выжимной подшипник — сцепление выключается, можно переключать передачу.

Как починить рабочий цилиндр сцепления

Перед началом работ по разборке и ремонту РЦС необходимо приготовить коробку для складывания деталей устройства. Это избавит от неприятностей, связанный с утерей важного элемента. Затем нужно демонтировать рабочий цилиндр сцепления по следующей схеме:

Теперь необходимо подождать, пока из шланга полностью вытечет вся рабочая жидкость (предварительно, под шланг следует установить пустую емкость). Далее можно приступить к разборке РЦС по следующей схеме:

Этапы работ после разборки ГЦС:

Назначение и принцип работы

Механизм сцепления в автомобилях служит для кратковременного отключения трансмиссии от двигателя. Процесс отключения осуществляется при помощи педали, которую выжимает водитель, передавая усилие непосредственно на части механизма, осуществляющие разъединение. Усилие с педали должно быть достаточным для перемещения вилки сцепления и срабатывания механизма разъединения.

Передача усилия может происходить двумя способами: механическим – при помощи тяг, рычагов или тросов, и гидравлическим – при помощи давления жидкости, создаваемого в главном цилиндре сцепления, и передаваемого через трубопровод к рабочему цилиндру. Сцепление выжимается после приложения усилия к педали, действующей на толкатель главного цилиндра, а тот в свою очередь на поршень, который создает в системе давление, передающееся по трубопроводу к рабочему цилиндру.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]