Главный тормозной цилиндр ВАЗ 2101: назначение, неисправности и ремонт


Исправная тормозная система любого автомобиля — залог безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Функционирование тормозов и их эффективность напрямую зависит от работы главного тормозного цилиндра. Несмотря на довольно большой ресурс этого узла (100–150 тыс. км пробега), некоторые его элементы выходят из строя гораздо раньше, в результате чего требуется ремонт изделия.
  • Назначение и функции
  • Принцип работы

    Видео: как работает главный тормозной цилиндр

  • Какой ГТЦ лучше
    • Неисправности ГТЦ

      Проверка главного тормозного цилиндра

  • Ремонт ГТЦ ВАЗ 2101
      Снятие
  • Разборка

    Видео: замена ремкомплекта ГТЦ на «классике»

  • Прокачка тормозов
      Видео: как прокачать тормозную систему на «классике»
  • Главный тормозной цилиндр ВАЗ 2101

    Центральным узлом тормозной системы ВАЗ 2101, как и любой другой классической модели «Жигулей», является главный тормозной цилиндр (ГТЦ). За счёт этого элемента усилие, прилагаемое к педали тормоза, преобразовывается в гидравлическое давление в системе. Назначение, функции, неполадки и ремонтные работы этого механизма рассмотрим более детально.

    Назначение и функции

    При нажатии педали тормоза поршни ГТЦ начинают двигаться и сжимают тормозную жидкость, повышая её давление. Под воздействием жидкости в работу включаются рабочие тормозные цилиндры (РТЦ). Из них выходят поршни, которые прижимают колодки к тормозным дискам (спереди) и барабанам (сзади). Суть работы ГТЦ сводится к тому, что тормозная жидкость под давлением передаёт усилие от органов управления к рабочим элементам.


    Тормозная система ВАЗ 2101 состоит из следующих узлов: 1 — защитный кожух переднего тормоза; 2, 18 — трубопроводы соединяющие два цилиндра суппорта переднего тормоза; 3 — суппорт; 4 — бачок гидропривода; 5 — выключатель стоп-сигнала; 6 — рычаг стояночного тормоза; 7 — регулировочные эксцентрики правого заднего тормоза; 8 — штуцер для прокачки гидропривода задних тормозов; 9 — регулятор давления; 10 — стоп-сигнал; 11 — колёсный цилиндр заднего тормоза; 12 — рычаг ручного привода колодок и разжимная планка; 13 — регулировочный эксцентрик левого заднего тормоза; 14 — тормозная колодка; 15 — направляющая заднего троса; 16 — направляющий ролик; 17 — педаль тормоза; 19 — штуцер для прокачки гидропривода передних тормозов; 20 — тормозной диск; 21 — главный цилиндр

    На главный цилиндр возлагается две основные функции:

    • передавать механическое воздействие от педали к колёсным цилиндрам;
    • обеспечивать эффективное торможение транспортного средства.

    На ВАЗ 2101 установлен ГТЦ, состоящий из двух секций, т. е. рассчитанный на работу с двухконтурной тормозной системой. В машинах с приводом на задние колёса один контур предназначен для передних тормозов, а второй — для задних. Такая конструкция удобна тем, что при возникновении проблем с одним из контуров, второй будет оставаться работоспособным и автомобиль удастся остановить, хоть и с меньшей эффективностью. ГТЦ на «копейке» расположен в моторном отсеке рядом с бачком, в который заливается тормозная жидкость.


    Главный тормозной цилиндр расположен возле главного цилиндра сцепления и расширительного бачка с тормозной жидкостью

    Принцип работы

    Основными деталями главного цилиндра являются:

    • корпус;
    • бачок (резервуар) ГТЦ;
    • поршень (2 шт.);
    • возвратные пружины;
    • уплотнительные манжеты.

    Сверху к механизму посредством шлангов подводится тормозная жидкость из расширительного резервуара. Конструктивно главный распределитель разделён на 2 цилиндра, в каждом из которых есть свой поршень. С торца, обращённого к передней части автомобиля, установлена пробка с резьбой. С противоположной стороны находится фланец, посредством которого ГТЦ крепится к педальному узлу. Усилие от педали тормоза прилагается на первый поршень через шток, а жидкость к РТЦ подаётся через соответствующие трубки.


    ГТЦ состоит из следующих конструктивных элементов: 1 — пробка; 2 — корпус цилиндра; 3 — поршень привода задних тормозов; 4 — шайба; 5 — поршень привода передних тормозов; 6 — уплотнительное кольцо; 7 — стопорные винты; 8 — возвратные пружины поршней; 9 — тарелка пружины; 10 — прижимная пружина уплотнительного кольца; 11 — распорное кольцо; 12 — впускное отверстие; А — компенсационное отверстие (зазоры между уплотнительным кольцом 6, распорным кольцом 11 и поршнем 5)

    Функционирует главный гидроцилиндр таким образом:

    1. В момент нажатия педали поршни основного цилиндра начинают двигаться и проталкивать жидкость по трубкам контуров. Под давлением жидкости срабатывают колёсные цилиндры, оказывая воздействие на тормозные колодки.
    2. Часть жидкости, которая не успела попасть в трубки, возвращается в бачок через специальные отверстия.
    3. Когда водитель отпускает педаль, поршни занимают исходное положение под усилием возвратных пружин. Жидкость из трубок и резервуара возвращается в ГТЦ.

    Видео: как работает главный тормозной цилиндр

    Какой ГТЦ лучше

    Когда требуется заменить ГТЦ, приходится задумываться о том, какому производителю отдать предпочтение. Исходя из практического опыта многих владельцев ВАЗ 2101 и другой «классики», оптимальным вариантом считается установка штатной детали от АвтоВАЗ с каталожным номером 2101–350–500–8. Из других производителей можно выделить:

    • «Базальт»;
    • «Белмаг»;
    • LPR.

    Определённой популярностью пользуются цилиндры Итальянского бренда LPR, о чём свидетельствуют многочисленные отзывы автолюбителей. Однако стоимость такого механизма несколько выше заводского. Так, покупка ГТЦ АвтоВАЗ обойдётся в 750 р., а за LPR придётся отдать около 900 р. В каждом конкретном случае выбор зависит от ваших личных предпочтений и финансовых возможностей.


    Заводской главный тормозной цилиндр является оптимальным вариантом для установки на классические «Жигули»

    Замена без прокачки тормозной системы

    Ниже приведена инструкция, которая позволяет заменить ГТЦ без прокачки тормозной системы и без большой потери тормозной жидкости. Для проведения ремонта необходимо подготовить нужный инструмент и тормозную жидкость ДОТ-4.

    При замене необходимо демонтировать бачок тормозной жидкости от старого ГТЦ, при его демонтаже случаются поломки бачка, рекомендуется при замене ГТЦ приобретать и новый бачок ТЖ.

    Необходимый инструмент:

    • Трещотка с удлинителем и головкой на 17мм;
    • Рожковый ключ на 10мм;
    • Шприц;
    • Отвертка крестовая;

    Пошаговая инструкция

    • Снимаем уплотнитель капота и откручиваем утеплитель отопителя салона крестовой отверткой;

    • Откручиваем крышку бачка тормозной жидкости и с помощью шприца откачиваем тормозную жидкость в заранее подготовленную емкость;

    • Ключом на 10мм откручиваем штуцеры трубок ТЖ;

    • Трещоткой с головкой на 17мм откручиваем 2 гайки крепления ГТЦ к вакуумному усилителю и оттягиваем ГТЦ на себя;

    • Снимаем бачок с ГТЦ (если не купили новый). Устанавливаем бачок на новый ГТЦ, смазав уплотнительные резинки тормозной жидкостью;

    • Устанавливаем новый ГТЦ на вакуумный усилитель и фиксируем его;
    • Вставляем штуцеры тормозной жидкости в ГТЦ, но не закручиваем их;
    • Наливаем в бачок ТЖ до половины;

    • Ждем когда из отверстий, в которые закручиваются штуцеры тормозных трубок, побежит тормозная жидкость;
    • После чего закручиваем и затягиваем штуцеры трубок ТЖ;
    • Доливаем тормозную жидкость между отметками MIN и MAX и закрываем крышку;

    Процесс замены завершен. При такой замене прокачка тормозной системы не требуется.

    Надеемся, наша статья была Вам полезна.

    Неисправности ГТЦ

    Тормозная система ВАЗ 2101 конструктивно имеет множество деталей, которые по причине износа, низкого качества или несвоевременного обслуживания могут выйти из строя. Можно выделить следующие характерные признаки неполадок:

    • медленная остановка транспортного средства после нажатия на тормозную педаль. Одна из причин — пришли в негодность манжетные уплотнения поршней, что привело к потере герметичности;
    • большое усилие на педаль. Такая проблема появляется при увеличении манжет в размерах, например, при установке некачественного ремкомплекта;
    • тормозная педаль имеет короткий ход. Рабочей среде, т. е. тормозной жидкости, некуда уходить из-за того, что засорилось компенсационное отверстие. Кроме этого, возможно перекрытие канала разбухшими манжетами;
    • автомобиль тормозит только при упоре педали в пол. Этот говорит о полном выходе манжетных уплотнений из строя, когда жидкость уходит в бачок, а не в систему;
    • тормозные колодки не отходят от дисков и барабанов, в результате чего они нагреваются во время движения. Причина кроется в заедании одного из поршней либо образовании засора в перепускном отверстии.


      При утрате герметичности жидкость начинает вытекать из цилиндра

    Указанные признаки могут проявляться также и при неполадках с другими частями системы торможения. Например, педаль может проваливаться при отсутствии жидкости в одном из колёсных цилиндров либо в случае попадания в систему воздуха. Поэтому для окончательной диагностики необходимо обратить внимание на дополнительные особенности поведения автомобиля. Например, есть определённые признаки, которые явно указывают на проблемы с другими составляющими тормозной системы, а не с ГТЦ:

    • увод автомобиля в сторону при торможении;
    • подклинивание тормозных механизмов на одном из колёс;
    • появление звуков, нехарактерных для нормальной работы тормозов (скрип, писк, скрежет);
    • нагрев тормозных колодок либо дисков на одном колесе.

    Проверка главного тормозного цилиндра

    Самая частая причина неполадок ГТЦ — износ уплотнителей. При замене манжет нужно учитывать, что ремонт имеет смысл лишь в том случае, когда поршень и стенки цилиндра не имеют выработки. Иначе замена резиновых уплотнений не принесёт никакого результата и вскоре всё равно придётся ставить новую деталь. Перед тем как приступить к проверке главного гидропривода тормозов, следует убедиться, что с другими элементами системы проблемы отсутствуют:

    1. Осматривают колёса с внутренней поверхности на предмет выявления подтёков тормозной жидкости из РТЦ.
    2. Проверяют целостность бачка и шлангов, соединяющих его с ГТЦ, а также наличие жидкости и её уровень.


      Подтёки жидкости на внутренней стороне колеса свидетельствуют о нарушении герметичности тормозной системы

    Явным признаком того, что с главным цилиндром возникли неполадки, является появление жидкости на корпусе узла. Исправный механизм должен быть всегда сухим без намёка на протекание. Если гидропривод утратил герметичность, его необходимо демонтировать в обязательном порядке для дальнейшей разборки и ремонта. Определить, что ГТЦ перепускает жидкость, т. е. она не поступает в систему, а возвращается в расширительный бачок при нажатии на педаль, можно следующим образом:

    1. Открывают крышку резервуара.
    2. На водительское место усаживают помощника. Двигатель не запускают.
    3. Напарник нажимает на педаль тормоза, а вы прислушиваетесь к звукам, которые исходят из бачка.
    4. Если из ёмкости слышно бульканье, а педаль при этом легко нажимается, значит, жидкость вместо системы поступает в бачок. Неисправность заключается в износе уплотнителей, которые неспособны создавать необходимое давление в контурах цилиндра.

    Инструменты и материалы необходимые для замены

    Если сопоставить, сколько стоит главный тормозной цилиндр ВАЗ 2107 (от 500 до 2500 руб.), сложность работы и оплату услуг автосервиса, становится очевидным, что лучше произвести замену самостоятельно. Для этого понадобится всего лишь небольшой набор инструментов и материалов:

    • отвертка;
    • набор ключей и головок на 10 мм и 13 мм;
    • тормозная жидкость;
    • ветошь;
    • хомуты;
    • новый цилиндр;
    • ремкомплект главного тормозного цилиндра ВАЗ 2107;
    • резиновая груша или медицинский шприц не менее 5 мг.

    В том случае, если при разборке окажется, что резиновые шланги потеряли свою эластичность, придется заменить и эти детали.

    Отдельно следует отметить, что чем ниже стоимость главного тормозного цилиндра на ВАЗ 2107, тем хуже запас прочности этой детали. Если вы не готовы производить замену каждый год, не надо выбирать самые дешевые детали.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]