Принципиальное устройство деталей ДААЗ для классических моделей ВАЗ
Работа любого автомобильного ДВС напрямую зависит от качества и количества смеси топлива и воздуха. Эту самую смесь готовит непосредственно карбюратор. К тому же это устройство равномерно распределяет смесь по камерам сгорания.
Карбюратор (ВАЗ 2107 ДААЗ) состоит из нескольких основных деталей. Это диффузор, дроссельная заслонка, а также жиклер и поплавковая камера.
Типы устройств
Если на автомобиле установлен старый мотор, тогда такие автомобили укомплектованы карбюраторами ДААЗ 2107 – 1107010. С новыми моторами и вакуумным корректором применяется новая модель или модификация. Это модель ДААЗ 2107 1107010-20.
Эти изделия производят на Дмитровградском заводе автомобильных агрегатов. Данное предприятие уже достаточно много лет выпускает различное оборудование для классических моделей ВАЗ. ДААЗ 2107 (карбюратор) среди водителей заслужил особое доверие как достаточно надежный.
Сложный и высокоточный прибор
Карбюратор является сложным прибором, состоит из множества различных компонентов. Но полное устройство необходимо только тем, кто профессионально занимается настройкой и регулировкой этих приборов.
Однако, несмотря на все сложности и большое количество деталей, рассмотрим, как устроен данный аппарат конкретней.
Итак, какое имеет карбюратор ДААЗ 2107 1107010 устройство? Этот прибор состоит из поплавковой камеры, в которую в ограниченном количестве поступает топливо. Доступ бензина закрывают игольчатый клапан, а также поплавок, который по внешнему виду напоминает бочонок. Бензин смешивается в специальной смесительной камере. Также карбюратор состоит из дроссельной, а также воздушной заслонки. Кроме них в устройство входят и жиклеры. Топливо распыляется посредством распылителя. Одни из важных составляющих карбюратора — диффузоры. Они работают как сопла, создают конфигурацию потока воздуха.
Регулировка второй камеры карбюратора Солекс
Начнем с того, что во время настройки карбюратора вторая камера обычно не затрагивается, так как зачастую стандартных жиклеров будет достаточно. Также в устройстве карбюратора имеется эконостат, который способен корректировать возможные нюансы. Эконостат представляет собой трубку, которая находится во второй камере под небольшим наклоном.
Задачей эконостата является то, что при полном открытии дросселя разряжение в карбюраторе позволяет засосать через эконостат горючее. Эконостат задействуется тогда, когда двигатель работает на повышенных оборотах и позволяет обогатить топливно-воздушную смесь. Для доработки второй камеры, которая позволяет реализовать «подхват», устанавливают жиклеры для обогащения смеси. Подбор жиклеров в этом случае ничем не отличается от подбора для первой камеры.
ДААЗ 2107 карбюратор: принцип работы
Когда горючее попадет в поплавковую камеру, объем топлива регулируется посредством поплавка. Если он всплывает, то игольчатый механизм перекроет доступ бензина в камеру. Так, камера в данном случае напоминает бачок унитаза. Здесь все то же самое. Но горючее подается не сразу. Сначала оно пройдет через специальный фильтр, чтобы очиститься.
Далее устройство подает горючую жидкость в первую и вторую топливную камеру. Карбюратор ДААЗ 2107 (устройство) предусматривает наличие основных топливных жиклеров, по которым проходит горючее.
Кроме бензина, через воздушные жиклеры в камеры подается воздух, который предварительно прошел очистку в воздушных фильтрах. Воздух затем при помощи специальных трубок и колодцев образует смесь с бензином. Так, получается так называемая эмульсия.
Но это еще не все. Прежде чем попасть в камеры сгорания посредством распылителя, смесь проходит через эконостат. Здесь смесь проходит дополнительное обогащение.
Далее, при помощи распылителей смесь попадает в диффузоры. Здесь производится окончательная подготовка смеси. Карбюратор автомобиля ВАЗ 2107 (ДААЗ ‘овского производства) сконструирован таким образом, что в диффузорах капли топлива вовлекаются в высокоскоростной поток воздуха. Так, воздушно-топливная смесь попадает в центр смесительной камеры.
Педаль газа на автомобилях ВАЗ регулирует положение дроссельной заслонки, которая предназначена для подачи смеси прямиком в цилиндры двигателя.
Чем еще особенный карбюратор ДААЗ 2107? Устройство его включает в себя жиклеры для холостого хода. В этом режиме смесь забирается лишь из первой топливной камеры. Принцип и схема работы топливных камер задействует вторую камеру лишь при выходе двигателя на рабочие температуры. II камера также включается, если нужно быстро набрать обороты и высокую скорость.
Настройка систем Солекса
Уровень топлива в поплавковой камере
Настраиваем уровень топлива. В заводских условиях настройка производится при помощи шаблонов с тестовым поплавком, в гаражных условиях наберитесь терпения, придется несколько раз откручивать и закручивать крышку карбюратора.
Нужно завести и прогреть движок. Снимаем шланг с карбюратора. Важно знать! Бензин здесь под давление, небольшим. Так что как-то будьте к этому готовы. Главное шланг снять, иначе небольшая порция бензина, при откручивании крышки, выльется в поплавковую камеру и уровень будет не точным.
Откручиваем крышку, ОЧЕНЬ АККУРАТНО, ГОРИЗОНТАЛЬНО снимаем её вместе с поплавками.
Измеряем расстояние от крышки карбюратора Солекс до поверхности топлива. Там две камеры и два поплавка, мерить нужно в каждой. Расстояние должно быть 25-35 мм. Регулировка производится отгибанием поплавка в ту или иную сторону. Перелив нужно сливать с поплавковой камеры.
ВАЖНО! Регулировку уровня топлива обязательно производить с заводкой мотора для наполнения поплавковых камер.
Регулировка холостого хода
ВАЖНО! Прогреть двигатель до рабочего температурного режима – 90 градусов.
Глушим, ищем винт качества смеси, он находится внизу, в месте соединения с коллектором. На представленной схеме он под номером 11.
Закручиваем до упора, но без натяга. Заводим, подсос должен быть убран (воздушная заслонка 4 открыта). Выкручиваем винт качества, добиваясь устойчивой работы мотора при отпущенной педали газа. Обороты при этом не должны превышать 1200 об/мин.
Затем закручиваем его до момента, когда он станет дергаться, выдавая неустойчивые обороты. Как только это начнет происходить, делаем 1-2 оборота назад. ОТЛИЧНО! Двигатель работает устойчиво!
А теперь каждому своё! Выставляем тонкие настройки под свои личные требования, кому какие обороты нравятся. Хотя по инструкции производителя 800-900 об/мин. Режим оптимальный.
Форс-мажорные обстоятельства Солекса
Двигатель не меняет обороты при вращении винта качества. Это означает, что бензин попадает в карбюратор и винт качества его не перекрывает.
- не плотно закручена заглушка;
- жиклер с большим диаметром отверстия;
- деформация жиклера
Произведем тестовую диагностику. На заведенном моторе отсоединяем разъем провода электромагнитного клапана 21. Мотор заглохнет. Если заглох, то значит жиклер большой.
Если мотор не заглох, это значит что бензин все-таки поступает еще откуда-то. Чаще всего перетянут винт количества смеси холостого хода 8.
Отличия в модификациях
Как известно, в последние модели ВАЗ 2107 и другие версии устанавливают новый карбюратор ДААЗ 2107 1107010 20. Давайте посмотрим, в чем разница между этой модификацией и старым карбюратором 1107010.
По информации, полученной от специалистов АвтоВАЗа, две эти модификации базируются на одной модели. Здесь принципиальная разница между ними — это экономайзер для принудительного холостого хода. Модель 1107010 имеет ЭПХХ, а новая модификация не оснащена данным узлом.
Хоть карбюратор ДААЗ 2107 20 и не оснащали экономайзером, он оборудован специальным жиклером для подачи топлива. Отличие в том, что здесь холостой ход регулируется посредством электромагнитного запорного клапана. Так, если зажигание отключено, то отсекается подача горючего.
Модификации карбюраторов, устанавливаемых на ВАЗ 2105
На «пятёрку» или Ваз 21053 могут быть установлены 3 типа карбюраторов. Все модели ставятся в недоработанном виде. Рассмотрим, чем они отличаются между собой.
ДААЗ
Карбюратор ДААЗ или Weber — наверное, самый спортивный тип карбюратора, так как наделён большими и максимально открытыми, не зажатыми жиклёрами. Мастера автосервисов говорят, что эта модель доступна и очень надёжна. Здесь нет всяческих ненужных прибамбасов. С ним автомобиль отлично запускается, хорошо ездит, а система холостого хода проще регулируется.
«Озон»
Усовершенствованная модель старого, классического ДААЗ. Получил название «Озон» благодаря своей экологичности, ведь идеально настроенный карбюратор этого типа позволяет снизить расход бензина до 7 литров на 100 км пути.
Минус «Озона» — сложная конструкция, часто приводящая к проблемам с вторичной камерой. Данную неисправность связывают с тем, что дополнительная камера активируется не механически, как на «Веберах», а с помощью пневматического клапана. Также карбюраторы «Озон» сильно чувствительны к загрязнениям. От этого нарушаются регулировки, вторая камера начинает открываться с запаздыванием или полностью не закрывается. К чему это приводит? Ухудшается динамика разгона, спадает отдача мотора, снижается максимальная скорость.
«Солекс»
Лицензионная продукция фирмы Solex. Карбюратор этого типа зарекомендовал себя на автомобиле ВАЗ 2105, 21054 и другой классике только с хорошей стороны. Он получился экономичным и одновременно динамичным. Конструкция целиком отличается от ДААЗ. Здесь имеется «обратка» — система обратной подачи топлива, а также целый ряд дополнительных вспомогательных электронных систем.
Несмотря на такие плюсы, карбюратор «Солекс», особенно встречающийся на территории СНГ, получился несколько проблемным. К примеру, на нём быстро засоряются топливные каналы, так как они узкие. Если же своевременно не обслуживать данную модель, начнутся сбои в системе нейтрального хода.
В некоторых случаях на «пятёрку» может быть установлен карбюратор нестандартного или нештатного типа. Данная инсталляция требует проведения определённых переделок с последующей грамотной регулировкой. Например, такими вариантами являются карбюраторы 21073 и 21083.
Основные неисправности
Для того чтобы можно было провести регулировку, необходимо знать несколько типичных неисправностей. Так как этот узел отвечает за динамические характеристики, то к поломкам можно отнести:
- Проблемы при запуске мотора, чихание двигателя.
- Рывки, дергания, частые провалы на педали акселератора.
- Отсутствие возможностей для разгона.
- Рост потребления топлива.
Так, если при эксплуатации своей машины вы смогли зафиксировать одну или несколько неисправностей из этого списка, тогда детали нужен ремонт.
Нужно знать, что максимально отрегулировать карбюратор ДААЗ 2107 1107010 можно лишь при снятом узле. Процесс не предусматривает очистку этого устройства ворсистой либо шерстяной ветошью. Также не понадобится никаких проволочек для очистки жиклеров.
Вначале при самостоятельной регулировке необходимо первым делом снять с узла крышку. Затем можно перейти к регулировке поплавковой камеры. Это удобно.
Демонтаж карбюратора
Иногда карбюратор требуется демонтировать, например, для замены, ремонта или прочистки. Для подобных работ нужно подготовить набор инструментов, состоящий из рожковых ключей, отвёрток и пассатижей. Если поломка незначительна, то снимать устройство нет необходимости.
В целях безопасности демонтаж карбюратора рекомендуется проводить на холодном моторе.
Затем выполняем следующую последовательность действий:
- В подкапотном пространстве ослабляем хомут на гофрированном патрубке и стягиваем его.
Видео: как снять карбюратор на «семёрке»
Регулируем поплавковую камеру
Поплавок имеет свободный ход. Размер хода должен быть между 6,5 мм с одной стороны и 14 мм с другой стороны. Регулируют ход при помощи специального шаблона.
Если в вашей камере расстояние меньше, необходимо немного подогнуть язычок игольчатого клапана.
Теперь можно отрегулировать работу игольчатого клапана. Когда поплавок поднимается, поступает меньше топлива. Если дроссельная заслонка открывается, расход топлива выше, и поплавок опускается вниз. Для регулировки поплавка по другой стороне необходимо по максимуму отвести поплавок назад и при помощи того же шаблона проверить этот параметр. Если расстояние не 14 мм, тогда следует подогнуть упор крепления.
Регулировка поплавкового механизма
Операция осуществляется в три этапа. Во-первых, выполняется проверка поплавка на предмет его правильного расположения по отношению к стенкам камеры и ее крышки. Указанная процедура дает возможность добиться «идеального» погружения поплавка путем устранения явлений деформирования кронштейна, на котором он крепится. От деформации избавляются элементарно – выравнивают пальцами крепежный элемент.
Во-вторых, закрывают игольчатый клапан и начинают настраивать карбюратор 2107: ставят крышку в вертикальное положение, отодвигают поплавок в сторону, подгибают (при помощи отвертки) язычок кронштейна. Все эти операции выполняются для того, чтобы добиться зазора между поплавком и крышкой на уровне 6–7 мм. В-третьих, открывают клапан, выполняют отвод поплавка в сторону, добиваются зазора между седлом иглы и поплавком 15 мм.
Как видим, регулировку поплавка нельзя считать очень трудной задачей. Справиться с ней не так уж и сложно, главное – быть очень внимательным и аккуратным и не пытаться сделать все побыстрее.
Настраиваем пусковое устройство
Регулировка включает в себя процесс наладки пускового устройства. Для устройств старого образца оно работает на частоте 1500 оборотов. Если осмотреть ДААЗ 2107 (карбюратор для «семерки») с другой стороны, то можно увидеть специальный канал. Если снять узел и осмотреть его сзади, то можно увидеть канал для подвода воздуха.
Для регулировки сначала нужно его снять. Затем необходимо покрутить рычаг так, чтобы воздушная заслонка полностью закрылась. Далее следует перевернуть прибор, а затем провести замеры зазоров между заслонкой и стенкой. Для нашего карбюратора зазор должен составить 0,85 мм. Для подвода зазора под необходимый размер необходимо подогнуть тягу привода.
Далее нужно настроить зазор А. Вы сможете его найти между стенкой канала и кромкой заслонки внизу. Так, нужно закрыть заслонку и утопить шток пускового устройства. В результате она откроется, а зазор должен составить от 5 до 5,4 мм. Для регулировки нужно вращать отвертки регулировочный винт.
Как отрегулировать карбюратор и когда это нужно делать
Регулировка карбюратора своими руками производится после использования низкокачественного бензина или когда работа мотора перестаёт быть стабильной. Для профилактики производитель рекомендует промывать карбюратор специальным составом раз в 6-7 тысяч километров пробега.
Возможные неполадки в работе карбюратора:
- Топливные потёки на карбюраторе. В этом случае нужно замерить давление топлива. Это делается с помощью специального манометра. Каким должно быть давление – подскажет инструкция по эксплуатации. Обычно оно колеблется от 0,2 до 0,3 атмосфер. Если давление в норме, проблема в поплавочной камере и нужна регулировка уровня топлива;
- Нагар на свечах зажигания с запахом бензина. Это явно указывает на проблему с регулировкой поплавков карбюратора или на прогар клапана;
- Неровная работа двигателя на холостом ходу может быть связана не только с карбюратором. Часто такое происходит из-за неправильной регулировки тросика газа. Для проверки нужно отсоединить тросик и повернуть заслонку вручную.
Перед тем как правильно настроить карбюратор нужно его тщательно прочистить. Для чистки рекомендуется использовать специальные жидкости. Жиклеры нельзя чистить зубочистками или иглами. Повреждения жиклеров приведут к нарушению калибровки. Если отверстия не получается прочистить аэрозолями, можно аккуратно почистить мягкой проволокой. При чистке не стоит пользоваться ветошью. Нитки могут забить отверстия, что приведёт к нарушению работы карбюратора. Если с первого раза аэрозоль не удалит все загрязнения, нужно повторить процедуру.
Настраиваем холостой ход
Для начала стоит убедиться в правильности регулировки зажигания. Двигатель должен находиться на рабочих температурах. Для регулировки необходимо вращать регулировочный винт качеств топливной смеси, пока обороты двигателя не станут максимальными.
Далее нужно вращать против часовой стрелки винт количества топлива. Следует добиться еще большей частоты оборотов.
Теперь стоит покрутить еще винт качества, чтобы добавить еще немного оборотов.
Смысл этих операций в том, чтобы качество смеси было минимальным, а обороты холостого хода составляли от 850 до 900. Это наиболее оптимальные значения для карбюраторных двигателей автомобилей семейства «Классики». Больше или меньше этого значения делать обороты не следует, так как они будут считаться нестабильными и повлекут за собой повышенный износ деталей КШМ.
Мы рассмотрели несколько возможных способов регулировки, которые можно выполнить своими руками. Но если вы не уверены в своих действиях, лучше все-таки доверить свой ДААЗ 2107 (карбюратор от «семерки») специалисту, который в них отлично разбирается.
О главном жиклере
Устройство ремонт и регулировка карбюратора к 151С
Нужный состав смеси при полностью открытом дроссельном золотнике определяется правильным подбором главного жиклера. Работники карбюраторного завода, конечно, выполнили эту работу достаточно точно. Все жиклеры обычно имеют маркировку, обозначающую их пропускную способность (более подробно об этом можно прочитать в № 9 «За рулем» за 1970 год).
Главный жиклер изготовлен по первому классу точности, поэтому, прежде чем брать в руки дрель и рассверливать его (если вдруг возникло такое желание), убедитесь в том, что у вас есть хоть один «нормальный» жиклер в запасе! Кажущееся небольшим увеличение диаметра часто приводит к непоправимому обогащению смеси, падению мощности и перерасходу бензина
На пропускной способности жиклера отражается также состояние его входного и выходного отверстий и их фасок, чистота обработки канала, поэтому обращаться с жиклером нужно очень осторожно, категорически запрещается чистить его твердыми металлическими предметами. В процессе эксплуатации главный жиклер практически не изнашивается, но в калиброванном отверстии могут откладываться смолы, выделяющиеся из бензина и масла, здесь же могут задерживаться соринки
Отложения смол хорошо смываются ацетоном, растворителями «647», «649», спиртом. Если мотоциклист не знает о том, что бензобак нужно основательно промывать хотя бы раз в три-четыре года, у него бывают неприятные приключения. Как правило, двигатель «любит» отказывать во время рискованных обгонов, когда на него вся надежда, на крутом подъеме по горной тропе, над обрывом или, что не менее волнующе, где-нибудь на перекрестке двух широких улиц в часы «пик». Часто это случается и ночью.
В процессе эксплуатации дорожного мотоцикла обычно не бывает нужды заменять главный жиклер. Но в отдельных случаях, например при подготовке форсированного двигателя, при установке карбюратора другого типа или воздухоочистителя, необходима иная производительность главного жиклера. В этих случаях надо подобрать его опытным путем. Основным показателем правильности выбора является максимальная скорость мотоцикла. Кроме того, двигатель не должен давать перебоев и «захлебываться» при резком и полном открытии дроссельного золотника. Подбирая главный жиклер, всегда идут от богатой смеси к бедной (в противном случае легко можно повредить мотор). Слишком бедная смесь резко повышает температуру двигателя, что часто заканчивается заклиниванием поршня, приводит к прогоранию его днища или стенки у выпускного окна, где поршень больше всего соприкасается с горячими газами. Наилучший жиклер тот, при котором достигнута наибольшая скорость. Иногда для обеспечения лучшей смазки двухтактного двигателя останавливаются на жиклере, который дает даже немного большее (на 5—10 процентов) обогащение. Одновременно с проверкой скорости оценивают качество смеси по состоянию свечи зажигания непосредственно после работы двигателя на максимальной нагрузке и высоких оборотах. При правильном ее составе концы электродов свечи бархатистые, от темно-серого до светло-черного цвета, изолятор центрального электрода — коричневый. Если электроды и центральный изолятор черные, значит смесь богатая. Светлосерый или белый цвет электродов — свидетельство бедной смеси.
Требуемая пропускная способность жиклера зависит от типа воздухоочистителя и его чистоты. Чем меньше сопротивление, оказываемое им потоку воздуха, тем слабее разрежение над соплом распылителя и беднее смесь, и наоборот. Об этом не следует забывать при любых переделках. Некоторые воздухоочистители, особенно с микрофильтрующим бумажным элементом (как на «Яве»), очень чувствительны к скапливающейся в них пыли. На мотоцикле Ява, например, необходимо периодически заменять фильтр, иначе смесь, постоянно обогащаясь, начинает заметно снижать мощность двигателя.